Свободные Экономические Зоны на примере Калининградской области

СОДЕРЖАНИЕ: СЭЗ. Общие понятия. СЭЗ на примере Калининградской области. Рекомендации по совершенствованию.

Свободные Экономические Зоны на примере Калининградской области

Дисциплина: Региональная экономика и управление

Контрольная работа

Выполнила: Студентка 5 курса ГМУ

Москва, 2011

Введение

Свободные экономические зоны (СЭЗ) прочно вошли в мировую хозяйственную практику и действуют в различных странах. Сейчас в мире, по разным данным, от 400 до 2000 СЭЗ, но, как отмечено, к этому перечню нельзя с полным основанием отнести ни одну российскую, поскольку те образования, которые в России называются свободными экономическими зонами, не удовлетворяют международным требованиям, предъявляемым к такого рода зонам.

Более того, несмотря на неоднократные попытки создания реально функционирующих СЭЗ в России, они остаются в отечественной экономике явлением скорее экзотическим, вокруг которого на протяжении уже почти 10-ти лет ведутся острые, но далеко не всегда приносящие реальные плоды дискуссии. Судя по остроте этих дискуссий, а также по отсутствию значимых практических результатов деятельности российских СЭЗ, до сих пор нельзя считать вполне ясным: целесообразно и возможно ли вообще их широкое создание в наших переходных условиях? В какой мере эти зоны смогут получить развитие в России, как именно должна при этом сказаться ее специфика? Не являются ли зоны свободного предпринимательства своеобразной естественной монополией лишь отдельных приграничных районов Российской Федерации? Насколько обширными могут быть их границы? На каком уровне должны приниматься решения об образовании таких зон, какие процедуры при этом целесообразно применять?

Для ответа на подобного рода вопросы требуется ознакомиться с существующей мировой и отечественной практикой, попытаться проанализировать накопленный (в том числе - и отрицательный) опыт. Это позволит объективно оценить возможности и перспективы создания и развития свободных экономических зон в российской экономике.

Получение, использование и распределение созданных материальных благ требуют обмена ими не только на личностном, внутристрановом уровне, но также и на межстрановом. Необходимость осуществления обменных операций между странами обусловила формирование международных экономических отношений как отдельной экономической категории, а также привела к интенсивному развитию межстранового разделения труда и соответственно укреплению взаимосвязей в области торговли, движения капитала, научных и технологических знаний, рабочей силы, информации. Можно с уверенностью говорить о том, что международное разделение труда и международные экономические отношения при их рациональном и правильном использовании могут быть обоюдовыгодными для всех участников. На сегодняшний день есть немало подтверждений тому, что, несмотря на относительно успешный рост мировой экономики в целом, международная торговля, базирующаяся на международном разделении труда, развивается более быстрыми темпами.

Свободные экономические зоны. Общие понятия.

Под СЭЗ следует понимать часть территории страны, где государство устанавливает особый режим управления, наиболее благоприятный для деятельности иностранных и отечественных предпринимателей, для привлечения внешних и внутренних инвестиций.

Этот режим обычно предусматривает особые льготы для осуществления торговых операций (вплоть до отмены экспортно-импортных пошлин), налоговые льготы (вплоть до отмены налогообложения), финансовые льготы на предоставление коммунальных и иных услуг и административные льготы, облегчающие процедуры въезда и выезда, регистрации предприятий и т. д.

Одно из непременных условий возникновения СЭЗ:

наличие выгодного экономико-географического положения. Для небольших, «точечных», СЭЗ это прежде всего соседство с международным портом или аэропортом.

Критерии классификации свободных экономических зон

1) характер деятельности и функциональное предназначение;

2) степень интегрированности в мировую и национальную экономику;

3) отраслевой признак;

4) характер собственности (они могут быть государственными, частными и смешанными).

Торговые СЭЗ

К ней относятся свободные таможенные зоны, торгово-складские зоны, свободные порты, но в первую очередь — зоны свободной торговли (ЗСТ), получившие наиболее широкое распространение. Зоны свободной торговли обычно создаются на территории морских портов и аэропортов или в непосредственной близости от них. Они пользуются таможенной экстерриториальностью: хранящиеся и продающиеся в них товары не подлежат обычному таможенному контролю.

Одной из разновидностей зон свободной торговли считают и магазины «Дьюти фри» (Duty free — беспошлинно), пользующиеся правом беспошлинной торговли и ставшие необходимой принадлежностью многих международных аэропортов.

Промышленно-производственные СЭЗ

СЭЗ этой группы принято подразделять на экспортно- и импортно-ориентированные.

Первые из них работают на внешний рынок.

Вторые на внутренний.

Экспортно-производственных зон значительно больше, так что они в основном и формируют вторую группу СЭЗ. Эти зоны предназначены, прежде всего, для увеличения экспортного потенциала страны и, соответственно, ее валютных доходов. Некоторые из них возникли на базе трансформации зон свободной торговли, но большинство создавалось целенаправленно с экспортной ориентацией. Для многих таких зон характерно преобладание сборочных предприятий.

Научно-технологические (технико-внедренческие) СЭЗ

В них концентрируются национальные и зарубежные проектные, исследовательские, научно-производственные фирмы, также пользующиеся единой системой налоговых и финансовых льгот.

Задача таких СЭЗ заключается в разработке и внедрении в отечественную практику новейших технологий.

Они имеют характер инновационных и научных центров, научных, исследовательских парков, технопарков и др.

Сервисные СЭЗ

Предоставляющие льготные условия тем фирмам и учреждениям, которые специализируются на оказании различного рода услуг, в основном финансовых, но также и других.

Среди них различают офшорные зоны, финансовые центры, центры предоставления банковских, туристических и иных услуг.

Комплексные СЭЗ

Они не имеют узкой специализации, а охватывают разные стороны экспортно-импортной, производственной и инновационной деятельности, отчего их внутренняя структура наиболее сложна.

Комплексные СЭЗ и по размерам значительно больше других. Они могут занимать территорию целого района, административной области, а в отдельных случаях и более крупного региона.

Международные СЭЗ

Такие зоны создаются в приграничных районах двух или нескольких стран с участием как частных фирм, так и соответствующих государств.

Наиболее ярким примером международной СЭЗ может служить создаваемая на границе России, Китая и КНДР зона Туманган.

Последовательные поколения СЭЗ

к СЭЗ первого поколения относят зоны свободной торговли,

к СЭЗ второго поколения — экспортно-производственные зоны,

к СЭЗ третьего поколения — технико-внедренческие и сервисные зоны.

Появились также первые предложения, касающиеся зон четвертого поколения.

СЭЗ в России

В России свободные экономические зоны стали создавать в конце 80-х годов, и к середине 90-х официально утвержденных СЭЗ было уже полтора десятка. Среди них есть и более узко специализированные зоны разных типов (с преобладанием зон свободной торговли), и комплексные, более крупные по территории. Однако далеко не все СЭЗ России выдержали испытание временем, да и государственная политика по отношению к ним отличалась непоследовательностью.

2. Свободная экономическая зона в Калининградской области

Калининградская область – уникальный регион, занимающий особое место среди субъектов Российской Федерации. Интеллектуальный и производственный потенциал, богатство природных ресурсов, геостратегическое положение – все это является надежной базой для эффективного решения социально-экономических вопросов, укрепления связей России с другими странами Европы

В 1991 году в Калининградской области была создана свободная экономическая зона Янтарь. В 1996 году статус особой экономической зоны в регионе был закреплен федеральным законом.

1 апреля 2006 года вступил в силу Федеральный закон от 10.01.2006 года №16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», призванный обеспечить благоприятный инвестиционный климат в регионе, повысить конкурентоспособность производимых товаров, создать эффективно работающий механизм экономических отношений в Калининградской области, обеспечивающий развитие эксклава как региона российско-европейской экономической интеграции. Данный закон, с одной стороны, использует положительный потенциал действующего федерального законодательства и международного опыта, с другой - содержит ряд положений, направленных на создание правовых и институциональных условий для обеспечения экономического роста и привлечения инвестиций в регион, развития в регионе капиталоемких экспортноориентированных производств.

Федеральный закон предусматривает введение специального статуса резидента Особой экономической зоны: резидентом Особой экономической зоны может стать юридическое лицо, осуществляющее инвестиционный проект и включенное в единый реестр резидентов Особой экономической зоны.

К инвестиционным проектам, реализуемым резидентами, предъявляются следующие требования:

реализация инвестиционных проектов на территории Калининградской области;

осуществление инвестиций в форме капитальных вложений;

объем капитальных вложений в соответствии с представленным инвестиционным проектом должен составлять в сумме не менее чем 150 миллионов рублей;

объем капитальных вложений в сумме не менее 150 миллионов рублей должен быть осуществлен в срок, не превышающий трех лет со дня включения юридического лица в реестр резидентов ОЭЗ.

Особая экономическая зона (ОЭЗ) включает всю территорию Калининградской области, кроме оборонных объектов и нефтедобыче на шельфе. Главная особенность, непосредственно установленная самим законом, - режим свободной таможенной зоны, то есть все товары ввозятся в область (и из российских регионов, и из-за рубежа) без взимания таможенных пошлин. И все произведенные в области товары вывозятся за её пределы беспошлинно.

Создание благоприятного инвестиционного климата является одной из задач и одновременно необходимым условием успешного функционирования Калининградской особой экономической зоны.

Для Калининградской области из-за её эксклавности иностранные инвестиции будут иметь ещё большее значение, чем для России в целом. Но создание благоприятного инвестиционного климата в регионе должно способствовать не только иностранным, но и инвестициям предпринимательского капитала из других регионов России, а также привлечению местных, пусть и ограниченных финансовых ресурсов.

Хочу отметить, что по росту промышленного производства в январе-ноябре 2010 года Калининградская область заняла первое место среди регионов СЗФО, а среднероссийский показатель оказался превышен на 21%. При этом по итогам 2009 года регион находился лишь на 7 месте.

Высокий темп роста индекса промышленного производства в 2010 году был достигнут, прежде всего, за счет роста выпуска промышленной продукции обрабатывающих производств. Индекс обрабатывающих производств составил 144, 9% против 79, 1% за соответствующий период 2009 года, что оказалось самым высоким результатом по СЗФО (в 2009 году – 8 место).

Рост в обрабатывающих производствах отмечался практически по всем видам деятельности за исключением обработки древесины и производства изделий из дерева (-6, 5%).

При этом наибольший рост фиксировался в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования (в 3, 1 раза). Это связывают с возобновлением поставок на телевизионные предприятия области комплектующих изделий от ведущих мировых брендов, а также с вводом в эксплуатацию новых предприятий-резидентов ОЭЗ (ООО «Системы Нефть и Газ Балтия», ОАО «НТП «Цифровые телевизионные системы», ООО «Пранкор», ООО «ПроИнвест»).

Кроме того, «в связи с развитием предприятий ООО «Автотор Холдинг», ОАО «ПСЗ «Янтарь», других калининградских предприятий судостроения и судоремонта» в 2, 6 раза возросли объемы производства транспортных средств и оборудования.

3. Рекомендации по совершенствованию СЭЗ

Действующий Закон об ОЭЗ в Калининградской области, безусловно, играет большую роль в экономическом развитии региона. С помощью предоставляемых налоговых и таможенных льгот стимулируется активизация бизнеса и инвестиционнуя привлекательность области.

Но главное, на что должно быть направлено действие закона об ОЗЭ это обеспечение постепенного повышения среднего уровня зарплат и пенсий, реальных доходов населения Калининградской области. Несмотря на финансово-экономический кризис, который наша страна пережила с наименьшими социальными и экономическими потерями, именно за счет Закона об ОЭЗ в регионе удалось не допустить экономического коллапса и стабилизировать ситуацию в целом. К примеру, индекс промышленного производства за 9 месяцев 2010 года по области составил 129, 8% к 9 месяцам 2009 года, тогда как в среднем по России он равен 108, 9%. Что касается эффективности и перспектив развития, то здесь есть над чем поработать.

Необходимо понимать, что Закон об ОЭЗ в том виде, в котором он существует, не должен быть панацеей и замороженным законодательным актом. Реалии жизни и происходящие глобальные процессы на территории России, стран Таможенного Союза, ЕС и мира в целом заставляют искать новые пути решения в вопросах управления и регулирования экономических и инвестиционных процессов в регионе, который является форпостом России на ее западной границе.

Недавнее подписание декларации о создании Единого Экономического Пространства с Казахстаном и Беларусью, считается огромной политической и экономической победой, а также демонстрацией международных успехов России, а также скорое вступление России во Всемирную торговую организацию на сегодня являются двумя главными международными событиями, которые требуют приступить к работе по пересмотру положений закона об ОЭЗ уже сейчас.

Депутат Государственной Думы ФС РФ от Калининградской области, Председатель Комитета по экономической политике и предпринимательству Е.А. Федоров предложил создать в Калининграде экспертную группу специалистов, которые совместно с органами власти и всеми заинтересованными лицами продолжат работу по оценке существующей ситуации и подготовке нового Закона об Особой экономической зоне в Калининграде.

Только после проведенного исследования и глубокого анализа можно будет сказать, что нужно сделать, чтобы сделать из Калининградской области регион высочайшей инвестиционной привлекательности и деловой активности, чтобы новый Закон отвечал современным интересам граждан, государства и бизнес сообщества.

На мой взгляд, в экономическом плане Калининградскую область необходимо развивать как постиндустриальную территорию путем создания предприятий с наукоемким производством и современными технологиями, как это с успехом сделал у себя наш северный сосед - Финляндия. Там всего за шесть лет экономика перешла на постиндустриальный тип. При том, что в Финляндии практически отсутствует собственная наука, они сумели создать и развить рынок новых технологий. Примером здесь может быть продукция компании Nokia, которая известна и уважаема во всем мире. Если наша страна пойдет этим же путем, мы не хуже наших соседей сможем производить качественные и конкурентоспособные товары.

Мы должны использовать международный опыт, тем более, что в России научный потенциал самый высокий в мире. На идеях российских ученых разрабатывается большинство технологий в мире. Но до сих пор мы не имеем рынка интеллектуальной собственности и не получаем дохода от научного прикладного бизнеса, который является самым прибыльным. А базой для развития такого бизнеса может и должно стать малое и среднее предпринимательство в сфере производства, высокотехнологичный, высокоэффективный инновационный малый бизнес.

Что касается развития транспортных узлов и особенно морских портов в регионе, здесь необходимо использовать уже имеющийся мировой опыт, когда на территории портов создаются свободные таможенно-торговые зоны, с помощью которых можно существенно повысить объем грузопотока и активизировать экспортно-импортные торговые операции.

Не надо забывать и о том, что географические, климатические и исторические особенности Калининградской области – это хорошая площадка для развития туристических и санаторно-лечебных услуг.

И поэтому сегодня стоит главная задача правильно и эффективно распорядится вышеназванным потенциалом региона.

Заключение

Несмотря на то что, СЭЗ в Калининградской области на сегодняшний день успешно развивается, есть ряд проблемных вопросов в экономике и управлении Калининградской области, требующих, по крайней мере, начала каких-либо действий по улучшению ситуации.

Основной проблемой для развития экономики Калининградской области является то, что все соседи Калининграда, будучи государствами, имеют возможность принятия управленческих решений любого уровня, а власти нашей области, не имея достаточных полномочий, теряют в оперативности принятия решений, согласовывая их с федеральными органами. Поэтому Калининградская область проигрывает в конкурентной борьбе странам Балтии.

Кроме того, в экономическом плане Калининградскую область необходимо развивать как постиндустриальную территорию путем создания предприятий с наукоемким производством и современными технологиями.

Также необходимо использование научного потенциала России.

Требуется развитие транспортных узлов и особенно морских портов в регионе.

Обязательно развитие туристических и санаторно-лечебных услуг.

Экономика Калининградской области очень современная в отличие от российской в целом. В Калининградской области нет моногородов, все предприятия высокотехнологичные, практически все не полного цикла, с высокой производительностью труда. Это экономика малого бизнеса, которая опережает российскую на несколько лет. Этот проект позволяет России конкурировать с Западом напрямую. Это лицо России перед Европой, и развитие этого региона должно показать, что наша экономика может на равных конкурировать с самыми развитыми странами.

Список литературы

1. . Федеральный закон от 10.01.2006 года №16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»

2. Федеральный закон от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ (в ред. от 25 декабря 2009 г.) Об особых экономических зонах в Российской Федерации

3. Федеральный закон от 25 декабря 2009 г. N 340-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон Об особых экономических зонах в Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации

4. Арутюнян Л.О. Особые экономические зоны как фактор стимулирования развития инновационной деятельности // Социально-экономические и технические системы: исследование, проектирование, организация. 2006.

5. Бахтин С.И. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в свободных экономических зонах России и офшорных зонах: Автореф. дис. ... к.ю.н. М., 2006.

6. Гасумянова А.В. Правовой режим предпринимательства в особых экономических зонах Российской Федерации: Автореф. дис. ... к.ю.н. СПб., 2008.

7. Постатейный комментарий Федерального закона Об особых экономических зонах в Российской Федерации / Под ред. А.Н. Козырина. М., 2006.

8. Нилов К.Н. Правовое положение резидентов особой экономической зоны в Калининградской области: некоторые проблемы // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. Серия Экономические и юридические науки. Вып. 9. Калининград, 2007.

9. Реут А.И. Статус резидента особой экономической зоны // Современное право. 2006

10. Рыбаков С.А., Орлова Н.А. Особые экономические зоны в России. Налоговые льготы и преимущества. М.: Вершина, 2006.

11. Трошкина Т.Н. Перспективы регионального развития в свете формирования особых экономических зон в РФ: проблемы внешнеторгового и таможенного регулирования // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2008.

Скачать архив с текстом документа