Тестирование знаний, умений, навыков на старшем этапе обучения

СОДЕРЖАНИЕ: Содержание Введение ...3 Глава 1. Проблемы педагогического контроля в общеобразовательной школе …5-7

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3

Глава 1. Проблемы педагогического контроля в общеобразовательной школе…………………………………………………………………………………5-7

1.1 . Виды и формы педагогического контроля………………………………………5

Глава 2. Тестирование как объективная и эффективная форма контроля знаний, навыков и умений учащихся………………………………………………………..7-9

2.1. История и возможности тестирования в учебном процессе…………………...7

2.2. Методические аспекты использования тестирования для текущего контроля знаний и умений учащихся…………………………………………………………....9

2.3. Тестирование как метод эффективного контроля ЗНУ владения иностранным языком ………………………………………………………………………………...11

2.3.1. Достоинства и недостатки тестирования ЗНУ на уроках иностранного языка

………………………………………………………………………………………….12

2.3.2. Требования и правила составления тестов…………………………………..14

2.3.3. Основные принципы тестирования навыков и умений как основа для создания и эффективного применения тестов в процессе обучения……………………………………………………………………………….17

2.4. Клоуз-тест как средство контроля при обучении иностранному языку……...20

Глава 3. Технология разработки тестовых заданий для контроля ЗНУ на старшем этапе обучения в средней школе…………...…………………………………….24-30

3.1 Примеры тестовых заданий, предполагающие контроль навыков владения активной лексикой и грамматикой…………………………………………………..24

3.2 Примеры тестовых заданий, предполагающие контроль умения восприятия иноязычной речи на слух……………………………………………………………..27

3.3 Примеры тестовых заданий, предполагающие контроль умения изучающего и ознакомительного чтения…………………………………………………………….30

Заключение……………………………………………………………………………31

Библиография…………………………………………………………………………33


Введение

Интерес к изучению иностранного языка во всех странах мира значительно возрос. Это диктуется законами и темпами развития мировой экономической системы, а также целями и задачами развития системы образования в целом. В связи с этим встаёт вопрос о качестве обучения иностранному языку. Множество учебных заданий даётся учащимся в основном в виде вопросов, задач и упражнений. Однако наиболее качественным и объективным способом оценивания различных видов речевой деятельности в иностранном языке является тест.

Кроме того тестирование – это рациональный приём, который облегчает и ускоряет самостоятельную работу учащихся над языком. Самостоятельная работа является важным средством развития познавательной деятельности учащихся, совершенствования, закрепления и практического применения знаний. Она является неотъемлемой частью урока, способствует формированию устойчивых и осознанных знаний, даёт возможность каждому учащемуся работать в доступном ему темпе, с постепенным переходом от одного уровня развития знаний к другому. Тестирование даёт время на осознание того, насколько усвоен материал, то есть учащийся сам может корректировать систему своего обучения.

Теоретическая значимость исследования подтверждается следующим:

- были разработаны различные тесты для контроля ЗУН учащихся, позволившие повысить мотивацию и качество обучения.

- происходило повышение уровня самоконтроля и самоанализа, познавательной активности, формирование профессиональных и личностных качеств ученика, (внимательность, сосредоточенность, целеустремленность и другие.)

- доказана эффективность использования тестовых форм работы для развития умений самостоятельной работы.

Практическая значимость исследования подтверждается следующим:

- тестирование ЗУН позволило осуществлять эффективный контроль с быстрым получением результатов.

- Сконструированы тесты контроля ЗУН учащихся 11-х классов по технологии, проверены на валидность и надежность;

- проверка знаний с помощью разноуровневых заданий дала возможность избежать многих трудностей, связанных с учётом индивидуальных особенностей типов личности и познавательных стилей учеников.

Цель данного исследования заключалась в теоретической разработке и применении на практике разноуровневых тестов для контроля знаний, навыков и умений учащихся.

На основе выделенной цели были поставлены следующие задачи:

- изучить состояние литературы по данной теме;

- исследовать структуру, содержание и другие аспекты тестирования ЗУН на старшей ступени обучения;

- разработать дидактические тестовые задания для контроля навыков и умений по иностранному языку;

- изучить и обобщить рекомендации по широкому и эффективному применению тестов в процессе обучения и контроля.

В структуру данной работы входят:

1) рассмотрение методических аспектов использования тестирования для контроля знаний учащихся;

2) изучение возможностей применения тестов в процессе обучения учащихся основным видам речевой деятельности;

3) установление достоинств и недостатков, а также требований к проведению тестового контроля умений учащихся;

4) разработка тестовых заданий различных видов, позволяющих осуществлять наиболее полно функции эффективности и объективности контроля на уроках немецкого языка. Примеры тестовых заданий даны по темам 11-го класса:

a) Freizeit und Aktivitten.

b) Hervorragende Menschen Deutschlands.

1. Проблемы педагогического контроля в общеобразовательной школе.

1.1 Виды и формы педагогического контроля.

Методы обучения в их традиционных вариантах иногда подразделены на методы преподавания, методы учения и методы контроля.

Педагогический контроль выполняет целый ряд функций в педагогическом процессе: оценочную, стимулирующую, развивающую, обучающую, диагностическую, воспитательную функции и др.

Процесс контроля это одна из наиболее трудоемких и ответственных операций в обучении, связанная с острыми психологическими ситуациями, как для учащихся, так и для преподавателя. С другой стороны его правильная постановка способствует улучшению качества подготовки специалистов.

В сложившемся педагогическом процессе различают несколько видов контроля: текущий, тематический, промежуточный, итоговый и выпускной /8/.

Систему контроля образуют экзамены и зачеты, устный опрос, контрольные работы, коллоквиумы, рефераты, семинары, лабораторные работы, отчеты по производственной практике. Такие методы контролирования успеваемости учащихся и студентов в настоящее время используют большинство учебных заведений. Выбор форм контроля зависит от цели, содержания, методов, времени и места /6/.

Перечисленные методы диагностирования успеваемости учащихся имеют определенные недостатки. Рассмотрим некоторые из них.

1) Могут возникать трудности, связанные с особенностями преподавательской работы:

- довольно часто проявляются несовпадение требований разных преподавателей, отличия в их уровне строгости при оценке одного и того же ответа;

- различие в профессиональной квалификации;

- при организации текущих проверок знаний большого числа студентов, когда оценивание проводится, главным образом, лишь по формальным критериям, наблюдается загруженность преподавателя рутинной мало творческой работой, связанной с большим объемом информации, которую требуется подготовить, обработать и проанализировать за относительно короткий промежуток времени;

- возможная небеспристрастность преподавателя (по психологическим и иным причинам) к оценке ответов некоторых студентов;

- иногда оценки, выставляемые студентам, оказываются недостоверными из-за опасения преподавателя, что они будут использованы для оценивания работы самого преподавателя.

2) Трудности, связанные со спецификой традиционной формы проверки знаний. Сюда относятся такие формы, как отсутствие четко сформулированных стандартов знаний и конкретно очерченных объемов умений, достаточных для каждой положительной оценки (часто преподаватель мучается с вопросом: «Какую оценку поставить - неудовлетворительно или все же можно оценить как удовлетворительно?»)

3) Трудности, связанные с учащимися: использование шпаргалок, списывание, взаимопомощь на контрольной работе, что искажает достоверность оценки знаний студентов и мешает преподавателю объективно взглянуть на качество своей педагогической работы.

4) Отсутствие объективных критериев оценки и эффективных механизмов сравнения результатов обучению данному предмету.

На современном этапе при оценке знаний учащихся перечисленные проблемы в большей степени решаются использованием такой универсальной и объективной формы контроля, как тестирование. Тестовый контроль - это специально разработанная научно-оптимизированная процедура, позволяющая максимально объективно оценивать уровень достижения обучающегося. Тестирование вводит в ПК, педагогику процедуру измерения. Задача количественного описания качественных признаков в педагогических явлениях решается посредством измерений. Особая наука квалиметрия ( от латинскогоqualio - какой и греческого metreo- меряю)- наука об измерениях качества любого объекта, свойства, действия, операции - позволяет объективизировать важнейшие составляющие образовательного процесса, включая аттестацию обучающихся, и ввести образовательные стандарты. Тестовый контроль использует процедуры оценивания, в которых роль человека, осуществляющего его минимальна.

Программированный контроль стал органической частью учебного процесса, незаменимым средством обеспечения обратной связи от учащегося к преподавателю. Обучение стало дифференцированным, каждый приступает к изучению нового материала независимо от других только после усвоения предыдущего. В случае неправильного ответа учащийся возвращается к повторному изучению тех разделов предмета, которые остались неусвоенными, тем самым индивидуализируется темп обучения. Однако, ввиду отсутствия материально-технической базы во многих школах программированный контроль не получил всеобщего распространения.

2.1. История и возможности тестирования в учебном процессе.

Качество обучения напрямую зависит от количества, глубины, своевременности и объективности оценки получаемых знаний. Грамотно составленные тесты позволяют определять уровень усвоения знаний и степень формирования навыков в процессе обучения.

Применение диагностических тестов в зарубежных школах имеет давнюю историю. Признанный авторитет в области педагогического тестирования Э. Торндайк (1874—1949) выделяет три этапа внедрения тестирования в практику американской школы:

1. Период поисков (1900—1915). На этом этапе происходило осознание и первоначальное внедрение тестов памяти, внимания, восприятия и других, предложенных французским психологом А. Бинэ. Разрабатываются и проверяются тесты интеллекта, позволяющие определять коэффициент умственного развития.

2. Последующие 15 лет — годы «шума» в развитии школьного тестирования, приведшие к окончательному осмыслению его роли и места, возможностей и ограничений. Были разработаны и внедрены тесты О. Стоуна по арифметике, Б. Зекингема для проверки правописания, Э. Торндайка по диагностике большинства школьных предметов. Т. Келли разработал способ измерения интересов и наклонностей обучаемых (при изучении алгебры), а Ч. Спирмен предложил общие основы использования корреляционного анализа для стандартизации тестов.

3. С 1931 г. начинается современный этап развития школьного тестирования. Поиски специалистов направляются на повышение объективности тестов, создание непрерывной (сквозной) системы школьной тестовой диагностики, подчиненной единой идее и общим принципах, созданию новых, более совершенных средств предъявления и обработки тестов, накопления и использования диагностической информации.

Напомним в связи с этим, что педагогика, развившаяся в России в начале века, безоговорочно приняла тестовую основу объективного школьного контроля.

После известного постановления ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса» (1936) были ликвидированы не только интеллектуальные, но и безобидные тесты успеваемости. Попытки возродить их в 70-х годах ни к чему не привели. В этой области наша наука и практика значительно отстали от зарубежной.

В школах развитых стран внедрение и совершенствование тестов шло быстрыми темпами. Широкое распространение получили диагностические тесты успеваемости, использующие форму альтернативного выбора правильного ответа из нескольких правдоподобных, написания очень краткого ответа (заполнения пропусков), дописывания букв, цифр, слов, частей формул и т. п. С помощью этих несложных заданий удается накапливать значительный статистический материал, подвергать его математической обработке, получать объективные выводы в пределах тех задач, которые предъявляются к тестовой проверке.

Проблема соотношения устных и письменных форм контроля разрешается в большинстве случаев в пользу последних. Считается, что хотя устный контроль больше способствует выработке быстрой реакции на вопросы, развивает связную речь, он не обеспечивает надлежащей объективности. Письменная проверка, обеспечивая более высокую объективность, кроме того, способствует развитию логического мышления, целенаправленности: обучаемый при письменном контроле более сосредоточен, он глубже вникает в сущность вопроса, обдумывает варианты решения и построения ответа. Письменный контроль приучает к точности, лаконичности, связности изложения мыслей.

До революции в нашей стране существовала шестибалльная система оценки знаний с баллами от нуля до пяти. В 1918 г. оценка «0» была упразднена. Но постепенно и оценка «1» стала использоваться все реже, а начиная с 50-х годов все меньше стала использоваться и оценка «2». Пятибалльная система оценок фактически превратилась в трехбалльную, а для большинства обучаемых, которые не могут учиться на «4» и «5», эта шкала стала двухбалльной. Такая оценочная система очень слабо стимулирует учебный труд, «ступенька» между тройкой и четверкой непреодолима для большинства обучаемых.

Однако многие педагоги использовали «дополнения» к обычной пятибалльной шкале в виде знаков «плюс», «минус». Реально получается три градации пятерки («пять с плюсом», «пять», «пять с минусом»), три градации четверки (аналогично), три градации тройки и двойки. Получается типичная десятибалльная шкала оценок, которая используется в настоящее время.

2.2 Методические аспекты использования тестирования для текущего контроля знаний и умений учащихся. К настоящему времени в школьной практике проверки знаний учащихсясложились две основные формы контроля: устный опрос и письменная работа.Каждая из них, имея определенные положительные стороны, обладает и целымрядом существенных недостатков. Так, устный опрос является выборочнойформой контроля знаний отдельных учащихся, отнимающей значительный объем драгоценного времени от урока. Письменная работа чрезвычайно трудоемка и неоперативна. Зачастую преподаватель, не успев справиться с проверкой работучащихся, начинает следующий урок без информации о том, какие разделыпредыдущего материала не были усвоены учениками в достаточной степени. Ктому же оба этих метода не избавлены от негативных проявлений, связанных снеобъективной оценкой знаний. Свободной от этих недостатков является форма контроля в видетестовых заданий. Она может с успехом применяться для текущей проверкизнаний. Тогда, оперативно проверив работы, преподаватель сможетсвоевременно откорректировать изложение материала следующего урока, уделивбольше внимания слабо усвоенным разделам. Отсутствие трудоемкой проверкиписьменных работ позволяет достаточно часто проводить контрольныемероприятия, создавая у учащихся ощущение тотального контроля знаний.Система тестовых заданий имеет и еще одно достоинство, так как позволяетизбавиться от психологических проблем, связанных с проецируемой на ученикаистинной или мнимой Педагогический опыт показал, что в сочетании с другими видамипроверки, использование тестовых заданий является весьма эффективныминструментом, стимулирующим подготовку учащихся к каждому уроку иповышающим мотивацию к изучаемому предмету. Устные же формы контролянаиболее целесообразно применять при проведении зачетов, коллоквиумов иэкзаменов. При этом важно отметить, что отсутствие оценки ответа ученика навопрос, заданный во время урока, снимает психологическое давление боязниневерного ответа и позволяет проводить обсуждение вопроса в творческойатмосфере. Среди различных видов письменного контроля в старшей школехорошо зарекомендовали себя такие формы, как большое домашнее задание поцелому разделу (БДЗ), подготовка рефератов и докладов по отдельным темам. Успешное и эффективное применение методов тестирования целикомзависит от двух основных факторов. Во-первых — это отсутствие доступапосторонних к данным, содержащим информацию о правильных ответах. Но нельзязабывать о том, что инициативные группы учащихся могут восстановить таблицуправильных ответов к предложенным вариантам тестовых заданий, и обменятьсяполученными данными с учениками других классов. Поэтому не рекомендуетсяиспользовать одни и те же варианты тестов в различных классах. Во-вторых, это качество тестовых заданий. К сожалению, некоторыепреподаватели считают, что если придумать вопрос и пять ответов к нему, тотест готов. Подобный подход, а также отсутствие учета целого рядаособенностей при составлении тестовых заданий приводят к ошибкам. При этомдостоверность информации по успеваемости, полученной на основании этихтестов, значительно снижается. Встречаются варианты, которые наряду сошибками в фактическом материале содержат неоднозначное толкование вопросови предлагаемых ответов, повторяющиеся или однотипные вопросы, некорректныеформулировки. Очень часто очевидность приводимых неверных ответов стольявственна, что тестируемому не составляет труда угадать правильный ответметодом исключения неверных вариантов.Необходимость расширения интенсивных форм проверки подтверждаетсятакже многолетними наблюдениями и опросами учащихся, позволяющими сделатьвывод о том, что регулярность и основательность их подготовки к каждомузанятию находятся в прямой зависимости от наличия и глубины проводимыхконтрольных мероприятий. Очевидно, что в подобных случаях интенсивный ивсеохватывающий контроль является мощным инструментом, помогающим учащимся в освоении изучаемых дисциплин. 2.3. Тестирование как метод эффективного контроля ЗНУ владения иностранным языком. В литературе встречается следующее определение тестов.Тесты - это достаточно краткие, стандартизированные или не стандартизированные пробы, испытания, позволяющие за сравнительно короткие промежутки времени оценить преподавателями результативность познавательной деятельности учащихся, т.е. оценить степень и качество достижения каждым учащимся целей обучения (целей изучения).Тесты предназначены для того, чтобы оценить успешность овладения конкретными знаниями и даже отдельными разделами учебных дисциплин, и являются более объективным показателем обученности, чем оценка.Использующиеся в процессе обучения иностранному языку дидактические тесты отличаются от тестов других видов, например психологических тестов (способностей, интеллекта). Их отличие от тестов способностей состоит, во-первых, в том, что с их помощью изучают успешность овладения конкретным, ограниченным определенными рамками, учебным материалом, например, лексико-грамматическим материалом по определённой теме. Во-вторых, различие между тестами определяются целями их применения. Дидактические тесты применяются для оценки успешности овладения конкретными знаниями с целью определения эффективности программ, учебников и методов обучения, особенностей работы отдельных учителей, педагогических коллективов и т.д., т.е. с помощью этих тестов диагностируют прошлый опыт, результат усвоения тех или иных дисциплин или их разделов.Вместе с тем нельзя отрицать, что дидактические тесты также могут в определенной степени предсказывать темпы продвижения учащегося в той или иной дисциплине, поскольку имеющийся на момент тестирования высокий или невысокий уровень овладения знаниями не может не отразиться на дальнейшем процессе обучения.Для того, чтобы правильно ответить на вопросы, входящие в тесты, направленные на контроль ЗУН учащихся, необходимы знания конкретных фактов и др. По форме проведения тесты могут быть индивидуальными и групповыми, устными и письменными, бланковыми, предметными, аппаратурными и компьютерными, вербальными и невербальными. Если тестирование проводится с одним испытуемым, то такие тесты носят название индивидуальных, если с несколькими – групповых.Тестирование широко используется в учебных заведениях для тематического, промежуточного и итогового контроля знаний, а также для обучения и самоподготовки учащихся.

2.3.1. Достоинства и недостатки тестирования ЗНУ на уроках иностранного языка.

Преимущества тестового контроля заключаются в следующих позициях:

- Снятие затруднений интеллектуального характера, связанного с индивидуальными познавательными стилями и стратегиями личности: запоминанием излагаемого материала, анализом материала для изучения;

- Учет индивидуальных особенностей типов личности: экстраверты, интроверты, сенсорные, интуитивные, думающие, чувствующие, организованные, спонтанные;

- Учет гендерных особенностей учащихся;

- Быстрота осуществления контроля;

- Гибкость;

- Высокая точность оценки;

- Систематизация среза знаний;

- большая объективность и, как следствие, большее позитивное стимулирующее воздействие на познавательную деятельность учащегося;

- исключается воздействие негативного влияния на результаты тестирования таких факторов как настроение, уровень квалификации и др. характеристики конкретного преподавателя;

- ориентированность на современные технические средства на использование в среде компьютерных (автоматизированных) обучающих систем;

- универсальность, охват всех стадий процесса обучения.

Отметим другие достоинства. Тестированный опрос многофункционален. Он позволяет быстрее понять, как дальше работать с данным учащимся, кроме того он позволяет соблюдение времени, более единообразные условия проведения, возможность обработки данных на ЭВМ и др.

Основным недостатком групповых тестов является снижение возможностей у экспериментатора добиться взаимопонимания с испытуемыми, заинтересовать их. Кроме того, при групповом тестировании затруднен контроль функционального состояния испытуемых, таких, как тревожность, утомление и др. Иногда для того, чтобы понять причины низких результатов по тесту какого-либо студента, следует провести дополнительное индивидуальное собеседование. Индивидуальные тесты лишены этих недостатков.

Возможно возникновение и других трудностей. Довольно часто встречается значительный субъективизм в формировании содержания самих тестов, в отборе и формулировке тестовых вопросов, многое также зависит от конкретной тестовой системы, от того, сколько времени отводится на контроль знаний, от структуры включенных в тестовое задание вопросов и т.д.

Но, не смотря на указанные недостатки тестирования, как метода педагогического контроля, его положительные качества во многом говорят о целесообразности использования такой технологии в учебных заведениях.

2.3.2. Требования и правила составления тестов.

Слово «тест» английского происхождения и на языке оригинала означает «испытание», «проверка». Тест обученности — это совокупность заданий, сориентированных на определение (измерение) уровня (степени) усвоения определенных аспектов (частей) содержания обучения.

Правильно составленные тесты обученности должны удовлетворять ряду требований. Они должны быть:

относительно краткосрочными, т. е. не требовать больших затрат времени;

однозначными, т. е. не допускать произвольного толкования тестового задания;

правильными, т. е. исключать возможность формулирования многозначных ответов;

относительно краткими, требующими сжатых ответов;

информационными, т. е. такими, которые обеспечивают возможность соотнесения количественной оценки за выполнение теста с порядковой или даже интервальной шкалой измерений;

удобными, т. е. пригодными для быстрой математической обработки результатов;

стандартными, т. е. пригодными для широкого практического использования — измерения уровня обученности возможно более широких контингентов обучаемых, овладевающих одинаковым объемом знаний на одном и том же уровне обучения.

При разработке тестов важно, насколько они соответствуют запроектированным целям обучения, образования, развития обучаемых. Важнейшими критериями диагностических тестов обученности являются действенность (валидность, показательность), надежность (вероятность, правильность), дифференцированность (различимость).

Термин «действенность» имеет, как минимум, два синонима — валидность (от англ. valid — имеющий значение, ценный) и показательность, представительность, трактуемые так же, как репрезентативность. Всегда имеется в виду, что составитель теста обязан тщательно изучить все разделы учебной программы, учебные книги, хорошо знать цель и конкретные задачи обучения. Лишь тогда он сможет составить тесты, которые будут действенными для определенной категории обучаемых.

Четкая и ясная постановка вопроса в пределах освоенных знаний — неотъемлемое условие действенности теста. Если тест выходит за пределы освоенного содержания или же не достигает этих пределов, то он не будет действенным для тех обучаемых, которым он адресован. Величина 0,7—0,9 свидетельствует о высокой действенности тестов обученности. Если же коэффициент корреляции не достигает 0,45—0,55, то действенность теста считается неудовлетворительной.

Степень надежности характеризуется стабильностью, устойчивостью показателей при повторных измерениях с помощью того же теста или его равноценного заменителя.

Установлено также, что чем выше тематическое, содержательное разнообразие тестовых заданий, тем ниже надежность теста.

Надежность тестов обученности значительно зависит от трудности их выполнения. Трудность определяется по соотношению правильных и неправильных ответов на тестовые вопросы.

Характеристика дифференцированности (различимости) связана с использованием таких тестов, где нужно выбирать правильный ответ из нескольких возможных альтернатив. Если, скажем, все учащиеся безошибочно находят правильный ответ на один вопрос и также дружно не могут ответить на другой, то это сигнал для совершенствования теста в целом. Его необходимо дифференцировать, сделать различимым.

При подготовке материалов для тестового контроля необходимо придерживаться таких основных правил:

1. Нельзя включать ответы, неправильность которых на момент тестирования не может быть обоснована учащимися.

2. Неправильные ответы должны конструироваться на основе типичных ошибок и должны быть правдоподобными.

3. Правильные ответы среди всех предлагаемых ответов должны размещаться в случайном порядке.

4. Ответы на одни вопросы не должны быть подсказками для ответов на другие. Важно проследить, чтобы ни одно задание теста не могло служить подсказкой для ответа на другое.

Варианты ответов на каждое задание должны подбираться таким образом, чтобы исключались возможности простой догадки или отбрасывания заведомо неподходящего ответа.

5. Вопросы не должны содержать «ловушек». Задания теста должны быть сформулированы четко, кратко и недвусмысленно, чтобы все учащиеся понимали смысл того, что у них спрашивается.

6. Вопросы не должны повторять формулировок учебника. Так, необходимо проанализировать содержание заданий с позиции равной представленности в тесте разных учебных тем, понятий, действий и т.д. Тест не должен быть нагружен второстепенными терминами, несущественными деталями с акцентом на механическую память, которая может быть задействована, если в тест включать точные формулировки из учебника или фрагменты из него.

2.3.3. Основные принципы тестирования навыков и умений как основа для создания и эффективного применения тестов в процессе обучения.

Успех тестирования в значительной степени зависит как от различного рода обстоятельств, так и от принципов его использования. Тесты могут и направить и отвлечь внимание учащихся от цели обучения, побудить их сосредоточиться на ограниченных аспектах содержания курса или привлечь внимание к важным сферам, дать надежную информацию или, напротив, снабдить информацией искаженной.

Следующие принципы тестирования умений и навыков дадут нам твердую основу для создания тестов и их эффективного использования.
Первое: надо четко определить результаты, соответствующие целям обучения.

Тесты могут быть предназначены для того, чтобы оценить ряд результатов обучения, таких, как знание специфических фактов, терминов, понимание концепций и принципов, умение применять их. Целью тестирования может быть и определение умственных способностей. В любом случае, прежде чем составить тесты, наметим и четко определим, какие знания должны быть оценены. Они, в свою очередь, должны логически вытекать из целей и задач всего курса обучения.

Второе: тесты должны оценивать характерные образцы учебных задач.

Тестирование - это всегда проблема выбора. Мы никогда не можем задать все вопросы, которые хотели бы. В конце процесса обучения имеются сотни фактов и терминов, которые, по нашему мнению, должны знать учащиеся, но из-за ограниченного времени и других причин мы можем включить в тест только их малую часть.

Таким образом, в тесты почти всегда включено ограниченное количество заданий, и задача составителя использовать системный подход для подбора таких заданий, которые бы адекватно отражали знания материала по той или иной теме.

Третье: Тесты должны включать виды заданий, которые наиболее подходят для определения требуемых знаний.

Знания курса или темы определяется заданиями, которые мы принимаем как доказательство того, что цели обучения достигнуты. Ключом эффективного тестирования является тщательное составление подходящих заданий, чтобы выявить необходимый ответ, исключив влияние не относящихся к делу факторов.

Основная классификация теста умений и навыков следующая:

А. Задание-ответ (ученик дает ответы).

1. подробный ответ.

2. ответ на узкую тему.

3. Краткий ответ (слово или фраза).

4. Заполнение (заполнить пропуски).

Б. Задание-выбор (ответ выбирается.)

1. Верный - неверный (или альтернативный ответ).

2. Соответствие.

3. Множественный выбор.

Наибольшую трудность представляют ответы на вопрос.

1. Ответ на узкую тему более конкретен, ограничен в объеме и своём построении. Остальные задания-ответы, еще сильнее ограничивая ученика, не дают полной оценки знаний.

2. А вот задание-выбор может быть использовано для оценки разных знаний, от простых до сложных. Задание правильно-неправильно состоит из утверждений, касающихся фактов, принципов, законов, анкет и интерпретаций; ученику нужно отметить, верно или неверно то или иное утверждение.

3. Упражнения на соответствие представляют ряд посылок и ответов, которые должны соответствовать друг другу.

4. Задания множественного выбора - обычно проблема или вопрос и несколько альтернативных решений, из которых надо выбрать правильный ответ. Несмотря на специфическую природу каждого из упражнений, учащиеся могут дать на них только ограниченные ответы. Они должны определить верное и неверное предположение, подобрать соответствующему правилу правильный пример или из множества вероятных решений проблемы выбрать наиболее точное.

Четвертое: Тесты должны соответствовать требованиям к результатам.

Тестирование может проводиться с разными целями. Оно может быть использовано для оценки:

1) уровня знаний в начале обучения (установочный тест);

2) усвоения знаний в течение обучения (учебный тест);

3) трудностей обучения и их причин (диагностический тест) или

4) тест умений и навыков в конце обучения (итоговый тест).

Первичный тест предназначен для определения требуемых знаний, имеет небольшой уровень трудности. Например, тест направленный на контроль лексики по теме «Свободное время и занятость молодёжи» перед чтением текста на данную тему, в который включена лексика, проверявшаяся в тесте.

Учебный тест используется для мониторинга учебного процесса и состоит из обширного ряда специфических заданий, касающихся ограниченного раздела обучения. Так как это обучающие тесты, их уровень трудности обычно ниже, чем у итоговых тестов, которые даются в конце обучения.

Диагностический тест содержит относительно большее количество заданий для каждой области, которая тестируется.

Тест обычно сосредоточивается на общих ошибках, которые делают, а не пытается широко представить результаты обучения. В тесте по употреблению грамматики, например, серия упражнений на употребление глаголов sollen или mssen может быть использована, чтобы определить характерные ситуации, которые вызывают у учащихся трудности.

Итоговый тест (или обобщающий) создается для того, чтобы оценить широкую область знаний, предполагаемую в конце обучения. Для того, чтобы адекватно определить знания, итоговый тест обычно содержит задания, уровень трудности которых выше, чем в других тестах.

Пятое: Тесты должны помогать в учении.

Тесты могут влиять на обучение, и давать информацию об эффективности преподавания. Они имеют положительное влияние, если верно отражают цели обучения, адекватно оценивают пройденный материал, адаптированы к соответствующим требованиям и, наконец, если составлены так, что дают нам достоверные результаты.

Шестое: Тесты должны быть обоснованными и надежными.

Обоснованность относится к назначению результатов теста, а надежность - к его постоянству, обе концепции важны.

Обоснованность касается степени использования результатов тестов. Например, результаты теста могут быть использованы для определения знаний, которые индивидуум может демонстрировать или предсказать чей-то возможный успех в будущей деятельности. Надежность относится к постоянству результатов теста, то есть насколько постоянна одна оценка по отношению к другой. Так как при оценке всегда есть некоторая погрешность, то в выполнении тестов может быть определенное количество вариаций. Мера надежности дает оценку изменениям при разных условиях. Надежность теста обычно определяется коэффициентом надежности или стандартной погрешностью оценки.

2.4. Клоуз-тест как средство контроля при обучении иностранному языку.

Одной из разновидностей преподавательских тестов является так называемый клоуз-тест (cloze-test). Этот вид теста описан в методической литературе еще как тест дополнения или восстановления. Клоуз-тест был разработан и предложен американским ученым В.Тейлором для определения того, насколько труден тот или иной текст для чтения и понимания, а также того, насколько этот текст интересен для читающего.

Особенность клоуз-теста состоит в том, что ситуация в нем представляется в виде связного текста (как монолога, так и диалога). Сочетание лингвистических и экстралингвистических особенностей текста дает возможность преодолеть абстрагированность моделей проверяемого языкового материала. Отсюда следует, что успешность выполнения клоуз-теста находится в прямой зависимости от того, насколько быстро испытуемый может понять весь текст и восстановить связи между событиями или состояниями персонажей, описанными в тексте. Это в свою очередь определяется тем, как хорошо он владеет лексикой изучаемого языка, в какой степени у него развита языковая догадка и как адекватно он понимает текст каждой конкретной тестовой ситуации.

Сказанное выше позволяет сделать вывод, что клоуз-тест может быть использован как форма контроля в средней школе на продвинутом этапе обучения, когда у учащихся сформирована соответствующая языковая база, на которой строится догадка.

Методика составления клоуз-теста не представляет особых трудностей.

Для основы клоуз-теста необходимо выбрать отрывок прозы, объемом не менее 100 не более 300-400 слов, в котором пропускается каждое n–е (т.е. 5-е, 7-е и т.д.) слово, независимо от того, структурное оно или знаменательное. Отрывок прозы должен представлять законченное по смыслу изложение фактов или событий, в котором почти не упоминаются имена собственные, а пропущенные слова достаточно легко восстанавливаются за счет контекста.

Учащиеся читают текст про себя дважды. При первом чтении они знакомятся с его общим содержанием, при втором – заполняют пропуски теми словами, которые они находят необходимыми для восстановления содержания всего текста. Правильность заполнения пропусков свидетельствуют о точном понимании текста, а также о владении лексическим материалом в процессе чтения.

Таким образом, с помощью данного клоуз-теста достаточно точно и объективно устанавливаются степень сформированности навыков чтения и уровень владения лексикой при чтении.

По нашему мнению, клоуз-тест может явиться также средством проверки понимания иноязычной речи на слух. В этом случае он представляет собой звучащую речь ( в монологической или диалогической форме), предъявляемую в нормальном темпе при наличии «естественных помех», роль которых выполняют пропущенные слова. Психологическим содержанием деятельности испытуемых при выполнении такого клоуз-теста является прогнозирование на основе использования избыточных элементов сообщения, контекстуальной и лингвистической догадки.

При подготовке клоуз-теста для контроля аудирования следует подбирать текст, содержащий знакомый учащимся лексический материал и простые синтаксические структуры. Учитывая ограниченный объем оперативной памяти, считается, что длина предложения в тексте не должна превышать 13-15 слов. Если же основой клоуз-теста является диалог, то число участвующих в диалоге не должно превышать двух человек. При подготовке фонограммы текста первая запись речевого сообщения фиксируется на пленке с пропуском определенных слов. Во второй записи вместо данных пропущенных слов следует сделать паузы длительностью не менее 5-ти секунд, с тем, чтобы испытуемые успели записать свой ответ во время этих пауз. Кроме того, во второй записи должен быть особый звуковой сигнал, предупреждающий о пропуске (постукивание, щелчок и пр.). Поскольку практически очень трудно подобрать такой текст, в котором предназначенные для пропусков слова были бы объединены в рамках одной темы, мы предлагаем при построении клоуз-теста исходить из того принципа выборочного исключения подлежащего проверке материала, который считается основным при контроле владения служебными словами (артиклями, предлогами и т.д.). Преподаватель может подготовить несколько клоуз-тестов за время изучения определенной разговорной темы и таким образом проверить усвоение всего лексического материала в ее пределах более экономным путем.

Оценка качества выполнения всех приведенных выше клоуз-тестов может осуществляться следующим способом. За каждый правильный ответ ученик получает 1 балл, за неправильный ответ – 0 баллов. Если для своего ответа испытуемый выбрал не то слово, которое требуется вставить, а близкое ему по значению, то при проведении контроля навыков чтения или аудирования он получает 1 балл, а при проведении текущего контроля – 0,5 балла, поскольку такой ответ свидетельствует о высоком уровне развития языкового догадки, а не о владении осваиваемым в данный момент лексическим материалом. При оценке качества выполнения теста общую сумму баллов сравнивают с реально набранным количеством баллов.


3.1 Примеры тестовых заданий, предполагающие контроль навыков владения активной лексикой и грамматикой.

Thematische selbstndige Arbeit

Zum Thema: Was ist Freizeit?

Klasse 11.

I.Kreuzt bitte!

a) sich erholen

1.наслаждаться свободным временем

b) in Urlaub fahren

2. иметь в распоряжении свободное время

c) ber Freizeit verfgen

3. утомительный

d) anstrengend

4. поехать в отпуск

e) die Freizeit genieen

5. отдохнуть

II. ffnet die Klammern! Stellt das Wort in die richtige grammatische Form!

1.Meine Freundin (поехала в отпуск) nach gypten.

2. Viele Jugendlichen (проводят свое время) falsch: sie wollen alles gleich tun.

3. (Свободное время) ist (отдых), die (разнообразно) vergeht.

III. Stellt Stze zusammen!

1. Zeit, Freizeit, ist, Hobbys, fr.

2. Leute, alle, genieen, am Wochenende, ihre Freizeit.

3. will, ich, in diesem Sommer, fahren, nach Bulgarien.

4. du, Gestaltest, deine, sinnvoll, Freizeit?

5. eine, BMX, ist, schne, Freizeitgestaltung.

IV. Ergnzt Stze mit einigen Wrtern!

1. Die Menschen haben ihre Freizeit am Sonntag,…

2. Wichtig sind in der Freizeit...

3. Freizeit ist die Zeit, wenn...

V. Beantwortet eine Frage mit 5-7 Stzen!

Wozu brauchen die Menschen Freizeit?

Selbstndige Arbeit

zum Thema

a. Kasus der Deutschen Substantive.

b. Prteritum Konjunktiv von sein, haben, knnen, sollen.

1. Bestimmt den Kasus der Substantive.

a) Die Jugendlichen knnen wegen der hohen Preise nicht viel reisen.

b) Die Familie hat wegen der Kinder ihren Urlaub zu Hause verbracht.

c) Wegen des schlechten Wetters konnte man in den Ferien nicht viel unternehmen.

d) Wegen der Arbeitslosigkeit verlassen viele Jugendliche das Land.

a) Wir haben unseren Campingplatz unweit eines groen Sees.

b) Der neue Sportplatz wurde unweit meines Hauses gebaut.

c) Unsere Radtour ist unweit des Flusses Dnepr verlaufen.

d) Mein Lieblingsplatz liegt unweit unserer Schule.

2. Drckt die Irrealitt aus! Whlt, was richtig ist.

1. Er hat keinen Wunsch zum Lernen.

a. Wenn er nur einen Wunsch zum Lernen htte!

b. Wenn er keinen Wunsch zum Lernen gehabt htte!

2. Die Menschen produzieren zu viel Mll.

a.Wenn sie nicht viel Mll produzieren!

b. Wenn sie keinen Mll produzieren wrden!

3. Das Mdchen kann nicht schwimmen.

a.Es wre besser, wenn es schwimmte!

b.Es wre besser, wenn es schwimmen knnte!

4. Du magst nicht zu Fu gehen.

a. Du solltest dann dir ein Auto anschaffen (kaufen).

b. Du sollst dann dir ein Auto anschaffen,

5. Wenn ich mehr Zeit htte, so …

a. wrde ich 2 Fremdsprachen studieren.

a. studiere ich 2 Fremdsprachen.

3. Drckt die Irrealitt aus! Setzt das Verb in Klammern ins Prteritum Konjunktiv ein!

1 . Wenn du zu mir nach Hause kommen (knnen), so (werden) ich mich sehr freuen!

2. (haben) ich zu Huse einen Computer, so (knnen) ich mehr ben.

3. Wenn Sie nur zum Wiedersehen kommen (knnen)!

4. Seine Schwester ist noch klein. Peter (sollen) ihr helfen.

5. Wenn er doch lter (sein).

4. Was wrdest du unter folgenden Umstnden machen?

1. Du hast das Gold gefunden. – Wenn ich das Gold gefunden htte, so…

2. Du hast ein Gespenst hinter sich bemerkt. -

3.2 Примеры тестовых заданий, предполагающие контроль умения восприятия иноязычной речи на слух.

Hrverstehentest zum Text: Die berhmten Frauen von Dresden. Klasse 11. Thema: Hervorragende Menschen von Deutschland.

Aufgabe I: 1-2 Punkte.

Markiere nur diejenigen Wrter, die in der Geschichte klangen.

weltbekannt

der Staat

die Mtterlichkeit

der italienische Maler

die Wrme

aus Glas

berhren

die Technik

der Wappen

die „glserne Frau“

die „Sixtinische Madonna“

die Besucher

hervorragend

erfahren

der Bau

Rauchensucht

die Flagge

der Ruf

beschreiben

wiegen

Aufgabe II: 3-4 Punkte.

Beantworte Fragen, indem du eine richtige Variante whlst!

1. Wer war Vater der „Sixtinischen Madonna“?

der russische Maler Repin

ein unbekannter Maler

der italienische Maler Raffael

der deutsche Maler

2. Warum kommen viele Menschen wegen dieses Bildes nach Dresden?

a) Das Gemlde ist sehr gro.

b) Ed drckt groe Mtterlichkeit der Frau aus.

c) Es gibt in den Museen wenige Frauenbilder.

d) Die „Sixtinische Madonna“ ist das lteste Gemlde.

3. Warum zieht die andere berhmte Frau Dresdens viele Besucher an?

a) Sie ist genauso schn wie die „Sixtinische Madonna“.

b) Sie ist ganz aus Glas.

c) Sie kommt aus dem Altertum.

d) Sie hat ein schnes Kleid an.

4. Kann die „glserne Frau“ sprechen?

a) nein. c)spricht 28 Sprachen.

b) spricht langsam. d) spricht nur deutsch.

5. Was sagt die „glserne Frau“?

a) antwortet auf die Fragen der Besucher.

b) erzhlt lustige Geschichten.

c) beschreibt den Bau und die Funktionen ihres Krpers.

d) fragt die Besucher nach ihren Bedrfnissen.

Aufgabe III: 5-6 Punkte.

Ergnze diese Stze mit 2-3 Wrtern!

Die ltere Frau heit…

Ihr Vater war der italienische Maler…

Es ist die groe Mtterlichkeit dieser Frau, die alle immer…

Die Madonna ist eine junge Frau von…

Die andere berhmte Frau war eine echte Sensation, denn diese Frau ist ganz…

Sie kann in … Sprachen den Bau und die Funktionen ihres…

Aufgabe IV: 7-8 Punkte.

Bejahe oder verneine die Stze und verbessere die Fehler, wo sie vorhanden sind.

Zwei Frauen Dresdens sind weltbekannt geworden.

Der Vater von „Madonna“ war der russische Maler Sawrassow.

Die Madonna ist eine alte Mutter mit groen Augen.

In ihren Armen hlt sie eine Knigskobra.

Die „glserne Frau“ wurde in Dresden in diesem Jahrhundert geboren.

Sie kann sogar in 28 Geschwindigkeiten laufen.

Aufgabe V: 9-10 Punkte.

Arbeit in 2 Gruppen:

Gruppe 1: An der Seite von der „Sixtinischen Madonna“.

Sie spricht zum Thema: 1)Was beeindruckte mich in der „Sixtinischen Madonna“? (2-3 Stze).

Sie beweist,2) dass „die Sixtinische Madonna“ viele Menschen anzieht und warum? (3-4 Stze).

Schlsselwrter: beeindrucken, die Herzen beherrschen, Spa bekommen.

Die Augen, drcken die Warme aus, von groer Schnheit…

Aufgabe V: 9-10 Punkte.

Arbeit in 2 Gruppen:

Gruppe 2: An der Seite von der „glsernen Frau“.

Sie spricht zum Thema: 1)Was beeindruckte mich in der „glsernen Frau“? (2-3 Stze).

Sie beweist,2) dass die „glserne Frau“ eine echte Sensation von Dresden ist. (3-4 Stze).

Schlsselwrter: interessant fr die modernen Menschen sein, ein ungewhnliches ueres haben, 26 Kilo wiegen, 28 Sprachen sprechen, andere Hersteller anlocken…

Hrtext: Berhmte Frauen von Dresden.

Zwei Frauen Dresdens sind weltbekannt geworden. Die ltere davon ist die «Sixtinische Madonna». Ihr Vater war der italienische Maler Raffael. Noch heute kommen viele Menschen wegen dieses Bildes nach Dresden. Warum eigentlich? Es ist die groe Mtterlichkeit dieser Frau, die alle immer wieder tief berhrt. Die Madonna ist eine junge Frau von groer Schnheit. In ihren Armen hlt sie ein Kind. Aus den Wolken kommt sie zur Erde. Das Kind in ihren Armen ist ngstlich, aber die Augen der Mutter drcken Wrme und Kraft aus. Sie ist bereit, ihr Kind vor allen Gefahren des Lebens zu schtzen.

Die andere berhmte Frau Dresdens ist wesentlich jnger als die Madonna. Aber auch sie zieht viele Besucher an. Geboren wurde sie in Dresden, und zwar in diesem Jahrhundert. Sie war eine echte Sensation, denn diese Frau ist ganz aus Glas. «Die glserne Frau» ist zwar genauso gro wie andere Frauen, aber sie wiegt nur 26 kg. Sie kann auch sprechen. In 28 Sprachen kann sie den Bau und die Funktionen ihres Krpers beschreiben.

Inzwischen hat die «Glserne Frau» viele Schwestern und Brder bekommen, die in mehr als 70 Lnder verkauft wurden.

3.3 Примеры тестовых заданий, предполагающие контроль умения изучающего и ознакомительного чтения.

Lesetext: „Mein Lieblingsdichter heit Heinrich Heine“

(1797- 1856)

Heinrich Heine ist ein groer deutscher Dichter des 19. Jahrhunderts.

Er wurde 1797 in Dsseldorf geboren. 1815 schickten ihn seine Eltern in die kaufmnnische Berufslehre(1) zuerst nach Frankfurt und dann nach Hamburg. Die folgenden Jahre bis 1825 waren dem juristischen Studium an den Universitten in Bonn, Gttingen und Berlin gewidmet.

Whrend seiner Studienjahre beschftigte sich Heine auch mit Philosophie, Literatur und Sprachwissenschaft(2).

Heine begann frh zu dichten. Seine ersten Gedichte standen unter riesigem Einfluss der deutschen Romantik. Aber schon in dem wundervollen „Buch der Lieder“, der ersten Gedichtsammlung Heines, steht neben der Lyrik auch eine neue Form - offene Ironie.

Heinrich Heine wurde gegen seiner revolutionren Haltung(3) und seiner scharfen Satire gegen den preuischen Staat verfolgt und beschloss 1831, nach Paris zu emigrieren. 1843 reiste er fr kurze Zeit in seine Heimat und beschrieb dann seine Reiseeindrcke im poetischen Poem „Deutschland. Ein Wintermrchen.“ Whrend der Arbeit am „Wintermrchen“ befreundete er sich(4) mit jungem Karl Marx.

1856 starb er in Paris.

Wrter zum Thema:

1. die kaufmnnische Berufslehre. – обучение купеческому делу.

2. die Sprachwissenschaft – языкознание.

3. die Haltung – позиция.

4. sich befreunden mit (Dativ) – подружиться с…

I. Beantwortet Fragen zum Thema: „Mein Lieblingsdichter ist Heinrich Heine“

1. Wie heit dein Lieblingsdichter?

2. Wann wurde er geboren?

3. Wohin schickten ihn seine Eltern?

4. Wem widmete Heine seine Jahre bis 1825?

5. Womit beschftigte sich Heine whrend seiner Studienjahre?

6. Wann begann Heine zu dichten?

7. Unter welchem Einfluss standen seine ersten Gedichte?

8. Welche lyrische Form steht im „Buch der Lieder“?

9. Warum wurde Heine verfolgt und emigrierte nach Paris?

10. Wann reiste er wiederum nach Deutschland? Was schrieb er nach dieser Reise?

11. Mit wem befreundete er sich whrend der Arbeit am „Wintermrchen“?

II. Fllt die Angabe zur Biografie aus!

1. Wo und wann wurde geboren?

1.

2. Seine Familie: (alles ber die Verwandten)

2.

3. Wo studierte und was?

3.

4. Wodurch wurde er bekannt?

4.

5. etwas Besonderes(штосьці асаблівае) ber die Person:

5.

Test zum text: „Heinrich Heine“

1).Whlt eine richtige Variante!

1.Heinrich Heine wurde… geboren

a 1795 in Dsseldorf

b)1897 in Gttingen

c)1797 in Dsseldorf

2.1815 schickten ihn seine Eltern in die kaufmnnische Berufslehre zuerst … dann …

a)nach Hamburg, nach Berlin

b)nach Frankfurt, nach Hamburg

c)nach Hamburg, nach Frankfurt

3. Whrend seiner Studienjahre beschftigte sich Heine mit…

a)Musik und Literatur

b)Philosophie und Literatur

c)Philosophie, Literatur und Sprachwissenschaft

4. Heine begann frh zu…

a)komponieren

b)lesen

c)dichten

2). Stimmt das oder stimmt das nicht?

1. Heine war ein genialer deutscher Musiker.

2. Heinrich wurde verfolgt und emigrierte 1831 nach Rom.

3. Heine begann frh schne Gedichte zu schreiben.

4. Er beschrieb seine Reiseeindrcke im „Buch der Lieder“.

5. Whrend der Arbeit am „Wintermrchen“ befreundete er sich mit Goethe.

6. 1797 starb er in Paris.

7. Er schrieb in 2 poetischen Formen: in Romantik und in Ironie.

3) Beantworte Fragen!


1. Wer war Heinrich Heine?

2. Was schrieb er?

3. Wie gefllt dir seine Persnlichkeit?

4. Wo studierte Heinrich?

5. Mit wem hatte er groe Freundschaft?

4) bersetze ins Deutsche !

1. Последующие годы были посвящены обучению на юриста в университетах в Бонне, Геттинген и Берлине.

2. Его первые стихи стояли под большим влиянием немецкой романтики.

3. Гейне преследовался из-за своей революционной позиции и своей острой сатиры против прусского государства.


Заключение:

Итак, использование тестовых заданий является весьма эффективным

инструментом, стимулирующим подготовку учащихся к каждому уроку иповышающим мотивацию к изучаемому предмету. Основной педагогический прием состоит в том, что ученику предоставляется право самостоятельного выбора способа работы на уроке повторения пройденного материала с целью подготовки к контрольной работе в соответствии с личными стратегиями получения знаний, с учетом его предпочтений и осознания целей обучения. Однако учитель обязательно должен психологически готовить учащихся квыполнению тестовой работы, т. е. знакомить их с построением вопросов иответов, техникой заполнения карточки ответов и критериями оценки. Важнопредупредить учащихся, что невнимательность может привести к неправильным

выводам об уровне их знаний.

В работе были рассмотрены методические аспекты использования тестирования для контроля ЗУН учащихся, в том числе проанализированы некоторые проблемы контроля, его виды и формы. Также мною были изучены достоинства и недостатки, требования и правила, а также принципы построения тестов для контроля знаний и умений учащихся на старшей ступени обучения.

В практической части, в качестве результата изучения данных вопросов, были разработаны и представлены примеры тестовых заданий, направленные на контроль языковых и речевых видов деятельности по немецкому языку в 11-м классе по 2-м темам.

Установлено, что тестирование является экономной, целенаправленной и индивидуализированной формой контроля. При такой форме выявляются конкретные пробелы в знаниях, проверяется, насколько осознанно учащиеся владеют теоретическим материалом, как они умеют применять знания на практике.

Грамотно сконструированные тесты должны акцентировать внимание на самой важной информации, раскрывать внутреннюю логику того или иного фрагмента любой дисциплины. При разработке тестов в большинстве случаев предпочтение отдается не механической целесообразности, а возможности активизировать ассоциативные связи.

Важнейшее из множества преимуществ тестов еще в том, что даже при достаточно незаинтересованном отношении учащегося к своим результатам и его нежелании систематически и упорно отрабатывать один и тот же материал, он просто обречен на успех, поскольку грамотный составитель - тестолог опирается на принцип повтора, находя все новые возможности предъявления материала под иным углом зрения.

Тесты удобно проверять, т.к. преподаватель, работая с ключами облегчает процесс проверки. Это дает возможность проверки большого массива тестов.

Использовавшиеся на практике тесты показали достаточно точно и достоверно владение всеми учащимися в определенной степени различными аспектами языка. Именно с помощью разноуровневых заданий удалось осуществлять дифференцированный подход в обучении и учитывать индивидуальные психологические и возрастные особенности учащихся.

Таким образом, в силу приведенных доводов по результатам работы тестирование можно считать наиболее приемлемой в современных условиях обучения формой контроля знаний, навыков и умений учащихся, при этом сочетание тестирования с другими формами и приемами проверки знаний поможет выработать реальную систему оценки знаний обучающихся по иностранному языку.

Литература:

1. Андриевская, В.В. Возрастные особенности учебной деятельности старшеклассников на уроке иностранного языка / В.В. Андриевская // Иностранные языки в школе. – 1987. - № 6.- С.3 - 8.

2. Банкевич, Л.В. Тестирование лексики иностранного языка. / Л.В. Банкевич - М.: 1981.

3. Бухбиндер, В.А. Основы методики преподавания иностранных языков. / В.А. Бухбиндер. - К.: 1986, 334 c.

4. Петровский, А. П. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие/ А. П. Петровский. - М.: 1984.

5. Гез, Н. Ю. Методика обучения иностранным языкам в средней школе:
Учебник / Н. Ю. Гез. - М.: Высшая школа, 1982.

6. Гурвич, П.Б. Теория и практика эксперимента в методике преподавания иностранных языков. / П.Б. Гурвич. - Владимир, 1980.

7. Демьяненко, М.Л. Основы общей методики обучения иностранному языку. / М.Л. Демьяненко, К.Ф. Лазаренко, С.В. Кислая. - К.: Высшая школа, 1976, 280 c.

8. Захарова, Л.В. Психология обучения старшеклассников./ Л.В. Захарова. - М.: 1976, 60-63 c.

9. Комков, И.Ф. Методика преподавания иностранных языков./ И.Ф. Комков. - Минск, 1979, 348 c.

10. Маслыко, Е. А. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Справочное пособие / Е. А. Маслыко, П. К. Бабинская, А.Ф. Будько. – М.: Минск, 1992.

11. Майоров, А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. / А. Н. Майоров. – М.: Народное образование, 2000.

12. Мильруд, Р. П. Зарубежный опыт языкового тестирования и оценки качества обучения иностранным языкам. / Р. П. Мильруд, И. Р. Максимова, А. В. Матвиенко // Иностранные языки в школе. – 2005. - № 5.

13. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс. Учебник для студентов педагогических ВУЗов: в 2 т. / И. П. Подласый. – 2-е изд.: Процесс воспитания. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. – 1999. -2 т.

14. Рыбакова, Н. В. Тесты как эффективная форма контроля. Обучение иностранным языкам в школе и вузе. - СПб.: Каро, 2001.

15. Малофеева, Т. Б. Тестирование как средство контроля знаний, умений и навыков на уроках иностранного языка. / Т. Б. Малофеева // Фестиваль педагогических идей. [Электронный ресурс]. 2004 -2005. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?numb_artic=212095 . – Дата доступа: 22. 02.2009.

Скачать архив с текстом документа