Теоретико-правовой анализ ответственности органов местного самоуправления

СОДЕРЖАНИЕ: Процесс становления местного самоуправления как самостоятельного уровня публичной власти. Комплексный теоретико-правовой анализ института юридической ответственности органов местного самоуправления. Виды ответственности в муниципальных отношениях.

Содержание

Введение

1. Понятие юридической ответственности органов местного самоуправления

2. Виды ответственности в муниципальных отношениях

Заключение

Список источников и литературы

Введение

Процесс становления местного самоуправления как самостоятельного уровня публичной власти в стране сопровождается постоянной реформой его организации. Формирование эффективных правовых механизмов ответственности и контроля деятельности субъектов, осуществляющих муниципальную власть, является самостоятельным направлением реформы организации местного самоуправления в Российской Федерации на современном этапе. Институт ответственности является одним из самых проблематичных и вместе с тем нестабильных институтов муниципального права.

Актуальность данной работы обусловлена тем, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин, так как правовое регулирование установления юридической ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, в том числе его отдельных видов, процедуры и последствий возложения такой ответственности, указывает как на схожесть проявляемых основных черт юридической ответственности различных субъектов права, так и на своеобразие юридической ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.

Объектом настоящей работы является институт ответственности органов местного самоуправления как теоретическая категория, входящая в предмет муниципального права. Предметом исследования являются муниципально-правовые отношения, связанные с институтом ответственности органов местного самоуправления.

Целью данной работы является комплексный теоретико-правовой анализ ответственности органов местного самоуправления.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи :

· осуществить анализ источников и научной литературы по теме исследования;

· определить понятие юридической ответственности;

· раскрыть понятие, сущность и виды ответственности органов местного самоуправления;

· установить значение института ответственности органов местного самоуправления.

При написании курсовой работы были использованы научные труды следующих авторов: Н.Н. Черногора, Е.С. Шугриной, Н.В. Витрука, А.Н. Кокотова, А.С. Саломаткина.

1. Понятие юридической ответственности органов местного самоуправления

В целом проблема ответственности в деятельности органов власти является определяющим началом современной концепции демократии в государстве. Бесспорным является тот факт, что для демократического правового государства необходимо иметь эффективно действующий механизм ответственности власти перед народом. Эти положения должны стать базисом для формирования института конституционно-правовой ответственности - ответственности органов и должностных лиц за ненадлежащее осуществление публичной власти. Поскольку поведение человека имеет две полярные разновидности (социально полезное исоциально вредное), то и ответственность рассматривается в двух аспектах: позитивном (проспективном) инегативном (ретроспективном).

Позитивная ответственность наступает за будущее поведение, негативная - за уже совершенное. Ученых-юристов, рассматривающих вопросы ответственности в публичном праве, условно можно разделить на две группы: сторонников только негативной ответственности и сторонников ответственности двухаспектной, включающей в себя как негативную, так и позитивную. [1] Позитивная ответственность есть осознание и воспроизведение личностью в своем поведении необходимости выполнения долга. Юридическая ответственность представляет собой разновидность негативной ответственности. Юридическая ответственность - это реагирование государств в должностных лиц или органов на правонарушение и обязанность правонарушителя претерпевать неблагоприятные последствия. [2] Н.В. Витрук различает понятия юридическая ответственность и правовая ответственность. Он полагает, что юридическая ответственность - это ответственность на основе права и законов государства, обнаруживающаяся в процессе реализации законов и в соответствие с законами государства. По его мнению, правовая ответственность лежит в основе юридической ответственности, определяя цели, функции и принципы последней. [3] Позитивная ответственность органов местного самоуправления иих должностных лиц реализуется в форме регулярных отчетов о работе перед избирателями, перед главой муниципального образования, руководителями структурных подразделений. Исполнительный орган местного самоуправления, будучи подконтрольным представительному, также обязан представлять отчеты о работе. Негативная ответственность реализуется в виде юридической ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц и наступает перед государством, населением, физическими и юридическими лицами. Юридическая ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления основывается на принципах законности, справедливости, целесообразности, неотвратимости, сочетания ответственности за правонарушение и ответственности за не осуществление или ненадлежащее осуществление возложенных функций, презумпции невиновности, дифференциации ответственности, автономности осуществления ее некоторых видов, сочетания персональной и коллективной ответственности, гласности, взаимодействия отраслевых видов юридической ответственности. [4]

Основная проблема ответственности состоит в определении ее роли в обеспечении законности, в предупреждении и пресечении правонарушений, а также в устранении их общественно вредных последствий. Это объясняется сложностью задачи установить место юридической ответственности в механизме правового регулирования, в ее соотношении с такими правовыми категориями, как субъективное право, юридическая обязанность, правоотношение. При рассмотрении методологических проблем исследования юридической ответственности заслуживает пристального внимания неразрывная связь между правовой наукой и законодательством. [5]

Юридическая ответственность - одна из центральных категорий теории права, что обусловило появление общей теории юридической ответственности. Более того, в отраслевых юридических науках, таких, как уголовное право, административное право, гражданское право, конституционное право, сформировались отраслевые учения ответственности. В процессе развития муниципально-правовой науки формируется и собственное отраслевое учение об ответственности. По мнению С.А. Авакьяна, каждая отрасль права должна обеспечивать реализацию своих норм собственными средствами, включая и меры ответственности. Наличие мер ответственности - это такой же признак отрасли, как собственные общественные отношения, свои нормы, данные отношения регулирующие[6] . Ответственность в муниципальном праве представляет собой возникновение и реализацию в установленном законом (уставом) порядке обязанности органов и должностных лиц местного самоуправления претерпеть меры принуждения, предусмотренные санкцией правовой нормы, в виде лишений (ограничений) личного, имущественного или организационного характера за нарушение условий деятельности по реализации собственной компетенции в решении вопросов местного значения, осуществлению отдельных государственных полномочий. [7]

Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в соответствии с принятой в Российской Федерации конституционной ответственностью в двух ее основных формах характеризуется как:

· во-первых, позитивная ответственность, то есть согласно Конституции Российской Федерации и Федеральному закону Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации ответственная деятельность по решению вопросов местного значения;

· во-вторых, негативная ответственность - ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед: а) населением в результате утраты его доверия; б) государством в случае нарушения Конституции Российской Федерации, конституций, уставов субъектов Российской Федерации и иных правовых актов, а также связанная с осуществлением отдельных государственных полномочий; в) перед физическими и юридическими лицами в порядке, установленном законодательством.

Основанием любого вида юридической ответственности является правонарушение. Но основанием уголовной ответственности является преступление, гражданско-правовой - гражданско-правовой деликт, дисциплинарной - дисциплинарный проступок, конституционно-правовой - конституционно-правовой деликт, муниципально-правовой - утрата доверия.[8]

2. Виды ответственности в муниципальных отношениях

В правовой науке принято подразделять юридическую ответственность на виды по различным основаниям. По признаку отраслевой принадлежности выделяют такие виды ответственности, как гражданско-правовая, уголовная, административная, дисциплинарная ответственность и др. По характеру правонарушения и содержанию санкций за его совершение различают штрафную (карательную) и правовосстановительную ответственность. Иногда юридическую ответственность подразделяют на публично-правовую и частноправовую. Ответственность органов местного самоуправления включает в себя различные виды юридической ответственности представленные выше.

В зависимости от субъекта, перед которым наступает юридическая ответственность, можно выделить ответственность органов местного самоуправления и их должностных лиц перед населением, перед физическими и юридическими лицами, перед государством. Именно такой подход положен в основу статьи 70 Федерального закона Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ. Согласно ст.71 население муниципального образования вправе отозвать депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Основания наступления ответственности депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением и порядок решения соответствующих вопросов определяются уставами муниципальных образований в соответствии с ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. В частности в Устава Тульской области от 12.11.2001 N 265-ЗТО определено что, Тульская областная Дума - законодательный (представительный) орган государственной власти Тульской области принимает данный устав, сознавая ответственность перед населением Тульской области.

Население муниципального образования вправе отозвать депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления. Основанием отзыва является утрата доверия. Решение об отзыве принимается по результатам голосования непосредственно населения. Данный вид ответственности не применяется к невыборным лицам местного самоуправления, муниципальным служащим. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами неоднородна. В силу особенностей правового статуса органов местного самоуправления она может возникать из публично-правовых и из частноправовых отношений. При этом в первом случае органы местного самоуправления и их должностные лица выступают как носители властных полномочий, во втором - как равноправные участники (или представители муниципального образования) гражданского оборота (субъекты гражданско-правовых отношений). [9]

Утвердившееся в муниципально-правовой науке мнение, согласно которому ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами отождествляется с гражданско-правовой ответственностью, является заблуждением. Принцип ответственности перед физическими и юридическими лицами обеспечивается институтами конституционно-правовой и гражданско-правовой ответственности. Различия гражданско-правовой и конституционной ответственности, возникающей из причинения вреда физическим и юридическим лицам в результате незаконных действий (бездействия) или решений органов местного самоуправления, состоят в основаниях, условиях ответственности, правовом режиме, который возникает при реализации каждого из этих видов ответственности, санкциях и целях. [10]

Механизм гражданско-правовой ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления не совпадает с механизмом ответственности юридического лица. Юридическое лицо несет ответственность непосредственно своим имуществом. В случае же совершения органом местного самоуправления гражданско-правового деликта ответственность несет муниципальное образование, ибо взыскание обращается на его (муниципального образования) казну. Поскольку в гражданских правоотношениях полномочия органов местного самоуправления реализуются в рамках института законного представительства, гражданско-правовая ответственность органов местного самоуправления имеет делегированный, опосредованный характер.

Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством может рассматриваться в широком и узком значении. В узком смысле - это ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренная ст.72 - 74 Федерального закона Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации за правонарушения в сфере правотворчества и за ненадлежащее осуществление отдельных государственных полномочий.

В узком смысле ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством однородна. Она наступает при осуществлении органами и должностными лицами местного самоуправления как своих собственных, так и делегированных (переданных) полномочий и базируется на конституционной обязанности названных субъектов соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы, а также на гарантиях самостоятельности органов местного самоуправления при осуществлении ими в установленных пределах собственных полномочий и переданных отдельных государственных полномочий. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает в следующих случаях:

· нарушения Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования;

· ненадлежащего осуществления органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий. При этом в Федеральном законе Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации сделана важная оговорка о том, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий только в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств (ч.3 ст. 20).

Федеральный закон Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации в ст.73 и 74 предусматривает особенности ответственности перед государством представительного органа муниципального образования, а также главы муниципального образования и главы местной администрации.

Полномочия представительного органа местного самоуправления могут быть прекращены законом субъекта Российской Федерации. При этом должна быть соблюдена последовательность действий, установленная Федеральным законом Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. Во-первых, соответствующий суд должен установить, что представительным органом муниципального образования принят нормативный правовой акт, противоречащий Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, конституции (уставу) и законам субъекта Федерации, уставу муниципального образования. Представительный орган муниципального образования в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока должен в пределах своих полномочий принять меры по исполнению решения суда, в том числе отменить соответствующий нормативный правовой акт. Если же представительный орган не принял таких мер по исполнению решения суда, то факт неисполнения решения суда также должен быть установлен судом. Затем глава исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение месяца после вступления в силу такого судебного решения вносит в законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации проект закона о роспуске представительного органа муниципального образования.

Порядок принятия и вступления в силу законов субъектов Российской Федерации установлен в Федеральном законе Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В Федеральном законе Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации особо оговорено, что полномочия представительного органа муниципального образования прекращаются со дня вступления в силу закона субъекта Российской Федерации о его роспуске.

Ответственность главы муниципального образования или главы местной администрации перед государством наступает в случаях:

1) издания таким должностным лицом местного самоуправления нормативного правового акта, противоречащего Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, конституции (уставу) и законам субъекта Федерации, уставу муниципального образования, и если такие противоречия установлены соответствующим судом. При этом ответственность перед государством наступает только в случае, если это должностное лицо в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда (либо в течение иного предусмотренного решением суда срока) не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда;

2) совершения таким должностным лицом действий (в том числе принятия им правового акта, не носящего нормативного характера), влекущих нарушение прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности, национальной безопасности, обороноспособности, единству правового и экономического пространства Российской Федерации, нецелевое расходование субвенций из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации. Данные факты также должны быть установлены соответствующим судом. При этом ответственность перед государством наступает только в случае, если это должностное лицо не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда.

В обоих из указанных случаев глава исполнительной власти субъекта Российской Федерации издает правовой акт об отрешении от должности главы муниципального образования или главы местной администрации. При этом Федеральным законом Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации установлены пределы срока издания такого правового акта. Этот срок не может быть менее одного месяца со дня принятия последнего решения суда, необходимого для издания указанного акта, а также не может превышать шести месяцев со дня вступления в силу этого решения суда.

Федеральным законом Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации установлены судебные гарантии для главы муниципального образования или главы местной администрации, в отношении которых высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Федерации был принят акт об отрешении от должности. Глава муниципального образования или глава местной администрации вправе обжаловать указанный акт в судебном порядке в течение 10 дней со дня его официального опубликования. Федеральным законом определен также срок рассмотрения судом жалобы и принятия по ней решения. Этот срок не должен быть более 10 дней со дня подачи такой жалобы.

В широком смысле ответственность органов местного самоуправления перед государством представляет собой совокупность ряда отраслевых видов юридической ответственности: уголовной, административной, гражданской. [11] В соответствии с частью 8 статьи 40 Федерального закона Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации гарантии прав депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления при привлечении их к уголовной или административной ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, совершении в отношении их иных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, занимаемого ими жилого и (или) служебного помещения, их багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых ими средств связи, принадлежащих им документов устанавливаются федеральными законами. На основании части 9 статьи 40 Федерального закона Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, в том числе по истечении срока их полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.

Говоря об особенностях уголовной ответственности должностных лиц, следует дополнительно отметить, что в Уголовном кодексе РФ есть глава 30, посвященная должностным преступлениям (злоупотребление полномочиями, превышение полномочий, присвоение полномочий, взяточничество, служебный подлог, халатность). Уголовная ответственность носит личный характер, поэтому к ней не могут привлекаться органы местного самоуправления. [12] Основанием уголовной ответственности должностного лица местного самоуправления является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации. [13] При этом в Уголовном кодексе Российской Федерации, как правило, за соответствующие преступления предусматривается более суровое наказание для главы муниципального образования, нежели для иного должностного лица местного самоуправления. Приведем несколько примеров.

Так, согласно ст.285 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 года N 63-ФЗ [14] (далее УК РФ) использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

То же деяние, совершенное главой органа местного самоуправления, наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

В соответствии со ст.286 УК РФ совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

То же деяние, совершенное главой органа местного самоуправления, наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

В статье 290 УК РФ установлено, что получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие) наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Те же деяния, совершенные главой органа местного самоуправления, наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Административно-правовая ответственность наступает за совершение административных проступков. Органы местного самоуправления и должностные лица органов местного самоуправления несут административную ответственность, как за собственные противоправные деяния, так и за издание ими актов, нарушающих законодательство, а также за непринятие мер по обеспечению выполнения правил подчиненными лицами Согласно ст.26 Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации [15] конституция (устав), законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации, принятые в пределах его полномочий, обязательны для исполнения всеми находящимися на территории субъекта Российской Федерации органами государственной власти, другими государственными органами и государственными учреждениями, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами. Невыполнение или нарушение указанных актов влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. В случае, если административная ответственность за указанные действия не установлена федеральным законом, она может быть установлена законом субъекта Российской Федерации.

В Федеральном законе Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации в ряде случаев прямо предусматривается установление административной ответственности законами субъектов Российской Федерации. Например, согласно ч.6 ст.84 данного Федерального закона непредоставление органам местного самоуправления материалов и информации, необходимых им для формирования проекта соответствующего местного бюджета, является основанием для привлечения к административной ответственности в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Согласно ч.4 ст.32 Федерального закона Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации за нарушение должностным лицом местного самоуправления порядка и срока письменного ответа на обращения граждан в органы местного самоуправления законом субъекта Российской Федерации устанавливается административная ответственность.

Согласно ст.2.4 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ[16] (далее КоАП РФ) административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом в данном Кодексе понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т.е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях. Значительное число административных правонарушений, совершаемых органами и должностными лицами местного самоуправления, непосредственно посягает на права граждан.

Так, согласно ст.5.3 КоАП РФ неисполнение решения избирательной комиссии, комиссии референдума, принятого в пределах ее компетенции, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда. В соответствии со ст.5.39 неправомерный отказ в предоставлении гражданину собранных в установленном порядке документов, материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо несвоевременное предоставление таких документов и материалов, непредоставление иной информации в случаях, предусмотренных законом, либо предоставление гражданину неполной или заведомо недостоверной информации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.

Согласно ст.76 Федерального закона Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами наступает в порядке, установленном федеральными законами. Основанием данного вида ответственности являются незаконные действия (бездействие) органов местного самоуправления и их должностных лиц (в том числе издание незаконных правовых актов), в результате которых был причинен имущественный и иной вред физическим и юридическим лицам. Федеральное законодательство предусматривает возможность привлечения органов местного самоуправления к гражданско-правовой ответственности. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами наступает прежде всего в судебном порядке. В статье 1069 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ[17] (далее ГК РФ). Закрепляется, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Статья 1069 ГК РФ устанавливает единый режим ответственности за действия органов местного самоуправления вне зависимости от того, идет ли речь об издании правовых актов или о незаконных действиях в области административного управления. И в том и в другом случае причиненный вред возмещается не самим причинителем непосредственно, а за счет казны муниципального образования. Ответственность органов местного самоуправления по статье 1069 ГК РФ наступает при нанесении вреда как гражданину, так и юридическому лицу. Первый может требовать за причинение ему ущерба в сфере властно-административных отношений компенсации также и морального вреда (статья 151 ГК РФ)

Дисциплинарная ответственность должностных лиц местного самоуправления наступает в случае нарушения ими правил поведения, установленных ТК РФ, уставами муниципальных образований, правилами внутреннего трудового распорядка, положениями, правилами.

Заключение

Юридическая ответственность, в сущности, есть претерпевание субъектом каких-либо неблагоприятных правовых последствий в виде лишений и ограничений личного, организационного или имущественного характера. Его законность и неотвратимость обеспечиваются с помощью таких юридических средств, как правоотношение, юридическая обязанность, меры принуждения, правоприменение. Ответственность в муниципальном праве представляет собой возникновение и реализацию в установленном законом (уставом) порядке обязанности органов и должностных лиц местного самоуправления претерпеть меры принуждения, предусмотренные санкцией правовой нормы, в виде лишений (ограничений) личного, имущественного или организационного характера за нарушение условий деятельности по реализации собственной компетенции в решении вопросов местного значения, осуществлению отдельных государственных полномочий.

Значение ответственности органов местного самоуправления заключается в том что она выполнять не только карательную, но и восстановительную, предупредительную и воспитательную функции. Она представляет собой обусловленную нормами Конституции РФ, федеральных законов, законов субъектов РФ, уставов муниципальных образований необходимость органов местного самоуправления отвечать за свое юридически и политически значимое поведение в установленном порядке и действовать в соответствии с возложенными на них обязанностями, а в случае отклонения - претерпевать определенные лишения.

Список источников и литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, N 4, ст.445.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 09.04.2009 N 56-ФЗ) // Собрание законодательства РФ от 29.01.1996, N 5, ст.410.

3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года N 63-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 13.02.2009 N 20-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст.2954.

4. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (в редакции Федеральных законов от от 05.04.2009 N 41-ФЗ) // Собрание законодательства РФ от 18.10.1999, N 42, ст.5005.

5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 03.06.2009 N 121-ФЗ) // Собрание законодательства РФ от 07.01.2002, N 1 (ч.1), ст.1.

6. Федерального закона Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2009 N 90-ФЗ) // Собрание законодательства РФ от 06.10.2003 N 40, ст.3822.

7. Устав Тульской области от 12.11.2001 N 265-ЗТО (в редакции Законов Тульской области от 07.04.2009 N 1260-ЗТО) // Тульские известия N 266-267 от 20.11.2001

II Учебная и научная литература:

8. Виноградов В.А. Основание конституционно-правовой ответственности // Законодательство. 2003. № 2

9. Витрук Н.В. Проблемы правовой ответственности государства, его органов и служащих: Круглый стол // Государство и право. 2000. N 3

10. Игнатюк Н.А., Павлушкин А.В. Муниципальное право: Учебное пособие. - Юстицинформ, 2007,312 С.

11. Кокотов А.Н., Саломаткин А.С. Муниципальное право России. - М.: Юристъ, 2007,383 С.

12. Уголовное право России. Часть Общая. Учебник для вузов.2-е издание, переработанное и дополненное/ Под редакцией.Л. Л. Кругликов - М.: Волтерс Клувер, 2004. - 475 С.

13. Чернонгор Н.Н. Проблемы ответственности в теории муниципального права и практике местного самоуправления - М.: Юриспруденция, 2007, 304 С.

14. Шугрина Е.С. Муниципальное право Российской Федерации: учеб. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 672 С.


[1] Чернонгор Н.Н. Проблемы ответственности в теории муниципального права и практике местного самоуправления - М.: Юриспруденция, 2007,С.23

[2] Шугрина Е. С. Муниципальное право Российской Федерации : учеб. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007, С. 268

[3] Витрук Н.В. Проблемы правовой ответственности государства, его органов и служащих: Круглый стол // Государство и право. 2000. N 3. С. 21.

[4] Виноградов В.А. Основание конституционно-правовой ответственности //Законодательство. 2003. № 2

[5] Черногор Н.Н. Указ. соч. С.52

[6] Проблемы конституционно-правовой ответственности (по материалам конференции на юридическом факультете) // Вестник МГУ. Сер. 11. Право. 2001. № 3. С. 124.

[7] Кокотов А.Н., Саломаткин А.С. Муниципальное право России.- М.:Юристъ, 2007,С.164

[8] Шугрина Е. С. Указ. соч. С.275

[9] Кокотов А.Н., Саломаткин А.С. Указ. соч., С 173

[10] Черногор Н.Н. Указ. соч. С 175

[11] Черногор Н.Н. Указ. соч. С189

[12] Уголовное право России. Часть Общая. Учебник для вузов. 2-е издание, переработанное и дополненное/ под редакцией. Л.Л. Кругликов- М.: Волтерс Клувер, 2004.-15 С.

[13] Игнатюк Н.А., Павлушкин А.В. Муниципальное право: Учебное пособие. - Юстицинформ, 2007, С.283

[14] Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 года N 63-ФЗ// Собрание законодательства РФ» №25 от 17 июня 1996

[15] Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ от 18.10.1999, N 42, ст. 5005.

[16] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ// Собрание законодательства РФ от 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.

[17] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ//Собрание законодательства РФ от 29.01.1996, N 5, ст. 410.

Скачать архив с текстом документа