Субъекты современного международного права

СОДЕРЖАНИЕ: 27.02.2003 ХГАЭП, СОДЕРЖАНИЕ 27.02.2003 2 ХГАЭП, 2 ВВЕДЕНИЕ 3 1. Понятие и виды и признаки субъектов международного права. 4 Государства - основные субъекты международного права. 6

27.02.2003

ХГАЭП,

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 3

1. Понятие и виды и признаки субъектов международного права. 4

Государства - основные субъекты международного права. 6

Международная правосубъектность наций и народов. 7

Международная правосубъектность государственно-подобных образований. 7

Вопрос о международной правосубъектности индивидов. 8

2. Международно-правовое признание. 10

Заключение. 14

Список литературы.. 15

ВВЕДЕНИЕ

Международное право - это система юридических норм, регулирующих межгосударственные отношения в целях обеспечения мира и сотрудничества.

Под межгосударственными понимаются отношения с участием государств, межгосударственных организаций и государствоподобных образований, таких, например, как нация, борющаяся за создание собственного государства, вольный город.

Итак, изучения вопроса о субъектах международного права является ключевым при изучении данного предмета. Именно поэтому автор данной работы выбрал тему «Субъекты современного международного права».

В работе дается понятие субъектов международного права, перечисляются их виды и основные признаки участника международно-правовых отношений, раскрывается вопрос о месте физических лиц в международном праве.

Во второй части работы раскрывается понятие международно-правового признания, его значение для международный отношений, содержание конститутивной и декларативной теории признания, анализируются виды и формы признания, юридические и политические критерии, которыми пользуются государства в ходе признания новых государств и правительств.

В работе использованы международные правовые акты, учебная и научная литература по данному предмету.

1. Понятие и виды и признаки субъектов международного права.

Субъекты международного права - это участники международных отношений, обладающие международными правами и обязанностями, осуществляющие их на основе международного права и несущие в не­обходимых случаях международно-правовую ответственность[1] .

В зависимости от своей пра­вовой природы и происхождения субъекты международного права подразделяются на две категории: первичные и производные (вторичные). Иногда их называют суверен­ными и несуверенными.

Первичные субъекты международного права — это государства, а при определенных обстоятельствах также народы и нации, которые самостоятельно участвуют в международных отношениях и эволюцио­нируют в направлении обретения в той или иной форме собственной государственности.

Первичные субъекты международного права — это самостоятель­ные и самоуправляемые образования, которые с самого начала, уже самим фактом своего существования (ipsbfacto), становятся но­сителями международных прав и обязанностей. Их правосубъектность не зависит от чьей-либо внешней воли и по своей сущности носит объективный характер. Вступая во взаимоотношения между собой, первичные субъекты международного права делают возмож­ным создание международного правопорядка и существование само­го международного права.

К категории производных (вторичных) субъектов международ­ного права относятся образования, источником правосубъектности которых являются соглашения или любые другие договоренности пер­вичных субъектов международного права, прежде всего государств, а в ряде случаев и договоренности между уже конституированными производными субъектами международного права.

Производные (вторичные) субъекты международного права — это в основном межправительственные организации, реже — другие самостоятельные политические единицы, наделенные элементами государственности. Все они действуют в международных отношени­ях в пределах компетенции, предусмотренной соответствующими учредительными документами — уставами или другими правовыми актами. Такие документы определяют в каждом конкретном случае объем и содержание правосубъектности производных субъектов международного права. В этом смысле их правосубъектность имеет конститутивный характер, и она может прекратиться (либо видоиз­мениться) одновременно с прекращением или изменением учреди­тельного документа[2] .

Субъекты обладают всеми элементами международной правосубъектности (право- и дееспособности). Международная правосубъектность включает в себя такие важные права, как:

право заключать международные договоры,

быть членами международных организаций,

иметь свои официальные представи­тельства (дипломатические, консульские и др.),

участвовать в работе международных конференций и т. д[3] .

В международном праве нет общепризнанных норм, решающих вопрос, какие образования являются его субъектами. Приведем описываемые в научной литературе[4] признаки, характери­зующие понятие субъекта международного права.

1) Субъект международного права - это носитель суверенных прав и обязанностей . Недостаточно признать за субъектом права и обязанности, установленные международным правом. Дело в том, что указанные права и обязанности, во-первых, являются суверен­ными, имманентно присущими субъекту международного права, и, во-вторых, первоисточником таких прав и обязанностей является суверенитет. То, что некоторые права и обязанности установлены международным правом, - это всего лишь следствие деятельности субъектов международного права.

2) Одна из самых существенных особенностей субъектов между­народного права состоит в том, что они являются не только носите­лями суверенных прав и обязанностей, но и одновременно выступа­ют как единственные создатели норм международного права. В ходе правотворчества субъекты сами вырабатывают и закрепляют свои права и обязанности в соглашениях в результате свободного воле­изъявления сторон, ибо нет и не может быть в международном праве законодательного органа, стоящего над государствами.

3) В международном праве нет не только законодательного органа, но и отсутствует централизованный аппарат (аналогичный с государ­ственным аппаратом), способный принуждать к соблюдению норм права. В силу этого, субъекты международного права обладают присущей им способностью к принятию мер по обеспечению права. Таким образом, субъекты международного права, помимо того, что они являются носителями суверенных прав и обязанностей и создателями норм международного права, выступают еще и как си­ла, обеспечивающая соблюдение норм права .

4) Понятие субъекта международного права неразрывно связано с народом и территорией . С одной стороны, субъект международного права представляет какой-то народ - правоспособность и правосубъектность в международном праве проистекают от народа. С другой стороны, субъект имеет определенные территориальные признаки, поскольку речь идет не о народе вообще, а о народе, живущем на определенной территории.

5) По общей теории права для субъекта правоотношения харак­терна не только правоспособность, но и деликтоспособность , то есть способность субъекта нести ответственность за правонарушения, так как без должной ответственности немыслим устой­чивый международный правопорядок и стабильные международные правоотношения.

Государства - основные субъекты международного права.

Среди основных субъектов международного права на первом месте стоят государства. Государство - главная политическая организация современного общества. Над государствами в международных отноше­ниях нет верховной власти, которая могла бы диктовать им правила поведения в отношениях друг с другом. Государства одновременно яв­ляются главными создателями и гарантами соблюдения норм междуна­родного права. В то же время, государства юридически не подчинены друг другу. В этом выражается суверенитет государств.

Суверенитет - неотъемлемое качество государства как субъекта международного права. Он возник вместе с государством. Его сим­волы - герб, флаг и гимн, отражающие исторические, географиче­ские и национальные особенности[5] .

Благодаря суверенитету, государства равны друг другу в право­вом отношении, т. е. равноправны независимо от величины их тер­ритории, населения, экономического и культурного развития, воен­ной мощи и т. д. Это - суверенное равенство.

Принцип суверенного равенства всех государств относится к числу основных принципов международного права. Он закреплен в Уставе ООН, а также В Декларации ООН о принципах международного права 1970 года и гласит следующее: «Каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств»[6] .

Международная правосубъектность наций и народов

Особенностью современного международного права с точки зре­ния его субъектов является то, что участниками международно-правовых отношений и создания норм международного права при­знаются нации и народы, которые ведут борьбу за свою государст­венную независимость.

Борьба наций и народов за образование собственного независимого государства является законной в соответствии с международным пра­вом и Уставом ООН. Это вытекает из права наций на самоопределение - одного из важнейших международно-правовых принципов.

В Уставе ООН и в других международно-правовых документах в соответствующих разделах употребляется термин «народ» как субъ­ект самоопределения, что не влияет на существо проблемы. В нашей науке термины «народ» и «нация» считаются равнозначными и час­то используются оба вместе.

Самоопределение наций и народов, если судить по современной международно-правовой практике, может осуществляться в самых различных формах, включая и те, при которых не встает проблема признания международной правосубъектности за тем или иным народом.

Кроме того, принцип равноправия и самоопределения народов не должен использоваться в ущерб территориальной целостности и политического единства государств, которые его соблюдают и обес­печивают представительство всех слоев населения в органах государ­ственной власти без какой-либо дискриминации[7] .

Международная правосубъектность государственно-подобных образований

В международных отношениях могут участвовать особые полити­ко-территориальные образования (иногда их называют государство-подобными), которые обладают внутренним самоуправлением и, в различных объемах, международной правосубъектностью.

Чаще всего такие образования носят временный характер и воз­никают как следствие неурегулированности территориальных пре­тензий различных стран друг к другу.

Общим для политико-территориальных образований такого рода является то, что практически во всех случаях они создавались на основе международных соглашений, как правило, мирных договоров. Такие соглашения наделяли их определенной международной правосубъектностью, предусматривали независимое конституцион­ное устройство, систему органов государственного управления, право издавать нормативные акты, иметь ограниченные вооруженные силы[8] .

- Это вольные города в прошлом (Венеция, Новгород, Гамбург и др.) или в новое время (Данциг).

- Особый ста­тус после второй мировой войны имел Западный Берлин (до объеди­нения Германии в 1990 г.).

- К государственно-подобным субъектам международного права относится Ватикан. Это административный центр католической церкви во главе с Папой римским, «государство-город» в пределах итальянской столицы - Рима. Ватикан имеет дипломатические отноше­ния со многими государствами в различных частях мира (в том чис­ле с Россией), постоянных наблюдателей при ООН и некоторых дру­гих международных организациях, принимает участие в междуна­родных конференциях государств. Правовой статус Ватикана опре­делен специальными соглашениями с Италией 1984 г.

Вопрос о международной правосубъектности индивидов

В области международной правосубъектности возник ряд новых явлений. Самое значительное из них - появление в международном праве человека (индивида) как субъекта права, хотя и с весьма огра­ниченной правосубъектностью.

Основные права и свободы человека все больше определяются международным пра­вом, несмотря на то, что они реализуются в основном через внутри­государственное право.

Так, международные отношения первой половины XX века выдвинули вопрос об охране человеческой личности, о защите прав и основных свобод человека международно-правовыми средствами. Важнейшими из этих международных юридических актов явля­ются:

- Женевская конвенция об улучшении участи раненых н боль­ных в действующих армиях от 12 августа 1949 г.;

- Женевская кон­венция об обращении с военнопленными от 12 августа 1949 г.;

- Же­невская конвенция о защите мирного населения во время войны от 12 августа 1949 г.;

- Устав Международного Военного Трибунала от 8 августа 1945 г.;

- Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г.;

- Конвенция о предупреждении преступления геноцида и на­казании за него от 9 декабря 1948 г.;

- Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сход­ных с рабством, от 7 сентября 1956 г.;

- Декларация ООН о ликвида­ции всех видов расовой дискриминации от 20 ноября 1963 г. и мно­гие другие документы.

В настоящее время человек имеет некоторые юридические возможности выступать на международной арене в защиту своих прав и свобод. Жалобы индивидов становятся предметом рассмотре­ния в международных организациях, прежде всего в ООН. В некото­рых региональных организациях, например в Европейском Сообще­стве (теперь Европейский союз), физические, а также юридические лица вправе обращаться для защиты своих прав в международные региональные суды. Индивиды являются субъектами международ­ной уголовной ответственности за международные преступления[9] .

Тем не менее, признание индивидов участниками международно-правовых отношений не означает приравнивание их к основным субъектам международ­ного права. Индивиды не обладают такими элементами международной правосубъектности, как право быть участниками международных договоров, членами международных межправительственных организаций, тем более, создавать нормы международного права, как это могут делать его основные субъекты[10] .

2. Международно-правовое признание.

Международно-правовое признание - это акт государства, кото­рым оно считает целесообразным вступить в юридические отношения с признаваемой стороной. Такой стороной могут быть: вновь возник­шее государство, новое правительство, борющиеся за независимость нация или национально-освободительное движение, восставшая и воюющая сторона, международная организация[11] .

Признание является важным внешнеполитическим актом, по­скольку оно выражает желание признающего государства устано­вить нормальные, стабильные отношения с признаваемой стороной. В то же время признание имеет большое международно-правовое значение, определяемое теми юридическими последствиями, кото­рые оно влечет за собой.

В теории международного права существуют две теории о значении международно-правового признания: декларативная и конститутивная.

Согласно декларативной теории, признание лишь констатирует возникновение нового субъекта международного права, в частности нового государства, и большого юридического значения для него не имеет, поскольку существование государств как субъектов между­народного права не зависит от их признания.

В отличие от декларативной, конститутивная теория считает, что государство как субъект международного права возникает только после его признания другими государствами, а до признания новое государство юридически как бы не существует[12] .

Как считают Калалкарян Н.А. Мигачев Ю.И. конститутивная теория расходится с жизнью. Кроме того, она принижает значение государственного суверенитета, как неотъем­лемого свойства государства - субъекта международного права, ста­вит его возникновение в зависимость от желания, воли, а то и произ­вола других государств.

Как говорилось выше, государство становится субъектом между­народного права в силу факта своего появления в качестве суверен­ного государства. Но вместе с тем было бы неверным отрицать важ­ные международно-правовые последствия, которые влечет за собой акт признания.

Не конституируя нового государства, признание имеет большое как политическое, так и юридическое значение. Признание облегчает суще­ствование нового государства, ведет к нормализации политических и экономических отношений с другими государствами, выводит это но­вое государство из международной изоляции. Признанному государст­ву легче в полной мере реализовать свою международную правосубъектность как следствие обретения им суверенитета.

Новое государство имеет право на международное признание. Это вытекает из Устава ООН, его принципов как основных принци­пов современного международного права, согласно которым все го­сударства обязаны развивать дружественные отношения между со­бой, уважать принципы суверенного равенства и самоопределения народов.

Признание нового государства осуществляется в форме письмен­ного послания от признающего государства, передаваемого дипло­матическим путем или на торжественной церемонии провозглаше­ния независимости, как было в день провозглашения независимости Намибии - последней колонии в Африке - 21 марта 1990 г.

Решения о признании могут оформляться постановлениями выс­ших органов государства, например в России указами Президента. Так, в связи с образованием суверенных Чехии и Словакии был из­дан 28 декабря 1992 г. Указ Президента РФ об их признании. В мае 1993 г. Указом Президента России была признана Эритрея.

После возникновения в 1991 г. на месте СССР независимых госу­дарств, бывших союзных республик, прошла широкая полоса их признания государствами мира, а также взаимного признания друг другом в качестве субъектов международного права.

Признание правительства . В тех случаях, когда нового государ­ства не возникает, а остается существовать прежнее, может встать вопрос о признании его нового правительства. Чаще всего это про­исходит тогда, когда правительство приходит к власти неконститу­ционным путем или когда меняется форма правления, например вместо монархического устанавливается республиканское правле­ние. Однако и в таких случаях, как показывает практика, признание необязательно; бывает достаточно продолжать с новым правитель­ством нормальные дипломатические отношения. Тем более, не нуж­дается в признании новое правительство, пришедшее к власти обыч­ным конституционным путем, при смене правительственного каби­нета после прошедших выборов в парламент, отставки и т. п.

Вопрос о признании нового правительства резко обостряется, ес­ли оно создается в результате социальной революции или нацио­нально-освободительной войны. В этом случае признание нового правительства, по существу, означает и признание нового государст­ва как субъекта международного права.

К признанию новых правительств примыкает признание органов национального освобождения. Как говорилось выше, нация в ходе борьбы за свою государственную независимость создает свои орга­ны национального сопротивления, и они могут признаваться в каче­стве таковых другими государствами. Подобное признание приме­нялось еще во время Второй мировой войны (например, признание Польского комитета национального освобождения. Антифашистско­го веча Югославии, «Сражающейся Франции»). Но особенно широ­кое распространение этот вид признания получил после войны в процессе национально-освободительной борьбы колониальных на­родов за свою независимость. Этим признанием пользовались На­родное движение за освобождение Анголы, Африканская партия независимости Гвинеи и Островов Зеленого Мыса, Народная орга­низация Юго-Западной Африки со стороны многих государств, а также ООН и Организация африканского единства (ОАЕ) как един­ственные представители народов названных стран. В настоящее время им пользуется Организация освобождения Палестины (ООП).

Признание восставшей и воюющей стороны. Оно относится к при­знанию повстанцев на различных ступенях гражданской и националь­но-освободительной войны. Главным юридическим последствием тако­го признания является распространение на восставших и воюющих законов и обычаев войны, в частности, Женевских конвенций 1949 г. и Дополнительных протоколов к ним 1977 г.

Международно-правовое признание не должно использоваться в качестве орудия давления и вмешательства во внутренние дела в отношении тех, кому оно предназначено. Каждое новое государство имеет право на признание. Однако, если новое государство возникло в результате территориальных изменений (отделения от другого го­сударства, разделения на два или несколько государств и т. д.), то необходимой предпосылкой признания является урегулирование новым государством вопросов правопреемства. Что касается нового правительства, то оно имеет право на признание, если осуществляет эффективный контроль над страной, ее населением и территорией. Правительство, созданное за рубежом вопреки воле народа (марио­неточное правительство), не должно признаваться[13] .

Признание де-юре (de jure) и де-факто (de facto). В зависимости от объема юридических последствий, которое влечет за собой междуна­родно-правовое признание, различается признание де-юре и де-факто.

Обе формы признания являются юридическими, поскольку вле­кут за собой определенные правовые последствия для признаваемой стороны, хотя и в разном объеме.

Признание де-юре - это признание в полном объеме. Оно оконча­тельно и не может быть взято назад. При нем с признаваемыми государ­ством или правительством в полном объеме устанавливаются ди­пломатические, консульские и другие официальные отношения; признаются их права распоряжаться своими имуществом, вкладами и другими ценностями, находящимися за границей, в иностранных банках и т. д., иммунитет от юрисдикции иностранных судов. В слу­чае признания де-факто устанавливаются только консульские или торгово-экономические отношения с признаваемой стороной. Оно носит временный и переходный к признанию де-юре характер, но может быть взято и обратно. Чаще всего такое признание применя­ется к новому правительству, а не к новому государству, да и то сравнительно редко. Обычной формой признания является, таким образом, признание де-юре.

От этих двух форм признания следует отличать «разовые контак­ты» с непризнанным государством, правительством и т. д. Иногда их называют фактическим признанием (не путать с признанием де-факто, которое, как и де-юре, является юридическим признанием), но это не вполне точно. Скорее, в таких случаях нужно говорить о фактическом непризнании: подобные контакты нередко сопровождаются заявлением, что они не должны рассматриваться как призна­ние нового государства или правительства со стороны государства, которое вступает в такие контакты.

Участие государств в международных организациях и их признание. Уставы международных организаций, в том числе Устав ООН, не обу­словливают принятие в них новых государств признанием. Не нуждает­ся в признании новое правительство, учреждающее свое представи­тельство при международной организации.

С другой стороны, принятие нового государства в международ­ную организацию не означает его признания всеми государствами-членами. Признание и членство в международных организациях - самостоятельные институты международного права[14] .

Заключение

Итак, в рамках данной контрольной работы автор постарался раскрыть вопрос о субъектах современного международного права.

В заключении отметим, что современное международное право охватывает сферой своего действия все государства; оно стало в этом плане, несомненно, универсальным. Старое классическое международное право содержало нормы, которые устанавливали различную степень зависимости одних государств от других (колонии, протектораты и т. п.). Современное международное право провозглашает принцип суверенного равенства.

Различия отмечаются и по субъектам. В старом классическом международном праве единственным субъектом были государства. В современном международном праве государства остаются основным субъектом, но вместе с ними в современном международном праве действуют и новые субъекты - международные организации.

Правосубъектность международных организаций во многом отлична от правосубъектности государств, но данное обстоятельство не является основанием для отказа международным организациям быть субъектами международного права. Значительную поддержку в отстаивании своей точки зрения сторонникам правосубъектности международных организаций оказало Консультативное заключение Международного суда ООН от 11 апреля 1949 г. по вопросу возмещения ущерба, понесенного на службе ООН. В нем Организация Объединенных Наций была признана субъектом международного права. В заключении Суда подчеркивалось также то, что правосубъектность ООН неравнозначна правосубъектности государства[15] .

Изменилось и отношение международного права к индивиду. Современное международное право уделяет значительно больше внимания индивиду, и в частности правам человека. В современном международном праве сложилась отрасль, нормы которой регулируют сотрудничество государств в области прав человека. Ничего этого не было в старом международном праве. Претерпел изменения и институт ответственности. Ответственность за совершение международных преступлений в современном международном праве наряду с государствами несет и индивид. Примером тому служат деятельность и решения Нюрнбергского и Токийского международных военных процессов подтвердивших международную ответственность государств и уголовную ответственность индивидов за совершение преступлений против мира и человечества.

Список литературы

1. Бирюков П.Н. Международное право. – М.: Юристъ, 1998

2. Калалкарян Н.А. Мигачев Ю.И. Международное право. — М.: «Юрлитинформ», 2002.

3. Лукашук И.И. Международное право: Общая часть. М., 1996.

4. Международное право / Отв. ред. Г. И. Тункин. М., 1994.

5. Международное право в документах. – М., 1998

6. Международное право: Учебник. Отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. — М.: Междунар. отношения, 2000

7. Шестаков Л.Н. Понятие международного права //Вестник Московского университета, Серия 11, Право, 1997, N 6


[1] Международное право: Учебник. Отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. — М.: Междунар. отношения, 2000, с. 77

[2] Международное право //Отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. — М.: Междунар. отношения, 2000, с. 77

[3] Бирюков П.Н. Международное право. – М.: Юристъ, 1998, с. 48

[4] Калалкарян Н.А. Мигачев Ю.И. Международное право. — М.: «Юрлитинформ», 2002, с. 41-42

[5] Калалкарян Н.А. Мигачев Ю.И. Международное право. — М.: «Юрлитинформ», 2002, с. 43

[6] п. 1 Устав Организации Объединенных Наций (Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.) //Международное право в документах. – М., 1998.

Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии Уставом Организации Объединенных Наций от 24 октября 1970 г. //Международное право в документах. – М., 1998.

[7] Бирюков П.Н. Международное право. – М.: Юристъ, 1998, с. 52

[8] Международное право: Учебник. Отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. — М.: Междунар. отношения, 2000, с. 54

[9] Бирюков П.Н. Международное право. – М.: Юристъ, 1998, с. 62

[10] Калалкарян Н.А. Мигачев Ю.И. Международное право. — М.: «Юрлитинформ», 2002, с. 40

[11] Бирюков П.Н. Международное право. – М.: Юристъ, 1998, с . 63

[12] Калалкарян Н.А. Мигачев Ю.И. Международное право. — М.: «Юрлитинформ», 2002, с. 49

[13] Международное право: Учебник. Отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. — М.: Междунар. отношения, 2000, с. 89

[14] Международное право: Учебник. Отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. — М.: Междунар. отношения, 2000, с. 90

[15] Шестаков Л.Н. Понятие международного права //Вестник Московского университета, Серия 11, Право, 1997, N 6

Скачать архив с текстом документа