Таможенное оформление
СОДЕРЖАНИЕ: Основные положения таможенного оформления, целью которого является помещение товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим. Прибытие товаров на таможенную территорию, их временное хранение. Полномочия таможенного брокера, переводчика.Реферат на тему:
таможенное оформление
Содержание
1. Таможенное оформление
1.1 Основные положения таможенного оформления
1.2 Прибытие товаров на таможенную территорию Российской Федерации и убытие товаров с таможенной территории Российской Федерации
1.3 Временное хранение товаров
1.4 Таможенный брокер (представитель)
1.5 Таможенный переводчик
1.6 Декларирование. Выпуск товаров
1.7 Таможенные режимы
Списокиспользованныхисточников
1. Таможенное оформление
1.1Основные положения таможенного оформления
Общие положения таможенного оформления содержатся в разделе II “Таможенные процедуры” подраздел 1. “Таможенное оформление” глава 8 “Основные положения, относящиеся к таможенному оформлению” ТК РФ. К основным положениям таможенного оформления относятся:
- порядок производства таможенного оформления;
- начало и завершение таможенного оформления;
- разрешение таможенного органа на совершение таможенных операций;
- место и время производства таможенного оформления товаров;
- документы и сведения, необходимые для таможенного оформления;
- присутствие заинтересованных лиц и их представителей при производстве таможенного оформления;
- язык, на котором производится таможенное оформление;
- таможенное оформление и контроль иных государственных органов;
- первоочередной порядок таможенного оформления;
- специальные упрощенные процедуры таможенного оформления для отдельных лиц;
- выпуск товаров;
- условный выпуск товаров;
- выпуск товаров в случае возбуждения дела об административном правонарушении.
Таможенное оформление представляет собой действия должностных лиц таможенных органов, осуществляемые в установленной последовательности и направленные на обеспечение соблюдения действующего законодательства и установленного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. Таможенное оформление производится одновременно с таможенным контролем и включает в себя также соблюдение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования при помещении товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим.[1]
Целью таможенного оформления является помещение товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим. В процессе его проведения осуществляется таможенный контроль: выбор его форм определяется установленными требованиями и достаточностью отдельных форм в каждом конкретном случае.
Таможенное оформление и таможенный контроль возложены на отделы таможенного оформления и таможенного контроля таможен (ОТО и ТК) и таможенных постов (ТП) в местах их расположения и иных местах, определяемых законодательством о таможенном деле и нормативными актами ГТК РФ о местах таможенного оформления.
В соответствии со статьей 62 ТК РФ таможенное оформление производится в местах нахождения таможенных органов во время работы этих органов. По запросу заинтересованного лица таможенное оформление может совершаться вне мест нахождения и вне времени работы таможенных органов.
ГТК России в соответствии со ст. 125 ТК РФ может установить места декларирования отдельных категорий товаров, например, таможенное оформление энергоносителей, производится только Центральной Энергетической таможней, подакцизных товаров акцизными таможнями и др.
Таможенное оформление начинается:
- при ввозе - в момент представления таможенному органу предварительной таможенной декларации или документов в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется таможенная перевозка;
- при вывозе в момент представления таможенному органу таможенной декларации либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление.
Таможенное оформление, включая заполнение таможенных документов для таможенных целей, производится на русском языке, но при определенных условиях таможенные органы могут принимать и использовать документы, составленные на иностранных языках, которыми владеют должностными лица таможенных органов.
Документы, необходимые для таможенного оформления товара, предъявляются в таможенный орган, проводящий таможенное оформление. В их число обязательно должны входить:
- таможенная декларация;
- для лицензируемых товаров – лицензия;
- для товаров, подлежащих контролю различных государственных органов, - разрешения этих органов;
- платежные документы, подтверждающие уплату таможенных платежей, либо документы, содержащие гарантии их уплаты в установленном порядке;
- транспортные документы;
- ксерокопия паспорта сделки, оформленного участниками ВЭД в уполномоченном банке.
Наряду с перечисленными, для оформления могут потребоваться дополнительные документы, необходимые для проверки заявленных сведений, подтверждения вывоза товаров, ведения таможенной статистики и т.д. Окончательный перечень требуемых документов и сроки их предъявления определяются должностным лицом таможенного органа, производящего оформление товара. ГТД должна быть предъявлена не позднее, чем через 15 дней после представления товара таможенному органу. С момента принятия ГТД таможенным органом до окончательного выпуска товара в пункте пропуска на таможенной границе товар находится под таможенным контролем.
При процедуре таможенного оформления имеют право присутствовать лица, обладающие полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, и их представители. Это право может стать обязанностью, если таможенный орган потребует присутствия указанных лиц.[2]
Основное таможенное оформление товаров и транспортных средств включает следующие этапы:
- прием, регистрация и учет таможенных деклараций;
- контроль за правильностью определения кода товара в соответствии с ТН ВЭД России и страны происхождения, а также за соблюдением запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу (статьи 13, 66 Таможенного кодекса Российской Федерации);
- валютный контроль и контроль таможенной стоимости;
- контроль таможенных платежей;
- таможенный досмотр (осмотр) и выпуск.
На этапе приема, регистрации и учета таможенных деклараций проводится:
- проверка соблюдения условий, необходимых для принятия таможенной декларации, в том числе проверка соблюдения порядка проведения предварительных операций;
- прием таможенной декларации и других документов, подлежащих обязательному представлению таможенному органу, а также электронной копии таможенной декларации;
- регистрация таможенной декларации;
- общая проверка таможенной декларации и ее электронной копии на соответствие правилам заполнения согласно заявленному режиму, а также соответствия сведений в электронной копии таможенной декларации сведениям на бумажном носителе, как в процессе приема таможенной декларации, так и после выпуска товаров и транспортных средств;
- сбор таможенных деклараций и прилагаемых к ним документов после завершения таможенного оформления и передача их в соответствующие структурные подразделения таможенного органа;
- учет таможенных деклараций, по которым таможенное оформление не завершено.
Сотрудник таможенного органа, осуществлявший первый этап, после завершения проверки таможенной декларации и ее электронной копии на оборотной стороне первого листа таможенной декларации под цифрой “1” делает запись “Проверено”, проставляет дату, время окончания проверки, подпись, оттиск личной номерной печати (ЛНП) и передает декларацию для дальнейшего оформления.
На этапе контроля за правильностью определения кода товара в соответствии с ТН ВЭД России и страны происхождения, а также за соблюдением запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу (статьи 13, 66 Таможенного кодекса Российской Федерации) проводится:
- контроль за достоверностью и достаточностью сведений, заявленных в таможенной декларации для целей идентификации товара, а также классификации товара в соответствии с ТН ВЭД России;[3]
- контроль за достоверностью и достаточностью сведений, заявленных в таможенной декларации для определения страны происхождения товара и предоставления соответствующих тарифных льгот и преференций;
- проверка документов и сведений, подтверждающих происхождение товаров и предоставление в связи с этим тарифных льгот и преференций, в случаях, отнесенных к компетенции ТП (ОТО и ТК);
- контроль за достоверностью и полнотой сведений, заявленных в таможенной декларации, в целях соблюдения лицом, перемещающим товары, запретов и ограничений;
- проверка полноты сведений, заявленных в таможенной декларации, в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, включенные в реестр ГТК России;
- проверка наличия и правильности заполнения разрешений, лицензий, сертификатов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также сведений, подтверждающих прохождение ветеринарного, фитосанитарного и иных видов государственного контроля;
- контроль за соблюдением условий помещения товаров под соответствующий таможенный режим (за исключением определения таможенной стоимости и уплаты таможенных платежей).
Сотрудник таможенного органа после завершения контроля на оборотной стороне первого листа таможенной декларации под цифрой “2” делает запись “Проверено”, проставляет дату, время окончания проверки, подпись, оттиск ЛНП и передает декларацию для дальнейшего оформления.
На этапе валютного контроля и контроля таможенной стоимости проводится:
- проверка наличия всех документов, необходимых для целей валютного контроля;
- проверка соответствия условий внешнеторговых договоров и иных документов, на основании которых производится таможенное оформление, требованиям валютного законодательства Российской Федерации;
- проверка соответствия сведений, заявленных в таможенной декларации, информации, содержащейся в документах, представленных для осуществления валютного контроля;
- проверка правильности выбора декларантом метода оценки товаров в таможенных целях;
- проверка правильности заявления таможенной стоимости товаров в соответствии с выбранным методом определения таможенной стоимости и документами, ее подтверждающими, а также анализ документов, предъявленных декларантом для подтверждения заявленной им таможенной стоимости товаров, относительно их достоверности и достаточности, а также всех составляющих таможенной стоимости;
- корректировка таможенной стоимости и таможенных платежей в ходе таможенного оформления в случаях, отнесенных правовыми актами ГТК России к компетенции ТП (ОТО и ТК), и внесение соответствующих изменений в электронные копии таможенной декларации и декларации таможенной стоимости.
Сотрудник таможенного органа после завершения контроля на оборотной стороне первого листа таможенной декларации под цифрой “3” делает запись “Проверено”, проставляет дату, время окончания проверки, подпись, оттиск ЛНП и передает декларацию для дальнейшего оформления.
На этапе контроля таможенных платежей проводится проверка:
- наличия у лица, ответственного за уплату таможенных платежей, задолженности по уплате таможенных платежей, процентов за использованную отсрочку или за рассрочку уплаты таможенных платежей по ранее произведенным поставкам, суммам штрафов при совершенных нарушениях таможенных правил, пеням за просрочку уплаты таможенных платежей;
- соблюдения декларантом установленных сроков подачи таможенной декларации (в случае нарушения сроков подачи таможенной декларации производится начисление пеней за просрочку уплаты таможенных платежей);
- обоснованности заявленных тарифных и налоговых льгот и преференций, документов, определяющих заявленные льготы либо устанавливающих особый порядок исчисления и уплаты таможенных платежей, наличие соответствующих подтверждений подразделений таможенного органа, осуществляющего контроль и учет таможенных платежей;
- соблюдения условий заявленного таможенного режима по уплате таможенных платежей либо обеспечения их уплаты;
- правильности исчисления таможенных платежей с составлением документа контроля таможенных платежей;[4]
- правильности уплаты таможенных платежей, в том числе заполнения реквизитов платежного документа об уплате таможенных платежей и наличия выписки банка плательщика из лицевого счета плательщика с отражением произведенного платежа, а также соответствие сумм, указанных в платежных документах по видам таможенных платежей, суммам, указанным в документе контроля;
- фактического поступления денежных средств на счет таможенного органа (через специализированное подразделение таможенного органа, осуществляющее контроль и учет таможенных платежей), если денежные средства должны были уже поступить на счета таможенного органа к моменту таможенного оформления, в случае их непоступления таможенная декларация остается на данном этапе.
Сотрудник таможенного органа также производит начисление пеней за просрочку уплаты таможенных платежей в случае отсутствия подтверждения специализированного подразделения таможенного органа, осуществляющего контроль и учет таможенных платежей, о поступлении денежных средств, которые должны были уже поступить на счета таможенного органа к моменту таможенного оформления.
Сотрудник таможенного органа после завершения контроля на оборотной стороне первого листа таможенной декларации под цифрой “4” делает запись “Проверено”, проставляет дату, время окончания проверки, подпись, оттиск ЛНП и передает декларацию для дальнейшего оформления.
На этапе досмотра и выпуска проводится:
- проверка прохождения предыдущих этапов таможенного оформления и контроля;
- принятие решения о таможенном досмотре путем выдачи поручения по форме, устанавливаемой нормативными правовыми актами;
- таможенный досмотр и фиксирование его результатов в акте таможенного досмотра по форме, устанавливаемой нормативными правовыми актами;
- завершение таможенного оформления путем принятия решения о выпуске товаров и транспортных средств либо о невозможности их выпуска.
Решение о необходимости таможенного досмотра может быть принято и на предыдущих этапах таможенного оформления. В этом случае соответствующий сотрудник на оборотной стороне таможенной декларации делает запись “С досмотром”, указывая краткое обоснование такого решения, и информирует об этом сотрудника, ответственного за выпуск, который и дает поручение на досмотр.[5]
Таможенный досмотр проводят сотрудники отдела (отделения) таможенного досмотра ТП (ОТО и ТК), не участвующие в документальном контроле, за исключением случаев, предусмотренных правовыми актами ГТК России, либо случая принятия разового решения начальником ТП (ОТО и ТК).
После завершения таможенного досмотра документы и сведения, подтверждающие результаты досмотра, передаются сотруднику, ответственному за выпуск.
Решение о выпуске принимает начальник ТП (ОТО и ТК) либо сотрудник, им уполномоченный. Решение подтверждается путем проставления штампа “Выпуск разрешен” на таможенной декларации, а также на транспортном документе с указанием в его правом верхнем углу номера таможенной декларации. Штамп и номер заверяют оттиском ЛНП.
После выпуска таможенная декларация и прилагаемые к ней документы передаются на этап приема, регистрации и учета таможенных деклараций.
В случае проведения таможенного досмотра на оборотной стороне первого листа таможенной декларации под цифрой “5” сотрудник, осуществлявший выпуск товара, делает запись “Досмотрено” с указанием результатов досмотра, названия и номера акта таможенного досмотра, ставит дату, подпись и оттиск ЛНП.
При ввозе на таможенную территорию Российской Федерации и вывозе с этой территории товаров, необходимых для ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, а также товаров, подвергающихся быстрой порче, живых животных, радиоактивных материалов, международных почтовых отправлений, сообщений и иных материалов для средств массовой информации и других подобных товаров таможенное оформление производится в упрощенном виде и приоритетном порядке.
Случаи и условия применения упрощенного порядка таможенного оформления определяются Государственным таможенным комитетом Российской Федерации.
ГТК России может установить специальные упрощенные процедуры таможенного оформления для лиц. Требования для данных лиц установлены ст.68 п.1 ТК РФ.
1.2 Прибытие товаров на таможенную территорию российской федерации и убытие товаров с таможенной территории российской федерации
Прибытие товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации осуществляется в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации во время работы таможенных органов. В иных местах товары и транспортные средства могут прибывать на таможенную территорию Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации может устанавливать пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации для прибытия на таможенную территорию Российской Федерации отдельных видов товаров. В настоящее время установлены пункты ввоза мяса и субпродуктов, домашней птицы, алкогольной и табачной продукции, товаров, перемещаемых по процедуре МДП (TIR).
Администрация пункта пропуска сообщает таможенным органам место и время прибытия транспортных средств в пункт пропуска.
После пересечения таможенной границы перевозчик обязан доставить ввезенные им товары и транспортные средства в пункт пропуска и предъявить их таможенному органу, и представить документы и сведения, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется международная перевозка (ст. 73-76 ТК РФ). Допускается предоставление документов и сведений до фактического прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации. При необходимости таможенные органы могут потребовать перевод документов, представленных на иностранных языках. Документы могут предоставляться в электронной форме.
После прибытия товаров и представления таможенному органу соответствующих документов и сведений товары могут быть разгружены или перегружены (статья 78 ТК РФ), помещены на склад временного хранения (глава 12 ТК РФ), заявлены к определенному таможенному режиму либо к внутреннему таможенному транзиту (глава 10 ТК РФ).
С момента предъявления товаров в месте их прибытия такие товары приобретают статус находящихся на временном хранении. По истечении предельного срока временного хранения (статья 103 ТК РФ) таможенные органы распоряжаются указанными товарами в соответствии с главой 41 ТК РФ.
Разгрузка и перегрузка (перевалка) товаров с транспортного средства, прибывшего на таможенную территорию Российской Федерации, осуществляются в месте прибытия и во время работы таможенных органов в местах, специально предназначенных для этих целей.[6]
Места разгрузки и перегрузки (перевалки) товаров являются зоной таможенного контроля. Указанные места должны быть обустроены и оборудованы таким образом, чтобы была обеспечена сохранность товаров, и был исключен доступ к ним лиц, не участвующих в проведении грузовых операций. Запрещается разгрузка товаров, ввоз которых в Российскую Федерацию запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Убытие товаров и транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации допускается в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации во время работы таможенных органов.
Убытие товаров и транспортных средств допускается с разрешения таможенного органа.
Для получения разрешения таможенного органа на убытие товаров и транспортных средств в таможенный орган представляются таможенные документы, подтверждающие помещение товаров под таможенный режим, предусматривающий вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.
До убытия товаров и транспортных средств перевозчик обязан представить в таможенный орган документы и сведения, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется международная перевозка товаров (ст. 73-76 ТК РФ). От имени перевозчика документы и сведения могут быть представлены любым иным лицом, действующим по его поручению.
Погрузка товаров на транспортное средство, убывающее с таможенной территории Российской Федерации, допускается после принятия таможенной декларации, за исключением случаев, если при таможенном оформлении товаров таможенный орган не требует предъявления товаров для проведения их проверки, а также перемещения товаров в соответствии с таможенным режимом международного таможенного транзита.
Должностные лица таможенных органов в целях проверки товаров вправе присутствовать при их погрузке на транспортное средство, убывающее с таможенной территории Российской Федерации. Погрузка товаров в этом случае осуществляется в местах, нахождение которых согласовано с таможенными органами, и во время работы таможенных органов.
Товары должны быть фактически вывезены с таможенной территории Российской Федерации в том же количестве и состоянии, в котором они находились в момент их помещения под определенный таможенный режим.
Российские товары могут быть вывезены в меньшем количестве, чем количество, заявленное при их помещении под определенный таможенный режим, вне зависимости от причин, по которым произошло уменьшение количества товаров. При предъявлении товаров таможенному органу в месте их убытия по запросу декларанта таможенный орган подтверждает количество фактически вывезенных товаров.
1.3 Временное хранение товаров
В соответствии с таможенным законодательством ввозимые или вывозимые товары в ходе проведения таможенного оформления должны быть помещены на склад временного хранения.
Временное хранение товаров - таможенная процедура, при которой иностранные товары хранятся без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к ним установленных законом ограничений, до их выпуска в соответствии с определенным таможенным режимом либо до помещения их под иную таможенную процедуру.
Склады временного хранения могут быть открытого типа и закрытого типа, то есть предназначенными для хранения товаров и транспортных средств соответственно любых лиц или определенных лиц (ст. 106 ТК РФ).
Склады временного хранения, учрежденные таможенными органами Российской Федерации, являются складами открытого типа (ст. 115 ТК РФ).
Склады временного хранения закрытого типа предназначены для хранения товаров владельца склада или для хранения определенных товаров, в том числе ограниченных в обороте и (или) требующих особых условий хранения.
Склады временного хранения закрытого типа могут учреждаться только при наличии обоснования необходимости и целесообразности выбора склада такого типа (ст. 110 п.3. ТК РФ).
Склады временного хранения являются зоной таможенного контроля. Срок временного хранения товаров составляет 2 месяца. Предельный срок хранения составляет 4 месяца. Товары, подвергающие быстрой порче, могут храниться на складе временного хранения в пределах срока сохранения их качеств, позволяющих использовать такие товары по назначению.
Владельцем склада временного хранения может быть российское юридическое лицо, включенное в Реестр владельцев складов временного хранения.
Для включения в Реестр владельцев складов временного хранения необходимо:
1) владеть помещениями и (или) открытыми площадками, предназначенными для использования в качестве склада временного хранения и отвечающими установленным требованиям (ст. 107 ТК РФ);
2) обеспечить уплаты таможенных платежей в размере 2,5 миллиона рублей и дополнительно 1000 рублей за 1 квадратный метр полезной площади, если в качестве склада используется открытая площадка, или 300 рублей за 1 кубический метр полезного объема помещения, если в качестве склада используется помещение, для владельцев складов временного хранения и таможенных складов открытого типа; 2,5 миллиона рублей для владельцев складов временного хранения и таможенных складов закрытого типа (ст.339 ТК РФ);
3) заключить договор страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда товарам других лиц, находящимся на хранении, или нарушения иных условий договоров хранения с другими лицами. Страховая сумма, в пределах которой страховщик обязуется при наступлении каждого страхового случая возместить вред лицам, чьим имущественным интересам он причинен, рассчитывается исходя из полезной площади или полезного объема и определяется из расчета 3500 рублей за один квадратный метр полезной площади, если в качестве таможенного склада используется открытая площадка, или из расчета 1000 рублей за один кубический метр полезного объема, если в качестве таможенного склада используется помещение, но не может быть менее двух миллионов рублей.[7]
Если владение помещениями и (или) открытыми площадками осуществляется на основании договора аренды, такой договор должен быть заключен на срок не менее одного года на день подачи заявления о включении в Реестр владельцев складов временного хранения.
Включение в Реестр владельцев складов временного хранения производится на основании заявления лица.
К заявлению о включении в Реестр владельцев складов временного хранения прилагаются документы, подтверждающие заявленные сведения:
Владельцу склада временного хранения при положительном решении выдается свидетельство о включении в Реестр владельцев складов временного хранения действительное в течение пяти лет.
Свидетельство о включении в Реестр владельцев складов временного хранения может быть отозвано таможенным органом в случае:
1) несоблюдения владельцем склада временного хранения хотя бы одного из условий включения в Реестр владельцев складов временного хранения, установленных статьей 109 ТК РФ;
2) несоблюдения владельцем склада временного хранения обязанностей, предусмотренных подпунктом 6 пункта 1 статьи 112 ТК РФ;
3) неоднократного привлечения владельца склада временного хранения к административной ответственности за совершение административных правонарушений в области таможенного дела, предусмотренных статьями 16.1, 16.2, 16.3, 16.9, 16.11, 16.13, 16.14 и 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Владелец склада временного хранения обязан:
1) соблюдать условия и требования, установленные Таможенным Кодексом;
2) вести учет хранимых товаров, и представлять в таможенные органы отчетность о хранении таких товаров (статья 364 ТК РФ);
3) обеспечивать сохранность товаров и транспортных средств;
4) уплачивать таможенные пошлины, налоги в предусмотренных случаях.
С разрешения таможенного органа временное хранение может осуществляться на складе получателя товаров (117 ТК РФ). При выдаче разрешения на временное хранение на складе получателя товаров таможенный орган вправе потребовать обеспечения уплаты таможенных платежей.
1.4 Таможенный брокер (представитель)
Одной из приоритетных задач, стоящих перед таможенной службой в настоящее время, является совершенствование методов таможенного контроля и технологий, обеспечивающих гарантированное поступление причитающихся к уплате таможенных платежей при максимальном ускорении и упрощении для участника внешнеэкономической деятельности производства таможенного оформления. Одним из способов решения поставленной задачи является формирование цивилизованного рынка таможенных услуг по таможенному оформлению, который регламентирован Таможенным кодексом Российской Федерации и присущ ведущим странам мира с рыночной экономикой.
Наличие профессионально ориентированной лицензированной организации - необходимое условие внедрения в практику передовых форм осуществления таможенного оформления и контроля, повышения гарантии поступления таможенных платежей в федеральный бюджет, исключения злоупотреблений отдельными должностными лицами своими служебными обязанностями. Практика деятельности организаций, являющихся таможенными посредниками, показывает, что на протяжении последних лет таможенная служба приобрела достаточный опыт для формирования института таможенных брокеров.
Таможенный брокер (представитель) - российское юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации и включенное в Реестр таможенных брокеров.
Казенное предприятие не может быть таможенным брокером.
Деятельность и правовой статус таможенного брокера регламентируется гл. 15 ТК РФ. Таможенный брокер является профессиональным посредником в таможенной сфере.
Деятельность таможенного брокера заключается в совершении от имени декларанта или других заинтересованных лиц по их поручению таможенные операции в соответствии с Таможенным кодексом.
В функции таможенного брокера входит декларирование товаров и транспортных средств; представление таможенному органу РФ документов и дополнительных сведений, необходимых для таможенных целей; предъявление декларируемых товаров и транспортных средств; обеспечение уплаты таможенных и иных платежей в отношении декларируемых товаров и транспортных средств; а также совершения иных действий, необходимых для таможенного оформления и таможенного контроля, в качестве лица, обладающего полномочиями в отношении декларируемых товаров и транспортных средств.
Таможенный брокер может ограничить сферу своей деятельности определенными категориями товаров в соответствии с ТН ВЭД (например, разделы, группы, подгруппы и т.д.) и видами транспорта, или регионами деятельности таможенных органов.
Правом совершать действия по таможенному оформлению от имени таможенного брокера обладает специалист по таможенному оформлению, имеющий квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению.
Организация, претендующая на включение в Реестр таможенных брокеров должна:
- иметь в штате не менее 2 специалистов по таможенному оформлению, имеющих квалификационный аттестат;
- полностью сформированный уставной капитал;
- обеспечить уплату таможенных платежей в размере не менее 50 миллионов рублей;
- заключить договор страхования своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда имуществу представляемых лиц или нарушения договоров с этими лицами (страховая сумма не менее 20 млн. рублей).
Для включения в реестр организация подает обращение в таможенный орган с просьбой включить в реестр и предоставляет предусмотренный ТК РФ пакет документов.
В случае предоставления полного пакета документов таможенный орган выдает Свидетельство о включении в Реестр. Срок действия свидетельства не ограничивается.
При совершении таможенных операций таможенный брокер (представитель) обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает таможенного брокера (представителя) представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами.
Взаимодействие таможенного брокера с заинтересованными лицами строится на основе договора. Вопросы цены и иных условий договора определяются сторонами самостоятельно. Для отдельных категорий представляемых лиц могут быть предусмотрены льготы. Однако предоставление льгот является правом, но не обязанностью таможенного брокера.
Права, обязанности и ответственность таможенного брокера по отношению к таможенным органам РФ не могут быть ограничены договором с представляемым лицом.
Обязанности таможенного брокера (представителя) при таможенном оформлении обусловлены требованиями и условиями, установленными Таможенным кодексом в отношении таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенный режим или иную таможенную процедуру. Факт совершения таких операций не возлагает на таможенного брокера (представителя) обязанностей по совершению операций, связанных с завершением действия таможенного режима.
За уплату таможенных платежей, подлежащих уплате при декларировании товаров, таможенный брокер (представитель) несет такую же ответственность как декларант.
Таможенный брокер (представитель) обязан вести учет товаров, в отношении которых им совершаются таможенные операции, и представлять в таможенные органы отчетность о совершенных таможенных операциях (статья 364 ТК РФ).
В случае причинения таможенным брокером ущерба представляемому лицу ответственность наступает в соответствии с гражданским законодательством. Таможенные органы РФ не несут ответственность перед представляемыми или иными лицами за решения, действия или бездействие таможенного брокера и его работников.
1.5 Таможенный переводчик
Таможенным перевозчиком признается российское юридическое лицо, осуществляющие перевозки товаров, находящихся под таможенным контролем, в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации и включенное в Реестр таможенных перевозчиков.
Для включения в Реестр организация должна:
- осуществлять деятельность по перевозке грузов в течение не менее 2 лет;
- обеспечить уплату таможенных платежей в размере не менее 20 млн. рублей;
- иметь лицензию на осуществление деятельности по перевозке грузов (если такая деятельность лицензируется);
- владеть транспортными средствами, пригодных для перевозки товаров под таможенными пломбами и печатями;
- заключить договор страхования своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда имуществу представляемых лиц или нарушения договоров с этими лицами (страховая сумма не менее 20 млн. рублей).
Для включения в Реестр организация подает заявление и прилагает предусмотренный ТК РФ пакет документов.
Свидетельство о включении в Реестр таможенных перевозчиков действительно 5 лет. Таможенный перевозчик может ограничить регион своей деятельности регионом деятельности одного (нескольких) таможенного органа (таможенных органов)[8] .
Таможенный перевозчик обязан:
1) соблюдать условия и требования, установленные Таможенным Кодексом;
2) вести учет перевозимых товаров и представлять в таможенные органы отчетность о перевозке таких товаров (статья 364 ТК РФ);
3) уплачивать таможенные пошлины и налоги в случае недоставки иностранных грузов в таможенный орган назначения;
4) соблюдать конфиденциальность информации, полученной от отправителя товаров, их получателя или экспедитора.
Отношения таможенного перевозчика с отправителями товаров или экспедиторами строятся на договорной основе.
1.6 Декларирование. Выпуск товаров
Одним из условий пропуска товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ является их декларирование.
Под декларированием понимается заявление таможенному органу сведений о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу, об их таможенном режиме, а также иных сведений в любой предусмотренной законодательством форме.
Декларирование призвано выполнять несколько основных функций:
- обеспечение таможенных органов необходимыми для таможенных целей сведениями о товарах и транспортных средствах;
- подтверждение декларантом законности совершаемых действий в отношении товаров и транспортных средств, помещаемых под избранный таможенный режим;
- на основании декларирования таможенные органы проверяют соответствие декларируемых сведений о товарах и транспортных средствах фактическим данным.
Формы декларирования определены ТК РФ (ст. 124). Допускаются письменная, устная, электронная или конклюдентная формы декларирования. Форма декларирования, а также перечень сведений, необходимых для таможенных целей, определяются ГТК России.
Товары декларируются таможенному органу Российской Федерации, в котором производится таможенное оформление. Одновременно с товарами декларируются и перевозящие их транспортные средства. Порожние транспортные средства и транспортные средства, перевозящие пассажиров, декларируются при пересечении таможенной границы Российской Федерации.
Морские, речные и воздушные суда декларируются в порту или аэропорту прибытия на таможенную территорию Российской Федерации либо в порту или аэропорту убытия с таможенной территории России.[9]
Основным документом декларирования товаров и транспортных средств при осуществлении ВЭД является таможенная декларация, в которой содержатся сведения о товарах, их таможенном режиме, об отправителе, получателе, декларанте, валюте расчетов и другие необходимые для таможенного контроля и таможенного оформления сведения.
Основной формой таможенной декларации при декларировании товаров, перемещаемых участниками внешнеэкономической деятельности (в т.ч. товаров, перемещаемых физическими лицами для производственной и иной коммерческой деятельности) и помещаемых под выбранные таможенные режимы (за исключением таможенного режима транзита) является таможенная декларация (ГТД), которая заполняется на бланках формы ТД-1 (основной лист) и ТД-2 (добавочные листы)1.
Вместо добавочных листов могут использоваться описи товаров в виде спецификаций.
Существуют случаи, когда при декларировании товаров одновременно с ГТД в таможенный орган представляются, кроме стандартного набора, дополнительные документы, являющиеся неотъемлемой частью ГТД.
При пересечении таможенной границы Российской Федерации физическими лицами, в декларации ТД-6 указываются сведения: фамилия, имя, отчество лица; цель поездки; гражданство; количество багажа и ручной клади; количество валюты, драгоценностей; товары, временно ввозимые или вывозимые; товары, запрещённые к ввозу и вывозу.
С момента регистрации должностным лицом таможенных органов ГТД становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение, о чем должностное лицо таможенного органа обязано предупредить уполномоченное лицо декларанта.
После регистрации ГТД категорически запрещается передача ее декларанту или иному лицу, не являющемуся должностным лицом таможенного органа, до окончания таможенного оформления.
По мотивированному обращению декларанта в письменной форме сведения, заявленные в принятой таможенной декларации, могут быть изменены или дополнены с разрешения таможенного органа.
Должностные лица таможенных органов не вправе по собственной инициативе либо по поручению или просьбе заинтересованных лиц заполнять таможенную декларацию, изменять или дополнять сведения, заявленные в таможенной декларации, за исключением внесения в нее тех сведений, которые относятся к компетенции таможенных органов, а также изменения или дополнения кодированных сведений, используемых для машинной обработки, если такие сведения в некодированном виде имеются в таможенной декларации.
Выпуск товаров - действие таможенных органов, заключающееся в разрешении заинтересованным лицам пользоваться и (или) распоряжаться товарами в соответствии с таможенным режимом.
Выпуск товаров осуществляется таможенными органами в течение 3 рабочих дней.
Выпуск для свободного обращения ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации товаров допускается при условии поступления сумм таможенных пошлин и налогов на счета таможенных органов. В случае непоступления сумм таможенных пошлин, налогов на счета таможенных органов товары считаются условно выпущенными.
Условному выпуску товары подлежат в случае:
1) если льготы по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации сопряжены с ограничением по пользованию и распоряжению товарами;
2) если товары помещены под таможенные режимы таможенного склада, беспошлинной торговли, переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления, временного ввоза, реэкспорта, международного таможенного транзита, уничтожения, а также под специальные таможенные режимы, применимые к товарам, ввозимым на таможенную территорию Российской Федерации.
Условно выпущенные товары, в отношении которых предоставлены льготы по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут использоваться только в целях, соответствующих условиям предоставления льгот.
Условно выпущенные товары имеют статус иностранных товаров.
Декларант - лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары.
В соответствии с ТК РФ декларировать товары имеют право только российские юридическими и физическими лица, за исключением следующих случаев перемещения товаров через таможенную границу:
- физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
- иностранными лицами, пользующимися таможенными льготами в соответствии с главой 25 ТК РФ;
- иных случаев, когда иностранное лицо имеет право распоряжаться товарами на таможенной территории Российской Федерации не в рамках внешнеэкономической сделки, одной из сторон которой выступает российское лицо.
Декларирование товаров производится декларантом или таможенным брокером (представителем) по выбору декларанта.
В круг обязанностей декларанта входит:
1. Подать таможенную декларацию и необходимые документы для таможенного оформления;
2. Предъявить товар по требованию таможенного органа;
3. Уплатить таможенные платежи.
1.7 Таможенные режимы
таможенное оформление брокер товар
Товары и транспортные средства перемещаются через таможенную границу в соответствии с их таможенными режимами.
Таможенный режим – это таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов и запретов и ограничений, установленных законом, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории Российской Федерации либо за ее пределами.
Таможенная процедура - совокупность положений, предусматривающих порядок совершения таможенных операций и определяющих статус товаров и транспортных средств для таможенных целей.
ТК РФ Подраздел 2 “Таможенные режимы” (гл. 18-21) и подраздел 3 “Специальные таможенные режимы” (гл.22 -26) содержит общий перечень видов таможенных режимов товаров и транспортных средств и специальных таможенных процедур.
Все таможенные режимы делятся на 4 группы.
К первой группе “Основные таможенные режимы” относятся: выпуск для внутреннего потребления; экспорт; международный таможенный транзит;
Ко второй группе “Экономические таможенные режимы” относятся: переработка на таможенной территории; переработка для внутреннего потребления; переработка вне таможенной территории; временный ввоз; таможенный склад; свободная таможенная зона (свободный склад);
К третьей группе “Завершающие таможенные режимы” относятся: реимпорт; реэкспорт; уничтожение; отказ в пользу государства;
К четвертой группе “Специальные таможенные режимы” относятся: временный вывоз; беспошлинная торговля; перемещение припасов; иные специальные таможенные режимы.
Выпуск для внутреннего потребления– таможенный режим, при котором ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации товары остаются на этой территории без обязательства об их вывозе с этой территории.
Данный таможенный режим предусматривает уплату таможенных пошлин и налогов, сборов и соблюдение всех ограничений.
Выпущенные в свободное обращение в Российской Федерации иностранные товары с момента их выпуска рассматриваются таможенным законодательством как российские товары.
Обязательными условиями выпуска товаров для свободного обращения являются:
- Уплата в отношении товаров таможенных пошлин, налогов и внесение иных таможенных платежей;
- Соблюдение ограничений, предусмотренных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Экспорт товаров – таможенный режим, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации, вывозятся с этой территории без обязательства об обратном ввозе.
При выпуске товаров под таможенный режим экспорта товары должны быть вывезены за пределы таможенной территории РФ в том же состоянии, в котором они были на день принятия ГТД, кроме изменений состояния товаров вследствие естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения.
Международный таможенный транзит – таможенный режим, при котором иностранные товары перемещаются по таможенной территории Российской Федерации под таможенным контролем между местом их прибытия на таможенную территорию и местом их убытия с этой территории без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера.
Под таможенный режим международного таможенного транзита могут быть помещены любые иностранные товары, за исключением товаров, транзит которых запрещен в соответствии с федеральными законами, иными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Международный таможенный транзит завершается вывозом транзитных товаров с таможенной территории Российской Федерации.
Перевозчик обязан предъявить транзитные товары, представить транзитную декларацию и иные документы на транзитные товары, используемые для целей международного таможенного транзита, таможенному органу назначения (пункт 1 статьи 92 ТК РФ). Таможенный орган назначения обязан совершить необходимые таможенные операции для завершения международного таможенного транзита и выдать разрешение на убытие товаров и транспортных средств в день предъявления транзитных товаров и представления документов.
При вывозе транзитных товаров отдельными партиями международный таможенный транзит считается завершенным после убытия последней партии товаров с таможенной территории Российской Федерации.
В отношении ввезенных товаров, помещаемых под таможенный режим переработки на таможенной территории, применяются все запреты и ограничения, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Переработка на таможенной территории допускается при наличии разрешения таможенного органа.
Переработка на таможенной территории допускается, если таможенные органы могут идентифицировать ввезенные товары в продуктах переработки.
Под таможенный режим переработки на таможенной территории могут помещаться иностранные товары, ранее помещенные под иные таможенные режимы, при соблюдении требований и условий, предусмотренных ТК РФ.
Операции по переработке товаров при таможенном режиме переработки на таможенной территории включают:
1) собственно переработку или обработку товаров;
2) изготовление новых товаров, в том числе монтаж, сборку или разборку товаров;
3) ремонт товаров, в том числе их восстановление, замену составных частей, восстановление их потребительских свойств;
4) переработку товаров, которые содействуют производству товарной продукции или облегчают его, даже если эти товары полностью или частично потребляются в процессе переработки.
Срок переработки товаров определяется заявителем по согласованию с таможенным органом и не может превышать два года.
Разрешение на переработку товаров выдается таможенным органом на основании заявления заинтересованного лица.
Форма разрешения на переработку товаров устанавливается ГТК России.
Отходы, в отношении которых подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, подлежат декларированию.
Остатки товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории, могут быть вывезены с таможенной территории Российской Федерации без уплаты вывозных таможенных пошлин либо помещены под таможенный режим переработки на таможенной территории.
В отношении ввезенных товаров, помещаемых под таможенный режим переработки для внутреннего потребления, применяются все запреты и ограничения, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Переработка для внутреннего потребления допускается при наличии разрешения таможенного органа.
Переработка для внутреннего потребления допускается в отношении товаров, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации.
Переработка для внутреннего потребления допускается, если:
1) суммы таможенных пошлин, подлежащие уплате в отношении продуктов переработки, ниже тех, которые подлежали бы уплате на день помещения ввезенных товаров под таможенный режим переработки для внутреннего потребления, если бы они были выпущены для свободного обращения;
2) таможенные органы могут идентифицировать ввезенные товары в продуктах переработки;
3) продукты переработки не могут быть восстановлены в первоначальном состоянии экономически выгодным способом.
Для идентификации ввезенных товаров в продуктах их переработки могут использоваться следующие способы, если эти способы применимы исходя из характера товаров и осуществляемых операций по переработке товаров:
1) проставление заявителем, переработчиком или должностным лицом таможенного органа печатей, штампов, цифровой или другой маркировки на ввезенные товары;
2) подробное описание ввезенных товаров, их фотографирование, изображение в масштабе;
3) сопоставление результатов исследования проб или образцов ввезенных товаров и продуктов их переработки;
4) использование серийных номеров или другой маркировки производителя ввезенных товаров.
По запросу заявителя и с согласия таможенного органа указанная идентификация для таможенных целей может быть обеспечена путем исследования представленных подробных сведений о сырье, материалах и комплектующих, которые используются в производстве, а также о технологии производства продуктов переработки или путем осуществления таможенного контроля во время совершения операций по переработке товаров.
Срок переработки товаров определяется заявителем по согласованию с таможенным органом и не может превышать один год.
Форма разрешения на переработку товаров устанавливается ГТК России.
В отношении продуктов переработки применяются ставки таможенных пошлин по стране происхождения ввезенных для переработки товаров. В случаях, когда в процессе переработки используются иностранные товары, происходящие из разных стран, применение ставок таможенных пошлин осуществляется с учетом следующих особенностей:
1) если в результате переработки произошло изменение классификационного кода товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности на уровне любого из первых четырех знаков, к продуктам переработки применяются ставки таможенных пошлин как к товарам, ввозимым из стран, которым Российская Федерация предоставляет в торгово-политических отношениях режим наиболее благоприятствуемой нации;
2) в иных случаях применяются ставки таможенных пошлин по стране происхождения иностранных товаров, таможенная стоимость которых является наибольшей.
Переработка вне таможенной территории - таможенный режим, при котором товары вывозятся с таможенной территории Российской Федерации для целей проведения операций по переработке товаров в течение установленного срока (срока переработки товаров) с последующим ввозом продуктов переработки с полным или частичным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов.
Товары вывозятся с таможенной территории Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом переработки вне таможенной территории с полным условным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин. К вывозимым товарам не применяются запреты и ограничения экономического характера, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Переработка вне таможенной территории допускается при наличии разрешения таможенного органа.
Для идентификации вывезенных товаров в продуктах их переработки используются те же способы, что и для переработки для внутреннего потребления.
Срок переработки товаров определяется декларантом по согласованию с таможенным органом и не может превышать два года.
Вывоз товаров для переработки вне таможенной территории допускается при наличии разрешения на переработку товаров вне таможенной территории. Разрешение на переработку товаров вне таможенной территории выдается декларанту.
Форма разрешения на переработку товаров устанавливается ГТК России.
Замена продуктов переработки иностранными товарами при условии, что они совпадают по своему описанию, качеству и техническим характеристикам с продуктами переработки, допускается в случае, если операцией по переработке вне таможенной территории является ремонт, а также в случаях, если таможенные органы не осуществляют идентификацию товаров в соответствии с ТК РФ. Если замена продуктов переработки иностранными товарами допускается, ввоз иностранных товаров может быть осуществлен до вывоза российских товаров на переработку.
Полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов предоставляется в отношении продуктов переработки, если целью переработки был гарантийный (безвозмездный) ремонт вывезенных товаров. В отношении товаров, ранее выпущенных для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации, полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов не предоставляется, если при выпуске товаров для свободного обращения учитывалось наличие дефекта, являющегося причиной ремонта.
Таможенный режим переработки вне таможенной территории завершается ввозом продуктов переработки на таможенную территорию Российской Федерации либо иным способом, предусмотренным ТК РФ.
Временный ввоз - таможенный режим, при котором иностранные товары используются в течение определенного срока (срока временного ввоза) на таможенной территории Российской Федерации с полным или частичным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к этим товарам запретов и ограничений экономического характера.
Временный ввоз допускается при условии, что товары могут быть идентифицированы таможенным органом при их обратном вывозе (реэкспорте), за исключением случаев, когда в соответствии с международными договорами Российской Федерации допускается замена временно ввезенных товаров товарами того же типа.
Перечень категорий товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также условия такого освобождения, включая предельные сроки временного ввоза, определяются Правительством Российской Федерации.
Полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов допускается, если временный ввоз товаров не наносит существенного экономического ущерба Российской Федерации, в частности в случае:
– временного ввоза контейнеров, поддонов, других видов многооборотной тары и упаковок;
– если временный ввоз товаров осуществляется в рамках развития внешнеторговых отношений, международных связей в сфере науки, культуры, кинематографии, спорта и туризма;
– если целью временного ввоза является оказание международной помощи.
Срок временного ввоза товаров составляет два года.[10]
Для отдельных видов товаров Правительство Российской Федерации может устанавливать более короткие или более продолжительные предельные сроки временного ввоза.
В отношении товаров, относящихся к основным производственным фондам (средствам), при условии, что такие товары не являются собственностью российских лиц, пользующихся ими на таможенной территории Российской Федерации, допускается временный ввоз с применением частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов на 34 месяца.
Таможенный склад - таможенный режим, при котором ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации товары хранятся под таможенным контролем без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений экономического характера, а товары, предназначенные для вывоза, хранятся под таможенным контролем на условиях, предусмотренных ТК РФ.
Таможенными складами являются специально выделенные и обустроенные для этих целей помещения и (или) открытые площадки, соответствующие требованиям, установленным ТК РФ.
Таможенные склады являются зоной таможенного контроля.
Товары, которые могут причинить вред другим товарам или требуют особых условий хранения, должны храниться на таможенных складах или в отдельных помещениях таможенного склада, специально приспособленных для хранения таких товаров, с соблюдением обязательных требований, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Товары могут храниться на таможенном складе в течение трех лет.
Товары, имеющие ограниченные сроки годности и (или) реализации, должны быть заявлены к иному таможенному режиму, чем таможенный режим таможенного склада, и вывезены с таможенного склада не позднее чем за 180 дней до истечения указанного ограниченного срока, за исключением подвергающихся быстрой порче товаров, в отношении которых ГТК России указанный срок может сократить.
Товары, пришедшие в негодность, испорченные или поврежденные вследствие аварии или действия непреодолимой силы в период их хранения на таможенном складе, подлежат помещению под определенный таможенный режим, как если бы они были ввезены на таможенную территорию Российской Федерации в негодном, испорченном или поврежденном состоянии.
Если для целей исчисления таможенных пошлин, налогов в соответствии с ТК РФ используются таможенная стоимость товаров и (или) их количество после хранения товаров на таможенном складе, при выпуске товаров для свободного обращения таможенная стоимость товаров и (или) их количество определяются на день выпуска товаров для свободного обращения.
Реимпорт - таможенный режим, при котором товары, ранее вывезенные с таможенной территории Российской Федерации, ввозятся на таможенную территорию Российской Федерации в установленные сроки без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера.
Товары, помещенные под таможенный режим реимпорта, рассматриваются для таможенных целей как выпущенные для свободного обращения.
Помещение товаров под таможенный режим реимпорта допускается, если:
1) при вывозе с таможенной территории Российской Федерации товары имели статус товаров, находящихся в свободном обращении, либо были продуктами переработки иностранных товаров;
2) товары заявлены к таможенному режиму реимпорта в течение трех лет со дня, следующего за днем пересечения указанными товарами таможенной границы при их вывозе с таможенной территории Российской Федерации. По мотивированному запросу заинтересованного лица ГТК России продлевает указанный срок в отношении оборудования, используемого для строительства, промышленного производства, добычи полезных ископаемых и в других подобных целях, при условии соблюдения всех иных положений;
3) товары находятся в том же состоянии, в каком они были вывезены с таможенной территории Российской Федерации, за исключением изменений, происшедших вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях транспортировки, хранения или использования (эксплуатации);
4) уплачены суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, субсидий и иные суммы, подлежащие возвращению в федеральный бюджет при реимпорте товаров.
Под таможенный режим реимпорта могут помещаться товары, ранее помещенные под иные таможенные режимы.
Для получения разрешения на помещение товаров под таможенный режим реимпорта декларант представляет в таможенный орган сведения об обстоятельствах вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также сведения об операциях по ремонту товаров, если такие операции проводились с товарами за пределами таможенной территории Российской Федерации.
Для подтверждения сведений декларант представляет в таможенный орган таможенную декларацию, принятую при вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации, документы, подтверждающие день пересечения товарами таможенной границы при их вывозе, а также другие документы, подтверждающие заявленные сведения.
Возврат уплаченных сумм вывозных таможенных пошлин производится, если товары ввозятся на таможенную территорию Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом реимпорта не позднее шести месяцев со дня, следующего за днем пересечения товарами таможенной границы при их вывозе с таможенной территории Российской Федерации.
Возврат уплаченных сумм вывозных таможенных пошлин производится таможенными органами в соответствии с ТК РФ.
Реэкспорт - таможенный режим, при котором товары, ранее ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации, вывозятся с этой территории без уплаты или с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера.
Под таможенный режим реэкспорта помещаются иностранные товары, в том числе ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации с нарушением установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности запретов на ввоз.
При реэкспорте товаров освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов предоставляется или возврат уплаченных сумм производится, если такие освобождение или возврат предусмотрены при завершении действия таможенного режима, в соответствии с которым товары находились на таможенной территории Российской Федерации.
При вывозе реэкспортируемых товаров вывозные таможенные пошлины не уплачиваются.
Товары, выпущенные для свободного обращения, в отношении которых установлено, что на день пересечения таможенной границы у них имелись дефекты либо они иным образом не соответствовали условиям внешнеэкономической сделки по количеству, качеству, описанию или упаковке и по этим причинам они возвращаются поставщику либо иному указанному им лицу, могут быть помещены под таможенный режим реэкспорта, если указанные товары:
– не использовались и не ремонтировались в Российской Федерации, за исключением случаев, когда использование товаров было необходимо для обнаружения дефектов или иных обстоятельств, повлекших возврат товаров;
– могут быть идентифицированы таможенными органами;
– вывозятся в течение шести месяцев со дня их выпуска для свободного обращения.
Уничтожение - таможенный режим, при котором иностранные товары уничтожаются под таможенным контролем без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера.
Уничтожение товаров допускается, если товары, подвергнутые уничтожению, не могут быть восстановлены в первоначальном состоянии экономически выгодным способом.
Не допускается уничтожение следующих категорий товаров:
1) культурных ценностей;
2) видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, за исключением случаев, когда требуется их уничтожение в целях пресечения эпидемий и эпизоотий;
3) товаров, принятых таможенными органами в качестве предмета залога, до прекращения отношений залога;
4) которые изъяты или на которые наложен арест в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5) иных товаров, перечень которых может устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Уничтожение товаров не допускается, если:
– может причинить существенный вред окружающей среде или представлять непосредственную либо потенциальную опасность для жизни и здоровья людей;
– производится путем потребления товаров в соответствии с их обычным предназначением;
– может повлечь расходы для государственных органов Российской Федерации.
Срок уничтожения товаров устанавливается таможенным органом на основании заявления декларанта исходя из времени, разумно необходимого для проведения операций по уничтожению данного вида товаров заявленным способом, и времени, необходимого для транспортировки товаров из их местонахождения в место уничтожения.
Место уничтожения товаров определяется декларантом с учетом требований законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды.
Таможенный режим уничтожения может применяться в отношении товаров, которые оказались уничтожены, безвозвратно утеряны либо повреждены вследствие аварии или действия непреодолимой силы.
Отходы, в отношении которых подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, подлежат декларированию.
Для целей взимания таможенных пошлин, налогов отходы рассматриваются как товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации. Ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов в отношении отходов несет декларант.
Отказ в пользу государства - таможенный режим, при котором товары безвозмездно передаются в федеральную собственность без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера.
Отказ от товаров в пользу государства не должен повлечь для государственных органов Российской Федерации какие-либо расходы, которые не могут быть возмещены за счет средств, вырученных от реализации товаров.
Под таможенный режим отказа в пользу государства не могут помещаться товары, оборот которых запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Конкретный перечень товаров, которые не могут быть помещены под таможенный режим отказа в пользу государства, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Товары, помещенные под таможенный режим отказа в пользу государства, обращаются в федеральную собственность в соответствии с ТК РФ.
С момента передачи товаров, от которых лицо отказалось в пользу государства, таможенным органам указанные товары имеют для таможенных целей статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации.
Ответственность за правомерность распоряжения товарами путем их помещения под таможенный режим отказа в пользу государства несет декларант. Таможенные органы не возмещают каких-либо имущественных претензий лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, от которых декларант отказался в пользу государства.
Временный вывоз - таможенный режим, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации, могут временно использоваться за пределами таможенной территории Российской Федерации с полным условным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера.
При временном вывозе товаров освобождение от уплаты, возврат или возмещение внутренних налогов не производятся.
Временный вывоз допускается при условии, что временно вывозимые товары могут быть идентифицированы таможенным органом при их обратном ввозе (реимпорте), за исключением случаев, когда в соответствии с международными договорами Российской Федерации допускается замена временно ввезенных товаров товарами того же типа.
Ответственность за уплату таможенных пошлин несет лицо, поместившее товары под таможенный режим временного вывоза.
Беспошлинная торговля - таможенный режим, при котором иностранные товары, ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации, или российские товары продаются в розницу физическим лицам, выезжающим за пределы таможенной территории Российской Федерации, непосредственно в магазинах беспошлинной торговли без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера.
Продажа указанных товаров в магазинах беспошлинной торговли осуществляется под таможенным контролем на таможенной территории Российской Федерации в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
При помещении российских товаров под таможенный режим беспошлинной торговли производятся освобождение от уплаты, возврат или возмещение внутренних налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
При помещении иностранных товаров под таможенный режим беспошлинной торговли производится возврат ранее уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов, если такой возврат предусмотрен при фактическом вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации в соответствии с ТК РФ.
Под таможенный режим беспошлинной торговли могут помещаться любые товары, за исключением товаров, запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию, вывозу из Российской Федерации, запрещенных к обороту на территории Российской Федерации, а также иных товаров, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации.
Декларантом товаров, помещаемых под таможенный режим беспошлинной торговли, может выступать только владелец магазина беспошлинной торговли. Владельцем магазина беспошлинной торговли может быть только российское юридическое лицо.
Товары, используемые для обеспечения функционирования магазина беспошлинной торговли, помещению под таможенный режим беспошлинной торговли не подлежат.
Помещения магазина беспошлинной торговли являются зонами таможенного контроля.
При вывозе товаров, помещенных под таможенный режим перемещения припасов, освобождение от уплаты, возврат или возмещение внутренних налогов не производятся, если иное не установлено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Под таможенный режим перемещения припасов допускается помещение товаров:
– необходимых для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания морских (речных) судов, воздушных судов и поездов в пути следования или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки (в том числе топлива и горюче-смазочных материалов);
– предназначенных для потребления пассажирами и членами экипажей на борту морских (речных) судов, воздушных судов или пассажирами и работниками поездных бригад в поездах, независимо от того, продаются эти припасы или нет;
– предназначенных для продажи пассажирам и членам экипажей морских (речных) судов, воздушных судов без цели потребления указанных припасов на борту этих судов.
Припасы помещаются под таможенный режим перемещения припасов вне зависимости от страны регистрации или национальности морских (речных) судов, воздушных судов или поездов.
Под таможенный режим перемещения припасов не допускается помещение запасных частей и оборудования, которые необходимы для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания морских (речных) судов, воздушных судов и поездов в пути следования или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки.
Таможенный режим перемещения припасов применяется в отношении припасов при использовании морских (речных) судов для целей торгового мореплавания, воздушных судов гражданской, государственной и экспериментальной авиации, за исключением случаев использования транспортных средств физическими лицами для личного пользования.[11]
При совершении запланированной посадки воздушных судов в одном аэропорте или нескольких аэропортах, которые находятся на таможенной территории Российской Федерации, припасы, предназначенные для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания этих судов, и припасы, предназначенные для потребления членами экипажей и пассажирами во время нахождения воздушных судов в пунктах посадки и во время перелета между ними, могут использоваться во время нахождения воздушных судов в пунктах посадки и во время перелета между ними.
Припасы, предназначенные для продажи пассажирам и членам экипажей воздушных судов без цели их потребления на борту этих судов, могут продаваться во время нахождения воздушных судов на таможенной территории Российской Федерации при условии, что их продажа осуществляется на борту этих судов.
Таможенные органы вправе обязать перевозчика принять меры, необходимые для обеспечения соблюдения условий использования припасов, предусмотренных ТК РФ, во время нахождения морских (речных) судов, воздушных судов или поездов на таможенной территории Российской Федерации. По решению таможенного органа на помещения, в которых хранятся припасы, могут быть наложены таможенные пломбы и печати.
Иные специальные таможенные режимы устанавливаются в отношении следующих товаров, перемещаемых через таможенную границу:
1) товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации и предназначенных для обеспечения функционирования посольств, консульств, представительств при международных организациях и иных официальных представительств Российской Федерации за рубежом;
2) товаров, перемещаемых через таможенную границу между воинскими частями Российской Федерации, дислоцированными на таможенной территории Российской Федерации и за пределами этой территории;
3) товаров, перемещаемых через таможенную границу и предназначенных для предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций, в том числе товаров, предназначенных для бесплатной раздачи лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, и товаров, необходимых для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и жизнедеятельности аварийно-спасательных формирований;
4) товаров, вывозимых в государства - бывшие республики СССР и предназначенных для обеспечения деятельности расположенных на территориях этих государств лечебных, спортивно-оздоровительных и иных учреждений социальной сферы, имущество которых находится в собственности Российской Федерации или субъектов Российской Федерации, а также для проведения на территориях указанных государств российскими организациями научно-исследовательских работ в интересах Российской Федерации на некоммерческой основе;
5) российских товаров, перемещаемых между таможенными органами через территорию иностранного государства.
Возврат уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов, а также освобождение от уплаты, возврат или возмещение внутренних налогов при помещении товаров под специальные таможенные режимы не производятся, за исключением случаев, когда избранный специальный таможенный режим изменен на таможенный режим экспорта.
Свободная таможенная зона и свободный склад – таможенные режимы, при которых иностранные товары размещаются и используются в соответствующих территориальных границах или помещениях (местах) без взимания таможенных пошлин и налогов, а также без применения к указанным товарам мер экономической политики, российские товары размещаются и используются на условиях применяемых к вывозу в соответствии с режимом экспорта, в порядке, определяемом таможенным законодательством РФ.
В документах ООН насчитывается свыше 30 различных наименований свободных зон (свободные таможенные зоны в портах – порто-франко, свободные от таможенного обложения склады, свободные транзитные территории и т.д.).
В международно-правовой практике широко используется определение, содержащееся в приложении VIII к Конвенции о гармонизации и упрощении таможенных процедур 1973 г. (Киото). “Под свободной зоной следует понимать часть территории одного государства, на которой ввезенные товары обычно рассматриваются как товары, находящиеся за пределами таможенной территории по отношению к праву импорта и соответствующим налогам, и не подвергаются обычному таможенному контролю”.
Свободная таможенная зона как территория, на которой действует режим свободной таможенной зоны, создается в РФ по решению Правительства РФ, принимаемого по представлению ГТК РФ, согласованному с целым рядом министерств и ведомств.
При ввозе товаров с территории свободных таможенных зон и со свободных складов на остальную часть таможенной территории страны и при вывозе товаров с территории свободных таможенных зон и со свободных складов за пределы таможенной территории России таможенные пошлины и налоги взимаются и меры экономической политики применяются в зависимости от страны происхождения товаров.
Что касается свободного склада, то, помимо таможенного режима, это еще и место или помещение, где действует таможенный режим свободного склада.
При изменении таможенного режима необходимо учитывать статус товара. Так, если товар был ввезен на таможенную территорию и выпущен для свободного обращения, изменить данный режим на режим реэкспорта с целью вывоза товара уже нельзя, т.к. режим реэкспорта применяется только по отношению к иностранным товарам, а товар, выпущенный для свободного обращения, получает статус российского товара.
Список использованных источников
1. Конституция РФ, принята 12.12.93 г.
2. Таможенный кодекс РФ (1993 г.).
3. Таможенный кодекс Российской Федерации (2003 г.)
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ с изменениями и дополнениями в ред. ФЗ от 08.12.2003 №162-ФЗ, 169-ФЗ.
5. Закон РФ О валютном регулировании и валютном контроле от 09.10.92 г.№3615-1.
6. Габричидзе Б.Н. Российское таможенное право. Учебник для вузов. - М.: издательство НОРМА, 2001.
7. Основы таможенного дела. Учебник. Под общ. ред. В.Г. Драганова. - М., 1998.
8. Тимошенко И.В., Девяткина Е.М. Таможенное право России: курс лекций. Особенная часть. - М.: Издательство ПРИОР, 2001.
9. Халипов С.В. Таможенное право (Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности). - М.: Зерцало-М, 2001.
10. Борисов К.Г. Международное таможенное право. Учебник. - М., 1997.
11. Вагин В.Д. Валютное регулирование и валютный контроль. - М., 2001
12. Ершов А.Д. Международные таможенные отношения. - СПб., 2000.
13. Чемакин И.М. Практикум по таможенному праву России. Уч. пособие. - М., 1997.
14. Чмель Г.Н. Малая таможенная энциклопедия. - М., 1997.
[1] Конституция РФ, принята 12.12.93 г.
[2] Таможенный кодекс РФ (1993 г.).
[3] Таможенный кодекс Российской Федерации (2003 г.)
[4] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ с изменениями и дополнениями в ред. ФЗ от 08.12.2003 №162-ФЗ, 169-ФЗ.
[5] Закон РФ О валютном регулировании и валютном контроле от 09.10.92 г.№3615-1.
[6] Габричидзе Б.Н. Российское таможенное право. Учебник для вузов. - М.: издательство НОРМА, 2001.
7. Основы таможенного дела. Учебник. Под общ. ред. В.Г. Драганова. - М., 1998.
8. Тимошенко И.В., Девяткина Е.М. Таможенное право России: курс лекций. Особенная часть. - М.: Издательство ПРИОР, 2001.
9. Халипов С.В. Таможенное право (Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности). - М.: Зерцало-М, 2001.
[7] Борисов К.Г. Международное таможенное право. Учебник. - М., 1997.
[8] Вагин В.Д. Валютное регулирование и валютный контроль. - М., 2001
[9] Ершов А.Д. Международные таможенные отношения. - СПб., 2000.
[10] Чемакин И.М. Практикум по таможенному праву России. Уч. пособие. - М., 1997.
[11] Чмель Г.Н. Малая таможенная энциклопедия. - М., 1997.