Сущность и значение аудита 2
СОДЕРЖАНИЕ: Содержание раздела Глава Сущность и значение аудита 1. Понятие, цель и основные этапы аудита 2. Виды аудита 3. Услуги, сопутствующие аудиту 4. Права и обязанности аудитора и проверяемого экономического субъектаСодержание раздела I
Глава 1. Сущность и значение аудита
1. Понятие, цель и основные этапы аудита
2. Виды аудита
3. Услуги, сопутствующие аудиту
4. Права и обязанности аудитора и проверяемого экономического субъекта
5. Профессиональная этика и независимость аудиторов
Глава 2. Нормативное регулирование аудиторской деятельности
1. Законодательное регулирование аудита в РФ
2. Федеральные правила (стандарты) аудита
3. Внутренние стандарты аудиторских организаций
4. Значение международных стандартов в мировой практике аудита. Общая характеристика международных стандартов
Глава 1. Сущность и значение аудита
- Понятие, цель и основные этапы аудита
Понятие аудита
Аудиторский контроль имеет давнюю историю. Первые аудиторы появились в середине XIX в. в Европе. Так, в Англии для акционерных компаний требование аудиторской проверки предусматривалось законом с 1844 г. Первая же профессиональная аудиторская организация — Эдинбургский институт аудиторов — была создана в январе 1853 г. в Эдинбурге, Шотландия. На этом раннем этапе развития аудита еще не существовало определенных методик проведения аудита и каких-то установленных требований к аудиторскому заключению.
Позднее, в начале XIX в., и особенно после экономического кризиса 1930-х гг. аудит начал развиваться более активно, что вызвало необходимость стандартизации аудиторских приемов и формы аудиторского заключения. Первые официальные документы, касающиеся стандартизации аудита, начали публиковаться в бюллетенях исследований Американского института бухгалтеров, начиная с 1939 г. После второй мировой войны в условиях быстрого превращения аудита в неотъемлемый элемент финансового контроля общепринятые процедуры аудита были существенно дополнены. Совершенствование аудиторских правил продолжается и сейчас.
Термин «аудит» в настоящее время получил повсеместное распространение, заменяя собой ранее существовавшие в некоторых странах (Франция, Германия) понятия «ревизии» и «контроля». Аудит — это вид деятельности, заключающийся в сборе и оценке информации, касающейся функционирования экономического субъекта, осуществляемый компетентным независимым лицом, которое исходя из установленных критериев выносит заключение о качественной стороне этого функционирования. В большинстве стран лица, занимающиеся этим видом деятельности, именуются аудиторами, но в некоторых странах сохранилось их традиционное название: в Германии это — «хозяйственные контролеры», во Франции — «комиссары по счетам».
Следовательно, под аудитом понимается независимая проверка, осуществляемая аудитором, результатом которой является выражение мнения аудитора о степени достоверности финансовой отчетности проверяемой компании.
Аудит выступает как элемент рыночной инфраструктуры, необходимость существования которого определяется рядом обстоятельств. Во-первых, финансовую отчетность для принятия решений используют большое число заинтересованных пользователей (менеджеры и собственники имущества компаний, имеющиеся и потенциальные инвесторы, работники, кредиторы, поставщики и покупатели, органы власти). Во-вторых, операции компании зачастую бывают многочисленными и сложными, информацию о них пользователи не могут оценить и интерпретировать самостоятельно и нуждаются в услугах специалистов — аудиторов, профессиональных бухгалтеров. В-третьих, степень достоверности бухгалтерской отчетности не может быть самостоятельно оценена большинством заинтересованных пользователей из-за затрудненности доступа к учетной и прочей информации.
Мнение аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности может способствовать большему доверию к этой отчетности со стороны заинтересованных пользователей. Таким образом, аудит способствует снижению предпринимательского риска и может рассматривать как процесс уменьшения до приемлемого уровня информационного риска для пользователей финансовых отчетов.
Цель аудита
Основной целью аудита финансовой отчетности является выражение мнения аудиторской организации о достоверности отчетности экономического субъекта во всех существенных отношениях.
Эта цель может быть достигнута, если в ходе проверки бухгалтерской отчетности получены достаточные аудиторские доказательства, позволяющие аудитору с определенной уверенностью сделать выводы относительно соответствия бухгалтерского учета проверяемой организации требованиям нормативных актов, регулирующих порядок ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности.
Вместе с тем пользователи бухгалтерской отчетности не должны трактовать мнение аудиторской организации как полную гарантию будущей жизнеспособности экономического субъекта или эффективности деятельности его руководства, а также как гарантию отсутствия каких-либо иных (помимо изложенных в аудиторском заключении) обстоятельств, влияющих на бухгалтерскую отчетность экономического субъекта.
Принципы аудита
Деятельность аудиторских организаций основывается на нескольких основополагающих принципах:
• независимости;
• честности;
• объективности;
• профессиональной компетентности;
• добросовестности;
• конфиденциальности;
• профессионального поведения.
Независимость — принцип аудита, заключающийся в обязательности отсутствия у аудитора при формировании его мнения финансовой, имущественной, родственной или какой-либо иной заинтересованности в делах проверяемого экономического субъекта, а также какой-либо зависимости от третьих лиц. Требования к аудитору в части обеспечения независимости и критерии того, что аудитор не является зависимым, регламентируются нормативными документами по аудиторской деятельности, а также этическими кодексами аудиторов. Независимость аудитора должна обеспечиваться как по формальным признакам, так и с точки зрения фактических обстоятельств.
Честность — принцип аудита, заключающийся в обязательной приверженности аудитора профессиональному долгу, а также следовании общим нормам морали.
Объективность — принцип аудита, заключающийся в обязательности применения аудитором непредвзятого, беспристрастного и самостоятельного, не обусловленного каким-либо влиянием, подхода к рассмотрению любых профессиональных вопросов и формированию суждений, выводов, и заключений.
Профессиональная компетентность — принцип аудита, заключающийся в том, что аудитор должен владеть необходимым объемом знаний и навыков, позволяющим ему обеспечивать квалифицированное, качественное, отвечающее современным требованиям оказание профессиональных услуг. Аудиторской организации для обеспечения квалифицированного проведения аудита надлежит привлекать подготовленных, профессионально компетентных специалистов и осуществлять контроль за качеством их работы.
Аудиторская организация не должна оказывать услуги, выходящие за рамки профессиональной компетентности и пределы ее полномочий в соответствии с имеющимися лицензиями на осуществление аудиторской деятельности.
Добросовестность — принцип аудита, заключающийся в обязательности оказания аудитором профессиональных услуг с должной тщательностью, внимательностью, оперативностью и надлежащим использованием своих способностей. Принцип добросовестности подразумевает усердное и ответственное отношение аудитора к своей работе, но не должен трактоваться как гарантия безошибочности в аудиторской деятельности.
Конфиденциальность — принцип аудита, заключающийся в том, что аудиторы и аудиторские организации обязаны обеспечивать сохранность документов, получаемых или составляемых ими в ходе аудита, и не вправе передавать эти документы или их копии (как полностью, так и частично) каким бы то ни было третьим лицам либо устно разглашать содержащиеся в них сведения без согласия собственника (руководителя) экономического субъекта, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. Принцип конфиденциальности должен соблюдаться неукоснительно, невзирая на то, что по представлениям аудитора разглашение или распространение информации об экономическом субъекте не наносит ему материального или иного ущерба. Соблюдение принципа конфиденциальности обязательно вне зависимости от продолжения или прекращения отношений с клиентом и без ограничения по времени.
Аудиторская организация не вправе использовать для своей выгоды или в интересах третьих лиц конфиденциальную информацию о делах клиентов, ставшую ей известной при выполнении профессиональных задач.
Профессиональное поведение — принцип аудита, заключающийся в соблюдении приоритета общественных интересов, а также и в том, что аудитор должен поддерживать высокую репутацию профессии и воздерживаться от совершения поступков, несовместимых с оказанием аудиторских услуг и способных подорвать уважение и доверие к аудиторской профессии, нанести ущерб ее общественному имиджу. Аудиторская организация обязана осуществлять профессиональную деятельность, связанную с проведением аудита, предусматривающего подготовку по его результатам официального аудиторского заключения, в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.
Аудиторская организация обязана на всех этапах проведения проверки исходить из позиции профессионального скептицизма, принимая во внимание вероятность того, что получаемые аудиторские доказательства и (или) информация об экономическом субъекте могут быть неверными.
Объем и этапы аудиторской проверки
Объем аудиторской проверки определяется на основе профессионального суждения аудитора о характере и масштабе работ, проведение которых необходимо для достижения целей аудита, и диктуется обстоятельствами проверки: требованиями нормативных документов, положениями договора аудиторской организации с экономическим субъектом и конкретными особенностями проверки с учетом полученных знаний о деятельности экономического субъекта.
Аудиторская организация должна и вправе самостоятельно принимать решения о видах, количестве и глубине проведения аудиторских процедур, затратах времени, количестве и составе специалистов, требующихся для осуществления полноценной аудиторской проверки и подготовки обоснованного аудиторского заключения.
К основным этапам аудита относятся:
• планирование аудита;
• получение аудиторских доказательств;
• использование работы других лиц и контакты с руководством экономического субъекта, третьими сторонами;
• документирование аудита;
• обобщение выводов, формирование и выражение мнения о бухгалтерской отчетности экономического субъекта.
Цель планирования состоит в том, чтобы организовать эффективную и экономически оправданную проверку. На этапе планирования необходимо определить стратегию и тактику аудита, сроки его проведения, разработать общий план и программу аудита. Аудиторская проверка должна быть спланирована на основе достигнутого аудиторской организацией понимания деятельности экономического субъекта.
Достаточное количество качественных аудиторских доказательств должно быть получено в ходе аудита, как правило, из нескольких источников и разными методами, которые могут служить основой для формирования мнения аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.
Для достижения целей аудита может быть использована работа других лиц: ассистентов аудитора, привлеченных экспертов, внутренних аудиторов, других аудиторских организаций. При этом аудиторской организации следует рассмотреть результаты выполненной ими работы в контексте проведенных аудиторами процедур. Привлечение других лиц к аудиторской проверке не снимает с аудиторской организации ответственности за выражаемое мнение о бухгалтерской отчетности экономического субъекта и не уменьшает этой ответственности.
Основные аспекты проведенной работы и сделанные выводы должны документироваться. Рабочая документация аудита должна быть достаточно полной и убедительной, чтобы служить подтверждением правильности того или иного мнения аудиторской организации о бухгалтерской отчетности экономического субъекта.
На этапе подготовки заключения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта аудиторская организация обязана обобщить и оценить выводы, сделанные на основе полученных данных. Аудиторское заключение должно содержать четко выраженное мнение о степени достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта. Безоговорочно положительное аудиторское заключение свидетельствует о том, что аудиторская организация считает бухгалтерскую отчетность экономического субъекта достоверной во всех существенных отношениях. Если составляется мнение с оговоркой или отрицательное аудиторское заключение либо оформляется отказ от выражения мнения, о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта, то должны быть указаны обстоятельства, которые привели к тому или иному решению.
Факторы, ограничивающие эффективность аудита
Имеется ряд факторов, неизбежно ограничивающих эффективность аудита, что влияет на уверенность аудиторской организации в надежности выражаемого мнения о достоверности бухгалтерской отчетности:
• ограниченность осведомленности аудиторской организации о деятельности проверяемого экономического субъекта рамками исследований;
• присутствие в аудиторской работе неизбежного элемента субъективности в процессе принятия аудитором решений на основе своих профессиональных суждений;
• применение в ходе аудита выборочного подхода;
• использование аудитором аудиторских доказательств, которые по своему характеру являются сочетанием фактов и мнений;
• подверженность систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля присущим им изъянам, отсутствие непреодолимых препятствий для мошеннического сговора с целью искажения информации;
• наличие неопределенности, связанной с интерпретацией и оценкой некоторых событий хозяйственной жизни.
Вышеуказанные факторы ограничивают предоставление аудиторской организацией гарантий в том, что не существуют какие-либо не обнаруженные в ходе аудита обстоятельства, оказывающие влияние на финансовую отчетность.
2. Виды аудита
Аудиторская деятельность достаточно разнообразна. Аудит претерпевал изменения как в процессе своего исторического развития, так и расширяя области своего применения.
Исторически выделяют следующие этапы развития аудита (которые можно рассматривать и как виды аудита):
• подтверждающий аудит. Он заключается в проверке и подтверждении достоверности бухгалтерских документов;
• системно ориентированный аудит. Проверка ориентирована на анализ системы внутреннего контроля предприятия. Если система внутреннего контроля работает эффективно, то объем проверки может быть значительно уменьшен;
• аудит, основанный на риске. Аудиторская экспертиза концентрируется в тех областях, где аудиторский риск выше, при этом сокращается время проверки участков с низкими рисками. Большое значение приобретает определение уровня существенности в аудите и расчет аудиторской выборки.
Внешний и внутренний аудит
Внешний аудит осуществляется независимой аудиторской организацией (аудитором) на договорной основе с экономическим субъектом с целью подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности, а также оказания консультационных услуг руководству. Внутренний аудит — это неотъемлемая часть управленческого контроля предприятия. Под внутренним аудитом понимается система контроля за соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования различных звеньев управления, организованная самим экономическим субъектом, действующая в интересах его руководства и (или) собственников и регламентированная внутренними документами. Работа внутреннего аудита имеет для руководства и (или) собственников экономического субъекта информационное и консультационное значение; она призвана содействовать оптимизации деятельности экономического субъекта и выполнению обязанностей его руководства.
Как правило, функции внутреннего аудита включают проверку систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, разработку рекомендаций по улучшению этих систем, проверку бухгалтерской и оперативной информации, соблюдения законов и других нормативных актов, проверку деятельности различных звеньев управления, оценку эффективности механизма внутреннего контроля, проверку наличия, состояния и обеспечения сохранности имущества предприятия, специальные расследования отдельных случаев, например, подозрений в злоупотреблениях, разработку предложений по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления. В табл. 1.1. представлены основные отличия внутреннего и внешнего аудита.
Таблица 1.1. Характеристика особенностей внутреннего и внешнего аудита | |||
Факторы | Внутренний аудит | Внешний аудит | |
Объект | Внутренние информационные системы предприятия | Система учета и финансовой отчетности предприятия | |
Цель | Определяется руководством | Определяется законодательством | |
Задачи | Определяются руководством | Определяются в договоре между аудитором и клиентом | |
Средства | Выбираются самостоятельно | Определяются общепринятыми стандартами | |
Вид деятельности | Исполнительская деятельность | Предпринимательская деятельность | |
Характер взаимоотношений | Подчиненность руководству (вертикальные связи) | Равноправное партнерство (горизонтальные связи) | |
Субъекты | Главным образом сотрудники предприятия | Независимые специалисты, имеющие аттестат и лицензию | |
Квалификация субъектов | Определяется решением руководства | Регламентируется государством | |
Оплата аудиторских услуг |
Устанавливается решением руководства | Определяется в договоре между аудитором и клиентом | |
Ответственность субъектов | Перед руководством за выполнение должностных обязанностей | Перед клиентом и третьими лицами в размере, установленном законодательством | |
Методы | С большей степенью точности и детализации | Разнообразные — с меньшей и большей степенью точности и детализации | |
Отчетность | Весь отчет представляется руководству | Итоговая часть заключения является публикуемой, аналитическая часть (отчет) представляется руководству | |
Периодичность | Процесс осуществляется непрерывно | Как правило, один раз в год |
Инициативный и обязательный аудит
Аудит экономического субъекта может быть инициативным или обязательным. Инициативный (добровольный) аудит обычно проводится по решению руководства предприятия или его собственников. Его
целью является выявление недостатков в ведении бухгалтерского учета, составлении отчетности, налогообложении, проведение анализа финансового состояния предприятия, разработка рекомендаций по повышению эффективности деятельности. Обязательный аудит регламентируется государством. В Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» от 7 августа 2001 г. приведен перечень критериев, по которым организации подлежат обязательной аудиторской проверке (табл. 1.2). Согласно закону обязательный аудит проводится только аудиторскими организациями, что позволяет повысить качество его проведения. Кроме того, в соответствии с нормами закона при проведении обязательного аудита в организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации составляет не менее 25%, заключение договоров оказания аудиторских услуг должно осуществляться по итогам проведения открытого конкурса. Порядок проведения таких конкурсов утверждается Правительством Российской Федерации.
Первоначальный и согласованный аудит
Различают также первоначальный аудит и согласованный (продолжающийся) аудит. Первоначальный аудит проводится аудитором впервые для данного проверяемого субъекта, что существенно увеличивает риск и трудоемкость проверки, так как у аудиторов нет информации об особенностях деятельности клиента, уровне внутреннего контроля и т.п.
Согласованный аудит осуществляется повторно. При этом планирование и проведение аудита основано на знании специфики деятельности клиента и организации бухгалтерского учета на предприятии. Зачастую аудиторская фирма оказывает и консультационные услуги проверяемому предприятию, что также позволяет снизить риск аудита и повысить его надежность, не увеличивая объем аудиторской выборки.
Классификация аудита по видам проверяемых субъектов
С точки зрения проверяемых экономических субъектов аудит можно подразделить на следующие виды:
• общий аудит (аудит предприятий и организаций, независимо от организационно-правовых форм и видов собственности, учреждений);
• банковский аудит (аудит банков и других кредитных организаций);
• аудит страховых организаций;
• аудит бирж;
• аудит внебюджетных фондов;
• аудит инвестиционных фондов.
В последнее время появились такие виды аудита, как налоговый аудит, экологический аудит и др:
Таблица 1.2. Критерии обязательного аудита | |
Критерии | Экономические субъекты |
Организационно - правовая форма экономического субъекта | Открытое акционерное общество |
Вид деятельности экономических субъектов | Кредитные организации. Страховые организации и общества взаимного страхования. Товарные и фондовые биржи. Инвестиционные фонды. Государственные внебюджетные фонды, источником образования средств которых являются предусмотренные законодательством РФ обязательные отчисления, производимые физическими и юридическими лицами. Фонды, источниками образования средств которых являются добровольные отчисления физических и юридических лиц. Экономические субъекты, обязательный аудит в отношении которых предусмотрен федеральным законодательством |
Финансовые показатели деятельности экономического субъекта | Объем выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает 500 тыс. МРОТ или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года 200 тыс. МРОТ |
Организационно - правовая форма экономического субъекта и финансовые показатели субъекта | Государственные унитарные предприятия, муниципальные унитарные предприятия, если финансовые показатели их деятельности соответствуют приведенным выше критериям. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта РФ финансовые показатели могут быть понижены |
- Услуги, сопутствующие аудиту
Понятие сопутствующих аудиту услуг
В Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» приведен перечень сопутствующих аудиту услуг, которым уточнен перечень данных в действующем российском стандарте аудиторской деятельности «Характеристика сопутствующих аудиту услуг и требования, предъявляемые к ним». Законом предусмотрено, что аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг.
Под сопутствующими аудиту услугами понимается оказание аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами следующих услуг:
• постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование;
• налоговое консультирование;
• анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;
• управленческое консультирование, в том числе связанное с реструктуризацией организаций;
• правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам;
• автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;
• оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков;
• разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;
• проведение маркетинговых исследований;
• проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в области, связанной с аудиторской -деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;
• обучение в установленном законодательством Российской Федерации порядке специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью;
• оказание других услуг, связанных с аудиторской деятельностью. Оказание сопутствующих аудиту услуг требует от исполнителей соблюдения в установленных случаях независимости, а также профессиональной компетентности в областях аудита, бухгалтерского учета, налогообложения, хозяйственного права, экономического анализа и других разделов экономики.
Классификация сопутствующих аудиту услуг
Сопутствующие аудиту услуги можно классифицировать следующим образом:
• услуги, совместимые с проведением у предприятия обязательного аудита;
• услуги, несовместимые с проведением обязательной аудиторской проверки.
К услугам, несовместимым с проведением у экономического субъекта обязательного аудита, относятся услуги по ведению бухгалтерского учета, восстановлению бухгалтерского учета, составлению налоговых деклараций, составлению бухгалтерской отчетности. Все другие услуги, сопутствующие аудиту; являются совместимыми с проведением у предприятия аудиторской проверки
Сопутствующие аудиту услуги подразделяются на:
• услуги действия;
• услуги контроля;
• информационные услуги.
К услугам действия относятся услуги по созданию документов, ранее экономическим субъектом не созданных, состав которых установлен в договоре с экономическим субъектом. Сопутствующие аудиту услуги действия оформляются договором, к которому прилагается задание на выполнение работ и оказание услуг. Задание должно содержать:
• перечень вопросов, ответы на которые экономический субъект желает получить от аудиторской организации;
• перечень источников данных (первичных документов), предоставляемых аудиторской организации для обработки;
• перечень документов, которые должны быть созданы аудиторской организацией в результате обработки источников данных с указанием носителя данных (например, бумажный, машинный).
К услугам контроля относятся услуги по проверке документов, контролю ведения учета и составления отчетности, начисления и уплаты налогов и иных обязательных платежей, тестирование бухгалтерского персонала предприятия.
К информационным услугам относятся услуги по подготовке устных и письменных консультаций по различным вопросам, проведение обучения, семинаров, информационное обслуживание.
Для выполнения сопутствующих аудиту работ и оказания услуг аудиторская организация должна иметь:
• лицензии на те виды деятельности (по выполнению работ и услуг), которые по законодательству подлежат лицензированию;
• материально-технические и методические возможности для качественного выполнения работ и оказания услуг.
Результатом оказания сопутствующих аудиту услуг являются документально оформленные результаты (например, расчеты, консультации и т.п.) и документы (первичные документы, регистры учета, отчетность, справки и т.д.).
Аудиторская организация может оформить дополнительную письменную информацию руководству и (или) собственнику экономического субъекта по результатам оказания сопутствующих аудиту услуг.
4. Права и обязанности аудитора и проверяемого экономического субъекта
Права и обязанности аудиторов, проверяемых организаций и лиц, заключивших договор на проверку, определены законом «Об аудиторской деятельности» и российским стандартом аудиторской деятельности «Права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов».
Права и обязанности аудиторов
При проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы имеют право:
• самостоятельно определять формы и методы проведения аудита;
• проверять в полном объеме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а также фактическое наличие любого имущества, учтенного в этой документации;
• получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения в устной и письменной формах по возникшим в ходе аудиторской проверки вопросам;
• отказаться от проведения аудиторской проверки или от выражения своего мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности в аудиторском заключении в случаях, во-первых, непредставления аудируемым лицом всей необходимой документации и, во-вторых, выявления в ходе аудиторской проверки обстоятельств, оказывающих либо могущих оказать существенное влияние на мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о степени достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица;
• осуществлять иные права, вытекающие из существа правоотношений, определенные договором оказания аудиторских услуг и не противоречащие законодательству Российской Федерации.
К обязанностям аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов относятся следующие:
• осуществлять аудиторскую проверку в соответствии с законодательством Российской Федерации;
• предоставлять по требованию аудируемого лица необходимую информацию о требованиях законодательства Российской Федерации, касающихся проведения аудиторской проверки, а также о нормативных актах Российской Федерации, на которых основываются замечания и выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора;
• в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, передать аудиторское заключение аудируемому лицу и (или) лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг;
• обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых в ходе аудиторской проверки, не разглашать их содержание без согласия аудируемого лица и (или) лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
• исполнять иные обязанности, вытекающие из существа правоотношений, определенные договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации.
Права и обязанности проверяемого субъекта
При проведении аудиторской проверки аудируемое лицо и (или) лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, вправе:
• получать от аудиторской организации или индивидуального аудитора информацию о законодательных и нормативных актах Российской Федерации, на которых основываются выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора;
• получить от аудиторской организации или индивидуального аудитора аудиторское заключение в срок, определенный договором оказания аудиторских услуг;
• осуществлять иные права, вытекающие из существа правоотношений, определенные договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации.
Обязанности проверяемого лица и (или) лица, заключившее договор оказания аудиторских услуг, включают следующие:
• заключать договоры на проведение обязательного аудита с аудиторскими организациями в сроки, установленные законодательством Российской Федерации;
• создавать аудиторской организации (индивидуальному аудитору) условия для своевременного и полного проведения аудиторской проверки, осуществлять содействие аудиторским организациям (индивидуальным аудиторам) в своевременном и полном проведении аудиторской проверки, предоставлять им информацию и документацию, необходимую для осуществления аудита, давать по устному или письменному запросу аудиторов или аудиторских организаций исчерпывающие разъяснения и подтверждения в устной и письменной формах, а также запрашивать необходимые для проведения аудиторской проверки сведения у третьих лиц;
• не предпринимать каких бы то ни было действий в целях ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудиторской проверки;
• оперативно устранять выявленные аудиторами в ходе аудиторской проверки нарушения правил ведения бухгалтерского учета и составления финансовой (бухгалтерской) отчетности;
• своевременно оплачивать услуги аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) в соответствии с договором на проведение аудита, в том числе в случаях, когда выводы аудиторского заключения не согласуются с позицией работников аудируемой организации, а также в случае неполного выполнения аудиторами работы по не зависящим от них причинам.
- Профессиональная этика и независимость аудиторов
Нормы профессиональной этики аудиторов
Осуществляя проверку достоверности бухгалтерской отчетности, аудитор должен соблюдать нормы профессиональной этики. В России разработан и одобрен Аудиторской палатой Кодекс профессиональной этики аудиторов РФ.
Нормы профессионального поведения, определяемые этим Кодексом, основаны на международных этических нормах, разработанных Международной федерацией бухгалтеров (IFA).
Этика профессионального поведения аудиторов определяет нравственные, моральные ценности, которые утверждает в своей среде аудиторское сообщество, готовое защищать их от всех возможных нарушений и посягательств.
В Кодексе содержатся определенные требования, выдвигаемые к действиям и личности аудитора. К ним относятся, в частности, необходимость соблюдения приоритета общественных интересов над личными, объективность и внимательность аудитора, его независимость, компетентность, необходимость соблюдения конфиденциальности. Кодексом также регламентированы вопросы налогового консультирования клиента, платы за профессиональные услуги, отношений между аудиторами и отношений сотрудников с аудиторской фирмой, распространение рекламы и некоторые другие.
При проведении аудита общественные интересы должны преобладать над интересами отдельных лиц: внешний аудитор обязан действовать в интересах всех пользователей бухгалтерской отчетности, а не только заказчика аудиторских услуг (клиента).
Защищая интересы клиента в налоговых, судебных и иных органах власти, а также в его взаимоотношениях с иными юридическими и физическими лицами, аудитор должен быть убежден, что защищаемые интересы возникли на законных и справедливых основаниях. Как только аудитору станет известно, что защищаемые интересы клиента возникли в нарушение закона либо справедливости, он обязан отказаться от их защиты.
В Кодексе подчеркивается важность наличия у аудитора таких качеств, как объективность и внимательность. Только достаточный объем информации может служит объективной основой для выводов, рекомендаций и заключений аудитора. Оказывая любые профессиональные услуги, аудиторы обязаны объективно рассматривать все возникающие ситуации и реальные факты, не допускать, чтобы личная предвзятость, предрассудки либо давление со стороны могли сказаться на объективности их суждений и заключений. Аудитору следует избегать взаимоотношений с лицами, которые могли бы повлиять на объективность его суждений и выводов. При выполнении профессиональных услуг аудиторы должны внимательно и серьезно относиться к своим обязанностям, соблюдать утвержденные аудиторские стандарты, адекватно планировать и контролировать работу, проверять подчиненных специалистов.
Аудитор обязан воздерживаться от оказания профессиональных услуг, выходящих за пределы его профессиональной компетенции, а также не соответствующих его квалификационному аттестату. Аудиторская фирма может привлечь компетентных специалистов для помощи аудитору в решении поставленных конкретных задач. Аудитор обязан постоянно обновлять свои профессиональные знания в области бухгалтерского учета, налогообложения, финансовой деятельности и гражданского права, организации и методов аудита, законодательства, российских и международных норм и стандартов бухгалтерского учета и аудиторской деятельности.
Большое значение Кодексом придается соблюдению конфиденциальности информации клиентов. Аудитор обязан сохранять в тайне конфиденциальную информацию о делах клиентов, полученную при оказании профессиональных услуг, без ограничения во времени и независимо от продолжения или прекращения непосредственных отношений с ними. Он не должен использовать конфиденциальную информацию клиента для своей выгоды или для выгоды любой третьей стороны, а также в ущерб интересам клиента.
Особую важность имеют вопросы оказания профессиональных услуг в области налогообложения. При оказании профессиональных услуг по налогообложению аудитор руководствуется интересами клиента. При этом он обязан соблюдать налоговое законодательство и не должен способствовать фальсификациям с целью уклонения клиента от уплаты налогов и обмана налоговой службы. Рекомендации и советы в области налогообложения аудитор обязан представлять клиенту только
в письменной форме. При этом он не должен обнадеживать клиента, что его рекомендации исключают любые проблемы с налоговыми органами, а также должен предупредить его, что ответственность за составление и содержание налоговых деклараций и иной налоговой отчетности лежит на самом клиенте.
Плата за профессиональные услуги аудитора отвечает нормам профессиональной этики, если она выплачивается в зависимости от объема и качества предоставляемых услуг. Она может зависеть от сложности оказываемых услуг, квалификации, опыта, профессионального авторитета и степени ответственности аудитора. Аудитор обязан заранее оговорить с клиентом и письменно закрепить условия и порядок платы за свои профессиональные услуги. Сомнения в соблюдении профессиональной этики вызывает ситуация, когда плата одного клиента составляет всю или большую часть годовой выручки аудитора за оказанные профессиональные услуги.
Отношения между аудиторами должны основываться на принципе доброжелательности. Аудиторам следует избегать необоснованной критики и иных сознательных действий, причиняющих ущерб коллегам по профессии. Аудитор должен воздерживаться от нелояльных действий в отношении коллег при замене клиентом аудитора, содействовать вновь назначенному аудитору в получении информации о клиенте и о причинах замены аудитора. Вновь приглашенный аудитор, если такое приглашение сделано не по результатам конкурса, проведенного клиентом, прежде чем согласиться на предложение, обязан запросить прежнего аудитора и убедиться, что не существует профессиональных причин для отказа от него. Аудитор имеет право в интересах своего клиента и с его согласия приглашать для оказания профессиональных услуг других аудиторов и иных специалистов. Отношения с другими аудиторами (специалистами), привлекаемыми дополнительно, должны быть деловыми и корректными. Аудиторы (специалисты), дополнительно привлекаемые к оказанию услуг, обязаны воздерживаться от обсуждения с представителями клиента деловых и профессиональных качеств основных аудиторов, проявлять максимальную лояльность к пригласившим их коллегам.
В Кодексе рассматриваются и взаимоотношения между сотрудниками аудиторской фирмы и фирмой. Аудиторы обязаны проявлять лояльность по отношению к фирме, всей своей деятельностью способствовать укреплению авторитета и дальнейшему развитию фирмы, поддерживать деловые, доброжелательные отношения с руководителями и иными сотрудниками фирмы, руководителями и персоналом клиентов. Взаимоотношения сотрудников и аудиторской фирмы должны основываться на взаимной ответственности за выполнение профессиональных обязанностей, преданности и непредубежденности, постоянном совершенствовании организации аудиторских услуг, их профессионального содержания. Аттестованный аудитор, часто меняющий аудиторские фирмы либо внезапно покидающий ее и тем самым наносящий фирме определенный ущерб, нарушает профессиональную этику Специалисты, перешедшие в другую аудиторскую фирму, обязаны воздерживаться от осуждения или восхваления своих прежних руководителей и коллег, от обсуждения с кем бы то ни было организации и методов работы в прежней фирме. Руководители (сотрудники) аудиторской фирмы воздерживаются от обсуждения с третьими лицами профессиональных и личных качеств своих бывших сотрудников и коллег, за исключением случаев, когда эти бывшие сотрудники нанесли своими действиями существенный ущерб профессии и законным интересам фирмы.
Публичная информация об аудиторах и реклама аудиторских услуг могут быть представлены в средствах массовой информации, специальных изданиях аудиторов, в адресных и телефонных справочниках, в публичных выступлениях и иных публикациях аудиторов, руководителей и сотрудников аудиторских фирм. Какие-либо ограничения в отношении места и частоты обнародования рекламы, размера и оформления рекламного объявления не предусмотрены.
Однако не допускаются как противоречащие профессиональной этике аудиторов реклама и публикации, содержащие прямое указание или намек, вселяющий необоснованные ожидания (уверенность) клиентов в благоприятности результатов профессиональных аудиторских услуг; безосновательные самовосхваления и сравнения с другими аудиторами; рекомендации, подтверждения клиентов и иных третьих лиц, восхваляющие аудитора и профессиональные достоинства предоставляемых им услуг.
Аудитор не должен одновременно с основной профессиональной практикой заниматься деятельностью, которая влияет или может повлиять на его объективность и независимость, на соблюдение приоритета общественных интересов либо на репутацию профессии в целом и потому несовместима с оказанием профессиональных аудиторских услуг.
Принцип независимости аудитора
Вопросы независимости аудитора рассматриваются как по формальным, так и по фактическим обстоятельствам. Аудиторы обязаны отказываться от оказания профессиональных услуг, если имеются обоснованные сомнения в их независимости от организации клиента и ее должностных лиц во всех отношениях. Следует подчеркнуть, что условия независимости аудитора определены в законе «Об аудиторской деятельности». В Кодексе профессиональной этики перечислены основные обстоятельства, наносящие ущерб независимости аудитора. Для физических лиц к этим обстоятельствам относятся предстоящие или ведущиеся судебные дела с организацией клиента, прямое и косвенное финансовое участие аудитора в делах организации клиента в любой форме, родственные и личные дружеские отношения с высшим управляющим персоналом организации клиента, чрезмерная гостеприимность клиента и т.п. Независимость аудиторской фирмы, в частности, вызывает сомнения в случае, если она участвует в финансово-промышленной или банковской группе и оказывает профессиональные аудиторские услуги организациям, входящим в эту финансово-промышленную либо банковскую группу. Согласно закону «Об аудиторской деятельности» аудит не может осуществляться:
• аудиторами, являющимися учредителями (участниками) аудируемых лиц, их руководителями, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;
• аудиторами, состоящими с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов);
• аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых являются учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;
• аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых состоят в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;
• аудиторскими организациями в отношении аудируемых лиц, являющихся их учредителями (участниками), в отношении аудируемых лиц, для которых эти аудиторские организации являются учредителями (участниками), в отношении дочерних организаций, филиалов и представительств указанных аудируемых лиц, а также в отношении организаций, имеющих общих с этой аудиторской организацией учредителей (участников);
• аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, оказывавшими в течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению аудиторской проверки, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также по составлению финансовой (бухгалтерской) отчетности физическим и юридическим лицам, — в отношении этих лиц.
Принцип независимости аудитора дополняется сформулированным в законе «Об аудиторской деятельности» положением о том, что порядок выплаты и размер денежного вознаграждения аудиторам за проведение аудита (в том числе обязательного) и оказание сопутствующих услуг определяются договорами оказания аудиторских услуг и не могут быть поставлены в зависимость от выполнения каких бы то ни было требований аудируемых лиц о содержании выводов, которые могут быть сделаны в результате аудита.
Выводы
1. Под аудитом понимается независимая проверка, осуществляемая аудитором, результатом которой является выражение мнения аудитора о степени достоверности бухгалтерской отчетности проверяемой компании. Аудит может рассматривать как процесс уменьшения до приемлемого уровня информационного риска для пользователей финансовых отчетов.
2. Основной целью аудита финансовой отчетности является выражение мнения аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта во всех существенных отношениях.
3. К основным этапам аудита относятся планирование аудита, получение аудиторских доказательств, использование работы других лиц и контакты с руководством экономического субъекта, третьими сторонами, документирование аудита, обобщение выводов, формирование и выражение мнения о бухгалтерской отчетности экономического субъекта.
4. Различают следующие виды аудита: подтверждающий, системно ориентированный аудит и аудит, основанный на риске; внешний и внутренний аудит; обязательный и добровольный (инициативный) аудит; первоначальный и согласованный (продолжающийся) аудит; общий аудит, банковский аудит, аудит страховых организаций, аудит бирж, аудит внебюджетных фондов и аудит инвестиционных фондов.
5. Под сопутствующими аудиту услугами понимается оказание аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами таких услуг, как постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой отчетности, бухгалтерское и налоговое консультирование, финансовый анализ, управленческое и правовое консультирование, оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов, обучение специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью и др.
6. К услугам, не совместимым с проведением у экономического субъекта обязательного аудита, относятся услуги по ведению бухгалтерского учета, восстановлению бухгалтерского учета, составлению налоговых деклараций, составлению бухгалтерской отчетности. Все другие услуги, сопутствующие аудиту, являются совместимыми с проведением на предприятии аудиторской проверки.
7. Этика профессионального поведения аудиторов определяет нравственные, моральные ценности, которые утверждает в своей среде аудиторское сообщество, готовое защищать их от всех возможных нарушений и посягательств. К требованиям, предъявляемым к личности аудитора Кодексом профессиональной этики аудиторов РФ, относятся необходимость соблюдения приоритета общественных интересов над личными, объективность и внимательность аудитора, его независимость, компетентность, необходимость соблюдения конфиденциальности.