Страхование вкладов физических лиц

СОДЕРЖАНИЕ: Содержание Введение 2 1. Понятие, цели и принципы страхования вкладов 4 2. Статус, цель деятельности и полномочия Агентства по страхованию вкладов 7 3. Организационные и финансовые основы системы страхования вкладов 11

Содержание

[1] :

­ защита прав и законных интересов вкладчиков;

­ укрепление доверия к банковской системе Российской Федерации;

­ стимулирование привлечения сбережений населения в банковскую систему Российской Федерации.

Основными принципами системы страхования вкладов являются:

1. обязательность участия банков в системе страхования вкладов;

2. сокращение рисков наступления неблагоприятных последствий для вкладчиков в случае неисполнения банками своих обязательств;

3. прозрачность деятельности системы страхования вкладов;

4. накопительный характер формирования фонда обязательного страхования вкладов за счет регулярных страховых взносов банков – участников системы страхования вкладов.

В ч.3 ст.6 Закона установлены следующие обязанности банков в связи с участием в системе страхования вкладов:

1. уплачивать страховые взносы в фонд обязательного страхования вкладов;

2. представлять вкладчикам информацию о своем участии в системе страхования вкладов, о порядке и размерах получения возмещения по вкладам;

3. размещать информацию о системе страхования вкладов в доступных для вкладчиков помещениях банка, в которых осуществляется обслуживание вкладчиков;

4. вести учет обязательств банка перед вкладчиками, позволяющий банку сформировать на любой день реестр обязательств банка перед вкладчиками по форме, которая устанавливается Банком России по предложению Агентства;

5. исполнять иные обязанности, предусмотренные Законом.

В юридической литературе называются еще три принципа организации отечественной системы страхования вкладов, не закрепленные в качестве таковых в ст.3 Закона, но выводимые из других его норм. Это принципы допуска в систему только финансово устойчивых банков; ограничительный характер выплат возмещения по вкладам; максимальная скорость выплат.

Принцип допуска в систему только финансово устойчивых банков означает, что участниками системы становятся только банки, которые удовлетворяют ряду дополнительных требований к учету, отчетности, финансовому положению и соблюдают обязательные экономические нормативы. Установление этого принципа предопределено необходимостью ограничения финансовых рисков системы страхования вкладов путем исключения возможности присутствия в ней проблемных банков.

Введение принципа ограничительного характера выплат возмещения по вкладам позволяет отнести отечественную систему страхования вкладов к системам с ограниченной компенсацией. Отличия между системами с полной или частичной компенсацией заключается в том, что в первом случае гарантируется весь вклад независимо от его суммы, а во втором – лишь его часть в пределах определенной максимальной суммы.

Наконец, наличие принципа максимальной скорости выплаты страхового возмещения обусловлено тем, что способность системы страхования вкладов предотвращать массовое изъятие средств из банков в значительной мере зависит от сроков, в течение которых владельцы депозитов получают возможность воспользоваться своими средствами. В международной практике оптимальным сроком являются 30 дней с момента наступления страхового случая. Считается, что при более длительных сроках выплат может произойти подрыв доверия к системе страхования и возникнуть паника среди населения.

Участниками системы страхования вкладов являются:

1. вкладчики, признаваемые выгодоприобретателями;

2. банки, внесенные в реестр банков, признаваемые страхователями;

3. Агентство по страхованию вкладов, признаваемое страховщиком;

4. Банк России.

Страхователь и страховщик – это стороны договора страхования, а выгодоприобретатель – лицо, в пользу которого заключен договор страхования.

Как установлено в п.1 ст.927 главы 48 «Страхование» ч. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, страхование осуществляется на основании договоров имущественного или личного страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком).

Согласно закону[2] по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной суммы (страховой суммы).

В п.2 ст.929 Гражданского кодекса РФ установлено, что по договору имущественного страхования могут быть, в частности, застрахованы следующие имущественные интересы:

1) риск утраты (гибели), недостачи или повреждения определенного имущества (ст. 930);

2) риск ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, а в случаях, предусмотренных законом, также ответственности по договорам – риск гражданской ответственности (ст. 931 и 932).

Однако в рамках системы страхования вкладов отношения между банком и Агентством носят публично-правовой характер и основываются на нормах закона, а не договора страхования. Согласно ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» страхование вкладов осуществляется в силу указанного закона и не требует заключения договора страхования. Следует отметить, что это допускается ст. 970 Гражданского кодекса РФ, согласно которой правила, предусмотренные главой 48 Гражданского кодекса РФ, применяются к отношениям по страхованию банковских вкладов постольку, поскольку законом об этом виде страхования не установлено иное.

В соответствии с законом[3] страхованию подлежат все вклады физических лиц, внесенные в банки РФ, за исключением следующих групп денежных средств:

размещенные на банковских счетах физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, если эти счета открыты в связи с указанной деятельностью;

размещенные физическими лицами в банковские вклады на предъявителя, в том числе удостоверенные сберегательным сертификатом и (или) сберегательной книжкой на предъявителя;

переданные физическими лицами банкам в доверительное управление;

размещенные во вклады в находящихся за пределами территории РФ филиалах банков РФ.

Страхование вкладов осуществляется в силу Закона о страховании вкладов и не требует заключения договора страхования.

2. Статус, цель деятельности и полномочия Агентства по страхованию вкладов

Ключевую роль в организации и функционировании системы страхования вкладов играет Агентство по страхованию вкладов[4] . Агентство по страхованию вкладов является государственной корпорацией – не имеющей членства некоммерческой организацией, учрежденной Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданной для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Поскольку Агентство – некоммерческая организация, получение прибыли не является основной целью его деятельности. Агентство вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, если только это достижению цели, ради которой оно создано, и соответствует этой цели.

Предшественником Агентства по страхованию вкладов являлось Агентство по реструктуризации кредитных организаций, созданное на основании Федерального закона от 8 июля 1999 года № 144-ФЗ «О реструктуризации кредитных организаций» в целях осуществления мероприятий по реструктуризации кредитных организаций.

Целью деятельности Агентства в соответствии с Законом является обеспечение функционирования системы страхования вкладов.

Агентство в силу Закона о страховании вкладов наделено рядом государственно – властных полномочий, поэтому имеет право использовать на печати изображение Государственного герба РФ, хотя и не является органом государственной власти.

Агентство имеет счет в Банке России.

Местонахождение центральных органов Агентства – город Москва.

Агентство по страхованию вкладов может создавать филиалы и открывать представительства.

При осуществлении функций по обязательному страхованию вкладов Агентство:

1) организует учет банков (ведет реестр банков);

2) осуществляет сбор страховых взносов и контроль за их поступлением в фонд обязательного страхования вкладов;

3) осуществляет мероприятия по учету требований вкладчиков к банку и выплате им возмещения по вкладам;

4) имеет право обращаться в Банк России с предложением о применении к банкам мер ответственности, предусмотренных Законом о Банке России[5] и нормативными актами Банка России;

5) размещает и (или) инвестирует временно свободные денежные средства фонда обязательного страхования вкладов в порядке, определенном в Законе;

6) имеет право требовать от банков размещения информации о системе страхования вкладов и об участии в ней банка в доступных для вкладчиков помещениях банка, в которых осуществляется обслуживание вкладчиков;

7) определяет порядок расчета страховых взносов в соответствии со ст. 36 Закона о страховании вкладов;

8) осуществляет иные полномочия, направленные на достижение поставленных перед Агентством целей.

Органами управления Агентства по страхованию вкладов являются совет директоров Агентства, правление Агентства и генеральный директор Агентства.

Высшим органом управления является совет директоров, в который входят 13 членов – 7 представителей Правительства РФ, 5 представителей Банка России и генеральный директор Агентства. Председатель совета директоров избирается советом директоров Агентства по представлению Правительства РФ.

Совет директоров Агентства реализует следующие полномочия:

­ утверждает предложения правления Агентства о прогнозируемом размере расходов из федерального бюджета для покрытия дефицита фонда обязательного страхования вкладов в очередном году и направляет их в Правительство РФ для включения в проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной год;

­ устанавливает ставку страховых взносов;

­ определяет направления, условия и порядок

­ определяет направления, порядок размещения и (или) инвестирования временно свободных денежных средств, а также предельный размер размещаемых и (или) инвестируемых денежных средств;

­ принимает решение о наличии дефицита фонда обязательного страхования вкладов и направляет предложения о порядке его покрытия при наступлении страхового случая в Правительство РФ не позднее 5 дней со дня получения уведомления от правления Агентства;

­ принимает решение о перечислении в федеральный бюджет полученных средств федерального бюджета после восстановления финансовой устойчивости фонда обязательного страхования вкладов;

­ утверждает порядок расчета страховых взносов;

­ утверждает годовой отчет Агентства;

­ утверждает смету расходов Агентства;

­ утверждает организационную структуру Агентства;

­ принимает решение о создании филиалов и об открытии представительств Агентства;

­ назначает на должность и освобождает от должности генерального директора Агентства;

­ назначает на должность и освобождает от должности членов правления Агентства;

­ назначает аудитора Агентства;

­ утверждает регламент работы правления Агентства;

­ принимает решение о выпуске Агентством облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг;

­ осуществляет иные полномочия, предусмотренные Законом о страховании вкладов.

Количественный состав правления Агентства определяется советом директоров Агентства. Генеральный директор Агентства входит в состав правления Агентства по должности и руководит работой правления Агентства.

Члены правления Агентства, за исключением генерального директора Агентства, назначаются на должность сроком на 5 лет советом директоров по предложению генерального директора Агентства.

Члены правления работают на постоянной основе.

Члены правления Агентства могут быть освобождены от должности:

­ по истечении срока полномочий – генеральным директором Агентства;

­ по истечении срока полномочий – советом директоров по представлению генерального директора Агентства.

При осуществлении функций по обязательному страхованию вкладов правление Агентства[6] :

1) принимает решение о выплате вкладчикам возмещения по вкладам;

2) принимает решение о включении банка в реестр банков и об исключении банка из реестра банков в порядке, установленном Законом;

3) обращается в Банк России с предложением о применении к банку мер ответственности в соответствии со ст. 74 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации»;

4) вносит на утверждение в совет директоров Агентства предложения о развитии системы страхования вкладов, направлениях, об условиях и о порядке размещения и (или) инвестирования временно свободных денежных средств фонда обязательного страхования вкладов;

5) вносит на утверждение в совет директоров Агентства предложения о размере фонда обязательного страхования вкладов, достаточном для осуществления прогнозируемых в предстоящем году выплат возмещения по вкладам, прогнозируемом размере расходов из федерального бюджета для покрытия дефицита фонда обязательного страхования вкладов в предстоящем году;

6) направляет в совет директоров Агентства уведомление о наличии дефицита фонда обязательного страхования вкладов на основе данных реестров обязательств банков перед вкладчиками, формирование которых предусмотрено п. 4 ч. 3 ст. 6 Закона , не позднее трех дней со дня получения из банка реестра обязательств банка перед вкладчиками;

7) рассматривает годовой отчет Агентства и передает его на утверждение совета директоров Агентства;

8) представляет в совет директоров Агентства предложения об использовании прибыли Агентства;

9) утверждает штатное расписание Агентства, определяет условия найма, увольнения, служебные обязанности и права, систему дисциплинарных взысканий, размер и формы оплаты труда служащих Агентства;

10) осуществляет иные полномочия, предусмотренные Законом, если они не находятся в компетенции совета директоров Агентства.

Генеральный директор Агентства назначается на должность советом директоров Агентства по представлению председателя совета директоров сроком на 5 лет.

Генеральный директор может быть освобожден от должности советом директоров Агентства по представлению председателя совета директоров Агентства в случаях:

­ истечения срока своих полномочий;

­ подачи личного заявления об отставке;

­ совершения уголовно наказуемого деяния, установленного приговором суда, вступившим в законную силу;

­ нарушения федеральных законов, которые регулируют отношения, связанные с деятельностью Агентства.

Генеральный директор Агентства:

­ действует от имени Агентства и представляет без доверенности его интересы в отношениях с органами государственной власти, организациями иностранных государств и международными организациями, другими учреждениями и организациями;

­ возглавляет правление Агентства и организует реализацию решений правления Агентства;

­ издает приказы и распоряжения по вопросам деятельности Агентства;

­ распределяет обязанности между своими заместителями;

­ назначает на должность и освобождает от должности служащих Агентства;

­ принимает решения по иным вопросам, отнесенным к компетенции Агентства, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции совета директоров Агентства и правления Агентства.

Поскольку государственная корпорация создается на основании федерального закона, то реорганизована и ликвидирована она также может быть только на основании Закона.

3. Организационные и финансовые основы системы страхования вкладов

В рамках организационных основ системы страхования вкладов действующее законодательство устанавливает порядок взаимодействия Агентства по страхованию вкладов, органов государственной власти, Банка России и кредитных организаций.

Взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления и Банка России по отношению к Агентству строится на основе принципа невмешательства, в соответствии с которым вышеуказанные органы не имеют права вмешиваться в деятельность Агентства по реализации законодательно закрепленных за ним функций и полномочий.

Отношения Банка России и Агентства основаны в первую очередь на взаимном информировании друг друга по вопросам осуществления мероприятий по страхованию вкладов[7] .

С указанной целью Банк России направляет в Агентство отчетность банков и иную необходимую информацию, в частности:

­ о выдаче банку разрешения (лицензии) Банка России;

­ о принятии решения о проведении проверки банка по предложению Агентства;

­ о применении Банком России к банку мер ответственности в виде наложения запрета (ограничений) на привлечение вкладов граждан, назначении временной администрации по управлению кредитной организацией, об отзыве (аннулировании), а также о замене лицензии Банка России;

­ о реорганизации банка;

­ о введении моратория на удовлетворение требований кредиторов банка.

В свою очередь Агентство:

1) информирует Банк России:

­ о внесении банка в реестр банков и об исключении банка из указанного реестра;

­ об изменении ставки страховых взносов;

2) обращается в Банк России с предложениями:

­ о проведении проверки банка Банком России;

­ о применении Банком России к банку мер ответственности, предусмотренных федеральными законами, с приложением документов, обосновывающих необходимость применения указанных мер.

Взаимоотношения Агентства и банков осуществляются по следующим направлениям:

1) Агентство ставит банк на учет в системе страхования вкладов путем внесения его в реестр банков на основании уведомления Банка России о выдаче банку разрешения Банка России. Порядок ведения реестра банков установлен решением правления Агентства от 19 февраля 2004 года.

В соответствии с указанным Порядком под реестром понимается перечень банков, состоящих на учете в системе обязательного страхования вкладов.

Банк вносится в реестр на основании уведомления Банка России о выдаче банку лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и на открытие и ведение банковских счетов физических лиц. Внесение банка в реестр осуществляется в день получения указанного уведомления Банка России. Если банк уже имеет лицензию на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и на открытие и ведение банковских счетов физических лиц на день вступления в силу Закона о страховании вкладов, он вносится в реестр на основании уведомления Банка России о вынесении им положительного заключения о соответствии банка требованиям к участию в системе страхования вкладов. Внесение данного банка в реестр осуществляется не позднее следующего рабочего дня со дня получения указанного уведомления Банка России.

Банк исключается из реестра в случаях:

отзыва (аннулирования) лицензии Банка России и завершения Агентством процедуры выплаты возмещения по вкладам, установленной федеральным законом. Под завершением процедуры выплаты в данном случае понимается завершение расчетов с вкладчиками, обратившимися в Агентство до даты завершения конкурсного производства;

прекращения права на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и на открытие и ведение банковских счетов физических лиц в связи с заменой лицензии Банка России и исполнения банком своих обязательств перед вкладчиками;

прекращения деятельности банка в связи с его реорганизацией.

Решение о включении банка в реестр и об исключении банка из реестра принимается правлением Агентства по страхованию вкладов.

Действующим законодательством предусмотрено введение Банком России запрета на привлечение во вкдады денежных средств физических лиц и открытие банковских счетов физических лиц в случае выявления по данным отчетности и (или) результатам проверки Банка России несоответствия банка, состоящего на учете в системе страхования вкладов, хотя бы одному из предъявляемых требований в течение трех месяцев подряд; а также признания банка отказавшимся от участия в системе страхования вкладов и при иных обстоятельствах.[8] Запрет вводится предписанием Банка России и направляется банку заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. В дальнейшем Банк России направляет банку требование о представлении банком ходатайства о прекращении права на работу с вкладами. Отказ банка от участия в системе страхования вкладов или его несоответствие требованиям к участию в данной системе влечет признание утратившей силу имеющейся у банка лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях, лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте или генеральной лицензии;

2) получение Агентством от банков на основании мотивированного запроса разъяснений, касающихся информации об уплате банками страховых взносов, о ведении учета и формировании реестра обязательств банка перед вкладчиками, об обязательствах вкладчика перед банком, исполнении банком иных обязанностей;

3) осуществление Агентством комплекса действий, направленных на возмещение сумм вкладов при наступлении в банке страхового случая;

4) получение Агентством от банков информации, составляющей служебную, коммерческую и банковскую тайну банка, в отношении которого наступил страховой случай;

5) принятие Агентством участия в проверках банков по вопросам, касающимся объема и структуры обязательств банков перед вкладчиками, уплаты страховых взносов, а также исполнения банками иных обязанностей по страхованию вкладов.

Финансовую основу системы страхования вкладов составляет Фонд обязательного страхования вкладов, принадлежащий Агентству на праве собственности и предназначенный для финансирования выплаты возмещения по вкладам[9] .

Фонд представляет собой совокупность денежных средств и иного имущества, которые формируются и используются в целях страхования вкладов. К числу характерных особенностей относятся следующие:

­ фонд обособляется от иного имущества Агентства; соответственно, по фонду ведется обособленный учет;

­ денежные средства фонда Учитываются на специально открываемом счете Агентства в Банке России;

­ на фонд не может быть обращено взыскание по обязательствам Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований, банков, иных третьих лиц, а также Агентства, за исключением случаев, когда обязательства Агентства возникли в связи с неисполнением им обязанностей по выплате возмещения по вкладам.

Фонд обязательного страхования вкладов формируется за счет:

­ страховых взносов, являющихся едиными для всех банков и подлежащих уплате ими со дня внесения банка в реестр банков и до дня отзыва (аннулирования) лицензии Банка России или до дня исключения банка из реестра банков.

Взносы уплачиваются банками по установленной советом директоров Агентства ставке, которая не может превышать 0,15% расчетной базы с расчетного периода, следующего за расчетным периодом, в котором сумма денежных средств фонда превысит 5% общей суммы вкладов в банках. Банки самостоятельно осуществляют расчет страховых взносов и их уплату в валюте РФ в течение 5 дней со дня окончания расчетного периода путем перевода денежных средств на счет Агентства в Банке России, на котором учитываются денежные средства фонда обязательного страхования вкладов.

Обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной банком с момента списания денежных средств с корреспондентского счета банка в Банке России.

Вместе с тем, если сумма денежных средств фонда обязательного страхования вкладов, включая денежные средства, инвестированные Агентством, превысит 10% общей суммы вкладов в банках, уплата банками страховых взносов автоматически приостанавливается. Соответственно, начиная с расчетного периода, следующего за расчетным периодом, в котором сумма денежных средств фонда обязательного страхования вкладов, включая денежные средства, инвестированные Агентством, составит менее 10% общей суммы вкладов в банках, уплата страховых взносов банками автоматически возобновляется;

­ пеней за несвоевременную и (или) неполную уплату страховых взносов;

­ денежных средств и иного имущества, которые получены от удовлетворения прав требования Агентства, приобретенных в результате выплаты им возмещения по вкладам;

­ средств федерального бюджета;

­ доходов от размещения и (или) инвестирования временно свободных денежных средств Фонда;

­ первоначального имущественного взноса Российской Федерации в имущество Агентства;

­ других доходов, не запрещенных законодательством.

Временно свободные денежные средства фонда обязательного страхования вкладов могут быть размещены и (или) инвестированы на принципах возвратности, прибыльности и ликвидности приобретаемых Агентством финансовых инструментов:

­ в государственные ценные бумаги Российской Федерации, а также в государственные ценные бумаги субъектов Федерации;

­ в облигации российских эмитентов;

­ в акции российских эмитентов, созданных в форме открытых акционерных обществ;

­ в паи (акции, доли) индексных инвестиционных фондов, размещающих денежные средства в государственные ценные бумаги иностранных государств, облигации и акции иных иностранных эмитентов;

­ в ипотечные ценные бумаги;

­ в ценные бумаги государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития;

­ в депозиты и ценные бумаги Банка России.

Обязательного страхования вкладов в ценные бумаги разрешается, если:

­ они обращаются на рынке ценных бумаг или специально выпущены Правительством РФ для размещения денежных средств институциональных инвесторов – для государственных ценных бумаг РФ;

­ они обращаются на организованном рынке ценных бумаг и отвечают критериям, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по согласованию с Федеральной службой по финансовым рынкам, - для государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации, облигаций российских эмитентов; акций российских эмитентов, созданных в форме акционерных обществ; ипотечных ценных бумаг.

Финансовые инструменты, приобретаемые за счет денежных средств фонда обязательного страхования вкладов, являются его неотъемлемой частью и отражаются на балансе, на котором учитывается этот фонд[10] .

Финансовая устойчивость системы страхования вкладов обеспечивается также имуществом Агентства и средствами федерального бюджета. В этих целях федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год устанавливаются право Правительства РФ выдавать беспроцентные бюджетные ссуды и осуществлять заимствования, предельный объем указанных заимствований, а также предельный объем соответствующих расходов федерального бюджета. В случае подтверждения советом директоров Агентства решения правления Агентства по страхованию вкладов о невозможности возмещения по вкладам в установленные сроки без пополнения фонда обязательного страхования вкладов за счет дополнительных денежных средств (за исключением страховых взносов и иных запланированных поступлений) совет директоров Агентства в срок, не превышающий 7 календарных дней после наступления страхового случая, принимает одно из следующих решений:

­ обратиться в Правительство РФ с просьбой о выделении Агентству соответствующих денежных средств в виде беспроцентной бюджетной суды, если рассчитанный правлением Агентства дефицит фонда обязательного страхования вкладов составляет не более 1 млрд. рублей. Правительство РФ принимает соответствующее решение в срок, не превышающий 7 календарных дней;

­ обратиться в Правительство РФ с просьбой о выделении Агентству дополнительных денежных средств из федерального бюджета, если рассчитанный правлением Агентства дефицит фонда обязательного страхования вкладов превышает 1 млрд. рублей. При невозможности выделения указанных средств Правительство РФ в рамках своих полномочий вносит в Государственную Думу проект федерального закона о внесении соответствующих изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на соответствующий год в срок, не превышающий 7 календарных дней со дня получения обращения совета директоров Агентства по страхованию вкладов.

В целях восстановления фонда обязательного страхования вкладов совет директоров Агентства вправе также устанавливать повышенную ставку страховых взносов.

4. Порядок и условия выплаты возмещения по вкладам

В соответствии с Законом о страховании вкладов вкладчики обладают комплексом прав на получение выплат по вкладам, в частности:

1) сообщать в Агентство о фактах задержки банком исполнения обязательств по вкладам;

2) получать от банка, в котором они размещают вклад, и от Агентства информацию об участии банка в системе страхования вкладов, о порядке и размерах получения возмещения по вкладам.

Вкладчик, получивший возмещение по вкладам, размещенным в банке, в отношении которого наступил страховой случай, сохраняет право требования к данному банку на сумму, определяемую как разница между размером требований вкладчика к данному банку и суммой выплаченного ему возмещения по вкладам в данном банке. Удовлетворение такого права требования вкладчика к банку осуществляется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Агентство по страхованию вкладов рекомендует банкам, участвующим в системе страхования вкладов, размещать в помещениях, в которых обслуживаются вкладчики, следующие материалы:

­ цветную копию свидетельства о включении банка в реестр банков – участников системы обязательного страхования вкладов, выдаваемого Агентством;

­ полный текст Закона о страховании вкладов;

­ объявление (буклет, памятку) о порядке и размерах получения возмещения по вкладам, включающее в себя информацию о вкладах, которые застрахованы, определение страхового случая и размера возмещения по вкладам, краткое описание порядка обращения вкладчика в Агентство за возмещением по вкладам и порядка выплаты возмещения по вкладам, а также указание на право вкладчика требовать от банка выплаты оставшейся части вклада в соответствии с действующим законодательством;

­ изображение зарегистрированного Агентством знака «Вклады застрахованы. Система страхования вкладов»;

­ реквизиты Агентства: полное наименование, почтовый адрес, адрес электронной почты, номера телефонов «горячей линии», адреса сайта в сети Интернет.

Указанные материалы предлагается размещать в доступных для вкладчиков помещениях банка на отдельных информационных стендах, в специальных папках или иным образом в соответствии с принятыми в банке правилами информирования клиентов. Изображение знака «Вклады застрахованы. Система страхования вкладов» может также размещаться на входе в помещение банка;

3) получать возмещение по вкладам.

Право требования вкладчика на возмещение по вкладам возникает со дня наступления страхового случая. К числу предусмотренных Законом о страховании вкладов страховых случаев относится наступление следующих событий:

­ отзыв (аннулирование) у банка лицензии Банка России на осуществление банковских операций;

­ введение Банком России моратория на удовлетворение требований кредиторов банка.

Соответственно страховой случай считается наступившим со дня вступления в силу акта Банка России об отзыве (аннулировании) у банка лицензии Банка России либо акта Банка России о введении моратория на удовлетворение требований кредиторов банка.

Со дня наступления страхового случая дот дня завершения конкурсного производства либо до дня окончания действия моратория вкладчик либо его представитель вправе обратиться в Агентство по страхованию вкладов с требованием о выплате возмещения по вкладам.

Пропущенный вкладчиком срок для обращения с требованием о возмещении по вкладам может быть восстановлен решением правления Агентства при наличии одного из следующих обстоятельств:

­ если обращению вкладчика с требованием о выплате возмещения по вкладам препятствовало чрезвычайное и не предотвратимое при данных условиях обстоятельство (непреодолимая сила), то есть при возникновении обстоятельств, за которые вкладчик не отвечает (например, стихийные бедствия);

­ если вкладчик проходил (проходит) военную службу по призыву или находился (находится) в составе Вооруженных Сил РФ (других войск, воинских формирований, органов), переведенных на военное положение, - на период такой службы (военного положения);

­ если причина пропуска указанного срока тесно связана непосредственно с личностью вкладчика (в том числе с его тяжелой болезнью, беспомощным состоянием).

Решение правления Агентства об отказе в восстановлении пропущенного срока для обращения с требованием о выплате возмещения по вкладам может быть обжаловано вкладчиком в суд[11] .

При обращении в Агентство с требованием о выплате возмещения по вкладам вкладчик представляет:

­ заявление по форме, определенной Агентством;

­ документ, удостоверяющий его личность.

Если с требованием о выплате возмещения по вкладам в Агентство обращается не сам вкладчик, а его представитель, то помимо вышеуказанных документов он обязан представить нотариально заверенную доверенность от вкладчика, подтверждающую его право действовать в интересах и от имени доверителя (вкладчика).

После получения необходимых документов Агентство представляет вкладчику выписку из реестра обязательств банка перед вкладчиками с указанием суммы возмещения. Возмещение выплачивается Агентством в течение трех дней со дня представления вкладчиком документов, но не ранее 14 дней со дня наступления страхового случая.

В течение 7 дней со дня получения из банка, в отношении которого наступил страховой случай, реестра обязательств банка перед вкладчиками Агентство направляет в этот банк, а также для опубликования в «Вестник Банка России» и печатный орган по месту расположения этого банка сообщение о месте, времени, форме и порядке приема заявлений вкладчиков о выплате возмещения по вкладам. В течение месяца со дня получения из банка реестра обязательств банка перед вкладчиками Агентство направляет также соответствующее сообщение вкладчикам банка, в отношении которого наступил страховой случай.

Возмещение по вкладам выплачивается Агентством в соответствии с реестром обязательств банка перед вкладчиками, формируемым банком, в отношении которого наступил страховой случай, в течение трех дней со дня представления вкладчиком в Агентство вышеуказанных документов, но не ранее 14 дней со дня наступления страхового случая.

В соответствии с законом[12] возмещение выплачивается вкладчику в размере 100% суммы вкладов в банке на конец дня наступления страхового случая, но не более 100 тыс. рублей; если вкладчик имеет несколько вкладов в одном банке, суммарный размер обязательств банка по которым превышает 100 тыс. рублей, возмещение выплачивается по каждому из вкладов пропорционально их размерам; если страховой случай наступил в отношении нескольких банков, в которых вкладчик имеет вклады, размер страхового возмещения исчисляется в отношении каждого банка отдельно.

Таким образом, если вкладчик имеет два вклада по 100 тыс. рублей в одном банке, по каждому из них он получит возмещение 50 тыс. рублей, а если в разных – то каждый вклад будет компенсирован полностью ( в данном случае в расчет не принимались начисленные проценты по вкладу). При этом размер возмещения по вкладам рассчитывается исходя из размера остатка денежных средств по вкладу (вкладам) вкладчика в банке на конец дня наступления страхового случая. Если гражданин в течение срока действия договора вклада снимал определенную сумму со счета по вкладу, на его счете образовалась остаточная сумма. При наступлении страхового случая в расчет суммы возмещения будет приниматься не сумма, по которой гражданин первоначально открывал вклад, а сумма, оставшаяся у него в данном вкладе.

При несогласии вкладчика с размером возмещения Агентство предлагает вкладчику представить дополнительные документы, подтверждающие обоснованность его требований, и направляет их в банк для рассмотрения. Подтверждающими документами могут быть копия договора банковского вклада, сберегательная книжка либо другой документ, подтверждающий заключение договора вклада и сумму вклада. Документами, подтверждающими зачисление средств на счет вкладчика по вкладу и, соответственно, списание таких средств могут являться корешки от расчетных документов с отметками банка о выплатах. Банк рассматривает представленные документы в течение 10 дней. По итогам рассмотрения банк обязан направить в Агентство сообщение о результатах рассмотрения и в случае справедливости заявленных вкладчиком претензий внести изменения в реестр обязательств банка перед вкладчиками. После согласования с Агентством указанная сумма выплачивается вкладчику. Если же требования вкладчика не были удовлетворены банком и, соответственно, Агентством, вкладчик имеет право обратиться в суд с иском об установлении состава и размера соответствующих требований, а также подлежащего выплате возмещения по вкладам.

При выплате возмещения по вкладам Агентство представляет вкладчику справку о выплаченных суммах и вкладах, по которым осуществлялось возмещение, и направляет ее копию в банк.

После выплаты возмещения к Агентству переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое вкладчик имел к банку (суброгация – ст. 965 Гражданского кодекса РФ), которое удовлетворяется уже в ходе конкурсного производства в первой очереди кредиторов.

Таким образом, после выплаты Агентством возмещения по вкладам уполномоченный орган принимает меры по взысканию с банка сумм задолженности перед Агентством, на которые оно получило право. Сумма взысканной задолженности подлежит зачислению в фонд обязательного страхования вкладов[13] .

Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, представляющим в делах о банкротстве банков права требования к банку, перешедшие к Агентству по страхованию вкладов в результате выплаты страхового возмещения по вкладам, является Федеральная налоговая служба.

Заключение

Граждане – вкладчики – экономически более слабая сторона в правоотношениях с банками, в связи с чем защита прав и законных интересов первых в сфере кредитных отношений требует дополнительных гарантий.

Наиболее существенным элементом механизма защиты прав и интересов вкладчиков является гарантия возврата их средств, привлеченных банком. Законодательно такая гарантия была установлена и до принятия Федерального закона от 23 декабря 2003 года №177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».

В п.1 ст.840 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливалось, что банки обязаны обеспечивать возврат вкладов граждан путем обязательного страхования, а в предусмотренных законом случаях и иными способами.

Статья 38 ФЗ «О банках и банковской деятельности» содержала следующие положения о Федеральном фонде обязательного страхования вкладов:

для обеспечения гарантий возврата привлекаемых банками средств граждан и компенсации потери дохода по вложенным средствам создается Федеральный фонд обязательного страхования вкладов;

участниками Федерального фонда обязательного страхования вкладов являются Банк России и банки, привлекающие средства граждан;

порядок создания, формирования и использования средств Федерального фонда обязательного страхования вкладов определяется федеральным законом.

Список используемой литературы

1) Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета, N 237, 25.12.1993.

2) Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 14.07.2008),(с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2008)

3) Федеральный закон Российской Федерации от 23.12.2003 N 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (ред. от 13.03.2007)

4) Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 26.04.2007) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»

5) Алексеева Д.Г., Пыхтин С.В., Хоменко Е.Г. Банковское право: Учеб.пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2005.

6) Братко А.Г. Центральный банк в банковской системе России. – М., 2002.

7) Страхование: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.- ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

8) Тосунян Г.А., Викулин А.Ю., Экмалян А.М. Банковское право Российской Федерации. Общая часть: Учебник/ Под ред. Б.Н.Топорина. – М., 2002.


[1] Ст 1. Федерального закона Российской Федерации от 23.12.2003 N 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (ред. от 13.03.2007)

[2] п. 1 ст. 929 Гражданского кодекса РФ (Часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 14.07.2008),(с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2008)

[3] ст. 5 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ»

[4] Страхование: Учебник. – М., 2005. С. 6.

[5] ст. 74 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 26.04.2007) О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)

[6] Алексеева Д.Г., Пыхтин С.В., Хоменко Е.Г. Банковское право. – М., 2005. С. 189.

[7] Алексеева Д.Г., Пыхтин С.В., Хоменко Е.Г. Банковское право. – М.: Юристъ, 2005. С. 192.

[8] Братко А.Г. Центральный банк в банковской системе России. – М., 2002. С.193.

[9] Алексеева Д.Г., Пыхтин С.В., Хоменко Е.Г. Банковское право. – М.: Юристъ, 2005. С. 194.

[10] Тосунян Г.А., Викулин А.Ю., Экмалян А.М. Банковское право Российской Федерации. – М., 2002. С. 296.

[11] Тосунян Г.А., Викулин А.Ю., Экмалян А.М. Банковское право Российской Федерации.– М., 2002. С.315.

[12] ч.2-4 ст.11Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ»

[13] Алексеева Д.Г., Пыхтин С.В., Хоменко Е.Г. Банковское право: – М.: Юристъ, 2005. С.203.

Скачать архив с текстом документа