Сущность государственного кредита и понятие мировой валютной системы
СОДЕРЖАНИЕ: Оглавление 1.Сущность государственного кредита….2-5 2.Понятиет мировой валютной системы…5-7 3.Тест ….7 1.Сущность и функции государственного кредитаОглавление
1.Сущность государственного кредита….2-5
2.Понятиет мировой валютной системы…5-7
3.Тест…………………………………………………………….7
1.Сущность и функции государственного кредита
Государственный кредит — совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта. Государственный кредит – это часть государственных финансов. В количественном отношении преобладает деятельность государства как заемщика средств. Объемы операций в качестве кредитора, т.е. когда государство предоставляет ссуды юридическим и физическим лицам, значительно ниже. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом.
В отличие от двух первых видов кредитных отношений (заемщик, кредитор), сразу же влияющих на величину централизованных денежных фондов, гарантирование погашения обязательств не обязательно приводит к их изменению. Если должник своевременно и в полном объеме рассчитался по своим обязательствам, то гарант не несет каких-либо дополнительных затрат. На практике достаточно надежные заемщики не нуждаются в государственных гарантиях. Они в состоянии привлечь средства на кредитном рынке самостоятельно. Государственные гарантии обычно распространяются на недостаточно надежных заемщиков и соответственно влекут за собой рост расходов из централизованных денежных фондов.
• Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений — финансов и кредита и совмещает их особенности.
• В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета и внебюджетных фондов.
Как один из видов кредита государственный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий, например, налогов. В отличие от налогов он имеет добровольный характер, хотя в истории нашего государства известны случаи отхода от принципа добровольности при размещении займов. Если налоги движутся только в одном направлении; от плательщика в бюджет или во внебюджетные фонды (обратное движение возможно только в случае возврата переплаченных или ошибочно взысканных сумм), то основой государственного кредита является его возвратность и платность: через определенный период времени внесенная сумма возвращается с процентами. Государственный кредит отличается от других видов кредита. Так, если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-то конкретные ценности — товары на складе, незавершенное производство (хотя возможно и предоставление бланкового кредита), то при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.
На уровне центрального правительства государственные займы не имеют конкретного целевого характера. Тогда как позаимствование средств на более низких уровнях достаточно часто имеет четко выраженную целевую направленность. Например, займы на строительство новой дороги, жилого массива.
Как и любой другой заемщик, государство привлекает средства на заранее определенный срок. Так, Закон РФ О государственном внутреннем долге Российской Федерации (от 13 ноября 1992 г.) предусматривал, что любые долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определены конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет.
• Как финансовая категория государственный кредит выполняет три функции финансов: распределительную, регулирующую и контрольную.
Через распределительную функцию государственного кредита осуществляются формирование централизованных денежных фондов государства и их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых странах государственные займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита. В современных условиях поступления от государственных займов стали вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета. Последнее объясняется более быстрым темпом роста расходов по сравнению с увеличением налоговых поступлений.
Финансирование расходов капитального характера за счет позаимствованных средств в определенных пределах имеет положительное значение. Школа или библиотека обеспечивает потребности не одного поколения, поскольку служит 30—50 лет. Почему же тогда их строительство должно быть оплачено в течение нескольких лет за счет налогов с тех, кто, возможно, даже не воспользуется их услугами? Гораздо разумнее переложить финансирование таких объектов на все поколения, которые будут ими пользоваться. Такое растяжение источников финансирования во времени и обеспечивается путем выпуска займов на соответствующий срок. В последнем случае поколение, строящее школу, несет аналогичное финансовое бремя, что и последующие поколения, за счет налогов которых погашается как основной долг, так и проценты по нему.
Таким образом, положительное воздействие распределительной функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени. Налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет государственного займа, не увеличиваются (что пришлось бы сделать в противном случае). Зато потом, когда кредиты погашаются, налоги взимаются не только для их уплаты, но и для погашения процентов по задолженности.
Рефинансированием государственного долга называют размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным. Минимальная цена заемных средств на рынке определяется ставкой рефинансирования.
Ставка рефинансирования – это процентная ставка, по которой происходит заимствование на обслуживание внутреннего долга. Таким образом, государственный кредит регулирует рынок коммерческих межбанковских кредитов.
Налоги являются основным, но не единственным источником финансирования расходов, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга. Источники финансирования этих расходов зависят от направления использования средств. В случае производительного вложения мобилизованных капиталов построенный объект после вступления в действие начинает приносить прибыль, за счет которой и погашается займ. Никакого усиления налогового бремени в этом случае не происходит.
При непроизводительном использовании мобилизованных в результате государственных займов капиталов, например, финансировании за их счет военных или социальных расходов, единственным источником их погашения становятся налоги либо новые займы. Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется рефинансированием государственного долга.
Усиление тяжести налогового бремени, вызванное заимствованиями государства, зависит от их срока и процентов по кредиту, уплачиваемых заемщику. Чем выше доходность государственного займа для инвестора, тем большую часть налогов вынуждено направлять государство на их погашение. Чем больше величина долга, тем выше доля средств, направляемая на его обслуживание при прочих равных условиях.
• Вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.
Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, оно снижает платежеспособный спрос. Если за счет кредита профинансируются производственные затраты, например инвестиции, произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении. В случае финансирования затрат на оплату труда, например преподавателей и врачей, количество наличной денежной массы в обращении останется без изменений, хотя возможно изменение структуры платежеспособного спроса.
Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, государство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту цены кредита. Чем выше спрос государства, тем выше при прочих равных условиях уровень ссудного процента, тем более дорогим становится кредит для предпринимателей. Дороговизна заемных средств вынуждает бизнесменов сокращать инвестиции в сферу производства, в то же время она стимулирует накопления в виде приобретения государственных ценных бумаг.
До определенных пределов этот процесс не оказывает существенного негативного влияния на производство. В том случае, если в стране достаточно свободных капиталов, негативное воздействие будет равняться нулю до их полного поглощения. Только после этого активность государства на финансовом рынке выразится в росте ссудного процента, а отвлечение значительной доли денежных накоплений для непроизводительного использования существенно замедлит темпы экономического роста.
• Положительное воздействие на производство и занятость государство оказывает, предъявляя спрос на товары национального производства за счет позаимствованных за рубежом средств, выступая в качестве кредитора и гаранта. В промышленно развитых странах распространена система поддержки малого бизнеса, экспорта или производства в отдельных районах, испытывающих спад, путем гарантирования государством кредитов, предоставляемых банками согласно соответствующим программам.
Поддержка малого бизнеса предполагает, что государство берет на себя в случае их банкротства погашение задолженности банкам по кредитам, предоставленным мелким предпринимателям. В большинстве промышленно развитых стран функционируют государственные или полугосударственные компании, которые по низким ставкам страхуют риск неплатежа экспортерам национальных товаров. Тем самым поощряется освоение новых рынков сбыта отечественной продукции.
Большую роль в стимулировании развития производства и занятости играют кредиты, предоставляемые за счет бюджетов территорий или внебюджетных фондов. С их помощью обеспечивается ускоренное развитие определенных районов или необходимых направлений экономики той или иной территории.
• Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов и имеет свои специфические черты, порожденные особенностями этой категории.
2 Понятие мировой валютной системы
Экономические, политические, культурные и другие формы связей между отдельными странами всегда опосредствуются движением денег, связанным с оплатой приобретаемых товаров, услуг, ввозом и вывозом капиталов. Это движение, или обращение, денег между государствами и определяет содержание валютных отношений.
Углубление международного разделения труда, формирование мирового рынка неизбежно приводят к тому, что валютные отношения складываются в определенную систему. Возникает мировая валютная система (МВС). Ее формирование — исторически довольно длительный процесс и всегда начинается с создания национальных валютных систем (НВС). НВС неразрывно связана с интернационализацией хозяйственных связей и представляет собой механизм, включающий страну в систему мирового хозяйства. По своей экономической сущности НВС — это форма организации валютных отношений страны с другими странами. Она складывается исторически в зависимости от степени развития рыночных отношений и закрепляется государственным законодательством. НВС является частью национальной денежной системы и, следовательно, зависит не только от уровня развития производства и торговли, но и от состояния денежного обращения.
НВС должна обеспечивать всем национальным участникам международного оборота наиболее выгодные условия осуществления валютных отношений, но при этом она не может не учитывать интересы других стран. В определенной степени НВС зависит от места страны в мировой экономике, состояния ее экономики. НВС характеризуется следующими основными элементами:
• национальной валютой;
• режимом ее обратимости (конвертируемости) в иностранные валюты;
• валютным курсом, его режимом;
• кредитными орудиями обращения и порядком их использования в международных расчетах;
• формами международных расчетов;
• официальными золотовалютными ресурсами (ЗВР);
• режимом национального валютного и золотого рынков;
• национальными институтами, регламентирующими валютно-кредитные отношения с другими странами. НВС неразрывно связаны с МВС и по существу являются той основой, на которой она возникает. Задача МВС состоит в том, чтобы координировать внешнеэкономическую деятельность и валютную политику различных государств. Мировая валютная система представляет собой механизм, связывающий отдельные национальные экономики в единое мировое хозяйство. Она призвана создать благоприятные условия для развития экономического сотрудничества между странами. МВС должна отвечать следующим требованиям:
— обеспечивать международные экономические отношения достаточным количеством платежных средств, способных выполнять роль мировых денег;
— обладать достаточной стабильностью в течение длительного времени;
— быть эластичной, приспосабливаться к меняющимся условиям международного экономического оборота;
— обеспечивать всем участникам международных экономических отношений сбалансированность их интересов в валютной сфере. Характер МВС определяется развитием международных экономических связей, национальных денежных систем, расстановкой сил на мировой арене, национальными интересами ведущих государств. В результате МВС постоянно изменяется. Эволюция МВС повторяет трансформацию внутреннего денежного обращения в специфической форме и со значительным благом. МВС — это форма организации валютных отношений, сложившаяся исторически и закрепленная соглашением между странами. Она представляет собой кодекс норм поведения, как частных субъектов валютных сделок, так и стран в целом. МВС предполагает наличие следующих основных элементов:
• международные платежные средства, выполняющие роль мировых денег;
• условия и режимы обратимости валют;
• механизм и режим валютных курсов;
• формы международных расчетов;
• кредитные орудия обращения и порядок их использования э международных расчетах;
• международные ликвидные активы и порядок их регулирования;
• режим международных валютных и золотых рынков и межгосударственные институты, регулирующие валютные отношения.
Основной элемент любой валютной системы — международные платежные средства, выполняющие в рамках данной системы роль мировых денег. В качестве международных платежных средств на разных этапах развития рыночной экономики, как уже говорилось, выступают золото, резервные валюты, международные валютные единицы. По самой своей природе роль мировых денег может выполнять только золото, так как обладает собственной стоимостью и поэтому обеспечивает окончательное погашение долгов. Однако в условиях господства неразменных кредитных денег эту функцию берут на себя резервные валюты. Резервные валюты — это валюты, обладающие полной конвертируемостью, принадлежащие странам, занимающим господствующее положение в мировом производстве и торговле, обладающим разветвленной сильной кредитной системой, развитым финансовым рынком, значительными объемами международной ликвидности.
В современных условиях такими валютами являются доллар США, японская Йена, фунт стерлингов Великобритании, немецкая марка и французский франк. Резервные валюты не обладают собственной внутренней стоимостью, являются долговым обязательством центральных банков, эмитирующих данные валюты, и поэтому лишь переносят долги с одной страны на другую. Курс резервных валют целиком зависит от состояния национальной экономики. Кроме того, статус резервной валюты дает стране-эмитенту возможность погашать дефицит платежного баланса своей собственной валютой и таким образом жить в кредит.
Эти недостатки резервных валют и обусловили появление искусственно созданных мировых денег СДР и ЭКЮ, на базе, которой сегодня возникла евро.
СДР (специальные права заимствования) — это искусственно созданные
МВФ резервные средства, используемые в системе международных платежей для урегулирования сальдо платежных балансов, пополнения официальных резервов и расчетов с МВФ. СДР эмитируются МВФ в безналичной форме и распределяются между странами-членами пропорционально их квотам в капитале фонда. Они могут использоваться только правительствами, некоторыми международными организациями и центральными банками, причем не прямо, а через размен на необходимую валюту. Каждая страна имеет право в пределах, имеющихся у нее в наличии СДР приобретать валюту других стран, которая и выступает в качестве средства платежа в международном обороте. Первоначально стоимость единицы СДР была приравнена к доллару США, и СДР имела официальное золотое содержание 0,888 г золота. В современных условиях стоимость СДР определяется по принципу «корзины валют», в которую входят все резервные валюты. Соглашение СДР было введено в действие в 1970 г.
Евро — единая валюта стран Европейского валютного союза (ЕВС). Эмиссия евро осуществляется Европейской системой центральных банков (ЕСЦБ), которую образуют наднациональный Европейский центральный банк (ЕЦБ) и национальные центральные банки государств — членов ЕВС. Поскольку внедрение евро в оборот рассчитано на достаточно длительный период времени, основным критерием эмиссии евро является спрос на нее. Стоимость, или курс, евро определена по принципу «корзины валют», в которую входят валюты всех стран зоны евро. Евро — единая валюта зоны, призванная в первую очередь обслуживать частный оборот и только затем использоваться в качестве орудия погашения международных долговых обязательств; она введена в оборот в 1999 г. Характер используемого международного платежного средства определяет такие важнейшие элементы валютной системы, как конвертируемость, валютный курс, международные ликвидные активы и т.д. В условиях, когда роль мировых денег выполняет золото, все валюты абсолютно конвертируемы, валютный курс формируется на основе соотношения весовых количеств золота в каждой валюте и является стабильным, фиксированным. С переходом к использованию резервных валют конвертируемость валют и валютный курс начинают зависеть от состояния экономики в стране. Валюта может быть полностью конвертируемой, частично конвертируемой и неконвертируемой, а валютный курс — фиксированным или плавающим. Характер международного платежного средства, соответствующего ему режима конвертируемости и режима валютного курса определяет тип мировой валютной системы.
XVI.
1. В
2. Г
3. Б
4. А
5. Да
Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Средне профессионального образования Ленинградской области
«ПОДПОРОЖСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
РЕФЕРАТ
ПО ФИНАНСАМ И КРЕДИТУ
Тема: «Сущность государственного кредита и понятие мировой валютной системы»
Выполнила студентка: IV курса группы №43-В Пузикова Татьяна
Оценка: ____________________
Подпорожье
2010г.