Сюлли Прюдом

СОДЕРЖАНИЕ: Сюлли Прюдом (Rene Francois Armand Sully Prudhomme, 1839—1907) — псевдоним французского поэта Рене Франсуа Армана Прюдома. Обучался классическим языкам в лицее Бонапарта и в 1856 получил звание бакалавра наук.

В. Шишов

Сюлли Прюдом (Ren Franois Armand Sully Prudhomme, 1839—1907) — псевдоним французского поэта Рене Франсуа Армана Прюдома. Обучался классическим языкам в лицее Бонапарта и в 1856 получил звание бакалавра наук. После этого поступил на службу на один из заводов Крезо. Однако С. вскоре оставил это место и возвратился в Париж, где некоторое время занялся изучением нотариального права. Издание первого сборника стихов «Stances et Pomes» (1865) было встречено всеобщим одобрением; это дало ему возможность посвятить себя всецело литературной деятельности. В 1869 выходит в его переводе и с его предисловием «Le premier livre de Lucrce» и в 1869 сборник «Les Solitudes». Другие книги С.: «Posies (Les preuves, Les curies d’Augias. Croquis Italiens...»), 1872, за которыми последовали «Impressions de la guerre» (1872), «Les Destins» (1872), «La Rvolte des fleurs» (1874), «La France» (1874), «Les Vaines tendresses» (1875), «La Justice» (1878), «Le Prisme» (1886), «Le Bonheur» (1888), «Les Solitudes» (второе издание, 1894), «Oeuvres de prose» (1898), «Sully Prudhomme Alfred de Vigny Sonnets» (1898). Кроме произведений художественных, С. принадлежат три работы теоретического характера: «Rflexions sur l’art des vers» (1892), «L’Expression dans les beaux-arts» (вошло в кн. Oeuvres. Prose. 1883), «Testament potique» (1901). В 1881 был избран членом Французской академии, а в 1902 награжден Нобелевской премией.

С. объединяет с поэтами «Парнаса» одинаковая вражда к рассудочности Ламартина и лирической беспорядочности Мюссе, виртуозная техника стиха и строгая законченность формы, но вместе с тем его творчество представляет преодоление тенденций парнасской поэзии при использовании ее средств. Исключительно эстетическому восприятию действительности и выражению ее во внешних пластических образах он противополагает моральное и логическое осознание ее. В его лице мыслитель работает рука об руку с поэтом. Он не замыкается подобно парнасцам в гордом одиночестве художника. Его поэзии не чужды социальные мотивы, которые совершенно несвойственны парнасцам. В то время как взоры последних были обращены к временам давно прошедшим или экзотическим странам, внимание С. было устремлено на современность, он чувствовал себя сыном своего века и своего народа. Переживания С.-гражданина выражены в «Impressions de la guerre», в сонетах, составивших поэму «La France», где он разделяет чувство национальной скорби по поводу неудачной войны 1870—1871 и старается одновременно пробудить в молодом поколении мужество и уверенность в будущем. Если парнасцы были не чужды феодальных и католических тенденций, увлекались порою учением о нирване, то С. заявлял себя решительным позитивистом; он пытался сочетать художественное постижение мира с научным. На этом пути он являлся предшественником так наз. «научной поэзии» Рене Гиля и его последователей. Но это стремление разрешить в поэзии стоящие перед современной наукой задачи приводило нередко С. к абстрактному аллегоризму. В этом недостатки его поэм: «Les curies d’Augias», «Les Destins», «Le Znith». Более удачны поэмы: «La Justice» и «Le Bonheur». В первой из них поэт после тщетных поисков справедливости в общественной жизни и в устройстве вселенной вообще находит ее в сердце человека; во второй «фаустовская» проблема разрешается в том смысле, что счастье невозможно найти ни в жизни чувств, ни в области знания, оно лишь в самопожертвовании.

Вместе с тем следует отметить, что представление об основных силах истории, о классовой борьбе было чуждо С. В полном соответствии с рационалистическими основами своего мышления С. ждет преобразования человеческого общества от прогресса науки и искусства, которые должны стать доступными всем людям.

Широкой известности как во Франции, так и за ее пределами С. обязан своим лирическим произведениям. Лирическая поэзия С. является одним из звеньев в той линии развития французской поэзии, которая связана с гимнами Альфреда де Виньи и Сент-Бёва. В ней творчество С. соприкасается с творчеством его младших современников — символистов. Правда, и в этой области на стихах С. лежит неизменная печать рассудочности, мешающая ему отнестись со свойственной другим поэтам доверчивой непосредственностью к жизни и природе: таковы напр. его «Le ciel», «La grande Ourse», но зато другие лирические стихотворения проникнуты такой утонченной нежностью и замкнуты в такую совершенную форму («Les yeux», «Priere», «Les voici»), что они заставляют отвести С. одно из видных мест среди лириков Франции.

Список литературы

Перечень произведений С. — в тексте. Существуют три сборника переводов из С. на русск. яз.: Сюлли-Прюдом в переводах Андреевского, Анненского, Апухтина... (и др.), СПБ, 1911

Избранные стихотворения. Сб., сост. П. Н. Петровский, Изд. «Польза» (в серии «Универс. библиотека», № 863), М., 1913

Избранные стихотворения. Составил П. Н. Петровский. Сборник, изд. «Земля и фабрика», М., 1924.

Brunetire F., L’Evolution de la posie lyrique en France au dixneuvime sicle, t. II, P., 1894

Coquelin G., Un pote philosophe Sully Prudhomme, P., 1882

Sainte-Beuve Ch. A., Nouveaux lundis, t. X, P., 1868

Car T., Potes et romanciers, P., 1888

France A., La vie littraire, 2-e srie, P., 1890

Verlaine P. (под псевдонимом Pierre et Paul), Les hommes d’aujourd’hui, P. (c 1903)

Zyromsky E., Sully Prudhomme, P., 1908

Цебрикова М. К., Поэт-мыслитель, «Русская мысль», М., 1887, кн. II

Леметр Ж., Современные писатели, СПБ, 1891 стр. 59—89 — Сюлли-Прюдом)

Деген Е., Новейшая французская лирика, «Новое слово», СПБ, 1896, № 9 (июнь).

Скачать архив с текстом документа