Свободные экономические зоны и их роль в мировой экономике

СОДЕРЖАНИЕ: Контрольная работа по дисциплине Мировая экономика тема: Свободные экономические зоны и их роль в мировой экономике СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 1. Свободные экономические зоны и их виды 4

Контрольная работа

по дисциплине: Мировая экономика

тема: Свободные экономические зоны и их роль в мировой экономике

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

1. Свободные экономические зоны и их виды 4

2. Роль свободных экономических зон в мировой экономике 9

3. Свободные экономические зоны в России 12

Заключение 16

Список литературы 18


Введение

Активное включение все большего числа стран мира в международное географическое разделение труда, их врастание в мирохозяйственные связи, реализация ими основных принципов открытости экономики, доминирование экспортной специализации привели к возникновению и широкому распространению такой новой формы организации производства, как свободная экономическая зона (СЭЗ). Со времени подписания в 1973 г. Киотской конвенции, определившей свободную зону как своеобразный внешнеторговый анклав, где товары считаются находящимися за пределами таможенной территории, СЭЗ получили широкое распространение во многих странах. Главными целями создания свободных экономических зон являются: более глубокое включении национальных хозяйств в международное географическое разделение труда, насыщение внутреннего рынка высококачественной продукцией, внедрение в отечественное производство новейших научно-технических разработок, увеличение занятости, решение проблем региональной политики путем создания “полюсов роста”. Международные корпорации в поисках льготных условий для своей деятельности рассматривают свободные экономические зоны как благоприятные территории, где можно получить сверхприбыль. Крупнейшие транснациональные корпорации считают организацию собственного производства в свободных экономических зонах важнейшим направлением своей экспансии. Данные факты обуславливают актуальность выбранной темы работы.

Целью работы является анализ теоретических и практических аспектов свободных экономических зон. Основными задачами данной работы являются: дать определение свободным экономическим зонам, рассмотреть их виды, изучить роль СЭЗ в мировой экономике, рассмотреть состояние свободных экономических зон в России. В работе использовались материалы официального сайта Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами в РФ, а так же статьи периодических источников, специальной литературы, учебных изданий.

Свободные экономические зоны и их виды

Свободная экономическая зона - ограниченная территория с льготными экономическими условиями для национальных и иностранных предпринимателей. Свободная экономическая зона обладает особым юридическим статусом по отношению к остальной территории. Свободные экономические зоны создаются для решения внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач[1] .

Большинство свободных экономических зон имеют сравнительно небольшую территорию и относятся к категории “точечных” объектов, но есть среди них и довольно обширные, и даже очень большие по площади. Одно из непременных условий возникновения СЭЗ - наличие выгодного экономико-географического положения (например, соседство с международным портом или аэропортом)[2] .

Чаще всего основой для классификации свободных экономических зон, выделении различных их типов служат четыре главных критерия:

1) характер деятельности и функциональное предназначение;

2) степень интегрированности в мировую и национальную экономику;

3) отраслевой признак;

4) характер собственности (они могут быть государственными, частными и смешанными).

Рассмотрим виды свободных экономических зон по характеру деятельности.

Зона свободной торговли - обособленная часть территории страны, рассматриваемая как находящаяся вне ее таможенной территории, в пределах которой поддерживается свободная от таможенных и количественных ограничений международная торговля промышленными товарами. Это одна из наиболее ранних (возникших еще в ХVI—ХVII в.в.) разновидностей свободных экономических зон[3] . К ней относятся свободные таможенные зоны, торгово-складские зоны, свободные порты. Зоны свободной торговли обычно создаются на территории морских портов и аэропортов или в непосредственной близости от них. Они пользуются таможенной экстерриториальностью: хранящиеся и продающиеся в них товары не подлежат обычному таможенному контролю. Одной из разновидностей зон свободной торговли считают магазины “Дьюти фри” (Duty free - беспошлинно), пользующиеся правом беспошлинной торговли и ставшие необходимой принадлежностью многих международных аэропортов. С точки зрения режима, они рассматриваются как находящиеся за пределами государственных границ. К зонам свободной торговли относятся также и традиционные свободные гавани (порты) с льготным торговым режимом[4] .

Зона совместного предпринимательства (или промышленно-производственные свободные экономические зоны) - обособленная часть территории страны, рассматриваемая как находящаяся вне ее таможенной территории, на которой вводятся особые таможенный, арендный, налоговый, валютный, визовый, трудовой и другие режимы, создающие благоприятные условия для иностранных капиталовложений и осуществления совместного предпринимательства на льготной налоговой и таможенной основе. Относятся к зонам “второго поколения”: они возникли в результате эволюции торговых зон, когда в них стали ввозить не только товар, но и капитал, заниматься не только торговлей, но и производственной деятельностью[5] . Свободные экономические зоны этой группы принято подразделять на экспортно- и импортно- ориентированные: первые из них работают на внешний рынок, а вторые на внутренний. Экспортно-производственных зон значительно больше, так что они в основном и формируют эту группу СЭЗ. В отличие от зон свободной торговли, экспортно-производственные зоны предназначены прежде всего для увеличения экспортного потенциала страны и, соответственно, ее валютных доходов. Некоторые из них возникли на базе трансформации зон свободной торговли, но большинство создавалось целенаправленно с экспортной ориентацией. Для многих таких зон характерно преобладание сборочных предприятий.

Технополис (научно-технологические свободные экономические зоны) - разновидность свободной экономической зоны на базе интеграции высокоразвитого производства, науки и образования. Технико-внедренческие зоны относят к зонам третьего поколения (70-80-е годы). Они образуются стихийно (США) или создаются специально с государственной поддержкой вокруг крупных научных центров (Япония, Китай)[6] . Технополисы пользуются разнообразными льготами и обеспечивают разработку и внедрение современной технологии с помощью национальных и иностранных предприятий и организаций. В них концентрируются национальные и зарубежные проектные, исследовательские, научно-производственные фирмы, также пользующиеся единой системой налоговых и финансовых льгот. Задача таких свободных экономических зон заключается в разработке и внедрении в отечественную практику новейших технологий. Они имеют характер инновационных и научных центров, научных, исследовательских парков, технопарков и др. Самый известный в мире и крупнейший в США технопарк Силикон Валли (Кремниевая Долина) дает 20% мирового производства средств вычислительной техники и компьютеров.

Так же существуют сервисные свободные экономические зоны , предоставляющие льготные условия тем фирмам и учреждениям, которые специализируются на оказании различного рода услуг, в основном финансовых, но также и других. Среди них различают оффшорные зоны, финансовые центры, центры предоставления банковских, туристических и иных услуг[7] . Например, промышленные, торговые, банковские, страховые и другие компании в оффшорных зонах либо вообще не подлежат налогообложению (Ирландия, Либерия), либо облагаются небольшим паушальным налогом (Лихтенштейн, Антильские острова, Панама, остров Мэн и др.). Льготной режим в оффшорных зонах определяется также отсутствием валютных ограничений, свободным вывозом прибылей, низким уровнем уставного капитала, отсутствием таможенных пошлин и сборов для иностранного инвестора, экстерриториальностью. Для стран, организующих оффшорные зоны, выгода состоит в привлечении дополнительных иностранных капиталов, получении дохода от пребывания зарегистрированной компании в этой зоне, создании дополнительных рабочих мест для местных специалистов, что в целом способствует развитию национальной экономики.

Особое место занимает свободная сетевая информационная зона - множество общественных компьютерных сетей, представляющих свободных доступ к информации для каждого. Выделяется глобальная зона киберпространства (Интернет) и локальная в реальном географическом пространстве (киберпорты). Глобальная свободная информационная зона состоит из множества языковых сегментов, где доминирует английский язык. Обладает мобильностью и интерактивностью, обеспечивает свободную конвертируемость (обратимость) интеллектуального продукта. Отменяет статусные коммуникации и представляет реальную опасность для всех держателей власти[8] .

Комплексная свободная экономическая зона – “открытый” город или особый район, ставящий перед собой широкие задачи использующие элементы разных видов свободных экономических зон. Они не имеют узкой специализации, а охватывают разные стороны экспортно-импортной, производственной и инновационной деятельности, отчего их внутренняя структура наиболее сложна[9] . Комплексные свободные экономические зоны появились сравнительно недавно, в начале 80-х годов. Некоторые из них были созданы с нуля, а большинство сформировались на базе зон с экспортно-ориентированной обрабатывающей промышленностью и представляют собой новую, более высокую, ступень развития. Отличие комплексных свободных экономических зон от других форм заключается в больших пространственных масштабах, более высокой концентрации производства и более широком поле деятельности. Их функции составляют единое целое: преимущественное развитие международной торговли экспорто-замещающего производства, развитие финансового рынка, коммуникаций, туризма[10] . К комплексным свободным экономическим зонам можно отнести пять специальных экономических зон Китая, “открытые районы” КНР, а также бразильскую зону “Манаус”, территорию “Огненная Земля” в Аргентине, зоны свободного предпринимательства, создаваемые промышленно развитыми странами в депрессивных районах.

Таким образом можно сделать вывод, что свободная экономическая зона - ограниченная территория с льготными экономическими условиями для национальных и иностранных предпринимателей и существуют их различные классификации (по характеру деятельности и функциональному предназначение; по степени интегрированности в мировую и национальную экономику; отраслевой признак и пр.). Основной группировкой свободных экономических зон считается классификация по характеру деятельности, на основе которой выделяют зоны свободной торговли, зоны совместного предпринимательства, технополис, сервисные свободные экономические зоны, свободные сетевые информационные зоны и комплексные свободные экономические зоны.


Роль зон свободной экономической торговли в мировой экономике

Среди форм международного экономического сотрудничества, которые ныне широко используются для развития отдельных регионов стран, видное место занимают свободные экономические зоны.

В соответствии с Киотской конвенцией 1973 года под свободной зоной понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории (принцип “таможенной экстерриториальности”) и поэтому не подвергаются обычному таможенному контролю и налогообложению.

В современной мировой практике существует до 25 разновидностей свободных экономических зон, среди которых с известной долей условности можно выделить таможенные зоны, беспошлинные зоны, таможенные свободные зоны, свободные экспортные зоны, свободные экспортно-производственные зоны, свободные производственные зоны, зоны экономического благоприятствования, зоны совместного предпринимательства, зоны технико-экономического развития, научно-промышленные парки и другие.

Несмотря на многие черты сходства, свободные экономические зоны в развитых странах Запада, в развивающихся странах и странах с переходной экономикой имеют некоторые различия.

Большое распространение таких зон в странах Запада вытекает из их активного участия в международном географическом разделении труда и мирохозяйственных связях, в разного рода интеграционных группировках, да и из самого постиндустриального характера их экономики. Неудивительно, что в этих странах представлены почти все разновидности СЭЗ[11] .

В США также наибольшее распространение получили зоны свободной торговли. Их здесь начали создавать еще в середине 30-х годов для преодоления последствий мирового экономического кризиса. В 80-х годах в стране начали возникать также зоны свободного предпринимательства, ориентирующиеся преимущественно на внутренний рынок. Большое распространение получили также научно-технологические зоны.

В Японии долгое время особенно много внимания уделяли технополисам и технопаркам, но с начала 90-х годов правительство этой страны приняло меры, направленные на стимулирование экспорта и привлечение зарубежных инвестиций. С этой целью в морских портах и международных аэропортах стали создавать свободные внешнеторговые зоны.

В развивающихся странах первые свободные экономические зоны начали возникать в середине 60-х годов. Сначала их было немного, но затем произошел настоящий бум, так что к началу XXI века по общему числу СЭЗ эти страны, по-видимому, уже не уступали развитым. Наибольшее распространение в странах Азии, Африки и Латинской Америки получили экcпopтнo-пpoизвoдcтвeнныe зоны, которые обычно вывозят почти всю производимую продукцию на внешние рынки. Очень часто такие зоны имеют анклавный характер, образуя своего рода “государство в государстве”.

Но наибольшие масштабы создание специальных экономических зон приняло в Китае. В стране, где сохраняется плановое хозяйство, они выполняют роль своего рода экспериментальных рыночных полигонов. Формирование СЭЗ в Китае началось в конце 70-х годов и затем прошло в своем развитии несколько этапов. Ныне на пять специальных экономических зон приходится значительная часть всех иностранных инвестиций в экономику страны.

Рассмотрев все эти примеры, можно сделать вывод, что главные признаки свободных экономических – тесная связь с мировым хозяйством, мировым рынком и активное привлечение иностранного капитала.

Использование выгод географического положения реализуется, прежде всего, в том, что свободные экономические зоны, как правило, создаются вблизи морских и речных портов, международных аэропортов, обеспечивающих хорошую связь с мировым рынком. В них устанавливается особый административно-правовой режим. Принимаются меры по привлечению иностранного капитала: освобождение от налогов на импорт сырья и оборудования и экспорт готовой продукции; минимальный таможенный контроль; освобождение иностранных инвеститоров от уплаты налогов; отмена ограничений на право собственности. Все это должно способствовать привлечению в районы свободных экономических зон финансовых, технологических и трудовых ресурсов.

Исследуя опыт создания и развития СЭЗ в мире, четко прослеживается следующая закономерность: данный опыт широко используется в странах всех уровней социально-экономического развития. Целью их создания является форсированное развитие отдельных приоритетных отраслей промышленности, стимулирование экспорта, привлечение иностранных капиталов, а также передовой техники и технологии.


Свободные экономические зоны в России

Первые свободные экономические зоны на территории Российской Федерации начали образовываться в конце 80-х годов, то есть в эпоху СССР. Были выпущены официальные документы, в которых формулировались концепции и цели создания, обосновывалась планируемая специализация зон. Основной целью создания свободных экономических зон в тот период была активизация внешнеэкономической деятельности предприятий и организаций путем создания совместных предприятий в СЭЗ.

Свободные экономические зоны рассматривались как вспомогательный институт государственной экономической политики, способ стимулирования межгосударственных экономических отношений СССР. Предполагалось, что первые зоны возникнут на Дальнем Востоке, то есть в регионе с развитым научно-техническим потенциалом, и будут способствовать росту производства наукоемкой продукции на базе действовавших национальных технологий и иностранного капитала.

Союзная программа по созданию свободных экономических зон не была реализована по целому ряду причин. К главным из них следует отнести: несовместимость концепции СЭЗ с действовавшим общенациональным механизмом хозяйствования; отсутствие средств, предназначенных для создания инфраструктуры этих зон; неразрешенность огромного количества технологических проблем функционирования этих зон; пассивное отношение потенциальных инвесторов к данной программе.[12]

Можно отметить, что зоны совместного предпринимательства не представляли большого интереса ни для потенциальных иностранных инвесторов в связи с ограниченностью возможностей освоения советского рынка через механизмы этих зон, ни для советских предприятий в связи с отсутствием как эффективных стимулов для образования предприятий в этих зонах, так и возможностей по реализации эффективных проектов.

Вторая волна в создании и развитии российских свободных экономических зон – это 1990 г., когда были изданы постановления парламента страны “О создании зон свободного предпринимательства”, а также постановления правительства о СЭЗ “Сахалин”. В результате, в стране появилось 19 экстерриториальных экономических образований, в дальнейшем к ним прибавилось еще несколько.

Третья волна связана с внесением в Госдуму в 1994-1995 гг. трех альтернативных вариантов проекта Закона “О свободных экономических зонах”. И хотя ни один из них так и не был принят, обозначенные в этих документах новые параметры свободных экономических зон послужили как бы толчком к переориентации федеральных и местных властей в политике и практике создания свободных экономических зон[13] .

К началу 2000 года в РФ на федеральном уровне официально существовало 12 свободных экономических зон, большая часть из которых была создана еще в начале 90-х гг., и сегодня реально функционирует скорее на бумаге, чем на деле.

В 2001 году Вячеслав Володин, являющийся на тот момент первым заместителем руководителя фракции “Отечество - вся Россия”, членом Комитета по законодательству, высказал свое мнение по этому вопросу: “К сожалению, имеющийся российский опыт экономических зон в ряде регионов показал несостоятельность этого экономического механизма. Как правило, экономические зоны становились прибежищем криминальных элементов, пытающихся нажить себе личное состояние, пользуясь всеми льготами на благо собственного кармана. В таких регионах благополучие народа не повышалось, а следственные органы выявляли десятки подставных фирм, качающих деньги в зарубежные банки за счет налоговых и других многочисленных льгот. Моя точка зрения в этом вопросе такова: экономические зоны нужны в крайнем случае, и каждая из них должна создаваться не распоряжением отдельных чиновников в келейном кругу «заинтересованных лиц», а путем принятия отдельного федерального закона по каждой экономической зоне. Все пункты этого механизма должны быть оговорены в законе, каждая копейка, пущенная в оборот, подотчетна. В принципе государство должно в целом создавать благоприятные условия - как экономические, так и социальные - для всех перспективных видов производства во всех регионах страны, а не строить капитализм в отдельно взятом субъекте Федерации...”[14]

В настоящее время информация о свободных экономических зонах в СМИ различная: от скептических высказываний до оптимистических прогнозов.

Их активно рекламируют правительство и чиновники различных рангов, особые экономические зоны постоянно посещают различные делегации. Например, 5 октября 2009 года представители Международного Инвестиционного и Международного промышленного банков, Сбербанка России, Банка ВТБ, Номос-Банка, Внешэкономбанка, а также ОАО “Росгазификация” и официального дилера компании “Катерпиллер” – “Восточная техника” в рамках рабочей поездки по Алтайскому краю посетили территорию особой экономической зоны туристско-рекреационного типа “Бирюзовая Катунь”. На их территориях постоянно проводятся различные конференции и деловые встречи как российских, так и зарубежных компаний. К примеру, 5 октября 2009 года в Конгресс-центре ОЭЗ “Дубна” состоялась деловая встреча с представителями американской компании “Agel Enterprises”. Гостей интересовали в первую очередь условия предоставления площадей на территории Инновационно-технологического центра для крупных мероприятий, возможность организации региональных семинаров. Участников деловой встречи в Конгресс-центре ОЭЗ ТВТ «Дубна» заинтересовала полученная информация, они планируют в будущем сотрудничество, а одну из первых конференций наметили провести на территории Инновационно-технологического центра уже в ближайшее время[15] .

Все вышеперечисленные факты вселяют надежду, что свободные экономические зоны в России будут существовать не только на бумаге, но и в реальной, повседневной жизни, и они принесут немалую пользу как для экономики России, так и для ее населения.


Заключение

Неотъемлемой частью международных экономических отношений второй половины XX века становятся свободные (специальные) экономические зоны (СЭЗ). Для мировых хозяйственных связей свободные экономические зоны предстают, в основном, как фактор ускоренного экономического роста за счет активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций, углубления интеграционных экономических процессов.

Свободные экономические зоны представляют собой часть национального экономического пространства, где используется особая система льгот и стимулов, не применяемая в остальных частях страны. Как правило, свободная экономическая зона - это в той или иной степени обособленная географическая территория. Применяемые во многих из них экономические правила, рычаги, специальные административные законы отнюдь не освобождают от определенного правового и хозяйственного режима, а лишь облегчают его, предоставляют льготы, стимулирующие предпринимательство. Фактически, государство в этих зонах лишь сокращает масштабы своего вмешательства в экономические процессы.

Цели создания свободных экономических зон зависят от уровня социально-экономического развития организующих их стран, их стратегических народнохозяйственных планов и др. Поэтому причины и цели создания свободных экономических зон в каждом конкретном случае могут отличаться друг от друга. Так, в промышленно развитых странах, таких как США, Великобритания, Франция свободные экономические зоны часто создавались для активизации внешнеэкономических связей, реализации региональной политики, направленной на оживление мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах, выравнивание межрегиональных различий. В этих целях такой категории предпринимателей предоставлялась большая, чем в других районах страны, свобода деятельности и значительные финансовые льготы. Эти программы не имели специальной ориентации на привлечение иностранного капитала.

Со сходной целью создавались свободные экономические зоны и в ряде развивающихся государств. Однако в отличие от промышленно развитых стран в этих государствах упор при создании СЭЗ делается на привлечение иностранного капитала, технологий, модернизацию промышленности, повышение квалификации рабочей силы.

Создание свободных экономических зон рассматривается их учредителями как важное звено в реализации принципов открытой экономики. Их функционирование связывается с либерализацией и активизацией внешнеэкономической деятельности. В свободных экономических зонах экономика имеет высокую степень открытости внешнему миру, а таможенный, налоговый и инвестиционный режимы благоприятны для внешних и внутренних инвестиций.


Список литературы

1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. – М.: Экономистъ, 2004.

2. Багудина Е.Г. Экономический словарь. – М.: Проспект, 2008.

3. Гурова И.П. Мировая экономика. – М: Инфра-М, 2008.

4. Дергачев В.А. Международные экономические отношения. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

5. Максаковский В.П. Географическая картина мира. – М.: Дрофа, 2007.

6. Фролова Т.А. Мировая экономика: конспект лекций. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006.

7. Динес И., Швыряев Я., Володин В., Зубов В., Семенов В., Боос Г. “Нужны ли России свободные экономические зоны?”// “Экономика России. XXI век”, № 4, 2003.

8. Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами.// http://www.rosoez.ru/news/press_service/


[1] Багудина Е.Г. Экономический словарь. – М.: Проспект, 2008

[2] Гурова И.П. Мировая экономика. – М: Инфра-М, 2008.

[3] Максаковский В.П. Географическая картина мира. – М.: Дрофа, 2007

[4] Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. - М.: Экономистъ, 2004

[5] Максаковский В.П. Географическая картина мира. – М.: Дрофа, 2007

[6] Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. - М.: Экономистъ, 2004

[7] Фролова Т.А. Мировая экономика: конспект лекций. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006

[8] Дергачев В.А. Международные экономические отношения. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

[9] Максаковский В.П. Географическая картина мира. – М.: Дрофа, 2007

[10] Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. - М.: Экономистъ, 2004

[11] Максаковский В.П. Географическая картина мира. – М.: Дрофа, 2007

[12] Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. - М.: Экономистъ, 2004

[13] Гурова И.П. Мировая экономика. – М: Инфра-М, 2008.

[14] Динес И., Швыряев Я., Володин В., Зубов В., Семенов В., Боос Г. “Нужны ли России свободные экономические зоны?”// “Экономика России. XXI век”, № 4, 2003г.

[15] Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами.// http://www.rosoez.ru/news/press_service/

Скачать архив с текстом документа