Теории человеческого капитала и ведущие направления ее приложения
СОДЕРЖАНИЕ: Сущность понятия человеческий капитал. Основные подходы к расчету норм отдачи по Капелюшникову. Модель распределения личных доходов по Беккеру. Пример частных инвестиций в человеческий капитал. Основные критерии оценки эффективности инвестиций в МВА.Реферат
По дисциплине: «Институциональная экономика»
На тему:
« Теории человеческого капитала и ведущие направления ее приложения»
г. Москва – 2009 г.
Теория ЧК базируется на следующих предпосылках:
1) выделение капитальных, инвестиционных аспектов в поведении агентов на рынке труда;
2) переход от текущих показателей к показателям, охватывающим весь жизненный цикл работников (таким, как пожизненные заработки);
3) признание человеческого времени в качестве ключевого экономического ресурса.
Человеческим капиталом автор называет воплощенный в человеке запас способностей, знаний, навыков и мотиваций. Основу формирования ЧК составляют инвестиции в развитие человеческих ресурсов с целью повышения их производительности. Наиболее важными из них являются образование, подготовка на производстве, миграция, информационный поиск, рождение и воспитание детей.
Капелюшников сравнивает ЧК с физическим или финансовым («обычным») капиталом: ЧК представляет собой благо длительного пользования; требует расходов по ремонту и содержанию; может устаревать еще до того, как произойдет его физический износ. Однако анализ состояния рынка осложняется тем, что на нем устанавливаются цены за «аренду» человеческого капитала при отсутствии цен на его активы. Кроме того, значимость потребительских аспектов вложений в человека приравнивается к значимости производственных. Поэтому аналогию между человеческим и обычным капиталом нельзя считать полной.
Автор пишет, что центральное место в теории человеческого капитала принадлежит понятию внутренних норм отдачи (в первую очередь, от образования и производственной подготовки). В общем виде они выступают как регулятор распределения инвестиций между различными типами и уровнями образования, а также между системой просвещения в целом и остальной экономикой. Экономически целесообразное поведение учащихся и их родителей заключается в сопоставлении ожидаемой предельной нормы отдачи от вложений в образование с доходностью альтернативных инвестиций. Кроме того, различают частные и социальные нормы отдачи. Первые измеряют эффективность вложений с точки зрения отдельных инвесторов, вторые - с точки зрения всего общества.
Капелюшников описывает два основных подхода к расчету норм отдачи. Первый основан на прямом измерении выгод и издержек. Внутренняя норма отдачи будет представлять собой такую ставку дисконта, при которой приведенные величины выгод и издержек образования окажутся равны. Второй подход исходит из оценки параметров производственной функции заработков, описывающей зависимость заработков человека от уровня его образования, трудового стажа, продолжительности отработанного времени и других факторов.
Автор упоминает о том, что рентабельность человеческого капитала, как правило, выше, чем физического. Для обоснования этого положения он приводит оценки норм отдачи образования в США. Основываясь на международных сопоставлениях, автор выводит, что взаимосвязь между уровнем экономического развития и нормами отдачи образования имеет U-образную форму.
Базисом производственной подготовки могут выступать специальные и общие инвестиции в человека. Специальная подготовка наделяет работников знаниями и навыками, представляющими интерес лишь для той фирмы, где они были получены. В ходе общей подготовки работник приобретает универсальные знания и навыки. Кроме того, специальная подготовка финансируется по большей части самими фирмами, в отличие от общей, где это бремя ложится на плечи самого работника.
Капелюшников особое внимание уделяет сферам приложения ТЧК, благодаря которой вложения в человека стали рассматриваться как источник экономического роста (долговременного по характеру), не менее важный, чем обычные капиталовложения. Благодаря ТЧК анализируются проблемы экономического неравенства (1), произошла переориентация социальной политики (2).
1. Г. Беккер сформулировал универсальную модель распределения личных доходов. Неодинаковое расположение кривых спроса на инвестиции в человеческий капитал отражает неравенство в природных способностях учащихся, тогда как неодинаковое расположение кривых предложения - неравенство в доступе их семей к финансовым ресурсам.
2. Программы подготовки стали рассматриваться как эффективное орудие борьбы с бедностью. Молодежь, инвестирующая в свое образование, сознательно отдает предпочтение низким текущим доходам с тем, чтобы получить впоследствии доступ к высокооплачиваемым рабочим местам.
ТЧК критиковалась сторонниками теории фильтра, связывающей высокую производительность не с полученным работниками образованием, а с их личными способностями, которые существуют до и помимо него и которые оно просто делает явными. Эта теория не учитывает, что даже в качестве средства отбора образование может содействовать повышению эффективности, помогая будущим работникам, не имеющим достаточной информации о собственных возможностях, узнавать себя лучше и находить в экономической системе наиболее подходящие ниши. Большинство исследователей утверждают, что обе теории нужно рассматривать не столько как противоположные, сколько как взаимодополняющие подходы.
Рассматриваемые ниже вопрос является примером частных инвестиций в человеческий капитал. Он основан на статье «Сколько стоит получить образование MBA?» (http://magistr.biz/2007/11/27/skolko-stoit-poluchit-obrazovanie-mba.html).
МВА (Master of Business Administration) - наиболее известная и популярная академическая магистерская степень в сфере управления бизнесом. Эту квалификацию, как правило, получают в дополнение к уже имеющемуся высшему образованию с целью приобретения специальных знаний и навыков в области менеджмента. Число желающих получить степень MBA растет с каждым годом.
При принятии решений об инвестициях индивидуальные выгоды от MBA сопоставляются с издержками на его получение. Выгоды представляются таковыми: более высокие заработки в будущем, повышение социального статуса, расширение доступа к интересной, приятной и перспективной работе. Выпускники программы имеют возможность работать директорами информационных служб, системными аналитиками, ИТ-консультантами, проектировщиками и внедренцами сложных информационных систем, менеджерами проектов, организаторами инновационного бизнеса в сфере ИТ. К затратам (издержкам), сопровождающим процесс получения бизнес-образования относятся: - прямые затраты, включающие плату за обучение, проживание, учебники и т.д.; - упущенный заработок (доходы, которые человек мог бы получить за время обучения в бизнес-школе); - моральный ущерб, так как получение образования является трудным и часто неприятным занятием, а последующий поиск работы утомляет и истощает нервную систему.
Выгоды в будущем имеют меньшую ценность по сравнению с такими же выгодами, получаемыми сегодня. Люди склонны выше оценивать определенную сумму денег или набор благ в настоящее время, чем такую же сумму или набор благ в будущем. На этом основано положение о так называемом предпочтении благ во времени. Если дополнительные доходы использовать как инвестиции в физический капитал с целью получения прибылей в будущем, то и это лучше сделать раньше, чем позже.
Поэтому в любом случае будущие выгоды необходимо дисконтировать, приводя к одному моменту времени. В общем виде дисконтирование осуществляется по формуле дисконтирования доходов
(NPV): Dc=Dt/(1+r)t,
где Dc - сегодняшняя величина дохода; Dt - будущая величина дохода; i - текущая рыночная процентная ставка; t - число лет.
Выгоды от МВА представляют собой поток выгод во времени или сумму ежегодных выгод на предстоящий период трудовой деятельности после его получения. Для большинства людей основным стимулом инвестиций в МВА являются дополнительные доходы от него. Дисконтирование будущих доходов уменьшает их величину при приведении к настоящему моменту времени, поэтому суммарные дополнительные доходы, связанные с получением образования, должны превышать инвестиции в него.
Основными критериями оценки эффективности инвестиций в МВА (человеческий капитал) являются определение чистой текущей стоимости (NPV) и определение внутренней нормы отдачи.
Чистая приведенная ценность (net present value - NPV) - наиболее точная мера экономической ценности образования. Критерий NPV, то есть эффекта от образования, сводится к максимизации разницы между выгодами от образования и затратами на него:
Эффект=выгоды-затраты Внутренняя норма отдачи (q) от МВА есть норма дохода, которую можно ожидать при реализации образовательного инвестиционного проекта. Для эффективных инвестиций q должна превышать банковскую ставку процента по долгосрочным займам. Чем выше q, тем прибыльнее инвестиции в МВА.
Автор статьи приводит пример расчета инвестиционного проекта получения диплома МВА (первый подход по Капелюшникову). Он исходит из следующих предпосылок: финансовый директор крупного торгового холдинга решает получить диплом MBA. На данный момент его заработная плата составляет три тысячи долларов США. Процентная ставка (r) выбрана в размере 10%. За срок действия инвестиционного проекта по получению степени MBA принимается пять лет (диплом MBA производит на работодателей наибольшее впечатление в течение приблизительно пяти лет, после чего на человека начинает работать послужной список)
Расчет был произведен на основе параметров программы Чикагской школы (в долларах США). Результаты следующие:
Заработная плата за пять лет после получения МВА = 701 405 $
Оплачиваемые стажировки = 30 000 $
Итого доходы от МВА: 731 405 $ Прямые затраты = 96 000 $ Упущенный заработок за два года обучения = 72 000 $ Затраты на подготовку к получению МВА = 1545 $
Итого издержки 170 545 $
Отсюда получаем эффективность вложений = 731 405 $ - 170 545 $ = 560 860 $. Следовательно, получение степени МВА в данном случае является экономически эффективным поведением. Можно заключить, что низкий уровень оплаты труда работников на протяжении первых лет карьеры может служить не признаком бедности, а показателем затрат (в терминах упущенных заработков), связанных с инвестициями в человеческий капитал как в форме прохождения формальных программ повышения квалификации (МВА), так и в форме накопления опыта непосредственно в ходе работы. Наличие диплома MBA открывает прекрасные перспективы успешной карьеры за рубежом. Однако смена места работы тоже сопровождается определенными затратами, как материальными, так и моральными (временная потеря дохода, поиск новой работы, а иногда и переезд на новое место жительства и т.д.). Зато, если человек получит на новом месте более высокооплачиваемую работу, выгоды при этом будут иметь долгосрочный характер. Величину выгоды тоже можно рассчитать. Значительная часть затрат на смену страны, в которой человек работает, - это моральные затраты. Они связаны с потерей друзей и знакомых, выгод от деловых и личных связей, знаний, необходимых для работы, и окружающей обстановки. Человек отдаляется от родительского дома. Если же он успел завести семью, то не каждый работодатель согласится на оплату переезда и оформление виз его семье.
В основе МВА лежат общие инвестиции. Знание МВА обеспечивают повышение эффективности хозяйственной деятельности индивида при работе в любой из компаний, функционирующей в отрасли управления бизнесом. Кроме того, полученные знания в какой-то мере способствуют познанию работником самого себя и собственных возможностей.
Выводы
Акцент в статье Капелюшникова делается на анализе преобразований в тех сферах, в которых применима теория человеческого капитала. К числу наиболее перспективных направлений приложения теории человеческого капитала относятся исследования процессов перераспределения богатства между поколениями, затрагивающие широкий спектр как экономических, так и демографических вопросов (в частности, изучение зависимости между уровнем дохода семей и количеством детей).
В сфере изучения проблем неравенства доходов теория человеческого капитала не только обеспечила качественный сдвиг в анализе ряда специфических вопросов (таких, как эволюция структуры ставок заработной платы, дискриминация в оплате труда, выбор места работы в зависимости от краткосрочных и долгосрочных перспектив получения дохода), но и привела к пересмотру некоторых традиционных представлений о возможности эмпирической оценки неравенства доходов в обществе.
Применительно к анализу макроэкономических процессов положения теории человеческого капитала нашли отражение в эмпирических исследованиях, ориентированных на выявление источников экономического роста, а также в создании формальных моделей, анализирующих влияние эндогенного процесса накопления человеческого капитала на хозяйственное развитие.
Наряду с возможностью получения важных теоретических выводов теория человеческого капитала позволяет рассматривать прикладные проблемы государственной политики.
Она используется, в частности, для анализа эффективности распределения государственных ресурсов на цели поддержки системы образования, рассмотрения влияния государственной социальной политики на стимулы к получению образования, разработки мер компенсации потерь индивидов от обесценения человеческого капитала (вызванного изменением конъюнктуры в отдельных сферах экономики), программ переквалификации работников, занятых в стагнирующих отраслях и т.д.
Список использованной литературы
1. Сколько стоит получить образование MBA?
2. http://magistr.biz/2007/11/27/skolko-stoit-poluchit-obrazovanie-mba.html
3. Капелюшников Р.И. «Теория человеческого капитала».