Стилистика повестей Н.В.Гоголя
СОДЕРЖАНИЕ: Стилистика повестей Н.В.Гоголя Автор: Гоголь Н.В. В веселом комизме и юморе Вечеров на хуторе близ Диканьки Белинский увидел полноту жизни, ее правдивое изображение: Это комизм веселый, улыбка юноши, приветствующего прекрасный Божий мир. Тут все светло, все блестит радостию и счастием: мрачные духи жизни не смущают тяжелыми предчувствиями юного сердца, трепещущего полнотою жизни.Стилистика повестей Н.В.Гоголя
Автор: Гоголь Н.В.
В веселом комизме и юморе Вечеров на хуторе близ Диканьки Белинский увидел полноту жизни, ее правдивое изображение: Это комизм веселый, улыбка юноши, приветствующего прекрасный Божий мир. Тут все светло, все блестит радостию и счастием: мрачные духи жизни не смущают тяжелыми предчувствиями юного сердца, трепещущего полнотою жизни. Здесь поэт как бы сам любуется созданными им оригиналами. Однако ж эти оригиналы — не его выдумка, они смешны не по его прихоти: поэт строго верен в них действительности. И поэтому всякое лицо говорит и действует у него в сфере своего быта, своего характера и того обстоятельства, под влиянием которого оно находится.
В своих повестях Гоголь показал с особой наглядностью значение обращения к языку народа. Праздничность, яркая живопись Вечеров..., их лукавый и задорный юмор, их лирическая поэтичность — все это показывает языковое мастерство писателя. Желая подчеркнуть народный характер своих повестей, Гоголь делает их собирателем старика пасичника Рудого Панька. Этот образ служит не только для объединения повестей — он придает им внутреннее единство, характеризует народное, безыскусное восприятие мира, доверчивое простодушие и вместе с тем лукавую иронию, которой окрашивается все повествование.
В Пропавшей грамоте и в Заколдованном месте рассказ ведется от лица дьячка Фомы Григорьевича. Его рассказ обильно уснащен разговорными оборотами, комическими сопоставлениями и сравнениями.
Гоголь, как художник, пользовался богатейшими возможностями на родной речи, расширяя границы литературного языка, придавая ему разнообразие и яркость живой речи. Однако писатель не стремился к уснащению своего языка словами местного происхождения, к обилию украинских слов — он пользовался прежде всего основным словарным фондом русского языка. Гоголь сумел стать подлинным живописцем речи, с удивительной точностью и выразительностью рисуя средствами языка характер, профессию, социальное положение своих героев.
Яркая народная речь Вечеров на хуторе... внесла ценный вклад в развитие русского литературного языка. Пленительные картины украинской природы, образы представителей украинского народа, показанные Гоголем в этой книге, вдохновили крупнейших русских художников и композиторов на создание замечательных произведений: опер Чайковского Черевички, Римского-Корсакова Майская ночь, Мусоргского Сорочинская ярмарка, картин и иллюстраций Репина, Маковского, Крамского и других выдающихся русских художников.