Таможенные пошлины 3
СОДЕРЖАНИЕ: План Введение 1. Сущность таможенных пошлин 2. Классификация таможенных пошлин 3. Функции таможенных пошлин Заключение Список используемой литературы
План
Введение
1. Сущность таможенных пошлин
2. Классификация таможенных пошлин
3. Функции таможенных пошлин
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Таможенная политика является частью внешнеэкономической политики государства и представляет собой систему мер, правил и процедур, регулирующих перемещение через таможенную границу товаров, капиталов, услуг, интеллектуальных и трудовых ресурсов в интересах защиты и развития национальной экономики.
Внешнеэкономическая политика государства всегда направлена на достижение экономикой данной страны определенных преимуществ на мировом рынке, и одновременно на защиту внутреннего рынка от конкуренции иностранных товаров.
В системе государственного регулирования внешнеэкономической деятельности особое место занимают таможенные пошлины. Таможенные пошлины - это обязательный взнос, взимаемый таможенными органами РФ при ввозе товара на таможенную территорию РФ или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.
В настоящее время роль таможенной пошлины в регулировании импорта товаров велика, так как при реализации своих функций таможенная пошлина регулирует потоки иностранной продукции на отечественный рынок. Это выражается в установлении на импортные товары протекционистских и фискальных ставок таможенной пошлины.
1. Сущность таможенных пошлин
Таможенная пошлина - платеж, взимаемый таможенными органами РФ при ввозе товаров на таможенную территорию РФ или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. [1]
Т.е. таможенные пошлины - разновидность налогов косвенных, которыми облагаются товары, ценности и имущество, провозимые через таможенную границу определенной территории, и которые взимаются таможней соответствующей страны по ставкам, установленным для данной территории таможенным тарифом.
Ставки таможенных пошлин определяются в соответствии с ФЗ О таможенном тарифе Российской Федерации и зависят от вида товара, страны происхождения, а также условий, определяющих применение специальных видов пошлин.
Порядок уплаты таможенной пошлины устанавливается ТК РФ. Функция взимания таможенных пошлин в Российской Федерации возложена на государственный орган, уполномоченный в области таможенного дела — Федеральную таможенную службу.
2. Классификация таможенных пошлин
В зависимости от направления облагаемых товаров выделяют:
· Импортные (ввозные) пошлины — наиболее распространенный как в мировой практике, так и в России вид пошлин;
· Экспортные (вывозные) пошлины — встречается значительно реже импортных, в России применяется в отношении сырьевых товаров (например, нефти). ВТО призывает к полной отмене таких пошлин;
· Транзитные пошлины — в настоящее время в РФ установлены нулевые транзитные пошлины, в мире также почти не используются.
В России действует дифференцированный таможенный тариф, при котором ставки ввозных пошлин зависят от страны происхождения товара:
· базовые ставки применяются к товарам, происходящим из стран, торгово-политические отношения которых с Россией предусматривают режим наибольшего благоприятствования (почти все страны, поддерживающие внешнюю торговлю с Россией) и составляют 100 % от указанных в Таможенном тарифе;
· если торгово-политические отношения не предусматривают такого режима, применяются максимальные ставки таможенных пошлин, составляющие 200 % от указанных в Таможенном тарифе;
· в отношении товаров, страна происхождения которых не установлена, применяются ставки ввозных таможенных пошлин, применяемые к товарам, происходящим из стран, торгово-политические отношения с которыми предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, за исключением случаев, когда таможенным органом обнаружены признаки того, что страной происхождения товаров является страна, торгово-политические отношения с которой не предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, либо предоставляется обеспечение уплаты таможенных пошлин по указанным ставкам;
· преференциальные ставки применяются по отношению к товарам, происходящим из стран, отнесенных к категории развивающихся. В настоящее время они составляют 75 % от базовых;
· к товарам, происходящим из стран СНГ, применяются нулевые ставки таможенных пошлин.
Однако, ставки таможенных пошлин не дифференцируются в зависимости от лиц, осуществляющих внешнеторговые операции, видов сделок и других факторов.[2]
В зависимости от способа исчисления ставок таможенные пошлины подразделяют на:
· адвалорные — (от латинского ad valorem — от стоимости) — определяются в процентах от таможенной стоимости товаров. Применяются обычно к сырьевым и продовольственным товарам, например, 5 % от таможенной стоимости. Таможенная стоимость заявляется декларантом, а поданные им сведения должны основываться на достоверной, количественно определяемой информации.
· специфические — устанавливаются в виде конкретной денежной суммы за единицу (веса, объема, штуки и др.) товара. Применяются, как правило, к готовым изделиям, в России устанавливаются в евро, например, 0,3 евро за килограмм;
· комбинированные — при исчислении используются оба вышеупомянутых вида ставок, при этом чаще всего уплате подлежит большая из исчисленных сумм. Например, 10 % от таможенной стоимости, но не менее 0,5 евро за килограмм.
Особые виды таможенных пошлин:
· специальные — могут использоваться в качестве защитной меры от ввоза в Россию товаров в количестве и на условиях, наносящих, или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или конкурирующих товаров; как ответ на дискриминационные действия других стран и союзов, ущемляющие интересы России; как способ пресечения недобросовестной конкуренции;
· антидемпинговые — предназначаются для защиты внутреннего рынка от импорта товаров по демпинговым ценам, что подразумевает более высокую стоимость их на рынке страны-экспортера, чем страны-импортера;
· компенсационные — вводятся на импортируемые товары, на которые в стране их производства с целью развития экспорта или замещения импорта используются государственные субсидии, что приводит к искусственному снижению затрат на производство, а следовательно и стоимости таких товаров;
· сезонные — могут устанавливаться для товаров, объемы производства и реализации которых резко колеблются в течение года (сельскохозяйственная продукция)[3] .
3. Функции таможенных пошлин
Таможенные пошлины выполняют три основные функции:
•фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;
•протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;
•балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.
Влияние на внешнюю торговлю таможенных пошлин трудно переоценить. Большую часть российского экспорта, к сожалению, составляет сырье и пошлинами обложены только сырьевые товары. Это своего рода форма рентного платежа, которым государство облагает владельца сырьевых ресурсов. Часть этой сверхприбыли стала перераспределяться в доход государства.
«Экспортные пошлины не очень широко используются в мире, но Россия далеко не единственная страна, где они есть. Всего 17 государств используют экспортные пошлины, в частности, Китай и Украина. В России в 99% случаев они играют не регулятивную, а чисто фискальную роль, пополняя доход федерального бюджета. Таможенные платежи дают порядка 35% доходной части бюджета и половина из них - экспортные пошлины. Сейчас их роль очень велика» - А. Кушниренко, руководитель Департамента тарифной политики и мер защиты внутреннего рынка Министерства торговли РФ[4] .
Российское правительство достаточно четко следит за тем, чтобы не делать экспорт тех или иных товаров, которые облагаются пошлинами, убыточным. Соответственно, когда внутренние цены растут, и затраты на производство продукции увеличиваются, или же когда мировые цены на продукцию падают, правительство выводит эти товары из-под обложения экспортными пошлинами или уменьшает размер пошлин. Кроме того, выведены из под обложения экспортными пошлинами те товары, которые не могут быть переработаны в России. Например, медный концентрат с повышенным содержанием мышьяка. Чтобы не останавливать экспорт этого товара, его сделали беспошлинным.
Необходимо иметь в виду, что есть некоторые сектора промышленности, которые очень заинтересованы в снижении пошлин и, прежде всего, на прогрессивное технологическое оборудование. В данном случае необходимо довести размер экспортных пошлин до минимального уровня. Лучше закупать за рубежом с минимальными затратами то, что пока не получается производить в России. С другой стороны, есть отрасли экономики, такие как легкая промышленность, текстильная, промышленность стройматериалов, пищевая промышленность, которые, благодаря «эффекту импортозамещения», стали активно развиваться. Снижать пошлины на их продукцию, аналогичную импортной, сейчас нет смысла.
Заключение
Таким образом, в контрольной работе были рассмотрены наиболее важные вопросы, которые характеризуют данную тему.
Таможенные пошлины, входящие в систему таможенных платежей, представляют собой косвенные налоги на импортные, экспортные и транзитные товары, поступающие в виде дохода в государственного бюджет, взимаемые таможенными органами РФ и являющиеся неотъемлемой частью ввоза и вывоза товаров через границу.
Безусловно, таможенные пошлины играют огромную роль во внешней торговле и являются одним из основных видов регулирования перемещения транспортных средств и товаров через границу РФ.
Таможенная пошлина занимает особое место в налоговой системе и, определяя специфику пошлин, необходимо исходить из того, что она соединяет в себе как признаки налога, так и признаки сбора.
Список используемой литературы
1. Диденко Н., «Основы внешнеэкономической деятельности в РФ», С.-Пб, 2000 г.
2. Карпов В., «Все пошлины, сборы, платежи и налоги на таможне – Новая редакция на 2007 г» - М., 2007
3. Таможенный вестник. 2005, № 4
4. Таможенный кодекс Российской Федерации
5. http://kireev1.ru/tarifnye-metody-regulirovaniya-mezhdunarodnoy-torgovl - международная экономика
[1] Таможенный кодекс Российской Федерации, статья 18, пункт 19)
[2] Все пошлины, сборы, платежи и налоги на таможне – Новая редакция на 2007 г.”, под ред. Карпова В., - М., 2007
[3] http://kireev1.ru/tarifnye-metody-regulirovaniya-mezhdunarodnoy-torgovl - международная экономика
[4] Таможенный вестник. 2005, № 4