Стимулирование сбыта товаров посредством проведения ярмарок и выставок

СОДЕРЖАНИЕ: Содержание Введение ….. …3 1. Теоретические аспекты ярмарок и выставок ….5 Теоретические основы ярмарок и выставок ...5

Содержание

Введение ……………………………………………………………..……………3

1. Теоретические аспекты ярмарок и выставок …………………………….5

1.1 Теоретические основы ярмарок и выставок………………………………...5

1.2 Какие бывают ярмарки и выставки………………………………………….8

1.3 Цели участия фирмы в работе ярмарок и выставок…………………….…10

1.4 Подготовка к участию в работе ярмарки или выставки………………..…12

1.5 Работа персонала на ярмарке или выставке……………………………….16

2. Выставка и ярмарки как способ стимулирования сбыта товара …….19

2.1 Анализ выставочно-ярмарочной деятельности в г. Хабаровске……….…19

2.2 Рекомендации участникам выставок г. Хабаровска………………………21

Заключение ………………………………………………………………….…..25

Список используемой литературы ………………………………………..….26


Введение

Формирование рыночной экономики вызвало живой интерес к формам и методам производственно-коммерческой деятельности, используемым в практике мировых экономических процессов. Особое место среди них занимает маркетинг, который обеспечивает не только эффективное удовлетворение потребностей рынка, но и успех предприятия в конкурентной борьбе.

Для того чтобы реально использовать маркетинг как надёжный инструмент достижения успеха на рынке, руководителям и специалистам предприятий необходимо овладеть его методологией и умением творчески применять её в зависимости от конкретной ситуации. Наиболее ярким средством современного маркетинга являются выставочные мероприятия. Выставочные мероприятия представляют предприятию очень широкие возможности одновременного распространения и получения широкого спектра экономической, организационной, технической и коммерческой информации. Участие в работе выставок и ярмарок является эффективным и мощным средством формирования маркетинговых коммуникаций предприятий.

Актуальность темы исследования. Развитие рыночных процессов в российской экономике свидетельствует о том, что со стороны предпринимательских структур возрастает интерес к концепции управления и маркетинговым методам воздействия на формирование спроса и укрепление позиций на современном рынке. Несмотря на сложное экономическое положение многих компаний в современных условиях, проявляется тенденция к усилению их выставочной активности, что свидетельствует о роли выставок как о важном средстве выживания в конкурентной борьбе и предпринимательской деятельности.

Следует отметить, что использование выставок в деятельности компаний и функционирование выставочного механизма требует соответствующих финансовых, кадровых и материально-технических ресурсов, а также специальной подготовки и обучения работников в области выставочного дела, организации и управления выставочными процессами. В свою очередь управление выставочными проектами связано с рисками, что требует разработки организационных и методических подходов.

Объектом исследования являются выставки и ярмарки в маркетинге.

Цель работы – участие в работе выставок и ярмарок является эффективным способом продвижения товара на рынок.

Задачи работы изучить характеристику выставочных мероприятий, организацию работы персонала фирмы, а также проанализировать выставочно-ярмарочную деятельность в г. Хабаровске и дать рекомендации участникам выставки.

Глава 1. Теоретические аспекты организации выставочных мероприятий

1.1. Теоретические основы ярмарок и выставок

В наш насыщенный информационный век акцент в коммерческой деятельности организации переноситься с производственных и распределительных аспектов на коммуникационные. В связи с этим предприятие сталкивается с необходимостью разработки собственного коммуникационного комплекса для сохранения и укрепления конкурентных позиций на рынке. Коммуникационный комплекс фирмы может быть определен как совокупность элементов, объединяющих участников, носителей и средства передачи информации, направленную на установление и поддержание определенных взаимоотношений с адресатами в рамках общей маркетинговой политики фирмы. К элементам коммуникационного комплекса традиционно относят рекламу, прямые продажи, стимулирование продаж и связей с общественностью. Участие в выставочных мероприятиях позволяют универсально применять весь вышеперечисленный комплекс. Давно уже став самостоятельным направлением коммуникационной деятельности, участие в выставках и ярмарках представляет собой сложную единую систему приемов и средств, влияющих, на сбыт товара.

Значение выставочных мероприятий для туристского предприятия можно сравнить с функцией барометра для метеоролога: его одного недостаточно для прогноза погоды, но без него сделать это не представляется возможным. Так и с помощью выставочных мероприятий невозможно решить все проблемы фирмы, но они являются незаменимым средством маркетинговых коммуникаций, которым туристское предприятие не должно пренебрегать. Комплекс маркетинговых коммуникаций состоит из пропаганды, прямых продаж, стимулирования сбыта, рекламы (печатной, наружной и т.д.).

В этой главе мы подробно рассмотрим, что же такое реклама, выставка и ярмарка в целом.

Реклама является определяющим элементом, представляющим собой в условиях глобализации, монополизации и технологизации экономики важнейший носитель информации. Реклама - это распространение информации о товарах и услугах с целью ускорения их продажи; установления контактов между покупателем и товаром, пропаганда товаров и информация о способах их покупки; средство, содействующее появлению у покупателя заинтересованности и желания купить данный товар. Торговая реклама - представляет собой краткую, эмоционально окрашенную информацию, направляемую потенциальным покупателям (потребителям) для побуждения их к совершению действий, связанных с приобретением (использованием) товаров и услуг.

Выделяют три основные функции рекламы:

1) информативная - сообщение о существовании товара, ознакомление с его основными свойствами, параметрами, особенностями; сведения, где и в какое время продается товар;

2) психологическая - воздействие на чувства самооценки, соображения престижа, взгляды и предпочтения потребителей;

3) стимулирующая - напоминание, побуждение к покупке.

В зависимости от того, каковы общие цели рекламы, выделяют две главные ее разновидности:

1) имиджевая реклама, которая формирует образ товара и имидж фирмы;

2) коммерческая реклама, которая стимулирует продажи, ускоряет товарооборот и помогает искать выгодных партнеров[1] .

Выставочные, ярмарочные мероприятия являются наилучшим местом для использования всех рекламных возможностей.

ВЫСТАВКА - это рыночное мероприятие, проходящее в четко установленные сроки с определенной периодичностью, демонстрирующее товары и услуги фирм-участников, достижения науки и техники, передового опыта одной или нескольких отраслей народного хозяйства или информирующее посетителей с целью содействия сбыту продукции.

Выставка адресована преимущественно посетителям-специалистам.

ЯРМАРКА - рыночное мероприятие, проходящее в четко установленные сроки с определенной периодичностью, демонстрирующее товары и услуги фирм-участников одной или нескольких отраслей народного хозяйства, нацеленных на заключение прямых торговых сделок по представленным образцам, в национальном и международном масштабах.

Для ведения статистики и расчета эффективности контактов необходимо четко понимать и разделять определения всех присутствующих людей на выставке.

Посетитель выставки - это лицо, посещающее выставку в дни и часы ее официальной работы с целью знакомства с демонстрируемыми экспонатами и участия в программе выставки. Посетители делятся на специалистов и неспециалистов. Посетитель-специалист - это лицо, представляющее аудиторию рынка, ожидаемую организаторами и участниками, и посещающее выставку (ярмарку) по деловым или профессиональным причинам. Участники сопутствующих мероприятий, таких как конференции, семинары, конгрессы, фестивали, проходящих в рамках данной выставки и по ее теме, считаются посетителями-специалистами и входят в общее число посетителей, если они посетили само выставочное мероприятие[2] .

Также, посетители делятся на две категории: «национальные» и «иностранные», причем определение «национальный» означает принадлежность к стране организатора выставки. Посетитель считается только один раз за все время выставки/ярмарки независимо от числа его посещений.

Посещение - это действие лица, которое в любой день и час официальной работы выставки посещает мероприятие по входному документу и которое является представителем аудитории рынка, ожидаемой организаторами и участниками. В подсчет «посещений» мероприятия включаются:

1) лица, купившие билеты непосредственно на выставке;

2) лица, купившие билет до выставки и посетившие выставку;

3) лица, имеющие пригласительный билет или льготный билет и посетившие выставку, а также:

4) лица, посетившие выставку по сезонному билету;

5) журналисты.

Из подсчета «посещений» исключаются: сотрудники выставочного центра и организатора; сотрудники сервис-провайдеров; сотрудники фирм, организаций-участников.

1.2 Какие бывают ярмарки и выставки

Количество ярмарок и выставок, ежегодно проводимых как в отдельных странах, так и в мире в целом, постоянно возрастает. Только в международном каталоге ежегодно фиксируется более 3,5 тысячи таких регулярно проводимых мероприятий более чем в 100 странах мира.

Кроме того, проводится значительное число различных национальных, региональных и местных ярмарок и выставок. Чтобы хоть как-то ориентироваться в этом множестве ярмарок и выставок, нужно дать хотя бы приблизительную их классификацию. Эту классификацию можно проводить по нескольким признакам. Вместе с тем наиболее часто при классификации ярмарок и выставок учитывают:

· частоту проведения;

· состав предлагаемых экспонатов;

· характер торговых операций;

· сферу действия;

· цель проведения мероприятия.

· учетом частоты проведения ярмарок и выставок обычно рассматривают:

-- периодические ярмарки и выставки;

-- ежегодные ярмарки и выставки;

-- сезонные ярмарки и выставки.

Частота проведения ярмарок и выставок зависит главным образом от вида предлагаемых экспонатов. Если, например, речь идет о модной одежде, то такие выставки-продажи организуются от двух до четырех раз в год, в то время как демонстрация и продажа определенной продукции производственного назначения[3] .

Классификация ярмарок и выставок может производиться с интервалом от двух до пяти лет. В последнем случае и говорят о периодических ярмарках и выставках, т. е. о таких мероприятиях, которые проводятся через каждые два-три года или через более длительный интервал времени. В зависимости от состава экспонатов обычно ярмарки и выставки подразделяют на:

· универсальные;

· многоотраслевые;

· отраслевые;

· специализированные.

Следующим главным фактором, который обычно учитывается при классификации ярмарок и выставок, является характер торговых операций, совершаемых во время их проведения. С учетом этого обычно выделяют:

· ярмарки и выставки потребительских товаров;

· ярмарки и выставки продукции производственного назначения;

· ярмарки и выставки услуг

Следующим важным фактором, который обычно учитывается при классификации ярмарок и выставок, является сфера их действия. С учетом этого ярмарки и выставки подразделяются на:

· региональные;

· национальные;

· международные

Как внутри государства, так и за рубежом могут проводиться и международные ярмарки и выставки. Организация таких мероприятий предполагает участие в их работе фирм из различных стран, причем обычно считается, что данная ярмарка или выставка является международной, если среди ее экспонатов, по крайней мере, 10-15 % принадлежит фирмам зарубежных стран. Наконец, можно классифицировать ярмарки и выставки с учетом целей их проведения. Такой подход позволяет ярмарки и выставки подразделять на:

· торговые;

· ознакомительные;

· коммуникационные.

1.3 Цели участия фирмы в работе ярмарок и выставок

Участвуя в работе ярмарки или выставки, каждая фирма хочет использовать конкретные мероприятия для достижения своей главной цели - обеспечения эффективной предпринимательской деятельности в долгосрочной перспективе. Этой цели и ее достижению должны быть подчинены цели более низкого уровня, в частности цели реализации маркетинга. Последними, например, являются:

· обеспечение эффективной товарной политики;

· реализация действенной ценовой политики;

· обеспечение эффективной политики распределения товаров;

· реализация действенной политики продвижения.

Достижение сформулированных целей может быть обеспечено, если будут достигнуты цели более низкого уровня. В качестве таких, например, по отношению к обеспечению эффективной товарной политики можно указать:

· расширение ассортимента предлагаемых товаров;

· оценка новых товаров;

· улучшение качества производимых товаров;

· перепозиционирование товара на рынке.

Что касается ценовой политики, то здесь для обеспечения ее действенности возможными целями участия в ярмарке или выставке могут быть:

· определение верхней границы цены товара;

· определение наиболее приемлемого уровня сервисного обслуживания;

· адаптация методов ценовой политики к используемым подходам к решению аналогичных задач конкурентами.

С точки зрения совершенствования распределения товаров основными целями участия в ярмарках и выставках обычно являются:

· поиск новых торговых партнеров;

· оценка эффективности сложившейся системы распределения;

· создание и совершенствование деятельности торговых сетей.

Наконец, для обеспечения эффективной политики продвижения товаров в качестве целей участия в ярмарках и выставках могут быть:

· создание высокого имиджа товара или услуг;

· активизация отдельных элементов политики продвижения;

· создание фирменного имиджа.

Указанные выше цели уточняются и конкретизируются для каждой конкретной ярмарки или выставки. При этом наряду с перечисленными могут быть сформулированы и другие, более общие цели. В частности, такими могут быть:

· увеличение объемов продаж в краткосрочной перспективе;

· исследование конкурентов;

· исследование товаров;

· презентация фирмы и ее товаров;

· расширение числа клиентов и др.

1.4 Подготовка к участию в работе ярмарки или выставки

Рассматривая подготовку фирмы к участию в работе конкретной ярмарки или выставки, следует, прежде всего, учитывать, каким образом эта подготовка осуществляется, а именно, организует фирма самостоятельно подготовку к участию в работе данного мероприятия или пользуется услугами коммерческой фирмы, имеющей опыт работы или связи в области ярмарочной и выставочной деятельности.

Наконец, фирма может принять участие в коллективных экспозициях, когда непосредственной подготовкой к ярмарке или выставке занимаются отдельные организации. Например, подготовкой постоянно проводимых национальных ярмарок и выставок занимаются, как правило, промышленно-торговые палаты соответствующих стран и различные государственные организации. Одновременно в организации коллективных экспозиций могут участвовать и различные коммерческие фирмы.

Услугами коммерческих фирм, специализирующихся в области ярмарочной и выставочной деятельности, могут и самостоятельно воспользоваться фирмы-экспоненты. В этом случае им следует иметь в виду, что стоимость услуг, оказываемых такими фирмами, составляет не менее 10 % стоимости арендной площади.

Итак, фирмам-экспонентам, принявшим решение об участии в работе ярмарки или выставки, необходимо определиться, каким образом будет осуществляться подготовка к данному мероприятию, проинформировать организационный комитет ярмарки или выставки о своем участии в ее работе путем подачи соответствующей заявки.

В идеале подготовка к участию в работе конкретной ярмарки или выставки должна начинаться примерно за год до ее открытия. Эта подготовка предполагает выполнение целого ряда работ, обусловленных необходимостью достижения сформулированных целей и требующих некоторых затрат, как правило, ограниченных возможностями фирмы.

Все отмеченные работы следует расположить в определенной последовательности с указанием возможных сроков их выполнения, необходимых ресурсов и ответственных исполнителей. Иными словами, целесообразно построить сетевой график, моделирующий процесс подготовки к участию в каждой конкретной ярмарке или выставке, и на его основе рассчитать сроки начала и окончания отдельных работ, обеспечивающих своевременную подготовку к данному мероприятию[4] .

Одновременно с указанием ответственных исполнителей по отдельным работам необходимо иметь менеджера, ответственного за подготовку фирмы в целом к участию в работе данной ярмарки или выставки.

В результате выполнения всего комплекса работ, обусловленного подготовкой к участию в данной ярмарке или выставке, обеспечивается решение следующих задач:

· способ участия в ярмарке или выставке;

· выявляется необходимость участия посредников и их роль

· в подготовке фирмы к ярмарке или выставке;

· определяется перечень экспонатов и необходимая для их представления площадь. Такие экспонаты устанавливаются службой управления маркетингом и их выбор основывается на результатах сегментирования рынка с учетом как места проведения ярмарки или выставки, так и состава потенциальных посетителей данного мероприятия.

· Количество выбираемых экспонатов зависит от сформулированных фирмой целей и предполагаемой к использованию ярмарочной и выставочной площади. Последнее в свою очередь определяется средствами, выделяемыми на участие фирмы в работе данного мероприятия; - обосновываются выбор стенда и его конструкция, позволяющая демонстрировать соответствующие экспонаты;

· подбирается персонал и проводится обучение его работе на ярмарке или выставке. Персонал должен хорошо знать экспонируемый товар, уметь показать его в действии, а также объяснить его основные функции и преимущества. Кроме того, персонал, участвующий в работе ярмарок и выставок должен быть знаком с общепринятыми правилами поведения на подобных мероприятиях и соблюдать их.

· составляется план проведения маркетинговых исследований, реализация которых призвана обеспечить решение маркетинговых проблем;

· подготавливаются необходимые материалы для каталога ярмарки или выставки. Как правило, такой каталог создается организациями данного мероприятия за несколько месяцев до его начала и содержит краткую информацию об участниках данной ярмарки или выставки.

· составляется план и в соответствии с ним организуются транспортировка, складирование, хранение и страхование экспонатов, а также различных материалов, требующихся как для изготовления и оформления стенда, так и для других целей, обусловленных участием фирмы в работе данной ярмарки или выставки.

· организуется рекламная кампания, призванная привлечь внимание потенциальных посетителей ярмарки или выставки к факту участия фирмы в ее работе.

· создаются и изготавливаются соответствующие информационные материалы.

· согласовываются все организационные вопросы с оргкомитетом ярмарки или выставки.

· печатаются и рассылаются приглашения потенциальным посетителям ярмарки или выставки, в которых заинтересована фирма.

Решение перечисленных выше задач призвано обеспечить подготовку фирмы к участию в работе конкретной ярмарки или выставки. И уже за день до открытия или непосредственно в день начала работы ярмарки или выставки сотрудники фирмы должны быть готовы принять у фирменной экспозиции представителей средств массовой информации[5] .

1.5 Работа персонала на ярмарке или выставке

Основная роль в обеспечении успешного участия фирмы в ярмарке или выставке принадлежит персоналу, занятому в проведении данного мероприятия. Как уже подчеркивалось выше, этот персонал должен пройти соответствующее обучение и с ним необходимо провести инструктаж, во время которого следует оговорить вопросы, касающиеся данной ярмарки или выставки. А именно, прежде всего следует рассмотреть:

· цели участия в ярмарке или выставке;

· распорядок работы сотрудников фирмы;

· обязанности отдельных сотрудников во время проведения данного мероприятия;

· график дежурства на стенде;

· порядок работы со средствами массовой информации;

· перечень услуг, предоставляемых на ярмарке или выставке;

· сегменты возможных посетителей;

· возможные модели поведения посетителей ярмарки или выставки;

· порядок проведения маркетинговых исследований;

· состав экспонентов;

· основные качественные параметры представляемых товаров, их цена и конкурентные преимущества;

· порядок регистрации всех пожеланий и рекомендаций посетителей ярмарки или выставки;

· порядок подведения итогов участия фирмы в ярмарке или выставке и др.

Обсуждение всех указанных выше вопросов является, безусловно, необходимым условием для успешной работы персонала на ярмарке или выставке. Однако практическая реализация обсужденных вопросов, несомненно, зависит от подбора персонала, его квалификации. Что касается квалификации персонала, участвующего в работе ярмарки или выставки, то она должна удовлетворять определенным специфическим требованиям, это прежде всего:

· высокий уровень теоретических и практических профессиональных знаний;

· уверенное поведение и находчивость во время нестандартных ситуаций;

· хорошо поставленная речь;

· знание иностранных языков;

· опыт работы на ярмарках и выставках;

· умение работать со средствами массовой информации;

· умение находить обоснованные решения в сложных ситуациях.

Свои профессиональные знания персонал ярмарки или выставки реализует как, работая на стенде фирмы, так и за его пределами. Что касается работы на стенде, то здесь первоочередными задачами персонала являются привлечение как можно большего числа посетителей стенда и установление контактов с посетителями, выявление среди них существующих и потенциальных клиентов или деловых партнеров и обеспечение с ними дальнейших контактов в целях организации эффективной предпринимательской деятельности.

Работа персонала вне стенда сводится, прежде всего к:

· изучению специфики ярмарки или выставки в целях участия в ее работе в будущем;

· изучению товаров фирм-конкурентов, их цены и каналов распределения;

· генерации идей о разработке новых товаров;

· поиску новых посредников;

· поиску новых стратегических партнеров;

· исследованию путей и возможностей продвижения товаров на целевые рынки.

При решении сформулированных задач персонал фирмы учитывает реальные результаты, подводит итоги участия в ярмарке или выставке и разрабатывает, рекомендации по устранению выявленных недостатков.

2. Выставка и ярмарки как способ стимулирования сбыта товара

2.1 Анализ выставочно-ярмарочной деятельности в г. Хабаровске

Анализ современных тенденций развития выставочного бизнеса показывает, что функции выставок существенно расширились. Кроме традиционных: рекламных, информационных, коммуникативных, выставки могут стать полигоном аттестации качества товаров и услуг, исследования рынков, формирования взаимоотношений между разработчиками и потребителями, продавцами и покупателями. ОАО Хабаровская международная ярмарка - лидирующая выставочно-ярмарочная компания дальневосточного региона России, созданная Комитетом государственного имущества Хабаровского края в 1994 году.

В настоящее время проводятся ежегодно 10 календарных (20 специализированных) выставок-ярмарок, на каждой из которых участвуют от 150 до 250 предприятий из городов Дальнего Востока, Сибири, Забайкалья, Урала, центральных регионов России и из-за рубежа (Китая, Кореи, Японии). До 50-70% экспонентов являются постоянными участниками выставок и ярмарок. Количество посетителей на каждой выставке составляет от 3 до 5 тысяч человек в день. С 2000 года в рамках всех выставок проводится конкурс Золотая медаль Хабаровской международной ярмарки, который становится все более престижным. В июне 2006 года Хабаровская международная ярмарка награждена Национальной премией ТПП РФ Золотой Меркурий за вклад в развитие российского предпринимательства. Информационной поддержкой выставок занимаются от 30 до 50 различных средств массовой информации. Рекламно-информационная компания начинается обычно за 6-8 месяцев до начала каждой выставки и поглощает до 15% бюджета предприятия.

Проводимые выставки являются эффективным инструментом поддержки отечественных производителей: каждый третий участник – производитель, более 80% участников – представители малого и среднего бизнеса. Выставки «Энергетика Дальневосточного региона», «Лес и деревообработка», «ДальЭкспоМебель», «Мир медицины. Здоровье и красота», «ДальПищеПром» в 2007 году стали еще более значимыми и эффективными для своих отраслей, запоминающимися и полезными для участников и посетителей. Лидирующее положение по традиции у выставки «Архитектура, стройиндустрия Дальневосточного региона», комплектующейся участниками за год вперед. В 2007 году в ней участвовали 242 экспонента из 20 городов России и стран АТР.

Особое место занимает Межрегиональная Приамурская торгово-промышленная ярмарка. Два последних года она проходила в рамках Международного Экономического Форума и Дальневосточного Международного Экономического Конгресса, благодаря поддержке администраций краев и областей Дальневосточного Федерального округа, Правительства Хабаровского края, Министерства экономики и внешнеэкономических связей Хабаровского края, эта выставка тоже имеет очень высокий рейтинг. Являясь выставкой достижений ведущих отраслей экономики Дальнего Востока и Сибири, она наиболее ярко демонстрирует, что выставки-ярмарки являются эффективным инструментом развития и интеграции территорий. Каждая выставка, проводимая Хабаровской международной ярмаркой, – это еще и яркая содержательная программа. За этот год проведено 10 «круглых столов», 30 отраслевых семинаров, 50 мастер-классов, 8 профессиональных конкурсов, 2 фестиваля и многое другое. В рамках отраслевых выставок проходил конкурс «Золотая медаль Хабаровской международной ярмарки», количество участников этого конкурса из года в год растет. В 2007 году было подано 290 заявок, 172 экспоната были награждены «Большой золотой медалью», 86 – «Золотой медалью».

Намечается и качественно новое направление деятельности – это расширение сотрудничества и совместные проекты с другими выставочными центрами России. Сегодня в России активно развивается рынок технологий и оборудования для деревообрабатывающей и мебельной промышленности, что обусловлено постоянно растущим потребительским спросом со стороны мебельного производства, деревянного домостроения. На основе складывающейся конъюнктуры рынка активно развивается и соответствующий отраслевой выставочный сегмент. Как и во многих регионах проводится региональная выставка «Лес и деревообработка ДВ региона», вместе с тем зарубежные и крупные российские компании проявляют большую заинтересованность в расширении своего бизнеса, стремятся расширить свое присутствие в различных регионах России.

В настоящее время прорабатывается возможное участие Хабаровской международной ярмарки совместно с выставочными центрами Москвы, Санкт-Петербурга, Перми, Красноярска, Ростова-на-Дону в общероссийской программе и проведение выставки «Технодрев» в г. Хабаровске с 2007 года.

В 2007 году у Хабаровской международной ярмарки сложились деловые и конструктивные отношения с Правительством Хабаровского края, в частности Министерством экономики и внешнеэкономических связей, с отраслевыми министерствами, с администрацией г. Хабаровска и администрациями других субъектов Дальневосточного Федерального округа, с общественными организациями и союзами, со средствами массовой информации.

2.2 Рекомендации участникам выставок г. Хабаровска

Сегодня серьезную проблему вызывает тот факт, что многие руководители имеют устаревшие понятия о том, что составляет предмет выставки. Для многих выставка по-прежнему подразумевает пустую трату денег, бессонных ночей и бесцельно потраченного времени. Имеющаяся литература и публикации в области выставочного дела дают основания утверждать, что по рассматриваемой проблеме ощущается недостаток исследований и рекомендаций, позволяющих опровергнуть устоявшуюся точку зрения. Существует также устойчивое мнение о том, что выставки - это аналог выездной продажи, кратковременная торговая точка. Выставка – самый уникальный и эффективный маркетинговый механизм, объединяющий все инструменты продвижения и сбыта продукции. Статистика утверждает, что у большинства компаний 40% продаж происходит как раз за счет выставок, которые являются прекрасной возможностью заявить о себе, как о серьезном деловом партнере, оценить конкурентоспособность своей продукции и ознакомиться с перспективными разработками в данной отрасли. Выставка является самой короткой дорогой от производителя к рынку, она дает возможность живого общения с потребителем или потенциальным заказчиком. Контакты с клиентами позволяют получить довольно точные сведения о покупательской структуре, объемах производства данной продукции в различных регионах, потенциальном спросе, реальном максимальном уровне цен. Итак, выставка позволит оценить конкурентоспособность вашего товара, состояние рынка сбыта, подскажет, что в связи с этим нужно выпускать, по какой цене, кто может оказать помощь в реализации, поможет изучить продукцию конкурентов, систему предоставляемых ими скидок, условий поставок, сервиса и т.д.

Выставка представляет уникальные возможности для презентации продукции. Во-первых, встреча продавца и заинтересованного потенциального покупателя происходит на нейтральной территории, что очень важно для обеих сторон с психологической точки зрения. Во-вторых, выставка всегда несет в себе элементы праздника, некого шоу, на котором вы можете не только показать свой товар, но и «обыграть» его, чтобы сделать более привлекательным для посетителей. В-третьих, участие в выставке – комплексное мероприятие, и у вас всегда есть широкий выбор возможностей: довыставочная рекламная кампания, оригинальный дизайн выставочного стенда, проведение рекламных и PR (паблик рилэйшн) акций во время выставки. Но для того, чтобы достичь поставленной цели и получить желаемый результат, а не разочарование за зря потраченные на выставку деньги, силы и время, необходимо к ней серьезно готовиться. Эффект от участия в выставке зависит прежде всего от отношения экспонента к выставке и степени его подготовленности к участию.

Некоторые рекомендации по участию в выставках:

1. Четко определить цель своего участия в выставке в рамках общей стратегии компании.

2. Выбрать из большого разнообразия выставочных мероприятий те, что более всего подходят для эффективного продвижения своей продукции.

3. Изготовить оригинальный выставочный стенд; если стенд небольшой, нужно попытаться обеспечить «зримое» присутствие компании на выставке путем нестандартной планировки, использования недорогих, но ярких приемов (цветовое и световое оформление; движущиеся элементы; баннеры, шары, конструкции, создающие иллюзию второго этажа стенда и т.д.).

4. Провести тренинг стендистов и сотрудников компании, которые будут работать на выставке (общение с посетителями, экипировка, система «обратной связи» - дальнейшая работа с потенциальными клиентами) подготовить стендистов.

5. Провести предварительную рекламную компанию своего участия в прессе.

6. Разослать приглашения на свой стенд специалистам и потенциальным партнерам.

7. Изготовить достаточное количество рекламных материалов и визитных карточек для раздачи на выставке.

8. Задействовать всю инфраструктуру дополнительных услуг, которые сегодня предлагают организаторы: размещение рекламы и информации на всех носителях выставок (каталоги, справочники, электронные носители), трансляции анонсов о стенде компании во время работы выставки, размещение информации на стенде заочного участия.

9. Провести на выставке презентацию своей фирмы / продукции.

10. Подробно ознакомиться с программой мероприятий, запастись пригласительным билетом на семинары, фуршеты и др. и принять в них активное участие.

Приведенный список пристендовых рекламных и PR акций, естественно, не является исчерпывающим. Чтобы достичь максимального эффекта, целесообразно, во-первых, использовать сочетание нескольких рекламных акций, во-вторых, обязательно анонсировать каждую акцию. Можно сами дополнить этот список, в соответствии с целями и возможностями вашей фирмы, привлечь к этой работе рекламное агентство или фирму, специализирующуюся на организации рекламных и промоакций. Задачи организаторов и участников выставки – создание положительного имиджа экспонируемых организаций наряду с повышением престижности самой выставки, так как эти понятия взаимосвязаны – чем престижней выставка, тем выше отдача для участника, чем привлекательней экспозиции фирм, тем интересней выставка для посетителей. Нужно понимать, что выставочный бизнес развивается, меняются приоритеты, появляются новые возможности… Нужно анализировать выставочные механизмы, следить за состоянием рынка, фиксировать малейшие изменения, правильно и вовремя на них реагировать. И тогда эффект от участия в выставочных мероприятиях будет ощутимым.


Заключение

Современная концепция маркетинга требует учёта целостного и всеобъемлющего характера бизнеса. Опыт крупнейших российских предпринимателей показал, что правильная стратегия и эффективная маркетинговая программа позволяют фирме определить целевые рынки, выбрать постоянных надёжных партнёров, существенно увеличить объём продаж.

Выставочные мероприятия занимают особое место в арсенале средств современного маркетинга. Участие в работе выставок и ярмарок является эффективным и уникальным средством формирования маркетинговых коммуникаций предприятий.

Современная выставка - это не только эффективное средство сбыта, это важнейшее средство коммуникаций и обмена информацией. Она связана со составляющими инструментами маркетинга, поэтому участие в выставке
служит достижению самых разнообразных предпринимательских целей - позволяет осуществлять одновременно и коммуникативную, и ценообразовательную, и сбытовую, и товарную политику компании.

Неоспоримым преимуществом выставки в сфере коммуникации является возможность непосредственного наблюдения за конкурентами, естественно при условии, что этому предшествовало целевое изучение конкурента. Принимая участие в выставке, компания может обрести еще большее число потенциальных покупателей или же оказать еще большее влияние на уже имеющихся.


Список используемой литературы

1. Маркетинг: - Учебник/ И. Л. Акулич. - 2-е изд., перераб. и доп.-Мн.:Выш. шк., 2002. - 447 с.

2. Михарев В.А. Основы маркетинга: Учебное пособие для учащихся ССУЗов. Издание 2-е. Мн.: Дизайн ПРО, 2005.

3. Ромат Е.В. Реклама в системе маркетинга. Харьков: Студцентр, 1995.

4. Гольман И.А., Рекламное планирование. Рекламные технологии. Организация рекламной деятельности /Гольман И.А.// – М., 1996. - 132с.

5. Басовский Е.Л. Маркетинг./ Басовский Е.Л.// - М., 2000. – 234с.

6. А.П. Панкрухин «Маркетинг» учебник 4-е издание, Москва,2006г.ст.210-235

7. “Эффективное представление товара” М.Ю. Юхансон //Издательство “Знание”, 1996 г.

8. Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность. М.: ИВЦ Маркетинг, 1996.

9. Л.В. Осипова, И.М. Синяева. Основы коммерческой деятельности. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.

10. Мурахтанова Н.М. Маркетинг: Учеб. пособие/Н.М. Мурахтанова, Е.И. Еремина. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.


[1] Гольман И.А. Рекламные технологии - М.: «Гелла-принт», 2006, с. 9-10.

[2] Маркетинг: - Учебник/ И. Л. Акулич. - 2-е изд., перераб. и доп.-Мн.:Выш. шк., 2002. - 447 с.

[3] Маркетинг: - Учебник/ И. Л. Акулич. - 2-е изд., перераб. и доп.-Мн.:Выш. шк., 2002. - 447 с.

[4] Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность. М.: ИВЦ Маркетинг, 1996

[5] Мурахтанова Н.М. Маркетинг: Учеб. пособие/Н.М. Мурахтанова, Е.И. Еремина. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

Скачать архив с текстом документа