Строковые переменные

СОДЕРЖАНИЕ: Введение Типы данных При решении задач в программировании выполняется обработка информации различного характера. Это могут быть целые и дробные величины, строки и другое. Соответственно константы и переменные должны быть описаны как целые, дробные, строковые и т.д.

Введение

Типы данных

При решении задач в программировании выполняется обработка информации различного характера. Это могут быть целые и дробные величины, строки и другое. Соответственно константы и переменные должны быть описаны как целые, дробные, строковые и т.д.

Для описания множества допустимых значений величины и совокупности операций, в которых может участвовать данная величина, используется указание её типа данных. Тип данных ( data type ) – множество величин, объединенных определенной совокупностью допустимых операций. Каждый тип данных имеет свой диапазон значений и специальное зареверзированное слово для описания.

Строковый тип данных

Строка представляет собой последовательность символов кодовой таблицы персонального компьютера. При использовании в выражениях строка заключается в апострофы. Количество символов в строке (длина строки) может динамически изменяться от 0 до 255. Идентификатор стро - кового типа данных – слово String . Примеры описания переменных типа String:

Var Str1: String [10];

Var Str2: String;

Var Str3: String [13];

В квадратных скобках указывается максимальный размер (длина) строки. Если он не указан (как в описании переменной Str 2), то длина строки считается равной 255 символам. Заметим, что строку можно рассматривать как одномерный массив символов – к любому символу строки можно обращаться по его номеру. Первый символ строки (с индексом 0) содержит фактическую длину строки. Для ввода и вывода переменных типа String используются процедуры Read ( Readln ) и Write ( Writeln ).Строки вводятся и выводятся не поэлементно, как массивы, а сразу целиком. Следующий простой пример иллюстрирует сказанное .

Program My14_5;

Var s: String; w: String [10]; v: String [5]; i, j:Integer;

Begin

Readln (v); Writeln (v);

Writeln (Integer (v [0]));

Readln (w); Writeln (w); Writeln (Ord (w [0]));

Readln(s); Writeln(s);

Writeln (Integer(s [0]));

For i: =1 to Ord(s [0]) do Begin

For j: = to i-1 do Write (‘ ‘);

Writeln(s [i]);

End;

Readln;

End .

Если ввести строки v и w большей длины, чем указано в описании, они «обрезаются». Операторы Writeln ( Integer ( v [0])) и Writeln ( Ord ( w [0])) обеспечивают вывод значения длины строки. Если изменить первый оператор на Writeln ( v [0]), то вместо цифрового значения на экран выводится «непонятный» символ. Попробуйте объяснить этот результат и понять смысл преобразования Integer ( v [0]). Последние операторы этого примера демонстрируют обращение к элементам строки. Вывод символов строки s на экран осуществляется «лесенкой».

Сравнение строк

Сравнение строк производится посимвольно слева направо: сравниваются коды соответствующих символов до тех пор, пока не нарушится равенство, при этом сразу делается вывод о знаке неравенства. Две строки называются равными, если они равны по длине и совпадают посимвольно.

Примеры

‘Balkon’ ‘balkon’ (Ord (‘B’) Ord (‘b’));

‘balkon’ ‘balken’ (Ord (‘o’) Ord (‘e’));

‘ balkon ’ ‘ balk ’ (длина первой строки больше);

‘кошка’ ‘кошка’ (длина первой строки больше);

‘Кот’» = ‘Кот’ (строки равны по длине и совпадают посимвольно).

Строковые константы, так же, как и отдельные символы, заключаются в апострофы. Например,

Str 1: = У Егорки’; Str 2: = ‘всегда отговорки’;

Процедуры и функции для работы с данными строкового типа данных приведены в таблице.

Тип Вызов Параметры Действие
Процедура Delete ( s , p , n )

Var s: String;

P, n: Integer;

Удаляются n символов из строки s , начиная с позиции p
Процедура Insert (w, s, p)

W: String;

Var S: String;

P : Integer ;

В строку S , начиная с позиции p , вставляется строка w
Процедура Str ( v , s )

V: Integer или

V: real;

Var s: string;

Число v преобразуется в строку s
Процедура Val(s, v, w)

S: String;

Var v: Integer или

Var v: Real;

Var w: Integer;

Если строка s представляет собой правильную запись числа, то это число записывается в переменную v , при этом значение w = 0. В противном случае строка состоит не только из цифр – преобразование не выполняется, w 0 – признак ошибки
Функция Concat ( s 1, s 2,…, sm ), функция возвращает значение типа String S1, s2, … sm: String; Строки s 1, s 2, …, sm записываются одна за другой. Результат не превышает 255 символов. Можно просто складывать строки s 1+ s 2+…+ sm
Функция

Copy ( s , p , n )

функция возвращает значение типа String

S: String;

P, n: Integer;

Из строки S , начиная с позиции P , выбираются n символов.
Функция

Length ( s )

функция возвращает значение типа Integer

S : String ; Определяется длина s , т.е. число символов, из которых она состоит
Функция

Pos ( w , s )

функция возвращает значение типа Integer

W, s: String; В строке s отыскивается первое вхождение строки w (номер позиции). Если вхождения нет, то функция возвращает значение 0.

Примеры.

В приведенных примерах переменные s 1, s 2, s 3 имеют тип String , p , g – тип Integer .

s 1: =’ У Егорки всегда отговорки ’;

Delete ( s 1, 9,7);

Результат: s 1=’У Егора отговорки’.

s 1: =’ У Егорки всегда отговорки ’;

s2:=’ Матрены и ’;

Insert (s2, s1, 3);

Результат:

S 1=’У Матрены и Егорки всегда отговорки’.

p:=1234; q:=34.5;

Str (p, s1); Str (q, s2);

Результат: s 1=’1234’, s 2= =’34.5’.

s1: = ‘555’; s2:=’23.345’; s3:=’34rr2’;

Val (s1, p, w); Val (s2, q, w); Val (s3, p, w);

Результат: в первом случае p =555, w =0; во втором случае q =23,345, w =0; в третьем случае w 0, значение p не определено.

s 1: =’У Егорки всегда отговорки, ’;

s 2: =’У Миладки всегда шоколадки’;

s3: =Concat (s1, s2); ( или s3: =s1+s2);

Результат: s 3=’У Егорки всегда отговорки, у Миладки всегда шоколадки’;

s 1=’У Егорки всегда отговорки, у Миладки всегда шоколадки’

s 2: = Copy ( s , 27, 26);

Результат: s 2:=’У Миладки всегда шоколадки’.

s 1: =’У Егорки всегда отговорки ’;

p: =Length (s1);

Результат : p=25.

s 1:=’У Егорки всегда отговорки ’;

p : = Pos (‘0’, s );

Результат: p =5.

Продолжите примеры. Напишите программу для исследования работы перечисленных процедур и функций. Обратите особое внимание на граничные условия (например, выясните, что получается, если длина результата больше 255). В этой работе можно использовать приведенные ниже короткие примеры.

Подсчет количества вхождений данного символа (параметр q ) в строку (параметр st ).

Function QChar (q: Char; st: String): Byte;

Var I, k: Byte;

Begin

k: =0;

For i: =1 To Length (st) Do If st [i]=q Then Inc (k);

Qchar : = k

End ;

Удалить среднюю букву при нечетной длине строки и две средние буквы при четной длине строки.

Procedure MiDel (Var st: String);

Var k: Byte;

Begin

k: =Length (st);

If k Mod 2=1 Then Delete (st, k Div 2+1, 1)

Else Delete (st, k Div 2, 2)

End ;

Заменить все вхождения подстроки w в строке st на подстроку v .

Procedure Ins (w, v: String; Var st: String);

Var k: Byte;

Begin

While Pos (w, st)0 Do Begin

k: = Pos (w, st);

Delete (st, k, Length (w));

Insert (v, st, k)

End

End;

Подсчитать сумму цифр, встречающихся в строке.

Function Sum (st: String): Integer;

Var i, k, d, s:Integer;

Begin

s: =0;

For i: =1 To Length (st) Do Begin

Val (st [i], d, k);

If k=0 Then s: =s+d

Sum : = s

End ;

Экспериментальный раздел занятия

1. Дана строка. Считаем ее отрывком текста. Группы символов, разделенных одним или несколькими пробелами, назовем словами. Пробелы могут находиться как в начале текста, так и в конце. Требуется выделить слова из текста и каждое слово записать в соответствующий элемент массива. Приведенная ниже программа решает эту задачу.

Program My 14_6;

Const n =20; m =10; {Количество слов в тексте и количество букв в слове. Естественно, что эти параметры программы можно изменять}

Type TString = String [ m ];

Var A: Array [1..n] Of Tstring;

s: String;

k, i:Integer;

Procedure DelPr (Var s: String);

{Удаляем пробелы в начале текста.}

Begin

While (s [1]=’ ‘) And (s’ ‘) Do Delete (s, 1, 1)

End;

Function GetWord (Var s: String): Tstring;

{Выделяем слово, удаляем его из текста и убираем пробелы после слова.}

Begin

GetWord: =Copy (s, 1, Pos (‘ ‘, s)-1);

Delete (s, 1, Pos (‘ ‘, s));

DelPr (s)

End;

Begin

Writeln (‘ Введите текст ’);

Readln (s);

S: =s+’ ‘;

{Добавляем символ пробела в конец текста. Зачем?}

DelPr ( s ); {Удаляем пробелы в начале текста.}

k: =0;

While s’ ‘ Do Begin { Пока текст не пустой .}

Inc (k);

A [ k ]: = GetWord ( s ) {Берём слово из текста.}

End;

For i: =1 To k Do Writeln (A [i]);

Readln

End .

Удалите вызов процедуры DelPr ( s ) из основной программы, а функции GetWord переставьте этот вызов в ее начало. Что изменится в работе программы? На каких исходных данных она не будет правильно работать? Что произойдет, если в конец текста не добавлять символ пробела? В процедуре DelPr измените цикл

While (s[1]=’ ‘) And (s’ ‘) Do Delete (s, 1, 1)

на

While (s[1]=’ ‘) Do Delete (s, 1, 1).

Продолжите эксперименты с программой.

2. По правилам машинописи после запятой в тексте всегда ставится пробел. Следующая программа вставляет недостающие пробелы.

Program My14_7;

Var i:Integer;

s: String;

Begin

Writeln (‘ Введите текст ’);

Readln (s);

i: =1;

While iLength(s) Do Begin

If (s [i]=‘,’) And Not (s [i+1]=’ ‘)

Then Insert (‘ ‘, s, i+1);

Inc (i)

End;

Writeln (s);

Readln

End.

Задания для самостоятельной работы

1.Написать программу для вывода последовательностей символов:

а) ZYYXXX … AA .. AA ;

в) ABC … ZZBC … ZZZC … ZZ .. ZZ .

2.Составить программу, которая выводит True , если в заданной строке буква ‘ A ’ встречается чаще, чем буква ‘ B ’, и False в противном случае.

3.Проверить, правильно ли в заданном тексте расставлены круглые скобки (т.е. находится ли справа от каждой открывающей скобки соответствующая ей закрывающая скобка, а слева от каждой закрывающей – соответствующая ей открывающая).

4.Подсчитать количество прописных латинских букв в строке.

5.Удвоить вхождение некоторой буквы в текст. Например, при удваивании буквы ‘а’ текст ‘ мама папа’ должен превратиться в текст ‘маамаа паапаа’.

6.Даны две строки. Вывести буквы, встречающиеся и в той и другой строках.

7.Дан текст. Вывести все слова, начинающиеся с прописных букв латинского алфавита.

8.Дан текст. Определить:

длину самого короткого и самого длинного слов;

количество слов, начинающихся и оканчивающихся одной и той же буквой;

количество слов, в которых содержится хотя бы одна заданная буква;

количество слов, которые содержат заданную букву определенное количество раз;

количество слов, являющихся палиндромами.

9.Дан текст. Вывести слова, встречающиеся в тексте по одному разу.

10.Дан текст. Вывести различные слова.

Примечание. Термин ‘текст’ в условиях задач следует понимать в смысле первого примера экспериментальной части данного занятия.

РАБОТА СО СТРОКАМИ

Тип String (строка) в Турбо Паскале широко используется для обработки текстов. Этот тип является стандартным и во многом похож на одномерный массив символов Array [0..N] of Char. Значение N соответствует количеству символов в строке и может меняться от 0 до 255. Символы, входящие в строку, занимают позиции с 1 до N. Начальный байт строки с индексом 0 содержит информацию о ее длине, т.е. это символ с кодом, равным длине строки.

Можно также описывать переменные типа String [K], где K - целое число не больше 255. Так определяются строки с длиной не больше K. Этот тип уже не является стандартным. С символами строки можно работать как с элементами массива из символов, но в отличие от массивов, строки можно вводить целиком, сравнивать друг с другом и сцеплять операцией +.

ПРИМЕР : Работа со строками.

var s,x,y,z:string;

begin

x:=turbo;

y:=pascal;

z:=x+ +y; { z=turbo pascal }

s:=; { пустая строка }

for c:=a to z do s:=s+c; { s=abcd..xyz }

writeln (s);

end .

Сравнение строк выполняется посимвольно в соответствии с их кодами до первого несовпадения. Если одна из строк закончилась до первого несовпадения, то она считается меньшей. Пустая строка меньше любой строки.

ПРИМЕР : Сравнение строк.

abcd abcD { dD }

abcd abc { d }

a b c a xx c { b x }

abcd = abcd

Существует ряд стандартных функций и процедур для работы со строками.

· Функция Length (s) выдает длину строки s.

· Функция Concat (s1,s2,..,sn) возращает строку s1+s2+..+sn.

· Функция Copy (s,p,k) возвращает фрагмент строки s, который начинается в позиции p и имеет длину k.

· Функция Pos (s1,s) ищет первое вхождение подстроки s1 в строку s и возвращает номер первого символа s1 в строке s или 0 если не нашли.

· Процедура Delete (s,p,k) удаляет из строки s фрагмент, который начинается в позиции p и имеет длину k.

· Процедура Insert (s,s1,p) вставляет в строку s подстроку s1, начиная с заданной позиции p.

Турбо Паскаль позволяет производить преобразования числовых значений в строковые и наоборот. Для этого используются процедуры Str (X:n:d,S) и Val (S,X,e). Первая получает их числа X строку S с изображением этого числа, в которой не менее n символов и из них d знаков после запятой. Параметры n и d необязательные. Вторая процедура получает из строки S число X. При успешном результате e=0.

Урок 1

Вид урока: лекция.

Тема: «Понятие строковой переменной».

Цель: • познакомить учащихся с новым типом переменных;

• развить память, мышление;

• воспитание сознательной дисциплины учащихся на уроке;

План.

1. Орг. момент.

2. Изложение нового материала.

3. Закрепление нового материала (решение задач).

4. Итог, домашнее задание.

Ход урока.

II . Строка представляет собой цепочку символов, в которую могут входить прописные и строчные буквы, цифры, знаки препинания и некоторые специальные символы, в том числе и пробел.

Строковое значение заключается в апострофы. Например, ‘ A + B ’, ‘урок’, ‘5 + 4’, ’45’.

Строка, не содержащая ни одного символа, называется пустой ( ’ ’ ) .

Переменные, которые могут принимать только строковые значения, называются строковыми.

В Pascal строковый тип переменных задается в разделе описания переменных с помощью ключевого слова string . При этом можно указать количество символов в строке.

Например, var A : string [5] .

Если количество символов не указано, то оно по умолчанию считается равным 255. Значения строковых переменных задаются либо оператором присваивания ( := ), либо операторами read или readln , позволяющими вводить эти значения с клавиатуры.

Напишем программу – приветствие: ЭВМ запрашивает ваше имя, затем выводит сообщение «Здравствуй, …!».

program privet;

uses crt;

var A: string;

begin

clrscr;

write (‘ введите ваше имя ’);

readln (A);

write (‘ Здравствуй , ’, А , ‘!’);

readln

end .

К строкам можно применять операцию объединения «+», называемую сцеплением или конкатенацией.

Например, а:= ‘пар’ а:=’20’

в:= ‘ад’ в:= ‘04’

с:=а+в (парад) с:= а+в (2004)

Физкультминутка.

III . Разобрать с ребятами программу.

program slovo;

uses crt;

var a, b, c, d, k, l, m, n: string;

begin

clrscr;

a:= ‘ пар ’;

b:= ‘ ом ’;

c:= ‘ с ’;

d:= ‘ ад ’;

k:= a + b; l:= c + b; m:= c + d; n:= a + d;

write (k, ‘ ’, l, ‘ ‘, m, ‘ ‘, n );

readln

end .

В результате работы этой программы на экране появятся следующие слова: паром сом сад парад

IV . Домашнее задание:

1) выучить определения;

2) написать программу получения слов: пароход, паровоз, пароварка.

Урок 2

Вид урока: практическая работа.

Тема: «Объединение строк».

Цель: • совершенствование ЗУН учащихся;

• развитие алгоритмического мышления, памяти;

• воспитание бережного обращения с компьютерной техникой.

План.

1. Орг.момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Самостоятельная работа учащихся за компьютером.

4. Итог, домашнее задание.

Ход урока.

I . Провести инструктаж по ТБ.

II . Проверить домашнее задание (вызвать одного ученика к доске).

Пока ученик пишет программу на доске, провести устный опрос.

- дайте определение строки;

- какая строка называется пустой ?

- какие переменные называются строковыми ?

- какую операцию можно применять к строковым переменным?

Физкультминутка.

III . Задания для самостоятельной работы.

1. Применить операцию конкатенации к переменным A , B , C , D и E так, чтобы получилось указанное в таблице значение переменной Х

A B C D E X
ворон про ил а енка ворона проворонила вороненка
кормила ку ка ш он кукушка кормила кукушонка
черт заказать - моя еж мечта заказать чертеж – моя мечта
пар ад надо смотреть по надо посмотреть парад
двор а е трав на на дворе трава

2. Составить программу – диалог.

IV . Домашнее задание: повторить определения.

Урок 3

Вид урока: лекция.

Тема: «Функции для работы со строками».

Цель : • научить составлять слова из слов, используя функцию copy .

• развитие алгоритмического мышления;

• воспитание интереса к предмету.

План.

1. Орг.момент.

2. Проверочная работа.

3. Объяснение нового материала.

4. Закрепление изученного материала.

5. Итог, домашнее задание.

Ход урока.

II . Проверочная работа.

1. Определение строки.

2. Определение строковой переменной.

3. определение пустой строки.

4. Применить операцию конкатенации к переменным A , B , C , D , E так, чтобы получилось значение переменной Х.

A B C D E X
висит кар ти На стене картина висит на стене
паро шел по В ход пароход пошел в поход

III . Копирование подстроки

Операция копирования подстроки позволяет делать вырезки из строк. Вырезка представляет собой последовательность смежных символов, извлеченную из строки. Так из слова «стихотворение» можно, например, вырезать следующие слова: «стих», «тихо», «творение», «вор».

Для копирования подстроки служит процедура copy ( a , i , n ) , которая копирует n символов из строки a , начиная с позиции i .

Например, А:= ‘Башкортостан’

В:= с opy (А, 4, 4) корт

С:= copy (А, 9, 4) стан

Далее следует разобрать программу.

program primer;

var a, b, c, d, e: string;

begin

a:= ‘ стихотворение ’;

b:= copy (a, 1, 4);

c:= copy (a, 2, 4);

d:= copy (a, 6, 8);

e:= copy (a, 7, 3);

write (b, ‘ ‘, c, ‘ ‘, d, ‘ ‘, e);

readln

end .

В результате работы этой программы получим: стих тихо творение вор

С помощью операции копирования и конкатенации из одного слова можно получить новые слова.

Физкультминутка.

IV . Получить из слова лекарство слова: валет, кресло, сетка.

program primer;

var a, b, c, d: string;

begin

a:= ‘ лекарство ’;

b:= copy (a, 8, 1) + copy (a, 4, 1) + copy (a, 1, 2) + copy (a, 7, 1);

c:= copy (a, 3, 1) + copy (a, 5, 1) + copy (a, 2, 1) + copy (a, 6, 1) + copy (a, 1, 1) +

+ copy (a, 9,1);

d:= copy (a, 6, 1) + copy (a, 2,1) + copy (a, 7, 1) + copy (a, 3, 2);

write (b, ‘ ‘, c, ‘ ‘, d);

end.

V . Домашнее задание:

1) выучить определения;

2) из слова треугольник получить слова угол, трон, кол.

Урок 4

Вид урока: практическая работа.

Тема: «Функция copy ».

Цель : • совершенствование ЗУН учащихся;

• развитие алгоритмического мышления, внимания, памяти;

• воспитание бережного обращения с компьютерной техникой.

План.

1. Орг.момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Самостоятельная работа за компьютерами.

4. Итог, домашнее задание.

Ход урока.

I . Провести инструктаж по ТБ.

II . Проверка домашнего задания: вызвать одного ученика к доске, остальные отвечают на вопросы учителя.

1. Для чего предназначена функция copy ?

2. Чему равен результат выполнения команды присваивания

a := copy (‘информатика’, 3, 5):

b := copy (‘информатика’, 10, 2) + copy (‘информатика’, 5, 1) +

+ copy (‘информатика’, 8, 1) + copy (‘информатика’, 7,1);

c := copy (‘информатика’, 8, 2) + с opy (‘информатика’, 2, 1)+ copy (‘информатика’, 7, 1)?

Физкультминутка.

III . Задания для самостоятельной работы.

1 . Составить программу получения из слова « лекарство » слова:

А) крот, товар, тоска.

Б) стрела, треск, совет.

В) отвар, сквер, сектор.

Г) село, сетка, сова.

2. Из слова « муха » получить « слон ».

IV . Домашнее задание: повторить функцию copy .

Урок 5.

Вид урока: лекция.

Тема: Процедуры для работы со строковыми переменными.

Цель: • научить использовать процедуру для преобразования слов;

• развитие алгоритмического мышления;

• воспитание сознательной дисциплины учащихся на уроке.

План.

1. Орг.момент.

2. Проверочная работа по теме «Функция copy ».

3. Объяснение нового материала.

4. Закрепление.

5. Домашнее задание.

Ход урока .

I . Раздать тетради для проверочных работ.

II . Раздать раздаточный материал. Объяснить задание.

III . 1. Удаление подстроки.

Процедура delete ( a , i , n ) удаляет n символов из строки a , начиная с позиции i .

2. Вставка подстроки.

Процедура insert ( b , a , i ) вставляет подстроку b в строку a , начиная с позиции i .

Пример 1.

program primer1;

var a, b, c, d : string;

begin

a:= ‘ лекарство ’;

delete (a, 3, 5);

writeln (a); { лево }

delete (a, 3, 1);

b:= ‘ т ’;

insert (b, a, 3);

writeln (a); { лето }

c:= ‘ кот ’;

d:= ‘ мпо ’;

insert (d, c, 3);

writeln ( c ); {компот}

end .

3. Поиск подстроки.

При составлении программ возникает потребность поиска конкретной строки в тексте.

В Turbo Pascal для поиска подстроки служит функция pos ( b , a ) которая отыскивает в строке a первое вхождение строки b и возвращает номер позиции, с которой начинается строка b ; если подстрока не найдена, возвращается ноль.

(рассмотреть пример)

Пример 2

program primer ;

var a, b, c: string;

m , n : integer ;

begin

a := ‘Жил-был в норе под землей хоббит’;

b:= ‘ был ’;

c:= ‘ хоббит ’;

m:=pos(b, a);

n:=pos(c, a);

writeln (b, ‘ – ‘,m); { был - 5}

writeln (c, ‘ - ‘, n); { хоббит - 27}

end.

4. Определение длины строки.

При решении некоторых задач со строковыми величинами требуется определить длину строки – количество символов в строке, включая пробелы.

Для этого служит функция length ( a ) .

Физкультминутка.

IV . Пример 3.

Выполнить преобразование слов: форма – корма – корка – кофта.

program primer2;

var a, b, c, d: string;

begin

a:= ’ форма ’;

write (a); { форма }

b:= “ к ”;

delete (a, 1, 1);

insert (b, a, 1);

write (a, ‘ ‘); { корма }

delete (a, 4, 1);

insert (b, a, 4);

write (a, ‘ ‘); { корка }

delete (a, 3, 2);

c:= ‘ фт ’;

insert (c, a, 3);

write (a); { кофта }

end.

Пример 4

В заданной строке А заменить выделенную подстроку на подстроку В. Для поиска позиции, с которой надо произвести замену, воспользоваться функцией поиска подстроки.

А:=’Выдать премию в размере месячного оклада’

В := ‘ годового ’

program primer;

var a, b, c: string;

m : integer ;

begin

a := ‘Выдать премию в размере месячного оклада’;

b := ‘годового’;

c :=’месячного’;

m := pos ( c , a );

delete(a, m, 9);

insert(b, a, m);

writeln ( a )

end .

V . Домашнее задание: выполнить преобразование слов: оратор – оракул – караул – каркас.

Урок 6.

Вид урока: практическая работа.

Тема: «Процедуры для работы со строковыми переменными».

Цель: • совершенствование ЗУН учащихся;

• развитие мышления, внимания;

• воспитание бережного обращения с компьютерной техникой.

План.

1. Орг.момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Самостоятельная работа за компьютером.

4. Итог, домашнее задание.

Ход урока.

I . Провести инструктаж по ТБ.

II . Для проверки домашнего задания вызвать одного ученика к доске.

(выполнить преобразование слов оратор – оракул – караул - каркас)

Физкультминутка.

III . Задания для самостоятельной работы.

1. Выполнить преобразования слов:

А) груша – гроза – проза – проба – сдоба – свара

Б) бисер – бомба – балка – палка – палец

В) метка – сетка – седло – сопло – совет – кювет

Г) нитка – нерка – корка – кирка – книга – пурга

2. В заданной строке А заменить выделенную подстроку на подстроку В. Для поиска позиции, с которой надо произвести замену, воспользоваться функцией поиска подстроки.

А В
1 Продлить каникулы до 1 марта. февраля
2 Принтер – устройство ввода. вывода
3 В одном байте содержится 10 бит. 8
4 Диаметр гибкого диска равен 3,5 сантиметрам . дюймам

IV . Домашнее задание: повторить функции и процедуры.

Урок 7

Вид урока: лекция.

Тема: «Преобразование строк».

Цель: • научить преобразовывать строки;

• развивать алгоритмическое мышление;

• прививать интерес к предмету.

План.

1. Орг.момент.

2. Письменный опрос.

3. Объяснение нового материала.

4. Закрепление.

5. Домашнее задание.

Ход урока.

I . Раздать тетради для проверочных работ.

II . Задания проверочной работы.

1 вариант 2 вариант

1. Функция length . 1. Функция pos .

2. Процедура insert . 2. Процедура delete .

3. В строке А заменить выделенную подстроку на строку В.

А В
1 Процессор служит для хранения данных. обработки
2 Клавиатура – устройство вывода . ввода

III . При решении целого ряда задач возникает необходимость преобразовать строку, представляющую собой последовательность цифр в число и наоборот.

Для этих целей служат следующие процедуры:

1. str ( x , a ) – процедура, преобразующая число х в строку символов а.

Например, х:=453

str ( x , a ) { a =’453’}

2. val ( a , x , k ) – процедура, преобразующая строку а , состоящую из цифр, в соответствующее число х .

К – переменная типа integer , которой присваивается 0, если преобразование прошло успешно. В противном случае k будет содержать номер позиции в строке а , где обнаружен ошибочный символ.

Физкультминутка.

IV . 1. Составить программу нахождения суммы цифр числа.

(целесообразно вспомнить, как решить задачу с использованием mod и div )

program summa;

var n, a: string;

i, k, s: integer;

begin

s:=0;

write (‘ введите число ’);

readln (n);

for i:=1 to length (n) do

begin

a:= copy (n, i, 1);

val (a, x, k);

s:= s + x:

end;

write (‘s=’, s)

end.

2. Написать программу определения количества четных цифр в числе.

program kolvo;

var n, a: string;

i, k, k1: integer;

begin

k1:=0;

write (‘ введите число ’);

readln (n);

for i:=1 to length (n) do

begin

a:= copy (n, i, 1);

val (a, x, k);

if x mod 2 = 0 then k1:= k1 + 1:

end;

write (‘ четных цифр ’, k1)

end .

V . Домашнее задание: написать программу, заменяющую все буквы А на О.

Урок 8.

Вид урока: практическая работа.

Тема: «Преобразование строк».

Цель : • совершенствование ЗУН учащихся;

• развитие алгоритмического мышления;

• воспитание бережного обращения с компьютерной техникой.

План.

1. Орг.момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Самостоятельная работа за компьютером.

4. Итог, домашнее задание.

Ход урока.

I . Провести инструктаж по ТБ.

II . Вызвать одного ученика к доске. Задание: заменить все буквы А на О.

program zamena;

var n, a, b: string;

i: integer;

begin

write (‘ введите текст ’);

readln (n);

b:=’O’;

for i:=1 to length(n) do

begin

a:= copy (n, i, 1);

if (a=’a’) or (a=’A’) then begin delete (n, i, 1 ); insert (b, n, i); end;

end;

write (n)

end.

Физкультминутка .

III . Задания для самостоятельной работы .

1) В данном тексте определить каких букв больше О или А.

2) Определить, есть ли заданная буква в тексте.

3) Посчитать количество букв Р и Н в тексте.

4) Дано слово. Верно ли, что оно начинается и заканчивается на одну и ту же букву.

5) Дано предложение. Напечатать все его буквы «и».

6) Дано предложение. Определить долю (в %) букв «а» в нем.

IV . Домашнее задание: Дано предложение. Составить программу, которая выводит столбиком его третий, шестой, девятый и т.д. символы.

Урок 9

Вид урока: урок решения типовых задач.

Тема: «Решение задач».

Цель: • закрепить навыки работы с процедурами и функциями;

• развивать алгоритмическое мышление;

• воспитывать уважение к сопернику, находчивость, умение работать в коллективе.

План.

1. Орг.момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Решение задач.

4. Домашнее задание.

Ход урока.

II . Для проверки домашнего задания вызвать одного ученика к доске.

program primer;

var a, b:string;

i: integer;

begin

write (‘ введите предложение ’);

readln (a);

for i:=1 to length(a) do

if i mod 3 =0 then begin b:=copy (a, i, 1); writeln (b) end;

end .

III . Разделить класс на три группы. Каждой группе дать задание. Ребята составляют программу, а затем один представитель от команды объясняет решение задачи у доски.

Задания для групп:

1. Выбрать из текста все буквы и сформировать другую строку из этих букв, сохранив их последовательность.

program primer;

var a, m: string;

i: integer;

begin

write (‘ введите текст ’);

readln (a);

m:=’’;

for i:=1 to length(a) do

if ( (copy (a, i. 1) =’a’) and (copy (a, I, 1) =’ я ’) ) or ( (copy (a, i. 1) =’ А ’) and

(copy (a, I, 1) =’ Я ’) ) then m:=m + copy (a, I, 1);

write (m);

end .

2 . Найти сумму первой и последней цифр числа и разделить ее на 2.

program primer;

var a1,b, c: string;

i, k: integer; a, b1, c1: longint; s, s1: real;

begin

write (‘ введите число ’);

readln (a);

str (a, a1);

b:=copy(a1, 1, 1);

c:=copy(a1, length(a1), 1);

val (b, b1, k);

val (c, c1, k);

s:=b1+c1;

s1:=s/2;

write (‘s=’, s, ‘s1=’ s1);

end .

3 . Дано число. Заменить все цифры 2 на 5 и разделить новое число на 5.

program primer;

var a1,b, c: string;

i, k: integer; a, x: longint; s:real;

begin

write (‘ введите число ’);

readln (a);

str (a, a1);

for i:=1 to length (a1) do

begin

b:=copy(a1, i, 1);

if b=’2’ then begin delete (a1, i, 1); insert (‘5’, a1, i) end;

end;

val (a1, x, k);

s:=x/5;

write (‘a1=’, a1, ‘ s=’ s);

end .

IV . Домашнее задание: Написать программу для определения количества четных цифр в числе.

Урок 10

Вид урока: практическая работа.

Тема: «Подготовка к контрольной работе».

Цель: • совершенствование навыков составления программ;

• развитие алгоритмического мышления, памяти, внимания;

• воспитание у учащихся самостоятельности.

План.

1. Орг.момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Самостоятельная работа за компьютерами.

4. Итог, домашнее задание.

Ход урока.

II . Проверка домашнего задания.

Написать программу для определения количества четных цифр в числе.

program primer;

var a1,b : string;

i, k, s, b1: integer; a: longint;

begin

write (‘ введите число ’);

readln (a);

str (a, a1);

s:=0;

for i:=1 to length (a1) do

begin

b:=copy(a1, i, 1);

val (b, b1, k);

if b1 mod 2 = 0 then s:=s+1

end ;

write (‘количество четных цифр =’, s );

end .

III . Задания для самостоятельной работы.

1. Найти сумму нечетных цифр числа Х.

2. Определить каких цифр больше в записи числа Х: четных или нечетных.

3. Найти произведение цифр заданного числа.

4. Даны два слова. Верно ли, что первое слово начинается на ту же букву, которой оканчивается второе слово?

5. В заданном числе заменить все цифры 0 на цифры 9, а все 1 – на 8; к полученному числу прибавить 999.

IV . Домашнее задание: просмотреть все решенные задачи.

Урок 11

Вид урока: контрольная работа.

Тема: «Строковые переменные».

Цель: • проверить уровень усвоения материала учащимися;

• развитие алгоритмического мышления;

• воспитание у учащихся самостоятельности.

План.

1. Орг.момент.

2. Самостоятельная работа учащихся.

3. Итог.

Ход урока.

I . Раздать тетради для проверочных работ.

II . Вариант 1

1. Используя операции копирования и конкатенации получить из слова БАШКОРТОСТАН новые слова:

корт бак шок сто

2. Написать программу преобразования слов:

оратор – оракул – караул - каркас

3. Из данного текста выбрать все буквы и сформировать другую строку, сохранив их последовательность.

Вариант 2

1. Используя операции копирования и конкатенации получить из слова БАШКОРТОСТАН новые слова:

т ост оса банка рана

2. Написать программу преобразования слов:

процесс – провода – природа - призрак

3. В данном тексте подсчитать количество букв «К» и «Л».

Вариант 3

1. Используя операции копирования и конкатенации получить из слова БАШКОРТОСТАН новые слова:

стан рот ток коса

2. Написать программу преобразования слов:

груша – гроза – проза - проба

3. В данном тексте заменить все буквы «Р» на «Л».

Вариант 4

1. Используя операции копирования и конкатенации получить из слова БАШКОРТОСТАН новые слова:

т орт кора тон сор

2. Написать программу преобразования слов:

метка – сетка – седло - сопло

3. Из данного текста выбрать все цифры и сформировать другую строку, сохранив их последовательность.

IV . Собрать тетради.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамов, С.А., Зима В.С. Начала программирования на языке Паскаль. – М.: Наука, 1987

2. Абрамов С.А., Трифонов Ф.П., Трифонова Г.Н. Введение в язык Паскаль: Учебное пособие. – М.: Наука, 1988

3. Бабушкина И.А., Бушмелева Н.А., Окулов С.М., Черных С.Ю. Конспекты занятий по информатике(практикум по Турбо Паскалю): Учебное пособие. – Киров: Издательство ВГПУ, 1997

4. Николаев А.Б., Акатнова Л.А., Алексахин С.В. и др. Турбо-Паскаль в примерах. Кн ига д ля учащихся 10 – 11 кл. –М. Просвещение, 2002

5. Окулов С.М. Основы программирования. Газета Информатика, приложение к газете Первое сентября.№№42-48/2000, 6-8/2001

6.Лахтин А.С., Искакова Л.Ю. Языки и технология программирования. Начальный курс. Учеб ное пособие. Екатеринбург, 1998.

7.Белова Т.Н., Конспекты лекций по основам алгоритмизации и программирования (практикум по Турбо Паскалю) .Учебное пособие.

8.Попов В.Б. Turbo Pascal для школьников. Москва. Финансы и статистика. 2003

Скачать архив с текстом документа