Таможенное дело

СОДЕРЖАНИЕ: Содержание Таможенного кодекса РФ. Правила оформления ввоза/вывоза товаров из страны. Базисные условия поставки продукции. Характеристика основных видов таможенных платежей. Принципы осуществления валютного контроля при экспорте и импорте товаров.

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет экономики, управления и бизнеса

Кафедра налогообложения и инфраструктуры бизнеса

Специальность 080105 – Финансы и кредит

Заочная форма обучения МИППС

Таможенное дело

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Выполнила: студентка группы:

07-ЗЭс-030-ФК3

Нечепуренко Наталья Федоровна

Преподаватель: Александрова Жанна Павловна

Краснодар 2010

Содержание

Введение

1. Основное содержание Таможенного кодекса РФ

2.Сущность, понятие и элементы таможенного оформления

3. Базисные условия поставки товаров (ИНКОТЕРМС-2000)

4. Виды таможенных платежей и их краткие характеристики

5. Валютный контроль при экспорте и импорте товаров

Заключение

Список используемой литературы


Введение

Децентрализация внешнеэкономической деятельности и интегрирование экономики в мировое хозяйство, предопределяет необходимость регулирования внешнеторговых отношений. Все эти процессы должны быть обеспечены надлежаще проводимой таможенной политикой, четко урегулированной правовыми нормами.

Таможенная политика представляет собой целенаправленную деятельность государства по регулированию внешнеторгового обмена (объема, структуры и условий экспорта и импорта) через установление соответствующего таможенного режима перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.

В Российской Федерации цели таможенной политики определяются Президентом РФ, Федеральным Собранием, Правительством РФ в соответствии с ТК РФ и другими источниками таможенного права. Таможенные органы Российской Федерации участвуют в формировании таможенной политики и реализуют эту политику.

Цель работы состоит в том, чтобы исследовать назначение и функции элементов таможенного дела и таможенной политики РФ.

В связи с установленным вариантом, в работе будут рассмотрены следующие вопросы:

- основное содержание Таможенного кодекса РФ;

- сущность, понятие и элементы таможенного оформления;

- базисные условия поставки товаров (ИНКОТЕРМС-2000);

- виды таможенных платежей и их краткие характеристики;

- валютный контроль при экспорте и импорте товар.


1. Основное содержание Таможенного кодекса РФ

На территории России действует единое таможенное законодательство. Единство таможенного законодательства обусловлено отнесением таможенного дела к федеральной компетенции и, соответственно, регулированием его только нормами единого федерального законодательства. При этом следует оговориться, что термин таможенное законодательство следует рассматривать в широком смысле этого слова, когда законодательство охватывает не только Конституцию и законы, а включает в себя также и подзаконные нормативно-правовые акты. К таким актам относятся указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, а также нормативно-правовые акты Федеральной таможенной службы РФ и ряда иных федеральных органов исполнительной власти.

Центральное место в правовом обеспечении таможенного дела занимает Таможенный кодекс Российской Федерации № 61-ФЗ, вступивший в силу 1 января 2004 года [1, c. 1-177].

Таможенный кодекс Российской Федерации (ТК РФ) — кодифицированный нормативно-правовой акт, являющийся основным источником, регулирующим отношения по поводу перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Структурно Таможенный кодекс состоит из 6 разделов:

I. Общие положения.

II. Таможенные процедуры.

III. Таможенные платежи.

IV. Таможенный контроль.

V. Таможенные органы.

VI. Таможенные положения.

В разделе Общие положения раскрыты понятия таможенного регулирования в Российской Федерации и таможенного дела. Определены положения о таможенной территории Российской Федерации, таможенной границе и таможенном законодательстве. Приведены основные понятия, используемые в ТК РФ. Так же в данном разделом определены:

- основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу,

- деятельность в области таможенного дела,

- информирование и консультирование,

- таможенная статистика,

- товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности,

- обжалование решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц.

Разделом Таможенные процедуры регламентированы положения, относящиеся к таможенному оформлению, таможенным режимам и специальным таможенным процедурам.

Аспекты таможенного оформления:

- прибытие товаров на таможенную территорию Российской Федерации,

- организация внутреннего таможенного транзита,

- таможенный перевозчик,

- временное хранение товаров и убытие товаров с таможенной территории Российской Федерации,

- декларирование товаров,

- таможенный брокер,

- выпуск товаров.

Положение о таможенных режимах включает в себя:

- общие положения относящиеся к таможенным режимам,

- основные таможенные режимы,

- экономические таможенные режимы,

- защищаемые таможенные режимы,

- специальные таможенные режимы.

Положение о специальных таможенных процедурах определяет:

- перемещение транспортных средств,

- перемещение товаров физическими лицами,

- перемещение товаров в международных почтовых отправлениях,

- перемещение товаров отдельными категориями иностранных лиц,

- перемещение товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи.

В разделе Таможенные платежи определены: исчисление, порядки и сроки уплаты, изменение срока уплаты, обеспечение уплаты, взыскание, возврат таможенных платежей и пошлин, а также таможенные сборы.

Разделом Таможенный контроль установлены формы и порядок проведения таможенного контроля, порядок проведения экспертизы и исследований при осуществлении таможенного контроля, дополнительные положения относящиеся к таможенному контролю, меры, принимаемые таможенными органами в отношении отдельных товаров.

Разделом Таможенные органы определены обязанности, правомочия и ответственность таможенных органов, порядок применения должностными лицами таможенных органов физической силы, специальных средств и оружия, обеспечение деятельности таможенных органов. Установлен порядок применения информационных систем и информационных технологий, обращение товаров и транспортных средств в федеральную собственность, контроля поставки товаров, перемещаемых через таможенную границу.

Разделом Заключительные положения установлены: срок введения ТК РФ, дополнения и изменения которые необходимо внести в законодательные акты РФ в соответствии с ТК РФ, переходные положения о лицензировании.


2. Сущность, понятие и элементы таможенного оформления

Таможенное оформление перемещения товаров представляет собой совокупность таможенных операций, осуществляемых лицами и таможенными органами, в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу, то есть – это процедура помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим и завершение действия данного режима в соответствии с требованиями и положениями ТК РФ.

Порядок таможенного оформления товаров определяется как нормами ТК РФ, так и иными актами российского законодательства. Понятие законодательство употребляется в данном случае в широком смысле и включает в себя законы и многочисленные подзаконные акты, издаваемые органами исполнительной власти и, прежде всего, органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела – ФТС РФ.

Наряду с законодательными положениями правовое регулирование таможенного оформления грузов может осуществляться посредством конвенционных норм.

Примером может служить Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (карнета TIR) от 14 ноября 1975 г. (далее – Конвенция МДП), регулирующая порядок и условия таможенного оформления грузов, перевозимых на автотранспортных средствах или в погруженных в них контейнерах в международном сообщении с применением книжки МДП.

Возможность осуществления эффективного таможенного контроля создается благодаря выполнению функции таможенного оформления товаров и транспортных средств [3, c. 94-120].

Назначением этой функции является учет и регистрация сведений, формирование полной, достоверной документальной информационной основы о перемещаемых товарах и транспортных средствах с целью: обеспечения условий для эффективного документального и фактического таможенного контроля, а также валютного, экспортного, ветеринарного, экологического и других видов контроля, ведение таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики, оказание помощи участникам ВЭД в правильном выборе соответствующего таможенного режима, в помещении под него товаров и транспортных средств, в соблюдении этого режима и своевременном завершении его действия.

Таможенное оформление базируется на выполнении участниками ВЭД требований законодательства об обязательном декларировании(заявлении сведений таможенным органам) всех товаров и транспортных средств. Декларирование выражается в представлении таможенной декларации в устной, электронной или письменной форме, иных документов и сведений, необходимых для таможенного оформления и таможенного контроля.

В связи с разными ситуациями, в которых оказываются декларанты при ввозе, вывозе и транзите товаров и транспортных средств, процесс декларирования может сильно отличаться по форме, содержанию, временном промежуткам и т.д., в том числе и в зависимости от вида избранного декларантом таможенного режима. Соответственно и процесс таможенного оформления будет специфичным в каждой конкретной ситуации, хотя в общем случае сущность его будет неизменной — документальное фиксирование сведений о товаре, принятых решений о его пропуске через таможенную границу, дальнейшей процедуре контроля за ним или выпуске в свободное обращение [7, c. 95-116].

Таможенное оформление товаров и транспортных средств включает в себя действия по:

- получению от декларанта, фиксированию устных заявлений, учету и регистрации документов или их электронных копий, содержащих сведения о всех необходимых для таможенных целей параметрах товаров и транспортных средств и их перемещении (транспортных, товаросопроводительных, иных коммерческих документов, грузовой таможенной декларации или краткой декларации), заявляемом декларантом таможенном режиме их использования;

- внесению в таможенную декларацию и в другие документы определенных сведений в соответствии с установленным порядком для каждого таможенного режима, заверение этих сведений подписью должностного лица таможенного органа и его личной номерной печатью;

- составлению различных документов (документов контроля доставки и др.);

- оформлению приема, учета поступления на СВХ и выдачи товаров;

- оформления документов о взятии проб и образцов во время временного хранения товаров и транспортных средств на СВХ;

- принятию решений и их фиксированию в отношении товаров и транспортных средств;

- подтверждению в документах факта завершения таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств.

Основные вопросы организации таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств:

1. Места и время пересечения таможенной границы.

Так, пересечение товарами и транспортными средствами таможенной границы Российской Федерации допускается в местах, определяемых таможенными органами и во время их работы.

Вместе с тем, товары и транспортные средства могут пересекать таможенную границу в иных местах и вне времени работы таможенных органов, но только по согласованию с ними.

2. Места и время таможенного оформления

Таможенное оформление производится в определенных для этого местах в регионе деятельности таможенного органа, в котором находится отправитель или получатель товаров либо их структурное подразделение, и во время работы таможенного органа. Вместе с тем, по просьбе и за счет заинтересованного лица при согласии таможенного органа, в регионе деятельности которого находится такое лицо, таможенное оформление может осуществляться в иных местах и вне времени работы таможенного органа, давшего согласие на это.

3. Места доставки и представления товаров и транспортных средств

Местами представления товаров и транспортных средств таможенному органу с целью их декларирования и хранения до выпуска либо предоставления лицу в распоряжение в соответствии с избранным таможенным режимом являются склады временного хранения, учреждаемые таможенными органами либо российскими юридическими лицами.

ФТС РФ предоставлено право устанавливать порядок, при котором таможенное оформление отдельных категорий товаров может производиться только определенными таможенными органами.

Местом прибытия на таможенную территорию и доставки товаров и транспортных средств, согласно таможенному законодательству, может быть только склад временного хранения. Это требование распространяется и на случаи таможенного оформления в пунктах пропуска. Поэтому, наличие складов временного хранения является обязательным.

Помещение на склад временного хранения товаров и транспортных средств относится к предварительным операциям, предшествующим основному таможенному оформлению, т. е. их декларированию и применению к ним определенного таможенного режима. Предварительные операции призваны облегчить и ускорить производство этих процедур, а также на их идентификацию для таможенных целей.

Так как транспортные средства декларируются в составе перевозимых ими товаров, то их таможенное оформление осуществляется в местах таможенного оформления товаров. Непосредственно на таможенной границе таможенному оформлению подлежат морские, речные и воздушные суда, порожние транспортные средства и транспортные средства, перевозящие пассажиров. Их декларирование осуществляется посредством предоставления таможенному органу транспортных документов, подтверждающих факт государственной регистрации данного транспортного средства и право на управление им.

Особенности (технологии) производства таможенного оформления могут зависеть от [1, c. 89-94]:

-видов товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ: товары, подвергающиеся быстрой порче, живые животные, радиоактивные и делящиеся материалы, товары, подлежащие экспортному контролю (товары двойного применения);

-вида транспорта, используемого для перемещения товаров через таможенную границу (автомобильный транспорт, морской (речной) транспорт, воздушный транспорт, железнодорожный транспорт, трубопроводный транспорт и линии электропередач);

-категорий лиц, перемещающих товары и транспортные средства (физических лиц, перемещающих товары не для коммерческих целей, - глава 23 ТК РФ, отдельных категорий иностранных лиц – глава 25 ТК РФ).

3. Базисные условия поставки товаров (ИНКОТЕРМС-2000)

INCOTERMS 2000 – это международные правила, признанные правительственными органами, юридическими компаниями и коммерсантами по всему миру как толкование наиболее применимых в международной торговле терминов [13].

Сфера действия Инкотермс-2000 распространяется на права и обязанности сторон по договору купли-продажи в части поставки товаров (условия поставки товаров).

Базисными условиями в контракте купли-продажи называют условия, которые определяют обязанности продавца и покупателя по доставке товара и устанавливают момент перехода риска случайной гибели или повреждения товара с продавца на покупателя. Таким образом, базисные условия определяют, кто несет расходы, связанные с транспортировкой товара от продавца-экспортера к покупателю-импортеру (базисные условия во внутренней торговле не применяются). Эти расходы весьма разнообразны и составляют иногда 40—50% цены товара. Они могут включать: расходы по подготовке товара к отгрузке (проверка качества и количества, отбор проб, упаковка); оплату погрузки товара на перевозочные средства внутреннего перевозчика; оплату перевозки товара от пункта отправления до основных транспортных средств; оплату расходов по погрузке товара на основные транспортные средства в пункте экспорта; оплату стоимости транспортировки товара международным транспортом; оплату страхования груза в пути при морских перевозках; расходы по хранению товара в пути и перегрузке; расходы по выгрузке товара в пункте назначения; расходы по доставке товара от пункта назначения на склад покупателя; оплату таможенных пошлин, налогов и сборов при переходе таможенной границы.Расходы по доставке товара, которые несет продавец, включаются в цену товара. Эти условия называются базисными, потому что они устанавливают базис цены товара и оказывают влияние на уровень его общей цены [4, c. 214-235].

В практике осуществления международной торговой деятельности и реализации внешнеторговых контрактов купли-продажи встречаются случаи, когда стороны недостаточно осведомлены о различиях в местной торговой практике стран-контрагентов. В силу многообразия торговых обычаев толкование и применение одних и тех же терминов и понятий в разных странах может быть различным, что нередко служит источником трений, споров, конфликтов и поводом для судебных разбирательств. Стороны контрактов не всегда одинаково понимают особенную контрактную терминологию в отношении ключевых аспектов контракта, а именно: какие услуги включены в цену товара и какую часть риска каждая из них должна принять на себя в случае потери или повреждения товара на разных стадиях транспортировки.

Все эти проблемы разрешаются достаточно точно и просто, если стороны контракта пришли к соглашению использовать типовую международную торговую терминологию и правила (условия), разработанные на основе многолетнего мирового опыта и торговой практики. Эти правила упрощают и до некоторой степени стандартизируют экспортно-импортные операции.

Главная цель Incoterms — четкое определение условий контракта в отношении обязательств продавца по доставке товаров покупателю и унификация обязанностей сторон контракта. Диапазон базисных условий Incoterms весьма широк и охватывает все необходимые и достаточные варианты — от случая, когда вся ответственность лежит на покупателе, до случая, когда вся ответственность лежит на продавце [10, c. 310-315].

Существуют некоторые аспекты, которые должны непременно найти свое отражение в условиях контракта:

- обеспечение экспортных и импортных лицензий;

- оформление документов надлежащей формы и содержания;

- определение типа страховки товара;

- порядок уведомления другой стороны контракта о всех принятых мерах при определенных обстоятельствах;

- упаковка товара;

- порядок оплаты проверочных операций.

Следует сразу оговорить, что ссылки на эти правила в контракте между продавцом и покупателем ни в коей мере не распространяются на контрактные отношения с перевозчиками.

Таблица 1 Классификация торговых терминов Инкотермс

Группа Термин Название Наименование (рус.) Условия поставок
Е Отправление EXW Ex works Франко завод С завода, с указанием пункта выдачи товара
F Основная перевозка не оплачена FCA Free carrier at Франко перевозчик С указанием пункта отправления
FAS Free carrier named port Франко вдоль борта судна С указанием порта отправления
FOB Free on board Франко борт С указанием порта отправления
C Основная перевозка оплачена CFR Cost and freight Стоимость и фрахт С указанием порта назначения
CIF Cost, insurance, freight Стоимость, страхование и фрахт С указанием порта назначения
CPT Carriage paid to Фрахт/перевозка оплачены до С указанием пункта назначения
CIP Carriage and insurance paid to Фрахт/перевозка и страхование оплачены до С указанием пункта назначения
D Прибытие DAF Delivered at frontier Поставка до границы С указанием пункта перехода
DES Delivered ex ship Доставка с судна С указанием порта назначения
DEQ Delivered ex quay Поставка с пристани С указанием порта назначения
DDU Delivered duty unpaid Поставка без оплаты пошлины С указанием пункта назначения
DDP Delivered duty paid Доставлено с оплатой пошлины С указанием пункта назначения

4. Виды таможенных платежей и их краткие характеристики

Таможенные платежи представляют собой денежные средства, взимаемые таможенными органами с лиц, участвующих в процессе перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации. Правовая основа по начислению и уплате таможенных платежей закреплена в Таможенном кодексе Российской Федерации.

Виды таможенных платежей определены Таможенным кодексом Российской Федерации, в соответствии с которым к ним относятся: таможенная пошлина; налог на добавленную стоимость; акцизы; сборы за выдачу лицензий таможенными органами Российской Федерации и возобновление действия лицензий; сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата; таможенные сборы за таможенное оформление товаров и транспортных средств; таможенные сборы за хранение товаров; таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров; плата за информирование и консультирование; плата за принятие предварительного решения; плата за участие в таможенных аукционах [1, c.104].

Таможенные платежи в зависимости от их вида; могут уплачиваться как в валюте Российской Федерации, так и в иностранных валютах, курсы которых котируются Центральным банком Российской Федерации.

Таможенная пошлина — это платеж, взимаемый таможенными органами Российской Федерации при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза [8, c. 54-80].

В зависимости от направленности перемещения товаров таможенные пошлины подразделяются на импортные (ввозные), экспортные (вывозные), транзитные.

Импортные (ввозные) пошлины устанавливаются на ввозимые в Россию товары и предназначены для решения следующих задач: - защиты национальных производителей от неблагоприятного воздействия нежелательной иностранной конкуренции, а также обеспечение условий для эффективной интеграции РФ в мировую экономику, - оптимизации соотношения между экспортом и импортом с позиций требований платежного и торгового балансов страны; - рационализации структуры ввозимых на территорию РФ товаров; - создания условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в РФ; - пополнения доходной части федерального бюджета РФ.

Экспортные (вывозные) пошлины устанавливаются на товары, произведенные на территории России и вывозимые за ее пределы. При применении экспортных пошлин в основном преследуются следующие цели: - ограничение вывоза за пределы страны товаров, необходимых для национальной экономики, для более полного насыщения отечественного рынка, защиты экономической безопасности страны; - сдерживание вывоза сырьевых товаров и продуктов первичной обработки и стимулирование экспорта высокотехнологичных товаров, продуктов высокой степени обработки; - пополнение доходной части бюджета страны.

Транзитные пошлины взимаются с товаров, провозимых через территорию страны в другие страны (транзитом). Они могут устанавливаться для: - регулирования (сдерживания) потоков определенных групп товаров через территорию страны; - пополнения государственной казны.

Следует отметить, что в настоящее время транзитные пошлины почти не используются в мире. В России они полностью отсутствуют.

Для расчета величины таможенных пошлин используются ставки, предусмотренные таможенным тарифом (ставки таможенных пошлин). Ставки таможенных пошлин устанавливаются Правительством Российской Федерации. Как правило, они дифференцированы в зависимости от кода товара по ТН ВЭД СНГ и страны происхождения товара.

В зависимости от способа исчисления ставки таможенных пошлин подразделяются на следующие виды: - адвалорные (от латинского advalorem - от стоимости) - определяются в процентах от таможенной стоимости товаров; - специфические — устанавливаются в виде конкретной (твердой) денежной суммы за единицу (веса, объема, штуки и др.) товара. Как правило, в российской практике специфические ставки устанавливаются в ЭКЮ; - смешанные (комбинированные) — когда для расчета размера таможенной пошлины используются и адвалорные и специфические ставки.

Для защиты внутреннего рынка и отечественных производителей от импорта определенного товара используются особые виды пошлин. В зависимости от цели применения особых пошлин они делятся на специальные пошлины; антидемпинговые пошлины; компенсационные пошлины.

Специальные пошлины могут использоваться в качестве защитной меры: от ввоза в Россию товаров в количестве и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или конкурирующих товаров; как ответ на дискриминационные действия других стран и союзов, ущемляющие интересы России; как способ пресечения недобросовестной конкуренции.

Антидемпинговые пошлины предназначаются для защиты внутреннего рынка от импорта товаров по демпинговым ценам.

Под демпингом понимается ситуация, когда экспорт товаров и их реализация в стране-импортере осуществляются по более низким ценам, чем на внутреннем рынке страны-производителя.

Компенсационные пошлины вводятся на импортируемые товары, на которые в стране их производства с целью развития экспорта или замещения импорта используются государственные субсидии.

Налог на добавленную стоимость (НДС) относится к косвенным внутренним налогам. Облагаются НДС товары, ввозимые на таможенную территорию РФ. Имеется специфика установления и взимания НДС при торговле России со странами - членами СНГ [6, c. 106].

НДС на импортируемые товары выполняет две функции: во-первых, функцию по регулированию внешнеэкономической деятельности с целью создания равных условий для конкуренции отечественных и импортных товаров на внутреннем рынке; во-вторых, фискальную функцию, связанную с пополнением доходной части федерального бюджета.

НДС исчисляется в валюте контракта, т. е. в той же валюте, в которой заявлена таможенная стоимость товара.

Акциз — это косвенный налог, входящий в состав цены отдельных товаров [6, c. 131].

Товары, облагаемые акцизом, называются подакцизными товарами. Акциз взимается как с отечественных, так и с импортируемых товаров. Являясь экономической нетарифной мерой, акциз на импортируемые товары способствует созданию равных условий для конкуренции на внутреннем рынке между отечественными и импортируемыми товарами.

Номенклатура отечественных и импортируемых подакцизных товаров одинакова и определяется в законодательном порядке.

При расчете суммы акциза по подакцизным товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации и вывозимым с нее, применяются специфические и адвалорные ставки, которые определяются Федеральным законом РФ Об акцизах, изменениями и дополнениями к нему.

При исчислении суммы акциза по адвалорным ставкам в качестве налогооблагаемой базы берется величина, включающая таможенную стоимость подакцизного товара, таможенную пошлину и таможенные сборы за таможенное оформление.

Ставки акцизов по подакцизным товарам являются едиными по всей стране. Исключение составляют подакцизные виды минерального сырья, ставки акциза на которые дифференцируются по отдельным месторождениям в зависимости от их горно-геологических и экономико-географических условий.

Таможенные сборы - представляют собой плату за услуги, связанные таможенным оформлением, таможенным сопровождением и хранением и др [1, c. 139].

Таможенные сборы уплачиваются:

- за таможенное оформление - при декларировании товаров, в том числе при подаче в таможенный орган неполной таможенной декларации, периодической таможенной декларации, временной таможенной декларации, полной таможенной декларации;

- за таможенное сопровождение - при сопровождении транспортных средств, перевозящих товары в соответствии с процедурой внутреннего таможенного транзита либо с таможенным режимом международного таможенного транзита;

- за хранение - при хранении товаров на складе временного хранения или на таможенном складе таможенного органа.

5. Валютный контроль при экспорте и импорте товаров

Эффективное функционирование национальной экономики в системе мирохозяйственных связей предполагает выработку РФ собственной валютной политики.

По своей сущности валютная политика - это совокупность определенных принципов, направлений и мероприятий, определяемых государством в сфере международных валютных отношений.

Валютный контроль является механизмом административного надзора со стороны государства за соблюдением правил и норм валютного регулирования.

Валютный контроль использовался в целях защиты финансовой самостоятельности, стабильности денежной системы, укрепления курса национальной валюты, мобилизации валютных ресурсов.

С целью усиления валютного регулирования со стороны государства, борьбы с нелегальной утечкой капиталов за границу, предотвращения сокрытия средств от налогообложения государство установило определенные ограничения на операции резидентов в иностранной валюте. В частности, иностранная валюта, получаемая предприятиями (организациями) - резидентами, в том числе от экспорта за иностранную валюту товаров (работ, услуг), подлежит обязательному зачислению на их счета в уполномоченных банках, если иное не установлено Центральным банком РФ [4, c. 310-312].

Контроль за поступлением иностранной валюты от экспорта товаров осуществляется посредством механизма, установленного совместной Инструкцией ФТС РФ и Банка России О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров.

Особенностью этого механизма является то, что технология контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров основана на организации информационного обмена между таможенными органами, осуществляющими оформление товаров, и уполномоченными банками, ведущими расчетные обслуживания российских экспортеров.

Специально для реализации технологии валютного контроля за получением выручки от экспорта товаров введено два документа: паспорт сделки (ПС) и учетная карточка (УК).

При организации контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров деятельность таможенных органов осуществляется в несколько этапов [7, c. 160-168].

Первый этап(предварительный контроль). На этом этапе предусматривается контроль правильности оформления ПС, достоверности содержащихся в них данных; контроль соответствия осуществляемой сделки действующему законодательству; формирование и направление в ФТС сводных форм отчетности.

Второй этап(информационно-аналитический контроль). Он предусматривает проверку достоверности получаемых от таможенных органов сведений; формирование основного обменного документа валютного контроля (УК) и направление его в уполномоченные банки, ведущие расчеты по сделке; получение и обработку УК, оформленных банком; сопоставление и анализ информации таможенных органов об экспорте товаров и уполномоченных банков о реальном зачислении валютных средств на транзитный счет экспортера; выявление потенциальных нарушителей установленного порядка поступления валютной выручки и доведение информации до таможенных органов, в зоне действия которых зарегистрированы экспортеры.

На третьем этапе(окончательный контроль) осуществляется целевая проверка экспортера по факту возможного непоступления валютной выручки; применяются санкции, установленные ТК РФ.

Использование данной технологии контроля позволяет:

- осуществлять контроль соответствия каждой валютной операции, связанной с осуществлением расчетов, действиям экспортера по поставкам товаров;

- получить возможность оценки реальных объемов нерепатриации, недополучения валютной выручки;

- упорядочить требования к условиям платежа, фиксируемым при заключении внешнеторговых договоров;

- создать автоматизированную систему оперативного обмена и обработки информации таможенных органов и банков.

Необходимость введения валютного контроля за получением выручки от импорта товара обусловлена значительными валютными потерями государства, связанными с переводами за рубеж валютных средств, неподтвержденными поставками импортируемых товаров [9, c. 210-214].

Технологией валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары предусмотрены формирование паспорта импортной сделки (ПСи), учетной карточки (УКи), а также карточки платежа (КП).

Данная технология валютного контроля основана на информационном обмене перечисленными документами между таможенной и банковской системами. Бартерные сделки не опосредуются валютными расчетами. Однако оценка объема бартерных сделок осуществляется в стоимостных показателях (в валюте). Сбалансированность и эквивалентность экспорта и импорта при бартерных сделках также определяются в валюте. Поэтому к бартерным сделкам также .применяется валютный контроль. Особенностью технологии контроля за бартерными сделками является формирование паспорта бартерной сделки (ПСб).


Заключение

Итак, таможенное дело представляет собой сферу деятельности государственных органов, осуществляющих таможенную политику страны, регулирование отношений, связанных с порядком перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, взиманием таможенных платежей, проведением таможенного контроля и оформления.

На территории России действует единое таможенное законодательство, регулируемое нормами федерального уровня. Кроме этого таможенное дело тесно связано с международными отношениями. Гармонизация и унификация с общепринятыми международными нормами и практикой — основное направление развития таможенного дела России на современном этапе.

Созданию оптимальной модели таможенной службы, способствующей расширению внешнеторговых связей, способствовал Таможенный Кодекс РФ от 28 мая 2003 года.

Уже сейчас можно с определенностью сказать, что таможня превращается из барьера в мост, соединяющим экономики всех государств планеты.

Изучение таможенного дела и таможенной политики в настоящее время, уяснение сущности таможенных правоотношений как необходимого элемента внешнеэкономической деятельности приобрело в последние годы несомненную актуальность. Значимость таможенного права в системе российского права более чем очевидна.


Список используемой литературы

1. Таможенный кодекс Российской Федерации по состоянию на 11 ноября 2009 года. - М: Инфра - М, 2010, - 177 с.

2. Закон РФ Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности от 8 декабря 2003, № 164 - ФЗ.

3. Чекмарева Р.И. Основы таможенного дела: Краткий курс. – Ростов-н/Дону: Издательский центр МарТ, 2001. – 208 с.

4. Пансков В.Г., Федоткин В.В. Таможенное регулирование внешнеторговой деятельности России. М: Финансы и статистика; Инфа-М.2008 г., 365.

5. Толкушин А.В. Таможенное дело. М.: Высшее образование; Юрайт-Издат. 2009, 505 с.

6. Бондаренко Н.П. Таможенно-тарифное регулирование ВЭД. - М.: Март, 2007. - 240 с.

7. Коник Н.В. Таможенное дело. - М.: Омега-Л, 2008 - 192 с.

8. Миляков Н.В. Таможенная пошлина. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 265 с.

9. Молчанова О.В. Коган М.В. Таможенное дело. - Ростов на Дону: Феникс, 2007 - 318 с.

10. Пузакова Е.П., Воронкова О.Н. Внешнеэкономическая деятельность. Организация и управление. - М.: Экономист, 2008. - 624 с.

11. Свинухов В.Г. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенная стоимость: учеб. пособие - М.: Экономист - 2005 271 стр.

12. Чекмарева Г.И. Основы таможенного дела. - М.: Март, 2003. - 208 с.

13. www.tamognia. ru

Скачать архив с текстом документа