Сущность и функции финансов в современной экономике
СОДЕРЖАНИЕ: ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ ..3 ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И РОЛЬ ФИНАНСОВ В ЭКОНОМИКЕ … 6 1.1. История возникновения и развития финансов … ..6ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И РОЛЬ ФИНАНСОВ В ЭКОНОМИКЕ ……………....6
1.1. История возникновения и развития финансов ………………………..........6
1.2. Социально-экономическая сущность финансов ………………………….11
ГЛАВА 2. ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ И ИХ РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕЕНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ ………………………………………………………………….14
2.1. Распределительная функция финансов ………………………………........14
2.2. Контрольная функция финансов …………………………………………...17
2.3. Финансы в общественном воспроизводстве …………………………........21
ГЛАВА 3. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА И ЕЕ ПРОБЛЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН ………………………………...23
3.1.Финансовая система и ее звенья …………………………………………..23
3.2.Проблемы финансовой системы Российской Федерации………………..28
3.3.Проблемы финансовой системы Республики Казахстан ………………...30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………….35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………………38
ВВЕДЕНИЕ
Наука о финансах является одной из важных и сложных наук. Финансы играют исключительно важную роль в жизни общества, независимо от общественного строя.
Экономическая структура любого общества не может функционировать без нормально организованного потока денежных средств между государством и производственными структурами, государством и различными слоями населения, между регионами и отдельными государствами. Такие денежные потоки отражают процессы реальной жизни общества, устанавливая связи и отношения между гражданами и юридическими учреждениями. Через финансовый механизм государство (правительство) реализует все свои функции по управлению, ограничению, контролю и аудиту за функционирующими производственными и финансовыми структурами. В ходе выполнения этих функций финансы используются в качестве индикатора роста национальной экономики, роста благосостояния, а также как инструмент устранения негативных моментов в экономическом росте. Они стимулируют снижение издержек производства и их конкурентоспособность на мировом рынке, формируют структуру производства, межотраслевые и территориальные пропорции.
Следовательно, финансы - это система отношений по поводу распределения и использования фондов денежных средств или финансовых ресурсов через особые фонды и учреждений.
Становление финансовых отношений происходит одновременно с развитием товарно-денежных отношений в целях обслуживания потребностей государства в организации экономической и культурной жизни, содержании аппарата управления, армии, здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения и т. д.
Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значение зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях. Однако не всякие денежные отношения выражают финансовые отношения.
Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям.
Деньги - это особый вид универсального товара, используемого в качестве всеобщего эквивалента, посредством которого выражается стоимость всех других товаров.
Сегодня как никогда специалисты должны хорошо знать природу финансов и разбираться в особенностях формирования, распределения и использования ресурсов в государстве. В связи с этим раскрытию сущности финансов, их экономической роли в условиях перехода к рыночным отношениям уделяется все большее внимание.
Объектом исследования являются финансы государства.
Предметом исследования в данной курсовой работе является определенная система экономических отношений, связанных с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств (государства, предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов) в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.
Целью данной курсовой работы является исследование сущности и функций финансов в современной экономике.
Исходя из указанной цели курсовой работы ее основными задачами являются:
- раскрыть социально-экономическую сущность финансов;
- рассмотреть функции финансов;
- разобрать финансовую систему и ее звенья;
- выявить проблемы финансовой системы в Республике Казахстан.
При постановке и решения исследуемых проблем использованы законодательные и нормативные акты, труды казахстанских и российских экономистов, занимающихся вопросами финансов; материалы, содержащиеся в научных публикациях, авторских исследованиях, посвященных проблемам формирования и использования финансов.
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И РОЛЬ ФИНАНСОВ В ЭКОНОМИКЕ
1.1. История возникновения и развития финансов
Этимология термина финансы имеет глубокие исторические корни. Многие исследователи связывают происхождение этого термина с латынским глаголом Finis, означающим уплачивать обусловленную сумму денег. Как производное от этого глагола в XIII—XIV веках в итальянском языке возник и закрепился термин finansia, в дословном переводе также означающий денежный платеж. В такой узкой трактовке этот термин постепенно получил международное распространение для характеристики системы денежных отношений между населением и государством. В более широкой системной экономической трактовке термин финансы (фр. — finance) в научный оборот ввел французский ученый Ж. Боден в своей известной работе Шесть книг о республике (1577 г.), с которой по общепризнанному мнению связывается зарождение теории финансов, т.е. финансовой науки. [11, С.34]
Формирование и развитие финансов как системы экономических отношений носит еще более глубокий исторический характер. Возникновение финансов как особой формы экономических отношений связывается с появлением государства. Финансовые отношения на первоначальном этапе становления финансов были направлены на обеспечение формирования государственных доходов в форме различных денежных и натуральных сборов. Эта система финансовых отношений рассматривается уже древнегреческими мыслителями Ксенофонтом (430—355 гг. до н.э.) в работе О доходах Афинской республики и Аристотелем (382-322 гг. до н.э.) в работе Государственное устройство Афин, индийским ученым Вашнагупта (321—297 гг. д. н.э.) в работе Наука о политике и др. [11, С.37]
С разложением феодализма и постепенным развитием в его недрах капиталистического способа производства все большее значение стали приобретать денежные доходы и расходы государства, а доля натуральных сборов и повинностей резко сократилась.
На ранних стадиях развития государства не существовало разграничения между ресурсами государства и ресурсами его главы: монархи распоряжались средствами страны как своей собственностью. Лишь с выделением государственной казны и полным отделение ее от собственности монарха (16 17 века) возникают понятия:
- государственные финансы;
- государственный бюджет;
- государственный кредит. [9, С.534]
Государственные финансы послужили мощным рычагом первоначального накопления капитала, происходившего в 16 - 18 века. Из колониальных стран в метрополии притекали огромные богатства, которые в любой момент могли быть использованы в качестве капитала. Государственные займы и налоги широко использовались в производственных целях для создания первых капиталистических предприятий. Важная роль в создании первоначальных капиталов принадлежала системе протекционизма, которая позволяла первым капиталистам устанавливать на производимые изделия высокие цены, получать высокую прибыль, в значительной части направляемые на расширение производства.
В условиях капитализма, когда товарно-денежные отношения приобретают всеобхватывающий характер, финансы выражают экономические отношения в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода.
Основные средства капиталистических государств стали концентрироваться в государственном бюджете.
Для государственных финансов капиталистических стран характерен быстрый рост расходов, что обусловлено, прежде всего усилением милитаризации экономики. В конце 19 века почти во всех капиталистических странах затраты государства на военные цели составляли свыше 0,7 всех государственных расходов. Крупные средства направлялись также на содержание государственного аппарата - парламента, министров, ведомств, полиции, тюрем и т. д. Затраты на просвещение, здравоохранение были крайне невелики. Основным источником доходов государства были налоги.
ХХ век характеризуется мощным развитием производительных сил, образованием монополистических объединений, слиянием государства с монополиями, расширением функции капиталистических государств. Государство не только обеспечило обороноспособность страны, охрану частной собственности на средства производства, свободу предпринимательства и правопорядок, но и участвует в процессе производства, распределения и использования общественного продукта. [7, С.400]
Значительное значение получили расходы по вмешательству государства в экономику: возросли государственные капитальные вложения в электроэнергетику, угольную, газовую и другие отрасли промышленности, на поддержку сельского хозяйства - одной из самых опекаемых отраслей экономики.
Расходы по регулированию процесса капиталистического воспроизводства во многих странах достигли 20 % и более общей суммы расходов государственного бюджета.
Появились новые расходы на охрану окружающей среды, преодоление экономической отсталости отдельных регионов, оказание кредитов развивающимся странам.
Огромные расходы вызвали необходимость увеличения налогов - главного финансового метода мобилизации ресурсов в государственный и местный бюджеты. Налоги - важнейшее орудие перераспределения национального дохода.
После Второй Мировой войны резко расширилась сфера финансовых отношений. Значительное развитие получили:
- местные (региональные) финансы;
- внебюджетные специальные правительственные фонды;
- финансы государственных предприятий.
Гигантское развитие в 20 веке производительных сил, особенно во второй его половине, НТП, расширение функций государства, демократизация общественной жизни в странах с развитой рыночной экономикой обусловили существенные изменения в сфере государственных финансов - значительная часть мобилизованных правительством средств стала перераспределяться в пользу широких слоев населения. Прежде всего, это крупная доля средств, направляемых на социальные цели. В связи с требованиями НТР особенно возросли расходы на образование. Получили значительное развитие внебюджетные социальные фонды.
Однако рост социальных расходов не означает, что перераспределительные процессы осуществляются только в интересах трудящихся масс. В ведущих капиталистических странах до сих пор сохраняются крупные военные расходы, затраты по выплате процентов и погашению государственного долга, при которых получателями средств выступают монополии, входящие в военно-промышленный комплекс, страховые компании, банковские монополии, акционерные общества и др.
1.2. Социально-экономическая сущность финансов
Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием государственных фондов денежных средств для выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства. [12, С.17]
В настоящее время финансы являются инструментом мобилизации средств всех секторов экономики для проведения государственной внутренней и внешней политики. Это единый комплекс финансовых операций органов государственного управления, с помощью которого они аккумулируют денежные ресурсы и осуществляют денежные расходы.
Средства, мобилизуемые через государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды, используются для расходов на общегосударственные нужды, которые не могут быть удовлетворены за счет частного предпринимательства. Перераспределение ресурсов между секторами экономики, социальными группами и территориями является важным рычагом структурной перестройки экономики, реализации целевых программ. Масштабы перераспределения средств во многом зависят от уровня развития и состояния экономики и степени участия государства в экономической жизни, финансировании социальных расходов, стимулировании сбережений и накоплений и т. д. в диапазоне от всеохватывающей планово-распределительной системы до чисто рыночной, свободной экономики.[3, С.298] Однако и первое, и второе являются крайностями. Свободного рынка практически не существует. Экономика государств является, как правило, смешанной, где взаимодействуют государственный и частный секторы. Основная проблема заключается не в том, должно ли государство вмешиваться в экономику, а в масштабах этого вмешательства и его характере.
При рассмотрении государственных финансов необходимо иметь в виду, что функция сектора государственного управления отлична от функций других секторов экономики и заключается в оказании нерыночных услуг населению, обществу в целом и перераспределении доходов и собственности.[3, С.299]
Государственный бюджет страны, являясь одним из важнейших звеньев финансовой системы, представляет собой основной финансовый план образования и использования общегосударственного фонда денежных ресурсов. Он занимает ведущее место среди финансовых рычагов в системе управления страной. Значение бюджета, прежде всего, состоит в сосредоточении у государства части доходов общества.
Бюджет, концентрируя финансовые ресурсы на нужных участках инаправлениях, позволяет осуществлять государственное регулирование экономики и обеспечивать про ведение необходимой социальной политики. Он призван обеспечивать не только создание общегосударственного фонда, но и эффективное его использование в соответствии с основными направлениями бюджетной и налоговой политики. Бюджет является формой образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Сосредоточение государственных ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства.[7, С.401]
Изобретение кредита вслед за деньгами является гениальным открытием человечества. Благодаря кредиту сократилось время на удовлетворение хозяйственных и личных потребностей. Предприятие-заемщик за счет дополнительного привлечения ресурсов получило возможность их преумножить, расширить хозяйство, ускорить движение производственных целей. Граждане, воспользовавшись кредитом, получают возможность направить полученные дополнительные ресурсы для расширения своего дела либо приблизить достижения своих потребительских целей, скорее получить в свое распоряжение такие вещи, предметы, ценности, которыми, не будь кредита, они могли бы владеть лишь в будущем.
Кредит во многом является условием и предпосылкой развития современной экономики, неотъемлемым элементом экономического роста. Его используют как крупные предприятия и объединения, так и малые производственные, сельскохозяйственные и торговые предприятия. Им пользуются как государства и правительства, так и отдельные граждане.
Современная кредитная система - это совокупность различных кредитно-финансовых институтов. Через кредитную систему реализуются сущность и функции кредита. Кредитные системы развивающихся стран в целом развиты слабо. В большинстве этих стран существует двухъярусная система, представленная национальным банком и системой коммерческих банков.
Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значение зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях. Однако не всякие денежные отношения выражают финансовые отношения. Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым ими функциям. Деньги - это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы - экономический инструмент распределения и перераспределения внутреннего валового продукта (полностью) и национального дохода, орудие контроля за образованием фондов денежных средств.[12, C.18]
Главное их значение в том, чтобы путем образования денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов.[5, C.14]
Финансы выражают денежные отношения, возникающие между: предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг; предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных денежных средств и их распределении; государством и предприятиями при уплате ими налогов в бюджетную систему и финансировании расходов; государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей; предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов и т. д.[12, C.19]
Главным материальным источником денежных фондов выступает национальный доход страны - вновь созданная стоимость или стоимость ВВП за вычетом потребленных в процессе производства орудий и средств производства. Объем национального дохода определяет возможности удовлетворение общегосударственных потребностей и расширения общественного производства. Именно с учетом размеров национального дохода и его отдельных частей - фонда потребления и фонда накопления - опираются пропорции развития экономики и ее структура.
Без участия финансов национальный доход не может быть распределен. Финансы - неотъемлемое связующее звено между созданием и использованием национального дохода. Финансы воздействуют на производство, распределение и потребление и носят объективный характер. Они выражают определенную сферу производственных отношений, отражают уровень развития производительных сил в отдельных странах и возможности их воздействия на макроэкономические процессы в хозяйственной жизни.[12, C.19]
Состояние экономики страны определяет состояние финансов. В условиях постоянного экономического роста, увеличения ВВП и национального дохода финансы характеризуются своей устойчивостью и стабильностью: они стимулируют дальнейшее развитие производства и повышение качества жизни граждан страны.
В условиях экономического кризиса, спада производства, роста безработицы, состояние финансов резко ухудшается, что выражается в крупных бюджетных дефицитах, финансируемых за счет внутренних и внешних государственных займов, эмиссии денег, а также в увеличении государственного долга и расходов по нему. Все это влечет за собой развитие инфляции, нарушение хозяйственных связей, увеличение взаимных неплатежей, увеличение бартерных сделок, невозможность своевременного финансирования государственных расходов, снижение жизненного уровня широких слоев населения. Поэтому первостепенная роль в экономических и социальных отношениях принадлежит состоянию реальной сферы производства.
По своему материальному содержанию финансы - это целевые фонды денежных средств, в совокупности представляющие финансовые ресурсы страны.
Главное условие роста финансовых ресурсов - увеличение национального дохода страны. Финансы и финансовые ресурсы - не тождественные понятия. Финансовые ресурсы сами по себе не определяют сущности финансов, не раскрывают их внутреннего содержания и общественного назначения. Финансовая наука изучает не ресурсы как таковые, а общественные отношения, возникающие на основе образования, распределения и использования ресурсов; она исследует закономерности развития финансовых отношений.
ГЛАВА 2. ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ И ИХ РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕННОМ ПРОИЗВОДСТВЕ
2.1. Распределительная функция финансов
Под функциями финансов понимается проявление присущих им свойств (назначение, деятельность, обязанность, исполнение, роль), т. е. их роли, которую они выполняют в системе экономических отношений. Функции финансов конкретизируют их сущность, раскрывают ее содержание.
Для финансов как экономической категории характерны две функции: распределительная и контрольная. [5, С.17]
Распределительная функция финансов связана с распределением и перераспределением совокупного общественного дохода. Данную функцию следует понимать не в том смысле, что финансы лишь опосредствуют распределение созданного продукта. Следует сказать так: распределение натурально-вещественного состава продукта совершается посредством распределения фондов денежных средств.[14, С.545]
Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на две группы:
1) оплата труда работников, занятых в сфере материального производства;
2) доходы предприятий сферы материального производства.
Однако первичные доходы еще не образуют общественных денежных фондов, достаточных для развития приоритетных отраслей экономики, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материальных и культурных потребностей граждан. [12, С.21]
В дальнейшем объективно возникает потребность в перераспределении национального дохода, которая вызывается:
- наличием непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (государственное управление, образование, здравоохранение, социальное обеспечение), но без которой производство не может быть эффективным;
- необходимостью обеспечения социального развития;
- важностью создания благоприятных условий для предпринимательства, что требует предоставление дотаций, субсидий. [5, С.19]
В результате перераспределения образуются вторичные, или производственные, доходы. К ним относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги (подоходный налог с физических лиц и д.р.). Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.
Перераспределение национального дохода происходит в интересах структурной перестройки экономики, развития приоритетных отраслей экономики (сельского хозяйства, транспорта, энергии, авиастроения), в пользу наименее обеспеченных слоев населения (пенсионеров, студентов, одиноких и многодетных матерей).
Таким образом, перераспределение национального дохода происходит между отраслями экономики, отдельными регионами страны, формами собственности и социальными группами граждан. [12, С.22]
Конечная цель распределения и пепераспрелеления национального дохода и валового внутреннего продукта (ВВП), совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производственных сил, укрепление государства, достижении высокого качества жизни широких слоев населения.
Финансы выполняют свою распределительную функцию также в процессе формирования и распределения доходов предприятий.
При реализации продукции у предприятий образуется выручка и соответственно доход. Одна часть этого дохода поступает в государственный бюджет, централизованные фонды социального страхования, а другая – остается в распоряжении предприятий на образование фондов оплаты труда, экономического стимулирования и финансирования затрат по расширению и развитию производства.
Посредством распределительной функции финансов предприятия образуют фонды денежных средств за счет выручки от реализации товаров, готовой продукции и выполненных работ, направляют их на возмещение затрат (оплату товаров, материальные затраты, выплату заработной платы) и образование чистого дохода (прибыли). Определенная доля чистого дохода вносится в доход бюджета.[5, С.20]
2.2. Контрольная функция финансов
Финансы выполняют также контрольную функцию.
Будучи инструментом формирования и использования денежных доходов и фондов, они объективно отражают ход распределительного процесса. Контрольная функция проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.
В условиях перехода на рыночные отношения финансовый контроль направлен на обеспечение динамичного развития общественного и частного производства, ускорение НТП, всемерное улучшение качества работы во всех звеньях народного хозяйства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы и нацелен на повышение экономического стимулирования, на рациональное и бережное расходование материальных, трудовых и финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводственных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства.
Одна из важнейших задач финансового контроля - проверка точного
соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.[12, С.22]
Контрольная функция финансов осуществляется двояко: во-первых, через контроль рублем, во-вторых, через контроль, осуществляемый финансовыми органами. Контроль рублем ведется за производственными и внепроизводственными затратами, соответствием этих затрат доходам, формированием и использованием основных фондов и оборотных средств. Он действует на всех стадиях кругооборота средств, при финансировании и кредитовании, проведении безналичных расчетов, во взаимоотношениях с бюджетом и другими звеньями финансовой системы. С помощью контроля рублем воздействуют на процесс реализации продукции, выполнение договоров поставок, рентабельность, прибыль, фондоотдачу, оборачиваемость оборотных средств. [5,С.21]
Таким образом, контроль рублем стимулирует рост доходов, рациональное и бережливое расходование средств и материальных ценностей, побуждает предприятия устранять недостатки, улучшать хозяйственную деятельность, повышать ее эффективность, принимать меры против бесхозяйственности и расточительства. Особенность контроля рублем заключается в том, что он воздействует непрерывно в процессе поступления и расходования средств и не связан со специальными проверками и обследованиями.
Объектом контрольной функции финансов являются финансовые показатели деятельности предприятий, организаций, учреждений. Повышение эффективности финансового контроля во многом зависит от постановки дела на предприятии главными бухгалтерами, работниками финансовых отделов, достоверности финансовой информации, соблюдения финансовой дисциплины, правильности ведения бухгалтерского учета и отчетности. Только при таких условиях результаты финансового контроля позволяют проанализировать и объективно оценить положение дел и принять решения, направленные на корректировку хода воспроизводственного процесса.
Контроль финансовыми органами и ведомственными службами осуществляется путем проверки законности расходования денежных средств, полноты уплаты налогов.[5, С.21]
В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают общегосударственный, ведомственный, внутрихозяйственный, общественный и независимый (аудиторский) финансовый контроль.
Общегосударственный (вневедомственный) финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления (Президент и Правительство, Федеральное Собрание, Министерство финансов. Министерство по налогам и сборам и др.). Контролю подлежат объекты независимо от их ведомственной подчиненности. Общегосударственный финансовый контроль также проводят законодательные органы власти, финансовые, налоговые, кредитные учреждения, госкомитеты, министерства и ведомства, отделы местных органов власти. Важнейшей функцией законодательных органов является контроль за состоянием финансов, расходованием государственных средств.
Ведомственный финансовый контроль осуществляют контрольно-ревизионные отделы министерств и ведомств. Они проверяют финансово-хозяйственную деятельность подведомственных предприятий и учреждений.
Внутрихозяйственный финансовый контроль проводят финансовые службы предприятий, учреждений (бухгалтерии, финансовые отделы). В их функции входит проверка производственной и финансовой деятельности предприятия и его структурных подразделений.
Общественный финансовый контроль осуществляют неправительственные организации. Объект контроля зависит от стоящих перед ними задач.
Независимый финансовый контроль осуществляют аудиторские фирмы и службы. Объектом контроля является деятельность всех экономических субъектов. К необходимости создания независимого финансового контроля - аудита - привело развитие рыночных отношений и создание акционерных форм собственности. Аудит представляет собой независимую экспертизу и анализ финансовой отчетности хозяйствующего субъекта с целью определения ее достоверности, полноты и реальности, соответствия действующему законодательству и требованиям, предъявляемым к составлению финансовой отчетности. Аудиторство — это принципиально новая форма контроля за финансово-хозяйственной и коммерческой деятельностью предприятий и организаций в нашей стране.[13, С.15]
В Обществе ведение финансовой отчетности и проведение аудита строятся на следующих принципах:
- полнота и достоверность;
- непредвзятость и независимость;
- профессионализм и компетентность.
Годовая финансовая отчетность Общества сопровождается подробными примечаниями, позволяющими читателю такой отчетности правильно интерпретировать данные о финансовых результатах деятельности Общества. Финансовая информация дополняется комментариями и аналитическими оценками руководства Общества, а также заключением аудитора. [1, C.30]
Помимо распределительной и контрольной функций, финансы выполняют также регулирующую функцию. Эта функция связана с вмешательством государства через финансы в процесс воспроизводства. В целях регулирования экономики и социальных отношений используются финансовое и бюджетное планирование, государственное регулирование рынка ценных бумаг.
Функции финансов реализуются через финансовый механизм, представляющий собой часть хозяйственного механизма. Финансовый механизм включает совокупность организационных форм финансовых отношений в народном хозяйстве, порядок формирования и использования, централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовое законодательством. В условиях углубления рыночных реформ применяется качественно новый финансовый механизм. Это касается взаимоотношений предприятий и населения с бюджетной системой, внебюджетными фондами, органами имущественного и личного страхования и т. д.[12, С.23]
2.3. Финансы в общественном воспроизводстве
Какова роль финансов в общественном воспроизводстве, или экономическом процессе, который, как известно, включает четыре стадии: производство, обмен, распределение и потребление? В воспроизводстве, как едином экономическом процессе, действуют различные экономические субъекты (экономические единицы):
1) домашние хозяйства;
2) хозяйствующие субъекты (фирмы);
3)государство.
Все они потребляют множество экономических (материальных и денежных) ресурсов, получают доходы и несут определенные расходы, т.е. имеют определенные бюджетные ограничения.
Расширенное воспроизводство включает непрерывное возобновление и расширение производственных фондов, рост ВВП и его главной части национального дохода, воспроизводство рабочей силы и производственных отношений. Оно осуществляется с использованием экономических рычагов, товарно-денежных, финансовых и кредитных отношений. Важная роль в воспроизводстве всех составных частей ВВП принадлежит государственным финансам и финансам предприятий.
Государство воздействует на воспроизводственный процесс через финансирование предприятий и отдельных отраслей хозяйства, расходов на социальные цели и налоговую политику.
Следует отметить, что в условиях административно-командной системы эффективность использования государственных средств на финансирование народного хозяйства была низкой.
В условиях углубления рыночных реформ происходит перестройка всей системы финансовых отношений в народном хозяйстве. Государственные финансы и бюджетная система должны обеспечить структурную перестройку экономики, ускорение НТП, повышение эффективности производства, рост жизненного уровня населения.
За счет централизованных фондов обеспечиваются потребности расширенного воспроизводства на макроуровне; осуществляется межотраслевое и территориальное перераспределение ресурсов для выравнивания уровня экономического и социального развития отдельных регионов.
Особенно велика роль финансов в расширенном воспроизводстве предприятий различных форм собственности, поскольку при их непосредственном участии создается ВВП и происходит его распределение внутри предприятия и отраслей. [12, С.25]
Финансы выступают важным элементом воспроизводства рабочей силы, в стоимость которой, помимо оплаты труда, входят также расходы на образование, здравоохранение, социальное обеспечение. Расширение сферы социальных расходов вызываются во многом требованиями НТР. Быстрая качественная перестройка производства требует постоянного изменения профессиональной структуры рабочей силы, что влечет за собой дальнейший рост расходов на образование и переквалификацию кадров. [12, С.27]
ГЛАВА 3. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА И ЕЕ ПРОБЛЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1.Финансовая система и ее звенья
Совокупность финансовых отношений национальной экономики образуют финансовую систему государства. Она состоит из централизованных, децентрализованных финансов и финансов домохозяйств.
Централизованные финансы - это государственная бюджетная система, государственный кредит, специальные внебюджетные фонды, фонды имущественного и личного страхования.
Децентрализованные финансы – финансы фирм и предприятий различных форм собственности.
Финансы домохозяйств – это личные финансы, т.е. финансовые отношения между физическими лицами, совместно проживающими и ведущими общее хозяйство. [10, С.376]
Как отмечалось ранее, финансы выражают экономические общественные отношения. Однако эти отношения представляются по-разному, и в каждом звене финансовой системы имеют свою специфику. Каждое звено финансовой системы определенным образом влияет на процесс воспроизводства, имеет свои, присущие ему функции. Так, финансы предприятий обслуживают материальное производство. Они участвуют в создании ВВП. Через государственный бюджет мобилизируются ресурсы в основной централизованный фонд государства и происходит их перераспределение между отраслями хозяйства, экономическими регионами, отдельными социальными группами населения. Внебюджетные специальные фонды имеют строго целевое назначение. Например, пенсионные фонды мобилизируют средства на выплату пенсий гражданам, фонды имущественного страхования предназначены для возмещения ущерба, нанесенного стихийными бедствиями предприятиям или населению, а по личному страхованию - для выплат застрахованному лицу или его семье материального обеспечения при наступлении страхового случая.
Таким образом, каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом совокупность различных финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.
Другими словами, финансовая система - это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий. [8, С.54]
Ведущим звеном финансовой системы выступает государственный бюджет, который представляет собой форму образования и расходования централизованного фонда денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций государства и территориального (регионального и местного) самоуправления.
Государственный бюджет - главный инструмент перераспределения дохода. Основными доходами выступают налоги. За государственным бюджетом в странах с развитой рыночной экономикой закреплены главные налоги подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль корпораций, акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины.
Государственный бюджет - основной финансовый план страны на текущий год, имеющий силу закона. В период войн, экономических кризисов правительства опираются на средства государственного бюджета и покрывают ими возрастающие государственные расходы.
Территориальные финансы - второе звено финансовой системы. Это финансы, которые охватывают территориальные бюджеты и финансы субъектов хозяйствования, используемые для удовлетворения территориальных потребностей. Территориальные финансы обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных с социально-культурным и социально-бытовым обслуживанием населения. [8, С.56]
Таким образом, территориальные финансы - это система экономических отношений, посредством которой распределяется национальный доход; фонд денежных средств, используемых на экономическое и социальное развитие территорий. [6, С.495]
Через территориальные финансы государство активно проводит социальную политику. На основе предоставления территориальным органам власти средств для их бюджетов осуществляется финансирование муниципального народного образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется. За счет средств территориальных бюджетов финансируются не только общеобразовательные школы, но и высшие и средние специальные учебные заведения, крупные объекты здравоохранения, мероприятия по внутренней безопасности, охране окружающей среды и т. д.
С помощью территориальных финансов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии отдельных регионов страны.
В последние десятилетия во многих государствах наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов от централизованных уровней государственной власти к территориальным. Поэтому роль территориальных финансов усиливается, а сфера их применения расширяется.
Государственный кредит является неотъемлемой частью финансовой системы. Как уже отмечалось, кредит - это предоставление денег в долг на гарантированных условиях возвратности, платности и срочности. Кредит является особой формой движения фондов денежных средств – ссудного капитала. Ссудный капитал - это денежные средства, отданные в ссуду за определенный процент на условии возвратности.
В условиях рыночной экономики кредит выполняет следующие функции: аккумуляция временно свободных денежных средств, перераспределение денежных средств на условиях их последующего возврата, создание кредитных орудий обращения (банкнот и казначейских билетов) и кредитных операций, регулирование объема совокупного денежного оборота.
По сроку возврата кредит подразделяется на долгосрочный и краткосрочный. Долгосрочный кредит предоставляется на срок более одного года и обслуживает движение основных фондов, главным образом их расширенное воспроизводство и капитальное строительство. Краткосрочный кредит в основном предоставляется на срок до одного года включительно и обслуживает кругооборот оборотных средств.
На рынке кредит выступает в следующих формах: коммерческий, банковский, потребительский, ипотечный, межбанковский, межхозяйственный, государственный, международный.
Внебюджетные специальные фонды являются важным звеном финансовой системы. Они представляют собой совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении центральных или региональных (местных) органов власти и имеющих целевое назначение. Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода государством в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует часть доходов населения для финансирования своих мероприятий.[6, С. 497]
Последним звеном в финансовой системе выступают государственные предприятия.
Финансы предприятий представляют собой совокупность экономических
отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов.
Денежный оборот, будучи обособленным полностью или частично, составляет основу финансов предприятий. Реальный денежный оборот - это экономический процесс, вызывающий движение стоимости и сопровождающийся потоком денежных платежей и расчетов.
Объектом реального денежного оборота выступают финансовые ресурсы собственные источники финансирования расширенного воспроизводства, остающиеся в распоряжении предприятия после выполнения текущих обязательств по платежам и расчетам.
Финансы предприятий являются формой финансирования и кредитования предпринимательской деятельности. Их функционирование направлено на достижение общих целей эффективного развития предприятий.
Финансы предприятий функционируют в рамках финансовой системы государства. Они являются ее основой. Поэтому все изменения в финансах предприятий связаны с изменениями в финансовой системе государства. Как экономическая категория финансы зависят от преобразований во взаимоотношениях между звеньями финансовой системы. Это относится, прежде всего к взаимосвязям между финансами микроуровня и финансами макроуровня.
Финансы микроуровня являются объектом регулирования со стороны государственных и муниципальных органов власти и управления.
Финансы макроуровня, представленные, прежде всего государственным бюджетом, опираются на финансовый потенциал предприятий. Финансы способствуют достижению общих целей экономического развития, поэтому требуется их оптимальная организация. Способ организации устанавливает качественную определенность финансов предприятий. Распределение и использование финансовых ресурсов предприятий осуществляются в рамках интегрированной системы управления финансовыми потоками.
Финансы предприятий опираются на информационные потоки. Принятие решений основано на совокупности информации. Анализ поступающей информации важен как в момент принятия решений, так и в процессе контроля за ходом его выполнения. Эта информация содержится в бухгалтерской и статистической отчетности, договорах и соглашениях, коммерческих и расчетных документах и т. д.
Финансы предприятий имеют четкую целевую ориентацию, которая накладывает отпечаток на все аспекты деятельности, включая организационный коммерческий, инвестиционный, договорный и другие. Финансы предприятий затрагивают определенные социально-политические интересы отдельных слоев общества. Однако во всех своих аспектах они ориентированы на поощрение предпринимательской активности.
Финансы предприятий как экономическая категория проявляются в выполняемых ими функциях: планирования, организации, стимулирования, контроля.
3.2.Проблемы финансовой системы Российской Федерации
Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношении: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, фондовый рынок и финансы предприятии различных форм собственности.
В частности, необходимо решение следующих ключевых проблем в области бюджетных отношений:
- устранить неясности в Бюджетном кодексе;
- предложить Правительству в Концепции управления государственным долгом ввести утверждение законом о бюджете источников погашения дефицита (включив в них Стабилизационный фонд);
-создать реальный бюджетного механизма, позволяющего воплотить разработанные принципы на практике;
- разработать и принять нормативные акты по разграничению полномочий и функций между органами власти разного уровня, распределение расходов между звеньями бюджетной системы и видами бюджетов в соответствии с полномочиями и функциями органов власти разного уровня и другие.
Необходимо принять следующие меры в решении проблем:
- развитие и совершенствование правовой базы, а также выработкой предложений по принятию тех законодательных норм, которые бы способствовали более эффективному и стабильному функционированию финансового рынка, и, в частности, рынка госдолга;
- развитие инфраструктуры фондового рынка, с появлением новых, более разнообразных и инвестиционно привлекательных инструментов, а также созданием системы хеджирования рисков;
-повышение степени надежности государственных долговых обязательств, гарантий своевременных выплат и приемлемого уровня доходности;
- выстраивание такой долговой политики, которая бы отражала не только текущее состояние в экономике, но и соответствовала долгосрочным задачам социально-экономического развития, отвечала интересам граждан и предприятий нашей страны.
Проблемы страхового сектора экономики и пути решения:
Пути решения проблем.
Сегодня можно порекомендовать использование опыта иностранных страховых компаний, адаптируя его к отечественному рынку. Это касается и вопросов создания научно-методического и раздельного подхода к налогообложению страховых операций, создание системы налоговых льгот в сфере страхования.
Сейчас в России не хватает твердой валюты, поэтому нужно установить курс на укрепление рубля и обеспечить его конвертируемость. Перспективным решением проблем, является создание фондов поддержки социального обеспечения (Пенсионный фонд), организации института страхователей - экспертов, брокеров, актуариев, фондов целевого финансирования проектов, создание антимонопольной нормативно-правовой базы страховой системы в России, что повлечет за собой повышение роли государственного регулирования, выраженной в качественном функционировании государственного страхового надзора, ужесточение законодательных санкций, против преступлений в области страхования и внесения отдельной статьи в Уголовный кодекс РФ.
Для развития финансовой политики России имеет также значение проведения инвестиционной политики.
В заключении можно сказать, что только при комплексном подходе к проблеме совершенствования финансовой системы России можно добиться желаемых результатов, т.е. сформировать современную социально ориентированную финансовую систему, исправно функционирующую в условиях рыночных отношений.
3.3.Проблемы финансовой системы Республики Казахстан
Финансовая система РК носит рыночный характер, обычно состоит из пяти звеньев: государственный бюджет, местные финансы, специальные фонды, финансы государственных банков, финансы государственных предприятий и корпораций.
Следует отметить проблемы, существующие в финансовой системе и финансовой политики Республики Казахстан.
Для осуществления переориентации экономики необходимы крупные финансовые вложения, поэтому важными проблемами являются изыскание источников структурных преобразований, определение соотношения между средствами государства в виде бюджетных ассигнований и собственными средствами предприятий.
Государственный бюджет является инструментом осуществления государственной политики и основным источником денежных средств для реализации намеченных программ. Формирование доходной части имеет в настоящее время немало проблем, поэтому частые корректировки налогового законодательства, усугубляющие положение предприятий, негативным образом влияют на процесс производства, а значит, на состояние госбюджета. Важным вопросом при составлении госбюджета являются направления расходования бюджетных средств, связанные с проведением финансово-бюджетной политики.
Главная проблема в финансовой сфере заключается в том, что количественный рост доходной части бюджета Казахстана и всех других важных финансовых показателей достигается за счет падения курса тенге по отношению к доллару и за счет доходов от нефтедобывающей промышленности, что может привести к глубокому экономическому спаду, так как вся финансово-экономическая система зависит от котировки данного сырья на мировом рынке.
Экономика Казахстана развивается в условиях большого притока иностранной валюты, роста объема внешнего заимствования реального и банковского секторов, а также иностранных инвестиций. Все это оказывает инфляционное давление на экономику и обменный курс тенге в сторону укрепления. Создается угроза для финансовой стабильности экономики. Расширение кредитного портфеля за счет иностранного капитала может негативно отразиться на качестве активов банков и хозяйствующих субъектов в случае замедления роста экономики и ухудшения конъюнктуры мировых рынков. [2, С.5]
Как известно, государственная комиссия по ценным бумагам была создана в Казахстане двенадцать лет назад, но сегодня вряд ли кто-нибудь вспомнит о ее деятельности. Ибо свою задачу она не выполняла,- корпоративного фондового рынка в Казахстане как не было, так и нет. Об этом, кстати, неоднократно говорил в своих выступлениях и президент страны.
Вопрос о таком рынке особенно остро встал после принятия решения о создании в Алматы Регионального финансового центра, который без полноценной, профессионально организованной фондовой биржи просто немыслим.
Цифры - впечатляющие. Особенно те, что касаются вкладов. В совокупности с выступлениями нового премьер-министра страны эти цифры говорят о следующем: казахстанская экономика и финансовая система пока не в состоянии «переварить» тот денежный поток, который вызван обвалом на страну нефтедолларов. Деньги в основном идут в строительный бизнес и аккумулируются на банковских счетах. И увеличение вкладов за год - не успех нашей финансовой системы, а констатация ее неспособности эффективно использовать деньги. [16, С.5]
Существует проблема концентрации кредитования по отраслям, так как основная доля выданных кредитов приходится на торговлю, строительство, непроизводственную сферу и индивидуальную деятельность, что может способствовать «перегреву» отдельных отраслей экономики.
Отечественный крупный бизнес не в полной мере вовлечен в процесс диверсификации экономики. Банки второго уровня не стремятся финансировать проекты обрабатывающей промышленности.
Сохраняются проблемы, связанные с недостаточно высоким уровнем качества жизни населения страны,
Казахстан станет реально конкурентоспособным только при усилении эффективности структурных изменений в экономике.
Стратегической целью деятельности Правительства в среднесрочном периоде является повышение конкурентоспособности страны на основе принципов устойчивого развития. [2, С.5]
Максимальные усилия Правительство направит на создание благоприятных институциональных и экономических условий для повышения международной конкурентоспособности Казахстана и качества жизни его граждан. Это позволит обеспечить решение стратегической задачи по вхождению Казахстана в ближайшие десять лет в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. [2, С.72]
Для достижения этой цели определены следующие приоритетные направления Программы Правительства Республики Казахстан на 2007-2009 годы.
В части повышения эффективности проведения экономической политики предстоит решить ряд задач путем реформирования системы государственного планирования, бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики, развития финансового сектора, регулирования деятельности естественных монополий, развития конкуренции и предпринимательства, а также внедрения принципов корпоративного управления.
Повышение эффективности экономической политики будет осуществляться через внедрение системы управления, ориентированной на результаты.
В области денежно-кредитной политики и развития финансового сектора основные усилия Правительства, Национального Банка и Агентства по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций будут направлены на повышение эффективности регулирования инфляционных процессов и обеспечение стабильности развития финансового сектора.
Денежно-кредитная политика сориентирована на решение таких задач, как функционирование платежных систем на высоком технологическом уровне, содействие обеспечению стабильности финансовой системы в целом.
Продолжится работа по реализации Концепции развития финансового сектора Республики Казахстан на 2007-2011 годы. При этом, Правительством будут предприняты все усилия для становления Казахстана как основного финансового центра региона, обеспечивающего эффективное перераспределение финансовых потоков в СНГ и Центральной Азии.
Дальнейшее развитие финансового сектора республики связано с повышением качества услуг и их доступностью, а также стандартов регулирования финансового сектора, формированием ликвидного фондового рынка и его составляющих, либерализацией финансового сектора в целях повышения конкуренции на рынке финансовых услуг. [2, С.12]
В ближайшие три года Правительство ставит перед собой задачу достижения следующих ключевых индикаторов выполнения Программы.
Реальный среднегодовой прирост валового внутреннего продукта Казахстана в 2007–2009 гг. составит 7,5–8%, что позволит решить стратегическую задачу по удвоению ВВП в 2008 году по отношению к 2000 году.
Численность занятых в экономике за этот период увеличится на 4% и достигнет 7,7 млн. человек.
Темпы ежегодного прироста производства промышленной продукции в среднем за 2007–2009 годы прогнозируются на уровне 7,2–8,8%. [2, С.48]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Первая проблема российской экономики – до сих пор очень высокая зависимость от экспорта природных ресурсов и отсутствие рыночной капитализации значительной массы ресурсов страны. Вторая проблема – недостаточная конкурентоспособность не сырьевых секторов экономики. Третья проблема – недостаточная развитость финансового сектора, банков. Четвертая - колоссальные региональные диспропорции развития. Пятая - неэффективное использование производственного потенциала, рост безработицы.
Финансовая сфера является опорным базисом социально-экономического развития нашего государства.
Формирование и развитие финансов как системы экономических отношений носит глубокий исторический характер. Возникновение финансов как особой формы экономических отношений связывается с появлением государства.
Основными сущностными характеристиками категории финансы в современной трактовке являются:
1. Категория финансы отражает характер определенных экономических отношений и соответственно входит в систему экономических категорий.
2. Категория финансы является объективной категорией, функционирующей в различных общественно-экономических формациях.
3. Главным содержанием категории финансов выступают распределительные и перераспределительные отношения.
4. Финансовые отношения экономических субъектов носят денежную форму.
5. Финансы как экономическая категория характеризуют отношения между экономическими партнерами, организуемые государством.
6. Категория финансы характеризует экономические отношения отдельных субъектов по поводу формирования централизованных и децентрализованных денежных фондов.
7. Категория финансы характеризует экономические отношения отдельных субъектов по поводу использования централизованных и децентрализованных денежных фондов.
8. Категория финансы характеризует экономические отношения, направленные на обеспечение условий эффективного осуществления процесса расширенного воспроизводства.
Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную.
Распределительная функция финансов связана с распределением и перераспределением совокупного общественного продукта и национального дохода. Контрольная функция проявляется в контроле за распределением совокупного общественного продукта и национального дохода по денежным фондам и их целевому расходованию.
Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству, в частности Российской Федерации осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система.
Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношении: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, фондовый рынок и финансы предприятии различных форм собственности.
Проблемы финансовой системы Российской Федерации:
1. Неясность в Бюджетном кодексе;
2. Отсутствие реального бюджетного механизма, позволяющего воплотить разработанные принципы на практике;
3. Нехватка твердой валюты;
4. Устаревшая правовая база;
5. Отсутствие такой долговой политики, которая бы отражала не только текущее состояние в экономике, но и соответствовала долгосрочным задачам социально-экономического развития, отвечала интересам граждан и предприятий нашей страны.
Финансовая система РК состоит из пяти звеньев: государственный бюджет, местные финансы, специальные фонды, финансы государственных банков, финансы государственных предприятий и корпораций.
Проблемы финансовой системы Республики Казахстан:
1. Количественный рост доходной части бюджета Казахстана и всех других важных финансовых показателей достигается за счет падения курса тенге по отношению к доллару и за счет доходов от нефтедобывающей промышленности;
2. Проблема концентрации кредитования по отраслям;
3. не способность мобилизировать значительные внутренние ресурсы в качестве инвестиций в экономику;
4. Отсутствие в стране эффективного финансового рынка;
5. Недостаточно высокий уровень качества жизни населения страны,
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Типовой кодекс корпоративного управления для акционерных обществ с государственным участием: Утвержден приказом Министра экономики и бюджетного планирования РК от 17 мая 2007 г. №86 с.33
2. Доклад о Программе Правительства РК: на 2007-2009 г. С.50
3. Архипов А.И. Экономика: Учебник. - М.: ТК Велби, издательство Проспект, 2005.-840 с.
4. Вахрин П.И. Финансовый практикум: Учебное пособие – 3-е изд.-М.: Издательский Дом»Дашков и К», 2002.-172 с.
5. Вахрин П.И., Нешитой А.С Финансы: Учебник. – М.: ИВЦ«Маркетинг», 2002.-480 с.
6. Грязнова А.Г. Экономическая теория: Учебник. – М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2003 - 580 с.
7. Добрынин А.И. Экономическая теория: Учебник – 3-е изд.- М.: изд. СПбГУЭФ, изд. «Питер», 2004 – 544 с.
8. Дробозин Л.А. Финансы: Учебник для вузов. – М.: Юнити, 2002– 527 с.
9. Журавлева Г.П. Экономическая теория.- М.: Издательский Дом «Дашков и К», 2004.- 934 с.
10. Камаев В.Д. Экономическая теория: Учебник для вузов.-М.: Гуманит, изд. Центр ВЛАДОС, 2005.- 592 с.
11. Ковалева А.М. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник..- М.:Проспект. 2007-С.348
12. Литовченко В.П. Финансы: Учебник.- М.: Издательский Дом «Дашков и К», 2007.- 588 с.
13. Самсонов Н.Ф.Финансы. Денежное обращение . Кредит -М.: Инфра. 2007-С.598
14. Шишкин А.Ф. Экономическая теория: Учебное пособие для вузов, 2-е изд..- М.: Гуманит, изд.центр ВЛАДОС, 1996.-656 с.
15. Жолмурзаева Г. Финансовые проблемы реализации социальных программ//Евразийское сообщество. -2005 г.-№3 70-73 с.
16. Козлов С. Почему в стране нет фондового рынка// Аргументы и факты Казахстан.-2007 г.-№6.- 5 с.
17. Экономический словарь /Под ред. А. И. Архипова. – ПБОЮЛ М. А. Захаров, 2001. – 624с
18. Финансово-экономический словарь/Под ред. М.Г.Назарова. М.: Финстатинформ, 1995г.
19. Современный экономический словарь. М.:Инфра. М, 1999.С. 210