Сущность рыночной экономики. Особенности развития рыночных отношений в России и за рубежом.

СОДЕРЖАНИЕ: Федеральное агентство по культуре и кинематографии Кемеровский государственный университет культуры и искусств Сущность рыночной экономики. Особенности развития рыночных отношений в России и за рубежом.

Федеральное агентство по культуре и кинематографии

Кемеровский государственный университет культуры и искусств

Сущность рыночной экономики. Особенности развития рыночных отношений в России и за рубежом.

Курсовая работа

Кемерово 2009
Федеральное агентство по культуре и кинематографии

Кемеровский государственный университет культуры и искусств

Культурологический факультет

Кафедра экономики социальной сферы

Сущность рыночной экономики. Особенности развития рыночных отношений в России и за рубежом.

Курсовая работа

Исполнитель:Павел

Студент группы:

Научный руководитель:

Кемерово 2009


Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1 СУЩНОСТЬ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ…………………………4

Глава 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНЫХ

ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ.

2.1 Анализ Российской переходной экономики ……….………………22

2.2 ………27

Заключение…………………………………………………………………30

Список используемой литературы………………………………………32

Введение

Раскрывая вопрос о сущности рыночной экономики, нельзя не затронуть историю возникновения рынка. Еще в первоначальном обществе был обмен товаров, который осуществлялся в натуральной форме - один товар обменивался на другой. С развитием продуктивных сил, усовершенствованием орудий работы объемы производства товаров все больше возрастали. Так появляется товар, который выполняет роль общего эквивалента, который выводит товарные отношения на качественно новый уровень, содействуя быстрому росту и развитию продуктивных сил.

Появление денег привело к могущественному толчку в развитии рынка, а рынок, в свою очередь, стал стимулом развития производства и продуктивных сил. Роль рынка в современных условиях заключается в том, что когда есть покупательный спрос на рынке, то будет и развитие производства товаров, а итак, и экономического базиса в целом. Падение спроса на рынке ведет к кризисной ситуации в экономике государства. Рынок в любом обществе сыграет одну из главных ролей в развитии экономики и повышение уровня жизни народа. История свидетельствует, что в любую эпоху существования рынка на нем всегда выделялись главные действующие лица - продавец и покупатель, между которыми происходили операции купли-продажи разных товаров и услуг. Поэтому, прежде всего рынок - это определенная совокупность отношений между покупателем и продавцом по поводу купли-продажи товаров и услуг, т.е. рынок, является средством обеспечения этого процесса относительно законов товарного производства.

Итак, рынок является результатом исторического развития общества, мерилом функционирования экономики и как экономическая категория выражает отношения между товаропроизводителем и покупателем по поводу купли-продажи товаров или услуг; иначе говоря, рынок - это институт или механизм, который сводит вместе покупателей (представителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг.

Глава 1. Сущность рыночной экономики

Рыночная экономика – такая экономическая система, в которой решение относительно того что, как и для кого производить является результатом взаимодействия продавцов и покупателей на рынке.

Рынок ассоциируется с рыночной экономикой в целом, становится сокращением термина «рыночная экономика». Однако рыночная экономика предполагает высокий уровень развития рынка и ей характерны такие основные черты, как свобода предпринимательства, свободное ценообразование (исключается государственное вмешательство в процесс установления цен на многие виды товаров, цены дают обширную оперативную информацию о спросе и предложении товаров, об издержках производства, о положении на рынках отдельных регионов, страны и мирового сообщества); конкуренция (регулирует цены и количество производимых товаров). В конечном итоге любой субъект, преследуя свои собственные интересы, более действенным образом служит интересам общества [8].

Рынок – понятие многомерное. В узком понимании его можно рассматривать как любое место торговли (обмена) товарами и услугами. В более широком смысле рынок – совокупность процессов торговли, актов купли-продажи, вне зависимости от того, где они происходят.

Рынок – это совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи товаров и услуг по ценам, устанавливающимся на основе спроса и предложения в результате конкуренции.

Объектами рынка являются товары и деньги. В условиях развитых рыночных отношений в качестве товаров выступает не только производимая продукция (товары и услуги), но и факторы производства (земля, труд, капитал). В качестве денег при этом обычно рассматриваются все финансовые активы, важнейшими из которых являются сами деньги/

Субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают домохозяйства, фирмы (предприятия, бизнес), государство (правительство) [11].

Государство действует через систему государственных учреждений и бюджетных организаций, которые выполняют функции государственного регулирования экономики. Государство в лице правительства осуществляет закупки товаров (рабочую силу, товары народного потребления, государственного пользования, вооружение, научные исследования, разработки, проекты, духовные и культурные ценности и т.д.). В качестве продавца государство продает услуги, землю, природные ресурсы, жилье, другие товары, находящиеся в государственной собственности, например, продукцию государственных предприятий. Обычно объем государственных продаж на рынке существенно ниже объема государственных закупок, ибо основную долю денежных поступлений государство получает не за счет продаж на рынке, а посредством взимания налогов.

Предприятие, фирмы функционируют ради получения дохода (прибыли) и являются основными поставщиками на рынок разнообразных услуг и товаров. Они могут продавать принадлежащее им имущественные ценности и материальные запасы, в том числе земельные участки, здания, сырье, оборудования. Приобретают предприятия в основном рабочую силу у домашних хозяйств, необходимую им продукцию других предприятий, природные ресурсы у их владельцев, деньги в виде кредитов и ценные бумаги.

Домашнее хозяйство – единица, состоящая из 1 и более человек, функционируя в потребительском секторе. Домашние хозяйства продают на рынке свой труд и способны продавать принадлежащие им товары в виде земли, капитала, имущества, отдельных видов товаров и услуг потребительского назначения. Предметом покупок выступают потребительские товары и услуги, финансовые активы, недвижимость [2].

Все участники рыночной деятельности заинтересованы друг в друге, благополучие одного участника рынка зависит от благополучия других. Даже один и тот же субъект рынка может быть и в составе домашнего хозяйства, и государственного учреждения, и участником бизнеса. Например, работая по найму государственным служащим, он является представителем правительственной организации; владея ценными бумагами какой-либо корпорации, он представляет бизнес; расходуя свой доход на цели личного потребления.

Все участники рыночных отношений являются реальными собственниками и имеют свои экономические интересы, которые могут совпадать или противоречить интересам других субъектов. Домашние хозяйства стараются максимально удовлетворить свои желания и потребности; фирмы – получить максимальную прибыль, государство – достигнуть максимального благосостояния общества. Каждый из них занимает определенное место в системе общественного разделения труда и, чтобы реализовать свои экономические интересы, должен предложить то, что необходимо другим субъектам – носителям рыночных отношений [9].

В разных странах рынок проявляется по-разному. Это связано с тем, что в разных странах не одинаковый удельный вес рыночных отношений, существуют свои подходы к методам регулирования, национальные традиции. Поэтому часто говорят о рынке, определяя его национальную принадлежность: российский рынок, американский рынок.

Цели, которые преследует рынок:

1. Получение максимальной прибыли при минимальных затратах;

2. Удовлетворение потребностей покупателей;

3. Достижение оптимального уровня цен;

4. Экономическая свобода субъектов

Рынок выполняет следующие функции:

1. Интегрирующая функция – состоит в соединении сферы производства (производителей), сферы потребления (потребителей), а также торговцев – посредников и включении их в общий процесс активного обмена продуктами труда и услугами. Без рынка производство не может служить потребителю, а потребитель не может удовлетворить свои потребности.

2. Регулирующая функция – наиболее важная. В рыночном регулировании большое значение имеет соотношение спроса и предложения, влияющее на цены. Реализация данной функции позволяет находить ответы на вопросы что, как и для кого производить. Растет цена – это сигнал к расширению производства, падает – к сокращению. Рынок подсказывает производителям, что им производить, от производства каких товаров и услуг отказаться или уменьшить объем их выпуска. Не менее ценную информацию дает рынок и потребителям. На ее основе они постоянно делают выбор, каким именно способом им лучше всего удовлетворять свои многочисленные потребности. В итоге капитал из менее выгодных отраслей с пониженными ценами переливаются в более прибыльные отрасли с повышенными ценами. Через механизм закона стоимости, спроса и предложения рынок способствует установлению основных микро- и макропропорций в экономике, обеспечивает динамичную пропорциональность в товарообороте между различными регионами и национальными хозяйствами.

3. Ценообразующая функция: реализуется при столкновении спроса и предложения, а также благодаря действию сил конкуренции. В результате свободной игры этих рыночных сил складываются цены на товары и услуги, устанавливается подвижная связь между стоимостью и ценой, чутко реагирующая на изменения в производстве, в потребностях, в конъюнктуре.

4. Стимулирующая функция: посредством цен рынок стимулирует освоение достижений научно-технического прогресса, снижение затрат, повышение качества, расширение ассортимента товаров и услуг. Так как каждый субъект рыночных отношений непосредственно на себе ощущает результаты принимаемых решений, он заинтересован в наиболее рациональном использовании имеющихся у него ресурсов.

5. Распределительная функция: получаемые субъектами рынка доходы представляют собой в основном выплаты за факторы производства, которыми они обладают. Величина дохода зависит от количества и качества фактора производства и от цены, которая устанавливается на рынке на этот фактор.

6. Информационная функция. Рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам. Он дает, в частности, объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок. Наличие информации позволяет каждой фирме постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.

7. Посредническая функция. Экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции. В то же время продавцу предоставляется возможность выбирать наиболее подходящего покупателя.

8. Санирующая функция. Рынок очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц, и вместе с тем поощряет развитие наиболее эффективных, предприимчивых, перспективных структур. Предприятия, которые не учитывают запросы потребителей, терпят убытки и становятся банкротами, а общественно полезные и эффективно работающие предприятия успешно развиваются.

9. Функция экономичности предполагает сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на покупку товаров) и соразмерности спроса населения с заработной платой.

10. Функция реализации интересов рыночных субъектов обеспечивает взаимосвязь интересов продавцов и покупателей. Экономический интерес продавцов состоит в получении большого дохода, а покупателя – в удовлетворении потребности с наименьшими затратами. Соединение этих интересов предполагает обмен нужными друг другу полезностями и эквивалентность рыночной сделки [12].

В экономической литературе иногда выделяются и некоторые другие функции рынка: активизация экономических интересов, повышение восприимчивости экономики к научно-техническому прогрессу, сведение производительных сил в единую систему, стимулирование эффективности экономической деятельности, сведение потребностей с производством, создание условий для эффективности кооперации труда.

Реализация отмеченных функций позволяет говорить о важной роли рынка в современной экономике. В конечном счете, как можно заключить из указанных выше функций, роль рынка сводится, прежде всего, к нахождению оптимального решения проблем что, как и для кого производить; обеспечению равновесия спроса и предложения и сбалансированного развития экономики; дифференциации товаропроизводителей с точки зрения эффективности их деятельности.

Большую часть своей истории человечество прожило при натуральном хозяйстве. Переход от натурального хозяйства к товарному связан с формированием нескольких предпосылок:

· автономность товаропроизводителей (самостоятельность производства, свобода конкурентного поведения, свобода характера и форм хозяйствования в интересах конкретного производителя);

· распределение труда между производителями: связано с развитием и углублением общественного разделения труда, в том числе специализации и кооперации производства.

На определенном этапе стало ясно, что при возрастающих потребностях сообщество людей не может обеспечить себя всем необходимым, поэтому различные группы стали специализироваться на выпуске определенных видов товаров и обменивать их на все остальное необходимое для жизни [1].

Наличие этих предпосылок в обществе и делает рыночную, товарную форму связей преобладающей. Рынок, с присущей ему конкуренцией, создает прочную основу товарного хозяйства (производства) [14].

Для успешного функционирования рынка и выполнения его функций необходимо соблюдение ряда условий:

· свобода экономической, хозяйственной, предпринимательской деятельности;

· свободные рыночные цены, которые устанавливаются на основе взаимодействия спроса и предложения;

· конкуренция, которая является основой рынка;

· гибкое государственное регулирование рынка, не подавляющее и не разрушающее рынок;

· устойчивые денежная и финансовая системы;

· стабильная политическая обстановка.

В качестве условий для нормального функционирования рынка некоторые экономисты также выделяют [4]:

1. Многообразие форм собственности;

2. Товаропроизводитель должен быть хозяином средств производства и свободно распоряжаться результатами своего труда;

3. Свобода производственной и коммерческой деятельности всех участников общественного производства;

4. Четко налаженная система денежно-кредитных и финансовых отношений;

5. Поддержание здоровой конкуренции;

6. Развитая инфраструктура.

Принимая во внимание, что рынок есть определенный способ функционирования хозяйственной жизни, определенное ее динамическое состояние, необходимо признать, что в этом случае экономике должен быть свойствен ряд признаков (принципов), позволяющих характеризовать ее как рыночную. Такими принципами являются:

1. Наличие в экономике разнообразных форм собственности (полиморфизм собственности) и многообразных форм хозяйствования, а также свободной конкуренции между ними, свобода участия всех хозяйственников в конкуренции и выхода из нее, достаточное количество производителей, не менее 15-20 изготовителей однотипной продукции;

2. Обеспечение свободы хозяйственной деятельности, свобода выбора партнеров по хозяйственным связям, самостоятельность, независимость и ответственность за хозяйственные решения рыночных субъектов, их способность самостоятельно заключать контракты, договора, размещать и принимать заказы; способность свободно распоряжаться частью своих доходов; отсутствие жесткого административного товарного распределения (по карточкам, талонам, фондирования и др.) т.е. свободная купля-продажа;

3. Формирование механизма свободного ценообразования, право рыночных субъектов самим устанавливать цены. Это не жесткое условие, ибо классический рынок, как бы задает извне «невидимой рукой» цену покупателям и продавцам. Наличие союзов производителей и потребителей как своеобразная реакция на цены, которое не устраняет рынок;

4. Свободное маневрирование ресурсами, их наличие, обеспечивающее мобильность в использовании факторов производства для его развития; возможность изменить условия производства, его технологию, свободное перемещение любых капиталов в любую сферу приложения; недогрузка – это обязательное условие для функционирования здоровой рыночной экономики;

5. Полнота и доступ к информации о состоянии рынка всех хозяйственников;

6. Наличие рыночной инфраструктуры, т.е. комплекса отраслей, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок;

7. Сохранение наряду с распространением рыночных отношений значительного нерыночного сектора экономики;

8. Последовательная интеграция национальной экономики в систему мирохозяйственных связей;

9. Обеспечение со стороны государства социальных гарантий гражданам, предоставления всем равных возможностей в «зарабатывании средств» и поддержка нетрудоспособных и социально уязвимых членов общества.

Понятие «рынок» и «рыночная экономика» нетождественна.

Итак, в общем смысле под рынком понимается совокупность рыночных отношений в сфере обмена, по средствам которых осуществляется реализация товаров [6].

1.1 Последствия развития рыночных отношений.

К концу 90-х гг. большинство стран с переходной экономикой располагали уже десятилетним опытом рыночной трансформации. Этот срок оказался в целом достаточным для решения такой основополагающей задачи, как устранение монополии государст­венной собственности и развитие предпринимательства на базе частной и смешанной собственности.

Практические результаты трансформации, прежде всего в ре­альном секторе, не позволяют говорить о завершенности реформ и необратимости перехода экономики к рыночным принципам функционирования. Предприятия многих отраслей, особенно крупные, даже после акционирования и приватизации не смогли адаптироваться к требованиям рыночной экономики: они эконо­мически неэффективны, сохраняют избыточную занятость, доро­гую социальную инфраструктуру и при этом остаются монополис­тами на соответствующих сегментах рынка.

Большинство бывших социалистических промышленных ги­гантов оказались в чрезвычайно сложном финансово-экономи­ческом положении, генерируют и умножают взаимную задолжен­ность, не возврат кредитов, не могут платить налоги и взносы всоциальные фонды. Так, в России в конце 90-х гг. более половины промышленных предприятий, а в некоторых отраслях и еще боль­ше были убыточными. В Болгарии в первые годы реформ убыточ­ными были до 60% предприятий. В Венгрии серьезные финансовые трудности испытывали 30—40% предприятий, причем на долю предприятий — потенциальных банкротов приходилось до 25 % объемов производства и 16% работников промышленности-В Китае в середине 90-х гг. убыточными были около половины крупных и средних государственных предприятий, а треть были фактическими банкротами [10].

Более того, трудно трансформируемые крупные предприятия консервировали те структурные диспропорции, которые как раз и явились главной причиной глубочайшего кризиса переходной экономики. Деградирующие крупные предприятия, составлявшие некогда основу национальной промышленности стран с переход­ной экономикой, стояли перед угрозой утраты наиболее ценных элементов накопленного производственного и научно-техничес­кого потенциала, интеллектуальных ценностей и даже здоровых, но плохо управляемых активов.

Столь негативные тенденции в реальном секторе заставили пересмотреть и уточнить ряд принципиальных положений эконо­мической политики рыночного перехода, казавшихся бесспорны­ми в начале системных реформ. Прежде всего подверглись кор­ректировке первоначальные представления о роли и соотношении государственного и частного секторов экономики, перспективах и особенностях государственных и частных предприятий.

Реальное влияние приватизации, проведенной во всех восточ­ноевропейских странах и большинстве стран — членов СНГ, на реформирование общественных отношений и экономики сильно отличалось от первоначальных концепций и ожидаемых результа­тов. Главный вывод, к которому подводит десятилетний опыт ре­формирования отношений собственности, заключается в том, что смена лишь формы собственности и правового статуса сама по себе не приводит к росту эффективности работы предприятий. А учитывая опыт Китая, где не торопились с приватизацией круп­ных предприятий, можно добавить, что на финансовое положение Объектов реального сектора экономики определяющее воздейст­вие оказывает общая макроэкономическая ситуация, а не форма собственности [5].

Эффективное функционирование предприятий должно опи­раться на создание вполне определенных предпосылок. При этом акционирование предприятий и их последующая приватизация являются далеко не единственным условием эффективной рыночной адаптации. Помимо этого необходимо:

· формирование механизмов эффективного современного ул­овления предприятиями;

· проведение организационной, производственной и финансовой реструктуризации предприятий;

· привлечение стратегических инвесторов (национальных или иностранных), способных принести с собой не только капитал, но и управленческий опыт, а также помочь выйти на новые рынки;

· запуск необходимых инвестиционных проектов;

· создание необходимых структур и институтов эффективного накопления и перелива капитала (организационных, правовых инвестиционных), т.е. формирование рынка капиталов.

Создание указанных условий означает, что становление систе­мы эффективно функционирующих предприятий государствен­ной, частной и смешанной форм собственности как основы ры­ночной экономики является сложным и относительно длитель­ным процессом. Этот процесс в странах с переходной экономикой предполагает три главных направления.

1. Преобразование традиционных государственных предпри­ятий в акционерные и иные общества с разделением функций соб­ственности и управления (корпоратизация), осуществляемое, как правило, довольно быстро.

2. Проведение приватизации, т.е. первичное закрепление и последующее перераспределение прав собственности за юриди­ческими и физическими лицами, требующее более длительного времени и соответствующего законодательного обеспечения этих прав.

3. Формирование параллельно с преобразованием государст­венных предприятий частных предприятий на собственной осно­ве, т.е. за счет капитализации сбережений граждан, а также средств негосударственных предприятий и организаций [3].

В переходной экономике влияние формы собственности на эффективность деятельности субъектов реального сектора в ко­нечном счете оказывается меньшим, чем воздействие общей на­правленности государственной экономической политики. Функ­ционирование предприятий всех форм собственности в переход­ный период определяется бюджетной, денежно-кредитной, ва­лютной политикой властей, стабильностью налоговой политики и величиной налогового бремени, методами и масштабами государственного ценового контроля и регулирования, характером и пос­ледовательностью антимонопольной политики.

Последствиями развития рыночных отношений следующие:

1. Свобода выбора видов и форм деятельности.Главным последствием развития рыночных отношений дает право любому хозяйствующему субъекту, будь то человек, семья, группа, коллектив предприятия, выбирать желаемый, целесообразный, выгодный, предпочтительный вид экономической деятельности и осуществлять эту деятельность в любой допускаемой законом форме. Закон же призван ограничивать и запрещать те виды экономической и хозяйственной деятельности, которые представляют реальную опасность жизни и свободе людей, общественной стабильности, противоречащим нормам морали. Все остальное должно быть разрешено как в форме индивидуальной трудовой, так и в ее коллективных и государственных формах деятельности.

2. Равноправие форм собственности в рыночной экономике. Оно обусловливает комплексность рыночного хозяйства, где нет структур, не пользующихся товарно-денежными отношениями, которые являются наиболее важными атрибутами рынка в экономике. Естественно, равноправие или, лучше говорить, адекватность прав предприятий с разными формами собственности не следует воспринимать как абсолютное равенство, одинаковость, неразличимость. Разные формы собственности сами собой, поневоле создают разные производственные, экономические возможности. К тому же нерационально иметь одинаковые правила, скажем, налогообложения для предприятий с большим и малым коллективами и частников.

3. Предоставлении всем формам собственности права на существование, права быть представленными в экономике, т. е устранение геноцида по отношению к частной, семейной, групповой собственности на средства производства, столь свойственного в недалеком прошлом советской экономике.

4. Независимость хозяйствования, т. е самостоятельности в выборе форм и видов деятельности, однако к этому следует добавить процессы саморегулирования, распространяющиеся не только на управление предприятием, но и на его создание и ликвидацию. Причем, в отличие от условий государственной экономики, в рамках рынка предприятия независимы от разного рода государственных директив, а в идеале - зависят только от финансового состояния на самом предприятии.

5. Рыночные отношения наконец-то начинают отвечать на следующие вопросы:

· Сколько следует производить? В каком объеме или какую часть имеющихся ресурсов нужно занять или использовать в производственном процессе?

· Что следует производить? Какой набор товаров и услуг наиболее полно удовлетворит материальные потребности общества?

· Как эту продукцию следует производить? Как должно быть организовано производство? Какие фирмы должны осуществлять производство, и какую применять технологию производства?

· Кто должен получить эту продукцию? В частности, как должна распределяться продукция между индивидуальными потребителями?

· Способна ли система адаптироваться к изменениям? Может ли система добиться надлежащих коррекцией в связи с изменениями в потребительском спросе, в поставках ресурсов и технологии производства?

Все эти вопросы существуют лишь потому, что потребности общества безграничны, а ресурсы, способные данные потребности удовлетворить, ограничены.

Функционирование рыночного хозяйства базируется на конкуренции между товаропроизводителями и покупателями. Именно они устанавливают цены на товары и услуги. Но, памятуя то, что предприятия руководствуются мотивом получения прибыли и недопущения убытков, можно сделать вывод: производиться будут лишь те товары, выпуск которых может принести прибыль, а те товары, производство которых влечет за собой убытки, выпускать не будут.

6. Роль невидимой руки конкуренции. Рыночный механизм предложения и спроса сообщает желания потребителей (общества) предприятиям, а через них - и поставщикам ресурсов. Однако именно конкуренция заставляет предприятия и поставщиков ресурсов надлежащим образом удовлетворять эти желания.Между тем конкуренция не ограничивает свою роль гарантированием надлежащей реакции на потребности общества. Именно конкуренция заставляет фирмы переходить на самые эффективные технологии производства. На конкурентном рынке неспособность некоторых фирм использовать самую экономичную технологию производства в конечном счете означает их устранение другими конкурирующими фирмами, которые применяют наиболее эффективные методы производства.Весьма примечательным аспектом функционирования и корректировочных операций конкурентной рыночной системы является то, что она создает необычайное и важное тождество - тождество частных и общественных интересов. Фирмы и поставщики ресурсов, добивающиеся увеличения собственной выгоды и действующие в рамках остроконкурентной рыночной системы, одновременно - как бы направляемые невидимой рукой - способствуют обеспечению государственных, или общественных интересов [4].

1.2.1.Аргументы в пользу рыночной экономики.

Основной экономический аргумент в пользу рыночной системы состоит в том, что она способствует эффективному распределению ресурсов. Согласно этому тезису, конкурентная рыночная система направляет ресурсы в производство тех товаров и услуг, в которых общество больше всего нуждается. Она диктует применение наиболее эффективных методов комбинирования ресурсов для производства и способствует разработке и внедрению новых, более эффективных технологий производства. Короче говоря, поборники рыночной системы доказывают, что невидимая рука, таким образом, управляет личной выгодой, что она обеспечивает общество производством наибольшего количества необходимых товаров из имеющихся ресурсов. Это, следовательно, предполагает максимальную экономическую эффективность. Именно эта презумпция эффективности распределения заставляет большинство экономистов сомневаться в необходимости правительственного вмешательства в функционирование свободных рынков, или правительственного регулирования их операций, за исключением тех случаев, когда такое вмешательство становится вынужденным.

Важным неэкономическим аргументом в пользу рыночной системы служит то обстоятельство, что она делает ставку на роль личной свободы. Одна из фундаментальных проблем организации общества заключается в том, как координировать экономическую деятельность множества индивидов и предприятий. Известно, что существует два способа осуществления такой координации: один - это централизованное и использование мер принуждения; другой - это добровольное сотрудничество через посредничество рыночной системы.

Лишь рыночная система способна координировать экономическую деятельность без принуждения. Рыночная системы представляет свободу предпринимательства и выбора; естественно, на этой основе она и преуспевает. Предпринимателей и рабочих не перегоняют по правительственным директивам их одной отрасли в другую, чтобы обеспечить выполнение производственных заданий, установленных каким-либо всемогущим правительственным ведомством. Напротив, при рыночной системе они свободно могут добиваться увеличения собственной выгоды, с учетом, конечно, вознаграждений и наказаний, которые они получают от самой рыночной системы.

Подведем итог: конкурентная рыночная система, как утверждают ее сторонники, способствует эффективности распределения ресурсов и личной свободе [7].

1.2.2.Аргументы против рыночной экономики.

Аргументация против рыночной системы несколько более сложна. Критики рыночной экономики обосновывают свою позицию следующими доводами.

Угасание конкуренции. Критики утверждают, что капиталистическая идеология допускает и даже стимулирует угасание своего главного контрольного механизма - конкуренции. Они полагают, что существует два основных источника ослабления конкуренции как контрольного механизма.

Во-первых, хотя с общественной точки зрения конкуренция желательна, она больше всего досаждает индивидуальному производителю своей безжалостной действительностью. Свободной, индивидуалистической среде в капиталистической системе якобы присуще то, что предприниматели в погоне за прибылью и в стремлении улучшить свои экономические позиции пытаются освободиться от ограничительных пут конкуренции. Слияние фирм, тайные сговоры компаний - все это способствует ослаблению конкуренции и уклонению от ее регулирующего воздействия. Свыше 200 лет тому назад Адам Смит сформулировал этот тезис следующим образом: Представители одной и той же отрасли редко встречаются друг с другом, но когда такая встреча происходит, беседа между ними завершается сговором против публики или каким-то маневром с целью повысить цены.

Во-вторых, некоторые экономисты утверждают, что сам технический прогресс, который рыночная система поощряет, способствовал упадку конкуренции. Новейшая технология, как правило, требует: использования очень больших количеств реального капитала; крупных рынков; комплексного, централизованного и строго интегрированного рынка; богатых и надежных источников сырья. Такого рода технология означает необходимость в существовании фирм- производителей, являющихся крупномасштабными не только в абсолютных величинах, но также и по отношению к размерам рынка. Иными словами, достижение максимальной эффективности производства на основе применения новейшей технологии часто требует существования небольшого числа относительно крупных фирм, а не большого числа относительно мелких [13].

Эти экономисты считают, что по мере сужения конкуренции ослабевает и рыночная система в качестве механизма эффективного распределения ресурсов. В результате, по мере ослабления конкуренции подрывается также суверенитет потребителя, рыночная система теряет свою способность распределять ресурсы в точном соответствии с желаниями потребителей.

Но существуют и другие доводы против признания эффективности рыночной системы. Это - неравное распределение дохода. Критики-социалисты, в числе прочих, утверждают, что рыночная система позволяет наиболее способным, или ловким, предпринимателям накапливать огромное количество материальных ресурсов, причем право наследования с течением времени усиливает этот процесс накопления. Такой процесс, помимо количественных и качественных различий в людских ресурсах, поставляемых домохозяйствами, порождает в рыночной экономике чрезвычайно неравное распределение денежных доходов. В результате семьи резко различаются между собой по способности реализовать свои потребности на рынке. Богатые обладают намного большим количеством денег, чем бедные. Отсюда делается вывод: рыночная система выделяет ресурсы на производство изысканных предметов роскоши для богатых за счет ресурсов на производство предметов первой необходимости для бедных.

Какая из этих позиций - одна за, другая против рыночной системы - правильна? До известной степени обе правильны. Некоторые критические замечания относительно рыночной системы довольно точны и слишком серьезны, чтобы их можно было игнорировать. С другой стороны, нельзя выносить суждения по какой-то проблеме лишь на основе количества аргументов за и против. Главный экономический аргумент в пользу рыночной системы, а именно она способствует обеспечению эффективного распределения ресурсов, - трудно опровергнуть. На деле рыночная система является - или по крайней мере может быть - довольно эффективной [7].

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ

2.1 Анализ Российской переходной экономики в целом .

Существуют специфические проблемы в области перехода к рынку: очень трудно переходить к рынку в стране, которая раньше в полной мере не пробовала жить в нормальной рыночной экономике. До начала реформ 70 лет страна жила по законам тоталитарной экономики. Частная инициатива искоренялась или существовала в тисках государственной идеологии. Предполагалось, что это даст возможность существованию огромной очень централизованной государственной машине. Любая другая форма экономической деятельности, кроме работы на государственном предприятии и, отчасти, в кооперативах, преследовалась. Казавшаяся с виду эффективной и справедливой, государственная экономика работала не столь эффективно и не позволяла воздавать полностью за труд людей и их инициативу. Система распределения продукции не могла стимулировать увеличение ее производства. Нормой стала система распределения потребительских товаров по карточкам, талонам и др.

Естественно, что такая система ограничения потребительского спроса не давала в полной мере промышленности реагировать на потребительский спрос, и это делало промышленность инертной. Промышленность выпускала по большей части продукцию, которая не отвечала, в основном, ни по качеству, ни по количеству запросам потребителей [13].

Это происходило потому, что регулирующая роль цен не работала, а другого эффективного механизма регулирования и контроля не было. Неэффективность в использовании ресурсов, огромные государственные затраты на оборону, дотирование неприбыльных предприятий перенапрягали всю экономику. Понятно, что это проявлялось и в социальной жизни. Реальный уровень затрат был ниже, чем в странах Запада и некоторых странах Востока. Его увеличение могло привести лишь к росту денежной массы, т.к. импорт строго регулировался, а купить что-нибудь в магазинах было трудно из-за нехватки самой продукции. И в середине 1980-х гг. это привело к необходимости реформирования экономики путем внедрения рыночной экономики - с помощью хозрасчета, самоокупаемости на предприятиях и т.д. Для этого были проведены определенные политические изменения, но они не были эффективны - из-за огромной оппозиции со стороны консерваторов. Вследствие этого новый тип социализма с рыночным лицом провалился. Последовавший затем развал социалистического лагеря и самого СССР добавил проблем экономике России. Дело в том, что экономика России и республик бывшего СССР, а также стран социалистического лагеря были интегрированы в одну огромную систему. Поэтому ее развал увеличил во много раз количество экономических проблем. После провала социализма с человеческим лицом единственным выбором стала “смешанная экономика”. Но при переходе к решению широкого комплекса общих проблем применительно к той или иной стране требуется тщательный учет самых разнообразных специфических условий их национальных хозяйств. К наиболее важным специфическим чертам России можно отнести следующие.

Во-первых, специфические стороны менталитета значительной части населения страны на фоне разнообразия национальных, этнокультурных традиций и особенностей в образе мышления, связанных с ее многонациональностью:

· исторически сложившаяся иерархичность сознания большей части населения страны, являвшейся на протяжении многих веков империей, крестьянский менталитет значительной части ее активно занятого населения и соответствующие ему культурные традиции (правда, существенно искаженные в последние несколько десятилетий);

· особо укоренившаяся нерыночность и даже в определенном смысле антирыночность мышления;

· глубокий след в мышлении и хозяйственной практики страны оставила практика псевдопланирования. Она выражается в стремлении заформализовать все стороны социальной и даже личной жизни граждан, в безразличии к социальному расточительству, порожденному люмпенизацией населения (насильственным лишением его реальной собственности), в значительной степени квазиинформативности информационных систем (особенно в случаях, когда речь идет о состоянии хозяйства), отсутствии заинтересованности существенной части населения в получении правдивой информации, в неспособности или нежелании критического анализа и практического использования информации.

Во-вторых, огромные масштабы страны с широкой гаммой природно-географических и климатических условий, обусловливающие прежде всего огромную инерционность хозяйственного потенциала.

В-третьих, специфическая уникальная многонациональность, выражающаяся в том, что, по существу, страна представляет собой совокупность национальных этнокультурных регионов, скрепленных единой системой самых разнообразных связей - социальных, политических, экономических и др.

Эти три главные черты дополняются другими, по сути, вытекающими из них производными - особенностями условий переходного периода, заставляющими с большой осторожностью и тщательным расчетом подходить к проблеме восстановления естественно-национальной хозяйственной модели в России.

Среди производных специфических черт можно выделить следующие:

· укорененность плановых структур и глубокая милитаризация хозяйства, носящая крайне экстенсивный характер, и связанная с этим гигантская диспропорциональность в наиболее важных аспектах: потребление - накопление, военная - гражданская сферы производства, промежуточный - конечный продукт и др.;

· низкие технический и технологический уровни гражданского производства, связанные с неповоротливостью и закостенелостью хозяйственной системы, высокая степень обветшания основных фондов, их физический и моральный износ (последнее связано с ресурсорасточительством и экологическо безопасностью);

· доведенное до крайней степени нищеты состояние социальной сферы, выражающееся в общей нищете большей части населения при значительных разрывах в доходах на душу населения по различным группам, а также и весьма опасном экологическом состоянии среды;

· политическая нестабильность, особенно характерная для последнего времени, отсутствие практических основ для достижения социального и национального согласия, угрожающая социальной стабильности эрозия вертикальной ответственности в политической, экономической и социальной сферах жизни.

Учитывая все эти психологические, социальные и экономические особенности России, нетрудно понять, что бросать ее в стихию рынка опасно - это может вызвать катастрофу как в политическом, так и в экономическом плане. Но и затягивание введения реформ чревато не меньшими опасностями [7].

Что же мешает России жить в рынке? Однозначно, рыночные механизмы не действуют потому, что существует монополия государства почти во всех отраслях. Конечно же, существуют и многие другие причины, например, неотработанность ценового механизма регулирования, отсутствие организованного рынка средств производства, сырья и пр. Это не может не оказывать влияние на эффективность производства, и сбыта продукции. Но проблема монополизма стоит на пути всех преобразований в российской экономике. Из этого следует, что ключевым моментом реформ и перехода к рыночной системе экономики является приватизация государственного имущества и фондов. Частные предприниматели, конкурируя между собой в борьбе за покупателей и расширяя сектор экономики, рассчитанный на производство товаров потребления, будут направлять ресурсы в наиболее эффективные отрасли. В результате установится регулирующая роль цен, что будет способствовать повышению значения рынка для экономики.

Но для того, чтобы вся рыночная система функционировала, нужно сделать гораздо больше, чем просто отдать капитал в руки людей. Нужно создать определенные условия со стороны государства для помощи этим людям: льготные кредиты, эффективное налогообложение и др. Нужно обуздать инфляцию и укрепить национальную валюту, отрегулировать банковское дело как основной источник кредитов в рыночной экономике. Следует выработать эффективную внешнеторговую политику, которая не сковывала бы деятельность отечественных предпринимателей и не сдерживала бы приток капитала из-за рубежа. А чтобы ресурсы распределялись эффективно, необходимо стимулировать развитие бирж - как фондовых, так и сырьевых, и биржи труда.

Перечисленные пункты должны были быть включены в программу перехода к рыночной системе. Однако политическая нестабильность сильно повлияла на проведение экономических реформ, и их ход замедлился. Было очень рискованно вкладывать денежные средства в производство, так как была неясна их дальнейшая судьба. Но после известных событий сентября-октября 1993 г. экономические реформы и их политические предпосылки стали соответствовать духу времени и рыночным устремлениям российской экономики. Между тем недостаточное внимание к развитию рыночного сектора экономики – собственных производств на основе свободного предпринимательства, а такая излишняя увлеченность финансовыми механизмами типа “пирамид” привели страну к мощнейшему финансовому кризису в августе 1998 года. Этот кризис фактически отбросил страну назад на 5 лет, снизил популярность рыночной экономики в глазах населения и еще более затруднил развитие реального сектора экономики. Это объективно идет на руку реакционным силам, мечтающим о реставрации тоталитарного режима в России. Тем более это опасно в условиях приближающихся выборов [14].

2.2 Особенности формирования рыночной экономики в России.

В России не возникало взаимодействия и разграничения функ­ций между рыночными структурами и государством, которые посто­янно конфликтуют друг с другом, усугубляя кризисное состояние экономики. В результате сложившиеся в переходной экономике России формы собственности заметно отличаются от преобладаю­щих в зрелой рыночной экономике. На многих приватизирован­ных предприятиях так и не появился эффективный собственник.

Значительное влияние на экономические процессы оказывают сложившиеся в предыдущую эпоху монополистические структу­ры, что затрудняет формирование конкурентной среды; нередко практикуются и криминальные формы конкурентной борьбы.

Наряду с неблагоприятным в целом инвестиционным клима­том в стране ограничение конкуренции обусловливает медленную структурную перестройку экономики. Причем начавшийся пере­ход к открытой экономике высветил неконкурентоспособность подавляющего большинства отраслей обрабатывающей промыш­ленности и вызвал новый перекос в отраслевой структуре — в сто­рону топливно-энергетического комплекса и первичной перера­ботки сырья (металлургия и химия). Преодоление неконкуренто­способности российской экономики потребует длительного вре­мени, возможно нескольких десятилетий.

Переход к рыночным отношениям в различных отраслях и сферах российской экономики осуществляется крайне неравно­мерно. Так, в денежно-кредитной сфере и торговле происходит быстрое приближение к уровню стран со зрелой рыночной экономикой, тогда как в сельском хозяйстве в основном сохранились формы организации производства, унаследованные от админи­стративно-командной системы [5].

Неравномерным является также переход к рыночной экономи­ке в регионах России. Быстрее всего этот процесс протекает в Москве, а также в Санкт-Петербурге и других крупных городах, где широкое распространение получило частное предпринима­тельство, тогда как в отдаленных регионах и сельской местности становление рыночных отношений идет крайне медленно.

Присущие российской модели рыночной экономики высокая криминализация экономической жизни и уход предпринимательст­ва «в тень» обусловлены как факторами, общими для всех стран с переходной экономикой (конфликты в ходе перераспределения соб­ственности, рост коррупции), так и российскими особенностями.

Чрезвычайно болезненные гигантские социальные сдвиги, про­исходящие в переходной экономике, вызывают превращение не­малой части населения в маргиналов и люмпенов, которые стано­вятся легкой добычей криминальных структур. В эту же сторону толкает аномия, т.е. разрушение прежних общественных ценнос­тей, не сопровождающееся быстрым формированием новой закон­ченной системы ценностей. Фактическим проявлением аномии в обществе является рост преступности, в том числе экономической. Характерные для России деспотизм и отсутствие демократи­ческих традиций порождали неуважение к закону и недоверие к любой власти. Немалую роль играет и упоминавшийся антагонизм между государством и предпринимательскими структурами, веду­щий к разрастанию теневой экономики. На формирование рыночной экономики в России оказывают влияние такие факторы, как склонность немалой части населения к государственному патернализму (значительной роли государства в перераспределении доходов населения) и общественным формам присвоения (бесплатному образованию, медицинскому об­служиванию и т.д.). Это ведет к сохранению значительной эконо­мической роли государства в финансировании социальных нужд и ограничению рыночных факторов в социальной сфере.

Из сказанного следует, что основанная на сильной регулирую­щей роли государства российская модель рыночной экономики опирается на ряд долговременных факторов: преобладание добы­вающих отраслей, неконкурентоспособность большинства обра­батывающих отраслей, неэффективность сельского хозяйства, социальное иждивенчество. Эти факторы в современных условиях сдерживают функции свободного рынка.

Такая переходная экономика, представляющая собой шаг впе­ред по сравнению с административно-командной системой, современем должна будет уступить место зрелой рыночной системе [7].

Совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем отношений собственности и организационно-правовых форм, представляет собой экономическую систему этого общества. В последние пол­тора-два века в мире действовали следующие системы: рыночная экономика свобод­ной конкуренции (чистый капитализм), современная рыночная экономика (совре­менный капитализм), административно-командная и традиционная экономика.В каждой системе существуют свои национальные модели организации хо­зяйства, так как страны различаются своеобразием истории, уровнем экономичес­кого развития, социальными и национальными условиями.Переход от одной системы к другой порождает особое, переходное состояние экономики. Экономике переходного типа свойственны некоторые специфические черты, в ней функционируют особые экономические формы (например, частично приватизированные предприятия) и одновременно идет интенсивное развитие форм, характерных для новой системы, и постепенное исчезновение старых эконо­мических отношений.

Сложившаяся в первой половине 90-х гг. российская модель переходной эко­номики имеет ряд характерных черт: мощный государственный сектор, малая доля мелкого и среднего частного предпринимательства, постоянное перераспределение прав собственности, преобладание финансового капитала над промышленным, край­не неравномерный переход к рыночным отношениям в различных отраслях и регио­нах, высокая криминализация экономической жизни, склонность населения к госу­дарственному патернализму [14].


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, рынок - это могущественное средство, движущая сила научно-технического совершенствования производства, ускорения его роста и развития. Это путь демократизации хозяйственной жизни, когда вместо административного управления и распределения создаются возможности свободной купли-продажи самых различных товаров и потребительского, и производственного назначения. Создать рынок — это значит глубоко соединить процесс демократизации политической жизни с демократизацией экономики, использовать рыночный механизм как достижение цивилизации для ускорения развития экономики и улучшения благосостояния народа.

Рынок выполняет различные функции, которые определяются стоящими перед ним задачами. Рыночный механизм призван найти ответы на три главных вопроса:

1. Что надо производить, то есть какие товары и услуги должны быть предложены потребителям?

2. Как производить, то есть какой из способов изготовления следует применить?

3. Для кого следует эти товары и услуги производить, то есть кто может претендовать на их получение в свою собственность?

Для решения этих вопросов рынок выполняет ряд функций, через которые он решает центральные проблемы экономики. Но функции рынка ограничены. Решением тех социально-экономических проблем общества, в которых рынок бессилен, занимается государство. Оно призвано не только контролировать сферы общественной жизни, которые лежат за пределами действия рынка (социальная сфера, государственное управление и правопорядок, обороноспособность страны), но и следить за работой самого рыночного механизма. Государственное регулирование распространяет свое влияние на самые разные сферы экономики, экономической жизни. В условиях рыночной экономики даже при наличии многочисленных видов и способов государственного регулирования он носит довольно ограниченный характер. У компаний, предпринимателей, граждан сохраняются значительные возможности самоуправления, сохраняются зоны управленческих воздействий, не затрагиваемые государственным регулированием.

Функ­ционирование предприятий всех форм собственности в переход­ный период определяется бюджетной, денежно-кредитной, ва­лютной политикой властей, стабильностью налоговой политики и величиной налогового бремени, методами и масштабами государственного ценового контроля и регулирования, характером и пос­ледовательностью антимонопольной политики.

Переход к рыночным отношениям в различных отраслях и сферах российской экономики осуществляется крайне неравно­мерно. Так, в денежно-кредитной сфере и торговле происходит быстрое приближение к уровню стран со зрелой рыночной экономикой, тогда как в сельском хозяйстве в основном сохранились формы организации производства, унаследованные от админи­стративно-командной системы.

Основанная на сильной регулирую­щей роли государства российская модель рыночной экономики опирается на ряд долговременных факторов: преобладание добы­вающих отраслей, неконкурентоспособность большинства обра­батывающих отраслей, неэффективность сельского хозяйства, социальное иждивенчество. Эти факторы в современных условиях сдерживают функции свободного рынка.

На формирование рыночной экономики в России оказывают влияние такие факторы, как склонность немалой части населения к государственному патернализму и общественным формам присвоения. Это ведет к сохранению значительной эконо­мической роли государства в финансировании социальных нужд и ограничению рыночных факторов в социальной сфере.


Список использованной литературы

1. Базылева М. Н. Экономическая теория. – Минск: БГЭУ, 2005, 369 стр.

2. Борисов Е. Ф. Экономическая теория. Курс лекций. – М.: 2004, 324 стр.

3. Булатов А. С. Экономика. М.: 2006, 786 - 789 стр.

4. Иохин В. Я. Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический анализ. – М.: 2003, 391 - 263 стр.

5. Ломакин В.К. Мировая экономика. – М.: ЮНИТИ, 2000, 195 стр.

6. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. М.: Республика. 2003. т. 1, 384стр.

7. Мамедов О. Ю. Современная экономика. Ростов на Дону: 2005, 543–555 стр.

8. Николаева И. П. Экономическая теория. – М.: «Проспект», 2006, 468 стр.

9. Райзберг Б. А. Курс экономики. – М.: ИНФРА-М.: 2006, 718 – 720 стр.

10. Раицкий К. А. Экономика предприятия: Учебник. М.: 2006, 548стр.

11. Сажина М. А., Чибриков Г. Г. Экономическая теория. – М.: 2005, 365 стр.

12. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М.: 2003, 56стр.

13. Хевинская Е.Д., Крозе И. Мировая экономика. М.: Юристъ, 2000, 241 - 156стр.

14. Экономическая теория (политэкономия)/ под редакцией Видяпина В. И., Журавлевой Г. П. – М.: 2007, 489 - 498 стр.

Скачать архив с текстом документа