Столыпинская аграрная реформа в Беларуси

СОДЕРЖАНИЕ: МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «БАРАНОВИЧСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра _

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧЕРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БАРАНОВИЧСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра _______________________

РЕФЕРАТ

по дисциплине: ___________________________________________

на тему: «Столыпинская аграрная реформа в Беларуси»

Студент

_________________ А.В. Прокас

Проверил

____________ ________________

Барановичи 2011


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………....3

ГЛАВА 1.ЭКОНОМ ИЧЕСКОЕ И ПОЛИТИЧЕКОЕ РАЗВИТИЕ БЕЛАРУСИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX....................................................................... 4

ГЛАВА 2.СТОЛЫПИНСКАЯ АГРАРНАЯ РЕФОРМА..................... 8

2.1 Причины, условия и сущность реформы................................... 8

2.2. Итоги и причины неудачи реформы...................................... ..12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...15

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….17


ВВЕДЕНИЕ

Изучение социальных процессов является важной задачей истории. Это позволяет раскрыть эволюцию общества, изменения его положения. Между тем исторический опыт представляет собой неисчерпаемый источник ценнейшей информации: конкретных исторических примеров. Если речь идет о реформаторской деятельности, то можно с уверенностью сказать, что на основе этих примеров можно в какой-то мере приблизиться к пониманию реформ современных, а в определенных случаях и предсказать, спрогнозировать принципиальные направления их развития в будущем. Социальные процессы, которые происходили в истории Беларуси в конце XIX - начале XX вв., за короткий период привели к кардинальному изменению всего жизненного строя, глубоких изменений в политической, экономической и социальной сферах. Немаловажное значение имеет и Столыпинская аграрная реформа. Накопленный в ходе реформы опыт может быть использован в условиях современного перехода к рыночным отношениям в экономике, возрождения фермерских хозяйств.

Объектом данного исследования является проведение Столыпинской аграрной реформы. Предмет исследования – проведение Столыпинской аграрной реформы в Беларуси.

Цель работы: рассмотреть Столыпинскую аграрную реформу в Беларуси. В рамках поставленной цели выделены следующие задачи:

-определить причины проведения реформы;

- проанализировать необходимость проведения реформы; рассмотреть Столыпинские преобразования и их основные аспекты;

-выявить итоги реформы.

ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ БЕЛАРУСИ В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ.

Огромное влияние на развитие промышленности Беларуси в начале XX века оказали мировой экономический кризис 1900-1903гг., а потом депрессия, которая продолжалась до 1908г. За это время количество предприятий сократилось приблизительно на 4,3 тысячи, а валовая продукция – на 4492 тыс. руб. (8,2 процента). Число относительно крупных предприятий за эти же года увеличилось с 799 до 1008 (на 26,2 процента), а их валовое производство выросло на 37 процентов и составило почти 42 процента продукции всей промышленности. [1, c. 401]

До начала XX века Беларусь прошла в той или иной степени стадию промышленного капитализма. Но из причины неравномерности его развития, близости Беларуси к крупным промышленным районам и характеру её сырьевых ресурсов рост промышленности здесь характеризовался некоторыми особенностями. Белорусская промышленность развивалась главным образом на базе интенсивного использования лесного богатства и переработки местного сельскохозяйственного сырья. Этому способствовали большие запасы ценных пород древесины; удобное расположение железнодорожных путей, которые связывали Беларусь с безлесным югом и странами Западной Европы; наличие дешёвого крестьянского труда, знакомого с заготовками леса. Объем древесины, которая заготавливалась, превышал местные нужды. Из Беларуси в 1900г. было вывезено 3,2 млн. кубометров древесины. В общероссийском вывозе древесины за границу доля Беларуси превышала в 1900 г. 40%. [1, c. 402] Экономический кризис принудил купцов – торговцев лесом – строить заводы по переработке древесины на месте. Сначала развивалась фанерное, бумажное, спичечное и лесохимическое производство. Соответствующие заводы и фабрики, комбинированные предприятия, построенные частично при участии заграничного капитала, появились в Бобруйске, Мозыре, Речице, во многих поместьях. В Выдреце (Оршанский уезд) в 1900 г. был построен и оснащен современной техникой крупнейший в России завод сухой переработки древесины.

Крупный, преимущественно иностранный, капитал с конца XIX века усилено проникал в текстильную промышленность. В 1900-1908 гг. появилось 8 новых текстильных фабрик, которые давали всей продукции отрасли. Объем производства вырос в 4,4 раза, а его удельный вес в продукции всей промышленности увеличился с 1,9 до 6 процентов. [1, c. 402] Определенный рост обеспечили льнопрядильные фабрики. Действовали также несколько шелкокрутильных фабрик. Производство сукна продолжало уменьшаться. На рубеже XIX-XX вв. почти половину продукции всей белорусской промышленности производила пищевая отрасль (винокуренные, пивоваренные, крахмальные, маслобойные, мукомольные, табачные предприятия), причём доля винокурениясоставляла около 28%. [1, c.403] Оно было сконцентрировано в руках помещиков. Значительную часть спирта скупала по выгодным для них ценам козна. Поэтому кризис практически не затронул этого производства: количество винокуренных заводов в Беларуси в 1900-1908 гг. выросло с 430 до 603. [1, c. 403] Они производили около 10 процентов всего спирта, который производился в России. [1, c. 404] Удельный вес продукции промышленности строительных материалов, металлообрабатывающей, стеклянной и других ветвей, в том числе и пищевой в целом, в отмеченное время уменьшался.

В начале XX века значительно ускорился процесс распада феодального и формирование буржуазного земельного владения. В 1905-1913 гг. задолженность помещиков в Беларуси увеличилась на 40,7 процента и достигла 345 млн. руб. На 1 января1914г. в банках было заложено 2/3 помещичьих земель. За этот период дворянское землевладение сократилось на 633 тыс., а приватное землевладение крестьян увеличилось на 525 тыс. десятин. [2, c. 229]

Основой хозяйствования преимущественно большинства крестьян оставались надельные земли, которыми они не могли распоряжаться так, как они хотели. В начале XX века наделы значительно уменьшились. Возросло количество безземельных и малоземельных крестьян.

После реформы 1861 г. с крестьян взимались повинности трёх категорий: казенные, земские и мирские. Много сил и времени, причём в горячую весенне-летнюю пору, забирало у крестьян дорожная повинность, связанная судержанием в исправном виде почтовых и военно-коммуникационных дорог, строительством и ремонтом мостов и плотин. На крестьян также возлагалась и обязанность тушения пожаров в казенных и помещичьих лесах в радиусе 15 верст от места жительства. Взыскание невыносимых налогов и различных повинностей отрицательно отражалось на крестьянском хозяйствовании. Чтобы рассчитаться с ними, крестьяне вынуждены были осенью продавать хлеб, а зимой, чтобы не умереть с голода, брать кабальные ссуды у помещиков под весенне-летние отработки. Это был один из важнейших факторов закабаления крестьян, особенно в условиях приписывания крестьянина к определенного крестьянского или волостного общества. Последнее в целом оказывало перед государством за исправную выплату всех налогов и выполнения повинностей и поэтому без определенных гарантий никому не давало вольного выхода даже временные отходные промыслы. Это было главной функцией сельской общины, предписанной ей помещичьим государством. А важнейшим средством прикрепления крестьянина к общине и сельского общества как раз и являлся надел, который категорически запрещалось продавать не членам общества. Крестьянин даже бесплатно не мог отказаться от надела, например, продавать его общине без её разрешения на это. [1, c.406]

Таким образом, крестьянство оставалось наиболее неравноправным слоем общества. За определенные повинности волостной суд и земский начальник до 1904 г. могли приговорить крестьянина даже к публичному наказанию розгами, что не допускалось в отношениях к представителям никаких других сословий. Пережитком феодализма являлись и сословные крестьянские волостные суды, для деятельности которых характерны отсутствие строго определенной законности и своеволие администрации. Деятельность этого суда, как и других органов крестьянского самоуправления, была поставлена под полный контроль земских начальников.

Средневековые формы землевладения, сословное неполноправие и приниженность крестьянина, невыносимые налоги и повинности, которые он нес на пользу помещичьей страны, были основной причиной, которая тормозила развитие не только сельского хозяйства, но и промышленности. И крестьянин, который находился в кабальной зависимости от помещика, и помещик, который вел свое хозяйствование методами крепостнической эксплуатации таких крестьян, почти не являлись потребителями промышленных товаров. Ограниченность внутреннего рынка все больше обострила противоречия между высокоразвитой промышленностью и отсталым крепостническим сельским хозяйством. Неслучайно аграрный вопрос являлся главным и первоочередным в процессе назревания и развития первой российской революции 1905 – 1907 гг. Он и предопределял буржуазно-демократический народно-крестьянский характер этой революции.

Политическое положение Беларуси характеризовалось национальным угнетением царизма. Белорусский язык в школах, как и раньше, был запрещен. Только после революции 1905-1907 гг. царизм был вынужден разрешить издание на белорусском языке. В связи с преследованием языка не могли сложиться и профессиональное искусство, и развитая национальная литература. От национального притеснения страдало также и еврейское и польское население. Боясь роста национального движения, царизм ограничивал развитие общественно-культурных организаций, задерживал образование земств в западных, в том числе и белорусских, губерниях.

Революционное и национально-освободительное движение в Беларуси развивалось под влиянием борьбы русского рабочего класса и шло в общем потоке революционного движения народов России.

Рабочий класс Беларуси, преодолевая полицейские репрессии, создал в начале XX века разветвленную сеть организаций РСДРП, которые возглавили о революционное движение в краю.

ГЛАВА 2. СТОЛЫПИНСКАЯ АГРАРНАЯ РЕФОРМА

2.1. Причины и условия проведения реформы

Главным идеологом и организатором преобразований в аграрном секторе выступил премьер-министр П. Столыпин. Провозглашенная царским указом от 9 ноября 1906 г. реформа крестьянского надельного землевладения предусматривала ликвидацию общины, переход земли в личную собственность, переселение части крестьян в Сибирь и на Дальний Восток. В политическом плане эта реформа позволяла расслоить деревню, ускорить образование зажиточного слоя крестьян, который мог бы стать опорой самодержавия.

Каждому крестьянину разрешалось выйти из общины и закрепить в личную собственность свой земельный надел. Разрешалось также требовать выделения земли на одном участке-отрубе, перенеся на который дом, он мог бы создать свой хутор. В тех общинах, где на протяжении последних 24 лет переделы не проводились, желающий перейти от общинного к личному землевладению получал всю землю, которой фактически пользовался, за исключением арендованной. В тех же общинах, где проводились переделы, каждый, кто выходил из общины, должен был заплатить обществу за лишнюю часть, превышавшую душевую норму по оценке 1861 г., причем плата оказывалась в 2— 3 раза ниже рыночной цены на землю. [4, с. 57] В случае выхода из общины крестьяне сохраняли за собой право пользования землями, находившимися ранее в общем владении: лесными угодьями, выгонами, пашней. Выход из общины производился в течение месяца со дня подачи заявления решением общего собрания крестьян-домохозяев большинством голосов. Если же общество согласия не давало, его мог дать земский начальник. Хозяин дома, за которым закреплялась надельная земля, имел право вместо имеющихся у него земельных полосок получить участок в одном месте — хутор. В хуторизации были заинтересованы в первую очередь зажиточные крестьяне, которые хотели вырваться из тесных рамок общины. Часть середняцких хозяйств стремилась уйти на хутора из-за боязни, что им достанутся худшие участки. Значительная часть бедных крестьян закрепляла за собой землю, чтобы тут же ее продать. Только в 1907—1914 гг. в пяти западных губерниях крестьяне продали 187 816 десятин земли, полученной во владение. [4, c.58]

На Крестьянский поземельный банк возлагалась задача продажи крестьянам дворянских земель, нарезанных хуторами, по выгодным для дворян ценам. Основными «донорами» для формирования земельного фонда Крестьянского банка стали разорённые помещики, не желающие или не способные эффективно вести хозяйство в условиях складывания капиталистической конкуренции. В интересах помещиков банк повысил цену на землю. В 1901—1905 гг. десятина стоила 82 рубля, в 1913-м – уже 106. [5, c. 138]

Указ предусматривал переход целых обществ с общинным или подворным землепользованием к владению отрубами (с сохранением приусадебных участков по месту жительства) при согласии двух третей крестьян общества, а также права собственности хозяина дома на землю и другое имущество, в то время как в общине это являлось семейной собственностью всех членов двора.

Проведение аграрной реформы возлагалось на Министерство внутренних дел и подчиненный ему департамент полиции, а на местах — на губернский и уездный административно-полицейский аппараты. Использовались также земельные, судебные и финансовые органы. Размежеванием земли занимались уездные и губернские землеустроительные комиссии, созданные указом правительства от 4 марта 1906 г. Они состояли из помещиков, чиновников и незначительного числа зажиточных крестьян. Комиссии обязаны были содействовать крестьянам в покупке земли у частных лиц при помощи Крестьянского поземельного банка; организовывать продажу казенных земель, сдачу их крестьянам в аренду, содействовать переселению на казенные земли азиатской России, помогать сельским обществам и отдельным домохозяевам в улучшении условий землевладения и порядка землепользования. Руководил комиссиями комитет по землеустроительным делам, учрежденный при главном управлении землеустройства и земледелия.

В Витебской губернии уже в 1906 г. было создано 5 уездных землеустроительных комиссий, в 1907 г.— еще 6. В Могилевской губернии во всех 11 уездах комиссии были образованы в течение года. В 1907 г. они стали работать в Минской и других губерниях. Только в Гродно губернская землеустроительная комиссия не была создана, ее функции выполняло губернское по крестьянским делам присутствие.[6, c. 237]

С 14 июня 1910 г. землеустроительные комиссии получили право принудительно выделять крестьянам землю на одном участке. Для переселенцев выделялись средства на проезд, краткосрочные кредиты и безвозмездные денежные субсидии, формировались специальные поезда, готовились пункты приема и распределения переселяющихся, нарезались участки земли. За восемь лет (1907 - 1914 гг.) из Беларуси переселилось в Сибирь 335366 человек. За этот период 36544 человека вернулось назад. [1, c. 418]

Следует отметить, что методы проведения реформы опирались на нажим аппарата, чиновников, полиции. Мы уже упоминали, реформа реализовалась в то время, когда в стране царила обстановка расстрелов, виселиц, прямого насилия властей. Преступник он и есть преступник, но то, что сама власть с помощью военно-полевого суда, в состав которого Столыпин запретил включать юристов, расстреливает своих граждан – это было невиданно.

В условиях наступившей политической реакции рабочее и крестьянское движение резко сократилось, оно носило, главным образом, оборонительный и экономический характер. Признаки оживления рабочего движения появились после расстрела в апреле 1912 г. рабочих на Ленских приисках. Демонстрации, стачки состоялись в Гомеле, Минске, Гродно, Бобруйске. На новую ступень рабочее движение в Беларуси поднялось в январе-марте 1914 г. Тридцать семь дней продолжалась стачка на двух заводах сельскохозяйственного инвентаря в Витебске. В Минске бастовали рабочие чугунолитейного завода. За семь месяцев 1914 г. в Беларуси произошло 500 крестьянских выступлений. Тридцать из них закончились столкновением с полицией. [1, c.425] Дальнейшее развитие классовой борьбы было прервано Первой мировой войной.


2.2. Итоги и причины неудачи реформы

Реформа затронула фактически только Могилевскую и Витебскую губернии, где общинное землепользование составляло соответственно 79,2 и 44,6% от всех крестьянских земель. [3, c. 194] До 1916 г. в этих губерниях из общины вышло 63% крестьян. [2, c. 441] Получив землю в частную собственность, многие крестьяне-бедняки продавали ее. В пяти западных губерниях в 1907 - 1914 гг. 40830 крестьян продали надельную землю. За 9 лет Столыпинской аграрной политики было образовано свыше 129 тыс. хуторов и отрубов, что составляло 12% крестьянских хозяйств. Им принадлежало 10,8% всех земель, находившихся в собственности крестьян. [2, c. 442]

Аграрная реформа Столыпина в целом содействовала подъему сельского хозяйства. С 1907 по 1913 гг. посевные площади в Беларуси увеличились на 11%, поголовье крупного рогатого скота выросло на 10%, поголовье свиней - почти на 10%. Реформа способствовала также повышению товарности сельскохозяйственного производства. Накануне первой мировой войны в Россию и за границу ежегодно вывозились около 2 млн. пудов льноволокна, 395 тыс. пудов молочных продуктов, 550 тыс. пудов мяса, 50 тыс. голов свиней, 11,5 тыс. голов крупного рогатого скота. [2, c. 440]

Аграрная реформа содействовала также подъему промышленности. Среднегодовой прирост в промышленности составил 13,9%. [1, c. 420] Несмотря на высокий удельный вес мелкотоварного производства, ускоренно развивалось крупное фабрично-заводское. Валовая промышленная продукция в 1913 г. превысила уровень 1908 г. на 67,5%. В годы экономического подъема увеличилась доля акционерного капитала. Объем валовой продукции акционерных обществ вырос в 1900 - 1913 гг. в 52,2 раза. Шел рост концентрации промышленного производства. В 1913 г. на предприятиях с числом рабочих 500 и более человек трудилось 18,8% наемных рабочих. [2, c. 441] После третьеиюньского переворота 1907 г. великодержавный шовинизм фактически стал государственной политикой. В целях ослабления позиций польских помещиков на выборах в III и IV Государственные думы, правительство сохранило для белорусских крестьян относительно большее, чем в центральной России, представительство от них - 29,5% выборщиков. Квота помещиков в числе выборщиков в западных губерниях была снижена (до 88,5%) по отношению к центральной части России. [2, c. 442] Черносотенцы и октябристы на выборах в III и IV Государственные думы получили в белорусских губерниях абсолютное большинство мест. Их органы печати «Виленский вестник», «Минское слово», «Крестьянин» развернули шовинистическую агитацию, направленную против поляков, евреев, а также белорусского национального движения, газеты «Наша нива» как врагов «единой и неделимой России».

И все же, Столыпинские преобразования не увенчались успехом. Главная экономическая цель их — открыть простор для развития производительных сил в сельском хозяйстве, расчистить дорогу капитализму в деревне — достигнута не была. Введение частной подворной собственности на землю вместо общинной удалось ввести только у четверти общинников. Не удалось и территориально оторвать от мира зажиточных хозяев, т.к. на хуторских и отрубных участках поселялись менее половины кулаков. Переселение на окраины так же не удалось организовать в таких размерах, которые смогли бы существенно повлиять на ликвидацию земельной тесноты в центре. Деятельность крестьянского банка не дала желаемых результатов. Всего за 1906-1915 гг. банк приобрел для продажи крестьянам 4614 тыс. десятин земли, подняв цены с 105 руб. в 1907 г. до 136 руб. в 1914 г. за десятину земли. Высокие цены и большие платежи, налагаемые банком на заемщиков, вели к разорению массы хуторян и отрубников. Все это подрывало доверие крестьян к банку, и число новых заемщиков пошло вниз.[2, c.443]Все это предвещало крах реформы еще до начала войны, хотя ее костер продолжал тлеть.

И потому, прежде всего, что крупное помещичье землевладение осталось большей частью нетронутым, которое в результате реформы сократилось лишь частично. В Беларуси площадь помещичьего землевладения в 1917г. составляла практически половину общей. [1,c.416] Большинство пережитков крепостничества в ходе реформы так и не было устранено.

Причин краха реформы было несколько: противодействие крестьянства, недостаток выделяемых средств на землеустройство и переселение, плохая организация землеустроительных работ, подъем рабочего движения в 1910-1914 гг. Но главной причиной было сопротивление крестьянства проведению новой аграрной политики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Заканчивая работу, необходимо подвести итог всему вышесказанному. Итак, проведение реформы было неизбежным. Насильственными методами взбунтовавшееся общество не успокоить. Реформа началась с провозглашения царского указа от 9 ноября 1906г. её реализация осуществлялась путем нескольких мероприятий:

-выход из общины;

-хуторизация;

-организация массовых переселений.

Реформа была прервана из-за начала первой мировой войны. Но следует отметить, что реформа имела следующие положительные результаты:

- закладывалось кооперативное движение;

- помещичье землевладение несколько сократилось, а крестьянское, вместе с купеческим и мещанским возросло;

- в условиях конкуренции со стороны крестьянских хозяйств и возросшей оплаты сельскохозяйственным рабочим помещики также переходили к передовым методам хозяйствования.

В большинстве своем все же преобладают отрицательные результаты реформы. Не была достигнута и главная экономическая цель реформы — открыть простор для развития производительных сил в сельском хозяйстве, расчистить дорогу капитализму в деревне. Причин краха реформы было несколько:

- противодействие крестьянства;

- недостаток выделяемых средств на землеустройство и переселение;

- плохая организация землеустроительных работ;

- подъем рабочего движения в 1910-1914 гг;

- сопротивление крестьянства проведению новой аграрной политики.

И все же, рассмотрев Столыпинскую аграрную реформу, можно сделать вывод: реформа была несовершенна. Она требовала определенных доработок. Если бы не ряд внешних обстоятельств, Столыпинская аграрная реформа, на наш взгляд, достигла бы огромных положительных результатов. Почему бы не задуматься над этим? Исторический опыт – ценное познание, позволяющее удачно спланировать развитие государства в будущем.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Нарысы гісторыі Беларусі. У 2-х ч. Ч.1. М.П. Касцюк, У.Ф. Ісаенка, Г.В. Штыхаў і інш. – Мн.: Беларусь, 1994. - 527 с.: іл.

2. Гісторыя Беларускай ССР у пяці тамх. Т.2. Беларусь у перыяд капіталізму (1861 – 1917 гг.). Мн., “Навука і тэхніка”, 1972г. – 688 с.: іл.

3. История Беларуси: В контексте мировых цивилизаций: Учеб. пособие/ В.И. Голубович [и др.]; под ред. В.И. Голубовича, Ю.М. Бохана. – Минск: Экоперспектива , 2008. – 464с.

4. Ракуць, В. Сталыпінская рэформа ў Беларусі: VIIIклас/ В. Ракуць// Беларускі гістарычны часопіс – 2007.-№2-с. 56-62.

5. Петр Столыпин: «Нам нужна великая Россия»//Экономика. Финансы. Управление. – 2004. - №10. – с.137-139.

6. Ерофеев Б.В. Земельное право: Учебник / Б.В. Ерофеев; отв. ред. Г.В. Чубуков. – М.: Новый Юрист, 1998г.-541с.

Скачать архив с текстом документа