Сущность и формы предпринимательской деятельности

СОДЕРЖАНИЕ: СОДЕРЖАНИЕ Сущность и формы предпринимательской деятельности. 2 Типы и виды предприятий. 4 Монополия и конкуренция в современной рыночной экономике 6

СОДЕРЖАНИЕ

Сущность и формы предпринимательской деятельности.3

Типы и виды предприятий.5

Монополия и конкуренция в современной рыночной экономике. 7


Сущность и формы предпринимательской деятельности.

Рыночная система хозяйствования, все более утверждающаяся в России, базируется на предпринимательском типе экономической системы с сохранением в руках государства регулирующей функции. Ведущим субъектом хозяйствования при этом являются предприниматели (коллективные и индивидуальные). Законодательство Российской Федерации регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность.

Впервые наиболее полное определение сущности предпринимательской деятельности было сформулировано в Законе РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (1990 г.). Введенный в действие в 1995 г. Гражданский кодекс Российской Федерации уточнил это понятие в соответствии с изменяющимися и развивающимися рыночными отношениями в стране.

Предпринимательская деятельность - это инициативная, самостоятельная деятельность граждан и их объединений, осуществляемая на свой риск, под свою ответственность и направленная на получение прибыли, подлежащая обязательной государственной регистрации в законодательном порядке. Это может быть производственная, торгово-закупочная, инновационная, консультационная, коммерческая и другие виды деятельности, не запрещенные законом.

Указанные виды предпринимательской деятельности могут осуществляться одним человеком или группой людей с привлечением наёмного труда и без него, с образованием и без образования юридического лица.

Субъектами предпринимательской деятельности могут быть:

граждане Российской Федерации и других государств, не ограниченные в своей деятельности законами РФ;

граждане других государств и лица без гражданства в пределах установленных законом полномочий;

объединения граждан.

Предпринимательская деятельность может осуществляться в двух формах:

самим собственником средств производства под свою имущественную ответственность (индивидуальное предпринимательство);

руководителем предприятия от имени собственника средств производства (юридическое лицо в определенной организационно-правовой форме).

Цели предпринимательства - это производство товаров и услуг, получение максимального дохода при минимальном риске, престиж (имидж), развитие бизнеса. Все эти цели взаимосвязаны между собой.

В соответствии с установленной в Гражданском кодексе трактовкой понятия можно выделить несколько характерных черт предпринимательства:

Самостоятельная деятельность дееспособных граждан и их объединений.

Инициативная деятельность, направленная на реализацию своих способностей и удовлетворение потребностей других лиц и общества.

Рисковая деятельность, государство не берет на себя ответственность за возможные неудачи.

Процесс, направленный на систематическое извлечение прибыли (дохода) законным путем, следовательно, это профессиональная деятельность.

Законная деятельность, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством.

Предпринимательство как явление отражает всю систему отношений (финансовых, экономических, социальных), которые объективно возникают у предпринимателей (как хозяйствующих субъектов) друг с другом, с потребителями, поставщиками всех факторов производства (сырья, материалов, оборудования, энергии и т.п.), с банками и другими субъектами рынка, с наемными работниками и государством в лице соответствующих органов исполнительной власти, а также с органами власти субъектов РФ и местного самоуправления.

Предпринимательство как экономическое явление отражает товарный характер отношений предпринимателей с другими хозяйствующими субъектами на основе действия законов рыночной экономики (спроса и предложения, конкуренции, стоимости и др.) и всех инструментов товарного производства и обращения.

Предпринимательство как процесс представляет собой сложную цепочку целенаправленных действий предпринимателей, начиная с момента возникновения (зарождения) предпринимательской идеи и заканчивая воплощением ее в конкретный предпринимательский проект. Этот процесс является непрерывным, постоянно возобновляемым, поскольку изменяются и потребности, которые предприниматели удовлетворяют. Он требует больших затрат всех факторов производства. Следовательно, предпринимательство как процесс включает в себя поиск новых творческих идей, их анализ и оценку с точки зрения потребностей рынка и экономической выгоды, воплощение этих идей в конкретный результат (продукт, товар, технологию и т.п.), приносящий предпринимателю прибыль.


Типы и виды предприятий.

Согласно Закону «О предприятиях в Стране» существуют такие виды предприятий:

1) индивидуальное предприятие, основанное на личной собственности физический лица и исключительно ее работы;

2) семейное предприятие, основанное на собственности и работе граждан Страны - членов одной семьи, которые живут вместе;

3) частное предприятие, основанное на собственности отдельного гражданина Страны, с правом найма рабочей силы;

4) коллективное предприятие, основанное на собственности трудового коллектива, кооператива, другого уставного общества, общественной и религиозной организации;

5) государственное коммунальное предприятие, основанное на собственности административно-территориальных единиц;

6) государственное предприятие, основанное на общегосударственной (республиканской) собственности;

7) общее предприятие, основанное на базе объединения имущества разных собственников (смешанная форма собственности);

8) предприятие, основанное на собственности юридических лиц и граждан иностранных государств.

Тем не менее такая классификация не совпадает с экономическими критериями размежевания разных типов и форм собственности. Если придерживаться таких критериев, то следует прежде всего выделить основные типы предприятий (частные, коллективные и государственные), а в пределах каждого из них - отдельные виды предприятий.

Независимо от сфер и областей народного хозяйства, в которых функционируют разные типы и формы предприятий, к частным предприятиям принадлежат:

а) частное индивидуальное предприятие, основанное на личной собственности и собственности членов семьи, а также на работе этих лиц;

б) частное капиталистическое предприятие, которое принадлежит отдельному лицу, максимум семьи и основывается на эксплуатации нанимаемых работников.

Аналогично к коллективным предприятиям относят: а) коллективные труд, основанные на коллективной собственности трудового;

б) коллективные капиталистические, основанные на объединении капиталов нескольких капиталистов и коллективной работе нанимаемых работников.

Среди государственных предприятий с экономической точки зрения выделять такие, что ставят цель получения максимальной прибыли (государственные коммерческие), и те организации, заклад и учреждения, для которых получение прибыли не является основной целью деятельности.

Кроме этих типов и видов предприятий, выделяют смешанные (в которых объединяются собственность и капиталы отдельных форм частной, коллективной и государственной собственности) и общие (в которых объединяются собственность и капиталы отдельных форм частной, коллективной и государственной собственности с капиталом физических и юридических лиц иностранных государств) предприятия.

Частные и коллективные капиталистические предприятия, коллективные труду, государственные коммерческие, а также общие и смешанные функционируют в виде малых, средних и крупных предприятий, размеры которых в разных сферах и областях экономики не одинаковые. Так, в Стране, согласно действующему законодательству, к малым предприятий в промышленности и строительстве относят предприятия с численностью работающих до 200 лиц; в других областях производственной сферы - до 50 лиц; в областях непроизводственной сферы - до 25 лиц; в розничной торговле - до 15 лиц.

В других странах установлены другие критерии классификации предприятий на малые, средние и большие. Так, в США к малым относят предприятия с численностью занятых до 500 лиц; к средним — 500—1000 лиц, к большим — свыше 1000 лиц.


Монополия и конкуренция в современной рыночной экономике

В каждой социально-экономической системе присущ свой хозяйственный механизм, который представляет собой совокупность экономических, организационных и правовых методов обеспечивающих реализацию экономических интересов и законов общества, он включает в себя всю систему экономических категорий в их самом различном соотношении:

· труд

· издержки

· цена

· прибыль

· заработная плата

· налоги и т.д.

Главным элементом хозяйственного механизма экономики рыночного типа является конкуренция.

Конкуренция (от латинского -сталкиваться) - это экономическое состязание за достижение лучших результатов в области какой-либо деятельности.

Борьба товаропроизводителей за более выгодные условия хозяйствования. Она обеспечивает координацию действий всех участников общественного производства через спрос, предложение, цену, издержки. Конкуренция представляет собой определенную форму развития производственных сил, форму развития факторов производства, экономических ресурсов общества. Конкурентные отношения складываются между всеми субъектами рыночной экономики (домашними хозяйствами, предприятиями, государством), между производителями и потребителями. Эти отношения пронизывают главные сферы экономической жизни: производство, распределение и потребление.
Конкуренция играет роль соединительной ткани, благодаря наличию которой, рыночная экономика функционирует в качестве слаженной и многозвенной системы. В условиях конкуренции личный экономический интерес одного субъекта сталкивается с не менее сильным стремлением другого субъекта получить наибольшую выгоду. Для достижения победы в конкурентной борьбе происходит снижение издержек и цен на продукцию, повышение её качества, производство товаров, отвечающих требованиям покупателей. Конкуренция направляет деятельность экономических субъектов в интересах всего общества. В современной рыночной экономике выделяют шесть основных функций конкуренции:

· регулирующая

· аллокационная

· адаптационная

· инновационная

· распределительная

· контролирующая

Регулирующая функция заключается в воздействии на предложение благ в целях установления их оптимального соответствия спросу. Аллокационная функция выражается в эффективном размещении факторов производства в местах, где их применение обеспечивает наибольшую отдачу. Адаптационная функция нацелена на рациональное приспособление предприятий к условиям внутренней и внешней среды, что позволяет им переходить от экономического выживания к расширению сфер хозяйственной деятельности. Инновационная функция обнаруживается в различных проявлениях новаторства, опирающегося на достижение научно-технического прогресса. Распределительная функция оказывает прямое воздействие на распределения национального продукта среди потребителей. Контролирующая функция призвана не допустить установления монополистического диктата одних участников рынка над другими. Совокупность этих функций обеспечивает общую результативность функционирования рыночной экономики. Именно режим и механизм конкуренции обуславливает развитие рынка в качестве саморегулирующейся системы.

В зависимости от степени свободы, конкуренция может быть совершенной (свободная) и несовершенной. Совершенная конкуренция это такой вид рыночной структуры, который предполагает выполнение следующих условий:

· объем производства отдельной фирмы является незначительным и не оказывает влияния на рыночные цены

· реализуемые каждым производителем товары являются однородными

· покупатели хорошо информированы о ценах

· продавцы не вступает в сговор по поводу цен, и действуют независимо друг от друга

· фирмы производители могут, как свободно входить в отрасль, так и выходить из неё

Совершенная конкуренция является условием создания рыночного механизма формирования цен и самонастройки экономической системы через достижение равновесного состояния, когда эгоистические побуждения отдельных индивидов обращаются на благо всего общества. Совершенная конкуренция имеет следующие основные положительные черты:

· способствует более эффективному использованию ресурсов

· побуждает производителей гибко реагировать на изменение условий производства или потребностей покупателей

· создает благоприятные условия для внедрения в производство последних достижений науки и техники

· обеспечивает свободу выбора и действий

К недостаткам свободной конкуренции можно отнести:

· неспособность сохранения невоспроизводимых ресурсов

· не обеспечивает развитие производства товаров и услуг коллективного пользования

· не создает условия для развития общего образования, городского хозяйства

· не содержит механизмов, препятствующих расслоению общества, возникновению социальной несправедливости

Противоположностью совершенной конкуренции является монополистическая (несовершенная) конкуренция. Монополия означает единственный продавец, однако, говоря о монополии, имеют в виду различные виды рыночных ситуаций характерных для несовершенной конкуренции.

Основными признаками монополизма выступают монопольные цены и монопольные прибыли. Монополия препятствует естественному формированию рыночной цены. При этом потребители лишь в незначительной степени могут влиять на эти цены. В условиях монополии выделяют и несколько видов конкуренции:

· олигополия - монополия при которой несколько крупных фирм контролируют производство и сбыт товара в данной области

· монополистическая конкуренция - это рыночная ситуация при которой существует множество производителей сходных, но не идентичных товаров

· чистая монополия - это полная противоположность чистой конкуренции, при которой действует один продавец товара обладающий полным контролем над его количеством, доступ на рынок для возможных конкурентов закрыт

· монопсония - тип рыночной структуры при которой имеется лишь один покупатель определенного товара

В условиях монополистической формы хозяйствования конкуренция носит достаточно сложный характер. Современная монополия обладает довольно точной информацией о потребителях и потенциальных конкурентах; с помощью рекламы крупные монополии оказывают влияние на формирование спроса; монополии, используя политические и финансовые рычаги, оказывают воздействие на конкурентов или заказчика в лице государственных учреждений.

Скачать архив с текстом документа