Структура готовности учителя к педагогической деятельности

СОДЕРЖАНИЕ: Оглавление Введение 3 1.Учитель. Сущность учительской профессии 4 1.1.Структура готовности учителя к педагогической деятельности 5 1.2.Качества необходимые учителю для эффективной работы 5

Оглавление

Введение 3

1.Учитель. Сущность учительской профессии 4

1.1.Структура готовности учителя к педагогической деятельности 5

1.2.Качества необходимые учителю для эффективной работы 5

2.Педагог. Сущность педагогической профессии 8

3.Учитель и Педагог. Сходства и различия 10

Заключение 11

Список использованной литературы 12

Введение

Большинство абитуриентов поступает в педагогический вуз, не имея среднего педагогического образования, и осуществляют первую фазу своего профессионального становления в условиях общеобразовательной школы или до профессионального обучения. А кто - то вообще не задумывается о выборе профессии и приходит в педагогический вуз, даже не зная кого там обучают. И возможно эти бушующие студенты преследуют совершенно не профессиональные цели. Обучение в вузе для студентов, собирающихся заниматься педагогической деятельностью, предоставляет совершенно уникальные возможности. С самого первого курса студенты оказываются внутри педагогического процесса, выступая в роли и объектов, и субъектов педагогической деятельности. То есть сам процесс обучения в данном случае является моментом педагогической практики. Студенты могут анализировать ход учебного процесса не только с точки зрения обычного человека, но и с профессиональных позиций не только сдают экзамены, но и учатся их принимать, не только слушают лекции, но и учатся их читать, не только общаются с однокурсниками, но и учатся управлять общением в коллективе. У студентов есть все основания для того, чтобы анализировать педагогический стиль, приемы и методы преподавателей, учиться у них эффективному построению взаимодействия, развивать свои рефлексивные навыки и пополнять арсенал педагогических техник.

Что бы понять, кто обучается в педагогических вузах и кого выпускают после его окончания, я поставила для себя цель и ряд задач.

Цель : ответить на поставленный вопрос «В педагогических вузах учатся педагоги или учителя?»

Задачи: 1) Выяснить, кто является учителем, а кто педагогом;

2) Найти сходства и различия обоих понятий;

1. Учитель. Сущность учительской профессии

УЧИТЕЛЬ - это профессия и должность в системе общего и профес-сионально-технического образования.

Лишь на первый взгляд учительская профессия может показаться ретрансляцией знаний. На самом деле - это высокая миссия, предназначение которой - сотворение и самоопределение личности в культуре, утверждение человека в человеке. При очевидной массовости педагогической профессии для овладения ею оказывается необходимой достаточно жёсткая структура способностей и качеств, определённая социально-психологическая пред-расположенность личности.

Одно из ведущих, стержневых образований личности учителя, определяющих её целостность и готовность к деятельности, составляют профессионально-ценностные ориентации. Они могут быть охарактеризованы как избирательные отношения учителя к педагогической профессии, к личности воспитанника, к самому себе.

Самоопределение учителя обусловлено его ориентацией на ценности именно педагогической деятельности, на широкую гамму гуманистических социально-профессиональных установок: на избранную профессию как образ жизни и способ её полноценного и творческого проживания; на человека как на цель, а не на средство; на развитие рефлексии, эмпатии, социальных способностей, обеспечивающих продуктивность общения и успешность взаимодействия с людьми, прежде всего с детьми.

В состав профессионально обусловленных свойств и характеристик учителя входят общая направленность его личности (социальная зрелость и гражданская ответственность, профессиональные идеалы, гуманизм, высокоразвитые, прежде всего познавательные, интересы, самоотверженное отношение к избранной профессии); некоторые специфические качества - организаторские, коммуникативные, перцептивно-гностические, экспрес-сивные; профессиональная работоспособность.

1.1. Структура готовности учителя к педагогической деятельности

1.Сформированное педагогическое сознание: Я – концепция, В – концепция (концепция воспитанника), Д – концепция (концепция деятельности);

2.Владение педагогическими технологиями воспитания и обучения;

3.Владение педагогической техникой. Наличие педагогических способностей: коммуникативных, перцептивных, прогностических, конструктивных, дидактических, гностических, организаторских, экспрессивных.

Для высокого уровня развития профессионального самосознания учителя характерны: преобладание в иерархической структуре его характеристик ценностей личностного роста в профессии; представленность в сознании образа ученика как субъекта своей жизнедеятельности и стремление самому быть отражённым в качестве значимого её субъекта; доминирование установки на личностно-ориентированное взаимодействие с воспитанниками (сочувствие, поддержка, доверие) и пр.

1.2. Качества необходимые учителю для эффективной работы

1.Способность к эмпатии, сензитивность к потребностям воспитанников;

2.Умение придать личностную окраску преподаванию;

3.Установка на создание позитивных подкреплений для развития положительной Я-концепции у воспитанников;

4.Умение управлять собой и детьми;

5.Владение стилем неформального общения с воспитанниками;

6.Эмоциональная уравновешенность, самообладание, уверенность в себе, жизнерадостность;

7.Умение регулировать конфликты ненасильственным путём;

8.Уважительное отношение к чужим традициям и верованиям;

9.Креативность;

10.Способность к рефлексии.

Присущий современной цивилизации динамизм в значительной мере изменяет социально-педагогические функции учителя, который из традиционного педагога-предметника всё более превращается в организатора процессов, формирующих личность ученика. Школа выступает сферой духовного производства, результат которого - не просто присвоение новых знаний, целей, ценностей и личностных смыслов, но раскрытие сущностных сил и деятельных способностей растущего человека.

Учитель должен постоянно обогащаться тем новым, что даёт современность, жить интенсивной духовной жизнью, стать творцом-создателем. Учитель в возрастающей мере становится и исследователем, совмещающим в себе: педагога - экспериментатора; теоретика и практика; тонкого психолога и воспитателя. Ему по силам не только обслуживать имеющиеся педагогические технологии, но и осуществлять инновационные процессы.

В целом можно сказать что сущность учительской профессии заключается в необходимости владеть искусством передачи знаний ученикам, умениями и навыками формирования в них личности.

Эффективность педагогического процесса определяется деятельностью личностно устойчивого, внутренне целостного и

профессионально реализующегося учителя. Формирование такого учителя - задача педагогического образования.

При массовом характере учительской профессии государство и общество объективно заинтересованы в создании надлежащих условий для подготовки учителя, для его полноценной профессиональной реализации. От успешности педагогической деятельности учителя зависит будущее каждой нации и, в конечном счёте, судьба мировой цивилизации.

Исходя из фундаментального права личности на образование и роли учителя в реализации идеалов, закреплённых во Всеобщей декларации прав человека, Декларации прав ребёнка, Уставе ООН и других международных нормативных актах, ЮНЕСКО приняла (1966) Рекомендацию о положении учителей (опубликована в России в начале 90-х гг.), охватывающую широкий круг вопросов, связанных с целями и политикой в области образования, подготовкой и совершенствованием педагогов, условиями работы и пр.

2. Педагог. Сущность педагогической профессии

ПЕДАГОГ - (от греч . paidagogos - воспитатель), 1) лицо, ведущее практическую работу по воспитанию, образованию и обучению детей и молодежи и имеющее специальную подготовку в этой области. 2) Ученый, разрабатывающий теоретические проблемы педагогики.

Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с окружающими людьми, разрешение конфликтных ситуаций. Особенность обучения и воспитания как деятельности по социальному управлению состоит в том, что она имеет как бы двойной предмет труда. С одной стороны, главное её содержание составляют взаимоотношения с людьми. Если не складываются должные отношения с людьми, то нет самого важного в его деятельности.

С другой стороны, профессии этого типа всегда требуют от человека специальных знаний, умений и навыков, в какой - либо области. Педагог, как любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащегося, процессом развития, которых он руководит. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки - человеческой и специальной. Своеобразие педагогической профессии состоит и в том, что она по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер. За педагогической профессией исторически закрепились две социальные функции - адаптивная и гуманистическая («человека - образующая»).

Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют её представители и которая называется педагогической. Она представляет особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта создание условий для их личного развития и подготовку к выполнению определённых социальных ролей в обществе.

Педагогическая деятельность как профессиональная имеет место в специально организованных обществом образовательных учреждений: дошкольных учреждениях, школах, профессионально - технических училищах, средних специальных и высших учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки.

Сущность педагогической профессии состоит во взаимодействии с людьми, направленное на улучшение, преобразование, формирование личностных качеств человека. Будучи связана с человеком, эта профессия требует особой ответственности и чувства долга. Педагог должен обладать определенным типом мышления, что объясняется характером его деятельности. Особенностью педагогической профессии является ее двойственность: с одной стороны педагог должен обладать знаниями о человеке, его возрастных психологических особенностях, закономерностях развития и т. д., с другой стороны, он должен в полной мере владеть предметом своей предметной специализации. Первоначальной задачей педагога является налаживание контакта с учениками, далее – передача знаний, формирование умений и навыков, соответствующих конкретной предметной области, выявление общественных целей и концентрация усилий других людей на их достижение.

3. Учитель и Педагог. Сходства и различия

Если взглянуть на определения понятий «Учитель» и «Педагог» в справочной литературе, то станет ясным, что эти два слова не будут являться синонимами, но сам смысл в некоторых моментах будет пересекаться. На самом деле «Педагог» – это более общее понятие по отношению к понятию учитель. Педагогами называют и воспитателей детских садов (дошкольных учреждений) и преподавателей в области профессионально-технического и высшего образования, и социальных педагогов. Общим для профессий «Педагог» и «Учитель», будет является вид трудовой деятельности. Это педагогическая деятельность. Профессия учитель служит базовой для различных педагогических специальностей.

Цель, предмет, средства педагогической деятельности неоднозначны. В большей степени эти составляющие труда определяются особенностями профессионального сознания.

Следовательно, профессии «Учителя» и «Педагога» будут очень близкими по виду своей трудовой деятельности. Только профессия учителя подразумевает - управление процессами обучения, воспитания, развития и формирования школьников. А педагога - передача знаний, формирование умений и навыков, соответствующих конкретной предметной области.

Заключение

Я считаю, что в педагогических вузах учатся педагоги и учителя. Эти понятия не разделимы друг от друга. Если учитель не обладает педагогическими знаниями, навыками и не знает подхода к воспитанникам, ученикам и студентам, то он не сможет дать в полной мере те знания, которые ему необходимо передать. Учитель должен передать знания и свои профессиональные навыки своим ученикам, но, не будучи педагогом, ему будет трудно это сделать.

Список использованной литературы

1. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика / Никитина Н.Н., Кислинская Н.В.; 2008. -224 с.

2. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. С. Роботова, Т. В. Леонтьева, И. Г. Шапошникова и др.; Под ред. А. С. Роботовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 208 с.

3. Роботова А.С. Профессия - учитель. М., 2005.

4. Сластёнин, В. А. Педагогика / В. А. Сластёнин. – М., 2002.

5. Педагогический словарь :[учеб. пособие для студентов вузов] / под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. – М. : Академия, 2008. – 343с.

Скачать архив с текстом документа