Судебный порядок рассмотрения жалоб граждан

СОДЕРЖАНИЕ: Содержание Введение 3 1 Административный порядок рассмотрения жалоб граждан 5 1.1 Право гражданина на административную жалобу 6 1.2 Производство по административным жалобам граждан 12

Содержание

[1] .

1.1 Право гражданина на административную жалобу

Право гражданина обжаловать акты субъектов власти — атрибут демократической организации государства, общества. Оно обусловлено особенностями властеотношений, асимметричных, построенных на началах неравенства сторон. В таких правоотношениях одна из сторон, обладающая властными полномочиями, имеет право решать вопросы. Опыт развития человеческого общества свидетельствует о том, что акты субъектов власти могут быть дефектными. Причины дефектности различны: выбор не самого лучшего варианта, из-за небрежности, пристрастности, некомпетентности, злоупотребление правом и др. Поэтому в интересах дела право одной стороны решать, использовать власть должно быть уравновешено правом другой стороны обжаловать акт, требовать его пересмотра, отмены.

В гражданско-правовых отношениях, построенных на началах правового равенства, защита прав сторон обеспечивается главным образом разнообразными средствами самозащиты и судебными исками. В административно-правовых отношениях права невластного субъекта, гражданина защищаются главным образом его обращениями в государственные органы, правозащитные общественные организации[2] .

Все жалобы граждан разделяются на два типа:

административные, т. е. рассматриваемые во внесудебном, в административном порядке;

судебные, рассматриваемые судами в процессе осуществления правосудия в порядке уголовного, гражданского административного или конституционного судопроизводства[3] .

Иными словами, второй тип — это обращения граждан в суд, решения по которым принимаются на основе норм УПК РФ, АПК РФ или ГПК РФ. К этому типу обращений относятся и жалобы, рассматриваемые конституционными (уставными) судами. Все остальные жалобы, рассматриваемые судьями не в порядке осуществления правосудия, являются административными.

Следует отметить, во-первых, в законодательстве обращения первого типа называются жалобами, но иногда и заявлениями, апелляциями. Во-вторых, административные жалобы могут подаваться и в суды. Так, туда поступает много писем по вопросам несвоевременного рассмотрения дел, возмещения ущерба. Рассматриваются такие обращения не судом, а судьей, председателем суда в соответствии с нормами административного права. Таким образом, административная и судебная жалобы отличаются главным образом не адресатом, а порядком рассмотрения.

Среди административных жалоб по правовым признакам различаются общая и специальная . Основания и порядок производства по специальным жалобам устанавливаются специальными нормами.

Право на общую административную жалобу сейчас фактически является абсолютным, неограниченным, неотчуждаемым правом гражданина. Каждый дееспособный человек может подать ее по любому значимому для него поводу, в любое время. Для реализации этого права не нужно чьего-либо предварительного согласия.

Право на общую жалобу не ограничено по содержанию. Обжалованы могут быть любые действия, а также бездействие работников любых органов, предприятий, учреждений, организаций, расцениваемые как неправильные. Предмет жалобы — не только незаконные, но и нецелесообразные или аморальные деяния. В письмах граждан зачастую речь идет о неправильном использовании «свободы усмотрения», несправедливом решении вопросов, отсутствии должной четкости, о бестактности, невнимании к критическим замечаниям, использовании устаревших приемов в работе, необоснованном выборе площадок для нового строительства и др[4] .

Предметом жалобы могут быть деяния, ущемляющие права и законные интересы как самого гражданина, так и других лиц. Обращение гражданина может быть направлено на защиту не только чьих-то личных, но и общественных интересов.

Очень широко граждане используют право обжаловать индивидуальные административные акты. Сейчас все чаще встречаются жалобы о незаконности нормативных актов.

Гражданин вправе обратиться с жалобой к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему. Федеральными законами предусмотрено также, что органы прокуратуры, депутаты представительных органов, уполномоченные по правам человека рассматривают и проверяют жалобы граждан, а значит, общие административные жалобы могут быть направлены и этим адресатам.

Очень широки возможности для обжалования и с точки зрения формы их реализации. Общие административные жалобы граждане могут подавать лично, через своих представителей, используя средства связи. Такие обращения могут быть письменными и устными, индивидуальными и коллективными.

Подача общей административной жалобы не ограничена каким-либо сроком. В законе отсутствуют и количественные ограничения права на жалобу. По одному и тому же факту гражданин может обращаться много раз в один и тот же либо в разные органы одновременно или в разное время. Представляется, что если в компетентную организацию непосредственно или из другой организации поступает повторное письмо, содержание которого аналогично первому, то очередную проверку можно и не проводить.

Но в настоящее время существует ряд ограничений для лиц, использующих право на общую административную жалобу.

1. Она должна быть изложена на государственном, т. е. русском, языке. Из этого общего правила возможны исключения. Например, если в субъекте РФ установлен еще и свой государственный язык или если лицо, воспринимающее жалобу, способно понять смысл изложенного на ином языке.

2. Установлено, что письменное обращение гражданина должно быть им подписано с указанием фамилии, имени и отчества и содержать, помимо изложения существа предложения, заявления либо жалобы, также данные о месте его жительства, работы или учебы. Обращение, не содержащее этих сведений, признается анонимным и рассмотрению не подлежит. По поводу содержания и применения этой нормы следует высказать ряд соображений.

Во-первых, на практике не считают анонимными жалобы, если в них указаны фамилия, имя, отчество и адрес заявителя либо место его работы, учебы. Признается, что фамилия и имя должны указываться обязательно, адрес и место работы (учебы) — альтернативно, т. е. либо то, либо другое.

Во-вторых, поступившая жалоба должна быть зарегистрирована. Не технический работник, а руководитель вправе признать ее анонимной и не подлежащей рассмотрению. Он же вправе, если автор письма известен, порекомендовать ему внести в обращение необходимые сведения.

В-третьих, если в ходе проверки будет установлено, что автор указал ложную фамилию, адрес и т. д., то производство по жалобе должно быть прекращено. А организация, должностное лицо, гражданин, привлекаемые к рассмотрению жалобы, после того, как будет установлено, что она анонимна, вправе потребовать прекращения производства по ней. Отказ дать пояснение, совершать какие-либо действия в этом производстве правомерен, а действия служащих, требующих объяснений, предоставления документов и т. д., необоснованны[5] .

Служащие обязаны сохранять в тайне имя и другие данные о заявителе, если он просит об этом.

3. Наличие акта правосудия блокирует производство и по общей, и по специальной административной жалобе.

Право на специальную административную жалобу чаще всего является еще одним способом защиты прав. Оно не конкурирует с правом на общую административную жалобу, а дополняет его.

В числе специальных — жалобы: а) на действия и бездействие таможенных органов, подача и рассмотрение которых регулируются ТмК РФ; б) на акты налоговых органов, подача и рассмотрение которых устанавливаются НК РФ; в) на постановления по делам об административных правонарушениях, что регламентируется КоАП РФ; г) вытекающие из отношений, складывающихся внутри коллективов организаций и общественных объединений, рассмотрение которых определяется федеральным законодательством, их уставами и положениями; д) иные жалобы, в отношении которых федеральными законами установлен специальный порядок рассмотрения.

Специальные жалобы имеют такие особенности, как[6] :

1) наличие в федеральных законах специальных норм, регулирующих основания и порядок работы с ними;

2) специальные основания для обжалования (приказ руководителя, постановление по делу об административном правонарушении и т. п.), прямо названные в законе;

3) четкое закрепление субъектов права на такую жалобу, признание таковыми, как правило, лишь некоторых, лично заинтересованных в деле лиц и их законных представителей;

4) установление письменной формы и адресатов жалобы;

5) специальные сроки подачи жалоб;

6) процедурные особенности в производстве по конкретным видам жалоб.

Лицо, подавшее жалобу, до принятия решения может ее отозвать на основании письменного заявления. Отзыв жалобы лишает подавшее ее лицо права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу.

Подача жалобы не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия. Но если налоговый орган (должностное лицо), рассматривающий жалобу, имеет достаточные основания полагать, что обжалуемые акт или действие не соответствуют законодательству РФ, он вправе полностью или частично приостановить исполнение обжалуемого акта или действия. Такое решение принимается руководителем налогового органа, принявшим такой акт, либо вышестоящим налоговым органом.

Право на специальную административную жалобу намного уже права на общую. Установление специального обжалования преследует цель более квалифицированно и в сжатые сроки рассматривать дела, усилить защиту прав граждан. Такие обращения адресуются органам, уполномоченным принимать решения по существу. Закрепление кратких сроков обжалования призвано побудить граждан действовать более оперативно, к тому же в ряде случаев установлены более краткие сроки рассмотрения специальных жалоб. Действие обжалуемого акта может быть приостановлено.

Праву граждан на жалобы соответствует обязанность государственных и муниципальных органов, иных организаций, должностных лиц создавать условия для его реализации. Они должны: разъяснять гражданам такое право; принимать и устные, и письменные жалобы; работать с ними; информировать о работе с обращениями их авторов; систематически обобщать обращения в целях изучения общественного мнения, совершенствования своей работы, своевременного выявления и устранения причин нарушений прав и законных интересов граждан.

За организацию работы с жалобами и иными обращениями граждан руководитель организации несет личную ответственность[7] .

Таким образом, действующее законодательство и сложившаяся практика почти не знают ограничений права граждан на общую жалобу по содержанию. Обжалованы могут быть незаконные, нецелесообразные и аморальные деяния, индивидуальные и нормативные акты, действия и бездействие. Субъекты обжалуемых деяний — не только органы, но и предприятия, учреждения, организации, не только должностные лица, но и рядовые работники. Обращение может быть подано в целях защиты личных прав и интересов, прав и интересов других лиц, публичных прав и интересов.

1.2 Производство по административным жалобам граждан

Работа с жалобами граждан — особый вид административной деятельности, в процессе которой осуществляется последовательный ряд действий, выполняются обязанности, реализуются права. Соответствующие обязанности и права конкретизируются системой процессуальных норм, регламентирующих процедуры работы с обращениями граждан. Иными словами, существует довольно развитое, полное и четкое производство по жалобам граждан. На федеральном уровне оно урегулировано Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». В какой-то мере его нормы, регулирующие процедуру рассмотрения общих административных жалоб, дополняются нормами законов субъектов РФ. Что же касается особенностей процедур рассмотрения специальных жалоб, то они устанавливаются только федеральными законами.

ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» закреплено определение жалобы - жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

В производстве по общим административным жалобам можно выделить четыре стадии[8] .

Первая — стадия первичной обработки. Здесь получают письменные и выслушивают устные обращения и регистрируют их. В пятидневный срок руководитель обязан обеспечить первичное движение жалобы, т. е. определить, кто и как будет работать с нею, дать ему определенные указания либо поручить переслать ее в компетентную организацию.

Жалобу, которая направляется в подчиненную организацию, субъект власти может взять «на контроль». Это означает требование выслать ему копию ответа гражданину либо вернуть дело после разрешения жалобы.

Если жалоба является повторной, то к ней необходимо приобщить все материалы предыдущего рассмотрения.

Вторая стадия — проверка жалобы (анализ ситуации). Прежде всего должна быть собрана и проанализирована информация, необходимая для принятия правильного решения. Иногда для проверки образуются специальные комиссии. К проверкам привлекаются специалисты, активисты. Довольно часто проверяющим приходится выезжать туда, где могут быть получены сведения, нужные для дела.

Проверяющие могут использовать разнообразные, не запрещенные законом средства изучения ситуации: беседы с людьми, ознакомление с документами, ревизии, обследования, замеры и др.

На этой стадии лицо, подавшее жалобу, вправе:

1) лично изложить доводы лицу, рассматривающему обращение;

2) знакомиться с итоговыми материалами проверки;

3) представлять дополнительные материалы или ходатайствовать об их истребовании;

4) пользоваться услугами адвоката, иного представителя, а также переводчика.

Если жалоба коллективная, соответствующие права реализует представитель подписантов.

Помимо сбора фактических сведений, работа с жалобами предполагает тщательное изучение правовых норм, имеющих отношение к делу.

Иногда по результатам проверки составляются справки, содержащие соответствующие выводы и предложения.

Третья стадия — принятие решения по жалобе. Следует отметить, что в любой властной деятельности принятие акта (решения, закона, приговора) является центральным моментом функционирования. А стадия принятия решения — главная в любом административном производстве.

Поскольку решение подводит итог уже проделанной работе, установлены сроки его принятия, а значит, сроки рассмотрения обращения (дела).

Общий срок рассмотрения жалоб граждан — один месяц. Из этого правила установлены три исключения.

1. Заявления и жалобы, не требующие дополнительного изучения и проверки, решаются безотлагательно, но не позднее 15 дней.

2. Если для разрешения обращения необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов либо принятие других мер, срок производства может быть продлен руководителем организации или его заместителем, но не более чем на один месяц.

3. Жалобы военнослужащих и членов их семей разрешаются в центральных органах в 15-дневный, а в местных — семидневный срок. В случае необходимости срок может быть продлен, но не более чем на 15 дней.

Если два первых исключения связаны с содержанием жалобы, то третье — с ее автором.

Закон четко определил начало течения срока разрешения жалобы: со дня ее поступления в организацию, обязанную решить вопрос по существу.

Срок оканчивается в день принятия (подписания) решения, а если оно не принимается, концом срока следует считать дату подписания ответа на письмо гражданина. При этом, если окончание срока рассмотрения жалобы приходится на нерабочий день, днем окончания срока следует считать первый, следующий за ним рабочий день.

В результате рассмотрения жалобы может быть принято решение:

1) о полном удовлетворении жалобы;

2) о частичном удовлетворении жалобы;

3) об отказе в удовлетворении жалобы (в связи с ее необоснованностью, с истечением срока, невозможностью ее проверки и т. д.).

По общей административной жалобе не может быть отказано в удовлетворении по мотивам неподведомственности. Если жалоба не подведомственна органу, учреждению, то ее еще на стадии первичной обработки следует направить в компетентную организацию. Если же факт неподведомственности будет установлен на последующих стадиях, материал должен быть направлен уполномоченному органу, учреждению. Автору жалобы должно быть сообщено о том, что она направлена по подведомственности.

Но если дело подведомственно суду, об этом сообщается гражданину, а жалоба никуда не пересылается;

4) о разъяснении по поставленным вопросам (о их подведомственности, правовом регулировании и т. д.).

Четвертая стадия — исполнение принятого решения. Прежде всего необходимо выслать мотивированный ответ на письменную жалобу, а на устную можно и ответить устно. Конечно, нельзя считать жалобу разрешенной, если она частично или полностью удовлетворена, написан и выслан ответ, но фактически ничего не сделано. Субъект власти в таких случаях обязан принять необходимые меры для восстановления нарушенных прав гражданина[9] .

Таким образом, ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Установленный федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

2 Судебный порядок рассмотрения жалоб граждан

С 1993 г. действует Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». В статье 1 рассматриваемого закона закреплено право на обращение с жалобой в суд: «Каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы».

Ответственность государственного служащего наступает в связи с его обязанностью признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ О системе государственной службы Российской Федерации, статьями 4, 15 и 18 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ О государственной гражданской службе Российской Федерации.

Действие рассматриваемого закона распространяется на отношении государственных служащих распространяется, а также на муниципальных служащих в случае приравнивания их федеральным законодательством к государственным служащим.

2.1 Право граждан на судебное обжалование незаконных решений (действий) органов публичного управления и их должностных лиц

Судебный порядок разрешения жалоб является надежным способом охраны граждан, особенно в тех случаях, когда их права и интересы нарушаются неправомерными действиями субъектов власти. Это обусловлено тем, что дела рассматриваются свободными от ведомственных влияний и интересов судьями, судьи независимы, обладают необходимой квалификацией для разбирательства дел, а процедура правосудия наилучшим образом приспособлена для выявления истины. Жалоба, как правило, подается в суд по месту жительства гражданина; заявитель лично участвует в рассмотрении дела и может активно защищать свои интересы, в судебном споре он — сторона, равноправная с другой стороной дела, которой является субъект власти, чьи действия обжалуются.

Судебный надзор за законностью административной деятельности представляет собой вид государственного контроля. Его специфика состоит в том, что проверяется только законность властных актов, действий и бездействия субъектов власти. Проверку проводит орган правосудия при рассмотрении конкретных дел по жалобам и искам граждан[10] .

Рассмотрение судами жалоб граждан на акты должностных лиц и органов исполнительной власти — это административная юстиция или правосудие по административным делам. Административная юстиция в Российской Федерации характеризуется следующими особенностями:

1) это решение спора между гражданином и субъектом власти о законности действий последнего;

2) споры решаются обычными судами (общей юрисдикции, арбитражными);

3) порядок рассмотрения дел регламентируется нормами ГПК РФ и АПК РФ.

В настоящее время нужно выделять два варианта судебного обжалования: по общему праву и на основе специальных норм. Соответственно есть общие и специальные судебные жалобы.

Судебные жалобы граждан можно различать и по адресатам: в суды общей юрисдикции, в арбитражные суды и в конституционные (уставные) суды.

Обжалование по общему праву в суды общей юрисдикции регламентируется Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». В соответствии с этим Законом каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями или решениями государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий, общественных объединений, должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

В суд могут быть обжалованы коллегиальные и единоличные действия (решения), в результате которых:

а) нарушены права и свободы гражданина; б) созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод; в) незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Суды рассматривают жалобы на любые действия (решения), нарушающие права и свободы граждан, кроме тех, в отношении которых законодательством предусмотрен иной порядок судебного обжалования.

Гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в районный суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности органу, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу. Административную жалобу обязаны рассмотреть в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.

По закону судебная жалоба может быть подана гражданином, права которого нарушены, или его представителем, а также по просьбе гражданина уполномоченным представителем общественной организации, трудового коллектива.

Жалоба направляется по усмотрению гражданина либо в суд по месту его жительства, либо в суд по месту нахождения ответчика.

В таком же порядке военнослужащий вправе обратиться в военный суд с жалобой на действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающих его права и свободы.

Приняв жалобу к рассмотрению, суд по просьбе гражданина или по своей инициативе вправе приостановить исполнение обжалуемого действия (решения).

Для обращения в суд установлены следующие сроки:

три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права;

один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен судом.

Установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуемое действие (решение) незаконным, обязывает удовлетворить требование гражданина, отменяет применение к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы. Если обжалуемое действие (решение) суд признает законным, не нарушающим прав и свобод гражданина, он отказывает в удовлетворении жалобы[11] .

В Высшем Арбитражном Суде РФ, федеральных окружных арбитражных судах, судах субъектов РФ специально образуются коллегии по рассмотрению споров, вытекающих из административно-правовых отношений. Они рассматривают жалобы граждан, имеющих статус индивидуального предпринимателя, и организаций на действия субъектов власти. В частности, арбитражным судам подведомственны экономические споры о нарушении прав собственника, отказе в государственной регистрации, взыскании штрафов, признании недействительными ненормативных актов государственных органов, возмещении убытков, несостоятельности (банкротстве).

Судебное обжалование на основе специальных норм — исключение из судебного обжалования по общему праву. В установленных специальными нормами случаях жалобы тоже направляется в суд, но процедуры их подачи и рассмотрения отличаются некоторым своеобразием.

Примером специальной судебной жалобы может быть обжалование по ч. 1 ст. 31 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», на основании которой решения и действия (бездействие) Центральной избирательной комиссии РФ и ее должностных лиц могут быть обжалованы в Верховный Суд РФ.

Специальные жалобы в арбитражные суды согласно АПК РФ подаются, если федеральным законом установлен для определенной категории дел досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров. В таких случаях суд может принять дело к производству, если соблюдена процедура досудебного рассмотрения разногласий.

Граждане могут обращаться в Конституционный Суд РФ в соответствии с Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации», которым урегулированы особенности рассмотрения дел по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан. Правом на обращение в Конституционный Суд РФ с индивидуальной или коллективной жалобой обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, и объединения граждан. По итогам рассмотрения такой жалобой Конституционный Суд РФ принимает одно из следующих решений: 1) о признании закона либо отдельных его положений соответствующими Конституции РФ; 2) о признании закона либо отдельных его положений не соответствующими Конституции РФ.

В случае, если Конституционный Суд РФ признал закон, применяемый в конкретном деле, не соответствующим Конституции РФ, данное дело во всяком случае подлежит пересмотру компетентным органом в обычном порядке.

Постановления Конституционного Суда РФ подлежат незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Российской Федерации, а также субъектов РФ, которых они касаются[12] .

Таким образом, каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

2.2 Право граждан на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями органов и должностных лиц публичного управления

Возмещение ущерба регулируется гл. 59 ГК РФ. Так, в ст. 1069 сказано: «Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования».

Возложив на организации обязанность возмещать гражданам ущерб, причиненный неправомерным поведением их должностных лиц, законодатель создал наиболее благоприятные условия для защиты нарушенных имущественных прав. Такой порядок позволяет потерпевшему своевременно и полностью взыскать причиненный ему вред; обеспечивает надлежащую материальную базу для удовлетворения его требований. Возместив ущерб, администрация органа предприятия, учреждения выясняет причины допущенных нарушений законности, решает вопрос о дисциплинарной и материальной ответственности непосредственных виновников.

В Законе сказано, что организации отвечают за вред «на общих основаниях». Это значит, что ответственность наступает, если:

а) совершено противоправное деяние;

б) причинен имущественный вред;

в) существует причиненная связь между неправильными действиями и вредом;

г) ущерб наступил по вине учреждения, органа, их должностных лиц.

Особенность ответственности по ст. 1069 ГК РФ в том, что она наступает за противоправные, властные, служебные деяния. Служебными признаются действия, которые совершены по службе в связи с выполнением возложенных на работника обязанностей. Некоторые должностные лица (например, работники милиции) должны выполнять возложенные на них функции всегда и везде. Поэтому их действия признаются служебными, даже если они совершены во внерабочее время, но в интересах службы.

В соответствии со ст. 1070 ГК РФ имущественная ответственность государства за ущерб, причиненный гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, является специальной. Она наступает и при отсутствии их вины, в строго определенных случаях нарушения закона: при осуждении, привлечении к уголовной ответственности, применении в качестве меры пресечения заключения под стражу, назначении административного наказания в виде административного ареста.

В этом случае имущественная ответственность наступает независимо от вины должностных лиц. Специальный характер ответственности подтверждается и тем обстоятельством, что причиненные гражданину убытки возмещаются за счет средств государственного (муниципального) бюджета. Возмещению подлежат:

1) заработная плата и другие трудовые доходы — основной источник средств существования гражданина, которых он лишился в результате незаконных действий;

2) имущество конфискованное, изъятое, взысканное, обращенное в доход государства;

3) суммы, выплаченные гражданином юридической консультации за оказание юридической помощи, для возмещения судебных издержек, а также иные суммы, выплаченные в связи с незаконными действиями.

Гражданину выдается пенсия или пособие за все время, в течение которого они незаконно не выплачивались. Одновременно восстанавливаются трудовые, пенсионные, жилищные права потерпевшего. По просьбе пострадавшего следственные органы, прокуратура, суд обязаны в месячный срок письменно поставить в известность трудовой коллектив или общественные организации по месту жительства об оправдывающем гражданина решении[13] .

Материальным основанием наступления ответственности служит незаконный акт следственных, прокурорских, судебных органов или судьи и реальный вред, причиненный ими. Но для решения вопроса о взыскании ущерба необходимо еще и процессуальное основание — акт компетентного органа об отмене незаконного акта, о прекращении уголовного или административного дела.

Орган дознания, предварительного следствия, прокуратура, суд в месячный срок со дня обращения гражданина выносят постановление, которым определяют размер ущерба. Их действия потерпевший может обжаловать соответственно прокурору или в вышестоящий суд. А если требование о восстановлении трудовых, пенсионных, жилищных прав не удовлетворено полностью или частично, гражданин вправе обратиться в суд в порядке искового производства.

Судебные издержки, связанные с рассмотрением жалобы, могут быть возложены судом на гражданина, если суд вынесет решение об отказе в удовлетворении жалобы, либо на государственный орган, орган местного самоуправления, учреждение, предприятие или объединение, общественное объединение или должностное лицо, государственного служащего, если установит, что их действия (решения) были незаконными.

Судебные издержки возлагаются на государственный орган, орган местного самоуправления, учреждение, предприятие или объединение, общественное объединение или должностное лицо, государственного служащего также в случае признания судом их действий (решений) законными, если поданная гражданином вышестоящему в порядке подчиненности органу, объединению, должностному лицу жалоба была оставлена без ответа либо ответ дан с нарушением срока, установленного статьей 4 ФЗ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

Таким образом, каждый граждан имеет право на возмещение ущерба причиненный неправомерным поведением органов и должностных лиц публичного управления.

Заключение

Право гражданина обжаловать акты субъектов власти — атрибут демократической организации государства, общества.

Жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц

Все жалобы граждан по порядку рассмотрения разделяются на два типа: административные, т. е. рассматриваемые во внесудебном, в административном порядке; судебные, рассматриваемые судами в процессе осуществления правосудия в порядке уголовного, гражданского административного или конституционного судопроизводства.

Обжалованы могут быть незаконные, нецелесообразные и аморальные деяния, индивидуальные и нормативные акты, действия и бездействие. Субъекты обжалуемых деяний — не только органы, но и предприятия, учреждения, организации, не только должностные лица, но и рядовые работники. Обращение может быть подано в целях защиты личных прав и интересов, прав и интересов других лиц, публичных прав и интересов.

Среди административных жалоб по правовым признакам различаются общая и специальная . Основания и порядок производства по специальным жалобам устанавливаются специальными нормами, содержащимися в других актах.

Каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

Каждый граждан имеет право на возмещение ущерба причиненный неправомерным поведением органов и должностных лиц публичного управления.

Список источников и литературы

I . Нормативно –правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)//РГ. - 21.01.2009. -N 7

2. Гражданский кодекс Российской Федерации: Часть вторая от 26 января 1996 года №14-ФЗ (ред. от 17.07.2009)// Собрание законодательства РФ. – 29.01.1996. – №5

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 21.12.2009)//Российская газета.- 31.12.2001.- N 256

3. Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 01.12.2007)// Российская газета. - 31.05.2003. -N- 104

4. Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 N 59-ФЗ //Российская газета. - 05.05.2006. - N 95

5. Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27.04.1993 N 4866-1 (ред. от 09.02.2009)//Российская газета. - 12.05.1993. - N 89

II . Литература:

1. Овсянко Д.М. Административное право: Учебное пособие. Изд. 3-е, перераб. и доп./Д.М. Овсянко - М.: Юристь, 2000. - 468 стр.

2. Попов Л.Л. Административное право: учебник / Л.Л. Попов. –М.: Юристъ, 2005. - 344 стр.

3. Смоленский М.Б. Административное право. - Ростов на/М.Б. Смоленкий –М.: Феникс, 2005. - 346 стр.

4. Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесса/Ю.А. Тихомиров - М.: Юрид.лит., 2004.

5. Солдатов А.П., Мельников В.А. Административное право Российской Федерации. Учебник.. - Изд. 2-е, перераб. и доп./А.П. Солдатов, В.А. Мельников- Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 346 стр.

6. Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации: Учебник./А.П. Алёхин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов - М.: ИКД, 2003. - 608 стр.

7. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов 3-е изд., пересмотр, и доп./ Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов - М.: Норма, 2007. - 816 стр.

8. Звоненко Д.П., Малумов А.Ю., Малумов Г.Ю. Административное право для вузов./Д.П. Звоненко, А.Ю. Малумов, Г.Ю. Малумов –М.: Юстицинформ, 2007. - 183 стр.


[1] Овсянко Д.М. Административное право: Учебное пособие. Изд. 3-е, перераб. и доп./Д.М.Овсянко - М.: Юристь, 2000. – С. 204

[2] Овсянко Д.М. Указ. соч.– С. 207

[3] Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов 3-е изд., пересмотр, и доп./ Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов - М.: Норма, 2007. - С. 316

[4] Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Указ. соч. - С. 318-319

[5] Звоненко Д.П., Малумов А.Ю., Малумов Г.Ю. Административное право для вузов./Д.П. Звоненко, А.Ю. Малумов, Г.Ю. Малумов –М.: Юстицинформ, 2007. – С. 53-54

[6] Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Указ. соч. - С.325

[7] Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Указ. соч.. – С. 354

[8] Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации: Учебник./А.П. Алёхин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов - М.: ИКД, 2003. – С. 317

[9] Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Указ. соч.- С. 320

[10] Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесса/Ю.А. Тихомиров - М.: Юрид.лит., 2004.

[11] Смоленский М.Б. Административное право. - Ростов на/М.Б. Смоленкий –М.: Феникс, 2005. – С. 140

[12] Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Указ. соч. – С. 357

[13] Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесса/Ю.А. Тихомиров - М.: Юрид.лит., 2004.

Скачать архив с текстом документа