Таможенное оформление в СЭЗ
СОДЕРЖАНИЕ: Содержание Содержание 2 Введение 3 1. Понятие, сущность и основные особенности таможенного оформления 5 2. Особенности таможенного оформления товаров в СЭЗ 15
Содержание
1. Понятие, сущность и основные особенности таможенного оформления. 5
2. Особенности таможенного оформления товаров в СЭЗ. 15
2.1. Порядок таможенного оформления товаров в таможенном режиме СТЗ17
Список использованных источников. 27
Введение
Среди многих проблем, вошедших в нашу жизнь вместе с перестройкой, важное место принадлежит интеграции белорусской экономики во всемирное хозяйство. С учетом небольших размеров Беларуси, низкого уровня развития рыночных отношений с особой остротой возникла необходимость использования в широких масштабах наиболее эффективных форм внешнеэкономического сотрудничества, которые позволили бы увеличить степень реальной втянутости государства в мирохозяйственные связи, более результативно и полно использовать выгоды от участия в международном разделении труда.
В условиях приобретения политической и экономической независимости увеличение открытости экономики Республики Беларусь является объективной необходимостью, но осуществляться оно может постепенно, с учетом реальных условий и сохранения экономической безопасности, оно не должно пускаться на самотек и должно проходить под контролем государства. Значительную роль в этом может сыграть создание свободных экономических зон (СЭЗ) – являющееся эффективным инструментом повышения эффективности экономики.
За последние несколько десятилетий развитие СЭЗ стало одним из заметных явлений в мировой экономике. Они получили широкое распространение во многих странах. Достаточно сказать, что в начале 90-х годов в мире их насчитывалось свыше тысячи.
Сегодня СЭЗ рассматриваются как один из инструментов достижения открытости национальной экономики миру и стимулирования международного экономического сотрудничества. К целям, которые государство ставит при создании СЭЗ, относятся решения проблем занятости и формирования новых рабочих мест; активизация внешней торговли; стимулирование притока иностранных инвестиций; активизация обмена знаниями и технологиями, то есть достижение нового качества экономики; расширение экспортной базы и т. п. Одновременно формирование специальных (свободных) экономических зон может рассматриваться в Республике Беларусь как средство решения проблем депрессивных старопромышленных или слабозаселенных районов с низким уровнем экономического развития.
Общей характерной чертой различных видов свободных экономических зон является наличие благоприятного инвестиционного климата, включающего в себя таможенные, финансовые, налоговые льготы и преимущества по сравнению с общим режимом для предпринимателей, существующим в той или иной стране.
Создание в Республике Беларусь эффективной рыночной экономики, настоятельно требует всестороннего использования международного опыта ускоренного развития современных рыночных отношений. На этом пути чрезвычайно важное значение имеет развитие свободных экономических зон, которые в самых различных странах зарекомендовали себя в качестве авангардных структур такой экономики, создание для СЭЗ соответствующих институтов и инфраструктур, разработка правовой базы, существенным элементом которой является особый режим таможенного оформления.
Все вышесказанное указывает на актуальность темы курсовой работы. Ее основная цель заключается в выявлении особенностей таможенного оформления в СЭЗ Республике Беларусь.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:
- определить понятие, сущность и основные особенности таможенного оформления;
- установить особенности таможенного оформления товаров в СЭЗ.
1. Понятие, сущность и основные особенности таможенного оформления
Товары, находящиеся под таможенным контролем, могут быть перемещены через таможенную границу, а заинтересованные в таком перемещении лица допущены к пользованию ими при условии таможенного оформления таких товаров, которое производится в порядке, определяемом Таможенным кодексом и иными актами законодательства Республики Беларусь, в том числе нормативными актами ГТК Республики Беларусь.
Согласно п. 1.30 ст. 8 ТК таможенное оформление – это совершение таможенными органами таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенный режим или под таможенную процедуру, завершением таможенной процедуры, а также с выдачей разрешения таможенного органа на убытие товаров с таможенной территории.
Для понимания сущности и механизмов таможенного контроля и таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу, важно учитывать значение основных терминов и понятий, связанных с этими процессами.
Территория Республики Беларусь составляет единую таможенную территорию Республики Беларусь (далее, если иное не установлено настоящим Кодексом, – таможенная территория).
На территории Республики Беларусь могут находиться свободные таможенные зоны и свободные склады. Территории свободных таможенных зон и свободных складов рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Республики Беларусь, за исключением случаев, определяемых Таможенным кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь по таможенному делу.
Таможенная граница Республики Беларусь - это пределы таможенной территории Республики Беларусь. Таможенная граница совпадает с Государственной границей Республики Беларусь.
Товары – любое движимое имущество, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу в соответствии с законодательными актами.
Отечественные товары – вывезенные с таможенной территории товары, сохранившие статус отечественных в соответствии с настоящим Кодексом и (или) актами Президента Республики Беларусь, а также находящиеся на таможенной территории товары:
полностью произведенные в Республике Беларусь и не вывозившиеся за ее пределы;
ввезенные, которые приобрели статус отечественных товаров в соответствии с ТК и (или) актами Президента Республики Беларусь;
ввезенные, за исключением товаров, перемещаемых транзитом, в отношении которых в соответствии с законами и (или) актами Президента Республики Беларусь таможенное оформление не производится.
Иностранные товары - товары, приобретшие статус иностранных товаров в соответствии с ТК и (или) актами Президента Республики Беларусь, а также товары, не являющиеся отечественными товарами.
Транспортные средства - категория товаров, включающая любое водное судно, воздушное судно, автомобильное транспортное средство, прицеп, полуприцеп, железнодорожное транспортное средство или контейнер с предусмотренными для них техническими паспортами или техническими формулярами, запасными частями, принадлежностями и оборудованием, горюче-смазочными материалами и охлаждающими жидкостями, содержащимися в заправочных емкостях, предусмотренных их конструкцией, если они перевозятся вместе с указанными транспортными средствами.
Перемещение через таможенную границу Республики Беларусь - совершение действий по ввозу на таможенную территорию Республики Беларусь или вывозу с этой территории товаров или транспортных средств любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередач. К указанным действиям относятся:
при ввозе товаров или транспортных средств на таможенную территорию Республики Беларусь и при ввозе с территории свободных таможенных зон и со свободных складов на остальную часть таможенной территории Республики Беларусь - фактическое пересечение таможенной границы Республики Беларусь;
при вывозе товаров или транспортных средств с таможенной территории Республики Беларусь и при ввозе товаров или транспортных средств с остальной части таможенной территории Республики Беларусь на территорию свободных таможенных зон и на свободные склады - представление таможенной декларации или иное действие, непосредственно направленное на реализацию намерения соответственно вывезти либо ввезти товары или транспортные средства.
Лица, перемещающие товары, - лица, являющиеся собственниками товаров, их покупателями, владельцами либо выступающие в ином качестве, достаточном в соответствии с законодательством Республики Беларусь для совершения с товарами действий, предусмотренных настоящим Кодексом, от собственного имени.
Декларант - лицо, которое заявляет от своего имени в таможенной декларации сведения о товарах, необходимые для помещения их под таможенный режим либо для иных целей, установленных законами и (или) актами Президента Республики Беларусь, либо от имени которого такие сведения заявляются таможенным агентом (представителем).
Перевозчик - лицо, осуществляющее международные или внутриреспубликанские перевозки грузов, багажа и (или) пассажиров.
Обязанность предъявления товаров к таможенному оформлению возлагается на лиц, в собственности или во владении которых находятся товары, ввезенные на таможенную территорию Республики Беларусь или вывозимые за ее пределы.
Таможенное оформление производится таможенным органом, в зоне оперативной деятельности которого находятся товары, если иное не установлено Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь.
От имени таможенных органов таможенное оформление производят должностные лица таможенных органов, уполномоченные на производство таможенного оформления в соответствии со своими должностными обязанностями.
Требования таможенных органов при производстве таможенного оформления должны быть обоснованы и ограничены требованиями, установленными в соответствии с настоящим Кодексом, иными актами таможенного законодательства и необходимыми для обеспечения соблюдения таможенного законодательства.
Порядок и технологии производства таможенного оформления устанавливаются в зависимости от видов товаров, перемещаемых через таможенную границу, вида транспорта, используемого для такого перемещения, и категорий лиц, перемещающих товары.
Таможенные операции равно применяются независимо от страны происхождения товаров, страны отправления и страны назначения товаров, если иное не установлено законодательством.
Для целей таможенного оформления товары должны быть предъявлены таможенному органу путем их размещения в зоне таможенного контроля, определенной таможенным органом, которым будет производиться таможенное оформление, если иное не установлено настоящим Кодексом и иными актами таможенного законодательства.
Под таможенным режимом понимается совокупность положений, определяющих для таможенных целей требования, условия и пределы прав владения, пользования и распоряжения товарами на таможенной территории либо за ее пределами.
Таможенным кодексом Республики Беларусь установлены 14 видов таможенных режимов:
1. свободное обращение;
2. экспорт;
3. переработка на таможенной территории;
4. переработка вне таможенной территории;
5. временный ввоз;
6. временный вывоз;
7. таможенный склад;
8. реимпорт;
9. реэкспорт;
10. уничтожение;
11. отказ в пользу государства;
12. свободная таможенная зона;
13. беспошлинная торговля;
14. свободный склад.
Таможенное оформление производится в определенном для этого месте в зоне деятельности таможенного органа Республики Беларусь, в котором находится отправитель или получатель товаров либо их структурное подразделение, и во время работы таможенного органа Республики Беларусь, устанавливаемых ГТК Республики Беларусь.
По просьбе заинтересованного лица за его счет и с согласия таможенного органа Республики Беларусь таможенное оформление может производиться в иных местах и вне времени работы таможенного органа Республики Беларусь.
При таможенном оформлении вправе присутствовать лица, обладающие полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, и их представители [6, c. 164].
По требованию таможенного органа Республики Беларусь указанные лица и их представители обязаны присутствовать при таможенном оформлении и оказывать содействие должностным лицам таможенных органов Республики Беларусь в производстве таможенного оформления.
Таможенное оформление начинается с момента принятия таможенным органом документов и сведений, необходимых для помещения товаров под таможенный режим или под таможенную процедуру, завершения таможенной процедуры, если такая таможенная процедура действует в течение определенного срока, либо для получения разрешения на убытие товаров с таможенной территории, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и (или) актами Президента Республики Беларусь, – с момента совершения лицом иных действий, свидетельствующих о представлении товаров к таможенному оформлению [9, c. 68].
Таможенное оформление завершается:
при помещении товаров под таможенный режим – выдачей таможенным органом свидетельства о помещении товаров под заявленный таможенный режим либо отказом в выдаче такого свидетельства;
при помещении товаров под таможенную процедуру – выдачей таможенным органом разрешения на использование товаров в соответствии с таможенной процедурой либо отказом в выдаче такого разрешения;
при завершении таможенной процедуры, если такая таможенная процедура действует в течение определенного срока, – выдачей таможенным органом таможенного документа, свидетельствующего о завершении таможенной процедуры, либо отказом в выдаче такого таможенного документа, либо оформлением завершения таможенной процедуры в ином порядке в соответствии с настоящим Кодексом;
при убытии товаров с таможенной территории – выдачей таможенным органом разрешения на убытие товаров с таможенной территории либо отказом в выдаче такого разрешения.
Производство таможенного оформления должно быть завершено не позднее одного рабочего дня, следующего за днем начала таможенного оформления, если иное не установлено настоящим Кодексом и (или) актами Президента Республики Беларусь. Указанный срок включает срок проведения операций таможенного контроля.
При продлении срока проведения операций таможенного контроля в соответствии с пунктом 2 статьи 277 ТК таможенное оформление завершается не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока продления операций таможенного контроля.
При применении предварительного таможенного декларирования товаров в соответствии со статьей 78 ТК таможенное оформление должно быть завершено не позднее одного рабочего дня, следующего за днем предъявления товаров таможенному органу, принявшему таможенную декларацию.
Таможенное оформление производится в пунктах таможенного оформления во время работы таможенных органов в таких пунктах.
По мотивированному обращению декларанта либо иного заинтересованного лица отдельные таможенные операции при производстве таможенного оформления могут совершаться с письменного разрешения таможенного органа вне пунктов таможенного оформления и (или) вне времени работы таможенных органов в таких пунктах.
В целях обеспечения эффективности контроля за соблюдением таможенного законодательства Государственный таможенный комитет Республики Беларусь вправе устанавливать определенные пункты таможенного оформления, за исключением пунктов ввоза и вывоза, для производства таможенного оформления отдельных видов товаров только:
1. в случае необходимости применения специализированного оборудования и (или) специальных знаний для таможенного оформления отдельных видов товаров, в том числе культурных ценностей, животных и растений, относящихся к видам, охраняемым в соответствии с международными договорами Республики Беларусь или включенным в Красную книгу Республики Беларусь, их частей и дериватов, вооружения, военной техники и боеприпасов, радиоактивных веществ, в том числе делящихся и воспроизводящих ядерных материалов, товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности;
2. в зависимости от вида транспорта, используемого для международной перевозки товаров;
3. в случае перемещения через таможенную границу отдельных видов товаров, в отношении которых зафиксированы неоднократные случаи нарушения таможенного законодательства, либо товаров, ограниченных к перемещению через таможенную границу при ввозе и (или) вывозе.
При производстве таможенного оформления лица, определенные настоящим Кодексом, обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для таможенного оформления.
Таможенные органы вправе требовать при производстве таможенного оформления представления только тех документов и сведений, которые необходимы для обеспечения соблюдения таможенного законодательства и представление которых предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом.
Перечни документов и сведений, требования к сведениям, которые необходимы для таможенного оформления применительно к конкретным таможенным режимам и таможенным процедурам, с учетом категорий лиц, перемещающих товары, видов товаров, целей использования товаров, требований таможенных режимов и таможенных процедур или исходя из вида транспорта, используемого при перемещении товаров через таможенную границу, устанавливаются Правительством Республики Беларусь, если иное не определено Президентом Республики Беларусь, в соответствии с ТК. Сроки представления документов и сведений, необходимых для таможенного оформления, устанавливаются Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь, если иное не установлено ТК.
Формы таможенных документов определяются Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, актами Президента Республики Беларусь или постановлениями Правительства Республики Беларусь.
В целях упрощения и ускорения производства таможенного оформления Республика Беларусь заключает с иностранными государствами международные договоры о взаимном признании документов, используемых для таможенных целей.
Документы, необходимые для таможенного оформления, могут представляться в виде оригиналов либо их копий, заверенных нотариально или органом, выдавшим такие документы, либо заверенных декларантом или лицом, их представившим или получившим, если иное не установлено законодательством. При представлении копий указанных документов, заверенных декларантом либо лицом, их представившим или получившим, таможенный орган в случае необходимости проверяет соответствие копий этих документов их оригиналам, после чего оригиналы таких документов возвращаются лицу, их представившему [6, c. 169].
Таможенные органы принимают документы, необходимые для таможенного оформления, составленные на белорусском, русском и (или) иностранном языках. В случаях, установленных Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь, документы, составленные на иностранном языке, представляются таможенным органам с письменным переводом их на белорусский или русский язык.
Таможенные и иные документы, необходимые для таможенного оформления, могут быть представлены в виде электронных документов в соответствии с ТК.
Таможенное оформление может быть начато только после осуществления санитарно-карантинного, фитосанитарного, ветеринарного и других видов государственного контроля ввоза товаров на таможенную территорию или их вывоза с таможенной территории, если товары подлежат такому контролю в соответствии с законодательством.
При ввозе на таможенную территорию и вывозе с этой территории товаров, необходимых для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также товаров, подвергающихся быстрой порче, живых животных, радиоактивных веществ, международных почтовых отправлений и экспресс-грузов, сообщений и других материалов для средств массовой информации, иных товаров в случаях, установленных законами, актами Президента Республики Беларусь и (или) постановлениями Правительства Республики Беларусь, таможенное оформление производится в первоочередном порядке.
2. Особенности таможенного оформления товаров в СЭЗ
Свободные экономические зоны как институт рыночной экономики занимают особое место в правовой системе Республики Беларусь. Внимание, которое уделяется государством совершенствованию законодательства о СЭЗ, свидетельствует о том, что их развитие является одним из приоритетных направлений государственной инвестиционной политики. Сегодня каждый областной центр Беларуси может предложить как иностранному, так и отечественному инвестору привлекательные условия для инвестирования на территории СЭЗ [11, c. 23].
Правовые и организационные основы создания, деятельности и ликвидации СЭЗ на территории Республики Беларусь установлены Законом Республики Беларусь О свободных экономических зонах от 07.12.1998 г. (далее – Закон), Указом Президента Республики Беларусь от 20.03.1996 г. № 114 О свободных экономических зонах на территории Республики Беларусь (далее – «Указ № 114»), Указом Президента Республики Беларусь от 09.06.2005 г. № 262 О некоторых вопросах деятельности свободных экономических зон на территории Республики Беларусь (далее – Указ № 262).
В соответствии со ст. 1 Закона СЭЗ – это часть территории республики с точно определенными границами и специальным правовым режимом, устанавливающим более благоприятные, чем обычные, условия осуществления предпринимательской и иной хозяйственной деятельности.
Резидентом СЭЗ признается зарегистрированное администрацией СЭЗ юридическое лицо или (в качестве индивидуального предпринимателя) физическое лицо, на которое распространяется правовой режим, действующий в СЭЗ. В своей деятельности резидент СЭЗ должен руководствоваться Законом, положением о СЭЗ, другими нормативными актами, а также договором с администрацией СЭЗ об условиях предпринимательской деятельности в СЭЗ. Согласно ст. 6 Закона резидент СЭЗ также вправе на общих основаниях заниматься предпринимательской деятельностью за пределами СЭЗ.
Решение о создании СЭЗ принимается Президентом Республики Беларусь на основе предложения Совета Министров. Президент также вправе продлить срок действия СЭЗ либо принять решение о досрочной ликвидации СЭЗ, если цели ее создания не были достигнуты или ее дальнейшее существование противоречит экономическим и другим государственным интересам Республики Беларусь.
На сегодняшний день в Республике Беларусь функционируют шесть СЭЗ:
СЭЗ Брест - создана Указом Президента Республики Беларусь от 20.03.1996 г. № 114 О свободных экономических зонах на территории Республики Беларусь сроком на 50 лет. Положение о свободной экономической зоне Брест утверждено постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 23.08.1996 г. № 559;
СЭЗ Минск - создана Указом Президента Республики Беларусь от 02.03.1998 г. № 93 О создании свободных экономических зон Минск и Гомель-Ратон сроком на 30 лет. Положение о свободной экономической зоне Минск утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.05.1998 г № 749;
СЭЗ Гомель-Ратон - создана Указом Президента Республики Беларусь от 02.03.1998 г. № 93 О создании свободных экономических зон Минск и Гомель-Ратон сроком на 50 лет. Положение о свободной экономической зоне Гомель-Ратон утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.05.1998 г. № 773;
СЭЗ Витебск - создана Указом Президента Республики Беларусь от 04.08.1999. № 458 О создании свободной экономической зоны Витебск сроком на 30 лет. Положение о свободной экономической зоне Витебск утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.10.1999 г. № 1554;
СЭЗ Могилев - создана Указом Президента Республики Беларусь от 31.01.2002 г. № 66 О создании свободной экономической зоны Могилев сроком на 30 лет. Положение о свободной экономической зоне Могилев и ее администрации утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.04.2002 г. № 445;
СЭЗ Гродноинвест - создана Указом Президента Республики Беларусь 16.04.2002 г. № 208 О создании свободной экономической зоны Гродноинвест сроком на 30 лет. Положение о свободной экономической зоне Гродноинвест и ее администрации утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.06.2002 г. № 789.
2.1. Порядок таможенного оформления товаров в таможенном режиме СТЗ
Порядок таможенного оформления товаров, перемещаемых через границы СТЗ, установлен Инструкцией о таможенном режиме свободной таможенной зоны, утвержденной Постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь № 67 от 23.09.2005 г.
Так, согласно данной инструкции, товары, перемещаемые через являющиеся таможенной границей Республики Беларусь периметры территории СТЗ, подлежат таможенному оформлению в определяемых Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь пунктах таможенного оформления в порядке, установленном настоящей Инструкцией и иными нормативными правовыми актами Государственного таможенного комитета Республики Беларусь.
Не требуется таможенного оформления:
1. при ввозе на территорию СТЗ с остальной части таможенной территории Республики Беларусь товаров, находящихся в свободном обращении на территории Республики Беларусь, а также товаров, ввезенных из Российской Федерации, которые не подлежат таможенному оформлению в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;
2. при вывозе с территории СТЗ на остальную часть таможенной территории Республики Беларусь или в Российскую Федерацию товаров, указанных в п. 1, а также полностью произведенных из них товаров.
Таможенное разрешение на использование товаров в таможенном режиме СТЗ может быть выдано в отношении подлежащих таможенному оформлению следующих товаров:
1. перевозимых по процедуре перевозки под таможенным контролем;
2. находящихся на временном хранении под таможенным контролем;
3. помещенных под таможенные режимы СТЗ, таможенного склада, магазина беспошлинной торговли, свободного склада;
4. образовавшихся после совершения в отношении товаров, помещенных под таможенный режим СТЗ, производственных операций, разрешенных законодательством Республики Беларусь, регулирующим деятельность СЭЗ (далее - образовавшиеся подконтрольные товары), а также образовавшихся в результате уничтожения товаров, помещенных под таможенный режим уничтожения;
5. ввезенных на таможенную территорию Республики Беларусь из Российской Федерации и находившихся в свободном обращении в Российской Федерации;
6. иных товаров, находящихся под таможенным контролем на таможенной территории Республики Беларусь, в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Республики Беларусь.
Таможенное разрешение на использование товаров в таможенном режиме СТЗ не может быть выдано в отношении товаров:
запрещенных к ввозу в Республику Беларусь;
включенных в перечень товаров, которые не могут быть помещены под таможенный режим СТЗ в соответствии с иными нормативными правовыми актами Республики Беларусь;
принятых таможенными органами в качестве залога, - до прекращения отношений залога;
изъятых по делам о контрабанде и иных правонарушениях в сфере таможенного дела или по делам о других правонарушениях;
задержанных таможенными органами в соответствии с законодательством;
на которые наложен арест;
в отношении которых судом принято решение о конфискации.
При регулярном помещении под таможенный режим СТЗ и ввозе на территорию СТЗ одних и тех же товаров, предназначенных для использования в процессе изготовления продукции собственного производства резидента СЭЗ, по заявлению заявителя, представляемому в произвольной форме и содержащему перечень товаров, предполагаемых к ввозу на территорию СТЗ в течение определенного периода времени, и обоснование целесообразности подачи периодической таможенной декларации в отношении таких товаров, таможенный орган вправе разрешить подачу такой декларации.
Порядок использования периодической таможенной декларации определяется иными нормативными правовыми актами Государственного таможенного комитета Республики Беларусь.
2.2. Особенности таможенного оформления товаров, вывозимых с территории СТЗ, в иных таможенных режимах
Таможенное оформление товаров, размещенных на территории СТЗ, либо образовавшихся подконтрольных товаров производится в таможенном режиме экспорта товаров при вывозе таких товаров с территории СТЗ за пределы таможенной территории Республики Беларусь и Российской Федерации при условии, что заявителем такого таможенного режима будет выступать лицо, являвшееся заявителем в отношении товаров, размещенных на территории СТЗ.
При этом в отношении товаров, являющихся продукцией собственного производства резидента СЭЗ, признанных происходящими с территории Республики Беларусь согласно законодательству Республики Беларусь, что удостоверяется сертификатом о происхождении товара общей формы, выданным Белорусской торгово-промышленной палатой в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 декабря 2003 г. № 1627 Об определении происхождения товара с территории свободной экономической зоны, вывозимого за пределы Республики Беларусь, на который установлена вывозная таможенная пошлина и (или) применяются меры экономической политики (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 142, 5/13523), вывозные таможенные пошлины, налоги не взимаются и меры экономической политики не применяются.
Для удостоверения происхождения партии товара, вывозимой с территории СТЗ за пределы таможенной территории Республики Беларусь и Российской Федерации, фактурной стоимостью, эквивалентной менее 5 тыс.долларов США, сертификат о происхождении товара не требуется, происхождение товара декларируется на основании сведений, указанных в предъявляемых товаросопроводительных документах. При этом маркировка, ярлыки, бирки, таблички, паспорта и тому подобное на товаре должны соответствовать сведениям, указанным в таких документах.
Таможенное оформление товаров, размещенных на территории СТЗ, либо образовавшихся подконтрольных товаров производится в таможенном режиме выпуска товаров для свободного обращения при вывозе таких товаров с территории СТЗ на остальную часть таможенной территории Республики Беларусь или в Российскую Федерацию, при условии, что заявителем такого таможенного режима будет выступать лицо, являвшееся заявителем в отношении товаров, размещенных на территории СТЗ.
При этом в отношении товаров, являющихся продукцией собственного производства резидентов СЭЗ, признанных происходящими с территории Республики Беларусь согласно действующему законодательству:
относящихся к импортозамещающим товарам в соответствии с перечнем, определенным Правительством Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь, таможенные пошлины и налоги не взимаются, меры экономической политики не применяются;
не относящихся к импортозамещающим товарам, указанным в абзаце втором части второй настоящего пункта, ввозными таможенными пошлинами и налогами согласно законодательству облагаются товары, ввезенные на территорию СТЗ, вошедшие в состав вывозимых с территории СТЗ образовавшихся подконтрольных товаров.
В иных случаях ввозные таможенные пошлины, налоги взимаются и меры экономической политики, имеющие отношение к ввозимым на таможенную территорию Республики Беларусь товарам, применяются в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Порядок уплаты таможенных пошлин и налогов, а также предоставления отсрочки или рассрочки по их уплате установлен иными нормативными правовыми актами Государственного таможенного комитета Республики Беларусь.
Принадлежность товаров, вывозимых с территории СТЗ, к продукции собственного производства резидентов СЭЗ, признанной происходящей с территории Республики Беларусь согласно законодательству Республики Беларусь, подтверждается сертификатом о происхождении товара общей формы при вывозе таких товаров на остальную часть таможенной территории Республики Беларусь, а также сертификатом о происхождении товара формы СТ-1 при вывозе таких товаров в Российскую Федерацию, выдаваемыми в установленном порядке Белорусской торгово-промышленной палатой, унитарными предприятиями Белорусской торгово-промышленной палаты, их представителями и филиалами.
Для удостоверения происхождения партии товара, вывозимой с территории СТЗ на остальную часть таможенной территории Республики Беларусь и в Российскую Федерацию, фактурной стоимостью, эквивалентной менее 5 тыс.долларов США, сертификат о происхождении товара не требуется, происхождение товара декларируется на основании сведений, указанных в предъявляемых товаросопроводительных документах, и акта экспертизы, проводимой Белорусской торгово-промышленной палатой в отношении товаров, производимых резидентом СЭЗ, в целях проверки их соответствия правилам страны происхождения из Республики Беларусь. При этом маркировка, ярлыки, бирки, таблички, паспорта и тому подобное на товаре должны соответствовать сведениям, указанным в таких документах, а акт экспертизы либо его заверенная копия представляется резидентом СЭЗ в пункт таможенного оформления не реже одного раза в год.
При намерении заявителя использовать товары, размещенные на территории СТЗ, либо образовавшиеся подконтрольные товары как находящиеся в свободном обращении на таможенной территории Республики Беларусь по заявлению такого лица допускается производить таможенное оформление таких товаров в таможенном режиме выпуска товаров для свободного обращения без их последующего вывоза с территории СТЗ.
При этом ввозные таможенные пошлины, налоги взимаются, меры экономической политики применяются как при фактическом вывозе таких товаров с территории СТЗ на остальную часть таможенной территории Республики Беларусь.
Таможенное оформление товаров, размещенных на территории СТЗ, в таможенных режимах таможенного склада, уничтожения, временного ввоза товаров, переработки товаров на таможенной территории, переработки товаров под таможенным контролем и образовавшихся подконтрольных товаров - в таможенных режимах таможенного склада или уничтожения производится в порядке, установленном таможенным законодательством Республики Беларусь, при условии, что заявителем такого таможенного режима будет выступать лицо, являвшееся заявителем в отношении товаров, размещенных на территории СТЗ.
Таможенное оформление товаров, размещенных на территории СТЗ, либо образовавшихся подконтрольных товаров при их вывозе на территорию иной СТЗ, определенной для иного резидента СЭЗ, производится в таможенных режимах СТЗ или таможенного склада по заявлению резидента СЭЗ, на территорию СТЗ которого предполагается разместить такие товары после их помещения под таможенный режим СТЗ.
Если таможенное оформление указанных выше товаров, будет производиться различными таможенными органами, то перевозка таких товаров осуществляется по процедуре перевозки товаров под таможенным контролем.
При этом для целей взимания таможенных пошлин, налогов и применения мер экономической политики товары, передача которых осуществляется в соответствии с частью первой и частью второй настоящего пункта с соблюдением требований таможенного законодательства Республики Беларусь, не рассматриваются как вывозимые с территории СТЗ на остальную часть таможенной территории Республики Беларусь.
Заключение
В результате проведенного в курсовой работе исследования мы можем сделать следующие выводы:
Таможенное оформление – это совершение таможенными органами таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенный режим или под таможенную процедуру, завершением таможенной процедуры, а также с выдачей разрешения таможенного органа на убытие товаров с таможенной территории
Свободные экономические зоны как институт рыночной экономики занимают особое место в правовой системе Республики Беларусь. Внимание, которое уделяется государством совершенствованию законодательства о СЭЗ, свидетельствует о том, что их развитие является одним из приоритетных направлений государственной инвестиционной политики. Сегодня каждый областной центр Беларуси может предложить как иностранному, так и отечественному инвестору привлекательные условия для инвестирования на территории СЭЗ.
Согласно требованиям ст. 17 Закона СЭЗ может рассматриваться как находящаяся в таможенном режиме свободной таможенной зоны (СТЗ).
При ввозе товаров на территорию СТЗ, а также при вывозе с территории СЭЗ товаров, происходящих с территории СЭЗ, за пределы Республики Беларусь налоги, таможенные платежи, за исключением сборов за таможенное оформление, не взимаются и меры экономической политики не применяются.
При ввозе товаров с СТЗ на остальную часть таможенной территории Республики Беларусь налоги, таможенные платежи взимаются и меры экономической политики применяются в зависимости от происхождения товаров. В СЭЗ условием предоставления льгот по освобождению от уплаты таможенных пошлин и налогов при вывозе происходящей из СЭЗ продукции собственного производства является отнесение такой продукции к импортозамещающей согласно перечню, утверждаемому Правительством Республики Беларусь.
В отношении товаров, не происходящих с территории СЭЗ или не относящихся к импортозамещающим, взимание налогов, таможенных платежей и применение мер экономической политики при их вывозе с территории СЭЗ за пределы Республики Беларусь осуществляется в общем порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь.
При вывозе товаров, не относящихся к импортозамещающим и не являющимися продукцией собственного производства, с территории СТЗ в Российскую Федерацию, плательщику предоставляется отсрочка уплаты ввозных пошлин и налогов предоставляется отсрочка до 100 дней с момента их таможенного оформления. При предоставлении в этот срок заверенного налоговыми органами Республики Беларусь документа, подтверждающего применение нулевой ставки налога на добавленную стоимость в отношении этих товаров, ввозные таможенные пошлины и налоги уплате не подлежат.
Порядок таможенного оформления товаров, перемещаемых через границы СТЗ, установлен Инструкцией о таможенном режиме свободной таможенной зоны, утвержденной Постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь № 67 от 23.09.2005 г.
Согласно п. 6 данной Инструкции таможенное оформление не требуется:
- при ввозе на территорию СТЗ с остальной части таможенной территории Республики Беларусь товаров, находящихся в свободном обращении на территории Республики Беларусь, а также товаров, ввезенных из Российской Федерации, которые не подлежат таможенному оформлению;
- при вывозе с территории СТЗ на остальную часть таможенной территории Республики Беларусь или в Российскую Федерацию вышеупомянутых товаров, а также товаров, полностью произведенных из них.
Происхождение товаров с выдачей соответствующих сертификатов определяется в соответствии с Правилами определения страны происхождения товаров, утвержденными Решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств от 30 ноября 2000 г. Условия отнесения товаров, вывозимых за пределы стран – членов Евразийского экономического сообщества, на которые установлена таможенная пошлина, к происходящим с территории СЭЗ определены Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 1627 от 15.12.2003 г. (с изменениями и дополнениями).
Список использованных источников
1. Таможенный кодекс Республики Беларусь4 января 2007 г. № 204-З. – Мн.: Амалфея, 2007. – 258 с.
2. О некоторых вопросах деятельности свободных экономических зон на территории Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 9 июня 2005 г. № 262 в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 15 октября 2007 г. № 509 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 250, 1/9008
3. О свободных экономических зонах Закон Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 213-З в ред. Закона Республики Беларусь от 29 июня 2006 г. № 137-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 107, 2/1235
4. Об утверждении инструкции о таможенном режиме свободной таможенной зоны: Постановление Государственного таможенного комитета Республики Беларусь № 67 от 23.09.2005 г. // Государственный таможенный комитет Республики Беларусь (таможенное законодательство) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.customs.gov.by/
5. Игнатюк А.З. Таможенное право Республики Беларусь. – Мн.: Амалфея, 2002. – 400 с.
6. Таможенное право Республики Беларусь / Под ред. В.И.Семенкова. – Мн.: Амалфея, 2002. – 672 с.
7. Черкасова Е.В. Таможенное право: учебно-методический комплекс. – Мн.: МИУ, 2006. - 152 с.
8. Таможенное право: в 2 ч.: пособие по одноименному курсу для студентов экономических специальностей / Гомелский государственный технический университет имени П.О.Сухого, Кафедра Хозяйственное право; Сост. Тозик Е.В.(автор-составитель). — Ч.2: Таможенное право. - Гомель, 2006. - 151 с.
9. Таможенное дело / Под ред. Т.В.Сорокиной. – Мн.: БГЭУ, 2006. – 159 с.
10. Таможенное право: Учебное пособие / Под ред. В.Г. Драганова, М.М. Рассолова; Отв. ред. Н.Д. Эриашвили. – М.: Юнити-Дана, 2001. – 639 с.
11. Якубовская О. Правовой режим СЭЗ: особенности налогообложения // БНПИ. Юридический мир, 2006. - № 1-2.