Тема рыцарства в лирике А. Блока в ее связи с творчеством Р. Вагнера
СОДЕРЖАНИЕ: Глубоко закономерным выглядит увлечение Блока искусством Вагнера, чуть ли не все творчество которого было вдохновлено темами и образами древнегерманской мифологии. Близок Блоку был и общий трагический пафос композитора.Криницын А.Б.
Глубоко закономерным выглядит увлечение Блока искусством Вагнера, чуть ли не все творчество которого было вдохновлено темами и образами древнегерманской мифологии. Близок Блоку был и общий трагический пафос композитора со столь типичной для русского декаданса мифологемой конца мира и гибели богов, соответствующей мотивам страшного мира и возмездия в творчестве Блока.
Но мы, не останавливаясь на многочисленных и уже подробно исследованных фактах обращения Блока к вагнеровскому творчеству1, рассмотрим только одну очевидную вагнеровскую аллюзию - образ Рыцаря, в чьи героические латы облекается зачастую лирическое я Блока. Видоизменение этого образа на протяжении всего творчества Блока также можно рассматривать как некий мифопоэтический сюжет, позволяющий проследить эволюцию художественного мировоззрения Блока в целом.
Необходимо сразу оговорить, что Блок воспринял образ рыцаря, достаточно редко встречающийся в русской литературе, не только от Вагнера, но и из баллад Жуковского (см. его Поэму о рыцаре и розе 1898 г., явно навеянную Ундиной), а также из пушкинского знаменитого стихотворения Жил на свете рыцарь бедный.... Затем рыцарский образ неразрывно сочетался в сознании Блока с личностью В. Соловьева, который тоже имел одно виденье, непостижное уму - созерцание вечной женственности, Софии, и всю свою жизнь посвятил поклонению ей.
Позже, в 1910 г., Блок напишет статью памяти В. Соловьева Рыцарь-монах, где прямо назовет его рыцарем бедным:
... перед нами уже не здешний Соловьев. Это - рыцарь-монах... Что щит и меч, добрые дела и земная диалектика для того, кто сгорел душою? Только средство: для рыцаря - бороться с драконом, для монаха - с хаосом, для философа - с безумием и изменчивостью жизни. ... Бедный рыцарь от избытка земной влюбленности кладет его к ногам плененной Царевны. (5; 451)2
Весь ранний период творчества Блока проходит под знаком мистики Соловьева, и потому рыцарский облик, закрепившийся за ним в сознании поэта, крайне важен для нашей темы. Однако здесь мы имеем образ рыцаря именно в пушкинской интерпретации.
В самих же стихах Блока образ рыцаря впервые встречается в стихотворении На мотив из Вагнера (Валькирия), являющемся вольным пересказом первой сцены одноименной вагнеровской оперы. Как раз к этому, 1900-му году и относится первое знакомство поэта с творчеством немецкого композитора. (Мы не будем подробно описывать хронологическую последовательность знакомства Блока с творчеством Вагнера, ибо ее можно найти в вышеуказанных монографиях, а также в статье Annete Hainze из данного сборника).
В дальнейшем образ рыцаря становится одним из воплощений лирического я в ранней блоковской лирике. (Завтра, с первым лучом... - I; 70, 1900 г., Я укрыт до времени в приделе... I;161, 1902г., Religio-I; 230, 1902г., Вот она - в налетевшей волне...- I; 251, 1902г.). Если даже само слово рыцарь не звучит в поэтическом контексте, то указанием на рыцарское достоинство героя служат такие атрибуты средневекового воина, как шлем, меч, латы, копье, щит, крест, несущие на себе примерно одинаковую сигнификативную функцию (Приведем в частности такие строки, указывающие на рыцарский облик лирического героя: ... Загорелся мой тяжелый щит... - I; 161, Полюбуйся на светлые латы... - I; 251, В щите моем камень зеленый зажжен. / Зажжен не мной - господней рукой... - I; 268, Но я вблизи - стою с мечом, /Спустив до времени забрало... - I; 289, Я грущу, как заоблачный воин, / Уронивший панцирь на землю - I;318, Я кую мой меч у порога... - I; 540. Курсив везде мой - А. К.) Наиболее важным в этом ряду оказывается символ меча, особенно многозначный, но разобрать его подробно нам, к сожалению, не позволяет ограниченный объем статьи.
Но, несмотря на то что образ рыцаря впервые возникает у Блока в вагнеровском контексте, поначалу он обрисован в явно пушкинско-соловьевском ключе. Главные его черты - беззаветное служение своей Даме, подобное молитвенному преклонению перед религиозным идеалом, ибо Прекрасная Дама для Блока - мистическое воплощение вечной женственности. Именно служение является главной чертой, характеризующей этот образ. (Со мной всю жизнь один Завет - Завет служенья Непостижной - I; 230)
Рыцарь Прекрасной Дамы одновременно и священник в ее храме (знаменательно было определение Соловьева как рыцаря-монаха), поэтому его атрибутом оказывается как меч, так и кадило: Воскурю я кадило, опояшусь мечом... (I; 170). То есть Блок обращается к традиции средневековых монашеских рыцарских орденов, например рыцарей Храма - Темплиэров. Верность Прекрасной Даме придают рыцарю небывалую силу: Я укрыт до времени в приделе, /Но растут всемощные крыла... (I; 161). Весь облик рыцаря просветлен, идеалы его высоки и сближают его с Небом:
... И просветленные духовно,
Полны небесной чистоты,
Постигнем мы союз любовный
Добра, меча и красоты. (После битвы - I; 464)
У Вагнера же трактовка рыцарства совершенно другая: рыцаря характеризуют в первую очередь такие категории, как Ehre und Ruhm(честь и слава), Kraft und Treue(мощь и верность - эти два понятия вполне тождественны блоковской концепции рыцарства), а также Hehr - величие, благородство, возвышенность. Рыцарь у Вагнера призван совершить величайший подвиг: спасти страну, мир или богов. Он избран и заранее предназначен богами на этот подвиг - это знаменуют всегда чудесные обстоятельства его рождения - вспомним Тристана, Зигмунда, Зигфрида или Парсифаля. Сила такого героя - нечеловеческого происхождения. И они совершают то деяние, к которому предназначены. То есть они не столько являются носителями возвышенной идеи, сколько воплощают ее собой и своим подвигом. Служение Даме и беззаветная влюбленность в нее отходит у них на второй план. Их Дама, в отличие от аналогичного блоковского образа, несмотря на ее исключительные достоинства и иногда даже божественное происхождение, вполне конкретна и реальна, и с ней возможно соединение. Вагнеровским героям в корне чужды созерцательность и гамлетизм блоковских героев. При этом в поэтике Вагнера роль лейтмотивов практически тождественна роли символов-атрибутов в поэзии Блока. Например, у Вагнера в Зигфриде особым символическим значением наделен образ меча (Нотунга), что и предопределило важное место этого образа в лирике Блока.
У Блока же рыцарь только готовится к подвигу, пребывая в созерцательности и бездействии. Обобщая, можно сформулировать, что рыцарю-монаху у Блока противопостоит деятельный, с явно дохристианским, античным пониманием подвига рыцарь-герой Вагнера.
В последней части первой книги стихов (Распутья) образ рыцаря у Блока усложняется и начинает претерпевать разнообразные модификации. То он приобретает русский средневековый колорит (Вот она - в набежавшей волне..., где появляется образ девы-обиды из Слова о полку Игореве - I; 251), то он становится рыцарем зла, антихристом:
Я облачился перед битвой
В доспехи черного слуги.
Вам не спасти себя молитвой,
Остервенелые враги!
Клинок мой дьяволом отточен,
Вам не погибель, вам на зло!.. (I; 514)
К силе у рыцаря явно присоединяется жестокость:
Я кую мой меч у порога
И опять бесконечно люблю.
Предо мною вьется дорога.
Кто пройдет - того я убью. (I; 540).
Начиная со второй книги стихов у лирического героя Блока происходит внутренний надлом. Он утрачивает веру в Софию, а вместе с этой верой и смысл существования. Его служение и его рыцарство оказывается никому ненужным. В стихах появляются настроение обреченности, ощущение зависимости от злого рока. Тема рыцарства неразрывно связывается с темой смерти:
Кто там встанет с мертвым глазом
И серебряным мечом?( 1905г. - II; 60)
...Ветер меч мой колыхал,
И позванивали латы,
И стоял я мертволик... (1905г. - II; 317)
Трагизм этого переживания в корне переосмысляет образ и ведет к сближению его с образом рыцаря у Вагнера. Как мы знаем, в операх Вагнера рыцари также были обречены в конце на смерть или поражение (за исключением самой последней оперы - Парсифаль). Нод ними тоже довлеет трагический рок, их сверхччеловеческая мощь не принадлежит им до конца, поскольку враждебные силы способны парализовать их волю. Тристан и Зигфрид оказываются во власти волшебного напитка, над Лоэнгрином тяготеет заклятье, трагический исход поединка Зигмунда предрешен волей Вотана.
Переживание внезапного трагического обессиливания героев Вагнера находит отклик и прямое соответствие в лирике Блока этого периода. И поэт опять прямо обращается к творчеству Вагнера, представляя своего лирического героя в виде Зигфрида, кующего свой меч под руководством Миме:
Поет, краснея, медь. Над горном
Стою - и карлик служит мне;
Согбенный карлик в платье черном,
Какой являлся мне во сне. (1904г. - II; 42)
Но вместо меча герой кует себе гроб: ...Сбылось немного - слишком много, /И в гроб переплавляю медь... . Блок только отталкивается от вагнеровского образа, ставя его в совершенно другой, собственный контекст, в результате чего наглядно выявляется разница между художественными сознаниями обоих авторов.
В это же время появляется и еще одно стихотворение на вагнеровский сюжет - о смерти Зигфрида, когда он, наконец, вспоминает свое прошлое и, уже умирая, в бреду, мучается тем, что погубил свою жену - валькирию Брунгильду.
Я белую Деву искал -
Ты слышишь? Ты веришь? Ты спишь?...
... О, слушай предсмертный завет!..
Я Белую Деву бужу!..
... Как странен мой траурный бред!
То - бред обнищалой души...
... Мы были, - но мы отошли,
И помню я звук похорон:
Как гроб мой тяжелый несли,
Как сыпались комья земли. (II; 87)
Белая Дева - валькирия - становится в контексте Блока Прекрасной Дамой, и потеря этого идеала равносильна смерти героя.
Вместе с концом служения Прекрасной Даме пропадает смысл и в самой идее рыцарства, которую Блок подвергает неожиданной профанации в стихотворении Балаганчик, в котором тоже можно обнаружить вагнеровские аллюзии. В балаганчике звучит адская музыка, завывает унылый смычок, что можно понять как иронический намек на музыку Вагнера. Сам балаганчик в этом контексте оказывается пародией на вагнеровский Gesamtkunstwerk, поскольку в нем тоже присутствуют все виды искусств (музыка, драматургия, поэзия, пластика, и декоративная живопись). Наши предположения подкрепляют следующие строки:
Вдруг паяц перегнулся за рампу
И кричит: Помогите!
Истекаю я клюквенным соком!
Забинтован тряпицей!
На голове моей - картонный шлем!
А в руке - деревянный меч!(1905г. - II; 67, курсив мой - А.Б.)
Этот отрывок прочитывается как пародия на смерть вагнеровского Тристана, сорвавшего повязку с раны и истекшего кровью. Куклой из балаганчика представлена в стихотворении и Прекрасная Дама - королева, шлейф которой носит, мечами звеня, вздыхающих рыцарей свита.
После этого тотального отрицания образ рыцаря неожиданно возрождается и наполняется новым смыслом. В 1906 году в стихотворениях намечается новое продолжение мифа о рыцаре, который вновь облачается в латы, выковывает меч духу и отправляется в поход, чтобы принести огненную весну на острие копья. Он должен одержать победу, но при этом погибнуть (см. II; 108, 115).
Но с ним случается другое. Его сбивает с пути, закручивает колдовская земная страсть, изображенная в стихах как вихрь метели, из которого возникает демонический образ “Снежной Маски”, пленяющей героя и уносящей его на крыльях вьюги в бескрайние звездные просторы зимней ночи. Вьюжный холод символизирует неземную, стихийную природу героини. В ее плену, завораживающем и опьяняющем, рвутся все связи человека с жизнью. При этом в цикле “Снежная маска” лирический герой также мифологизируется и стабильно изображается рыцарем с уже знакомыми нам атрибутами.
Взор твой ясный к выси звездной
Обрати.
И в руке твой меч железный
Опусти. ...
... Вихри снежные над бездной
Закрути. (II; 220)
Рыцарь обессиливается стихийной девой. Меч - символ долга и верности идеалам - опускается в его руке или вообще исчезает (Меч мой железный /Утонул в серебряной вьюге... /Где меч мой? Где меч мой!.. (II; 238)
В цикле Маски образ рыцаря становится темным и призрачным, как тень, теряя прежнюю идентичность самому себе. Попав в плен к маскам (злая, звездная маска - дальнейшая трансформация снежной девы), он начинает прислуживать им, играя унизительную для его рыцарского достоинства роль: ...Темный рыцарь вкруг девицы /Заплетает вязь, ... Темный рыцарь - только мнится..., ... Снится маске, снится рыцарь... /- Темный рыцарь, улыбнись... / Он рассказывает сказки, опершись на меч (II; 237).
Рыцарь с темными цепями на стальных руках оказывается среди теней на стене, и над ним маски потешаются, как над ненастоящим, призрачным:
Ах, к походке вашей, рыцарь,
Шел бы длинный меч!
Под забралом вашим, рыцарь,
Нежный взор желанных встреч!
Ах, петуший гребень, рыцарь,
Ваш украсил шлем!
Ах, скажите, милый рыцарь,
Вы пришли зачем? (II; 242)
Однако такое состояние не может продолжаться долго, плен страсти не вечен, и в сердце героя рождается ответное противодействие. В его разговоре с мистической девой появляются новые интонации: Не будь и ты со мною строгой /И маской не дразни меня, /И в темной памяти не трогай /Иного - страшного огня(II; 245).
Здесь надо сразу отметить, что разные стихотворения дают противоположные варианты символической борьбы рыцаря с героиней, строя каждое свой миф. В одних стихотворениях предрешена гибель героя. Рыцарь сгорает на костре страсти:
В снежной маске, рыцарь милый,
В снежной маске ты гори!
Я ль не пела, не любила,
Поцелуев не дарила
От зари и до зари?...
... Так гори, и яр и светел,
Я же - легкою рукой
Размету твой легкий пепел
По равнине снеговой. (II; 252)
В стихотворении же Снежная дева страсть перерастает в единоборство, любовь-вражду со Снежной Девой, и рыцарь снова предстает перед нами во всеоружии, как вождь враждебной рати, всегда закованный в броню. На его стальной кольчуге - строгий крест, и он побеждает, высвобождаясь из плена и отстаивая свои идеалы:
... Она дарит мне перстень вьюги
За то, что плащ мой полон звезд,
За то, что я в стальной кольчуге,
И на кольчуге - строгий крест.
Она глядит мне прямо в очи,
Хваля неробкого врага.
С полей ее холодной ночи
В мой дух врываются снега... (II; 268)
Прежнее соединение теперь становится невозможным: Но сердце Снежной Девы немо /И никогда не примет меч.
В другом стихотворении того же времени Снежная Дева приобретает черты вагнеровской валькирии, которая вступает с героем в таинственный союз, возносящий его до богов в сверхчеловеческой страсти, и затем губит его в силу невозможности для человеческой природы выдержать этот роковой опыт. Вагнеровские мотивы вновь воскресают в сознании Блока, вместе с мотивами заколдованного плена и смерти за причастность к тайнам божественной любви. Теперь герой оказывается в роли Зигмунда, который должен умереть в неравном поединке с богами.
За холмом отзвенели упругие латы,
И копье потерялось во мгле.
Не сияет и шлем - золотой и пернатый -
Все, что было со мной на земле.
Но волшебная подруга героя - Валькирия - мстит за его смерть и уносит в Валгаллу для вечного соединения в пламенной любви:
Воротясь, ты направишь копье полуночи
Солнцебогу веселому в грудь.
Я увижу в змеиных кудрях твои очи,
Я услышу твой голос: Забудь.
И потом, на холмы посылая туманы,
Ты - Валькирия, Дева, Змея,
Будешь страстью лечить мои знойные раны
Под неверным мерцаньем копья! (II; 260) 3
Затем, в 1910 г., уже в третьем томе стихов, у Блока появляется еще одно стихотворение на вагнеровский сюжет: Идут часы, и дни, и годы..., которое при соотнесении с образным рядом Снежной маски и при учете нового обращения Блока вагнеровским мотивам прочитывается как воспоминание о пережитой страсти героем, изведавшим теперь нечто более ужасное - хаос окружающего страшного мира. В свете этого нового опыта прошедшая страсть представляется теперь тяжелым, странным сном, лишь на время способным отсрочить познание страшной реальности:
Идут часы, и дни, и годы.
Хочу стряхнуть какой-то сон,
Взглянуть в лицо людей, природы,
Рассеять сумраки времен...
... Вот меч. Он - был. Но он - не нужен.
Кто обессилил руку мне? -
Я помню: мелкий ряд жемчужин
Однажды ночью, при луне,
Больная, жалобная стужа,
И моря снеговая гладь...
Из-под ресниц сверкнувший ужас -
Старинный ужас (дай понять)... (III; 29)
В больной, жалобной стуже с трудом узнаются прежние всесильные вихри метели. Только из-под ресниц сверкнувший ужас напоминает нам о прежнем образе героини, распавшемся теперь на разрозненные осколки: мелкий ряд жемчужин, тень чья-то глянет силуэтом, слова? - Их не было... Сохранилось в воспоминании лишь состояние бессилия:
... Меч выпал. Дрогнула рука...
И перевязан шелком душным
(Чтоб кровь не шла из черных жил),
Я был веселым и послушным,
Обезоруженный - служил.
Пробуждение из этого сна равняется смерти:
Но час настал. Припоминая,
Я вспомнил: нет, я не слуга.
Так падай, перевязь цветная!
Хлынь, кровь, и обагри снега! (III; 30)
С третьим томом стихов в поэзию Блока вновь прочно входит тема смерти. У героя появляются мертвые рыцари-двойники:
... И той же тропою,
С мечом на плече,
Идет он за мною
В туманном плаще...
Тоскуя смертельно,
Помочь не могу.
Он розы бесцельно
Затопчет в снегу. (III; 171)
Блок начинает ощущать себя в страшном, катастрофическом мире ХХ века. XIX век отрицается поэтом как железный, непоэтический и жестокий, век матерьялистских малых дел, бескровных душ и слабых тел - век наступления цивилизации на культуру. ХХ век - еще бездомней, еще страшнее жизни мгла. Поэтому он вызывает в сознании Блока миф о конце мира, и потому, как это ни парадоксольно, в противовес бездушному XIX веку он вновь поэтизируется и мифологизируется, приобретая явственные апокалиптические черты: Еще чернее и огромней /Тень люциферова крыла. /Пожары дымные заката /(Пророчества о нашем дне), /Кометы грозной и хвостатой /Ужасный призрак в вышине...(III; 305). Демонизируются даже машины, кующие гибель день и ночь. Зловеще мистическим кажется и разгул вырвавшихся из-под власти разума губительных стихийных сил в душе людей: И черная, земная кровь /Сулит нам, раздувая вены, /Все разрушая рубежи, /Неслыханные перемены, /Невиданные мятежи (там же). Надвигающаяся война уподобляется нависшему над Европой дракону, который разинув пасть, томится жаждой. Чтобы победить его, нужен рыцарь, подобный Тристану или Зигфриду. В мифологическом прологе к поэме Возмездие опять появляется образ Вагнера - Зигфрид, кующий волшебный меч. Он должен совершить подвиг - поразить дракона и спасти мир:
Так Зигфрид правит меч над горном:
То в красный уголь обратит,
То бвстро в воду погрузит...
Удар - он блещет, Нотунг верный,
И Миме, карлик лицемерный,
В смятеньи падает у ног! (III; 301)
С Зигфридом сравнивает Блок Поэта - творца, от лица которого написан пролог к Возмездию. Он должен сохранить бесстрашие перед миром, измерить его весь бесстрастной мерой и сотворить из его хаоса красоту. Но для этого подвига нужен герой прежних, рыцарских времен - Зигфрид:
Кто меч скует? - Не знавший страха.
А я беспомощен и слаб...
... Герой уж не разит свободно, -
Его рука - в руке народной... (III; 302)
Иначе говоря, времена истинных рыцарей прошли, поэт уже не может спасти мир, но может лишь постичь и объяснить его особой силой художественного прозренья. Здесь опять мы видим несходство во взглядах между Блоком и Вагнером при их исходе из одной и той же мифологической схемы: герой перед лицом конца света пытается противопостоять гибели всех жизненных ценностей. Если Вагнер верит, что гениальный художник может силой своего искусства единолично спасти мир, то в понимании Блока время и роль художника в мире изменились. Теперь сила - только в руке народной. Меч рыцаря поэт готов сменить на молот рабочего (дроби, мой гневный ямб, каменья!).
Миф о конце мира соприкасается в сознании как Вагнера, так и Блока с мифом о начале мира. Поэтому в творчестве Вагнера и появилась древняя немецкая мифология. У Блока же образ мирового пожара, охватившего в ХХ веке Европу соотносится со степными пожарами на Руси времен татарских нашествий: Над нашим станом, как встарь, повита даль туманом, и пахнет гарью. Там - пожар - возглашает он в Возмездии. Древние пожары татарского времени осознаются Блоком как архетип русской истории, навечно укоренившийся в прапамяти русской души.
И здесь интересно проследить, как переосмысляется Блокам реальная ситуация Куликовской битвы и ставится в вагнеровский контекст - контекст Гибели богов. В обоих случаях речь идет об апокалиптическом видении последней, решающей, страшной битвы, в которой герою суждено погибнуть, но перед смертью совершить великий подвиг, к которому он предназначен судьбой.
И у Блока, и у Вагнера происходит мифологизация прошлого их страны. При воссоздании средневекового мышления мифологизируется также природа вокруг героев. Особую роль при этом и у Блока и у Вагнера играет мифологема реки - истока жизни страны, ее родового божества. Не случайно На поле Куликовом начинается с символического пейзажа Руси, главной составляющей которого является образ реки (Река раскинулась. Течет, грустит лениво /И моет берега - III; 249). Место вагнеровского Рейна у Блока берет на себя Дон, и отчасти Непрядва (А Непрядва убралась туманом, что княжна фатой - III; 251). Столь женственные черты образа реки вызывают в памяти вагнеровских дочерей Рейна.
Очень близко Вагнеру понимание жизни как вечного боя у Блока (И вечный бой - покой нам только снится /Сквозь кровь и пыль. - III; 249) Вспомним, что как раз в это время О. Шпенглер писал о неудержимой и неостановимой экспансии в бесконечность как о сущностной черте западного фаустовского духа.
Герой предстает перед нами как древнерусский воин, однако у Блока он именно здесь, более чем где бы то ни было, наделен типическими чертами вагнеровского рыцаря. Сохраняются его прежние рыцарские атрибуты (меч, кольчуга, доспех) с тем же смысловым наполнением. Описание последней ночи перед сражением создает ощущение невероятного трагического напряжения, которое герой испытывает перед подвигом и смертью, а описание суровой и мрачной природы (перед Доном темным и зловещим, средь ночных полей...) удивительно родственна мрачной атмосфере Кольца Нибелунгов Вагнера. Мы ощущаем в герое теперь силу на подвиг (Доспех тяжел, как перед боем. Теперь твой час настал. - Молись! - III; 253).
Герой предчувствует трагический исход сражения (Светлый стяг над нашими полками /Не взыграет больше никогда - III; 250, я вижу над Русью далече /Широкий и тихий пожар - III; 252). Важно отметить, что эпиграф к третьей части цикла И мглою бед неотразимых /Грядущий день заволокло – Блок взял из стихотворения В.Соловьева «Дракон (Зигфриду)», что опять-таки доказывает о постоянном присутствии в его сознании апокалиптических видений «Кольца Нибелунгов» Вагнера. Таким образом, Блок пренебрегает реальным историческим смыслом Куликовской битвы, осмысляя ее как последнюю битву мировой истории.
При этом блоковского героя сопровождает и вдохновляет на битву таинственный, до конца не объясненный в стихах женский образ. То он предстает перед нами как олицетворенная Русь, с которой герой чувствует особенную связь, подобно Гоголю в Мертвых душах: О Русь моя! Жена моя! До боли /Нам ясен долгий путь!; то он именуется светлой женой, то начинает напоминать Богородицу (Был в щите Твой лик нерукотворный /Светел навсегда - III; 251). Но нам важно одно: что этот образ одновременно является и божеством, покровительствующим и защищающим героя, и его возлюбленной (И с туманом над Непрядвой спящей, /Прямо на меня/ Ты сошла, в одежде свет струящей, /Не спугнув коня. /Серебром волны блеснула другу /На стальном мече, / Освежила пыльную кольчугу /На моем плече- III; 251). Аналогом такому образу может служить только валькирия Брунгильда.
Последним проявлением темы рыцаря в творчестве Блока стала его символистская драма Роза и крест. Философский смысл этой драмы сконцентрирован в песне рыцаря Гаэтана, которую одновременно можно считать наиболее полным выражением идеи рыцарства в поздней лирике Блока. В ней рыцарь предстает перед нами один на один со стихией - океаном, который зовет его вдаль, в путь роковой и бесцельный, который представляет собой фактически вечный поединок с судьбой.
Всюду беда и утраты.
Что тебя ждет впереди?
Ставь же свой парус косматый,
Меть свои крепкие латы
Знаком креста на груди. (IV; 232-233)
Цель пути - обретение в страдании и лишениях судьбы единственно возможное счастье (сердцу закон непреложный - радость-страданье одно). Характерно, что в песне уже ничего не говорится о служении рыцаря идеалу вечной женственности - Прекрасной Даме. Сам главный герой - рыцарь Бертран - имеет свою возлюбленную госпожу, но она оказывается в конечном итоге обыкновенной земной женщиной, недостойной тех подвигов, которые совершает во имя ее и по ее приказанию Бертран. Смысл рыцарского призвания далеко выходит за рамки поклонения Даме или вообще какому-нибудь определенному идеалу. Он - в вечном странствии, в единении со стихией (в песне фигурирующей как океан) и вечном поединке с судьбой - паркой (Парка упрямая в очи /Смотрит и судьбы прядет). Идеал изображен в песне только как сон о блаженном бреге, или роковая мечта (Смотрит чертой огневою /Рыцарю в очи закат, /Да над мечтой роковою /Звездные ночи горят - IV; 232-233), то есть весма расплывчато и неопредленно.
То есть длинный ряд трансформаций образа рыцаря в творчестве Блока, сильно обобщая, можно свести к его эволюции от пушкинского рыцаря-монаха к рыцарю-герою в вагнеровском понимании, учитывая все сложные перипетии этого мифопоэтического сюжета, часть из которых мы попытались описать в нашей статье.
Список литературы
1. Это влияние было подробно исследовано в монорафиях А. Гозенпуда Рихард Вагнер и русская культура. Л., 1990 и R. Bartlett Wagner and Russia. Cambridge, 1995.
2 Все ссылки не произведения Блока даются по полн. собр. соч. в 8 т. М.-Л., 1960-1963г., с указанием сперва номера тома, затем страницы.
3Последняя строфа стихотворения дается мной в ранней редакции.