Столица и провинция в романе Евгений Онегин
СОДЕРЖАНИЕ: Столица и провинция в романе «Евгений Онегин» Автор: Пушкин А.С. Пушкин — величайший русский поэт XIX века. Изучая его творчество со школьной скамьи, мы все же знали его поверхностно и, постоянно читая его, открывали все новые и новые грани его творчества. В юности мы увлекались любовной лирикой Пушкина, его великолепными стихотворениями, воспевающими радости общения с друзьями, с природой.Столица и провинция в романе «Евгений Онегин»
Автор: Пушкин А.С.
Пушкин — величайший русский поэт XIX века. Изучая его творчество со школьной скамьи, мы все же знали его поверхностно и, постоянно читая его, открывали все новые и новые грани его творчества. В юности мы увлекались любовной лирикой Пушкина, его великолепными стихотворениями, воспевающими радости общения с друзьями, с природой. Со временем в нашу жизнь приходит опыт, душевное спокойствие, умение анализировать свои действия. В эти годы нам особенно близка неповторимая по своей глубине философская лирика поэта. Вспомним и пламенную вольнолюбивую лирику, чудесные поэмы и утонченную прозу. Нельзя охватить все творчество Пушкина в одном сочинении. Мы не ставим перед собой такой задачи.
Многообразие мотивов творчества Пушкина позволяет нам остановиться на одном конкретном произведении, где мастерство поэта раскрывается наиболее полно. Нет сомнения, что лучшее произведение Пушкина — это роман в стихах “Евгений Онегин”. Роман потрясает нас широтой охвата действительности и верностью изображения эпохи. На примере нескольких героев автор характеризует дворянское общество России 20-х годов XIX столетия. Анализируя разнообразные проблемы в романе, Пушкин останавливает наше внимание на судьбе дворянского поколения. Осмысление этой проблемы — характерная черта русской литературы начала XIX века. Вспомним комедию Грибоедова “Горе от ума”, пьесы Шаховского, Катенина и мастера русской сцены Загоскина. Изображая поместное дворянство в романе “Евгений Онегин”,
Пушкин как бы расширяет рамки дворянского общества. Поставим себе задачу сравнить изысканное дворянство Москвы и Петербурга и менее строгое в манерах и общении провинциальное дворянство.
В данном произведении Пушкин анализирует социально-исторические условия своего времени, акцентирует внимание на наиболее животрепещущих проблемах. Пушкин изображает духовную жизнь, быт и нравы различных слоев русского общества. Автор показывает судьбы лучших людей из дворян, их духовные искания в 10—20-х годах XIX века. Показав трагедию поколения Онегина и осудив тем самым общественный строй России, хотя и в косвенной форме, автор утверждает в романе такой идеал общества, при котором личность могла бы свободно развиваться. Поэт стремился изобразить начавшийся поворот в обществе, его интерес к жизни и быту народа. В народе Пушкин видит и простоту, и естественность, и нравственное здоровье. Вот почему идея обновления и возрождения личности через общение с народом приобретает особое значение. Эта идея получила свое воплощение в образе Татьяны, “русской душою”, с которой Пушкин отождествлял свою музу.
Пушкин был близок к декабристским кругам, поэтому он резко осудил общественно-политические взгляды патриархального дворянства. Главное занятие московских дворян — пустая болтовня, слепое подражание всему иностранному, сплетни, распространяющиеся с мгновенной скоростью. Пушкин с нескрываемым сожалением констатирует, что известность человека зависит от его материального положения. Автор разоблачает в романе женскую власть. (Эту же проблему исследовал и Грибоедов в комедии “Горе от ума” в образе четы Горичей.) Женскую власть в романе олицетворяет Пелагея Николаевна. Обратим внимание на тончайшую пушкинскую деталь. Вначале предстает “мосье”, а потом уж шпиц и муж. Пушкин показывает бездуховность столичного общества, их пустые интересы, тщету и умственную ограниченность. Какое мы видим существенное различие между жизнью в столицах и в провинции? Бездействие и косность нравов присутствуют везде, но более образованные столичные дворяне стоят на иерархической лестнице выше, чем поместные. Время в Москве словно остановилось.
Но в них не видно перемены;
Все в них на старый образец:
У тетушки княжны Елены
Все тот же тюлевый чепец.
Познакомившись с жизнью дворян в Москве, мы не можем пройти мимо жизни петербургского света. В первой же главе мы внимательно наблюдаем за главным героем романа, за его увлечениями и заботами. Жизнь молодого франта Евгения Онегина скучна и однообразна. Онегин каждый день посещает балы, детские праздники, ходит в театр. Воспитание Онегина — типичного воплощения петербургского света — лишено национальных основ. Гувернер “Monsier IAbbe” своеобразно занимался воспитанием своего подопечного. Онегин не приучен к труду. Вся его жизнь лишена забот. У него на уме лишь развлечения. Все петербургское общество живет такой же бессмысленной жизнью. Пушкин с присущей ему точностью и лаконичностью воспроизвел духовную жизнь дворян Москвы и Петербурга в конце 10-х — начале 20-х годов XIX столетия. Он изображает и провинциальное общество. О провинциальном помещике сказано всего в двух строках, но характеристика этого жестокого эксплуататора крестьян дана точно:
Гвоздик, хозяин превосходный,
Владелец нищих мужиков...
Так же лаконично и выразительно сказано о бывшем провинциальном чиновнике:
И отставной советник Флянов,
Тяжелый сплетник, старый плут,
Обжора, взяточник и шут.
Провинциальное общество не столь чопорно в сравнении с Москвой и Петербургом. В провинциальном обществе существует и свой “соблазнитель женщин” — ротный командир. Описывая поместное дворянство, Пушкин ограничивается мягкой иронией и не столь резко обличает. Черты поместного дворянства наиболее полно отражены в образе семьи Лариных. Дмитрий Ларин, названный Белинским полипом, не является выделяющейся фигурой в своей семье. Глава семьи — Прасковья Ларина. Эта бывшая светская дама, воспитанная на сентиментальных романах, переехала в деревню и стала заниматься бытовыми вопросами.
Она езжала по работам,
Солила на зиму грибы,
Вела расходы, брила лбы,
Ходила в баню по субботам,
Служанок била осердясь —
Все это мужа не спросясь.
Прасковья хранила милые традиции старины, была религиозной женщиной и справляла все церковные праздники. Татьяна и Ольга Ларины представляют молодое поколение семьи. Две сестры друг на друга совсем непохожи. Описывая Ольгу, Пушкин ограничивается кратким внешним портретом. Душевный мир Ольги не представляет интереса для поэта. Зато образ Татьяны по-настоящему интересует Пушкина. Татьяна растет в семье дичком, одиночкой, неласковой дочкой, погруженной в себя, в свои переживания, любознательная, пытливая, она старается впитать все окружающее и, не находя ответа на свои вопросы у старших — матери, отца, няни, читает их в книгах, к которым она пристрастилась. В книгах, в романах она видела другую жизнь, более значительную, богатую событиями, других людей, более интересных. Главное свойство Татьяны — высокое душевное благородство. Татьяна наиболее близка к народной жизни с ее великолепными обычаями и нравами. Пушкин ценит в Татьяне именно ее близость к народу и любовь к крепостной няне. В начале сочинения мы говорили о важности народности для Пушкина. Поэтому наиболее близок автору образ Татьяны.
Говоря о столице и провинции, мы не имели права не затронуть тему народа. Пушкин был убежден, что народ с его неограниченными потенциальными возможностями может стать созидательной силой, которая так необходима России на данном переломном этапе. В роман введена только старушка, “дворовая” прислуга, няня Филипьевна и рассказана ее горькая судьба: замужество против воли в возрасте тринадцати лет, страх и одиночество в чужой семье. Замечательно, что, когда Пушкин говорит в “Евгении Онегине” о крепостных слугах, он всякий раз указывает хотя бы намеком на их тяжелую жизнь. Господа наслаждаются зрелищем блестящего балетного спектакля:
Еще амуры, черти, змеи
На сцене скачут и шумят...
И тут же Пушкин показывает и оборотную сторону картины:
Еще усталые лакеи
На шубах у подъезда спят...
Но в основном Пушкин изображает именно господ, а не слуг и крестьян. Необходимым фоном для изображения дворянской жизни служит русская природа. В первой и последней главах мы читаем чудесные, хотя и очень сжатые, лаконичные описания Петербурга, в седьмой главе мы подъезжаем к Москве, проезжаем мимо Петровского замка.
Бульвары, башни, казаки,
Аптеки, магазины, люди,
Балконы, львы на воротах
И стаи галок на крестах.
Великолепны описания деревенской русской природы. Пушкин описывает весну, рисует зимние и осенние пейзажи. Автор воочию показал, сколько прелести и поэтичности заключается в этих всем знакомых, родных, но недостаточно оцененных нами картинах.
Синея блещут небеса.
Еще прозрачные, леса
Как будто пухом зеленеют.
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
Пушкин, сумевший увидеть красоту в самом простом и обыкновенном, сумевший найти самые верные, самые поэтические слова для выражения этой красоты, восхищает нас.
Поэт показывает нам разнообразные картины русской жизни, развертывает перед нами судьбы разных людей, рисует характерные для эпохи типы представителей дворянского общества — словом, изображает действительность такой, какая она есть, во всей ее жизненной правде. Но если внимательно всмотреться в ту жизнь, которую рисует Пушкин, то поневоле мы должны прийти к определенным выводам: неправильно устроена та жизнь, которую так широко и богато развернул перед нами Пушкин! Счастливыми могут быть в ней только самодовольные пошляки, обыватели, посредственности, люди, стоящие на невысоком моральном и умственном уровне. Люди же благородные, с высокими требованиями к жизни, тонко и сильно чувствующие, всегда несчастны. Пушкин отчетливо показывает, что во всех этих роковых ошибках виноваты окружающие обстоятельства, которые могут существенно влиять на характер человека.