Стивен Р. Уилсон, Фелисия Робертс, Джессика Джэй Рэк и Джули И. Дэлани материнская вербальная агрессия как показатель поведения матери и ребенка во время игры ()

СОДЕРЖАНИЕ: Материнская вербальная агрессия как показатель поведения матери и ребенка во время игры

Стивен Р. Уилсон, Фелисия Робертс, Джессика Джэй Рэк и Джули И. Дэлани

МАТЕРИНСКАЯ ВЕРБАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ПОВЕДЕНИЯ МАТЕРИ И РЕБЕНКА ВО ВРЕМЯ ИГРЫ

(реферат)

Steven R. Wilson, Felicia Roberts, Jessica J. Rack, Julie E. Delaney. Mothers’ Trait Verbal Aggressiveness as a Predictor of Maternal and Child Behavior During Playtime Interactions // Human Communication Research. – July 2008. – Vol. 34, Number 3. – pp. 392–422

В науке о коммуникации накопился довольно большой опыт исследования вербальной агрессии, которую можно определить как «стремление критиковать личность человека или его мнение в отношении различных тем в разговоре». (Infante, 1987, с.164). В области семейного воспитания исследователи установили прямую связь между родительской вербальной агрессией и негативной ответной реакцией со стороны детей по отношению к сверстникам.

Вербальная агрессия может возникать при несоответствующем исполнении родительских обязанностей или в ситуациях, как правило, не вызывающих вербально агрессивное поведение. Данное исследование, проведенное группой психологов и лингвистов из Университета Пэрдью, США, под руководством Стивена Уилсона и Фелисии Робертс, изучает связь между материнской агрессией и поведением матери и ребенка во время коротких игровых периодов. Исследователи указывают на то, что материнская вербальная агрессия проявляется в поведении даже во время коротких игровых взаимодействий, при которых ситуативные возбудители вербальной агрессии по большому счету отсутствуют.

В проведенном исследователями эксперименте приняли участие 40 матерей-добровольцев с различной степенью агрессивности в характере. Ученые предложили женщинам поиграть в течение 10 минут со своими детьми в возрасте от трех до восьми лет, при этом в процесс общения матери и ребенка никто не вмешивался, проводилось только видеонаблюдение. Для оценки поведения матери изучались 6-секундные отрезки игрового времени. Наблюдение велось по двум критериям: контроль/требовательность и поддержка/отзывчивость. Для оценки поведения ребенка изучались 30-секундные отрезки игрового времени. Наблюдение велось по двум направлениям: степень сотрудничества и степень вовлеченности ребенка в игру.

В ходе эксперимента предполагалось подтвердить либо опровергнуть четыре гипотезы, выдвинутые учеными: 1) чем чаще мать критикует ребенка за короткое время игрового взаимодействия, тем выше у нее уровень вербальной агрессии; 2) уровень материнской вербальной агрессии напрямую зависит от того, как часто мать дает ребенку прямые указания к действию; 3) уровень материнской вербальной агрессии находится в обратной зависимости от того, как часто мать хвалит ребенка и интересуется его психологическим состоянием; 4) чем активнее сотрудничество ребенка с матерью, тем ниже у нее уровень вербальной агрессии.

В результате проведенного количественного анализа статистических данных вторая и четвертая гипотезы подтвердились полученными цифрами. Так, выяснилось, что матери, склонные к вербальной агрессии, проявляли высокий уровень контроля собственных детей во время игры, направляя их действия в среднем каждые 12 секунд. Женщины, показавшие низкий уровень агрессии, контролировали своих детей примерно вдвое реже. Однако у исследователей появились основания для опровержения первой гипотезы. Возможной причиной тому стало то, что все матери в целом редко критиковали своих детей. Количественные показатели не подтвердили также и третью гипотезу, поскольку не была замечена связь между вербальной агрессией матери и частотой вынесения похвалы ребенку и вопросов о его психологическом состоянии.

В результате проведенного эксперимента перед учеными возникли новые вопросы, которые могут лечь в основу будущих исследований. Например, ученых заинтересовало, что именно скрывается за стремлением родителей довлеть над ребенком, унижая его достоинство и ограничивая свободу, а также могут ли такие модели материнского поведения, как критика ребенка, отличаться качественно в зависимости от уровня материнской вербальной агрессии. Авторы реферируемой статьи подчеркивают особую эффективность комбинированного использования количественных и качественных методов анализа данных, а также высказываются о перспективности метода наблюдения в подобных экспериментах.

Реферат подготовила Екатерина Хильченко ,

Волгоградский государственный педагогический университет.

Скачать архив с текстом документа