Терроризм, его причины и влияние на общество
СОДЕРЖАНИЕ: Введение Тема данного реферата терроризм, его причины и влияние на общество. В последнее время усилилась боязнь просто собираться большими группами в местахВведение
Тема данного реферата терроризм, его причины и влияние на общество. В
последнее время усилилась боязнь просто собираться большими группами в местах
массового скопления людей. Самой последней причиной тому служит захват
заложников во время показа мюзикла «Норд-Ост» в театральном центре в Москве.
Мнения людей о том, какой должна быть политика государства в этом
направлении, также различны. С одной стороны, многие считают, что
единственным решением может быть усиление полицейского режима и активные
антитеррористические действия. С другой стороны, многие не приемлют таких
средств, после которых гибнут мирные жители. Ведь гибель множества
заложников, после освобождения из «Норд-Оста» это вина не террористов, а
спецслужб.
Нечнём с определений. Терроризм – разновидность политического экстремизма в
его крайнем насильственном варианте. Согласно принятому в американской
политологии понятию, терроризмом является «угроза или использование насилия в
политических целях отдельными лицами или группами, которые действуют как на
стороне, так и против существующего правительства, когда такие действия
направлены на то, чтобы оказать влияние на большее число людей, чем
непосредственные жертвы».
Причины терроризма
Терроризм имеет в качестве культурного основания нигилизм – отказ от общей
этики.
Неверно считать, что в основе экстримизма и терроризма в странах Третьего
мира лежит бедность, нищета масс населения. Это – лишь, питательная среда, а
также удобный предлог. Было бы наивно представлять террориста как доведенного
до полного отчаяния и безысходности человека, который, будучи более не в
силах терпеть лишения и страдания своих собратьев, в приступе ярости
спонтанно хватается за оружие.
Переломные периоды закладывают предпосылки для экстремизма тем, что
значительно повышают интерес людей, испытывающих фрустрации и депрессии, к
историческим традициям. Традиционализм же, доведенный до своего логического
конца, выступает основной предпосылкой различных проявлений такого
радикального идеологического течения, как фундаментализм. Например, в
постсоветский период позитивной самоутверждение русских осуществлялось
главным образом за счет реанимации традиционных национальных ценностей и
символов, а также мифологизации и героизации прошлого своего народа. Рост
традиционализма усиливает стремление людей к культурной изоляции,
обусловливает рост ксенофобий (боязнь чужого), вызывает противоречия в
развитии, препятствую процессам модернизации и глобализации.
Порождающими экстремизм могут быть незавершенная урбанизация, специфические
формы индустриализации, изменения этнодемографической структуры общества,
особенно в условиях бурных нерегулируемых миграционных процессов.
Влияние СМИ на терроризм
Главный вывод, давно сделанный учёными: терроризм возник вместе со СМИ и
связан с ними неразрывно. Современный терроризм – родной брат телевидения. Он
не имел бы смысла, если бы его результаты телевидение не доносило бы в каждый
дом. Сегодня телевидение России – соучастник террористов, оно вдумчиво и
творчески делает именно то, что требуется террористам – рассказывает о них и
показывает результаты их деятельности.
Это приводит к интересным эффектам массового поведения. Давно установлен один
из феноменов СМИ – у созданной с их помощью славы нет знака «плюс» или
«минус». Поэтому террористы становятся такими же телевизионными героями, как
и спортсмены или звёзды шоу-бизнеса, а героям принято подражать. Отсюда –
эпидемии подражательного поведения, охватывающие общество почти сразу же
после резонансных событий, широко освещаемых СМИ.
Таким образом, проблема определения роли и места СМИ в борьбе с терроризмом
(а позиция «стороннего наблюдателя» для них в кризисных ситуациях вряд ли
уместна) требует участия в её разрешении как редакторов и журналистов, так и
юристов, в конце концов – всего общества, которое сейчас всё чаще становится
коллективным заложником в руках террористов.
Если бы СМИ не освещали так называемые «символические» акты, то подобные
акции потеряли бы всякий смысл.
Помимо массового подражания широкое освещение деятельности террористов в СМИ
вызывает и другие социально-психологические эффекты. Например, Бен Ладен
сегодня стал одним из секс-символов мирового уровня.
Работа СМИ по освещению действий террористов таит в себе и другие опасности:
· Своего рода «возвеличивание» преступников и их действий (в
зависимости от того какое место отводилось им в публикациях)
· Опасность вызвать к активной деятельности подражателей
· Возможное влияние интервью с преступниками на проводимые полицией
переговоры
· Взятие интервью у детей – жертв террористов
· Постоянное рассекречивание размещения, численности и оснащения
полиции, пытающейся разрешить инцидент
· Ненужное травмирование родных и близких жертв
· Потенциальное воздействие на ход предстоящего судебного процесса
Разумеется, террористические организации существовали и задолго до появления
телевидения и вообще средств массовой информации – тогда количество людей,
читавших газеты, было вообще ничтожно. И в те времена террористы учитывали
демонстрационный эффект: они стремились воздействовать не столько на
население в целом, сколько на государство, точнее на его правящие круги,
которым они объявляли войну. Это объясняется тем, что «старый» терроризм
носил классовый или псевдоклассовый, довольно узкий политический характер:
достаточно вспомнить российских народовольцев и эсеров. После первой мировой
войны на первый план вышли этнические мотивы терроризма.
Ярким примером терроризма, имеющего яркую этническую окраску, может служить
«время беспорядков» (Troubles), как называют в Северной Ирландии длящуюся там
десятилетия междоусобную войну, в которой с жестокостью и беспощадностью
убивают друг друга так называемы paramilitaries с обеих сторон – католическая
Ирландская республиканская армия и отряды протестантов лоялистов.
Цели терроризма
Страх терроризма активно используется для внедрения в массовое сознание
«образа врага». Например, образ «исламского террора» служит для побуждения
объединения Запада в противовес Юго-Восточной «Террористической угрозе». С
его помощью одновременно раскалывают и исламский мир, деля его государства на
«террористические» и «нетеррористические».
Страх перед террором – эффективный инструмент борьбы за изменение
общественного мнения в пользу расширения спецслужб, их полномочий и
финансирования.
На Западе всё чаще поговаривают о том, что терроризм – неизбежная оборотная
сторона возрастающих гражданских свобод, которые желательно ограничить.
Появившийся на Западе термин «полицейская демократия» быстро теряет в глазах
общества свой отрицательный смысл на фоне умело нагнетаемого СМИ страха.
Процесс группового манипулирования, делится на три стадии:
· Первая стадия – «эмоциональная актуализация ксенофобий». Такая
психологическая обработка, осуществляемая с помощью специальной литературы и
средств массовой информации, направлена на то, чтобы задеть наиболее
чувствительные струны человеческой психики, затрагивающие честь и личное
достоинство каждого представителя данной религиозной группы или этноса.
· Вторая стадия – «практическая ориентация групп». Массовое сознание
(«соотечественников» или «единоверцев»), разогретое пропагандой «народного
возмущения», направляется на конкретные свершения с помощью привлекательных
политических целей, программ.
· Третья стадия – намеченные к реализации цели, конкретные программные
установки и практические шаги должны быть морально санкционированы
господствующим в данной среде общественным мнением, после чего любые акции
этого национального движения, даже если они сопряжены с неминуемыми
беспорядками и кровопролитием, заведомо будут восприниматься как нравственно
оправданные, отвечающие высшим интересам нации или конфессии.
Международный терроризм
Именно этот вид терроризма, выходящий за локальные рамки, и признан сегодня,
пожалуй, главной опасностью, угрожающей человечеству в наступившем столетии.
И приходится констатировать, что в этой сфере террористической деятельности
преобладает то, что обычно – и неправильно – называют «исламским
терроризмом». Употребить эту формулировку – примерно то же, что называть
колонизацию Африки в XIXв. «христианской колонизацией» на том основании, что
государства-колонизаторы были христианскими.
Подавляющее большинство людей вообще ничего не знают об исламе, а интерес к
этой религии по понятным причинам в последнее время быстро растёт, и всё шире
распространяется миф об особой воинственности, чуть ли даже не кровожадности
ислама, якобы требующего от своих последователей беспощадной борьбы с
«неверными», то есть с иноверцами.
Неправильно винить ислам в преступлениях, совершаемых якобы во имя этой
религии. И всё же - факт остаётся фактом: наиболее безжалостные, массовые,
«глобальномасштабные» акты террора совершаются людьми, называющими себя
мусульманами, и оправдываются учением ислама.
Религиозный экстремизм
В конце 70-х - начале 80-х годов в мусульманском мире наметилась тенденция к
усилению позиций исламского экстремизма и фундаментализма, что в целом было
обусловлено общей политизацией ислама (равно как и исламизацией политики).
Усилению позиции ислама в странах мусульманского Востока способствовал также
ряд объективных факторов:
1) Особую роль сыграли изменения геополитической ситуации в мире в целом
после распада мировой социалистической системы и СССР. Усиления позиции США в
качестве единственного мирового «гегемона» стали также своего рода
катализатором отхода от европейских образцов и поиска путей самобытного
развития.
2) Конфликт различных типов цивилизаций – мусульманской и европейской,
проявившийся практически во всех сферах мусульманского общества и показавший
невозможность слепого копирование западного общества на исламскую почву.
Исторически большинство стран Ближнего Востока переживают в настоящее время
сложный этап. Недавний опыт прошедших десятилетий показал несостоятельность
заимствование как «капиталистического», так и «социалистического» путей
развития, неприемлемость их механического копирования.
3) Современная социально-экономическая ситуация в странах Арабского Востока
характеризуется рядом общих особенностей: аграрное перенаселение и наличие
большого количества не задействованных в сельском хозяйстве рабочих рук;
слишком быстрая урбанизация городов за счёт выходцев из деревень;
невозможность обеспечить работой городское население, рост безработицы;
сильное имущественное расслоение в обществе.
Говоря о современном исламском терроризме и его угрозе, необходимо
подчеркнуть, что основной и непосредственной причиной развития терроризма в
регионе следует считать распад социалистической системы и развал Советского
Союза. В результате распада СССР с предшествовавшим ему банкротством идей
социализма во многих государствах Ближнего и Среднего Востока (Египет, Ирак,
Сирия, Ливия, Афганистан и др.), идеологический вакуум там, а затем и в
мусульманских регионах России быстро стал заполняться исламом. Последний
предстает прежде всего в его самой воинствующей форме — в форме радикального
ваххабизма, требующим с помощью священной войны вернуть мусульманский мир к
халифату. Фиксируя активизацию ислама на мусульманском Востоке и в России,
эксперты отмечают, что ислам, которому присуще враждебное отношение к
либеральным ценностям и который может привести только к тирании и обнищанию,
стремится заполнить вакуум, образовавшийся после коллапса коммунизма.
Основной целью исламского радикализма является изменение места и роли религии
в жизни общества, в результате чего представители данного течения отвергают
господствующую идеологию, политическую практику существующего светского
режима и государственное устройство как не соответствующее нормам
мусульманской религии.
Таким образом, исламские экстремисты преследуют следующие цели: установление
в обществе основ исламского теократического государства, введение в
общественную практику норм шариата и, наконец, восстановление халифата в
качестве единого государственного образования всех мусульман.
Как свидетельствует обширная мировая практика, радикальный ислам не
остановится в фиксированных границах географического проживания определенной
общности мусульман, поскольку для них заветная мечта состоит в объединении
всей мусульманской уммы мира в рамках единого политического государственного
образования - халифата. В этом случае неизбежным представляется процесс
растекания исламской радикальной идеологии и практики на другие
мусульманские территории, как в рамках России, так СНГ и других государств
мира.
Может ли не быть терроризма?
В публицистике и научной литературе распространены попытки напрямую увязать
рост политического экстремизма с бедностью, социальным неблагополучием и
низким культурным уровнем неких региональных, этнических или религиозных
групп. Однако в замкнутых, застойных обществах, например у бушменов Южной
Африки или у индейцев майя в Мексике, находящихся на крайне низких уровнях
экономического и социального развития, нет ничего похожего на политический
экстремизм, а тем более терроризм. Вместе с тем эти явления заметны в
обществах, вступивших на путь трансформаций, и концентрируются в социальных
слоях социума, характеризующихся причудливым сочетанием традиционных и новых
черт культуры, неполным изменением статуса и условий жизни. Проявления
экстремизма нарастают в периоды начавшихся, но не завершенных исторических
перемен, модернизаций.
Заключение
Сейчас появляется особая, новая функция террористических актов. Классический
терроризм всегда был формой шантажа властей или мирового сообщества и открыто
(и даже демонстративно) выдвигал свои требования, например, выплатить выкуп,
освободить из тюрем единомышленников, прекратить военные действия и т.п. Но в
последнее время все чаще совершаются анонимные террористические акты с
неявными целями. Одной из них может быть сплочение или расширение собственных
рядов в ответ на спровоцированные акции возмездия. В этом случае государство
(или группа государств), проводя подобные акции, играет по сценарию,
навязанными ему (или им) экстремистами.
По мнению Хантингтона, «главная проблема, стоящая перед Западом – это не
исламский фундаментализм, - это ислам, иная цивилизация, народы который
убеждены в превосходстве своей культуры и удручены тем, что их мощь гораздо
ниже. А проблема для ислама – это Запад, иная цивилизация, народы которой
убеждены в универсальном характере своей культуры и полагают, что их
превосходящая, пусть и уменьшающаяся мощь налагает на них обязанность
распространять эту культуру по всему миру».
Использованная литература
1. «Страх терроризма» http://psyfactor.by.ru/terror.htm 10.12.02 (По
материалам книги С. Кара-Мурзы «Манипуляция сознанием» М., 2001)
2. Мирский Г. Дракон встаёт на дыбы//Мировая экономика и международные
отношения. – 2002. – №3.
3. Паин Э. А. Социальная природа экстремизма и терроризма//Общественные
науки и современность. – 2002. - №4.
4. Хорос В. «Крона», «корни» и «климат» терроризма// Мировая экономика и
международные отношения. – 2002. – №3.
5. Хлобустов О. Средства массовой информации и насилие в
обществе//Власть. – 1999. - №10.
6. Рыбаков В. К вопросу о терроризме, или две стороны одной медали//
Мировая экономика и международные отношения. – 2002. – №3.