Стихотворение Н.А.Некрасова В дороге. Восприятие, истолкование, оценка.

СОДЕРЖАНИЕ: Стихотворение Н.А.Некрасова В дороге. (Восприятие, истолкование, оценка.) Автор: Некрасов Н.А. Сюжетная конструкция стихотворения Н.Некрасова достаточно проста. Воспитанная по-барски, в среде правящего класса, девушка попадает в обычную мужицкую семью, где книга

Стихотворение Н.А.Некрасова В дороге. (Восприятие, истолкование, оценка.)

Автор: Некрасов Н.А.

Сюжетная конструкция стихотворения Н.Некрасова достаточно проста. Воспитанная по-барски, в среде правящего класса, девушка попадает в обычную мужицкую семью, где книга

- редкость, где жизнь скотская: работа, пьянка, сквернословие, физическое насилие.

В какой-то мере это судьба Рабыни Изауры, Дяди Тома,

- распространенная тема для Америки, но решаемая в западном искусстве чаще всего путем мелодрамы.

Совсем иначе звучит социальная драма в поэтическом изложении русского поэта. Стихотворные строки всегда емкие и несут огромный объем информации. У Некрасова они емкие вдвойне. Мы узнаем о том, что новый хозяин перебрал по ревизии души и с запашки ссадил на оброк, что навязанного девятнадцатилетнего мужа барышни-крестьянки посадили на тягло, то есть вынудили работать извозчиком, что девушка никак не могла привыкнуть не только к тяжелой работе, но даже к одежде, типичной для крестьян (то натерли ей ногу коты, то, слышь, ей в сарафане неловко).

Девушка всячески старается защититься от грубой среды тем, что на какой-то патрет все глядит да читает какую-то книжку.... Сына она пытается воспитывать интеллигентно, учит грамоте, моет, стрижет, словно барчонка, каждый день чешет, — что вызывает законную тревогу у мужа: Инда страх меня, слышь ты, щемит, что погубит она и сынишку. Впрочем, как выясняется дальше, девушке не долго осталось жить: Чай, свалим через месяц в могилу..., хотя муж — мужик любил ее по-своему и как мог потакал ее слабостям:

...Видит Бог, не томил

Я ее безустанной работой...

Одевал и кормил, без пути не бранил,

Уважал, тоись, вот как, с охотой...

А, слышь, бить — так почти не бивал,

Разве только под пьяную руку...

Стихотворение сделано добротно и прочно. Передана стилистика крестьянской речи того времени, виден характер, чувствуется искреннее страдание рассказчика. Очень уместно второе лицо - барин, задающий вопрос, высокомерность которого чувствуется:

...Небылицей какой посмеши

Или, что ты видал, расскажи —

Буду, братец, за все благодарен.

Точно так же чувствуется, что слушатель не вполне доволен печальным рассказом и поэтому обрывает ямщика довольно бесцеремонно: Ну, довольно, ямщик! Разогнал ты мою неотвязную скуку.

В сущности, это не просто стихотворение, это мини-пьеса, полноценный кусок жизни, как бы вырезанный из реальности со всеми подробностями. Эта скорбная тема часто повторяется в творчестве Некрасова. Все мы знаем чудесный романс Тройка, но вдумаемся в некоторые строки этой песни.

Завязавши под мышки передник,

Перетянешь уродливо грудь,

Будет бить тебя муж-привередник

И свекровь в три погибели гнуть,

От работы и черной и трудной

Отцветешь, не успевши расцвесть,

Погрузишься ты в сон непробудный,

Будешь нянчить, работать и есть.

Разве не страшно, что превращение бойкой дивчины в скотину происходит быстро и неумолимо:

И в лице твоем, полном движенья,

Полном жизни, — появится вдруг

Выраженье тупого терпенья

И бессмысленный, вечный испуг.

Продолжить разговор об одном конкретном стихотворении Некрасова нельзя без краткого обзора его социальной лирики. Ярчайшим проявлением новой лирической темы — социальной — стало стихотворение Еду ли ночью по улице темной (1847). Это душераздирающая история женщины, которую нужда, голод и смерть ребенка выгнали на панель. Беззащитная, больная и бездомная женщина вызывает жалость, но нет возможности помочь несчастной жертве социальной неустроенности. Из этого же ряда многие стихотворения 40-50-х годов: В дороге, Перед дождем, Тройка, Родина, Псовая охота, маленький цикл На улице, Несжатая полоса, Маша, Тяжелый крест достался ей на долю, В больнице. Пафос этих стихотворений, источник лиризма в них суммируются и обобщаются в небольшой поэме Рыцарь на час (1862), особенно в знаменитых строках: От ликующих, праздно болтающих, обагряющих руки в крови уведи меня в стан погибающих за великое дело любви. Так поэт обращается к матери. Эти строки волнуют и сегодня. Второй художественный принцип Некрасова-лирика — социальный аналитизм. И это было новым в русской поэзии, отсутствующим и у Пушкина, и у Лермонтова, тем более у Тютчева и Фета. С дошкольного возраста мы помним стихи Однажды, в студеную зимнюю пору -- про мужичка с ноготок. Но не все знают, что предшествует этому отрывку в стихотворении Крестьянские дети, где герой оборачивает другой стороною медаль крестьянского детства: Положим, крестьянский ребенок свободно растет, не учась ничему, но вырастет он, если Богу угодно, а сгибнуть ничто не мешает ему. То есть герой некрасовской лирики умеет видеть социальный смысл воспроизводимых явлений и предавать его своим вполне лирическим излияниям. Иными словами, носителем, субъектом социальной типизации оказывается не только автор, но и его лирический герой. Социальный аналитизм пронизывает два известнейших стихотворения Размышления у парадного подъезда (1858) и Железная дорога (1864) В Размышлениях... конкретный единичный факт — приход мужиков с просьбой или жалобой к министру государственных имуществ — возводится в ранг типичного явления: Знать, брели-то долгонько они из каких-нибудь дальних губерний. Лирический герой домысливает то, что на увиденных им из окна мужиках, как говорится, не написано. То же происходит в четверостишии За заставой, в харчевне убогой... и, наконец, в знаменитом финале стихотворения Назови мне такую обитель.... За Железную дорогу редактор Современника, где она впервые была напечатана, и он же автор стихотворения получил второе, предпоследнее предупреждение о возможном закрытии журнала от самого министра внутренних дел Валуева, известного автора либерально-реформаторских проектов. Особые нарекания цензуры вызвал на первый взгляд вполне невинный эпиграф: цензоры поняли, что все страшно эффектное, как выразился один из них, стихотворение придает эпиграфу острый общественный смысл и бросает тень не только на руководившего строительством Николаевской железной дороги бывшего главноуправляющего железными дорогами графа Клейнмихеля, но и на его умершего покровителя, и на его ныне царствующего сына. Вто рая и четвертая части стихотворения, проведенный в них социальный анализ выливались в страшное обвинение правительства в геноциде, как сказали бы сегодня, и спаивании собственного народа.

Как мы видим, стихи Некрасова производили тот же эффект, что и газетные статьи, фельетоны, критическая публицистика. Только в отличие от газетных материалов эти стихи не исчезли в архивах, а живут и будут жить еще долго.

Скачать архив с текстом документа