Сущность права

СОДЕРЖАНИЕ: Происхождение права. Право возникает в истории общества одновременно с государством в силу тех же причин и условии, которыми объясняется происхождение государства. Безусловно, у разных народов воз­никновение права связано с особенностями, однако имеются и общие закономерности.

Происхождение права.

Право возникает в истории общества одновременно с государством в силу тех же причин и условии, которыми объясняется происхождение государства. Безусловно, у разных народов воз­никновение права связано с особенностями, однако имеются и общие закономерности.

Существует несколько теории происхождения права. Рассмотрим основные из них.

Естественно- правовая теория сформировалась в период буржуазных революции XVII- XVIII вв. и была направлена против феодальных представлений о пра­ве и государстве. Представителями школы естественного права являются Г.Гроции, Ж.-Ж.Руссо, Д.Локк, А.Н. Радищев.

Основные положения: наряду с правом, созданным государством существует высшее естественное право, свойственное человеку от природы; естественное право служит критерием оценки права, созданного государством. Все, что противоречит праву естественному, не должно считаться правом; основу права со­ставляют такие нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство; основными идеями есте­ственного права провозглашались право частной собственности, право на жизнь, личную свободу, стремле­ние к счастью, равенство.

Историческая школа права сложилась в XVIII—XIX вв. Представители: Г.Гуго, Савиньи, Г.Пухта. Ос­новные ее положения: действующее в государстве право не сводится к праву, создаваемому нормотворческими государственными органами; право — историческое явление, которое возникает в результате самостоя­тельного развития так же, как, например, язык; акты законодательной власти дополняют действующее право, производны от права обычного; эволюция права совершается вместе с развитием общества; основными пра­вовыми нормами являются правовые обычаи.

Психологическая теория права наибольшее развитие получила на рубеже XIX—XX вв. Представите­ли: Л.И.Петражицкий, А.Росс, Рейснер и др. Основные ее положения: сущность права рассматривается через психику, правосознание человека; первичными в праве являются психическое правовое переживание, право­вые эмоции; правовое переживание носит императивно-атрибутивный характер, императивность означает обязанность совершать определенные действия, атрибутивность — правомочие на какие-то действия; при­знается позитивное право, т.е. установленное государством.

Марксистская теория права сформировалась в XIX—XX вв. Ее представители: К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин. Основные положения теории: право возникло в результате деления общества на классы; право представляет собой возведенную в закон волю господствующего класса; социальное назначение права состо­ит в защите интересов господствующих классов; право взаимосвязано с государством, создается и гаранти­руется государственным принуждением; сущность права обусловлена материальными условиями жизни об­щества.

Экономическая и социальная жизнь любого человеческого общества нуждается в упорядоченности поведения ее членов.

В первобытном обществе поведение людей определялось обычаями, которые формировались в про­цессе общения людей друг с другом, отражали нравственные устои и принципы. С усложнением социальной структуры общества, появлением разнообразных и противоположных интересов обычаи уже не могли обес­печить единообразное поведение, удовлетворить интересы разных социальных групп. Возникла потребность в новом социальном регуляторе, который бы имел общеобязательную силу. Таким социальным регулятором явилось право, создаваемое государством.

Право было необходимо для установления и поддержания единого для всего населения общественно­го порядка, единых отношений собственности, развития всех сфер общественной жизни.

Основные отличия права от правил поведения первобытного общества заключаются в следующем:

а) право создается государством, обычаи первобытного общества формируются в процессе их многократно­го применения, в ходе общественной практики; б) право выражает государственную волю, обычай первобыт­ного общества - волю всех членов родовой общины; в) право гарантируется государственным принуждени­ем, обычай - общественным осуждением; г) право приобретает официально-документальную форму, запи­сывается, обычай имеет устный характер.

Вывод

Сущность и содержание права обусловлены материальными условиями жизни общества, уровнем его социального, политического, духовного и культурного развития, историческими и национальными традици­ями. Право закрепляет в нормах сложившиеся общественные отношения, обеспечивая тем самым их ста­бильность и устойчивость. Круг общественных отношений, регулируемых правом, не остается неизменным. В процессе развития общества он может расширяться или сужаться, когда отдельные отношения включаются в сферу правового регулирования, либо исключаются из неё. Примером расширения сферы действия права являются отношения в области экологии. Пренебрежительное и варварское отношение человека к природе вызвали необходимость её правовой защиты, принятия ряда правовых актов, регламентирующих вопросы рационального использования и защиты окружающей среды.

С развитием общества и государства изменяются не только пределы воздействия права на обществен­ные отношения, но и его содержание. Так, право в период существования СССР предусматривало такое осно­вание прекращения гражданства как лишение гражданства. Лишение гражданства означало утрату челове­ком советского гражданства без его согласия по инициативе государственного органа. Сегодня по Россий­скому праву никто не может быть лишен своего гражданства.

Понятие и социальное назначение права.

Право - это совокупность социальных норм, установленных и охраняемых государством, выражаю­щих его волю и направленных на регулирование общественных отношений.

Основные признаки права:

а) право создается государством;

б) имеет общеобязательный характер;

в) устанавливает права и обязанности субъектов;

г) имеет волевой характер;

д) находит выражение в право­вых документах;

е) гарантируется государственным принуждением.

Социальное назначение права состоит в обеспечении функционирования общества как единого целого. Право способствует гармонизации и сочетанию интересов различных социальных групп и отдельных лиц. Ценность права состоит в том, что оно выражает идеи добра, правды, справедливости и свободы, обще­человеческие идеалы. Социальная ценность права заключается также в том, что право является выразителем свободы личности в экономике, политике, в области социально-культурных отношений. Право обеспечивает гармоничное сочетание интересов личности с интересами общества и государства, их взаимной ответствен­ности. В условиях существования разнообразных этнических общностей право является силой, которая признана обеспечивать целостность государства и общества, препятствовать возникновению противоречий между социальными группами. В случае возникновения политической и экономической нестабильности, национальных и этнических столкновений, право должно выступать средством достижения мира и согласия, обеспечивать организованность и порядок в обществе.

Право является одним из ведущих средств воздействия государства на общество, выступает ведущим регулятором общественных отношений. Это регулирование состоит в воздействии права на общественные отношения путем установления общих правил поведения граждан, функционирования органов государства, деятельности предприятий, учреждений и организаций, установления прав и обязанностей субъектов, поря­док их реализации и защиты.

Вывод

Право воздействует на сознание людей, регла­ментирует их поведение в общественной, политической, личной, культурной жизни, в области научной и производственной деятельности. Одновременно оно устанавливает ответственность за нарушение правовых предписаний, невыполнение возложенных обязанностей.

Право регулирует общественные отношения во всех областях деятельности человека.

Права человека и гражданина.

Проблема прав человека, гражданина сопровождает чело­вечество с тех пор, как оно выделилось из животного мира на основе разума, культуры. Осуществление чело­веком своих прав всегда было одним из главных условий его духовного развития, материального, психиче­ского и физического благополучия. Пока не было государства и законов, права человека существовали в виде нравственных норм и принципов (разрешения, одобрения, поощрения). Такие права существуют до сих пор и играют большую роль в жизни человека (например, право на уважение, на свою точку зрения и др.). Однако с появлением государства и права многие нравственные понятия о правах человека были переведены в зако­нах в понятия юридические. В то же время, с появлением государства такие важные права как право на жизнь, безопасность, собственность, образование, труд либо ставились под охрану закона, либо игнорирова­лись государством. Это обычно зависело от формы государства (формы правления и политического режима). Идеи же прав и свобод человека намного опережали реальные условия их осуществления. Принципы равен­ства людей, достоинства человеческой личности, братства нашли свое воплощение в трудах передовых мыс­лителей XVIII, XIX, XX веков, а также в ряде мировых религий, в частности, в христианстве.

Вся философия прав человека основана на одной несомненной ценности - достоинстве человека. До­стоинство, с одной стороны, - это нравственная самооценка человеком своей связи с обществом, своего зна­чения, право на уважение со стороны других людей и всего общества, а с другой стороны, - это признание обществом социальной ценности и значимости каждой личности как частицы человеческого общества. Та­ким образом, достоинство человека является источником его прав и свобод, потому что, только обладая пра­вами и свободами, человек может самораскрыться, самореализоваться как личность, а это ведет к совершен­ствованию всего человеческого общества.

На уровне мирового сообщества проблема прав человека весьма остро встала после окончания второй мировой войны, когда во многих государствах поняли, что, если права человека, его честь и достоинство нарушаются в отдельных странах, то весь мир легко может быть вовлечен в кровавый конфликт. Вот почему страны-победители вместе с другими государствами создали Организацию Объединенных Наций, главной задачей которой является поддержание и укрепление международного мира и безопасности, развитие сотруд­ничества между государствами. В Уставе ООН сказано, что народы объединенных наций преисполнены ре­шимости вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личнос­ти, в равноправие мужчин и женщин, и в равенство прав больших и малых наций.... Начав действовать, ООН приняла ряд документов по важным вопросам жизни народов, в том числе Всеобщую декларацию прав человека (10 декабря 1948 г.).

Различают права человека и права гражданина. Права человека появляются у него с рождения, а не даруются богом или государством, поэтому их называют естественными правами человека. Права человека -неотделимы от его личности: это право на жизнь, физическую и моральную неприкосновенность, личную свободу, на безопасность, свободу совести, на свободное выражение своих мыслей, свободу убеждений, сво­боду религии, на свободный выбор профессии и рад других. Они являются основными правами всякого чело­века и закреплены в международных документах о правах человека. Эти права должны быть в числе первых и основных перечислены в Конституции любой страны.

Права человека носят всеобщий, универсальный характер и поэтому:

1. Все люди, без какой-либо дискриминации должны иметь основные права и свободы. Международные стандарты и законодательство демократических государств гарантируют равенство прав и свобод чело­века и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к обще­ственным объединениям и т.д. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам соци­альной, расовой, национальной, языковой и религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют рав­ные права и возможности для их реализации.

2. Перечень прав человека универсален. Это общие права и свободы людей, независящие от обще­ственного строя, политического режима, формы государственного устройства и формы правления, меж­дународного статуса страны, к которой человек принадлежит.

3. Везде, где бы ни находился человек постоянно или временно, он должен обладать основными есте­ственными правами и свободами, вне зависимости от того, является ли эта территория независимой, подо­печной, несамоуправляющейся или как-то иначе ограниченной в своем суверенитете.

4. Вопросы, касающиеся прав человека, основных свобод, демократии и верховенства закона, носят международный характер, поскольку соблюдение этих прав и свобод составляют одну из основ международ­ного порядка.

Как отмечено в Документе Московского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ (1991 г.), вопросы прав человека представляют непосредственный и законный интерес для всех государств -участников и не относятся к числу исключительно внутренних дел соответствующего государства.

5. Признание и соблюдение основных прав и свобод человека является основой безопасности, ста­бильности отношений, как в отдельных странах, так и во всем мире.

Права гражданина - как бы производные от прав человека. Они конкретизируются правом граждан­ства, правами гражданина конкретной страны, условиями жизни и деятельности государства. Рассматривая понятие прав, свобод и обязанностей личности, следует отметить, что в обществе существует множество разнообразных прав и обязанностей, которые устанавливаются социальными нормами. Юридические права и обязанности среди них —лишь небольшая часть социальных прав и обязанностей.

Права означают предоставленную человеку, обществом, государством возможность самому выбирать вид и меру своего поведения. Обязанность - это необходимость, предписывающая действовать или воздер­жаться от действия. Свобода человека - это отсутствие каких-либо ограничений, стеснений в чем-то (дея­тельности, поведении).

Среди прав, свобод и обязанностей выделяются те, что предусмотрены Конституцией. Они регулиру­ют наиболее важные отношения между гражданином и государством. Конституционные права, свободы и обязанности в единстве с конституционными принципами и гарантиями составляют основы правового поло­жения гражданина или конституционный статус личности в РФ.

Основные права, свободы и обязанности обладают рядом юридических свойств: они возникают не на основе общих правоотношений, а непосредственно записаны в Конституции государства и выражают от­ношения и связи гражданина и государства.

Основные права, свободы и обязанности не прекращаются и не возникают вновь. Они существуют постоянно, независимо от реализации, пока данное лицо является гражданином РФ. Гражданин не может отказаться не только от своих конституционных обязанностей, но и от своих конституционных прав и свобод. Установленные в полном объеме государством, основные права, свободы и обязанности могут изменяться только посредством издания новых правовых актов. Другим путем гражданин не может ни лишиться закреп­ленных за ним в законе прав и обязанностей, ни приобрести новые. Содержание и объем основных прав, свобод и обязанностей всех граждан одинаковы.

Основные права, свободы и обязанности осуществляются преимущественно путем появления кон­кретных правоотношений, в ходе которых возникают новые субъективные права и юридические обязанности граждан (например, вступление в гражданство РФ).

Реальность основных прав, свобод и обязанностей обеспечивается не столько индивидуальными уси­лиями отдельного гражданина, сколько государственным или общественным строем. На их охрану поставлены соответствующие нормы всех изложенных ниже отраслей права.

Условиями осуществления конституционных прав и свобод являются: а) институт гражданства, по­скольку он определяет отношения между государством и человеком (хотя и в общем виде); б) общая право­способность - т.е. способность иметь права и нести обязанности. Правоспособность означает, что граждане обладают всей полнотой социально-экономических, политических и личных прав и свобод, провозглашенных и гарантированных Конституцией и другими законами; в) для реализации отдельных прав и свобод учитываются естественные (возраст, пол, состояние здоровья и т.д.) и социальные (профессия, отрасль деятельности, служба в армии и т.д.) особенности отдельных категорий граждан.

Первостепенное значение для фактического использования прав и исполнения обязанностей имеет возраст человека. По общему правилу, граждане РФ по достижении совершеннолетия (18 лет) пользуются всеми основными правами и несут юридическую ответственность за неисполнение обязанностей. Отдельны­ми конституционными правами граждане РФ могут пользоваться и в более раннем возрасте. Так, с момента рождения граждане обладают правом личной собственности и её наследования, правом на охрану здоровья, правом на получение пенсии по случаю потери кормильца, правам на жилище, на охрану жизни. Право на образование осуществляется с 6-летнего возраста.

Для реализации других конституционных прав предусмотрен более зрелый возраст или даже преклон­ный.

Право на получение пенсии по старости закон связывает с наступлением 60-летнего возраста для муж­чин и 55 лет для женщин. Юридическая ответственность за неисполнение конституционных обязанностей также наступает в полном объеме с достижением совершеннолетия. Однако за некоторые преступления от­ветственность устанавливается законом с 14-летнего возраста, за административные правонарушения с 16 лет.

Для исполнения некоторых конституционных прав и обязанностей имеет значение положение граж­дан. Женщины, обладая равными правами с мужчинами во всех областях жизни, при осуществлении своих прав имеют определенные льготы и преимущества. Так, труд женщин не применяется на подземных и других тяжелых работах.

Состояние здоровья гражданина может быть основанием для его материального обеспечения или для освобождения от некоторых конституционных обязанностей (например, от воинской обязанности). Умали­шенные не пользуется избирательными правами, освобождаются от ответственности за неисполнение граж­данских обязанностей.

Вывод

Основные принципы правового положения личности формировались с возникновением государства и совершенствуются вместе с его развитием и прогрессом общества в целом. Отношения между властью, государством в лице его органов и личностью носят сложный многогранный характер. Государство, осуществляя политическую власть, в отношениях со своими гражданами должно уважать права человека и обеспечить приоритет общечеловеческих ценностей.

Социальное право в РФ.

Всеобщая декларация прав человека, провозглашенная Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1948 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая в ноябре 1950 г., и другие международные документы провозгласили необходимость обеспечения каждому человеку право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на свободу мысли, совести и религии, право на судебную защиту нарушенных прав и т.д.

В жизни государства и общества возможны и неблагоприятные ситуации: локальные войны, межна­циональные конфликты, экологические бедствия. Введение в таких ситуациях чрезвычайного положения на определенное время связано с установлением ограничений отдельных прав и свобод (например, право на свободное передвижение, на участие в митингах, шествиях и демонстрациях и др.). Однако ст.56 Конститу­ции РФ запрещает даже в этих случаях ограничивать права граждан на личное достоинство, свободу и лич­ную неприкосновенность, свободу экономической деятельности, право на жилище, на судебную защиту сво­их прав и свобод и др.

В Российской Федерации принцип равенства государства и личности устанавливается в гражданской, политической, экономической и социальной сфере. Ограничение прав человека допускается только на осно­вании закона и в отдельных случаях в судебном порядке. Исключается установление какой бы то ни было идеологии в качестве общегосударственной или общеобязательной. Конституционно закреплена свобода эко­номической деятельности, равноправие форм собственности. Экономические отношения между государ­ством и чело веком строятся на социальном партнерстве.

Взаимоотношения государства и личности должны пронизываться принципом социальной справедли­вости, которая формируется на базе норм нравственности и права, воплощает в себе принципы морали и права и является мерилом поведения людей и коллективов, а также основой государственной и общественной оценки действий и иных социальных явлений с точки зрения соответствия их интересам народа.

Исключительно важным принципом взаимоотношений государства и личности является взаимная от­ветственность граждан перед государством и государства перед гражданами. Долгое время в нашем общест­ве данный принцип не находил полной реализации: лишь граждане несли ответственность за свои действия перед государством, а само государство в большинстве случаев такой ответственности избегало. Теперь госу­дарство, его органы, учреждения и должностные лица ответственны перед человеком и гражданином.

Так, в ст.ст.52-53 Конституции РФ указано, что права потерпевших от преступлений и злоупотребле­ний властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенса­цию причиненного ущерба. Кроме того, каждый имеет право на возмещение государством вреда, причинен­ного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Взаимоотношения государства и личности характеризуются также принципом единства прав и обязан­ностей. Права и обязанности не существуют в отрыве друг от друга. Закрепляя, основные права граждан, государство одновременно возлагает на них выполнение ряда обязанностей. Этому же принципу подчинено само государство в его практической деятельности. Например, государство, представляя каждому граждани­ну право на благоприятную окружающую среду, берет на себя обязанность обеспечить такое состояние окру­жающей среды и возмещать ущерб, причиненный здоровью человека экологическими правонарушениями. В то же время, ст.58 Конституции РФ обязывает каждого гражданина России сохранять природу и окружаю­щую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Конституция РФ закрепляет свободу труда, раскрывая ее как право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Чело­век вправе как работать, так и не работать, не может быть и речи о привлечении к администра­тивной ответственности за так называемое тунеядство, бродяжничество ( бомжи ) и т.д. Кон­­ституционной обязанности трудиться, как в прошлые годы, теперь нет. Человек свободен как в поступлении на постоянную работу, так и в уходе с нее, в переходе на другую, более интерес­ную или выгодную для него. Свобода труда реализует через индивидуальную трудовую дея­тельность, в занятии предпринимательской деятельностью и т.д.

Свобода труда связана с запретом принудительного труда. Запрет принудительного труда, предусмотренный ст.8 Международного пакта о гражданских и политических правах. Таким трудом считается не только откровенно рабский труд, что в наше время встречается крайне редко, но и любые формы принуждения человека работать на недобровольно принятых усло­виях или под угрозой какого-либо наказания.

Вместе с тем не считается принудительным трудом выполнение обязанностей, вытекаю­щих из военной службы, в условиях чрезвычайного положения или по приговору суда. Прину­дительный труд запрещен Конвенцией Международной организации труда №29 (1930 г.),а также Кодексом законов о труде РФ ( ст.2 ).

25 сентября 1992 г. в КЗоТ была включена норма о запрете принудительного труда (ст.2), а из числа мер дисциплинарного взыскания исключено такое наказание, как перевод на ниже­оплачиваемую работу или смещение на низшую должность.

Право на труд не означает чьей-то обязанности предоставлять работу всем желающим. В рыночной экономике государство не в состоянии предписывать такую обязанность частному предпринимательству или брать ее на себя, поскольку оно уже не управляет всеми предпри­ятиями. Поступление человека на работу в основном определяется договором с работодателем. Но наемный работник вправе требовать соблюдения определенных Конституцией условий, а именно: чтобы условия труда отвечали требованиям безопасности и гигиены, а вознаграждение за труд выплачивалось без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного фе­­деральным законом минимального размера оплаты труда. Следовательно, если безопасность и гигиена не обеспечены и здоровью работника на производстве причинен вред, то работодатель несет за это материальную, а в определенных случаях и уголовную ответственность.

Соответствующие нормы предусмотрены Правилами возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным поврежде­нием здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей Конституция обязывает законодательный орган принимать законы о минимальном раз­мере оплаты труда, а работодатель выплачивать вознаграждение за труд не ниже этого размера. Тем самым предполагается, что по договору ( коллективному или индивидуальному ) размер оплаты может быть больше, что и осуществляется на практике в соответствии с рыночной це­­ной рабочей силы или по тарифным разрядам, установленным государственными органами для учреждений и предприятий, находящихся на госбюджетном финансировании. Многочис­ленные статьи КЗоТ и других актов развивают и детально регламентируют указанные консти­туционные положения. Трудовое законодательство запрещает какое бы то ни было понижение размеров оплаты труда работников в зависимости от пола, возраста, расы, национальности, от­ношения к религии, принадлежности к общественным объединениям (ст.77). Право на защиту от безработицы предполагает обязанность государства проводить эко­номическую политику, способствующую, по возможности, полной занятости, а также бес­платно помогать гражданам, не имеющим работы, в трудоустройстве. Кодекс законов о труде защищает работника от необоснованных увольнений. При отсутствии работы и возможности ее получить гражданам выплачивается пособие по безработице в размере 45-75% среднего за­работка, но не ниже минимального размера оплаты труда, предоставляется возможность бес­платного обучения новой профессии или участия в оплачиваемых общественных работах, ком­пенсируются затраты в связи с добровольным переездом в другую местность.

Право на забастовку увязывается с правом на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения. Забас­товка - это остановка работы работниками для оказания давления на работодателя с целью удовлетворения их экономических требований. Забастовка не свидетельствует о желании ра­ботников разорвать трудовой договор. А потому неправомерный запрет забастовки рассматри­вается как форма принудительного труда. В соответствии с Конституцией РФ, а также с Меж­­дународным пактом об экономических, социальных и культурных правах право на забастовку реализуется в соответствии с законом. Поэтому закон вправе запретить забастовку в ряде от­раслей хозяйства ( транспорт, общественное обслуживание и др. ). Однако этот запрет касается не всех работников отрасли, а только тех, кто может нанести вред здоро­вью других лиц, безопасности государства и т.д. Устанавливать запрет на этих основаниях мо­жет только суд.

Действующим законом запрещены также некоторые виды забастовок. Коллективный тру­довой конфликт не обязательно приводит к забастовке, прежде чем объявить ее, требуется ис­пользовать примирительные процедуры, предусмотренные законом.

Право на отдых имеет каждый человек, но для тех, кто работает по трудовому договору (т.е. лиц наемного труда ), Конституция гарантирует установление федеральным законом про­должительности рабочего времени, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска ( ежегодный отпуск предоставляется всем работникам с сохранением места работы ( должности ) и средней заработной платы продолжительностью не менее 24 рабочих дней ).

Действующий КЗоТ устанавливает максимальную продолжительность рабочего времени 40 часов в неделю. Для отдельных категорий работников с учетом условий и характера труда, возраста, состояния здоровья и иных факторов устанавливается сокращенная продолжитель­ность рабочего времени без уменьшения заработной платы. Законом установлены все преду­смотренные Конституцией виды отдыха, а коллективные договоры и соглашения часто вводят и более высокие стандарты.

Вывод

Российская Федерация, как и многие страны мира, в качестве важнейшего принципа, определяющего правовое положение личности, признает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. В ст.2 Конституции указано, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обя­занность государства. Права и свободы россиян определяют смысл, содержание и цели применения законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются право­судием.

Конституция РФ провозгласила народ России носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации. Но если власть принадлежит народу, и он выступает носителем сувере­нитета, то государство не может иметь приоритет над личностью. В его взаимоотношениях с личностью на первый план должны выступать отношения равенства и социальной справедливости между личностью и государств а основным назначением государства должно быть служение народу, обеспечение благососто­яния человека и его свободное развитие.

Право и закон.

Актуальность и важность проблемы соотношения права и закона обусловлена постоянной необходимостью соотносить право и закон в процессе правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности, ибо не все законы, создаваемые государством имеют правовое содержание, а подчас и прямо противоречат ему. Поэтому необходим четкий критерий в соответствии, с которым можно было судить о законе как правовом или неправовом, в противном случае не будет понятно, когда закон утрачивает характеристики правового и становится неправовым, или даже произволом.

Между тем в юридической науке существуют различные трактовки права (нормативная, социологическая, этическая и др.), каждая из которых имеет свои обоснования. С точки зрения проблемы соотношения права и закона прежде всего следует остановиться на двух основных, сложившихся в истории права, тенденциях правопонимания.

Первый способ формирования идеи права рассматривает его как власть, принадлежащую Богу, как внешнюю норму, которой должна подчиниться воля индивида. Божественная воля, в соответствии с этой концепцией, развивается в норму поведения, выраженную в законе, утвержденном властью, государством. Следовательно, в соответствии с этой теорией, все критерии определения права и произвола происходят от Бога, власти, государства, а индивид (гражданское общество) сохраняет по отношению к праву пассивное положение. Право в этом случае выступает как инструмент принуждения к послушанию власти и выражает лишь абсолютный государственный интерес: власть диктует законы, законы содержат право, власть карает за их неисполнение.

В современной теории права изложенная выше концепция известна под названием позитивистской концепции государства и права. Другая тенденция правопонимания возникла и развивалась на основе разработанного римлянами понятий справедливости, естественного образа мышления, правосудия, на признании взаимности правомочий сторон, которые “уравновешивают” друг друга посредством прав и обязанностей: за правом каждого стоит его интерес, который может быть удовлетворен через обязанности другой стороны. Внешняя принудительная сила в этом случае не требуется.

При таком подходе нормы права рождаются не “сверху”, а в самом гражданском обществе, в процессе совместной деятельности людей при постоянном столкновении их интересов. При этом вырабатываются правила сочетания этих правовых норм, способы взаимодействия и подавления, “зона” свободы их действия. Данные правила и есть нормы права - права как меры свободы. Одна из версий этого гегелевского определения, вскрывающего функциональную сущность права, советским юристом Н.Н.Разумовичем изложена так: “Право есть исторически обусловленная мера человеческой свободы для поддержания динамического равновесия между личным интересом и общественной необходимостью.”

В представленном тезисе на первый план выходит гарантийная сторона права как сферы беспрепятственного действия интересов людей, защиты их правомерного поведения. В целом же большинство современных исследователей сходятся на том, что в развернутом определении права должны найти отражение следующие моменты: а) естественно-исторический характер происхождения права; б) его способность служить масштабом поведения свободных и равных субъектов; в) такие свойства права как нормативность, общеобязательность, взаимозависимость заключенных в нем прав и обязанностей; г) гарантии реализации права, в том числе - посредством вмешательства со стороны государства.

Среди факторов – сторон, которые необходимо учитывать при изучении права и определении его понятия, важное значение, кроме названных, имеют и другие факторы. Их много и они весьма разнообразны. Однако вместе они создают цельную, весьма представительную, хотя порою и довольно противоречивую картину правовой жизни, помогают формулировать адекватное представление о различных сторонах жизнедеятельности права и, в первую очередь, о его понятии и содержании.

В юридической литературе, как это видно из вышесказанного, нет единого подхода к определению понятия права, а тем более однозначного о нем представления. Спектр мнений о нем и суждений, также, как и совокупность факторов, оказывающих влияние на процесс формирования о нем адекватного представления, весьма широк и разнообразен.

Если сравнить между собой определения понятия права и подходы к его изучению, характерные для советского периода с определениями понятия права и подходами к его познанию в постсоветский период то нетрудно заметить, что важнейшей особенностью тех и других является или категоричное признание или столь же решительное отрицание классового характера права.

Первые строятся на строго классовых постулатах, на представлении о государстве и праве как средствах, орудиях в руках господствующего класса или классов. Тогда как вторые, молчаливо отвергая классовость апеллируют к “общечеловеческим” ценностям и интересам или же к “общим и индивидуальным интересам населения страны”.

В качестве примеров сугубо классового подхода к определению понятия права, можно ссылаться на такое, довольно типичное определение в соответствии с которым право рассматривается как “совокупность установленных и охраняемых государством норм, выражающих волю господствующего класса, содержание которой определяется материальными условиями жизни этого класса” . Или – на определение права как “на систему нормативно-обязательного регулирования поведения людей, поддерживаемую государством и выражающую материально обусловленную волю господствующих классов (при социализме – волю народа)”.

Одним из примеров внеклассового или надклассового подхода к определению понятия права может служить его дефиниция, в соответствии с которой право рассматривается как “система общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы населения страны и выступают государственным регулятором общественных отношений”.

Разумеется, в сфере права, равно как и в других областях государственной или общественной жизни, никто не может установить истину в последней инстанции, а вместе с ней и критерии правильности подходов к изучению и определению понятия тех или иных явлений, не исключая и самого права.

Вывод

Проблема соотношения права и закона будет стоять перед человечеством всегда. Было бы наивно утверждать и ожидать, когда-нибудь все законы будут правовыми. Но общественные отношения с течением времени претерпевают изменения (иногда даже кардинальные), и форма и содержание - эти неотъемлемые характеристики права- также должны изменяться.

Поэтому сущность права служит и критерием, определяющим правовой (или неправовой) характер закона, но и ориентиром, неким “маяком” для законодателя в процессе законотворчества.Конечно, сущность такого сложного и многогранного явления как право познать до конца достаточно трудно. Как полагает Яковлев: ”Судьба правового государства в России во многом зависит от того какую социальную силу наберет такое понимание природы и сущности права, понимание, открывшее дорогу современной цивилизации”

Скачать архив с текстом документа