Таможенная политика зарубежных стран

СОДЕРЖАНИЕ: Содержание. Введение Глава 1. Таможенный тариф в зарубежных странах ...3 1. Таможенный тариф США ….. …..3

Содержание.

Введение

Глава 1. Таможенный тариф в зарубежных странах.......................................3

1. Таможенный тариф США………………………………………..………..3

2. Таможенный тариф ЕС……………………………………………………..6

Глава 2. Таможенно-тарифная политика зарубежных стран

1. Таможенно-тарифная политика Японии………………………………..…..11

2. Таможенно-тарифная политика Украины………………………..…………13

Глава 3. Основные направления таможенно-тарифной политики РФ……….21

Заключение

Список используемой литературы

Введение.

Таможенная политика - часть внешнеторговой деятельности государства, регламентирующая объем, структуру и условия экспорта и импорта товаров. Одной из форм проявления таможенной политики является таможенный протекционизм, усиливающийся в период кризисов. В этот период вводятся высокие таможенные пошлины на импортные товары и, как правило, льготные таможенные пошлины на экспортную продукцию. В последние десятилетия наряду с таможенными пошлинами широко применяются нетарифные методы ограничения импорта: квотирование, стандарты качества и экологической чистоты.

Таким образом, в роли институционального обеспечения таможенной политики выступает Государственный таможенный комитет: именно им осуществляется протекционистская политика поощрения отечественного производства через льготные пошлины; меры тарифного и нетарифного регулирования. Доводы в пользу свободной торговли основаны на экономическом анализе, демонстрирующем ее выгоды как для каждой из сторон, так и для всего мирового хозяйства.

Целями таможенной политики являются обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории РФ, участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулирование развития национальной экономики, содействие проведению структурной перестройки и других задач экономической политики.

Таможенные пошлины и сборы являются инструментом торговой политики и государственного регулирования внутреннего российского товарного рынка при его взаимодействии с мировым. Таможенная пошлина призвана содействовать оперативному регулированию налогообложения перемещения товаров через таможенную границу России, поэтому право установления размеров таможенных пошлин по конкретным товарам, перемещаемым через таможенную границу, в отличие от других налогов и сборов, как в ближайшие годы, так и на более длительную перспективу должно быть сохранено за Правительством РФ.

Глава 1. Таможенный тариф в зарубежных странах.

Для регулирования внешней торговли во всех странах мира используются как тарифные, так и нетарифные меры. В соответствии с требованием Всемирной торговой организации таможенный тариф должен стать основным инструментом регулирования внешней торговли.

Необходимо учитывать, что основным принципом этой организации является максимальная либерализация мировой торговли путем снижения торговых и таможенных пошлин. Также следует отметить, что самые развитые государства - США, Япония, и, отчасти, Канада - образуют в рамках ВТО так называемый большой квартет. Эти страны, являясь крупнейшими производителями, занимают, соответственно, ведущие места по объемам внешнеторгового оборота. Из этого следует, что необходимо рассмотреть системы внешнеторгового, прежде всего таможенного регулирования крупнейших участников международной торговли.

1. Таможенный тариф США.

Импортный таможенный тариф США имеет восьмизначную номенклатуру на основе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (ГС). Он содержит две колонки ставок пошлины (как адвалорных, так и специфических). Вторая колонка это ставки, установленные Законом о тарифе 1930 г. и с тех пор остающиеся неизменными. Эти ставки применяются к товарам, происходящим из стран, которым США не предоставили режим наибольшего благоприятствования (РНБ). Ими облагался импорт из бывшего СССР, а затем России (до заключения в 1992 г. соглашения о предоставлении РНБ). Эти ставки применялись также (по состоянию на 1992 г.) к товарам Афганистана, Албании, Вьетнама, Камбоджи, КНДР, Кубы, Лаоса, Латвии, Литвы, Монголии, Румынии, Эстонии (данные перечислены в Законе о торговле). Установленные законом ставки составляют, как правило, от 25 до 60 %, но на некоторые товары (например, текстиль) они достигают 90%.

Первая колонка тарифа включает две подколонки. Первая из них содержит так называемые «общие» ставки, применяемые к странам, которым предоставлен РНБ. Для предоставления этого режима по американским законам не требуется заключения каких-либо особых соглашений, им автоматически пользуются все, не поименованные специально в законе государства. Право России на РНБ в соответствии с поправкой Джексона-Вэника к Закону о торговле 1974г. должно ежегодно подтверждаться, однако президент США внес предложение об отмене данной поправки.

Средневзвешенный уровень применяемых ставок пошлин составляет 3% для сельскохозяйственной и 5% для промышленной продукции. Для некоторых категорий товаров (табак, овощи, керамика, бензольные химикаты, текстиль и одежда) уровень средневзвешенных ставок значительно выше

(иногда достигает 20%). Самыми высокими пошлинами на практике оказываются специфические. В 1989г. адвалорный эквивалент специфических пошлин на некоторые изделия табачной промышленности достигал 1775%, на какао и изделия из него - 338%, на некоторые виды наручных и настольных часов- 151%.

На определенные виды товаров (сахар, некоторые сорта молока, сливок, тунец, зеленые оливки и т.д.) установлены тарифные квоты. При ввозе товаров в пределах этих квот ставки пошлин понижаются на 70-75%.

Ввоз молока, масла, некоторых видов овощей и фруктов, произрастающих в США, облагается сезонными пошлинами. Допускается также временное понижение и временное увеличение ставок пошлин на некоторые товары, в том числе ввозимые из отдельных стран (как, например, увеличение пошлин на говядину, консервированные томаты, фруктовые соки - из Европейского Союза (ЕС), на кожаные изделия и машины для обработки информации из Японии).

Вторая подколонка первой колонки тарифа содержит преференциальные ставки пошлин, применяемые в соответствии с американской схемой Общей системы преференций (ОСП). США применяют ОСП с 1976г. С 1993 года она охватывает около 4100 товарных позиций по восьмизначной квалификации ГС, ввозимые из 131 развивающейся страны и территории (включая 32 наименее развитых государства).

Страна, пользующаяся преференциями, может быть исключена из схемы ОСП, если она достигла определенного (установленного американским законодательством) уровня ВНП на душу населения, а также, если наблюдается значительный прогресс в ее экономическом развитии и торговле. Отдельный продукт выводится из сферы действия преференций, если его поставки из данной страны превышают 50% (иногда - 25%) всего американского импорта этого товара, или если стоимость импорта превысила предварительно установленную величину (в 1992г.- 101 млн. долл.).

Перечень товаров и стран, подпадающих под режим ОСП, пересматривается ежегодно.

Начиная с 90-х годов США распространили действие режима ОСП на Россию. Тарифные льготы предоставляются при ввозе в Соединенные Штаты российских товаров, относящихся к 4284 товарным позициям по восьмизначной классификации. Сюда входят в основном изделия обрабатывающей промышленности, некоторые продукты сельского хозяйства и рыбной промышленности. Преференции не распространяются на текстильные изделия и предметы одежды, подпадающие под действие Международного соглашения по текстилю, а также часы, полуфабрикаты и готовые изделия из стекла.

Поскольку в рамках СНГ создана сегодня зона свободной торговли, товары, 35% стоимости которых создано в России и странах СНГ, могут пользоваться в США преференциальным режимом.

Чтобы товар, стоимость которого превышает 1500 долларов, мог пользоваться преференциями при ввозе в США, при его таможенном оформлении должен предъявляться в предусмотренный международными соглашениями об ОСП сертификат происхождения формы «А». Выдачу таких сертификатов в России осуществляют Министерство экономического развития и торговли и его уполномоченные в регионах.

2. Таможенный тариф ЕС.

Единый таможенный тариф ЕС ежегодно издается Комиссией Европейского Союза в двух вариантах официальное издание и интегрированное (расширенное) издание, содержащее более полную информацию.

В основе тарифа с 1 января 1988 г. лежит восьмизначная номенклатура (хххххх - 6 -значный код товара; хх - дополнительная детализация), сформулированная на основе ГС. В интегрированном тарифе номенклатура расширена до 13 знаков. Девятая цифра, обозначенная в едином тарифе звездочкой, зарезервирована для статистических целей отдельных стран-членов ЕС. Цифры 10-13 детализируют тарифные позиции, обеспечивая возможность регулирования импорта отдельных категорий товаров, не заполняющих целиком всю тарифную позицию.

Официальное издание тарифа имеет двухколонную структуру. Первая колонка содержит автономные (законодательно установленные) ставки пошлин. Эти ставки являются максимальными и применяются редко. Пошлины на большинство товаров составляют от 4 до 25%, хотя обложение автотранспортных средств достигает 29%,сахара -80%, табачных изделий - 180%. Масличные семена, корм для скота, некоторые животные продукты, минеральные продукты (кроме топлива), дерево, резина импортируются беспошлинно.

Во второй колонке указаны конвенциональные ставки. Эти ставки применяются к товарам стран, пользующихся РНБ и являющихся членами ВТО, а также стран, с которыми ЕС заключил соглашение о предоставлении данного режима. Практически ставки РНБ применяются к товарам любого происхождения. Эти Ставки для продуктов питания и сельскохозяйственной продукции на 10-13% ниже автономных ставок, а среднеарифметический их уровень составляет 12,4%. Для остальных товаров ставки РНБ составляют от 25 до 70% от автономных, а их средний уровень - 6,4% .

В интегрированном тарифе приводятся сведения не только о таможенных пошлинах, но и о других регуляторах внешней торговли. В седьмой колонке этого тарифа собраны фактически применяемые ставки пошлин: там, где установлены ставки РНБ, применяются данные ставки, если же на данный товар конвенциональной ставки нет, пошлина взимается по автономной ставке. Ставки РНБ отсутствуют на такие «чувствительные» товары, как мясо, птица, молочные продукты, зерновые, сахар, вино и крахмал. Кроме того, в данной колонке отмечены те товары, которые облагаются импортными сборами вместе с таможенными пошлинами или вместо них. Наконец, данная колонка содержит ставки пошлин, применяемых к товарам, которые ввозятся в пределах тарифных квот. Пониженные пошлины в рамках таких квот применяются к крупно рогатому скоту, говядине, некоторым видам рыбы, плодам цитрусовых, некоторым фруктам, фруктовой мякоти и сокам, кофе, бобам какао, срезанным цветам и цветочным бутонам, газетной бумаге в рулонах, текстилю, некоторым ремесленным изделиям их железа и стали, а также цветным металлам. Там же указаны временно пониженные пошлины на ряд товаров из некоторых стран.

Тарифные преференции. ЕС имеет шесть схем предоставления преференций. Наиболее общая из них - схема Общей системы преференций (ОСП), предоставляемых развивающимся странам. Ставки пошлин в ОСП приводятся в восьмой колонке интегрированного тарифа. Происхождение товаров, подпадающих под данную схему, должно соответствовать правилам, определенным соглашением о ОСП, и подтверждаться сертификатом происхождения по форме «А». Необходимо также соблюдение требования прямой отгрузки товара из страны-экспортера ЕС. Таможенными пошлинами не облагаются все произведенные в развивающихся странах промышленные изделия и полуфабрикаты, за исключением некоторых «чувствительных» товаров, выведенных за пределы схемы ОСП (черные металлы, текстиль). Ввоз их ограничивается определенными квотами или может быть предметом ограничений в соответствии с защитной оговоркой (т.е. для защиты национальной экономики). Для 47 наименее развитых стран, а также для Боливии, Колумбии, Эквадора, Перу, Коста-Рики, Сальвадора, Гватемалы, Гондураса, Никарагуа и Панамы некоторые количественные ограничения не применяются, и преференции действуют в расширенном объеме. Зато для Китая и Гонконга ограничения более жесткие.

В рамках ОСП пошлины на ввоз из развивающихся стран ряда аграрных продуктов питания (около 700 тарифных позиций) понижены на величину от 20 до 60%. Импорт этих товаров (около 1400 позиций) из наименее развитых стран осуществляется беспошлинно.

Из схемы ОСП полностью или частично исключены животные, мясо, домашняя птица, рыба, молочные продукты, овощи, крупы, масличные семена, сахар, вино, корм для животных. Для наименее развитых стран сделаны определенные послабления в отношении этой группы товаров.

Консервированные ананасы, кофе, чай, а также необработанный табак (кроме китайского) ввозятся по преференциальным ставкам в пределах тарифных квот.

Схема ОСП применяется ко всем развивающимся странам. Тем из них, которым предоставлены определенные преимущества, пользуются ими сверх нее.

Таковыми являются:

- льготы 69 странам Африки, Карибского бассейна и Тихого океана, предоставляемые в рамках Ломейской конвенции. Из этих стран беспошлинно ввозятся любые товары, кроме некоторых минеральных и аграрных продуктов (рис, кукуруза, говядина, свежих апельсинов). Особый режим существует также для рома, сахара и бананов;

- льготы странам Северной Африки и Ближнего Востока (Алжир, Марокко, Тунис, Египет, Иордания, Ливан, Сирия). Обеспечивается свободный ввоз в ЕС промышленных, а с 1995 г. и традиционных сельскохозяйственных продуктов.

Кроме того, действуют:

соглашения о свободной торговле с Норвегией, Исландией и Швейцарией. Беспошлинно ввозятся любые промышленные изделия и полуфабрикаты, происходящие из этих стран (за исключением некоторых изделий из черных металлов из Исландии). Преференциальный режим распространяется также на ряд видов сельскохозяйственных продуктов и продукты питания;

соглашения об ассоциации с Турцией, Мальтой, Кипром (беспошлинный ввоз промышленной продукции), а также с Польшей, Чехией, Словакией; Венгрией, Болгарией, Румынией;

- соглашение о свободной торговле промышленной продукцией с Израилем.
Схема Общей системы преференций распространена на Россию с 1 января 1993 г.

Средний уровень ставок импортных таможенных пошлин на российские товары снизился с 1% до 0,3%. Ряд товаров освобожден от пошлин полностью или в пределах тарифных квот.

Глава 2. Таможенно-тарифная политика зарубежных стран.

1. Таможенно-тарифная политика Японии.

Японский импортный таможенный тариф содержит четыре вида ставок пошлин - общие, временные, ставки и преференциальные. Общие ставки являются максимальными и реже всего используемыми. Временные ставки установлены Законом о временных тарифных мерах. Общие и временные ставки относятся к категории законодательно установленных ставок.

Уровень их варьируется от 0% до 55%. Сравнительно высок (40-50%) уровень пошлин на некоторые мясные и молочные продукты, овощи, фрукты, алкогольные напитки и текстиль. При этом временные ставки, как правило, ниже общих. Законодательно установленные ставки применяются к импорту из стран, которым не предоставлен РНБ (КНДР, Вьетнам, Непал, Ливан, Андорра, Албания, Экваториальная Гвинея, Ботсвана, Лесото и Свазиленд).

Ставки ВТО - это ставки пошлин, согласованные на многосторонних торговых переговорах. К товарам из стран, которые пользуются РНБ, применяются либо ставки ВТО, либо временные ставки, если они ниже. Средний уровень ставок с 1992 года составляет 3,4% .

В рамках тарифных квот установлены пошлины на мясной крупный рогатый скот, сыр для промышленной переработки, патоку для изготовления спирта, изделия, содержащие какао, для изготовления шоколада, томатное пюре и пасту для изготовления соусов, ананасы в воздухопроницаемых контейнерах, неденатурированный этиловый спирт для изготовления алкогольных напитков, кожу и кожаную обувь. Устанавливаются сезонные пошлины на апельсины, бананы и грейпфруты. Преференциальные пошлины применяются в рамках системы ОСП. Они затрагивают 77 сельскохозяйственных позиций четырехзначной классификации ГС. Преференции распространяются и на все промышленные товары, за исключением 27 позиций по четырехзначной классификации ГС (нефтяные масла, шелк-сырец, шелковая пряжа, желатин и клей из костей и шкур, шелковые ткани, хлопковая пряжа, хлопковые ткани, одежда и ее принадлежности из кожи, фанера, обувь с резиновыми подошвами и верхом и ее части). Треть аграрных продуктов и большинство промышленных изделий, на которые распространяются преференции, ввозятся беспошлинно.

Японская схема ОСП - одна из самых широких по числу охваченных стран. Она распространяется на 134 государства и 25 территорий.

Все товары из 41 наименее развитых стран ввозятся беспошлинно без количественных ограничений. Тем не менее, Япония, в отличие от большинства западных стран, не предоставила преференций России, и российские товары облагаются по ставкам РНБ.

С 1 апреля 1993 года японская схема ОСП распространена на Чехию, Словакию и Словению. В 1995 году рассмотрен вопрос о ее распространении на Украину, Белоруссию, Казахстан, Туркменистан, Армению, Грузию, Молдавию, Латвию, Эстонию, Албанию, Македонию.

Рассмотренные системы таможенного регулирования зарубежных стран дают возможность сделать следующие принципиальные выводы. В последние два десятилетия многосторонние торговые переговоры в рамках ГАТТ, завершившиеся созданием ВТО, привели к существенной либерализации торгово-политического режима в мировой торговле и таможенной практике. Эта тенденция послужила базой для целого ряда публикаций и заявлений в отечественной и зарубежной прессе, в которых степень и характер ослабления барьеров в мировой торговле, по нашему мнению, переоцениваются.

Обзор конкретной ситуации (таможенных режимов отдельных стран, различных барьеров на путях важнейших торговых потоков, а также модификация самих средств регулирования торговли) показывает, что за средними величинами, которыми охотно оперируют исследователи и международные организации, скрываются существенные ограничения, разноплановые и разнохарактерные, начиная с высоких ставок пошлин на отдельные товары и кончая многочисленными нетарифными ограничениями, появившимися именно в последние два десятилетия, а также системой раздела рынков, осуществляемой посредством деловой ограничительной практики. Все это свидетельствует о серьезных препятствиях, часто дискриминационного характера, которые продолжают использоваться многими, в первую очередь крупнейшими торговыми странами - Соединенными Штатами и Европейским Союзом. Все это необходимо четко представлять при изучении в критическом использовании зарубежного опыта таможенной деятельности.

2. Таможенно-тарифная политика Украины.

Страны с переходной экономикой, к которым относится и Украина, как и страны, которые развиваются, должны уделять особенное внимание внешним источникам поступления средств в государственный бюджет, так как перестроечные процессы в экономике, как правило, связаны с временным спадом производства, а это ссужает базу налоговых поступлений за счет внутренних источников.

Кроме того, создание эффективных механизмов контроля объектов налогообложения и сбора налогов требует определенного времени. В сфере внешнеэкономической торговли этого достичь легче по сравнению с внутренними объектами налогообложения.

Таможенно-тарифная политика любой страны, которая проводит радикальные экономические преобразования, должна:

. обеспечить необходимый уровень доходов государственного бюджета и этим обеспечивать макроэкономическую стабилизацию в государстве;

. создавать равные условия для конкуренции отечественных и зарубежных товаропроизводителей, что позволит государству на равных войти в мировое экономическое пространство;

. обеспечивать определенные меры защиты по отношению к национальным предприятиям, которые осуществляют переоснащение производства, его рационализацию, реструктуризацию, внедряют новые методы управления с целью повышения конкурентоспособности отечественных товаров на мировом рынке.

Однако это не означает, что страны, которые находятся в стадии экономической трансформации должны применять максимально высокие ставки таможенных пошлин и других налогов на товары внешней торговли, которые взимаются на границе. Как показывает мировой опыт, уровень таможенно- тарифной защиты для того, чтобы быть эффективным не должен быть непомерным

(не более 10—15%). Во всяком случае, предельный уровень импортной пошлины не должен превышать 30%. Превышение этого уровня приводит не к увеличению общих поступлений в государственный бюджет, а к их сокращению.

Кроме того, чрезмерно высокие ставки таможенных пошлин и налогов на импорт не защищают национальных товаропроизводителей, а приводят к значительному нарушению условий конкуренции на соответствующие товары на внутреннем рынке страны. Это в свою очередь ведет к следующему:

1) подавляется иностранная конкуренция национальным производителем: прогрессируют явления застоя в национальном производстве, возрастают тенденции монопольного повышения цен на внутреннем рынке;

2) таможенные пошлины и налоги просто перестают платить, поскольку их обход становится не только необходимым, но и достаточно экономически выгодным;

3) иностранные конкуренты вынуждены проводить политику демпинга, чтобы их продукция была не только более качественной, но и более дешевой.

Характерно, что нарастание в Украине тенденций протекционизма происходит параллельно с развитием явлений тенизации внешнеэкономического товарооборота, контрабанды, что приводит к массовому уклонению от уплаты таможенных пошлин, сборов, акцизов и НДС. Парадоксом является то, что чем сильнее возрастают налоги на импорт в виде непомерных ставок таможенных пошлин, дискриминационных процедур относительно импорта, тем более очевидной становится неадекватность функционирования таможенно-тарифной системы Украины, тем меньше поступления в государственный бюджет и тем самым снижается защита национальных товаропроизводителей. Так, действующая в 1995 г. таможенно-тарифная система при всеобщем повышении ставок пошлин на товары обеспечила лишь 2,99% доходов государственного бюджета, что никак не может считаться достаточной величиной, в 1996 г.— 1,53%, в 1997 г.—3,12%.

Для Украины, которая официально вступила в переговорный процесс на предмет получения полноправного членства в ГАТТ, особенно важным становится проведение такой таможенно-тарифной политики, которая не воспрепятствует принятию ее в эту международную организацию. Так как это означало бы отсрочку на неопределенный срок решения вопросов, связанных с облегчением доступа Украины на рынки зарубежных стран, устранением остатков дискриминационного подхода к Украине в торговле со стороны других государств.

На сегодняшний день таможенно-тарифная политика Украины не полностью отвечает требованиям ГАТТ, даже с учетом того, что по результатам

Уругвайского раунда переговоров в рамках ГАТТ, странам с переходной экономикой предоставлен семилетний льготный период для адаптации своих экономик к жестким условиям, которые исходят из обязательства либерализовать внешнюю торговлю.

Общемировая тенденция—это снижение таможенных пошлин относительно импортных товаров. Так, по результатам Уругвайского раунда переговоров уровень таможенного обложения был снижен с 6,3% ДО 3,9%.

В Украине до 1994 г. проводилась достаточно либеральная политика относительно импорта. Единый таможенный тариф Украины, принятый II января 1993 г., по большинству тарифных позиций предусматривал ставки от 0 до 10%.

Незначительная часть товарных позиций была объектом более высоких ставок—15— 30%, а максимальный уровень таможенного обложения предусматривался для алкогольных и табачных изделий—50%. Для товаров из стран, которые пользовались режимом наибольшего благоприятствования, применялись тарифы, которые составляли 2-3%.

Ситуация изменилась в 1994 г. Ставки по большинству высокорентабельных товаров были повышены с 10—20% до 40—50%.

Постановлением Кабинета Министров Украины № 998 от 13 декабря 1995 г. были сняты некоторые из максимальных ставок пошлин, включая ставки на ликероводочные и табачные изделия. Однако вместо них были введены аналогичные, а в ряде случаев и более высокие, специфичные ставки пошлин в ЭКЮ. Например, пошлины на спиртные напитки составили 5—7,5 ЭКЮ на 1 литр по льготной ставке и 10—15 ЭКЮ на 1 литр по полной ставке.

В феврале 1995 г. были введены высокие ставки пошлин, 20—30% для стран с режимом наибольшего благоприятствования и 30—40% для других стран, на ряд сельскохозяйственных товаров и машин для агропромышленного комплекса, цемент, ряд химических товаров, одежду, строительные материалы и дорожно- строительные машины, автомобили, мебель и т. д.

По условиям ГАТТ относительно импортных товаров должен обеспечиваться аналогичный национальный режим обложения их внутренними налогами и сборами как и для отечественных товаров, а также обеспечиваться порядок применения налогового законодательства, правил и требований, которые относятся к внутренней торговле. Однако в Украине меры по повышению уровня пошлин были усилены введением на отдельные виды импорта, главным образом на алкогольные и табачные изделия, высоких ставок акцизного сбора, которые были более высокими по отношению к ставкам, которые применялись для товаров национальных производителей. Так, в декабре 1995 г. Постановлением Кабинета

Министров Украины № 969 предусмотрено введение условных ставок акцизного сбора относительно импортных ликероводочных и табачных изделий, выраженных в ЭКЮ на физическую единицу импортированного товара.

Также противоречит требованию ГАТТ дискриминационная процедура налогообложения импортных товаров относительно товаров национального происхождения, так как обложение налогами происходит непосредственно на границе, то есть до момента фактической реализации товаров.

Значительным шагом к повышению дискриминации импорта в Украине стал переход с 1994 г. к процедуре обложения импортных товаров налогом на добавленную стоимость по методике, которая предусматривает обложение данным налогом других налогов (пошлины и акциза), которые с целью налогообложения добавляются к таможенной стоимости товара, то есть налоги уплачиваются с налогов.

Таким образом, можно выделить следующие недостатки законодательной базы таможенно-тарифного регулирования и налоговой политики относительно импорта:

1. В Украине чрезвычайно высокие ставки акцизного сбора, НДС наносят ощутимый ущерб интересам импортеров, потребителям и государству, так как система такого налогообложения выгодна теневым контрабандным структурам, которые имеют возможность получать сверхприбыли, избегая уплаты налогов и других сборов. Наглядно это видно по подакцизной группе товаров. Так, для того, чтобы конкурировать с теневыми структурами, легальным импортерам приходится использовать услуги различного рода фондов, которые имеют право на налоговые льготы. В процессе сокращения таких льгот и сокращения легального импорта происходит монополизация внутреннего рынка Украины контрабандными структурами.

2. Методика расчета ставок таможенных налогов на основе стоимости импорта

(адвалерные пошлины) дает возможность недобросовестным импортерам занижать контрактные цены и соответственно скрывать от налогообложения значительную часть своего оборота.

3. В связи с тем, что с ростом ставок таможенной пошлины и акцизного сбора на импортные товары не были учтены технические возможности введения марок акцизного сбора на алкогольные и табачные изделия с 15 октября 1995 г., частично остановился легальный импорт алкоголя и фактически остановился импорт табачных изделий. В результате возросли цены на нелегальном рынке, что не отвечает интересам потребителей и спровоцировало усиление социальной напряженности.

4. Неоправданным и неэффективным с экономической точки зрения является количественное ограничение на выдачу сертификатов на торговлю импортными товарами и увеличение стоимости таких сертификатов (от объема розничной торговли соответственно численности населения регионов) это ведет к дисбалансу спроса и потребления и способствует монополизации рынков теневыми структурами. Кроме того, такой подход стимулирует коррупцию среди должностных лиц, которые занимаются выдачей сертификатов.

5. Чрезвычайно высокие ставки налогообложения, отсутствие твердых гарантий сохранности капитала, частые изменения в законодательстве создают серьезные преграды к инвестированию капитала из-за границы в Украину, что очень негативно отражается на экономической ситуации.

Вопросы современной таможенной политики Украины остаются актуальными в настоящее время, поэтому в соответствии с Программой деятельности правительства Украины последовательно проводятся мероприятия, которые направлены на разработку новой редакции Единого таможенного тарифа Украины, в котором предусматривается:

1) введение дифференцированного подхода к уровню таможенного обложения в зависимости от того, производится товар в стране на недостаточном, достаточном или избыточном уровне;

2) применение односторонних ограничений импорта, включая повышение ставок ввозных пошлин;

3) широкое применение специфических (на физическую единицу товара) и комбинированных ставок пошлин на товары так называемого некритичного импорта;

4) введение мер таможенно-тарифной защиты сельскохозяйственного производства Украины, в том числе путем применения сезонных пошлин;

5) сокращение перечня стран, которые пользуются льготами в области таможенного обложения;

6) установление предела в 30% для импортных пошлин и разработка графиков постепенного снижения уровней таможенного обложения импорта с доведением в течение 5—7 лет до уровней, обусловленных договоренностями в рамках ГАТТ;

7) введение единого порядка уплаты акцизов и НДС для товаров, как отечественного, так и импортного производства (с применением налогового векселя);

8) изменение механизма начисления акциза и НДС на импортные товары.

Все эти меры направлены на адаптацию законодательства Украины в области таможенно-тарифной политики с нормами и правилами, закрепленными системой

ГАТТ и постепенное вхождение Украины в международное торговое сообщество.

Глава 3. Основные направления таможенно-тарифной политики РФ.

Основные направления таможенно-тарифной политики на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов подготовлены во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 г. N 1010 «О порядке составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период».

Принципиальный подход к формированию Основных направлений обусловлен качественным изменением ее роли в реализации стратегических целей социально-экономического развития страны. Тарифно-таможенная политика становится важнейшим и неотъемлемым инструментом решения внутренних задач - перехода российской экономики на инновационный путь развития, ее диверсификации и повышения глобальной конкурентоспособности.

Это обуславливает ряд особенностей тарифно-таможенной политики в предстоящий период.

Во-первых, возрастает ее роль в технологической модернизации российской экономики за счет обеспечения доступа российских компаний к передовым технологиям и оборудованию.

Таможенно-тарифная политика должна создавать стимулы и условия для привлечения капитала в производство. Активнее должны использоваться специальные таможенные режимы, должен быть реализован принцип эскалации тарифа.

Во-вторых, усиливается роль таможенно-тарифной политики в формировании трансграничных производственно-технологических связей, развитии специализации и кооперации, прежде всего, в высокотехнологичных отраслях. Смещаются акценты таможенно-тарифной политики - от регулирования внешней торговли к содействию создания в обрабатывающих отраслях глобальных центров компетенции, встроенных в мировые цепочки производства добавленной стоимости.

В-третьих, усиливается значение таможенно-тарифной политики в регулировании внутренних рынков, повышении уровня их конкурентности и укреплении позиций российских компаний в России и за рубежом.

В-четвертых, единая таможенно-тарифная политика стран таможенного союза, формирующегося в рамках ЕврАзЭС, становится важным условием интеграции на евразийском пространстве.

Заключение.

Целями таможенной политики являются обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории зарубежных стран и России, участие в реализации торгово- политических задач по защите российского рынка, стимулирование развития национальной экономики, содействие проведению структурной перестройки и других задач экономической политики.

Таможенная система России имеет богатейший опыт защиты экономического суверенитета и безопасности государства, внутреннего рынка, отечественной торговли и промышленности. Осуществление этих стратегических мероприятий всегда было неразрывно связано с проводимой в стране таможенной политикой, являющейся составной частью как внешней, так и внутренней политики государства. И хотя действующий ТК РФ не дает определения таможенной политики, в общем виде ее можно представить как систему государственных экономических и иных таможенно-правовых мер по регулированию внешней торговли, защите национальной экономики и решению фискальных задач.

Основной целью таможенной политики любого государства является обеспечение его экономических интересов. И Россия в этом плане не исключение.

Направленность целей таможенной политики на защиту рынка товаров и на стимулирование развития национальной экономики обусловливает ее тесную связь с внутренней политикой государства. Как составная часть внешней политики государства таможенная политика призвана, таким образом, реализовывать внешнеэкономические интересы государства, чтобы не только защищать находящуюся В кризисном состоянии национальную экономику от дальнейшего развала, но и способствовать проведению ее структурной перестройки с целью оживления, оздоровления и последующего подъема.

Формирование таможенной политики любого государства предполагает два важных подхода к определению ее направленности — протекционизм и фритредерство.

Протекционизм — это политика, направленная на защиту собственной промышленности, сельского хозяйства от иностранной конкуренции на внутреннем рынке. Для протекционистской таможенной политики характерны высокие таможенные тарифы и ограничение импорта.

Фритредерство — это политика свободной торговли. Свободная торговля устраняет всякие помехи во внешнеторговых отношениях и достигается путем минимизации каких-либо ограничений на внешнеторговый оборот, что ведет к росту товарооборота, способствует более выгодному международному разделению труда и удовлетворению потребностей рынка.

Во-вторых, отношения, регулируемые таможенно-правовыми нормами, нередко возникают против воли одной из сторон, что характерно для адми­нистративно-правового регулирования.

В-третьих, к сторонам таможенно-правовых отношений за нарушение ими своих обязанностей применяются в большинстве своем меры административной или дисциплинарной ответственности.

В-четвертых, споры между сторонами — участниками таможенных правоотношений зачастую решаются в административном порядке.

Список использованной литературы:

1. Таможенный кодекс РФ от 28 мая 2003 г. № 61 - ФЗ//СЗ РФ 02.06.2003, № 22. Ст. 2066.

2. Таможенный кодекс РФ от 18 июня 1993 г. № 5211-1

3. Закон РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации»

4. Закон РФ от 21 мая 1993г. № 5003 - 1 «О таможенном тарифе»

5. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101 - ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2757

6. Актуальные проблемы совершенствования таможенной политики России//Государство и право 2002. № 10. с. 57.

7. Карамзин СВ. Таможенная политика: проблема реализации: Материалы заседания «круглого стола» «Актуальные проблемы современной таможенной политики России». - М: РИО РТА, 1996.

8. Козырин А.Н. Таможенное право России. Общая часть. М.: 1995. С. 20.

9. Кзырин А.Н. Государственно - правовой механизм таможенной политики зарубежных стран. М., 1994.

10. Козырин А.Н. Комментарий к Закону РФ «О таможенном тарифе». М., 2001.

11. Пресняков В.Ю. Таможенная политика России на современном этапе (роль и место в обеспечении экономической безопасности государства и стабилизации финансовой системы): Учеб. пособие /Науч. ред. В.М. Крашенинников. - М.: РИО РТА, 1996.

12. Таможенное право: Учебник / Отв. Ред. А.Ф. Ноздрачев. М., 1998.

13. Шапошников Н.Н. «Таможенная политика России».

Скачать архив с текстом документа