Темы ов по дисциплине «Возрастная психология» Методы изучения психического развития ребенка
СОДЕРЖАНИЕ: Изучение мотивов учебной деятельности младшего школьника как условие совершенствования процесса обученияТемы рефератов по дисциплине «Возрастная психология»
1. Методы изучения психического развития ребенка.
2. Механизмы психического развития ребенка.
3. Когнитивные особенности младенца.
4. Аффективно-мотивационная сфера младенца.
5. Поведенческие особенности в младенческом возрасте.
6. Социализация в ранние периоды онтогенеза человека.
7. Особенности процесса развития детства.
8. Психические процессы в раннем детстве.
9. Аффективная сфера в раннем детстве.
10. Мотивационная сфера ребенка раннего детства.
11. Особенности Я – концепции в раннем детстве.
12. Поведенческие особенности в раннем детстве.
13. Психические процессы в детском возрасте.
14. Продуктивные виды деятельности в детском возрасте.
15. Новообразования в детском возрасте.
16. Психологическая готовность первоклассника к обучению в школе.
17. Психологическая готовность младшего школьника к обучению в средней школе.
18. Изучение мотивов учебной деятельности младшего школьника как условие совершенствования процесса обучения.
19. Методы стимулирования учебной деятельности младшего школьника.
20. Психологические особенности формирования понятия младшего школьника по различным учебным предметам.
21. Формирование умственных действий у младших школьников в процессе обучения.
22. Особенности познавательной деятельности у младших школьников.
23. Индивидуальный подход к младшим школьникам в процессе их обучения и воспитания.
24. Формирование теоретических понятий в процессе учебной деятельности младшего школьника.
25. Развитие познавательных интересов младших школьников.
26. Наблюдение как метод изучения личности младшего школьника.
27. Беседа как метод изучения личности младшего школьника.
28. Моделирование ситуации как метод изучения личности младшего школьника.
29. Конфликтные ситуации учителя с учащимися и способы их преодоления и предупреждения.
30. Влияние сверстников, друзей на формирование личности младшего школьника.
31. Психология педагогического такта учителя младших классов.
32. Психологические вопросы организации единства воздействия школы и семьи на личность младшего школьника.
33. Формирование у младших школьников разумных потребностей.
34. Эмоции, чувства младшего школьника, их регуляция.
35. Самооценка младшего школьника и уровень его притязаний.
36. Психология педагогического общения учителя младших классов.
37. Формирование нравственных понятий у младших школьников.
38. Развитие трудовых навыков и трудолюбия у младших школьников.
39. Особенности общения учителя с младшими школьниками.
40. Роль коллектива учащихся в формировании личности младшего школьника.
41. Роль трудовой деятельности в формировании личности младшего школьника.
42. Потребность и интересы младших школьников.
43. Роль самооценки младшего школьника в его учебной деятельности.
44. Психологические особенности межличностных отношений в коллективе младших школьников.
45. Кризис подросткового возраста.
46. Когнитивные процессы в подростковом возрасте.
47. Аффективная сфера в подростковом возрасте.
48. Эмоциональные особенности юношеской дружбы и любви.
49. Мотивационная сфера в подростковом возрасте.
50. Развитие Я – концепции в подростковом возрасте.
51. Поведенческие особенности в подростковом возрасте.
52. Подростковая агрессия.
53. Когнитивные особенности в ранней взрослости.
54. Аффективная сфера в ранней взрослости.
55. Аффективная сфера в средней взрослости.
56. Поздняя взрослость и старость.
Тематика рефератов по дисциплине «Дифференциальная психология»
1. История развития дифференциальной психологии.
2. Психометрические измерения индивидуальных различий.
3. Структурные компоненты индивидуальности в природе характера и темперамента.
4. Индивидуальная специфика психических процессов (ощущения, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения) в дифференциальной психологии.
5. Средовые и генетические детерминанты черт личности и способностей.
6. Структура и измерение индивидуальных способностей и интеллекта.
7. Феномен креативности в дифференциальной психологии.
8. Гендерные различия и психика, социальные стереотипы и реальность.
9. Социоэкономичсеский статус индивидуальности. Семья, общество и индивидуальность.
10. Развивающаяся индивидуальность и измерение жизненного пространства (групповые различия, ментальные и социальные часы, время личности в прошлом, настоящем и будущем).
11. Настроения и мотивация в дифференциальной психологии.
12. Интеллект и способности в жизни и профессиональном выборе человека.
13. Влияние индивидуальных особенностей на процесс обучения и воспитания школьников.
14. Эмоциональные стили реагирования и стресс.
15. Психологические типы в соционике.
16. Исследование структуры и свойств темперамента в отечественной психологии.
17. Теории черт личности, как проблема дифференциальной психологии.
18. Психопатология и симпомокомплексы аномального развития, как проблема дифференциации нормы от патологии.
19. Формы дезадаптации в социуме: индивидуальные детерминанты и фактор среды.
20. Деструктивные тенденции индивидуальности в дифференциальной психологии (аномалия личности и антисоциальное поведение).
21. Индивидуальные стили деятельности и руководства: описание и диагностика.
Тематика рефератов по дисциплине «Зарубежная и практическая психология»
1. Явление самоэффективности в трудах социальных психологов.
2. Социальные убеждения и суждения.
3. Атрибуция: понятие, сущность, функции.
4. Интуиция как потенциал внутреннего знания.
5. Восприятие и интерпретация событий.
6. Поведение и установки в поведении.
7. Межрасовое поведение и расовые установки.
8. Социальное познание и здоровье человека.
9. Социальное познание при проблемном поведении.
10. Конформизм как явление в отношениях группа – личность.
11. Сопротивление социальному давлению.
12. Убеждение и сопротивление ему.
13. Социальная фассилитация.
14. Деиндивидуализация как социальное явление.
15. Взаимодействие меньшинства и большинства в группах.
16. Социальные отношения в трудах социальных психологов.
17. Предрассудки: неприязнь к другим.
18. Агрессия как социальное явление.
19. Способы ослабления агрессии.
20. Межличностные взаимоотношения между мужчиной и женщиной в зарубежной социальной психологии.
21. Бихевиористская школа психолосоциологического направления в зарубежной психологии.
22. Социометрия как основная школа микросоциологического направления в зарубежной психологии.
23. Фрейдистска психосоциология.
24. Введение в теорию когнитивного диссононса Л. Фестенгера.
25. Представление себе другим в работах И. Гофмана.
26. Теория диссонанса: прогресс и проблемы.
27. Контент-анализ в трудах Х. Ласу-Эла и Б. Берельсона.
28. Изучение психологии масси толпы в зарубежной психологии.
29. Т. Рибо – о чувствах симпатии.
30. Механизмы и институты социализации.
Тематика рефератов по дисциплине «История психологии»
1. Учение о психическом в странах древнего востока.
2. Представление о душе в досократической философии.
3. Учение Гераклита о душе.
4. Демокрит о природе психического.
5. Идеалистическое понимание души у Сократа.
6. Учение Патона о душе.
7. Понятие о душе у Аристотеля.
8. Учение о познании и чувствах у Аристотеля.
9. Учение античных врачей.
10. Психологические учения эпохи эллинизма.
11. Развитие психологических идей в арабоязычной науке.
12. Психологические идеи средневековой Европы и эпохи Возрождения.
13. Ф. Бэкон об эмпирическом познании души.
14. Р. Декарт и его учение о сознании.
15. Психологические идеи Б. Спинозы.
16. Зарождение и становление ассоциативной психологии.
17. Оформление эмпирической психологии в XVII - XVIII вв. Учение Г. Лейбница о монадах.
18. Психология в первой половине XIX в.
19. Становление психофизики как предпосылки преобразования психологии в самостоятельную науку.
20. Интроспективная психология XIX в.: анализ и критика.
21. Ассоциативная психология в середине XIX в.
22. Первые программы психологии как самостоятельной науки.
23. «Физиологическая психология» В. Вундта.
24. Кризис ассоцианизма в конце XIX в.
25. Развитие экспериментальной психологии в XIX в.
26. Становление прикладных областей психологии в XIX в.
27. И.М. Сеченов - родоначальник объективного подхода в психологии.
28. Проблемы теории и психологии познания в трудах И.М. Сеченова.
29. Теория И.П.Павлова и ее внимание на развитие психологии.
30. Кризис психологии на рубеже ХХ-ХХ вв. причины и следствия.
31. «Объективная психология В.М.Бехтерева. «Треугольник» В. Вундт - В.М. Бехтерев - И.П. Павлов.
32. Психологическая мысль в России дореволюционного периода.
33. Поведение как предмет психологии в бихевиоризме.
34. «Полярный» бихевиоризм Э. Толмена.
35. «Оперантный» бихевиоризм Б. Скипнера.
36. Формирование целостного подхода в психологии: гештальтпсихология.
37. Исследование творческого мышления в работах М. Вертгеймера.
38. Гештальтпсихология и категория образа.
39. Разработка проблемы целостности в школе К. Левина.
40. Фрейдизм и категория мотивации.
41. Истоки возникновения психоанализа.
42. Психоанализ и толкование сновидений.
43. Психоанализ и культура.
44. Индивидуальная психология А. Адлера.
45. Аналитическая психология К. Юнга.
46. Неофрейдизм: анализ и критика.
47. Установка и бессознательное в школе Д.Н. Узнадзе.
48. Проблема личности в работах Г. Олморта.
49. Теория самоактуализации в трудах А. Маслоу.
50. теория личности К. Роджерса.
51. Л.С. Выготский как методолог психической науки.
52. Теория культурно-исторического развития психики Л.С. Выготского.
53. Учение о высших психических функциях и развитии в учении Л.С. Выготского.
54. Развитие познавательных процессов в работах отечественных психологов.
55. С.Л .Рубинштейн и развитие отечественной психологии.
56. Теория деятельности А.Н. Леонтьева.
57. Теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина.
58. Современная психология и психотерапия.
59. Психофизическая проблема и пути ее решения.
60. Проблема психологии человека в современном обществе.
61. Исторический путь психологии и логика ее развития.
Тематика рефератов по дисциплине «Клиническая психология»
1. История развития клинической психологии.
2. Клиническая психология и ее связь с медицинской психологией.
3. Основные разделы клинической психологии.
4. Разграничение предмета патопсихологии и психопатологии. История патопсихологии.
5. История возникновения отечественной нейропсихологии.
6. Основные направления нейропсихологии: клиническая, экспериментальная нейропсихология, реабилитационное направление, психофизиологическое направление, нейропсихология детского возраста, нейропсихологический подход в психодиагностике, нейропсихология старческого возраста, нейропсихологический анализ трудностей обучения.
7. Особенности психологической реабилитации больных в кардиологической, онкологической и других клиниках.
8. Понятие дизонтогении. Этиология и патогенез дизонтогений.
9. Биологическое и социальное в природе аномального развития.
10. Типы нарушения психического развития детей. Недоразвитие, задержки психического развития, искаженное развитие, дизгармоническое психическое развитие.
11. Нейропсихологичесие исследования нарушений высших психических функций в детском возрасте. Специфика нейропсихологических синдромов при локальных поражениях мозга у детей. Нейропсихологический анализ школьной неуспеваемости. Нейропсихологический подход к коррекции трудностей школьного обучения.
12. Клиническая психотерапия.
13. Психологическая психотерапия.
14. Основные направления современной психотерапии.
15. Психологическая коррекция нарушенных высших психических функции.
16. Клинико-психологическая диагностика как наиболее важная задача клинического психолога.
17. Типы диагностических задач: клинико-нозологическая диагностика в психиатрической клинике, топическая психологическая диагностика в клинике локальных поражений мозга.
18. Диагностика уровня психического и умственного развития детей при разных аномалиях психического развития, диагностика в целях психологический коррекции.
19. Социально-трудовая реабилитация больных и восстановление высших психических функций.
20. Деонтологический аспект деятельности клинического психолога.
21. Феноменология нарушения восприятия при психических расстройствах.
22. Иллюзии и галлюцинации.
23. Понятие агнозии. Различные формы зрительных, слуховых и тактильных агнозий.
24. Двигательные расстройства при различных психических заболеваниях.
25. Патология движений, связанная с нарушением эфферентных механизмов двигательных актов.
26. Проблема апраксий. Виды апраксий.
27. Феноменология нарушений речевой деятельности. Мутизм. Речевая “разорванность”, бессвязность речи. Неологизмы.
28. Проблема афазий. Классификация афазий (А.Р.Лурия). Методы экспериментально - психологического исследования нарушений речи.
29. Современные теории нарушений памяти.
30. Методы экспериментально-психологического исследования нарушений памяти.
31. Феноменология нарушения внимания. Слабость активного внимания. Повышенная отвлекаемость.
32. Методы экспериментально-психологического исследования нарушений внимания.
33. Патологические формы мышления.
34. Анализ патологии мышления как процесса. Нарушение операционального состава мышления.
35. Нарушения мыслительной деятельности.
36. Виды эмоциональных расстройств. Патологические аффекты.
37. Депрессии и их виды, дисфории, дистимии.
38. Психогенные нарушения (неврозы, реактивные психозы).
39. Психопатии. Типология психопатий.
40. Нарушение мотивационной сферы.
Тематика рефератов по дисциплине «Конфликтология»
1. Сущность конфликта.
2. Объект и предмет конфликта.
3. Место конфликтологии в ряду других наук.
4. Конфликт в других науках (социологии, политологии, военном искусстве и др.).
5. Предпосылки формирования идей конфликтологии в трудах мыслителей Древней Греции.
6. Предпосылки формирования идей конфликтологии в трудах мыслителей средневековья.
7. Предпосылки формирования идей конфликтологии в трудах мыслителей нового времени.
8. Психоаналитическое направление изучения конфликта.
9. Социотропное направление изучения конфликта.
10. Этологическое направление изучения конфликта.
11. Изучение конфликта в рамках теории групповой динамики.
12. Изучение конфликта в рамках теории фрустрации-агрессии.
13. Поведенческое направление изучения конфликта.
14. Социометрическое направление изучения конфликта.
15. Интеракционистское направление изучения конфликта.
16. Изучение конфликта в рамках социал-дарвинизма.
17. Изучение конфликта в рамках марксистской теории.
18. Изучение конфликта в рамках функциональной теории конфликта.
19. Структурный функционализм, как направление изучения конфликта.
20. Изучение конфликта в рамках теории «позитивно-функционального конфликта».
21. Изучение конфликта в рамках «конфликтной модели общества».
22. Изучение конфликта в рамках общей теории конфликта.
23. Детерминанты поведения человека в трудной ситуации.
24. Функции конфликтов.
25. Этапы развития конфликта.
26. Динамика разных видов конфликта.
27. Семейные и супружеские конфликты.
28. Инновационные конфликты.
29. Межгосударственные конфликты.
30. Технологии предупреждения конфликтов.
31. Медиация в конфликте.
32. Переговоры как способ урегулирования конфликтов.
Тематика рефератов по дисциплине «Методика преподавания психологии»
1. История и опыт преподавания психологии в школе.
2. Преподавания психологии в зарубежной школе.
3. Основные требования к урокам психологии.
4. Тренинг и основные требования и его проведению.
5. Лекционная форма преподавания психологии.
6. Основные требования, предъявляемые к лекции по психологии.
7. Требования к лектору – психологу.
8. Требования к проведению семинарских занятий.
9. Требования к проведению лабораторных занятий.
10. Иллюстрации и опыт в курсе преподавания психологии.
11. Наглядность в курсе преподавания психологии.
12. Внеклассная работа по психологии.
13. Организация и самостоятельная работа по психологии.
14. Методические приемы. Обеспечивающие эффективность текущего контроля.
15. Учебные задачи, психолого-педагогический аспект.
16. Интегрированные уроки психологии и основные требования к ним.
17. Психологический аспект труда учителя.
18. Уроки психологии в начальной школе.
19. Уроки психологии в старших классах.
20. Технологии в изучении психологии.
21. Психологический анализ уроков.
22. Влияние уроков психологии на эмоциональное состояние школьников.
23. Изучение влияния тренингов на эмоциональное состояние школьников.
24. Опытно-экспериментальная работа на курсе изучения психологии.
25. Наглядность на уроке психологии.
26. Повышение познавательной активности учащихся на уроке психологии.
Тематика рефератов по дисциплине «Методология и методы психолого-педагогических исследований»
1. Эмпирические методы в психологии.
2. Неэкспериментальные психологические методы.
3. Психология психологического эксперимента.
4. Процедура и основные характеристики психологического эксперимента.
5. Экспериментальные переменные и методы их контроля.
6. Экспериментальные планы.
7. Доэкспериметальные и квазиэкспериментальные планы.
8. Корреляционное исследование.
9. Планирование корреляционных исследований в кросскультурной психологии и психогенетике.
10. Элементы теории психологических измерений.
11. Тестирование и теория измерений.
12. Интерпретация и представление результатов.
13. Научное исследование, его принципы и структура.
14. Предметная специфика психологического эмпирического исследования.
15. Общая процедура наблюдения.
16. Организация опытно-экспериментальной работы в учреждениях образования.
17. Предпосылки становления экспериментального метода в психолого-педагогических исследованиях.
18. Основные характеристики метода и методик наблюдения в психолого-педагогических исследованиях.
19. Классификации психологических методов и типов эмпирических данных.
20. Классификации видов психолого-педагогического наблюдения.
21. Формы экспериментального контроля.
22. Установление экспериментально эффекта.
23. Классификации экспериментальных планов.
24. Типы экспериментов.
25. Опрос и его виды.
26. Основные виды тестов.
27. Процедура наблюдения.
28. Методы статистической обработки данных.
29. Методы анализа результатов деятельности.
30. Методологические основы психолого-педагогического исследования.
Тематика рефератов по дисциплине «Методы активного социально-психологического обучения»
1. Тренинг сензитивности: его развивающие возможности.
2. Выразительные движения в психогимнастике для решения психологических проблем школьников.
3. Тренинг личностного роста.
4. Психологическая коррекция в деятельности школьного психолога.
5. Групповая динамика, стадии развития группы.
6. Методы социально-психологического тренинга.
7. Структура занятия и тактика психолога в тренинге игровой коррекции поведения.
8. Использование различных видов тренинга в работе со школьниками.
9. Игротерапия в работе с младшими школьниками.
10. Арттерапия в пратике школьного психолога.
11. Поведенческая терапия: основные техники.
12. Тренинг личностного роста.
13. Функции и личность тренера в тренинге.
14. Структура и содержательные блоки социально-психоло-гического тренинга.
15. Групповая динамика и групповая сплоченность в тренинге.
16. Видеотренинг, видеосъемка в тренинге.
17. Групповые тренинги с подростками.
18. Виды и этапы групповой дискуссии.
19. Тренинг сензитивности.
20. Классификация трениговых групп.
21. Технология и эффекты групповой дискуссии.
22. Руководитель тренинга как личность и профессионал.
23. Тренинг педагогического общения.
24. НЛП в работе психолога с учащимися.
25. Психолого-педагогический тренинг.
26. Телесно-ориентированные методы.
27. Медитативные техники, аутогенная тренировка.
28. Игровые методы в работе практического психолога.
29. Использование активных методов в работе психолога с различными возрастными группами учащихся.
30. Организация и проведение гештальт-тренинга.
31. Применение психогимнастики в практике школьного психолога.
32. Тренинг с применением трансактного анализа с родителями школьников.
33. Личность, позиция и философия тренера в социально-психологическом тренинге.
34. Применение медитативных техник в тренинге.
35. Тренинг уверенного поведения и тренинг лидерства.
36. Повышение социальной компетентности педагогов с помощью социально-психологического тренинга.
37. Релаксационные методы в социально-психологическом тренинге.
Тематика рефератов по дисциплине «Основа общей психологии»
1. Предмет психологии с позиции «психологии сознания».
2. Предмет психологии с позиции психоанализа.
3. Предмет психологии с позиции бихевиоризма.
4. Система явлений, изучаемых в современной психологии.
5. Значение психологических знаний для педагогической теории и практики.
6. Методы психологических исследований.
7. Физиологические механизмы познавательных процессов.
8. Генотипически обусловленные психические и поведенческие свойства человека.
9. Психология и история.
10. Социологические аспекты психологических исследований.
11. Основные этапы развития психики у животных.
12. Элементарные и высшие психические функции у человека.
13. Мотивация и эмоция у человека и животных.
14. Проявление сознания в поведении, психических процессах, свойствах и состояниях человека.
15. Соотношение между сознанием и бессознательным.
16. Проявление в поведении, психических процессах, свойствах и состояниях человека.
17. Специфика человеческой деятельности.
18. Виды деятельности человека.
19. Психические процессы как форма деятельности.
20. Образование умений и навыков.
21. Роль и виды чувствительности у человека.
22. Основные параметры ощущений.
23. Виды и свойства восприятия.
24. Факторы, влияющие на формирование образов.
25. Виды памяти у человека.
26. Индивидуальные особенности памяти и способности человека.
27. Сравнительный анализ основных механизмов памяти по ее психологическим теориям.
28. Пути, приемы и средства улучшения памяти человека.
29. Определение и функции воображения.
30. Воображение и индивидуальное творчество.
31. Влияние воображения на состояние организма.
32. Мышление, эмоции и мотивация: проблемы связи мышления, его продуктов с реальностью.
33. Психология творческого мышления.
34. Понятие, тесты и коэффициент интеллекта.
35. Развитие мышления.
36. Виды и функции речи.
37. Коммуникативная речь у животных.
38. Понятие внутренней речи.
39. Феномен эгоцентрической речи.
40. Сравнительный анализ и синтез различных определений личности.
41. Классификация и содержание новейших теорий личности.
42. Условия и факторы нормального и аномального развития личности.
43. Проблема устойчивости личности.
44. Способности, одаренность и талант: взаимосвязь и различия в этих явлениях.
45. Природа индивидуальных различий в способностях людей.
46. Развитие способностей у человека.
47. Определение характера у человека.
48. Типология характеров.
49. Формирование характера.
50. Место характера в общей структуре личности.
51. Основные направления и пути развития воли.
52. Понятие, признаки и проявление воли у человека.
53. Функции и виды эмоций.
54. Теории эмоций.
55. Основные понятия из области психологических исследований мотивации.
56. Теории мотивации.
57. Психологические исследования мотивации достижения успехов.
58. Личностные корреляты мотивации.
59. Типы темпераментов, их психологическая характеристика.
60. Индивидуальный стиль деятельности.
Тематика рефератов по дисциплине «Основы психологии семьи и семейного консультирования»
1. Проблемы семьи в современной России.
2. Проблемы любви и брака: как сохранить любовь в брачном союзе.
3. Молодая семья: трудности становления и их разрешение.
4. Молодая семья с первенцем – возникновение проблем и их разрешение.
5. Трудности взаимоотношений в семье, их влияние на психологическое здоровье личности.
6. Удовлетворенность браком и супружеская совместимость.
7. Разрушение брака и семьи.
8. Исследование добрачных представлений о семье современной молодежи.
9. Исследование супружеской совместимости по характеристикам темперамента.
10. Влияние положения ребенка в семье на супружеские взаимоотношения.
11. Проблема повторных браков.
12. Семейное неблагополучие: критерии и показатели семейного неблагополучия.
13. Семейное насилие.
14. Проблемы семейного консультирования.
15. Методы и формы работы консультанта по семейным проблемам.
Тематика рефератов по дисциплине «Педагогическая психология»
1. Влияние общественного мнения класса и микрогруппы на отрицательные проявления подростка.
2. Влияние на поведение «трудного» подростка участия и заинтересованности в его судьбе со стороны взрослого.
3. Причины изоляции подростка в школьном коллективе и ее влияние на поведение школьника.
4. Влияние общественно полезной деятельности подростка на формирование его волевых качеств.
5. Популяризация успехов подростка как средство психолого-педагогического воздействия на формирование его личности.
6. Различия между мальчиками и девочками подросткового возраста в выборе средств утверждения своей личности.
7. Различия в уровне притязаний у младших и старших подростков.
8. Психологическая природа и закономерности деятельности учителя общеобразовательной школы.
9. Коммунистическое мировоззрение и идейная убежденность; важнейшие компоненты формирования творческой личности советского учителя.
10. Динамика оценки и самооценки студентами профессионально важных качеств личности учителя в процессе их обучения в высшей школе.
11. Мотивы, побуждающие учителя к поиску новой информации и отбору источников знаний как средства организации учебно-воспитательного процесса.
12. Влияние стиля педагогического общения учителя на эффективность учебной деятельности учащихся.
13. Самооценка и ее место в самовоспитании подростка.
14. Волевая активность учащихся (индивидуальные особенности).
15. Конфликты между учащимися и способы их разрешения.
16. Ответственность: уровни развития и индивидуальные особенности у учащихся.
17. Психологические основы устойчивости личности.
18. Проблема диагностики воспитанности в советской психологии и теории воспитания.
19. Психологические основы трудового воспитания.
Тематика рефератов по дисциплине «Психографология»
1. «Психографология» как отрасль психологической науки.
2. Методика получения информации состоянии личности в психографологии.
3. Почерк и особенности личности, связь почерка с личностными характеристиками.
4. Почерк геометрической выдержанности и преувеличения в элементах письма, их связь с личностными характеристиками индивида.
5. Связь почерка с акцентуациями личности (тип с дистимичной, гипертимной и возбудимой акцентуацией).
6.Связь почерка и свойств нервной системы (сила, уравновешенность,
подвижность и лабильность)
7. Элементы преувеличенных петель, завитков, соответствия расставленных знаков пунктуации, междустрочия, их связь с личностными характеристиками.
8. Психологическая информация в поправках букв, подписях и росчерке, как связи между свойствами нервной системы и элементами почерка.
9. Элементы угловатости, заостренности и гармоничности почерка, их связь с личностными характеристиками индивида.
10. Графологичность письма и нажима почерка, их связь с личностными характеристиками человека.
11. Информация о форме линий строки, ее направлении, отсутствии переносов слов и их связи с личностными характеристиками и свойствами нервной системы.
12. Наклон почерка, его неравномерность, как достоверные связи с личностными характеристиками и свойствами нервной системы.
13. Связность почерка как степень непрерывности письма в соединении букв одного слова, связь почерка с личностными характеристиками человека.
14. Конечные штрихи в словах и штрихах, предшествующие словами, связь почерка с личностными характеристиками человека.
15. Высота и ширина почерка, крупный и размажистый почерк, связь с личностными характеристиками человека.
16. Особенности мелкого, сжатого почерка, широкого, размажистого, достоверная связь с личностными характеристиками человек.
17. Аркадичность, гидляндичность почерка, связь элементов такого письма с личностными характеристиками человека.
18. Начертание букв, открытые снизу гласные, закрытые гласные. Связь элементов такого почерка со свойствами нервной системы человека.
19. Преувеличенный размер простых букв, длинные черты в строчных буквах, короткие черты (петли) связь элементов почерка с личностными характеристиками человека.
20. Почерк с низкими, приплюснутыми буквами; с широкими, воздушными буквами, с сильным нажимом по середине, со стилизованными буквами, связь элементов почерка с личными характеристиками человека.
21. Типографичность заглавных букв, украшенность слов с длинными дугами, титлами, завитками; петли, конечки в письме и в рисунке почерка, связь элементов почерка с личными чертами индивида.
22. Буква, местами разорванные в своем рисунке, буквы следующего начертания, конфигурация слов (увеличение высоты уменьшение высоты букв к конец слова), связь элементов почерка с личными характеристиками индивида.
23. Знаки препинания в почерке, безошибочная пунктуация, крупные знаки препинания, неуместно поставленные, признаки патологий в почерке, связь элементов почерка с личностными характеристиками.
24. Поправки букв, слов, «Магия повторения», запутанность начертаний, конфигурация рисунков и растянутость букв, частая небрежность начертаний, лишние точки, связь элементов почерка со свойствами нервной системы.
25. Выявление типа темперамента на основе графологического изучения: почерк: буквы завернутые; запутанные штрихи, неровные расстояния между словами; размазанные буквы с сильными и оригинальными нажимами, замкнутые и тесные; падающий вправо наклон.
26. Выявление типа темперамента на основе графологического изучения: почерк разорванный, наклонный, с резкими штрихами, подвижный и красивый; криволинейные строки, быстрые буквы.
27. Выявление типа темперамента на основе графологического изучения: почерк большой частью жирный, местами буквы утолщаются, а иногда делаются тонкими; неодинаковое расстояние между буквами. Буквы вытянутые и украшенные.
28. Выявление типа темперамента на основе графологического изучения: почерк: буквы танцующие, бледные, вытянутые штрихами. Перенос слов с большими расстояниями, оставляя поля неровными.
Тематика рефератов по дисциплине «Психодиагностика»
1. Аппаратурные поведенческие методики.
2. Методики диагностики креативности.
3. Методики субъективного шкалирования.
4. Дифференциальная психометрика.
5. Актуальные направления исследований в области психодиагностики.
6. Диагностика умственного развития дошкольников.
7. Психодиагностика способностей.
8. Психодиагностика функциональных состояний человека.
9. Экспресс-варианты методик.
10. Адаптация теста.
11. Личностные опросники.
12. Шкалы умственного развития.
13. Близнецовые исследования.
14. Тесты моторных способностей.
15. Диагностическое интервью.
16. Диагностический обучающий эксперимент.
17. Виды тестовых задач.
18. Контент-анализ.
19. Биографические опросники.
20. Опросники интересов.
21. Опросники мотивов.
22. Опросники установок
23. Шкальные оценки.
24. Патохарактерологический диагностический опросник.
25. Пиктограмма.
26. Пилотажное исследование.
27. Проективные опросники.
28. Психодиагностика внимания.
29. Психодиагностика памяти.
30. Компьютерная психодиагностика.
31. Психодиагностика раннего детства.
32. Психодиагностика темперамента.
33. Психодиагностические ситуации.
Тематика рефератов по дисциплине «Психологическая служба»
1. Концепция и задачи школьной психологической службы на современном этапе. Модели школьной психологической службы.
2. Основные направления работы школьного психолога с учащимися разных возрастных групп.
3. Основные виды деятельности школьного психолога в работе с родителями.
4. Основные виды деятельности школьного психолога в работе с педагогическим коллективом.
5. Методика работы школьного психолога с детьми «группы риска», социально-педагогически запущенными детьми.
6. Причины и факторы девиантного поведения, помощь детям с девиантным поведением.
7. Психология и коррекция агрессивного поведения у школьников.
8. Проблемы адаптации учащихся разного возраста в практике школьного психолога.
9. Активные психотехники и социально-психологический тренинг в работе школьного психолога.
10. Диагностико-коррекционная работа с тревожными учащимися.
11. Обучение и воспитание детей с учетом индивидуальных и психофизиологических особенностей.
12. Коррекция и развитие познавательных способностей и личности школьников.
13. Работа школьного психолога с педагогическим коллективом и администрацией школы.
14. Объекты психологической помощи педагога-психолога, основные направления работы.
15. Содержание психопрофилактической и консультативной работы педагога-психолога.
16. Работа школьного психолога с родителями учащихся: проведение родительских собраний, консультативная деятельность.
17. Деятельность педагога-психолога по профилактике и коррекции дезадаптации школьников.
18. Изучение личности учащихся.
19. Профилактика и коррекция тревожности и страхов школьников.
20. Методика работы школьного психолога с детьми группы риска по отклоняющемуся поведению.
21. Социально-психологический тренинг с подростками.
Тематика рефератов по дисциплине « Психологическое консультирование2
1. Супружеские взаимоотношения и личностный рост.
2. Неблагоприятные эмоциональные состояния супругов и работа с ними.
3. Личностная агрессивность супругов как проблема супружеского взаимодействия.
4. Мировоззрение супругов и удовлетворенность браком.
5. Самоактуализация супругов и характер брака.
6. Эмоциональное отвержение ребенка родителями как предмет заботы практического психолога.
7. Повышенная моральная ответственность ребенка в семье как предмет заботы практического психолога.
8. Воспитательная неуверенность родителя как предмет заботы практического психолога.
9. Фобия утраты ребенка у родителей как предмет заботы психолога.
10. Авторитаризм родителей в отношениях с ребенком как предмет заботы практического психолога.
11. Взаимоотношения супругов в период развода.
12. Психологическое консультирование по проблемам повторного брака.
13. Психологическое консультирование родителей дошкольников.
14. Работа с дошкольниками средствами психологического консультирования.
15. Психологическое консультирование родителей младших школьников.
16. Психологическое консультирование подростков.
17. Психологическое консультирование родителей по проблемам взаимоотношений с подростками.
18. Психологическое консультирование членов педагогического коллектива.
19. Специфика психологического консультирования на телефоне доверия.
20. Психологическое консультирование инвалидов.
21. Психологическое консультирование по проблемам, связанным с суицидом.
22. Психологическое консультирование по вопросу выбора профессии.
23. Психологическое консультирование по проблемам одиночества.
24. Психологическое консультирование по проблемам трудностей в общении.
25. Компьютерная и игровая зависимость как предмет обсуждения в консультировании.
Тематика рефератов по дисциплине психология влияния
1. Влияние личностных ценностей: очевидное и завуалированное влияние.
2. Интуиция: наш потенциал внутреннего знания.
3. Социальное влияние на выраженные установки.
4. Внутренние изменения через внешние поведенческие проявления.
5. Сопротивление социальному давлению.
6. Противостояние: личное влияние – воздействие средств массовой коммуникации.
7. Слагаемые убедительности: коммуникатор сообщение, аудитория.
8. Групповые эффекты воздействия.
9. Социальная фасилитация.
10. Групповая поляризация.
11. Влияние меньшинства.
12. Воздействие СМИ на поведение.
13. Эмпатия как источник подлинного альтруизма.
14. Ситуационные воздействия (оказание помощи, давление времени и др.).
15. Личностные воздействия (чувства, сознание вины, плохое настроение, хорошие поступки и др.).
16. Исправление искаженного восприятия с помощью контролируемых коммуникаций.
17. Управляемое уважение. Власть авторитета.
18. Благорасположение (физическая привлекательность, сходство, комплементы, контакт, взаимодействие).
19. Социальное доказательство (власть публики, неуверенность, подражание, защита и др.).
20. Обязательство и последовательность (быстрое решение, внутренний выбор, критическое мышление и др.).
21. Взаимный обмен (взаимные уступки, отказ – отступление и др.).
22. Дефицит (лимит времени, психологическое реактивное сопротивление и др.).
23. «Быстрорастворимое» влияние (автоматизация, стереотипы и т.п.).
24. Социальное воздействие: процессы и среда.
25. Изменение поведения в результате социального научения.
26. Включенность сознания и осознание воздействия.
27. Изменение установок посредством убеждения.
28. Сопротивление и подчинение воздействию.
29. Психотерапия как убеждающая коммуникация.
30. Когнитивно – бихевиориальная терапия и атрибуционная терапия.
Тематика рефератов по дисциплине «Психология личности»
1. Классификация и соотношение новейших теорий личности.
2. Условия и факторы нормального и анормального развития личности.
3. Природа индивидуальных различий в способностях людей.
4. Индивидуальный стиль деятельности.
5. Формирование характера.
6. Основные направления и пути развития воли у детей.
7. Эмоции и современное художественное творчество.
8. Функциональное назначение различных эмоций у человека.
9. Сравнительный анализ различных теорий мотивации.
10. Мотивация власти: кто идет в политику.
11. Стресс и стрессоустойчивость.
12. Общение как условие развития личности.
13. Психологическая диагностика интеллекта.
14. Соотношение типов темперамента и особенностей стиля общения.
15. Социальный характер и национальный характер.
16. Жизненный путь личности.
17. Жизненные сценарии в судьбе человека.
18. Социальный характер и его проявления.
19. Условия личностной самореализации.
20. Выбор субъективно-оптимального жизненного пути.
Тематика рефератов по дисциплине «Психология стресса»
1. Механизм преодоления стрессовых ситуаций.
2. Технология выработки эмоциональной устойчивости.
3. Напряженные ситуации деятельности.
4. Алгоритм решения конфликтной ситуации.
5. Осознание особенностей самовосприятия и восприятия себя другими.
6. Развитие позитивного самовосприятия.
7. Эмоциональная культура человека.
8. Осознание особенностей эксперсии.
9. Развитие эмоциональной выразительности.
10. Осознание барьеров общения.
11. Саморегуляция эмоциональных состояний через внешние проявления эмоций.
12. Концентрация внимания. Визуализация.
13. Способы ситуативной саморегуляции во время пребывания в напряженной ситуации.
14. Первая помощь после действия стрессовых факторов.
15. Способы профилактики неблагоприятных эмоциональных состояний.
16. Психофизическая тренировка.
17. Психорегулирующая тренировка.
18. Уровни саморегуляции психического здоровья.
19. Рекомендации по своевременному распознаванию и преодолению стресса.
20. Методики выполнения релаксационных, концентрирующих и противострессовых упражнений.
21. Позитивное мышление и его роль в саморегуляции.
22. Специфика эмоций в структуре психических процессов.
23. Фундаментальный закон эмоций.
24. Эмоциональная саморегуляция в системе психической саморегуляции человека.
25. Теоретические проблемы кризисных состояний личности.
26. Методологические основы социальной работы с кризисной личностью.
27. Цели и процесс выхода из кризиса.
28. Личностный рост и личностный кризис.
29. Основные этапы социальной работы с кризисными состояниями.
30. Стратегии выхода из стресса.
31. Эмоциональные аспекты стресса.
32. Физические аспекты стресса.
33. Стресс как причина заболеваний.
34. Стресс и негативные эмоции.
35. От реакции напряжения к «реакции расслабления».
36. Подсознание и его место в нашей жизни.
37. Современные технические средства снятия стресса.
38. Методы решения психологических проблем.
39. Эмоциональная тревожность и стресс в жизни человека.
40. Эмоциональные особенности формирования личности.
41. Общие характеристики личности в кризисных ситуациях.
42. Причины возникновения стресса.
43. Управление стресс-синдром.
44. Нейтрализация стресса.
45. Личная программа защиты от стресса.
Тематика рефератов по дисциплине «Психология труда»
1. Содержание своеобразия предмета психологии труда.
2. Основные задачи психологии труда на современном этапе.
3. Междисциплинарные связи психологии труда.
4. Использование компьютерной техники в исследованиях по психологии труда: возможности и ограничения.
5. «Эргономика»: проблемы и перспективы развития.
6. Психотехника и ее кризис.
7. Сравнительный анализ развития отечественной и зарубежной психологии труда.
8. Историческое значение исследований Г. Мюнстенберга.
9. Направления разработки проблем психологии труда в отечественной науке в последнюю четверть ХХ века.
10. Основные психологические свойства деятельности.
11. Современная классификация видов и типов профессиональной деятельности.
12. Сравнительный анализ деятельности субъект-объектного и субъект-субъектного типов.
13. Методы профессиографирования.
14. Основные этапы развития человека в труде.
15. Сравнительный анализ компонента творчества в различных профессиях.
16. Анализ деятельности (вид деятельности по выбору) с точки зрения участия мнемических процессов.
17. Сравнительный анализ когнитивных и регулятивных процессов в профессиональной деятельности.
18. Понятие ПВК и структуры профессиональной пригодности.
19. Кризисы профессионального становления.
20. Проблема профессиональных деструкции личности.
21. Основные направления инженерной психологии.
22. Проблемы оптимизации взаимодействия человека-оператора с компьютерными системами.
23. Понятие «организационная культура».
24. Основы кадрового менеджмента.
25. Проблемы руководства и лидерства в организации.
26. Психологическая характеристика управленческой деятельности.
27. Состояние утомления, механизм развития, влияние на деятельность.
28. Состояние стресса, механизм развития, влияние на деятельность.
29. Комнаты психологической разгрузки как вид активного отдыха.
30. Виды и организация режимов труда и отдыха.
31. Сущность производственного стресса (дистресса) и пути его профилактики.
32. Основные способы управления производственным конфликтом.
33. Сущность и основные стратегии профессионального образования.
34. Проблема формирования личности профессионала.
35. Проблема отчуждения человека от труда в работах Э. Фромма.
36. Культурно-исторический смысл возникновения проблемы профессионального самоопределения.
37. Методы активизации профессионального самоопределения.
38. Проблемы гуманитаризации труда в современных условиях.
Тематика рефератов по дисциплине «Психолого-педагогическая коррекция»
1. Становление и развитие коррекционной педагогики как науки.
2. Становление и развитие специальной психологии как науки.
3. Умственно отсталые дети: История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX в.
4. Синдром сгорания в деятельности психолога, осуществляющего психолого-педагогическую коррекцию.
5. Программа психологической коррекции дефектов внимания младшего школьника.
6. Программа психологической коррекции дефектов памяти младшего школьника.
7. Программа педагогической коррекции пробелов в знаниях подростка.
8. Тренинг коммуникативной компетентности подростков.
9. Тренинг взаимоотношений подростков и родителей.
10. Теория и практика ролевых игр.
11. Интерактивные ролевые игры.
12. Тренинг партнерского общения.
13. Гиперактивный ребенок. Помощь родителям.
14. Агрессия и агрессивность. Рекомендации психолога-педагога.
15. Совместная коллективная деятельность – коррекция поведения подростка.
16. Детская застенчивость – как ее преодолеть.
17. Дети с задержкой психического развития – в школе и дома.
18. Нарушения эмоционально-волевой сферы личности младшего школьника.
19. Школьная тревожность: причины и коррекция.
20. Дети и деньги: рекомендации психолога.
21. Акцентуация подростков: точки наименьшего сопротивления.
Тематика рефератов по дисциплине «Психотерапия»
1. Учение З. Фрейда о бессознательном.
2. Основные принципы и идеи индивидуальной психологии А.А. Адлера.
3. Индивидуальное и коллективное бессознательное в аналитической психологии К.Г. Юнга.
4. Защитные механизмы как объект анализа А. Фрейд.
5. Особенности детского психоанализа в оценке А. Фрейд.
6. Экзистенциальная фрустрация и ноогенные неврозы в учении В. Франкла.
7. Стремление к смыслу в логотерапии В. Франкла.
8. Критика психоаналитических представлений о причинах возникновения неврозов в работах В. Франкла.
9. Факторы, обуславливающие возникновение экзистенциального вакуума в учении В. Франкла.
10. Сходства и различия между классическим психоанализом и логотерапией.
11. Основные идеи и понятия психотерапии Р. Мэя.
12. Модернизация идей классического психоанализа в учениях Л. Бинсвангера и М. Босса.
13. Клиент- центрированная психотерапия.
14. Теоретические основы и методы гештальт-терапии.
15. Позитивная психотерапия.
16. Введение в эриксоновский гипноз.
17. Проблема неврозов у детей.
18. Групповая терапия при неврозах у детей.
19. Комплексная психологическая коррекция детских неврозов.
20. Игровая терапия.
21. Индивидуальная групповая форма игровой психотерапии.
22. Особенности проведения тренингов в детских группах разных возрастов.
23. Основы сказкотерапии.
24. Использование историй и сказок в работе с клиентом.
25. Использование сказок в коррекционно- развивающей работе с младшими школьниками.
26. Теория и практика сказкотерапии.
27. Психотерапия супружеских конфликтов.
28. Стратегии и техники супружеской психотерапии.
29. Психотерапевтическая коррекция дезорганизации семейных взаимоотношений.
30. Психотерапия семьи при старении.
31. Современные концепции супружеской терапии.
32. Директивная и недирективная семейная терапия.
33. Стратегическая семейная терапия.
Тематика рефератов по дисциплине «Социальная психология»
1. Место социальной психологии в системе наук и общественной практике.
2. Общая характеристика этапов развития социальной психологии.
3. Три основных парадигмы социальной психологии: американская, западно-европейская и отечественная.
4. Методологические проблемы и методы социальной психологии.
5. Социализация.
6. Экология личности Бронфенбреннера.
7. Психоаналитический подход к объяснению механизмов социализации.
8. Авторитарная личность по Адорно.
9. Эпигенетическая теория Э. Эриксона.
10. Концепция взаимосвязи личности и общества по ДеМозу.
11. Бихевиористские теории социального научения Скиннера, Бандуры, Роттера.
12. Влияние культуры на локус контроля личности.
13. Социально-психологическая адаптация.
14. Типы личности по Шпрангеру.
15. Теория статусов и ролей по Линтону.
16. Основные положения символического интеракционизма по Дж. Миду.
17. Ролевые теории Т. Сарбина, Р. Линтона, М. Дойча и Р. Краусса, Э. Гофмана.
18. Ролевая теория Я. Морено.
19. Психодинамические ролевые теории личности в социальной психологии: структура личности по К. Юнгу, эго-психология Хартманна.
20. Ролевой конфликт.
21. Гуманистическое направление в социальной психологии личности: концепция Г. Олпорта, К. Роджерса, А. Маслоу.
22. Теория когнитивного диссонанса Фестингера.
23. Теория баланса Хайдера.
24. Социальная установка и аттитюд.
25. Структура социальной установки.
26. Диспозиционная концепция личности В.А. Ядова.
27. Общение.
28. Социальный стереотип, предрассудки и дискриминация.
29. Трансактный анализ Э. Берна: основные идеи.
30. Теория диадического взаимодействия Тибо и Келли.
31. Понятие межличностного и межгруппового взаимодействия по Тэшфелу.
32. Типы социального взаимодействия: согласие и конфликт.
33. Эффекты прайминга, ореола, новизны, первичности.
34. Эффект самореализующегося пророчества.
35. Имплицитные теории личности.
36. Теория каузальной атрибуции.
37. Ковариационную модель интерпретации поведения деятеля Г. Келли.
38. Классификация групп.
39. Малая группа и групповая динамика.
40. Лидерство: типология и функции.
41. Групповые нормы.
42. Социальное влияние большинства и меньшинства по Московиси.
43. Конформность. Эксперименты Милгрэма.
44. Социальная память большой группы.
45. Толпа.
Тематика рефератов по дисциплине «Социально-психологический тренинг»
1. Характеристика эффективного группового тренинга.
2. Методы психодиагностики в групповом тренинге.
3. Роль тренера как психолога-консультанта.
4. Тренинг коррекции поведения в школьной практике.
5. Метод коррекции умственного развития школьников.
6. Ментальный тренинг.
7. Применение имаготренинга в школьной практике.
8. Эмоциональноволевая тренировка как вид тренинга.
9. Индивидуальные и групповые тренинги со школьниками.
10. Аутогенная тренировка в тренинге.
11. Музыкотерапия в тренинге.
12. Танцевальная терапия в тренинге.
13. Групповые тренинги с подростками. Условия эффективности.
14. Тренинг социальной перцепции. Его задачи, содержание.
15. Тренинг эмпатии, его задачи, содержание.
16. Тренинг сензитивности, его задачи, содержание.
17. Тренинг развития и коррекции эмоциональной сферы школьников.
18. Тренинг уверенного поведения.
19. Тренинг активного слушания.
20. Тренинг делового общения.
21. Тренинг личностного роста.
22. Тренинг навыков профессионально-педагогического общения.
23. Развитие творческого потенциала личности в условиях группового тренинга.
24. Тренинг саморегуляции поведения.
25. Использование игровых методов в тренинге.
Тематика рефератов по дисциплине «Экспериментальная психология»
1. Основные общенаучные методы, их характеристика.
2. Эмпирические методы в психологическом исследовании.
3. Социально-психологические аспекты взаимодействия испытуемого и экспериментатора.
4. Процедура и организация психологического эксперимента.
5. Экспериментатор как личность и профессионал.
6. Испытуемый в ситуации эксперимента.
7. Научное исследование, его принципы и структура.
8. Классификация методов организации исследования.
9. Планирование эксперимента и схема реализации экспериментальной процедуры.
10. Психологические эффекты эксперимента.
11. Статистическая обработка экспериментальных данных.
12. Характеристика различных видов эксперимента.
13. Экспериментальные переменные и способы их контроля.
14. Основные экспериментальные планы.
15. Перспективы развития эксперимента.
16. Корреляционное исследование, его планирование и проведение.
17. Классификация типов шкал и шкальных преобразований в психологическом измерении.
18. Измерительные качества теста и их оценка.
19. Основные виды психологического измерения, их оценка.
20. Тестирование и теория измерений.
21. Результаты исследования, их интерпретация и обобщение.
22. Представление результатов исследования.
23. Методы исследования личности.
24. Психологические тесты измерения психических процессов человека.
25. Структура и содержание проективных методов исследования личности.
Тематика рефератов по дисциплине «Этнопсихология и этнопедагогика»
1. Предмет, методология и задачи этнопсихологии как науки.
2. Уровни методологии этнопсихологии.
3. Междисциплинарный статус этнопсихологии.
4. Системообразующие компоненты психологии нации.
5. Понятие о национальных традициях и обычаях.
6. Основные виды этнического взаимодействия.
7. Психологические особенности этнической стереотипизации.
8. Психологическая основа нации.
9. Национальное сознание как продукт исторического развития, продукт национального самосознания.
10. Психологические предпосылки целостности нации.
11. Этнопсихологическая специфика и этапы формирования семейных отношений.
12. Этнические особенности конфликтов в семейных отношениях.
13. Культура межличностного взаимодействия.
14. Сущность и содержание этнического конфликта.
15. Причины и факторы, влияющие на возникновение этнических конфликтов.
16. Многонациональный коллектив как специфический объект воспитательного воздействия.
17. Предмет и задачи этнопедагогики как науки.
18. Этнопедагогический подход к явлениям народной жизни.
19. Основные понятия этнопедагогической подготовки учителя.
20. Принципы организации этнопедагогической подготовки учителя современной школы.
21. Закономерности этнопедагогической подготовки учителя современной школы.
22. Педагогическая культура, ее сущность и содержание.
23. Духовная культура народа.
24. Педагогическое явление народной жизни.
25. Народное воспитание и преемственность поколений.
26. Созидательная роль народных масс в развитии духовной культуры.
27. Коменский Я.А. как исследователь народных традиций воспитания.
28. Ушинский К.Д. как великий просветитель народов России.
29. Проблема родного языка в творчестве А.С. Макаренко.
30. Проблемы духовного обогащения личности в наследии В.А. Сухомлинского.
31. Средства народной педагогики.
32. Богатейшее многообразие словесных средств воспитания в народной педагогике.
33. Методы народного воспитания.
34. Факторы этнической педагогики, их взаимодействие.
35. Факторы народного воспитания как энопедагогические инварианты.
36. Народный идеал человека.
37. Национальное своеобразие идеалов совершенного человека.
38. Актуализация народных идеалов в современной практике воспитания.
39. Современное функционирование народной педагогики.
40. Этнопедагогизация целостной системы учебно-воспитательной работы школы.
41. Общая характеристика современной этнопедагогической доктрины и ее тенденций.
42. Этнопедагогическое осмысление процесса современного образования и воспитания.
43. Общечеловеческие основы этнопедагогики.
44. Специфика межнациональных отношений людей.
45. Понятийные и содержательные характеристики этнопедагогики.
46. Психологическая помощь и диагностика в семейных отношениях.