Таможенная стоимость товара 2

СОДЕРЖАНИЕ: Таможенная стоимость товара Таможенная стоимость – стоимость товара, далее ТС, определяемая в соответствии с Законом РФ «О таможенном Тарифе» и используемая при обложении товара пошлиной, ведении таможенной статистики внешней торговли, а также применения иных мер государственного регулирования.

Таможенная стоимость товара

Таможенная стоимость – стоимость товара, далее ТС, определяемая в соответствии с Законом РФ «О таможенном Тарифе» и используемая при обложении товара пошлиной, ведении таможенной статистики внешней торговли, а также применения иных мер государственного регулирования. Является основой для исчисления таможенной пошлины, акцизов, таможенных сборов и налога на добавленную стоимость.

Таможенная стоимость товаров играет значительную роль в сфере государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Она используется в качестве базы для исчисления таможенных платежей, рассчитываемых по адвалорным ставкам, а также служит исходной величиной для формирования информации о стоимостном объеме внешней торговли. Контроль таможенной стоимости товаров и таможенная оценка являются одними из наиболее значимых видов деятельности таможенных органов России.

Одним из самых распространенных нарушений таможенного законодательства является заявление участниками ВЭД недостоверных сведений о товаре и его стоимости.
При этом зачастую используются фиктивные внешнеторговые документы. Прямыми последствиями такой практики являются недополучение государством значительной суммы таможенных платежей, снижение эффективности тарифного регулирования ВЭД и искажение информации о стоимостном объеме внешней торговли. Косвенными последствиями являются негативное влияние на развитие цивилизованного внутреннего рынка, вызванное недобросовестной ценовой конкуренцией, легализация денежных средств, полученных незаконным путем, нелегальный вывод денежных средств за рубеж.

Таможенная служба России постоянно совершенствует инструменты контроля заявляемой участниками ВЭД таможенной стоимости, что позволяет в определенной мере сократить масштабы ее занижения.
Таможенный тариф является одним из главных инструментов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Посредством тарифного регулирования государство может, не вводя прямого запрета и используя косвенные экономические регуляторы в виде изменения ставок таможенных пошлин, сокращать или увеличивать потоки товаров из страны и в страну.

В мировой и отечественной практике основным видом ставок таможенных пошлин являются адвалорные, которые начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров.
Соответственно, при определении суммы таможенной пошлины очень важно точно определить базу обложения. От этого зависит и экономический эффект тарифного регулирования и выполнение тарифом своей фискальной и регулирующей функций.

Таможенная стоимость также является основой для определения суммы налога на добавленную стоимость, акциза (при адвалорной или комбинированной ставке), сборов за таможенное оформление (за исключением случаев, когда они взимаются не по адвалорной ставке) и прочих адвалорных платежей.

Очевидно, что эффективность тарифного регулирования ВЭД резко снижается при заявлении недостоверных сведений о товаре и его таможенной стоимости. Закон Российской Федерации О таможенном тарифе заложил правовые основы для применения в практике российского таможенного законодательства основных правовых принципов и норм определения таможенной стоимости (ТС) ввозимых товаров, установленных (закрепленных) в Соглашении по применению ст. VII (Оценка товаров для таможенных целей) Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) — так называемого Кодекса таможенной стоимости.

Целью данного Соглашения, к которому присоединилось в настоящее время большинство стран, является установление единообразной и нейтральной системы определения таможенной стоимости товаров, препятствующей использованию произвольных или фиктивных таможенных стоимостей.

Таким образом, формирование российских законодательных норм о таможенной стоимости на основе международных принципов является важным условием обеспечения эффективной интеграции экономики России в мирохозяйственные связи, качественно новым этапом в развитии национального таможенного законодательства.

Особенности российской экономики, отличие хозяйственно-правовой системы России от систем развитых капиталистических стран вызывают существенные трудности в практической работе по внедрению системы определения таможенной стоимости, требуют адаптации нормативно-правовой базы к реальным условиям. Вместе с тем протекающий в настоящее время завершающий этап переговорного процесса по вступлению России в ВТО вызывает объективную необходимость максимально возможной реализации международных норм и принципов оценки товаров в таможенных целях, их учет в нормативных документах по таможенной стоимости и в практической работе таможенных органов.

Дальнейшее развитие и совершенствование нормативной национальной базы по таможенной стоимости осуществляется путем ее все большей гармонизации с международными нормами и правилами в этой области.

Таможенная стоимость — это та стоимость товаров, которая используется в целях таможенного обложения т. е. в качестве исходной расчетной базы (основы) для, исчисления адвалорных таможенных платежей (пошлин, акцизов, НДС и сборов за таможенное оформление).
Основное назначение таможенной стоимости товаров быть базой для расчета таможенных платежей.
Именно в этом аспекте и дается понятие таможенной стоимости в Таможенном кодексе Российской Федерации ( статья 322).

Наличие общедоступной методики и установленных правил определения таможенной стоимости ставит всех участников ВЭД в равные условия и позволяет существенно повысить степень определенности при организации внешнеторговых операций, заранее просчитать все необходимые экономические параметры заключенных сделок.

Введение любой системы налогообложения предполагает для обеспечения эффективности ее действия наличие по крайней мере двух моментов: во-первых, установление четкого порядка исчисления базы налогообложения, т. е. определения перечня основных элементов (структуры) этой исходной базы правил их определения; во-вторых, введение необходимых контрольных механизмов, позволяющих государству контролировать соблюдение установленных правил расчета базы налогообложения.

Именно этим целям служит законодательное установление структуры показателя таможенная стоимость товаров и жесткая регламентация порядка ее определения. Помимо основного назначения, таможенная стоимость прямо или косвенно используется также и для иных таможенных целей, таких как ведение таможенной статистики, проверка обоснованности цены товара при бартерных сделках контроль за эквивалентностью встречных товарных отправок, осуществление валютного контроля при проведении экспортно-импортных операций, контроль за соблюдением устанавливаемых стоимостных квот.

Кроме обеспечения реализации чисто фискальных, функций, наличие механизма определения и контроля таможенной стоимости способствует решению задач построения рыночной экономики путем создания равных конкурентных условий для хозяйствующих субъектов: все участники ВЭД ставятся в равные условия с точки зрения правил расчета установленных законом пошлин и налогов при ввозе товаров.

1.2. Основные принципы определения таможенной стоимости товаров

Основные принципы определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, базируются на международных нормах, применяемых Всемирной торговой организацией, а именно на Соглашении о применении статьи VII ГАТТ1 .

19942 и установлены статьей 12 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе»3 .

Идея этого Соглашения в том, что в целях таможенной оценки должна использоваться действительная цена товара, т.е. цена товара, складывающаяся в условиях свободной конкуренции в соответствии с обычной торговой практикой при обычном течении торговли.

Нормы статьи 12 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» закладывают базовые правила применения каждого метода, устанавливают систему методов определения таможенной стоимости и последовательность применения этих методов.

Основные принципы определения таможенной стоимости ввозимых товаров, установленные названным Законом заключаются в следующем.

1. Определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, основывается на международных принципах определения таможенной стоимости товаров, установленных нормами международного права и общепринятой международной практикой и производится путем применения одного из следующих методов:
- по стоимости сделки с ввозимыми товарами;
- по стоимости сделки с идентичными товарами;
- по стоимости сделки с однородными товарами;
- вычитания;
- сложения;
- резервный метод.

2. Первоосновой (метод 1) для определения таможенной стоимости ввозимого на таможенную территорию товара является метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами4 , т.е. цена товара определенная внешнеторговым договором купли-продажи с учетом дополнительных расходов, понесенных покупателем, которые возникли в связи с подготовкой и исполнением конкретной сделки-купли продажи. Остальные методы (методы 2-6) определения таможенной стоимости применяются только при невозможности использования метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами.

3. Последовательность применения методов определения таможенной стоимости (пункт 2 статьи 12 Закона). Указанным Законом, помимо методов определения таможенной стоимости, оговорены условия применения каждого метода, поэтому последовательность применения методов очень важна - каждый последующий метод применяется тогда, когда не выполняются условия применения предыдущего метода.

Если таможенная стоимость товаров не может быть определена по стоимости сделки с ввозимыми товарами, применяется последовательно каждый из пяти следующих методов. Методы 2-6 являются оценочными методами, т.е. применяются тогда, когда нельзя использовать стоимость конкретной внешнеторговой сделки в качестве основы для определения таможенной и позволяют определить таможенную стоимость на основе информации о продаже аналогичных товаров другими участниками рынка и по другим сделкам. При этом каждый последующий метод не применяется, если таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего метода.

При невозможности определения таможенной стоимости с использованием метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1) таможенная стоимость определяется методом по стоимости сделки с идентичными товарами (метод 2) или по стоимости сделки с однородными товарами (метод 3), применяемыми последовательно.

В случае невозможности применения методов 2 или 3 таможенная стоимость определяется путем использования метода вычитания (метода 4) или метода сложения (метод 5). Законодательством установлено, что нельзя перейти к использованию метода 4 или 5 при невозможности применения метода 1 , не использовав метод 2 или 3.

Следует отметить, что Закон предоставляет право декларанту по своему усмотрению выбрать очередность применения методов 4 и ли 5, но опять последовательно. Это означает, что нельзя перейти к использованию резервного метод ( метода 6) не использовав методы 4 или 5.

Резервный метод (метод 6) может использоваться для определения таможенной стоимости товаров только в случае невозможности использования методов 1 - 5.

4.Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на количественно определяемой и документально подтвержденной достоверной информации.

Достоверность информации – это подлинность сведений, заявляемых в отношении декларируемого товара, с целью определения и подтверждения таможенной стоимости товара.

Количественно определяемая информация – это, прежде всего контрактная цена за единицу товара, количество товара, базисные условия контракта и иные условия внешнеторговой сделки, влияющие на величину таможенной стоимости товара.

Документальное подтверждение информации – предоставление соответствующих документов: внешнеторговых контрактов, инвойсов, счетов-фактур, документов, связанных с перевозкой и страхованием товаров.

5. Процедура определения таможенной стоимости товаров должна быть общеприменимой, то есть не различаться в зависимости от источников поставки товаров. Это означает, что независимо от условий внешнеторговой сделки (купля-продажа, товарообменная сделка, безвозмездная поставка, договор лизинга и пр.), от того какие это товары, в какой стране произведены, из какой страны ввозятся, какие участники ВЭД и для каких целей из ввозят, процедура определения таможенной стоимости одна и та же – установленная Законом «О таможенном тарифе» система из шести методов определения таможенной стоимости.

6. Процедура таможенной оценки ввозимых товаров не должна использоваться для борьбы с демпингом. Антидемпинговое законодательство России устанавливает процедуру расследования фактов демпинга, и в случае необходимости предусматривает применение антидемпинговых пошлин.

7. В целях обеспечения законности, единообразия и беспристрастности определения таможенной стоимости ввозимых товаров не должна использоваться произвольная или фиктивная таможенная стоимость товаров. То есть еще раз подчеркивается необходимость, чтобы для определения таможенной стоимости использовались методы установленные Законом и все данные для расчета таможенной стоимости товаров обязательно были количественно определимыми, достоверными и документально подтвержденными.

1.3. Система определения таможенной стоимости товаров

Методологии определения таможенной стоимости товаров посвящен раздел IV Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» (далее –Закон) от 8.11.2005 №144-ФЗ «Методы определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации» и порядок их применения (ст. 19 - 24 ). Как уже отмечалось, в основу этой методики положены принципы статьи VII Генерального соглашения то тарифам и торговле и Соглашения о применении ст. VII ГАТТ/ВТО. И основной подход к оценке товара в таможенных целях, который заключается в использовании действительной цены товара получил отражение в методе определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1).

Пунктом 1 статьи 19 названного Закона установлено, что «таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, является стоимость сделки, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в Российскую Федерацию и дополненная в соответствии со статьей 19.1 настоящего Закона». При этом ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате, является общая сумма всех платежей, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу и (или) третьему лицу в пользу продавца за ввозимые товары. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме покупателем продавцу или третьему лицу в пользу продавца.

Таким образом, как следует из приведенной нормы, стоимость сделки может быть приемлема для таможенных целей, если имеет место факт продажи товара на основе внешнеторгового договора сделки-купли продажи, в соответствии с которым и осуществляется перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации.

При перемещении товара через таможенную границу Российской Федерации в рамках иных видов сделок определение таможенной стоимости не может осуществляться по методу 1. Примерами сделок, не относящихся к сделкам купли-продажи, могут служить: договоры консигнации, договоры о реализации, договоры аренды, найма, безвозмездные сделки, поставка рекламных образцов, ввоз товаров в качестве вклада в уставный фонд и пр.

Вместе с тем, не всегда при наличии внешнеторговой сделки-купли продажи определение таможенной стоимости будет осуществляться по стоимости сделки с ввозимыми товарами.

Пунктом 2 статьи 19 установлены условия применения метода 1. Только при выполнении следующих условий таможенной стоимостью товаров является стоимость внешнеторговой сделки:

1. Не существует ограничений в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые:
а) установлены федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;
б) ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы;
в) существенно не влияют на стоимость товаров.

2. Продажа товаров или их цена не зависит от соблюдения условий или обязательств, влияние которых на стоимость товаров не может быть количественно определено.

3. любая часть дохода, полученного в результате последующих продажи товаров, распоряжения товарами иным способом или их использования, не будет причитаться прямо или косвенно продавцу, за исключением случаев, когда в соответствии со статьей 19.1 названного Закона могут быть произведены дополнительные начисления.

4. Покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, за исключением случаев, когда покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами, но стоимость сделки приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 19 Закона.

При рассмотрении сделок купли-продажи следует учитывать, что факт взаимосвязи между продавцом и покупателем сам по себе не должен являться основанием для признания стоимости сделки неприемлемой для целей определения таможенной стоимости товаров. В этом случае должны быть проанализированы сопутствующие продаже обстоятельства. Проблема определения таможенной стоимости при наличии сделки-купли продажи между взаимосвязанными лицами, заключается в том что подобные сделки представляют собой внешнеторговую операцию не на открытом, свободном рынке, все участники которого находятся в равном положении, а являются внутрифирменными сделками. При этом формирование цены на товары, являющиеся предметом таких сделок могут отличаться от законов ценообразования на свободном рынке. В ряде случаев товары могут продаваться по внутрифирменным ценам (трансфертным), которые могут не соответствовать ценам, которые сформировались в условиях полной конкуренции на свободном рынке.

Если указанная взаимосвязь не повлияла на цену товара, стоимость сделки должна быть признана приемлемой для целей определения таможенной стоимости товаров. При осуществлении продажи между взаимосвязанными лицами стоимость сделки должна быть принята таможенными органами и товары оценены в соответствии с условиями, установленными пунктом 1 статьи 19 Закона, если декларант путем сравнения докажет, что такая стоимость близка к имевшей место в тот же или соответствующий ему период времени:
1. Либо стоимости сделки при продаже идентичных или однородных товаров на экспорт в Российскую Федерацию покупателям, не являющимся взаимосвязанными лицами с продавцом.
2. Либо таможенной стоимости идентичных или однородных товаров, определяемой в соответствии со статьей 22 Закона.
3. Либо таможенной стоимости идентичных или однородных товаров, определяемой в соответствии со статьей 23 Закона.

Таким образом, рассматривая вопрос о возможности применения метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами в отношении конкретного случая необходимо проанализировать условия соответствующего договора купли-продажи на предмет их соответствия требованиям пункта 2статьи 19 Закона.

С учетом установленного Законом принципа о том, что первоосновой для таможенной стоимости является стоимость сделки, при осуществлении таможенной оценки необходимо в максимально возможной степени использовать метод 1 и выбор метода определения таможенной стоимости начинать с анализа возможности применения метода 1. К следующим методам определения таможенной стоимости следует переходить только тогда, когда окончательно установлено, что, либо отсутствует сделка купли-продажи, либо стоимость сделки или ее структурный компонент не могут быть количественно определены и подтверждены документально, либо не выполняются условия применения метода 1, установленные Законом.

Наряду с условиями применения метода 1, статьей 19.1 Закона установлены компоненты, которые должны быть добавлены к цене внешнеторгового контракта при определении таможенной стоимости, т.е. данной статьей устанавливается структура таможенной стоимости.

Вместе с тем, пунктом 7 статьи 19 Закона предусмотрено, что в таможенную стоимость при соблюдении соответствующих условий может не включаться определенный перечень расходов.

В таможенную стоимость товаров не включаются следующие расходы при условии, если они выделены из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены декларантом и подтверждены им документально:
1. Расходы на производимые после ввоза на таможенную территорию Российской Федерации оцениваемых товаров строительство, возведение, сборку, монтаж, обслуживание или оказание технического содействия в отношении таких оцениваемых товаров, как промышленные установки, машины или оборудование.
2. Расходы по перевозке (транспортировке) оцениваемых товаров после их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации.
3. Пошлины, налоги и сборы, взимаемые в Российской Федерации.

Следует также обратить внимание на пункт 8 статьи 19, в котором оговаривается что, цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате, относится к товарам, ввозимым на таможенную территорию Российской Федерации. Выплата дивидендов и иные подобные платежи, которые осуществляются покупателем товаров продавцу и которые не связаны с ввозимыми товарами, не являются частью таможенной стоимости товаров.

Рассматривая дополнительные начисления к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате, следует отметить, что наличие либо отсутствие таких доначислений зависит от условий конкретной внешнеторговой сделки. В связи с этим установление фактических расходов, которые понес покупатель, является важным моментом при определении таможенной стоимости.

Статьей 19.1 Закона установлены следующие виды расходов , которые могут быть дополнительно начислены к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате, а также условия когда эти доначисления требуется произвести:

1. Расходы в размере, в котором они произведены покупателем, но которые не включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате: а) на выплату вознаграждений агенту (посреднику), за исключением вознаграждений, уплачиваемых покупателем своему агенту (посреднику) за оказание услуг, связанных с покупкой товаров;
б) на тару, если для таможенных целей она рассматривается как единое целое с товарами;
в) на упаковку, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке.

2. Соответствующим образом распределенная стоимость следующих товаров и услуг, прямо или косвенно предоставленных покупателем бесплатно или по сниженной цене для использования в связи с производством и продажей на экспорт в Российскую Федерацию оцениваемых товаров, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате:
а) сырья, материалов и комплектующих, которые являются составной частью ввозимых товаров;
б) инструментов, штампов, форм и других подобных предметов, использованных при производстве ввозимых товаров;
в) материалов, израсходованных при производстве ввозимых товаров;
г) проектирования, разработки, инженерной, конструкторской работы, дизайна, художественного оформления, чертежей и эскизов, произведенных (выполненных) в любой стране, за исключением Российской Федерации, и необходимых для производства оцениваемых товаров;

3. Платежи за использование объектов интеллектуальной собственности (за исключением платежей за право воспроизведения в Российской Федерации), которые относятся к оцениваемым товарам и которые покупатель прямо или косвенно должен уплатить в качестве условия продажи таких товаров, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, при условии, что такие платежи относятся только к ввозимым товарам.

4. Любая часть дохода, полученного в результате последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров, которая прямо или косвенно причитается продавцу.

5. Расходы по перевозке (транспортировке) товаров до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

6. Расходы по погрузке, выгрузке или перегрузке товаров и проведению иных операций, связанных с их перевозкой (транспортировкой) до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

7. Расходы на страхование в связи с международной перевозкой товаров.

Следует отметить, что при определении стоимости сделки и, соответственно, таможенной стоимости товаров, цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в Российскую Федерацию, подлежит лишь дополнению: к ней добавляются только те суммы, которые в нее не вошли. Это является общей нормой для всех начислений, перечень которых установлен статьей 19.1 Закона.

При этом, дополнительные начисления к цене к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате, могут производиться только на основании документально подтвержденных и поддающихся количественному определению (т.е. в стоимостном выражении) данных. При отсутствии необходимых для дополнительных начислений количественно определяемых сведений и их документального подтверждения метод 1 не может быть применен.

Особенность первого метода оценки — это то, что в данном случае рассматривается только стоимость сделки с ввозимыми (оцениваемыми) товарами. Между тем остальные методы (2-6) используют в той или иной мере в качестве основы для оценки в таможенных целях данные о стоимости как ввозимых (оцениваемых), так и идентичных или однородных товаров, либо товаров того же класса или вида.

Метод определения таможенной стоимости по стоимости сделки с идентичными товарами установлен статьей 20 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» и применяется он тогда, когда стоимость сделки с оцениваемыми товарами не приемлема для таможенных целей, т.е. метод 1 для определения таможенной стоимости не может быть использован.

Это случаи, когда невозможно определить стоимость сделки, например:
а) ввозимые товары не являются предметом продажи, т.е. отсутствует цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате;
б) продажа товаров связана с ограничениями, касающихся использования или распоряжения ввозимыми товарами;
в) продажа сопровождалась определенными условиями, вследствие чего реальная стоимость товаров не может быть определена, либо отсутствует необходимая информация для расчета соответствующих поправок к цене и осуществления корректировок;
г) продажа осуществлена между взаимосвязанными лицами, и взаимосвязь оказала влияние на стоимость сделки,
д) отсутствуют сведения, документально подтвержденные и количественно определенные для осуществления дополнительных начислений к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате.

Суть данного метода заключается в том, что таможенная стоимость оцениваемых (ввозимых) товаров определяется путем использования в качестве исходной базы для ее расчета стоимости сделки с идентичными им товарами, таможенная стоимость которых была определена по методу 1 и принята таможенными органами. Понятие идентичных товаров дано в статье 5 Закона Российской Федерации О таможенном тарифе.

Для того, чтобы отвечать критерию идентичности, сравниваемые товары обязательно должны быть произведены в той же стране, что и товары, подлежащие оценке.

Товары, произведенные различными лицами в одной и той же стране, могут рассматриваться как идентичные товары только в том случае, если у покупателя и таможенных органов нет сведений об идентичных товарах, произведенных лицом, которое изготовило оцениваемые товары.

В случае, если таможенная стоимость товара не может быть определена по методу 2, например, когда отсутствует информация о продажах идентичных товаров на экспорт в Российскую Федерацию, то следует переходить к другой альтернативной базе оценки — стоимости сделки с однородными товарами, т. е. использовать метод 3, который установлен статьей 21 Закона РФ О таможенном тарифе.

Понятие однородные товары установлено в статье 5 Закона «О таможенном тарифе.
Методы 2 и 3 базируются на одних и тех же принципах и логике применения: в качестве базы для определения таможенной стоимости ввозимых (оцениваемых) товаров используется стоимость идентичных или однородных товаров по другой сделке. При этом обязательным требованием является условие, что таможенная стоимость сравниваемых товаров была определена по методу 1. Кроме того, Закон устанавливает, что стоимость сделки с идентичными или однородными товарами применяется в качестве основы для определения таможенной стоимости, если эти товары проданы на экспорт в Российскую Федерацию и вывезены в тот же или соответствующий ему период времени, что и оцениваемые товары.

Для определения таможенной стоимости товаров методами 2 или 3 используется стоимость сделки с идентичными товарами, проданными на том же коммерческом уровне (оптовом, розничном и ином) и по существу в том же количестве, что и оцениваемые товары.

Если таких продаж не выявлено, используется стоимость сделки с идентичными товарами, проданными на ином коммерческом уровне (оптовом, розничном и ином) и (или) в иных количествах, при условии проведения корректировки такой стоимости, учитывающей различия в коммерческом уровне (оптовом, розничном и ином) и (или) в количестве. Такая корректировка проводится на основе сведений, подтверждающих обоснованность и точность этой корректировки, независимо от того, приводит она к увеличению или уменьшению стоимости сделки с идентичными товарами. При отсутствии таких сведений метод по стоимости сделки с идентичными товарами для целей определения таможенной стоимости товаров не используется.

При необходимости, т. е. если выявлены, расхождения по структуре стоимости сделки сравниваемых товаров, следует произвести соответствующую корректировку, например, на расходы по транспортировке товара, погрузке и разгрузке, страхованию и т.д.

Проведение корректировки может привести либо к увеличению либо к уменьшению стоимости товаров. Обязательные требованиями к корректировке являются требования разумности, точности и возможности доказательства (документального подтверждения) целесообразности корректировки и правильности соответствующих расчетов.

В том случае, если существуют различия в цене товара вызванные коммерческим уровнем или условиями транспортировки и закупки товара и т.д., объемом продаж, и проведение корректировки имеет смысл, однако отсутствуют возможности документального подтверждения исходных данных, необходимых для корректировки, то в этом случае определение таможенной стоимости по методам 2-3 не допускается.

В тех случаях, когда оказывается невозможным использовать имеющиеся цены сделок либо отсутствуют сделки с идентичными или однородными товарами, следует переходить к другим альтернативным методам оценки – методам 4 и 5.

При этом в отношении метода 4 (метод вычитания ) и метода 5 (метод сложения) Закон РФ О таможенном тарифе (пункт 2 статьи 12) разрешает изменение последовательности их применения: после метода 3, по желанию декларанта, может быть использован как метод 4, так и метод 5. Это вызвано тем, что эти методы могут представлять весьма существенные трудности при их практическом применении.

В соответствии со ст. 22 Закона РФ О таможенном тарифе таможенная оценка по методу 4 базируется на цене, по которой ввозимые (оцениваемые) или идентичные, или однородные товары были проданы в наибольшем совокупном количестве на территории Российской Федерации в неизменном состоянии, в тот же или соответствующий ему период времени, в который осуществляется ввоз оцениваемых товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Для того, чтобы стало возможным исчисление таможенной стоимости на основе внутренней цены, из нее необходимо выделить те элементы, которые характерны только для внутреннего рынка, т. е. те затраты, которые произведены после ввоза данных товаров на территорию Российской Федерации и не должны быть включены в таможенную стоимость.

Таким образом, необходимо произвести вычеты следующих сумм:
1) вознаграждений агенту (посреднику), обычно выплачиваемых или подлежащих выплате, либо надбавок к цене, обычно производимых для получения прибыли и покрытия коммерческих и управленческих расходов в связи с продажей в Российской Федерации товаров того же класса или вида, в том числе ввезенных из других стран;
2) обычных расходов на осуществленные на таможенной территории Российской Федерации перевозку (транспортировку), страхование, а также связанных с такими операциями расходов в Российской Федерации;
3) таможенных пошлин, налогов, сборов, а также установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации налогов, подлежащих уплате в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Российской Федерации или с их продажей на этой территории, включая налоги и сборы субъектов Российской Федерации и местные налоги и сборы.

Для использования цены продажи на внутреннем рынке оцениваемых, или идентичных, или однородных товаров в качестве основы для определения таможенной стоимости эта продажа должна отвечать следующим условиям:
а) товары должны быть проданы в России в неизменном состоянии, т. е. в том же состоянии, в котором они были ввезены;
б) ввозимые (оцениваемые), или идентичные, или однородные товары должны продаваться одновременно с ввозом оцениваемых товаров или во время, достаточно близкое ко времени ввоза оцениваемых товаров; допускается использовать данные по продажам, состоявшимся не позднее 90 дней с даты ввоза оцениваемых товаров;
в) при отсутствии случаев продажи ввозимых (оцениваемых), идентичных или однородных товаров в таком же состоянии, в каком они находились на момент ввоза, покупатель может, при соблюдении установленных требований, использовать цену единицы товара, прошедшего переработку, с проведением соответствующей корректировки на стоимость, добавленную в процессе переработки. Покупателю при этом потребуется подтвердить (обосновать) таможенному органу правильность произведенной им корректировки, так как корректировка должна основываться на объективных и количественно определяемых данных;
г) первый покупатель ввезенных товаров на внутреннем рынке не должен быть связан с продавцом (импортером оцениваемых, идентичных или однородных товаров). В случае невозможности определения таможенной стоимости на основе методов 1, 2, 3, 4 следующей альтернативной базой определения таможенной стоимости будет стоимость товара, полученная расчетным путем на основе метода сложения (метод 5).

При определении таможенной стоимости товаров по методу сложения в качестве основы принимается расчетная стоимость товаров. Расчетная стоимость товаров определяется путем сложения:
1) расходов по изготовлению или приобретению материалов и расходов на производство, а также на иные операции, связанные с производством ввозимых товаров;
2) суммы прибыли и коммерческих и управленческих расходов, эквивалентной той величине, которая обычно учитывается при продажах товаров того же класса или вида, что и оцениваемые товары, которые производятся в стране экспорта для вывоза в Российскую Федерацию;
3) расходы по перевозке (транспортировке) товаров до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию Российской Федерации;
6) расходы по погрузке, выгрузке или перегрузке товаров и проведению иных операций, связанных с их перевозкой (транспортировкой) до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию Российской Федерации;
7) расходы на страхование в связи с международной перевозкой товаров.

Вышеперечисленные расходы, определяются на основе сведений о производстве оцениваемых товаров, представленных их производителем или от его имени. Основой указанных сведений являются коммерческие счета производителя товаров при условии, если такие счета соответствуют общепринятым принципам бухгалтерского учета и правилам бухгалтерского учета, принятым в установленном порядке в стране производства оцениваемых товаров.

Таким образом, для определения таможенной стоимости по данному методу необходима информация об издержках производства оцениваемых товаров, которую можно получить только за пределами страны ввоза. В этой связи использование метода сложения стоимости на практике обычно ограничено теми случаями, в которых покупатель и продавец являются взаимосвязанными, и производитель (продавец) готов предоставить покупателю для предъявления властям страны ввоза необходимые данные об издержках производства.

Бывают ситуации, когда ни один из рассмотренных выше вариантов оценки товаров, в соответствии с установленными требованиями, не может быть использован в качестве исходной базы для определения таможенной стоимости.

В наиболее общем виде это следующие случаи:
- осуществляется импорт товаров на временной основе;
имеет место договор аренды или найма;
- осуществляется реимпорт товаров после ремонта или модификации;
- производятся поставки уникальной продукции, произведений искусства;
- идентичные или однородные товары не ввозятся;
- товары не перепродаются в стране-импортере;
- изготовитель неизвестен, либо отказывается представить данные об издержках производства, либо представленные им сведения не могут быть приняты таможенным органом.

Для этих ситуаций и предназначен резервный метод 6. Закон РФ О таможенном тарифе (пункт 1 статьи 24) характеризует метод 6 в следующем виде: «Если таможенная стоимость товаров не может быть определена в соответствии со статьями 19 и 20 - 23 настоящего Закона, таможенная стоимость ввозимых товаров определяется путем использования способов, совместимых с принципами и общими положениями настоящего Закона на основе данных, имеющихся в Российской Федерации».

Методы определения таможенной стоимости товаров, используемые в соответствии с настоящей статьей, являются теми же, что и методы, предусмотренные статьями 19 и 20 - 23 Закона РФ О таможенном тарифе. Однако при определении таможенной стоимости товаров по методу 6 ( пункт 2 статьи 24) допускается гибкость при применении этих методов, которая заключается в следующем:
«1) за основу для определения таможенной стоимости товаров может быть принята стоимость сделки с идентичными или однородными товарами, произведенными в стране иной, чем страна, в которой были произведены оцениваемые товары;
2) при определении таможенной стоимости товаров на основе стоимости сделок с идентичными или однородными товарами допускается разумное отклонение от установленных статьей 20 или статьей 21 настоящего Закона требований о том, что идентичные или однородные товары должны быть ввезены в тот же или соответствующий ему период времени, что и оцениваемые товары;
3) за основу для определения таможенной стоимости товаров может быть принята таможенная стоимость идентичных или однородных товаров, определенная в соответствии со статьями 22 и 23 настоящего Закона;
4) при определении таможенной стоимости товаров на основе метода вычитания допускается отклонение от установленного пунктом 3 статьи 22 настоящего Закона срока».

Метод 6 не дает специального способа оценки товаров, но, однако, требует при осуществлении оценки в рамках данного метода учитывать ряд принципов. Оценка помощью резервного метода должна соответствовать установленным законодательством методам; при этом допустима определенная гибкость в их применении, которая не должна противоречить общим целям и условиям принятой системы оценки товара в таможенных целях. В рамках резервного метода должна соблюдаться установленная последовательность применения методов определения таможенной стоимости.

Законодательством установлены подходы, которые не могут быть использованы для оценки товаров в таможенных целях по методу 6 (пункт 3 статьи 24 Закона РФ О таможенном тарифе).

В качестве основы для определения таможенной стоимости товара по резервному методу не могут быть использованы:
1) цена на товары на внутреннем рынке страны экспорта (страны вывоза);
2) цена товара, поставляемого из страны его вывоза в третьи страны;
3) цена на внутреннем рынке Российской Федерации на товары, произведенные в Российской Федерации;
4) иные расходы, нежели расчетная стоимость, которая была определена для идентичных или однородных товаров в соответствии со статьей 23 настоящего Закона;
5) цена, которая предусматривает принятие для таможенных целей наивысшей из двух альтернативных стоимостей;
6) произвольные или фиктивные стоимости;
7) минимальные таможенные стоимости.

Подход к определению таможенной стоимости по резервному методу не может быть иным, чем в методах 1-5.

Скачать архив с текстом документа