Теоретические основы исследования психологических особенностей этнических стереотипов современной молодежи 6

СОДЕРЖАНИЕ: Эмпирические исследования психологических особенностей этнических стереотипов современной молодежи 18

Оглавление

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы исследования психологических особенностей этнических стереотипов современной молодежи. 7

1.1. Понятие этнического стереотипа и их виды.. 7

1.2. Психологические условия формирования и изменения этнических стереотипов 20

1.3. Опыт исследования этнических стереотипов в отечественной и зарубежной психологии. 32

Выводы по главе. 39

Глава 2. Эмпирические исследования психологических особенностей этнических стереотипов современной молодежи. 40

2.1. Организация методики исследования. 40

2.2. Анализ результатов эмпирического исследования психологических особенностей этнических стереотипов современной молодежи. 45

2.3. Практические рекомендации специалистам, работающим с молодежными группами, в состав которых входят разные этносы с соответствующими этническими стереотипами. 56

Заключение. 74

Библиография. 76

Введение

В настоящее время наблюдается изменение социальной структуры общества, кризис общества, кризис в разных сферах общественной деятельности государства».

Эти изменения способствуют трансформации форм общения между этносами. В результате общения между личностями проявляются индивидуально-психологические своеобразия представителей той или иной этнической общности, наблюдается взаимный обмен информацией, повышается значение национального сознания, изменяются интересы, возникают взаимные симпатии и антипатии.

Сегодня распространены различные стереотипы, в том числе стереотипы этнические. Именно стереотипы в большей мере определяют моральные нормы, формируют политические, религиозные и мировоззренческие концепции. Этнические стереотипы позволяют формировать отношение к той иной группе этносов, к представителям различных этнических общностей.

Сегодня во всем мире отмечается значительное увеличение значения этнических процессов в сознании общества. Осознание этнической принадлежности к определенному этническому обществу, поддержание этнического самосознания является актуальным как для отдельных индивидов, так и целых народов. В этой ситуации изучение этнического самосознания, а также изучение этнических стереотипов приобретает исключительную ценность.

Стереотипы – это неотъемлемый элемент обыденного сознания. Суть стереотипа состоит в том, что он выражает отношение, установку данной конкретной социальной группы к определенному явлению.

Этнические стереотипы представляют собой обобщенные, устойчивые, эмоционально насыщенные, сложившиеся в исторической практике межэтнических отношений, образы этнических групп, которые регулируют восприятие ее представителей и планирование взаимодействия с ними.

Так как данный вид стереотипов определяет взаимодействие общества того или иного государства. А как известно, большинство населения различных государств является многонациональным, содержащим несколько этносов. Без учета этнических стереотипов и незнание этнических особенностей, могут возникать различные межнациональные конфликты.

Учет социально-психологических особенностей развития механизмов функционирования этнических стереотипов среди современной молодежи в настоящее время представляет ценность.

Это связано с тем, что учет этнических стереотипов у современной молодежи имеет большое значение для практического решения вопросов регулирования межэтнических отношений и для прогноза их развития как внутри многонационального государства, так и между представителями разных этнических общностей в малых группах.

Психологическим особенностям этнических стереотипов современной молодежи посвящены научные труды как отечественных, так и зарубежных исследователей.

Теоретические позиции автора реализованы в различных социально-культурных средах, и это позволяет эмпирическим путем подтвердить теорию, проводить действительно научное изучение изучаемого феномена.

В русле концепции В.С. Мухиной при нарушениях этнической идентичности личности проводилась психокоррекционная работа в ряде регионов России.

Изложенная концепция послужила теоретической и методологической основой для многих исследователей психологической школы В.С. Мухиной.

Помимо этнопсихологических исследований на материалах народов многих стран мира, в нашей стране проводились работы следующими авторами: Л.В. Попова (1986); Л.И. Алексеева (1994); А.А. Иванова (1995); Ж.В. Топоркова (1996); З.И. Айгумова (1997); Т.А. Талалуева (1997); С.А. Хазей (1998); З.М. Гаджимурадова (1998); Т.Ц. Дугарова (1999); Е.П. Тимофеева (2000) и др. Кроме того, был выполнен ряд исследований среди детей и подростков коренных малочисленных народов Севера: саамы – А.М. Кушнир (1988); алеуты — К.А. Тимошенко (1996) и др.

Актуальность проблемы и ее недостаточная разработанность определили выбор темы данного исследования.

Цель исследования – изучить психологические особенности этнических стереотипов у современной молодежи.

Предмет исследования – стереотипы в обществе.

Объект исследования – этнические стереотипы современного молодого поколения.

Гипотезой данного исследования является исходное предположение о том, что:

1. Гендерные особенности во многом влияют на этнические стереотипы.

2. Стереотипы современной молодежи касаются этнодифференцирующих признаков личности.

Задачи исследования:

- рассмотреть понятие «этнический стереотип»;

- выявить основные виды этнических стереотипов;

- проанализировать психологические условия формирования и изменения этнических стереотипов;

- дать анализ имеющему опыту зарубежных и русских исследователей по проблеме изучения этнических стереотипов;

- выявить экспериментальным путем психологические особенности этнических стереотипов современной молодежи;

- выявить гендерные особенности этнических стереотипов:

- разработать рекомендации, направленные на преодоление этнических стереотипов.

Методологической основой нашего исследования являются положение философии о взаимосвязи причины и следствия, труды психологов по данной проблеме (Гумилев, Кон И. С., Рябова Т. Б. др.), методологические принципы отечественной психологической науки:

- принцип детерменизма;

- принцип развития;

- принцип личностного подхода;

- принцип системного подхода;

- принцип единства психики (внутреннего) и предметной деятельности (внешнего).

В ходе исследования использовались теоретические методы (конспектирование, цитирование, анализ и синтез психолого-педагогической литературы по теме исследования) и эмпирические методы (анкетирование, моделирование).

Эмпирическое изучение проблемы было организовано на базе Российского университета дружбы народов г. Москва.

Практическая значимость : разработаны рекомендации для учителей и родителей, направленные на предотвращение этнических стереотипов, развитие толерантности.

Данное исследование представлено в виде дипломной работы, включающей введение, главу 1 «Теоретические основы исследования психологических особенностей этнических стереотипов современной молодежи», главу 2 «Эмпирические исследования психологических особенностей этнических стереотипов современной молодежи», заключение, список литературы, состоящий из библиографического описания 40 источников и приложения.

Глава 1. Теоретические основы исследования психологических особенностей этнических стереотипов современной молодежи

1.1. Понятие этнического стереотипа и их виды

Национальная проблематика - исключительно актуальная в наш бурный век прогресса и социальных потрясений - издавна привлекала внимание мыслителей всех времен и народов. Особая важность этой темы для каждого человека, вероятно, связана с тем, что принадлежность к той или иной нации является универсальной характеристикой, свойственной всем людям без исключения. Вообще, принадлежность к группе, ощущение себя частью мы является доминирующим, базовым стремлением человека и уже давно рассматривается в психологии в качестве общего психологического закона. Но формирование чувства причастности к некоему мы неразрывно связано, или даже является следствием появления концепции чужие: Первым актом социальной психологии надо считать появление в голове индивида представления о них. Только ощущение, что есть они, рождает желание самоопределиться по отношению к ним, обособиться от них в качестве мы... Именно противопоставление своей общности другой всегда способствовало фиксации и активному закреплению своих этнических отличий и тем самым - скреплению общности[8, 45].

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

Впрочем, встречаются и проявления предпочтения чужих групп. Низкостатусные группы, например этнические меньшинства, могут соглашаться с относительно более низким их положением в обществе. В этих случаях они склонны развивать негативные автостереотипы (стереотипы своей группы) и позитивные гетеростереотипы (стереотипы чужой группы).

Тэшфел выделил и две социальные функции стереотипизации:

1) объяснение существующих отношений между группами, в том числе поиск причин сложных и «обычно печальных» социальных событий;

2) оправдание существующих межгрупповых отношений, например действий, совершаемых или планируемых по отношению к чужим группам. Так, психологический механизм стереотипизации во все времена использовался в различных реакционных политических доктринах, санкционирующих захват и угнетение народов, для сохранения господства поработителей путем внедрения в массовое сознание негативных стереотипов в отношении побежденных и порабощенных.

Иными словами, содержание стереотипов определяется факторами социального, а не психологического порядка. И именно враждебные, полные предрассудков стереотипы, а не механизм стереотипизации сам по себе — явление сугубо отрицательное, способствующее стабильности межгрупповых отношений, основанных на господстве и подчинении. С другой стороны, этнические стереотипы часто выполняют негативную роль, когда используются индивидом в процессе межличностного восприятия при недостатке информации о конкретном партнере по общению.

Среди наиболее существенных свойств этнических стереотипов выделяют их эмоционально-оценочный характер. Эмоциональные аспекты стереотипов понимаются как ряд предпочтений, оценок и настроений. Эмоционально окрашенными являются и сами воспринимаемые характеристики. Другим важным свойством этнических стереотипов считается их устойчивость, стабильность, даже ригидность. Хотя стабильность стереотипов не раз подтверждалась в эмпирических исследованиях, она все-таки относительна: при изменении отношений между группами или при поступлении новой информации их содержание и даже направленность могут изменяться.

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

Во-первых, гендерные стереотипы носят эмоционально - оценочный характер. Оценка заложена в любом гендерном стереотипе - женская слабость и мужская отвага, женская чувствительность и мужское самообладание. Следует учитывать, что эта оценка отражает, прежде всего, внутригрупповую систему ценностей и может иметь разные знаки,

Во-вторых, гендерные стереотипы устойчивы и стабильны. По мнению Т.Е. Рябовой, современные представления об особой женской эмоциональности и средневековые воззрения на неспособность женщины контролировать свои чувства выглядят почти идентичными. Однако, как и все этнические стереотипы, гендерные стереотипы подвергаются изменению по мере того, как изменяются социальные представления и нормы. Стереотип мужчины и женщины, если мы говорим о «женщине и мужчине вообще» без какого-либо учета возраста, национальности, социального статуса, за последние сто лет, безусловно, изменился - уже нет однозначных и социально разделяемых представлений о мужчине как единственном кормильце и защитнике семьи и о женщине как о слабом и совершенно беспомощном создании. Такие изменения были обусловлены резко возросшей за этот период ролью женщины на производстве и в обществе[69, 19].

В-третьих, гендерным стереотипам, как и стереотипам этническим, свойственна высокая степень единства представлений. Исследователи признают образы маскулинности и феминности стереотипными, если они разделяются, по крайней мере, тремя четвертью индивидов в определенном этносе.

Наконец, гендерные стереотипы нормативны. Поскольку представления о том, какой должен быть настоящий «мужчина», как должна вести себя в той или иной ситуации женщина, и даже как им одеваться, являются социально разделяемым и особенными в разных этносах, реальные мужчины и женщины, представители данного этноса, не могут с этим не считаться.

1.2. Психологические условия формирования и изменения этнических стереотипов

«Механизмы формирования национального (этнического) стереотипа поведения изучаются несколько столетий» [5, 29].

Принимая те или иные концепции сущности человека, опираясь на достижения тех или иных областей знания, человечество пытается выработать систему рекомендаций, позволяющих контролировать эти механизмы, с тем чтобы снизить потенциальную опасность для своего существования. Но локальные военные конфликты, терроризм, массовый суицид последователей тоталитарных сект, серийные убийцы и т.п. свидетельствуют, что в антропосфере, в теле человечества, на сегодняшний день не все поддается контролю [65].

Можно предположить, что управление человеческим поведением ограничивает естественная мозаичность человечества, которое не монолитно и не может выступать единством во всех случаях жизни, то есть, и сфера человеческого разума – ноосфера, и сфера человеческого материала – антропосфера, имеют свои пределы, несмотря на процессы глобализации экономики и информации. Значит человечество – это этносфера [74, 326], и сосуществование этносов, самосохранение самобытности их, при условии экономического и культурного паритета, и есть залог благополучия всего человечества.

На формирование и изменение этнических стереотипов оказывают воздействие множество факторов, в том числе сказываются и психологические условия формирования представлений о конкретном этносе [97].

В механизм формирования стереотипов включены не только схематизация, категоризация и т.п., но и другие когнитивные процессы, к которым можно отнести каузальную атрибуцию, или приписывание причин поведения и достижений индивидов на основании групповой (в частности, этнической) принадлежности [63].

Источником складывания стереотипов считается как личный опыт человека, так и выработанные обществом нормы [10, 152]. Разные социальные группы, реальные (нация) или идеальные (профессиональная группа) вырабатывают стереотипы, устойчивые объяснения определенных фактов, привычные интерпретации вещей.

Механизмом формирования стереотипов являются и другие когнитивные процессы, потому что стереотипы выполняют ряд когнитивных функций. К таким когнитивным функциям можно отнести функцию схематизации и упрощения, функцию формирования и хранения групповой идеологии и т.д [10].

По мнению Д. Мацумото, стереотипы основываются на таких психологических процессах, как избирательное внимание, оценка, формирование понятий и категоризация, атрибуция, эмоции и память [53].

В целом можно выделить следующие психологические факторы формирования стереотипов:

1. Оценка. «Оценкой называют процесс, с помощью которого можно определить релевантность стимулов с точки зрения их значения для нашей жизни. Процесс оценки релевантен стереотипам, так как он обеспечивает психологический механизм, с помощью которого можно оказывать активное воздействие на входящие стимулы и обрабатывать их с учетом того, насколько они значимы для конкретного человека» [23, 85].

2. Память. Памятью называют способность человека припоминать прошлые события, поступки, людей, объекты, ситуации, усвоенные навыки и т.д. Память также имеет отношение к тому, каким образом человек хранит информацию.

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

Е.Ю. Клепцова в работе Психология и педагогика толерантности предпринимает теоретический анализ в философской и психологической литературы феномена ценности толерантности. Ученый обращается к типологии гуманистических ценностей В.А. Кувакина и П. Куртца. В соответствии с данной типологией толерантность (терпимость) оказывается среди моральных ценностей гуманизма[33].

По мнению современных ученых, толерантность – сложный психологический конструкт, и его развитие начинается с раннего детства. Значение и специфика профессиональной подготовки будущих педагогов заключается в том, что в процессе обучения возможно сформировать именно те компоненты толерантности, которые способствуют организации образовательного пространства в аспекте изучаемой проблемы. Исследования в данном направлении актуальны, поскольку образование, как одна из важнейших сфер человеческой жизни, стремится соответствовать современным тенденциям и предвосхищать востребованность общества в формировании толерантного сознания.

Термин «толерантность» был введен философами в XVI – XVII вв. и всегда привлекал внимание ученых и исследователей. Августин, П. Бейль, Н.А. Бердяев, Ф. Бэкон, Т. Гобс, И.А. Ильин, И. Кант, Кастеллио, Дж. Локк, Д. Мильтон, Монтескье, Н. Рерих, Ж. Руссо, В.В. Соловьев, Л.Н. Толстой и др. рассматривают толерантность в своих трудах.

Опираясь на результаты теоретико-методологического анализа научной литературы, можно сделать вывод, что проблематика исследований толерантности разнопланова и многообразна. Данный термин используется в математике и логике (Ю.А. Шрейдер, Э. Зиман), биологии и медицине (Р. Бернет, Р. Биллингем, М. Гашек); наиболее интересны подходы к его изучению в философских концепциях[68, 45].

В психологической науке нет однозначного определения толерантности. Ее понимают и как способность выносить стрессовые нагрузки, и как переносимость организмом лекарств, и как установку на либеральное принятие моделей поведения, убеждений, ценностей другого человека. Многие исследователи (С.К. Бондырева, Б.С. Гершунский, И.Б. Гриншпун, Д.В. Колесов, А.В. Коржуев, Д.А. Леонтьев, В.С. Мухина, Г.У. Солдатова и др.) подчеркивают, что это непросто признание чужой точки зрения, взглядов, а принятие самого человека, его уважение и признание. А.Г. Асмолов выделяет четыре аспекта исследований данного феномена: филогенетический, социогенетический, педагогический и толерантность в индивидуальном развитии каждого человека.

Е.В. Швачко рассматривает ценностную значимость толерантности как универсального механизма формирования человеческих взаимоотношений[94, 17]. Толерантность в системе представлений человека о самом себе, соотнесение Я-образа и образа другого исследуется в работах А.В. Петровского и Р. Бернса[11]. Как комплексное личностное качество, которое подлежит целенаправленному формированию в ходе процессов обучения, воспитания и самовоспитания, изучает толерантность П.Ф. Комогоров[35]. Предлагая в качестве основания отсутствие негативной реакции человека, С.К. Бондарева и Д.В. Колесов[13] выделяют естественную толерантность, проблемную, вынужденную, толерантность выгоды, умысла и толерантность воспитанности.

Феномен толерантности на современном этапе развития общества стал предметом широкого круга научных исследований и приобрел междисциплинарный и межкультурный характер. Особый интерес толерантность вызывает как некий регуляторный механизм взаимоотношений в социуме, что объясняется преобразованиями в политической, экономической, культурной жизни России, которые в свою очередь обусловили возникновение относительно новых социально-психологических, нравственно-правовых, национально-религиозных условий деятельности общества и межличностных отношений в нем[19, 51].

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

Тема содержания и особенностей реализации этнических стереотипов мало изучена в исследованиях отечественных ученых.

До настоящего времени пока нет исследований, которые были бы специально посвящены роли национальных стереотипов в развитии межнационального конфликта, а также взаимодействию их компонентов в условиях постоянно изменяющейся социально-политической ситуации в стране [15].

«Также практически не исследованными остаются возможности использования позитивных национальных стереотипов как средства регулирования межнациональных отношений. Отсутствуют и исследования, которые позволяют прогнозировать эффективность совместной деятельности представителей разной этнической принадлежности» [79, 76].

На анализе имеющихся исследований по проблеме этнических стереотипов в отечественной науке можно сделать следующие выводы. Стереотипы являются чувственно окрашенными образами, которые соединяют в себе социальный и психологический опыт общения и взаимоотношений индивидов.

Необходимо отметить, что как психологический феномен стереотип обладает рядом качеств: в статическом плане – целостностью, оценочностью, ценностной окраской, наличием доли ошибочной информации; в динамическом плане – устойчивостью, ригидностью, консерватизмом, низкой пластичностью в отношении новой информации; в структурном плане – сочетанием эмоционального, волевого и рационального элементов. Этнический стереотип, являясь одной из форм социального стереотипа, обладает всеми свойствами последнего и отличается лишь содержательно [63].

В отечественной психологии до конца 50-х годов термин «стереотип» вообще не использовался. Хотя изучалась проблема анализа поведенческих шаблонов человека [80]. Наиболее всесторонне это было рассмотрено в научных трудах П.А. Сорокина[74].

Не вводя в обращение термин «стереотип», он описал процесс их функционирования в социокультурной группе. «Ряд процессов и форм поведения заранее зафиксирован в том или ином виде и выполняется большинством членов группы» [46, 13].

После научных трудов П.А. Сорокина проблеме устойчивых форм поведения долгое время не уделялось никакого внимания. И только в конце 50-х – начале 60-х годов в отечественных исследованиях появилась батарея научных трудов, в которых рассматривались проблемы стереотипизации и стереотипов. Тогда же впервые в отечественной науке были предприняты попытки дать определение понятию «стереотип».

В.А. Ядов под стереотипом понимал «чувственно окрашенные социальные образы» [70]. И.С. Кон дает следующее определение термина «стереотип» – это «предвзятое, т.е. не основанное на свежей непосредственной оценке каждого явления, а выведенное из стандартизированных суждений и ожиданий, мнение о свойствах людей и явлений» [37, 188].

В советской научной литературе исследованию проблемы стереотипов посвящаны труды таких отечественных исследователей, как Шихирева П.Н., Шерковина Ю.Л., Гаджиева К.С., Кона И.С., Ядова В.А., Зака Л.А., Кондратенко Г.М и многих других.

Исследования указанных ученых характеризует классовый подход к проблеме исследования стереотипов, в их работах наиболее часто встречается определение стереотипа как «образа» или «набора качеств», как достаточно примитивного или эмоционально окрашенного представления о действительности, неадекватно отражающего объективные процессы [30].

Но в настоящее время большая часть российских ученых (вслед за западными) стали более осторожно подходить к феномену стереотипа, считая последний преимущественно комплексным образованием и оценивая содержание его не только с негативной стороны (Агеев В.С., Васильева Т.В., Малышева И.В., Коробов В.К., Стефаненко Т.Г., Сорокин Ю.А., Янчук В.А. и др.).

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

Анализ литературных источников, посвященных этнической идентичности, показал, что в настоящее время данный научный термин наполняется разнообразным содержанием.

Таким образом, необходимо сказать, что в зарубежной науки существует большее количество исследований, посвященных проблеме этнических стереотипов. Разработаны различные методики по выявлению данных стереотипов.

В отечественной науке данному вопросу уделялось меньшее внимание и потому в российской практике накопился небольшой опыт работы по данному направлению.

Выводы по главе

Таким образом, современное общество не существует без стереотипов, сформировавшихся в самых разнообразных сферах общественной жизни.

Наиболее значительным стереотипом, которому оказывают значительное внимание в настоящее время, становится этнический или национальный стереотип. Это связано тем, что в настоящее время нарастает количество межнациональных конфликтов, что связано также с теми устоявшими представлениями в конкретном обществе о том или ином этносе.

В данном контексте необходимо уделять вниманию формирования этнических стереотипов среди молодежи, так как молодое поколение – это будущее любой страны. И от того, какие стереотипы будут сформированы у молодежи, будут зависеть их дальнейшие взгляды на другие народы, а также характер их взаимодействий с представителями того или иного этноса.

Глава 2. Эмпирические исследования психологических особенностей этнических стереотипов современной молодежи

2.1. Организация методики исследования

Исследовательская работа проводилась в естественных условиях и имела целью выявление наличия этнических стереотипов у современной молодежи, а также гендерных особенностей данных стереотипов.

В задачи исследования входило:

- рассмотреть понятие «этнический стереотип»;

- выявить основные виды этнических стереотипов;

- проанализировать психологические условия формирования и изменения этнических стереотипов;

- дать анализ имеющему опыту зарубежных и русских исследователей по проблеме изучения этнических стереотипов;

- выявить экспериментальным путем психологические особенности этнических стереотипов современной молодежи;

- выявить гендерные особенности этнических стереотипов:

- разработать рекомендации, направленные на преодоление этнических стереотипов.

Предмет исследования – стереотипы в обществе.

Объект исследования – этнические стереотипы современного молодого поколения.

Всего в исследовательской работе приняло участие 40 студентов, которые в ходе экспериментальной работы были разделены на две группы.

Исходная гипотеза состояла из следующего предположения:

1. Гендерные особенности во многом влияют на этнические стереотипы.

2. Стереотипы современной молодежи касаются этнодифференцирующих признаков личности.

Прежде чем провести наше исследование мы разделили испытуемых на две группы по гомогенному признаку: группу юношей и группу девушек.

Исследование было организовано на базе Российского университета дружбы народов г. Москва.

В исследовании приняло участие 40 студентов в возрасте 17-21 год. Из них 20 девушек и 20 молодых людей. Респонденты являются представителями немецкого и русского этносов, при этом соотношение их равное: 20 – русских, 20 представителей немецкого этноса.

Для того чтобы определить точность и глубину поставленной проблемы мы применили следующие методы исследования: наблюдение, беседы, анкеты.

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

Данные рекомендации включают:

1. Разработка этических нормативов для конкретной молодежной группы, приемлемых во всем мире.

2. Учет этических вопросов при разработке стратегии.

3. Уход с сомнительного рынка при возникновении неразрешимых этических проблем.

4. Составление периодических отчетов о воздействии на этику.

5. При разработке этических нормативов молодежной группы необходимо учитывать традиции и культуру регионов.

Немаловажна роль и значение психолога в учреждениях с многонациональной структурой, как, например, Российский университет дружбы народов г. Москва.

Психолог в многонациональном учреждении является этнопсихологом. Главным в сложившейся ситуации становится создание социально-психологических условий для психокоррекции и формирования этнической идентичности в процессе образования.

Психолог, осуществляя приемы психологического сопровождения, оказывает психологическую помощь в конструировании этнопедагогической среды. Он участвует в психологическом обеспечении процессов внедрения учебных предметов этнокультурного цикла; в создании учебно-промысловых угодий.

Так же психолог должен особое внимание уделять повышению этнопедагогической культуры педагогов, их профессионального совершенствования знаний в области этнопсихологии и этнопедагогики. Психолог через условия практической, творческой и коррекционной работы с молодым поколением способствует присвоению ими ценностного отношения к своему этносу, традициям, обычаям.

Также мы считаем, что человек часто не осознает что невольно проявляет негативное отношение к представителям других национальностей. В связи с этим мы предлагаем внедрить в практику воспитательной системы Российского университета дружбы народов г. Москва такую форму работы как тренинг рефлексии.

Основные принципы реализации тренинга:

• Принцип рефлексивности (проведение анализа и коррекции деятельности, способов мышления и взаимодействия со студентами);

• Принцип доброжелательности (опора на индивидуальность, уникальность и особенность личности каждого студента);

• Принцип создания взаимного доверия и уважения, сотрудничества со студентами;

• Принцип саморазвития (создание условий для появления у всех участников тренинга установки на осознание ценности и значимости совместных усилий по развитию семьи);

Ресурсы, необходимые для организации тренинга:

1.Обеспечение организационных условий

2. Обеспечение информационных условий (сбор, обработка, анализ информации, нужной для реализации тренинга)

3. Обеспечение мотивационных условий (действия, призванные сформировать заинтересованность в решении задач)

4. Обеспечение научно-методических условий (создание научно-методического обеспечения реализации тренинга, различных методических памяток и рекомендаций).

При рассмотрении вопросов развития человека мы основываемся на концепциях антропологической психологии и развивающего образования, в которых данное понятие представлено как одновременно и естественный (спонтанный), и искусственный (регулируемый) процесс. Развитие может:

1.осуществляться как созревание и рост , как чередование ступеней, периодов, стадий процесса, протекающих по сущности природы;

2. рассматриваться как искусственная, конструируемая деятельность социума (т.е. упорядоченная совокупность способов и средств развития);

3.представлять собой процесс саморазвития – процесс активного, последовательного, прогрессивного и в целом необратимого качественного изменения психологического статуса личности.

Саморазвитие понимается нами и как потребность в самосовершенствовании, самодвижении, в построении себя как личности, и как центральное звено в системе развивающего образования.

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

Информационный блок. Цель этого блока - знакомство студента с психологическими знаниями о стереотипах, этносах, национальных особенностях характера и о себе, о межличностном взаимодействии. Задача психолога - подготовить содержание, объём научной информации и степень её сложности. Психолог может или заранее приготовить листы с написанной информацией, или на занятии оформить вместе со студентом «шпаргалку» по изучаемым вопросам.

Диагностический блок. Цель - изучение и познание студентом своих возможностей совместно с психологом. Особенность этого блока от обычной диагностики в том, что ход и результаты диагностики достаточно открыты для студента. В данном случае психолог подбирает методики, которые были бы понятны самому студенту, были бы быстры и просты в исполнении, легки в подсчетах и доступны в анализе результатов.

Рабочий блок. Цель этого блока - способствовать развитию у студента самостоятельной работы над собой. Задача психолога - продумать и предложить такое «домашнее задание», которое стимулировало бы его к самопознанию и саморазвитию. Упражнения не должны отнимать много времени на их выполнение и оформление в дневнике. На первых этапах такие задания могут носить творческий, эмоциональный характер; в дальнейшем можно вводить задания, требующие волевых усилий и самоконтроля.

Рефлексивный и проектировочный блоки как завершают в целом работу со студентом, так и имеют место на этапе решения одной из поставленных задач.

Рефлексивный блок. Цель этого блока - осознание студентом произошедших в нем изменений, оценка этих изменений, принятие (или нет) новых способов решения поставленных перед ним задач, осознание изменений в окружающем его мире. Задача психолога – предъявление студенту фактов изменения (или не изменения) в нем самом и вокруг него, помощь в вербализации изменений, фиксации нового опыта. Психолог должен избегать таких вопросов, на которые студент может ответить только «да» или «нет».

Психолог вместе со студентом, просматривая всю папку, делают акцент на поставленных в начале задачах, отмечают наиболее яркие моменты, трудности. Психолог помогает в формулировании «Я – высказывания», не предлагая своего представления об изменениях студента. На этапе рефлексии необходимо оформить лист достижений красочно, необычно и ярко.

Проектировочный блок. Цель - постановка студентом новых задач развития. Задача психолога состоит в том, чтобы, с одной стороны, помочь студенту взглянуть в будущее и самоопределиться в направлении своего развития. С другой, - показать, каким способом студент достиг поставленной задачи, продемонстрировать этапы в достижении цели, такие как -

ЦЕЛЬ – ЗАДАЧА - РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ – РЕФЛЕКСИЯ - НОВАЯ ЦЕЛЬ.

При проектировании нужно избегать формального подхода к постановке новых целей, не подгонять студента, если он не готов осознать новую задачу, дать время на латентный (скрытый) период в формировании нового этапа развития.

2. Бланки

Бланки имеют различную форму и содержание, в зависимости от тех целей и задач, которые ставит психолог на занятии. В основу бланка могут быть положены следующие приёмы:

Метод неоконченного предложения.

Опросник.

Таблица.

Бланки могут быть использованы психологом, во-первых, для акцентирования конкретных задач, вопросов, качеств, способностей или состояний; во-вторых, для фиксации актуального уровня развития студента. Обязательным условием заполнения бланков является указание временных параметров.

Рассмотрим ряд конкретных примеров.

«Письмо самому себе» (основной приём – метод неоконченных предложений). Студенты заполняют бланк, составленный в виде письма, адресованного самому себе. Текст письма составляет сам психолог, подбирая такие предложения, которые будут работать на решение определенной задачи развития данной группы студентов. Заполненные бланки запечатываются в конверты, которые собирает психолог. Студентам объявляется время получения письма (в конце месяца, года, в начале следующего года и т.п.). В назначенное время студенты получают письма. Обсуждение изменений, произошедших с ними за данный период, может стать основой для занятия.

Примером письма может выступать следующее:

«Я считаю, что у меня есть определенные этнические стереотипы. Так, на мой взгляд, цыгане отличаются….

Русские отличаются…

Ярко проявляются национальные черты и у представителей…

Эти стереотипы помогают мне…

Имеющиеся у меня стереотипы мешают мне…

Когда я пройду данный тренинг…»

3. Арт-терапевтические приемы

Арт-терапевтические методы, которым присуще свободное, спонтанное рисование, развитие фантазии и воображения, имеют огромное значение в социально-психологической практике. С раннего возраста каждый человек рисует, лепит, и что-то творит, и этот процесс является естественным. Изображая что-то на рисунке, или создавая творческую работу из пластилина, человек выносит свои эмоции и переживания во внешний мир, в свою работу. Это путь обнаружения своего внутреннего знания и путь обращения к нему. Творя, человек сам формулирует познаваемое и, благодаря изображению, сам знакомится с собой, со своим внутренним миром и может переосмыслить события. В основе арт-терапии лежат процессы, активизирующие рефлексию. Изображение открывает возможность самопознания и саморазвития, внутренний мир человека становится видимым и понятным окружающим его людям.

Арт-терапевтические методы применяются как средство гармонизации внутренних процессов, активизации процесса рефлексии, как инструмент для развития и саморазвития личности, как путь к разрешению социальных и этнических конфликтов, налаживанию и выстраиванию отношений в группе и др.

Арт-терапевтические методы предполагают широкий выбор различных материалов: наряду с красками, карандашами, восковыми мелками или пастелью, часто используются журналы, цветная бумага, фольга, текстиль, глина, пластилин и др. При этом выбор материала имеет большое значение: он способствует выявлению области внутреннего конфликта и влияет на степень готовности к эмоциональному самовыражению, т.к. адресуясь через эмоции и мышление к сущностным психологическим силам, особенности материала помогают вывести эти силы из пассивного состояния.

Основными этапами арт-терапевтического метода являются:

1.Свободная активность перед творческим процессом.

2.Процесс творческой работы.

3.Интуитивное познание: процесс рассматривания.

4.Процедура “Что ты видишь?”: описание, исследование, взаимосвязь компонентов, связывание и интеграция. Данный этап работы является очень важным (кульминационным) моментом:

-задавая вопрос: “Что Вы видите?”, - психолог приглашает студента описать то, что тот увидел на своей картине, т.е. вводит его во внутренний мир;

-другой аспект касается чувств родителя - то, что его слушают, означает начало доверия;

-все, что увидел студент, - результат его самовыражения, которое ведет к изменению восприятия изображения, а, следовательно, к изменению его внутреннего опыта, к самопознанию.

Отмечая трудности в использовании арт-терапевтического метода, нужно помнить, что:

-процесс изображения должен быть спонтанным;

-необходимо грамотно простроить процесс осознавания;

-необходима проработка картины-высказывания;

-очень существенно, как обходиться с тем, что рассказывают о себе студенты, когда делают видимым свой внутренний мир. Психолог должен быть осторожным в оценке, когда студент доверяет ему свою проекцию внутренней жизни. Важно помнить, что психолог также проецирует, а значит, его собственная внутренняя жизнь вмешивается в его восприятие внешнего мира и, возможно, он может увести студента с его пути;

-ни в коем случае нельзя насильно принуждать к участию в практике. Нужно заранее оговорить, что любой из студентов всегда может отказаться от дальнейшей работы, однако при этом не должен мешать остальным.

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

• эксплуатация (использование чужого времени и труда без справедливого вознаграждения, безрассудное использование ресурсов и природных богатств);

• осквернение религиозных или культурных символов;

• религиозное преследование (насаждение конкретной веры, ее ценностей и обрядов);

• изгнание (официальное или насильственное);

• сегрегация, включая апартеид (принудительное разделение людей различных рас, религий или полов, обычно в ущерб интересам одной группы);

• репрессии (насильственное лишение возможности реализации прав человека), уничтожение и геноцид (содержание в заключении, физические расправы, нападения, убийства).

Кроме того, в тренинге ставится важная проблема границ толерантности. В мире существуют группы людей, которые, с одной стороны, отражают многообразие жизни, но, с другой стороны, нередко воспринимаются большинством как антисоциальные явления. Преступники, представители сексуальных меньшинств, наркоманы - все эти люди, несомненно, являются иными в нашем обществе. Как относиться к ним? Должна ли толерантность быть безграничной, а мы - терпимыми и снисходительными в таких случаях? В связи с этим возможна еще одна позиция. Можно жить, как бы не замечая этих фактов, равнодушно проходя мимо них. Будет ли подобное отношение толерантным? Или толерантным будет активное противодействие их распространению? Таким образом, проблема границ толерантности - это еще и вопрос о границах между толерантностью и безразличием, конформизмом, равнодушием.

Важной целью тренинга является формирование у студента способности активно защищать права человека, выражать протест против любых форм дискриминации. Наша задача - не просто научить толерантному поведению и выработать общую установку на принятие другого, а сформировать такое качество личности, которое можно обозначить как активная толерантность, формула которой: понимание плюс сотрудничество плюс дух партнерства.

Для решения поставленных целей используются различные методы: социально-перцептивные, ситуационные, импровизационные, моделирующие и ролевые игры; социодраматические, бихевиориальные, когнитивные и экспрессивные методы; упражнения, предполагающие обратную связь, обмен чувствами; техники присоединения, которые формируют навыки ведения позитивного диалога, умения выслушивать собеседника, а также техники, фиксирующие состояние здесь и теперь.

Общие рекомендации по проведению тренинга

Программа рассчитана на 11 занятий продолжительностью от 1 часа до 1 часа 20 минут. В случае необходимости количество занятий может быть увеличено. Число участников не должно превышать 15 человек.

Помещение. Важно, чтобы для проведения данного тренинга была выделена отдельная комната, в которой от занятия к занятию сохранялась бы неповторимая творческая атмосфера формирования толерантного сознания. По мере проведения тренинга она наполнялась бы толерантной атрибутикой (продуктами творчества студентов) и позволяла бы студенту сразу погружаться в атмосферу занятий без длительной предварительной подготовки.

Требования к ведущему. Ведущему тренинга необходимо ориентироваться не только на конкретное содержание (предоставление информации, развитие определенный навыков), но и на процесс (динамику отношений между участниками группы).

Ведущему также важно знать этические правила групповой работы и придерживаться их, так как участие в группе оказывает сильное воздействие на формирование личности студента. Особенно это касается групп, которые по окончании тренинга не распадаются (например, группы, организованные на базе школы). Промахи ведущего в таких группах могут в дальнейшем серьезно отразиться на их участниках.

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

Два занятия отличаются по своей структуре от остальных. На первом занятии принимаются правила групповой работы (за соблюдением которых ведущему предстоит следить в течение всей работы группы), добавляется вводная часть (ознакомление с проблемой) и процедура знакомства участников тренинга. Восьмое занятие целиком посвящено проведению игры.

Заключение

В настоящее время в связи с нарастающими конфликтами между нациями или этносами особое значение уделяется проблем этнических особенностей, в частности большое внимание уделяется формированию этнических стереотипов.

Анализ психолого – педагогической литературы показал, что проблема этнических стереотипов многогранная, детерминированная и при всей кажущейся ее изученности остается открытой.

Под этническим стереотипом в своей работе мы понимаем обобщенное представление о физическом, нравственном и умственном облике представителей различных этнических групп.

Поскольку этнические стереотипы часто затрудняют жизнь представителей различных этносов, мы считаем, что в современной психологии необходимо детально их изучить с целью выработки стратегии развития этнического равенства.

В своей работе мы рассмотрели особенности этнических стереотипов современной молодежи.

Для того чтобы сделать объективные выводы по нашему исследованию мы использовали 4 метода исследования: беседа, наблюдение, анкетирование, тестирование.

Результаты проведенного нами исследования позволяют сделать ряд выводов:

1. По мнению женщин, положительными качествами обладают русские и казахи (приветливость, честность и др). У татар и евреев отмечаются как положительные, так и отрицательные (хитрость, упрямство) черты характера. Чеченцы от остальных этносов отличаются грубостью.

2. По мнению юношей, русские и казахи практически ничем не отличаются от представителей других национальностей. Татары более дерзки. Евреи отличаются способностями и независимостью. Зато чеченцы имеют целый ряд негативных отличий (конфликтность, своеволие, дерзость, агрессивность, наглость).

3. Наблюдаются гендерные различия этнических стереотипов и в стилях поведения в конфликтах (между чеченцами (жесткий стиль) и русскими и евреями (демократический тип).

4. Этнические стереотипы касаются проблемы этноидентификации.

Таким образом, проведя данное исследование, модно сказать, что мы полностью подтвердили выдвинутую гипотезу:

1. Гендерные особенности во многом влияют на этнические стереотипы.

2. Стереотипы современной молодежи касаются этнодифференцирующих признаков личности.

Рассмотренные нами аспекты изучения этнических стереотипов далеко не исчерпывают всего разнообразия подходов и методов исследования этой области социальной психологии. Множественность точек зрения на содержание, своеобразие и роль этнических детерминант восприятия и обилие работ, посвященных этому вопросу за последнее время как в России, так и за рубежом, лишний раз демонстрируют актуальность и важность изучения особенностей межэтнического восприятия.

На основании полученных результатов исследования нами были разработаны рекомендации для специалистов, работающим с молодежными группами, в состав которых могут входить разные этносы.

Перспективу дальнейшего исследования мы видим в практическом применении данных рекомендаций, а также возможно разработать программу мероприятий, способных оказывать влияние на формирование этнических стереотипов современной молодежи.

Библиография

1. Абдулкаримов Г. Г. Этнические стереотипы школьников: проблема формирования толерантного сознания / Абдулкаримов,Г.Г. // Образование в соврем.шк. - 2002. - №4.-С.35-43

2. Агеев B.C. Психологическое исследование социальных стереотипов //Вопросы психологии. -1986. - №1

3. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. – М., 1990. – 355с.

4. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоцилогия. Учебное пособие для вузов / Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева, А.А. Сусоколов. - М., 1999. - 234 с.

5. Бабаева А.В. Мужское и женское поведение в истории культуры (пособие по спецкурсу) / А.В.Бабаева. – Воронеж, 2000 – 232с.

6. Байбаков А.М. Введение в педагогику толерантности: Уч.-метод. пос. для педагогов и студентов. - Волгоград: Изд-во ВГИПКРО, 2002. - 12 с.

7. Баранова Т. С. Психологическое исследование социальной идентичности // Социальная идентификация личности. – М., 1994. Кн. 2. С. 202-237.

8. Баронин А.С. Этническая психология: учеб. пособие. – Курск, 2000. – 266с.

9. Батурина О.С. Структура межличностной толерантности в представлениях студенческой молодежи / О.С. Батурина // Образование и саморазвитие. Казань: КГУ, 2008. - №4. - С. 138-143

10. Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского // Николай Бердяев. Философия творчества, культуры и искусства. – М., 1994. – 366с.

11. Бернс Р., Развитие Я-концепции и воспитание /Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1986 – 334с.

12. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении. М., 1996 – 216с.

13. Бондарева Г. Формирование толерантной личности школьника // История Первое сентября. -2002. №20. -С. 13

14. Бромлей Ю.В. Основные тенденции этнических процессов в современном мире // Советская этнография № 2, 1982. — С. 3-15.

15. Булгаков С.Н. Размышления о национальности //С очинения в 2-х т. Том 2. – М., 1993. – 366с.

16. Бурыкин А. А. Специфика межэтнических контактов в сфере образования: что именно наблюдатель принимает за этнопсихологические особенности учащихся? / ред. О. Е. Хухлаев, Т. Э. Руссита // Практическая этнопсихология... С. 5–6.

17. Бучек А. А. Социально-психологические особенности формирования этнической идентичности коренных народов Камчатки / Камч. гос. пед. ун-т. – Петропавловск-Камчатский : Изд-во КГПУ, 2004. – 173 с.

18. Вера. Этнос. Нация. Религиозный компонент этнического сознания – М. 2009 – 368с.

19. Вовк Л. Толерантность как способность понять и принять другого // Валеология. -2003. -3. -С. 51

20. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 168 с.

21. Герасимова М. Г. Этническая толерантность и этнические стереотипы подростков. – В кн.: Россия: трансформирующееся общество. – М.: КАНОН–пресс–Ц, 2001. – 266с.

22. Гумилев Л. Психологическое несходство этносов//Психология национальной нетерпимости. Минск, 1998 – 216с.

23. Давыдов С.В. Динамика изменения этнических стереотипов русских и немцев за прошедшие полтора-два десятилетия. Вестник Нижегородского государственного университета. Серия: Социальные науки. Вып.5. Н.Новгород, Изд-во ННГУ, 2006, с.33-41.

24. Давыдов С.В., Шляхтин Г.С. Особенности этнических стереотипов у русских и немцев. Материалы IY съезда Российского психологического общества. Ростов-на Дону, 2007. Том 1, С. 315.

25. Дерябина С. В. К вопросу об этнопсихологических особенностях малых коренных народов Крайнего Севера / С. В. Дерябина, С. М. Коротких, Т. З. Биктимиров; под ред. О. Е. Хухлаева // Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития : сб. мат-лов второй Всероссийской научно-практической конференции 21–22 ноября 2008. – М., 2008. С. 195–196.

26. Дробижева Л.М. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации / Л.М. Дробижева, А.Р. Аклаев, В.В. Коротеева, Г.У. Солдатова. М., 1996 – 365с.

27. Емельянов Б. В. Толерантность как проблема русской философии: Докл. на Междунар. конф. молодых ученых и преподавателей Толерантность в современной цивилизации. - Екатеринбург, 2001. - Отд. оттиск. - С. 2-3.

28. Ерофеев Н. А. Туманный Альбион. – М., 1982. – 377с.

29. Ешин М. Перед историческим выбором: к вопросу о толерантности этносознания и преодоление злой этноисторической памяти / Ешин,М. // Мир психологии. - 2001. - №4.-С.127-134.

30. Забродин А.П. Терпимость-веление времени [Текст] / Забродин,А.П. // Спорт в шк. - 2002. - №7.-С.6-7.

31. Золотнякова А.С. Проблемы психологии общения: Социальный и личностный типы общения, их профессиональные, познавательные и генетические аспекты. - Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та, 1976. - 146 с.

32. Иванов-Ростовцев А. Г., Колотило Л. Г. Все мы сопричастны Вселенной…// Санкт-Петербургский университет. 1991. 2 октября.

33. Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности: Учебное пособие для слушателей системы дополнительного профессионального педагогического образования. - М.: Академический Проект, 2004. - 176 с.

34. Комогоров, П.Ф. Формирование толерантности в межличностных отношениях студентов высшего учебного заведения: Автореф. дисЕ канд. пед. наук : 13. 00.01 [Текст] / П.Ф. Комогоров. Ц Курган, 2000 – 21с.

35. Комогоров П.Ф. Философско-психологические основы толерантности как педагогического феномена / Комогоров П.Ф. // Образование и наука. - 2000. - N1.-С.186-197.

36. Кон И. С. Диалектика развития наций. Ленинская теория наций и современный капитализм // Новый мир, 1970, № 3, с.133 — 149

37. Кон И. С. Психология предрассудка: О социально-психологических корнях этнических предубеждений [24] // «Новый мир», 1966, № 9, с. 187—205

38. Кон И. С. К проблеме национального характера. // История и психология. Под ред. Б. Ф. Поршнева и Л. И. Анцыферовой М.: Наука 1971, с. 122—158

39. Кон И.С. Материнство и отцовство в историко-этнографической перспективе // Советская этнография. -1987. - №6.

40. Кон И.С. Нужна помощь психологов // Советская этнография. 1983. № 3.

41. Красникова Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности. - М.: ФОРУМ, 2004 – с. 92

42. Кригер Г. Н. Особенности структурно-содержательных характеристик этнического самосознания коренных малочисленных народом Сибири (на примере телеутского этноса): автореф. дис. ... канд. психол. наук. – Хабаровск, 2005. – 18 с.

43. Куропятник А.И. Мультикультурализм: проблемы социальной стабильности полиэтнических обществ. – М.: СПб., 2000. – 511с.

44. Кушнир А. М. Хрестоматия по истории социальной педагогики и воспитания. Том 2. Отечественная история – М., 2007 – 400с.

45. Крысько В. Этническая психология: учеб. пособие. – М., 2005. – 544с.

46. Лебедева Н. Введение в этническую и кросс-культурную психологию: учеб. пособие. – М., 1999. – 377с.

47. Лебедева Н.М. Социальная психология этнических миграций. – М., 1993. – 277с.

48. Лекторский В.А. О толерантности,плюрализме и критицизме / Лекторский В.А. // Вопр.философии. - 1997. - N 11.-С.46-55

49. Леонтьев А.Н. Формирование личности // // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея, — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. —С. 150-160

50. Липпман У. Общественное мнение / пер. с англ. Т. В. Барчунова, под ред. К. А. Левинсон, К. В. Петренко. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. – 68с.

51. Лунин И.И., Старовойтова Г.В. Исследование родительских полоролевых установок в разных этнокультурных средах // Этнические стереотипы мужского и женского поведения. М., 1991. - 561с

52. Майерс Д. Социальная психология / Майерс Д. – М.: СПб.: Питер, 2001. – 352с.

53. Мацумото Д. Психология и культура / Д.Мацумото. – М., СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. – 512с.

54. Мудрик А.В. Социализация вчера и сегодня: Учебно-методическое пособие – М., 2006 – 152с.

55. Мухина В.С.Идентификация и отчуждение в социальном развитии// Педагогические аспекты социальной психологии. Тезисы республиканской научно-теоретической конференции.- Минск, 1978, с. 35-48

56. Мухина В. С. Психология этнической идентичности детей коренных малочисленных народов Севера / В. С. Мухина, С. М. Павлов // Развитие личности. – 2001. – № 3–4. – С. 55–75.

57. Накохова Р.Р. Социальная психология: учебный план и программа с методическими рекомендациями. – Черкесск: Изд-во КЧИПКРО, 2006. – 41с.

58. Накохова Р.Р. Этническая идентичность и ее формирование // Материалы V научно- практической психологической сессии. Психологическое образование как система психотехник развития личности. – Пятигорск: ПГЛУ, 2005. – С.121-124

59. Нургалиева У.С. О влиянии этнических стереотипов и предубеждений на деятельность человека // Возрастная, педагогическая и коррекционная психология: сборник научных трудов. Вып. 3. Минск, 2002. – 310с.

60. Павленко В.Н. Использование техники репертуарных решеток для изучения этнического самосознания //Вестник харьковского университета. Вып.366. Харьков, 1992. – 277с.

61. Павленко В.Н., Таглин С.А. Факторы этнопсихогенеза: учеб. пособие. – Харьков, 1993. – 366с.

62. Петренко В. Ф. Основы психосемантики: учеб. пособие. – М., 2005. – 233с.

63. Платонов Ю.П. Народы мира в зеркале геополитики: учеб. пособие. – М., 2004. – 364с.

64. Платонов Ю.П., Почебут Л.Г. Этническая социальная психология. – Санкт-Петербург, 1993. – 344с.

65. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история: учеб. пособие. – М., 1966. – 512с.

66. Поташник М. Лавина с гор, или на пути к толерантному сознанию / Поташник,М. // Нар.образование. - 2001. - №6.-С.45-49

67. Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности личности. Под ред. Г.У.Солдатовой, Л.А.Шайгеровой. М.: МГУ им. М.В.Ломоносова, 2003. - 112 с.

68. Рюмшина Л.И. Библиотека психологии и педагогики толерантности. // Вопросы психологии. 2002, №2

69. Рябова Т.Б. Маскулинность в российском политическом дискурсе: история и современность // Женщина в российском обществе. - 2000. - №4.

70. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под. ред. В.А. Ядова. Л.: Наука, 1979. 264 с.

71. Соколова Э. Образование-путь к культуре мира и толерантности / Соколова,Э. // Нар.образование. - 2002. - №2.-С.111-118.

72. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности: учеб. пособие. – М., 1998. – 266с.

73. Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А, Шарова О. Д. Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков. М.: Генезис, 2000. - 198 с.

74. Сорокин П. Национальный вопрос как проблема социального равенства // Психология национальной нетерпимости. – Минск, 1998. – 423с.

75. Степанов П. Как воспитать толерантность? / Степанов,П. // Нар.образование. - 2001. - №9.-С.91-96;2002.-№1.-С.159-164.

76. Степанов В.В., Тишков В.А. Россия в этническом измерении (по результатам переписи 2002 г.) // Этносоциология. 2005

77. Степанов П. Толерантный человек: как его воспитать? / Степанов,П. // Нар.образование. - 2001. - №6.-С.152-156

78. Стереотипы в языке, коммуникации и культуре – М., 2009 – 600с.

79. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология / Стефаненко Т.Г. – М., 2000. – 258с.

80. Стефаненко Т.Г. Социально-психологические аспекты изучения этнической идентичности: учеб. пособие. – М., 1999. – 209с.

81. Таланов В. Образование и культура толерантности / Таланов,В. // Высш.образование в Рос. - 2001. - №3.-С.150-152

82. Тарасенко Е.А. Перспективы технологизации культурно-массовых мероприятий в формировании толерантного сознания студентов / Тарасенко,Е.А. // Пед.Зауарлье. - 2001. - №3.-С.48-49

83. Темницкий А.Л. Социологические исследования толерантности студентов МГИМО(У). - М.: МГИМО(У)МИД России, 2005. - 195 с. С.33

84. Тишков В. А. Очерки теории и политики этничности в России. М.: Институт энологии и антропологии РАН. 1997 – 127с.

85. Тишков В. А. Забыть о нации. (Пост-националистическое понимание национализма) // Вопросы философии, 1998.

86. Толерантность: М-лы регион. Науч.-практ. Конф. Якутск: ЯНЦСО РАН, 1994, с. 40

87. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч.-метод. ст. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО МОДЭК, 2003. - 368 с.

88. Хасан Б.И. Путь к гармонии: быть терпимым / Хасан Б.И. // Семья и шк. - 2001. - №1-2.-С.16-18

89. Харисова Л.А. Формирование толерантности на уроках истории в школах Татарстана / Харисова Л.А. // Препод.истории в шк. - 2000. - №2.-С.48-49

90. Хонигман Дж. Подходы // Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология / под общ. ред. А. А. Белика. – М. : Смысл, 2001. – С. 80–103.

91. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. – М.: СПб., 2000. – 306с.

92. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде. Учебное пособие / В.Н. Гуров, Б.З. Вульфов, В.Н. Галяпина и др. - М., 2004. - 240 с., с. 41-63

93. Ша6урова. И. К. Сравнительный анализ семантического пространства национального сознания (на примере нанайского и русского этносов) : автoреф. дис. ... канд. психол. наук. – Хабаровск, 2005. – 22 с.

94. Швачко Е. В. Толерантность как социальная ценность //Прикладная психология. - 2000. -5. -С. 17

95. Шихирев П. Современная социальная психология: учеб. пособие. – М., 1999. – 472с.

96. Шляхтин Г.С., Давыдов С.В. Соотношение имплицитных и эксплицитных этнических стереотипов у русских и немцев. Вестник Нижегородского государственного университета. Серия: Социальные науки. Вып.5. – Н.Новгород, Изд-во ННГУ, 2006, с.125 -138.

97. Шмелев А.Г., Похилъко В.И., Козловская-Тельнова А.Ю. Практикум по экспериментальной психосемантике: учеб. пособие. – М., 1988. – 310с.

98. Этнические стереотипы мужского и женского поведения. СПб Наука 1991- 137с.

Приложение 1

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

Скачать архив с текстом документа