Томский государственный университет Факультет психологии Кафедра социальной и гуманистической психологии Л. В. Шабанов социализация (Учебно-методическое пособие)
СОДЕРЖАНИЕ: У. Бронфенбреннер, 1976. Социализация осуществляется через ряд условий, которые могут быть названы «факторами». Такими факторами социализации являются: целенаправленное воспитание, обучение и случайные социальные воздействия в деятельности и общенииТомский государственный университет
Факультет психологии
Кафедра социальной и гуманистической психологии
Л.В. Шабанов
СОЦИАЛИЗАЦИЯ
(Учебно-методическое пособие)
Томск 2006
Социализация — процесс и результат включения индивида в социальные отношения. Она осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает необходимые для жизни среди людей знания, умения, навыки, т.е. способность общаться и взаимодействовать с другими людьми (Н.И. Шевандрин, И.Г. Антипова, 1995). Понятие «социализация» связано с такими понятиями, как «воспитание», «обучение», «развитие личности». Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества (У. Бронфенбреннер, 1976). Социализация осуществляется через ряд условий, которые могут быть названы «факторами». Такими факторами социализации являются: целенаправленное воспитание, обучение и случайные социальные воздействия в деятельности и общении.
Воспитание и обучение (в узком смысле) — это специально организованная деятельность с целью передачи социального опыта индивиду (ребенку) и формирования у него определенных, социально желательных стереотипов поведения, качеств и свойств личности. Случайные социальные воздействия имеют место в любой социальной ситуации, т.е. когда взаимодействуют два или более индивидов.
Необходимо отметить так же, что социализация — это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, включения в социальную среду (Г.М. Андреева, 1978). Именно на эти две стороны процесса социализации обращают внимание многие авторы, разрабатывающие эту проблему как полноправную проблему социально-психологического знания. Ведь, если для возрастной психологии наиболее интересен взгляд на эту проблему «со стороны личности», то для социальной психологии — «со стороны взаимодействия личности и среды».
Осуществляя включение индивида в социальные отношения, социализация может изменять, трансформировать психологический фон личности. Известно, что у человека есть психические процессы, отличающиеся от психических процессов у животных. Констатируя такое отличие, Л.С. Выготский выделяет «низшие психические функции» (НПФ) и «высшие» (ВПФ). НПФ (наглядно-действенное мышление, непроизвольное внимание, эмоциональная память и др.) есть у животных и человека. Если человек не имеет возможности взаимодействовать с другими людьми, то его психика исчерпывается только НПФ. Выготский показал, что для того, чтобы ребенок перешел на более высокий уровень развития (т.е. к ВПФ), необходимо специальное обучение, суть которого сводится к ознакомлению ребенка со знаками, универсальным выражением которых является слово. Знак — это заместитель, имеющий значение того, предмета или процесса, который он замещает. Например, слово «окно» замещает известный всем предмет, и при произнесении этого слова каждый человек понимает (т.е. «расшифровывает» значение, которое содержится в знаке), о чем идет речь. Высшие психические функции — это речь, словесно-логическое мышление, произвольное внимание и пр. Этот уровень психики и есть результат социализации, однако он не единственный.
Таким образом, понятия «развитие психики» и «социализация» пересекаются, но не тождественны друг другу. Развитие психики включает в себя спонтанные процессы, обусловленные созреванием (то, что наблюдается у животных или людей, лишенных общения с другими людьми, например Маугли), и социальное развитие ВПФ.
Социализация есть изменение психики и формирование личности, хотя как развитие психики не исчерпывается социальными процессами, так и формирование и развитие личности не сводимы лишь к социализации. Такое развитие осуществляется, как минимум, посредством саморазвития и саморазвертывания личности.
Если исходить из тезиса, принимаемого в общей психологии, что личностью не родятся, личностью становятся, то ясно, что социализация по своему содержанию есть процесс становления личности, который начинается с первых минут жизни человека. Выделяются три сферы, в которых осуществляется прежде всего это становление личности: деятельность, общение, самосознание. Каждая из этих сфер должна быть рассмотрена особо. Общей характеристикой всех этих трех сфер является процесс расширения, умножения социальных связей индивида с внешним миром.
Что касается деятельности, то на протяжении всего процесса социализации индивид имеет дело с расширением «каталога» деятельностей (А.Н. Леонтьев, 1975. С. 188), т.е. освоением все новых и новых видов деятельности. При этом происходят еще три чрезвычайно важных процесса.
1 ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами.
2 центрирование вокруг главного, выбранного, сосредоточение внимания на нем и соподчинения ему всех остальных деятельностей.
3 это освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости.
Если кратко выразить сущность этих преобразований перед нами встает следующая формула: Личность, как Объект воздействия переходит в позицию активного Субъекта .
Близким по смыслу для нас так же будет являться термин Социальная адаптация. Адаптация (от лат. adaptatio – приспособление) социальная, вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников. Важнейшим компонентом этого процесса является согласование самооценок, притязаний и ожиданий субъекта с его возможностями и с реальностью социальной среды. Изначально адаптация – понятие биологическое, обозначающее уровни и степень приспособления организмов к условиям существования или привыкания к ним. Психологическая адаптация определяется активностью личности и (или) группы и выступает как единство аккомодации (усвоения правил среды, «уподобления» ей) и ассимиляции («уподобления» себе, преобразования среды); отсюда – адаптивная и, одновременно, адаптирующая активность как самой личности, так и группы (М.П. Бобнева, 1978).
Со стороны социальной среды адаптация определяется целями деятельности, социальными нормами – способами их достижения и санкциями за отклонение от этих норм со стороны личности или группы. Все это зависит прежде всего от восприятия и оценки этих целей, норм и санкций. Это определяется их самосознанием, проявляющимся в образе «Я» личности или в чувстве «мы» группы. Различают следующие варианты адаптационного взаимодействия, зависящие от степени активности и направленности деятельности личности и группы: подчинение среде, при котором цели личности или группы и способы их достижения общеприняты, традиционны и полностью соответствуют социальным нормам; обновление среды, при котором для достижения общепринятых и одобряемых целей личность или группа используют нешаблонные, неодобряемые или неизвестные ранее способы. Ритуализм, при котором, преследуя необщепринятые цели, личность или группа используют одобряемые и общепринятые способы, строго следуя традициям и ритуалам. Уход от жизни, при котором непринятые, странные с точки зрения среды цели достигаются такими же непонятными и неодобряемыми способами. Бунт, восстание, при котором, отказываясь от общепринятых целей, личность или группа выступают не с традиционных позиций, а выдвигают новые цели и используют новые способы их достижения (Б.Ф. Поршнев, 1979).
Важнейшим условием успешной адаптации является оптимальное сочетание адаптивной и адаптирующей деятельности, варьируемое в зависимости от конкретных ситуаций. Основа этого, описывается как высокоосознанная творческая деятельность, непрерывный содержательный обмен с социальной средой, с обществом в целом, способствующие качественному обновлению среды, личности или группы, переходу их на новый, более высокий уровень. Это требует осознания себя как деятеля, верного сочетания разумных потребностей личности пли группы с задачами социальной среды, что возможно лишь при определённых социальных условиях. Так в обществе, в котором цели личности не сочетаются с общественными целями, успешная адаптация во многих случаях в принципе невозможна, в результате чего возникают различные формы отклоняющегося девиантного поведения, крайние его формы связаны с дезадаптацией социального субъекта (И.С. Кон, 1978); рассогласованием требований и ожидании социальной среды и субъекта, проявляющимся в аномии, вплоть до распада деятельности; также как, при анализе систем «человек машина»; в юриспруденции и медицине принят термин «реадаптация», означающий адаптацию к прежним социальным условиям после некоторых произошедших с объектом изменений. Также адаптация понимается в узком смысле как процесс приспособления субъекта к определенным жёстко заданным внешним условиям и воздействиям (Ю.Д. Александровский, 1976).
Исходя из всего вышеобозначенного, мы видим, что эта общая теоретическая канва позволяет подойти непосредственно к экспериментальному полю исследования проблемы:
1. рассмотрение процессов целеобразования и достижения определенных результатов.
2. общение — рассматривается со стороны его расширения и углубления, что само собой разумеется, коль скоро общение неразрывно связано с деятельностью.
3. развитие самосознания личности. В самом общем виде можно сказать, что процесс социализации означает становление в человеке образа его Я (Э. Эриксон). Развитие самосознания в ходе социализации — это процесс контролируемый, определяемый постоянным приобретением социального опыта в условиях расширения диапазона деятельности и общения.
Именно поэтому процесс социализации может быть понят только как единство изменений всех трех обозначенных сфер, составляющих для индивида «расширяющуюся действительность», в которой он действует, познает и общается, осваивая не только ближайшую микросреду, но и всю систему социальных отношений.
Вопрос о стадиях процесса социализации имеет свою естественную историю в системе психологического знания. Логично, что в качестве стадий социализации называются не только периоды детства и юности, но также периоды средней взрослости и старость. Косвенным признанием того, что социализация продолжается в пожилом возрасте, является концепция Э. Эриксона о наличии восьми возрастов человека (младенчество, раннее детство, игровой возраст, школьный возраст, подростковый возраст и юность, молодость, средний возраст, зрелость). Лишь последний из возрастов — «зрелость» (период после 65 лет) может быть, по мнению Эриксона, обозначен девизом «мудрость», что соответствует окончательному становлению идентичности (Э.Я. Берне, 1976. С. 53; 71—77). Однако, для советской социальной психологии был характерен акцент на то, что социализация предполагает усвоение социального опыта прежде всего в ходе трудовой деятельности. Поэтому основанием для классификации стадий служили отношения к трудовой деятельности, выделялись три основные стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую (Андреенкова, 1970; Гилинский, 1971).
Институты социализации. Необходимо отметить, что личность в процессе своего существования может быть включена в самые различные социальные отношения, регуляторы (принятые нормы, правила) которых могут противоречить друг другу. Так, например, ценности, «прививаемые» в школе ребенку, могут существенно отличаться от тех, которые приняты в его компании во дворе и пр. Или у человека может быть несколько референтных (значимых, мнение которых он разделяет) групп, и если ценности, принятые в этих группах, сильно отличаются, то это приводит к внутриличностному конфликту. В том случае, когда в системе референтных групп, т.е. в жизненном пространстве человека, нет глубоких и серьезных противоречий, то могут тем не менее быть отдельные, противоречащие друг другу правила или какие-либо ситуативные положения. Это не приводит к внутриличностному конфликту, но может стать причиной того, что человек задумается, будет «переживать», рефлексировать по поводу какой-то своей личностной проблеме. Такое переживание также способно привести и к развитию личности, так как может существенно изменить всю жизнь человека, но это уже не будет называться социализацией.
Социализация начинается с воздействий на индивида, Поскольку родители ребенка уже социализированы, а ребенок может на них воздействовать первоначально лишь как биологическое существо (например, если ребенок хочет есть, то сообщает это криком), затем он становится способен взаимодействовать с взрослыми и, далее, воспроизводить имеющийся у него социальный опыт в своей деятельности.
Развиваясь, личность становится субъектом социальных отношений, способным оказывать воздействие на другого человека, но, в силу диалогичности сознания (М.Бахтин, В.Столин), рефлексии, человек может воздействовать и на себя как социальный объект. Такие воздействия не считаются социализацией, но могут составлять основу развития личности. На всех стадиях социализации воздействие общества на личность осуществляется или непосредственно, или через группу, но сам набор средств воздействия можно свести вслед за Ж. Пиаже к следующему: это нормы, ценности и знаки. Иными словами, можно сказать, что общество и группа передают становящейся личности некоторую систему норм и ценностей посредством знаков. Те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, получили название институтов социализации. Выявление их роли в процессе социализации опирается на общий социологический анализ роли социальных институтов в обществе.
Семья рассматривалась традиционно как важнейший институт социализации: именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли (в том числе — половые роли, формирование черт маскулинности и фемининности), осмысливают первые нормы и ценности. Тип поведения родителей (авторитарный или либеральный) оказывает воздействие на формирование у ребенка «образа-Я» (Э.Я. Берне, 1986).
ДДУ - дошкольные детские учреждения, к сожалению, до сих пор оказываются объектом исследования лишь возрастной психологии, в то время как специфические социально-психологические аспекты при этом не получают полного освещения.
Школа обеспечивает ученику систематическое образование, которое само есть важнейший элемент социализации, но кроме того, школа обязана подготовить человека к жизни в обществе и в более широком смысле. По сравнению с семьей школа в большей мере зависит от общества и государства, хотя эта зависимость и различна в тоталитарных и демократических обществах. Школа расширяет возможности ребенка в плане его общения: здесь, кроме общения со взрослыми, возникает устойчивая специфическая среда общения со сверстниками, что само по себе выступает как важнейший институт социализации. Привлекательность этой среды в том, что она независима от контроля взрослых, а иногда и противоречит ему. Мера и степень значимости групп сверстников в процессе социализации варьируют в обществах разного типа (У. Бронфенбреннер, 1976).
Группы сверстников - особенно важен акцент в период «ролевого моратория», потому что он связан с постоянным осуществлением выбора: профессии, партнера по браку, системы ценностей и т.д. (Э. Эриксон, Г.В. Андреева, И. Кон). Юность с этой точки зрения — хорошая естественная лаборатория для социального психолога: это период наиболее интенсивного принятия жизненно важных решений. В зависимости от того, включается ли во вторую стадию социализации период службы в армии или получения высшего образования, должен решаться вопрос и о таких социальных институтах, как армейские подразделения или вузы.
Что касается институтов социализации на более поздней стадии, то важнейшими из них будет являться коллектив или корпорация[1] , в которой состоит тот или иной человек. Однако не все аспекты проблемы при этом освещаются, поэтому идея референтной группы[2] наполняется новым содержанием, если ее рассмотреть в контексте институтов социализации, их силы и слабости, их возможности выполнить роль передачи социально-позитивного опыта.
Таким же спорным, как сам вопрос о существовании послетрудовой стадии социализации, является вопрос о ее институтах. Можно, конечно, назвать на основе житейских наблюдений в качестве таких институтов различные общественные организации, членами которых по преимуществу являются пенсионеры, но это не есть разработка проблемы.
При анализе больших групп был выяснен тот факт, что личности небезразлично, в условиях какой большой группы осуществляется процесс социализации. Так, при определении стадий социализации необходимо учитывать социально-экономические различия города и деревни, историко-культурные различия стран и т.п. Сам институт социализации, осуществляя свое воздействие на личность, как бы сталкивается с системой воздействия, которая задается большой социальной группой, в частности, через традиции, обычаи, привычки, образ жизни. От этой системы воздействий также зависит конкретный результат социализации (А.В. Мудрик, 1994).
Механизмы социализации. Существует несколько социально-психологических механиз мов социализации:
1) идентификация — это отождествление индивида с некоторыми людьми или группами, позволяющее усваивать разнообразные нормы, отношения и формы поведения, которые свойственны окружающим. Примером идентификации является полоролевая типизация — процесс приобретения индивидом психических особенностей и поведения, характерных для представителей определенного пола;
2) подражание является сознательным или бессознательным воспроизведением индивидом модели поведения, опыта других людей (в частности, манер, движений, поступков и т.д.);
3) внушение — процесс неосознанного воспроизведения индивидом внутреннего опыта, мыслей, чувств и психических состояний тех людей, с которыми он общается;
4) социальная фасилитация — стимулирующее влияние поведения одних людей на деятельность других, в результате которого их деятельность протекает свободнее и интенсивнее («фасилитация», с латинского означает «облегчение»);
5) конформность — осознание расхождения во мнениях с окружающими людьми и внешнее согласие с ними, реализуемое в поведении (Р.С. Немов, 1994 - Кн. 1).
Ряд авторов выделяют четыре психологических механизма социализации, такие, как:
6) имитация — осознанное стремление ребенка копировать определенную модель поведения;
7) идентификация — усвоение детьми родительского поведения, установок и ценностей как своих собственных;
8) стыд — переживание разоблачения и позора, связанное с реакцией других людей;
9) чувство вины — переживание разоблачения и позора, связанное с наказанием самого себя, вне зависимости от других людей.
Первые два механизма являются позитивными; стыд и вина — негативные механизмы, запрещающие или подавляющие определенное поведение (Н. Смелзер,1994 С. 119—120).
Основные направления социализации соответствуют ключевым сферам жизнедеятельности человека: поведенческой, эмоционально-чувственной, познавательной, бытийной, морально-нравственной, межличностной. Другими словами, в процессе социализации люди обучаются тому, как себя вести, эмоционально реагировать на различные ситуации, переживать и проявлять различные чувства; каким образом познавать окружающий природный и социальный мир; как организовывать свой быт; каких морально-этических ориентиров придерживаться; как эффективно участвовать в межличностном общении и совместной деятельности. В общем виде развитие личности можно представить как процесс ее вхождения в новую социальную среду и интеграции в ней. Этапы развития личности в относительно стабильной общности называются фазами развития личности (А.В. Петровский).
Петровский выделяет три такие фазы.
1. Адаптация — активное усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами общения и деятельности.
2. Индивидуализация — поиск средств и способов для проявления своей индивидуальности, ее фиксации.
3. Интеграция — складывающиеся у индивида новообразования, которые отвечают необходимости и потребности группового развития и собственным потребностям индивида осуществить значимый «вклад» в жизнь группы. Индивид начинает трансформировать групповые взаимодействия.
Практика педагогического взаимодействия и концептуальный анализ позволяют сформулировать ряд принципов всестороннего развития личности в группе.
1. Принцип активности. Следование этому принципу означает не только предоставление ребенку возможности быть всесторонне развитой, гармоничной личностью, но и возложение на него ответственности за реализацию этой возможности. Всестороннее развитие личности — активный процесс самостоятельного, творческого конструирования собственной личности, ее самовоспитания и самосовершенствования. Реализация педагогом принципа активности в этом контексте предполагает не пассивное усвоение ребенком той или иной моральной нормы на функционально-ролевом уровне, а активное овладение этой нормой. В процессе этого усвоения данная норма входит во внутренний план психики ребенка (интериоризируется).
2. Принцип деятельности. В соответствии с этим принципом развитие личности следует понимать не только как создание комплексной многоплановой деятельности, но и как организацию совместной деятельности ребенка со взрослым и сверстником.
Чтобы совместная деятельность ребенка отвечала задачам всестороннего развития личности, она должна быть:
а) подлинно совместной деятельностью, в которой воплощены отношения ответственной зависимости;
б) социально значимой, интересной для детей;
в) динамичной, осуществляющей изменение социальной роли ребенка в процессе взаимодействия и функционирования;
г) эмоционально насыщенной коллективными переживаниями, дающими возможность для действенного сострадания неудачам и искренней радости успехам других людей.
3. Принцип коллективности. Уровень развития личности во многом зависит от уровня развития межличностных отношений группы, в которую она включена. Наиболее благоприятные условия для формирования общечеловеческих ценностных ориентации личности создает группа высокого уровня развития — коллектив.
4. Принцип личностного подхода. Согласно этому принципу, следует учитывать индивидуально-психологические особенности (памяти, внимания, типа темперамента, развитости тех или иных способностей и т.п.) - учет индивидуальных особенностей необходимо сочетать также и с представленностью человека в коллективе и отражения коллектива - в его личности.
Наиболее, оптимальное развитие личности протекает в условиях психологической совместимости.
Совместимость — это способность членов группы согласовывать свои действия и оптимизировать взаимоотношения в различных областях и видах совместной деятельности. Психологи традиционно выделяют несколько уровней совместимости:
1. психофизиологический, — совместимость темпераментов, согласованность сенсомоторных действий;
2) психологический — совместимость характеров, стереотипов поведения;
3) социально-психологический — согласованность функционально-ролевых ожиданий (члены группы должны представлять: что, как, с кем и в какой последовательности должен делать каждый участник группы для достижения групповых задач);
4) социологический — включает ценностно-ориентационное единство, т.е. сходство структуры и содержания ценностей и смыслов участников группы.
Теории социализации и развития личности .
Дифференциацию типов теорий развития личности можно проводить по нескольким направлениям: - в зависимости от школ (Психоанализ, Бихевиоризм, Когнитивиная и Гуманистическая школы, Деятельностный подход, Символический интеракционизм, Холистический подход); исходя из возрастных критериев (З. Фрейд, Э. Эриксон, Ж. Пиаже, Л.Кольберг); по качественным критерием формирования личности (Ф. Пёрлз, К. Гилиган, Л.С. Выготский, Р. Олпорт, А. Маслоу, Д.Б. Эльклнин) по направленности («личность = регулируемый объект» (Д. Уотсон); «личность = объект воздействия переходит в позицию активного субъекта» (А.Н. Леонтьев, Н.И. Шевандрин); «социализация = взаимозависимость» (Schaffer, Tajfel, Jahoda).
Психоаналитические теории . Рассматривают в основном развитие потребностей сферы личности и формирование ее полоролевого поведения. К этому типу следует отнести теории психосексуального и психосоциального развития. Теория психосексуального развития (З.Фрейд) в качестве предмета исследования рассматривает человеческие влечения; эмоции и полоролевое поведение. З.Фрейд полагал, что дети проходят пять стадий психосексуального развития (оральная стадия (от рождения до 2 лет); анальная стадия (от 2 до 3 лет); фаллическая стадия (от 4 до 5 лет); латентная стадия (от 6 до 12 лет); генитальная стадия (от 12 до 18 лет). На каждой стадии интересы ребенка и окружающих его людей (родителей, педиатров, родных, учителей и сосредоточены вокруг какой-то определенной части тела (эрогенной зоны), служащей источником получения удовольствий: Для каждой стадии характерен конфликт между стремлением к удовольствию и ограничениями, накладываемыми сначала родителями, а потом и Суперэго.
В русле психоаналитической теории проблемой развития личности занимался также немецкий психолог Эрик Эриксон. Как и Фрейд, Эриксон полагал, что лишь здоровый взрослый человек способен удовлетворять свои потребности в личностном развитии, желания собственного Эго (Я) и отвечать требованиям общества. В отличие от Фрейда, Эриксон чаще употребляет понятие «социальное развитие», подчеркивая влияние на развитие человека социальных, исторических и культурных факторов (у Фрейда стадии назывались психосексуальными). Основной момент личностного развития - это специфический кризис, суть которого составляет конфликт между противоположными состояниями сознания и психики (1. конфликт между доверием и недоверием к окружающему миру (с рождения до 1 года); 2. конфликт между чувством независимости и ощущением стыда и сомнения (1—3 года); 3. конфликт между инициативностью и чувством вины (4—5 лет); 4. конфликт между трудолюбием и чувством неполноценности (6—11 лет); 5. конфликт между пониманием принадлежности к определенному полу и непониманием форм поведения, соответствующих данному полу (12—18 лет); 6. конфликт между стремлением к интимным отношениям и ощущением изолированности от окружающих (ранняя взрослость); 7. конфликт между жизненной активностью и сосредоточенностью на себе, своих возрастных проблемах (средняя взрослость); 8. конфликт между ощущением полноты жизни и отчаянием (позднее взросление) (К. Флэйк-Хобсон, Б.Е. Робинсон, П. Скин, 1993 С. 43). Эриксон полагал, что если эти конфликты разрешаются успешно, то кризис не принимает острых форм и заканчивается образованием определенных личностных качеств, в совокупности составляющих тот или иной тип личности. Неудачное разрешение кризиса на какой-то из стадий приводит к тому, что, переходя на новую стадию, человек переносит с собой необходимость решать противоречия, свойственные не только для данной стадии, но и для предыдущей. Однако это дается гораздо труднее. Стоит обратить внимание на линию аномального развития личности - она выглядит как проявление личностной патологии, между тем как это развитие может приобретать иные, более девиантные формы.
Когнитивные теории . Во главу угла ставят развитие познавательной сферы человека (или происходит теоретическая попытка объяснения развития других сфер личности особенностями развития интеллектуальной сферы). Ряд авторов рассматривают такое развитие как непрерывную смену неизменной последовательности стадий, каждая из которых подготовлена предыдущей и подготавливает последующую (например, теория интеллектуального развития Ж.. Пиаже). Другие авторы (А.Валлон) представляют подобное развитие как прерывистую последовательность реорганизаций, включающих подавление или возникновение каких-либо функций в определенные моменты.
Наиболее полно проблемы умственного развития были разработаны швейцарским ученым Жаном Пиаже. Согласно его теории, на каждой стадии развития формируются новые познавательные навыки, которые определяют пределы того, чему можно научить человека в этот период. В исследованиях было установлено, что способность к логическому мышлению закладывается в младенчестве и совершенствуется от года к году, подчиняясь определенным закономерностям. Навыки мыслительной деятельности приобретаются естественным образом — по мере того, как происходит общее развитие детского организма и расширяются горизонты изучаемого ребенком мира. Значительная часть активности детей приходится на игры, которые Пиаже рассматривая как непременный компонент их важной работы по исследованию окружающих объектов — людей, явлений, предметов. Он считал, что такая форма обучения необходима для нормального умственного развития и успешного процесса его взросления.
Пиаже выделял следующие стадии когнитивного развития. 1. Сенсомоторная (от рождения до 2 лет). На этой стадии у детей формируется способность сохранять в памяти образы предметов окружающего мира. До завершения этой стадии детям кажется, что предметы перестают существовать, когда они на эти предметы не смотрят; 2. Предоперациональная (от 2 до 7 лет). В это время дети учатся различать символы и их значения; 3. Стадия конкретных операций (от 7 до 11 лет). В этот период дети учатся мысленно совершать действия, которые раньше они выполняли только руками; 4. Формальных операций (от 12 до 15 лет). На этой стадии подростки овладевают навыками решения абстрактных математических и логических задач, осмысливать нравственные проблемы, а также рассуждать о будущем (К. Флэйк-Хобсон, Б.Е. Робинсон, П. Скин, 1993 С. 101—107). Одной из важных социально-психологических проблем является проблема нравственного взросления. В науке ее иногда обозначают как «проблему морального развития ребенка» (Н.И. Шевандрин, 1995). По мнению Пиаже, нравственное развитие происходит не так, как умственное, и зависит от опыта общения ребенка с окружающими людьми и предметами. В этом общении моральные размышления и умственное развитие оказываются взаимосвязанными. Пиаже обнаружил интересный факт: у детей, как и у взрослых, то, о чем они говорят, часто противоречит тому, что они делают, т.е. между словом и делом — дистанция огромного размера.
Опираясь на труды Пиаже об интеллектуальном развитии детей, американский психолог Лоуренс Кольберг разработал теорию нравственного развития ребенка, показывающую взаимосвязь морального обоснования и умственного развития. В серии исследований, посвященных нравственному развитию, ученый ставил детей и подростков перед гипотетическими моральными дилеммами. Человек судил о поведении других, исходя из своих собственных критериев, что предполагает и высокий уровень рассудочной деятельности. Поступок квалифицируется как правильный, если он продиктован совестью, независимо от его законности или мнения других людей. Нравственные действия, управляемые самостоятельно выбираемыми человеком общечеловеческими этическими принципами, принимаемыми испытуемым. Например, давался текст: «В одном из небольших городов заболела и вскоре умерла женщина. Когда она заболела, доктор сказал, что есть единственное лекарство, которое способно вылечить ее. Это лекарство придумал и продает один человек, живший в этом городе. Затраты на изготовление лекарства почти в десять раз меньше, чем его продажная цена. Муж заболевшей женщины не имел достаточных средств для того, чтобы купить это лекарство. Обратившись к своим родственникам и знакомым, он собрал только половину требуемой суммы и с ней пошел к продавцу. Тот отказался отпустить лекарство за полцены или в долг, хотя знал, что женщина умирает. Тогда муж этой женщины ночью пробрался в дом владельца лекарства и украл его». Как показало исследование, поступки определялись внешними обстоятельствами, и точка зрения других людей в расчет не принималась; суждения выносились в зависимости от того вознаграждения или наказания, которое мог повлечь за собой данный поступок. Суждение о поступке выносилось в соответствии с той пользой, которую из него можно извлечь. Ergo, уровень нравственного .развития ребенка определяется не самим по себе ответом «да» или «нет», а пониманием того, почему, был дан именно такой ответ, умением объяснить причину своего выбора. Если мы попробуем свести характеристику всех стадий к минимальному объему, то получится следующий ряд утверждений. Уровень 1. Предконвенциональный (Стадия 1. «Я должен сделать то, что обещал, иначе накажут», Стадия 2. «Раз ты меня обидел, то и я тебя обижу»); Уровень 2. Конвенциональный (Стадия 3. «Я хочу делать то, что приятно другим», Стадия 4: «Я обязан соблюдать закон»), Уровень 3. Постконвенциональный (Стадия 5. «Я должен исполнять эти законы, так как их установило общество», Стадия 6. «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой»).
В свое время теория Кольберга подвергалась серьезной критике по таким основаниям: а) стадии не являются однородными и однозначными, не образуют строго неизменной последовательности; б) Кольберг и Пиаже включают в понятие нравственного развития моральный закон, честность, ответственность, но ведь представления о каждом из них у различных людей могут формироваться по-разному; в) теория Кольберга ориентируется только на мужское поведение, игнорируя особенности женского.
Бнхевиорнстнческие теории. Основным в развитии личности считают расширение репертуара поведения, которое достигается путем научения. Так, один из родоначальников этого направления — Джон Уотсон считал, что человек таков, каким научился быть. Многие сторонники бихевиоризма полагают, что человек «учится вести себя» всю жизнь, но не выделяют при этом особых периодов или стадий. Вместо этого они определяют три типа обучения: — классическое обусловливание; — оперантное обусловливание; — обучение посредством наблюдения.
1. Классическое обусловливание — это простейший тип обучения, в процессе которого используются лишь непроизвольные рефлексы детей. Эти рефлексы и у человека, и у животных являются врожденными. Ребенок в ходе обучения чисто автоматически реагирует на какие-либо внешние стимулы, а затем учится реагировать таким же образом на стимулы, несколько отличающиеся от первых.
2. Оперантное обусловливание. Б.Скиннер разработал специфический тип обучения, который назвал оперантным обусловливанием. Суть его заключается в том, что человек контролирует свое поведение, ориентируясь на его вероятные последствия (положительные или отрицательные). Подкрепление — это любой стимул, увеличивающий вероятность повторения определенных реакций, форм поведения. Оно может быть негативным и позитивным. Позитивным является подкрепление, приятное человеку, удовлетворяющее какую-то его потребность и способствующее повторению форм поведения, заслуживших поощрения. Негативным является такое подкрепление, которое заставляет повторять реакции неприятия, отторжения, отрицания чего-либо. Сторонники бихевиористской теории установили, что наказание является специфическим средством обучения. Наказание — это стимул, заставляющий отказаться от вызвавших его действий, форм поведения.
3. Обучение посредством наблюдения. Наверное, ни для кого не секрет то, как важно подавать детям хороший пример. Американский психолог А. Бандура, признавая важность обучения по типу классического и оперантного обусловливания, все же считает, что в жизни гораздо чаще обучение происходит благодаря наблюдению: ребенок наблюдает за тем, что делают, как ведут себя взрослые. Суть обучения посредством наблюдения заключается в том, что человек копирует чьи-то образцы (формы, модели) поведения, не ожидая какого-либо поощрения или наказания за это. Кроме того, вполне вероятно, что он будет охотнее подражать тем людям, которыми он восхищается, которых любит, которые в его жизни значат больше, чем другие. Дети никогда не станут добровольно копировать образцы поведения тех людей, которые им не приятны или которых они боятся.
Гуманистически ориентированные теории . В них основы развития личности представлены в форме личностного роста, самоактуализации, саморазвития. Так, согласно теории А. Маслоу, каждый человек обладает мотивационным набором, который помогает ему удовлетворять потребности пяти уровней. Мы не вправе ожидать от ребенка, что он сам начнет заниматься такими видами деятельности, которые будут способствовать его самореализации (рисованием, развитием навыков чтения, налаживанием хороших отношений со сверстниками и т.п.), если не удовлетворены важнейшие его биологические потребности и потребность в безопасности. Только в том случае, если эти потребности удовлетворены, и при обретении уверенности в том, что они и в будущем будут удовлетворяться нормально, человек может переходить к удовлетворению других, более высоких потребностей — в любви и принадлежности к конкретной социальной группе (социальный статус), в самооценке и самореализации. Только удовлетворив потребность самого высокого уровня, человек может стать здоровой, творческой и независимой личностью (К. Флэйк-Хобсон, Б.Е. Робинсон, П. Скин, 1993 С. 38—55).
Деятельностный подход . Согласно ему развитие личности происходит в процессе включения в различные виды деятельности. Пути решения проблемы развития личности, намеченные П.П. Блонским и Л.С. Выготским, развернул и углубил А.Н. Леонтьев, который писал, что «в изучении развития психики ребенка следует исходить из развития его деятельности, так как она складывается в данных конкретных условиях его жизни... Жизнь или деятельность в целом не складывается, однако, механически из отдельных видов деятельности. Одни виды деятельности являются на данном, этапе ведущими и имеют большее значение для дальнейшего развития личности, другие — меньшее. Одни играют главную роль в развитии, другие — подчиненную. Поэтому нужно говорить о зависимости развития психики не от деятельности вообще, а от ведущей деятельности». Важным этапом формирования личности ребенка является, игровая деятельность. Игра по происхождению представляет собой социальную деятельность, поэтому она социальна по своему содержанию. Рассмотрим содержание каждого из периодов формирования и развития личности ребенка.
1. Исследования группы М.И.Лисиной показали, что у младенцев существует особая деятельность — общение, носящее непосредственно-эмоциональную форму. «Комплекс оживления», возникающий на третьем месяцев жизни, является сложным по составу действием, которое имеет задачу общения со взрослым. Это действие возникает еще до того, как ребенок начинает манипулировать с предметами, до формирования акта хватания, после этого действия общения не растворяются в совместной деятельности со взрослыми, а сохраняют свое особое содержание и средства (дефицит эмоционального общения (как и избыток его) оказывает решающее влияние на психическое развитие в этот период). Таким образом, непосредственно-эмоциональное общение со взрослыми является ведущей деятельностью младенца, на фоне и внутри которой формируются ориентировочно и сенсомоторно-манипулятивные действия.
2. На границе раннего детства происходит переход ребенка к собственно предметным действиям, т.е. к овладению общественно выработанными способами действий с предметами. Сделать это действиями невозможно без участия взрослых, которые показывают их детям и выполняют вместе с ними. Взрослый выступает, хотя как главный, но всего лишь элемент ситуации предметного действия. Непосредственное эмоциональное общение с ним отходит на второй план, а на первый выступает деловое практическое сотрудничество. Ребенок занят предметом и действием с ним: он как бы не замечает взрослого, который «закрыт» предметом и его свойствами. В этот период происходит интенсивное овладение предметно-орудийными операциями — формируется «практический интеллект». Ж.Пиаже показывает, что в этот период происходит развитие сенсоро-моторного интеллекта, который подготавливает возникновение символической функции. Исследования Ф.И.Фрадкиной позволили сделать вывод о том, что действия в процессе их усвоения как бы отделяются от предмета, на котором они были первоначальна освоены: происходит перенос этих действий на другое предметы, сходные, но не тождественные исходному. На этой основе формируется, обобщение действий. Именно, предметно-орудийная Деятельность, в ходе которой происходит овладение общественно выработанными способами действий с предметами, является ведущей в раннем детстве. Анализ речевых контактов ребенка показывает, что речь используется им, главным образом, для налаживания сотрудничества со взрослыми внутри совместной предметной деятельности. Речь является средством для деловых контактов ребенка с взрослыми. Более того, сами предметные действия, успешность их, выполнения являются для ребенка способом налаживания общения с взрослыми. Само общение опосредуется предметными действиями ребенка.
3. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра в ее наиболее развернутой форме (ролевая игра). Главное значение игры для детей дошкольного возраста сострит в том, что благодаря особым игровым приемам ребенок моделирует в ней отношения между людьми. Отдельно взятое предметное действие не позволяет обнаружить его мотив и смысл, но это можно выявить только тогда, когда предметное действие включено в систему человеческих отношений. Это возможно в игре. Ролевая игра выступает как деятельность, в которой происходит ориентация ребенка в смыслах человеческой деятельности. На этой основе у него формируется стремление к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности, которое является важным моментом готовности к школьному обучению. В этом заключается основное значение игры для психического развития, и это же является ее основной функцией.
4. Л.С. Выготский выдвинул положение о том, что для умственного развития детей школьного возраста главное значение имеет обучение. Учебная деятельность детей, т.е. та деятельность, в процессе которой происходит, усвоение новых знаний и умений и управление которой составляет основную задачу обучения, является ведущей деятельностью в этот период. В процессе ее осуществления ребенком происходит интенсивное формирование интеллектуально-познавательной сферы. Ведущее значение учебной деятельности заключается еще и в том, что через нее опосредствуется вся система отношений ребенка вплоть до личностного общения в семье.
5. Особую трудность составляет выделение основной деятельности в подростковый период. Это связано с тем, что ведущей продолжает оставаться учебная деятельность. Но не стоит забывать, что это критический период в развитии организма человека — период полового созревания. Половое развитие оказывает влияние на формирование личности в это время, хотя не является первичным. Как и другие изменения, связанные с ростом интеллектуальных и физических сил ребенка, половое созревание оказывает свое влияние опосредованно, через отношение ребенка к окружающему миру, через сравнение себя со взрослыми и другими подростками, т.е. только внутри всего Комплекса происходящих изменений. Также в подростковом возрасте возникает и развивается особая деятельность, заключающаяся в установлении интимно-личных отношений между подростками. Эта деятельность была названа Т.В. Драгуновой и Д.Б. Элькониным деятельностью общения. Ее отличие от других форм взаимоотношений (например, делового сотрудничества) заключается в том, что основным содержанием является другой подросток, как человек с определенными личными качествами. Во всех формах коллективной деятельности подростков наблюдается подчинение отношений своеобразному «кодексу товарищества». Ведущей деятельностью в этот период развития является деятельность общения, заключающаяся в построении отношений с товарищами на основе определенных морально-этических норм, которые опосредуют поступки подростков. Отношения, построенные на основе полного доверия и общности внутренней жизни, делают личное общение той деятельностью, внутри которой оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее, т.е. формируются личные смыслы жизни. Тем самым в общении формируется самосознание как «социальное сознание, перенесенное внутрь» (Л.С.Выготский).
6. Кроме того, в советской классификации стадий социализации через призму теории деятельности, выделялось три общих стадии: дотрудовая, трудовая и послетрудовая (Андреенкова, 1970; Гилинский, 1971).
Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. В свою очередь эта стадия разделяется на два более или менее самостоятельных периода: а) ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу, т.е. тот период, который в возрастной психологии именуется периодом раннего детства; б) стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого термина. К этому этапу относится, безусловно, все время обучения в школе. Относительно периода обучения в вузе или техникуме существуют различные точки зрения. Если в качестве критерия для выделения стадий принято отношение к трудовой деятельности, то вуз, техникум и прочие формы образования не могут быть отнесены к следующей стадии. С другой стороны, специфика обучения в учебных заведениях подобного рода довольно значительна по сравнению со средней школой, в частности в свете все более последовательного проведения принципа соединения обучения с трудом, и поэтому эти периоды в жизни человека трудно рассмотреть по той же самой схеме, что и время обучения в школе. Так или иначе, но в литературе вопрос получает двоякое освещение, хотя при любом решении сама проблема является весьма важной как в теоретическом, так и в практическом плане: студенчество — одна из важных социальных групп общества, и проблемы социализации этой группы крайне актуальны.
Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека, хотя демографические границы «зрелого» возраста условны; фиксация такой стадии не представляет затруднений — это весь период трудовой деятельности человека. Вопреки мысли о том, что социализация заканчивается вместе с завершением образования, большинство исследователей выдвигают идею продолжения социализации в период трудовой деятельности. Более того, акцент на том, что личность не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его, придает особое значение этой стадии. Признание трудовой стадии социализации логически следует из признания ведущего значения трудовой деятельности для развития личности. Трудно согласиться с тем, что труд как условие развертывания сущностных сил человека прекращает процесс усвоения социального опыта; еще труднее принять тезис о том, что на стадии трудовой деятельности прекращается воспроизводство социального опыта. Конечно, юность — важнейшая пора в становлении личности, но труд в зрелом возрасте не может быть сброшен со счетов при выявлении факторов этого процесса.
Послетрудовая стадия социализации представляет собой еще более сложный вопрос. Определенным оправданием, конечно, может служить то обстоятельство, что проблема эта еще более нова, чем проблема социализации на трудовой стадии. Постановка ее вызвана объективными требованиями общества к социальной психологии, которые порождены самим ходом общественного развития. Проблемы пожилого возраста становятся актуальными для ряда наук в современных обществах. Увеличение продолжительности жизни — с одной стороны, определенная социальная политика государств — с другой (имеется в виду система пенсионного обеспечения) приводят к тому, что в структуре народонаселения пожилой возраст начинает занимать значительное место. Прежде всего увеличивается его удельный вес. В значительной степени сохраняется трудовой потенциал тех лиц, которые составляют такую социальную группу, как пенсионеры. Не случайно сейчас переживают период бурного развития такие дисциплины, как геронтология и гериатрия.
Мы представили содержательно-предметные характеристики основных типов деятельности в соответствии с периодами развития личности ребенка. Эти характеристики позволяют разделить все типы деятельности на две следующие группы: деятельности, внутри которых осуществляются интенсивная ориентация в основных смыслах человеческой деятельности и освоение задач, мотивов и норм отношений между людьми. Это деятельности в системе «ребенок — общественный взрослый» (непосредственно-эмоциональное общение младенца; ролевая игра; интимно-личностное общение подростков); деятельности, внутри которых происходит усвоение общественно выработанных способов действия с предметами и эталонов, выделяющих в предметах те или иные их стороны. Это деятельности в системе «ребенок — общественный предмет» (манипулятивно-предметная деятельность ребенка раннего возраста; учебная деятельность младшего школьника; учебно-профессиональная деятельность старших подростков). Эти виды отличаются друг от друга. Но существенно общим в них является то, что все они выступают как элементы человеческой культуры. Они имеют общее происхождение, общее место в жизни общества, представляя собой итог предшествующей истории. На основе усвоения общественно выработанных способов действий с этими предметами происходит всё более глубокая ориентировка ребенка в предметном мире и формирование его интеллектуальных сил. Не стоит забывать, что жизнь ребенка многогранна и что появляются все новые виды деятельности с определенной ведущей в тот или иной период. Расположим выделенные нами виды деятельности детей по группам в той последовательности, в которой они становятся ведущими: непосредственно-эмоциональное общение — 1-я группа; предметно-манипулятивная деятельность — 2-я группа; ролевая игра —1-я группа; учебная деятельность — 2-я группа; интимно-личностное общение —1-я группа; учебно-профессиональная деятельность — 2-я группа. Анализируя этот ряд, можно сделать вывод о периодичности процесса психического развития, который заключается в том, что одни периоды, где преимущественно развивается мотивационно-потребностная сфера, сменяются периодами, в которых происходит формирование интеллектуально-познавательной сферы и операционно-технических возможностей (Д.Б. Эльконин, 1971 С. 3—18).
Пример специфических теорий социализации . Многие социальные психологи не признают существования единого ритма развития всех детей, так H. Wallon выделяет периоды, каждый из которых характеризуется «своими признаками, своей специфической ориентацией и представляет собой своеобразный этап в развитии ребенка»: Импульсивная стадия (до 6 месяцев) - стадия рефлексов, автоматически развивающихся в ответ на раздражение. Со временем эти рефлексы все больше уступают место контролируемым движениям и новым формам поведения, по большей части связанным с питанием; Эмоциональная стадия (с 6 до 10 месяцев) характеризуется накоплением репертуара эмоций (страх, гнев, радость, отвращение и т.д.), позволяющих ребенку устанавливать тесные контакты с окружающей социальной средой. Эмоции, выражающиеся, например, в форме улыбки или рыданий, представляют собой настоящий «предъязык», с помощью которого ребенок может повысить эффективность своих жестов, а также предвидеть реакции других людей; Сенсомоторная стадия (с 10 до 14 месяцев) знаменует собой начало практического мышления. Благодаря закреплению связи между движениями и возникающими в результате перцептивными эффектами ребенок начинает все чаще реагировать на вещи направленными на них жестами. Циркулярные формы активности (когда, например, «голос оттачивает слух, а слух придает гибкость голосу») способствуют прогрессу в узнавании звуков, а затем и слов; Проективная стадия (с 14 месяцев до 3 лет) связана с развитием ходьбы, а затем и речи; ребенок приобретает способность исследовать окружающий мир и воздействовать на объекты, названия которых он узнает одновременно с их свойствами. Таким образом, ребенок приобретает все большую независимость по отношению к предметам, которые отныне он может толкать, таскать за собой, сваливать в кучу и классифицировать, относя к различным категориям. Такая независимость позволяет ребенку разнообразить свои взаимоотношения с окружающим и способствует самоутверждению индивидуума; Персоналистская стадия (с 3 до 6 лет) включает три периода, характеризующихся развитием независимости ребенка и обогащением его собственного «Я»; Период противопоставления (с 3 лет). Это время развития «Я». Ребенок учится отличать себя от других и одновременно приобретает все большую способность различать предметы по форме, цвету или размерам. В четыре года ребенок знает свое имя, фамилию, возраст и жилище; Наступает период нарциссизма, когда он стремится выставить себя в выгодном свете. Ребенок наблюдает за собой и следит за своими действиями, упорствуя в выполнении поставленной перед собой задачи. В то же время восприятие им предметов становится все более абстрактным, что позволяет ему различать линии, направления, положения, графические обозначения. В пять лет внимание, которое ребенок проявляет к себе самому и к окружающему миру, подводит его к периоду подражания, во время которого ребенок учится играть роль и придумывает себе героя. Однако на всем протяжении этой стадии мышление ребенка отмечено синкретизмом, он расшифровывает ту или иную ситуацию по какой-нибудь одной детали или по набору деталей, между которыми он не способен устанавливать причинно-следственные связи; Учебная стадия (с 6 до 12-14 лет) - стадия, когда ребенок поворачивается лицом к внешнему миру. Мышление ребенка становится более объективным, что способствует углублению его знаний о вещах, их свойствах и применении. Он знакомится с сочетаниями и категориями не только предметов, но и различных форм активности (в школе, дома, во время игр и т. д.), в которых он мало-помалу начинает участвовать. Развитие ребенка, таким образом, сопровождается ростом его независимости; На стадии полового созревания внимание подростка вновь сосредоточивается на своей собственной особе и потребностях собственного «Я». Этот перелом толкает ребенка на поиск еще большей независимости и оригинальности, и он же открывает ему глаза на смысл вещей и законов, которые ими управляют. Так у подростка развивается способность к рассуждению и к связыванию абстрактных понятий.
Итак, несмотря на приверженность Валлона когнитивной школе, мы видим, что различия между концепциями Пиаже и Валлона касаются подхода к самому развитию ребенка. Если Пиаже пытался понять, какими путями ребенок достигает мышления взрослого человека, то Валлон концентрирует внимание на формировании поведения и личности, рассматривая когнитивные способности лишь как один из компонентов этого процесса. Кроме того, Пиаже со столь свойственным ему биологизмом пытается пролить свет на общие законы, управляющие развитием организма в его непрерывном стремлении к равновесию, Валлон же настаивает на сложности хода развития, обусловленной постоянным взаимодействием между индивидуумом и окружающей его социальной средой.
Так же интересной для этой категории концепций будет выступать Женская концепция нравственности (по С. Гиллиган), согласно которой, развитие нравственности у женщин проходит три уровня, между которыми также имеются переходные стадии: Уровень 1: самоозабоченность. На этом уровне женщину занимают только те, кто в состоянии удовлетворить ее собственные потребности и обеспечить ее существование. На первой переходной стадии эгоизм начинает сменяться тенденцией к самоотречению. Женщина все еще сосредоточена на собственном благополучии, но в случае принятия решений все больше учитывает также интересы других людей и объединяющие ее с ними связи. Уровень 2: самопожертвование. Социальные нормы, которым большей частью приходится следовать женщине, заставляют ее переходить к удовлетворению собственных желаний лишь после удовлетворения потребности других. Эта роль «хорошей матери», когда женщина вынуждена вести себя сообразно ожиданиям других людей и чувствовать ответственность за их поступки, постоянно ставит ее перед необходимостью выбора. На второй переходной стадии женщина поднимается с уровня самопожертвования на уровень самоуважения, начиная все больше принимать в расчет собственные потребности. Она пытается совместить удовлетворение своих личных нужд с потребностями других людей, ответственность за которых она продолжает испытывать. Уровень 3: самоуважение. На этом уровне женщина понимает, что только она сама способна сделать выбор, касающийся ее собственной жизни, если он не причинит вреда людям, связанным с нею семейными или социальными узами и вообще принадлежностью к роду человеческому. В этом смысле третий уровень нравственного сознания перерастает уже в мораль непротивления.
Качественные теории социализации . Если говорить о качественных теориях социализации, то термин «развитие личности» необходимо заменить термином «созревание человека». Зрелый человек, по мнению Г. Олпорта, характеризуется такими чертами: 1) имеет широкие границы «Я»; 2) способен к теплым, сердечным социальным отношениям ; 3) демонстрирует эмоциональную неозабоченность и самопринятие; 4) имеет здоровое чувство реальности; 5) обладает способностью к самопознанию и чувством юмора; 6) имеет цельную жизненную философию. Как уже видно из перечисленных характеристик, существует некий принцип организации оценок, мотивов, склонностей , ощущений в единое целое, который Оллпорт предлагает обозначить как проприум. Проприум представляет собой позитивное, творческое, стремящееся к росту и развивающееся свойство человеческой природы, осознаваемое как наиболее важное и центральное. Речь идет о такой части субъективного опыта, как «мое», о самости . Проприум есть некая организующая и объединяющая сила, назначение которой – формирование уникальности человеческой жизни (Л. Хьелл, Д. Зиглер, 2001). Оллпорт выделяет семь аспектов самости, участвующих в развитии проприума с детства до зрелости, называя их проприотическими функциями. В результате их окончательной консолидации формируется «Я» как объект субъект, познания и ощущения. Стадии развития проприума: 1) ощущение своего тела, образующее телесную самость, которая остается на протяжении всей жизни опорой для самоосознания; 2) ощущение самоидентичности, значимым моментом которой выступает осознание себя посредством речи в качестве определяющего и важного лица, появление чувства целостности и непрерывности «Я», связанное с именем ребенка; 3) чувство самоуважения как чувство гордости по поводу того, что некие действия уже выполняются самостоятельно; важнейший источник повышения самооценки на протяжении всего детства; 4) расширение границ самости, возникающее по мере осознания детьми того, что им принадлежит не только их физическое тело, но и определенные значимые элементы внешнего мира, включая людей; 5) образ себя, когда ребенок начинает ориентироваться на ожидания значимых близких, представляя себе, что такое «Я хороший» и «Я плохой»; 6) рациональное управление самим собой, является стадией выраженного конформизма , морального и социального послушания, когда ребенок учится рационально решать жизненные проблемы, догматично полагая, что семья, ровесники и религия всегда правы; 7) проприативное стремление , является постановкой перспективных жизненных целей , ощущение того, что жизнь имеет смысл .
Над проприумом стоит познание самого себя, синтезирующее перечисленные онтогенетич. стадии и представляющее собой субъективную сторону «Я», осознающую «Я-объективное». На заключительной стадии проприум соотносится с уникальной способностью человека к самопознанию и самоосознанию.
Системный подход к развитию личности. Предполагает одновременное изучение всех сторон развития ребенка, а также помогает понять их взаимность и взаимообусловленность. Система — это совокупность частей и их взаимосвязей, взаимовлияний и взаимодействий. Каждый из нас представляет собой целостную систему, состоящую из различных подсистем. Как у психологической системы, у нас есть физическая, умственная, социальная и эмоциональная подсистемы. Основное требование системного подхода — рассматривать ребенка как целостное существо в самых разных его отношениях к окружающему миру — к семье, к друзьям, к школе и другим социальным институтам. Понять ребенка мы можем только тогда, когда изучим его отношения в семье, в обществе, наконец, физическую среду, которая его окружает. Например: школа воздействует на детей, прививая им различные жизненно необходимые навыки — это непосредственное влияние. Но школа может воздействовать и опосредованно, через родителей, с которыми учителя проводят беседы, и т.п. Также важно физическое окружение дома, в школе, например цвет стен, температура, коммунально-бытовые удобства, качество пищи и т.д., так как все это влияет на поведение детей и их общее развитие.
С точки зрения современной западной психологии , социализация — это процесс усвоения правил поведения и приобретения системы представлений и установок, позволяющих человеку эффективно функционировать как члену общества. В некоторых отраслях психологии и смежных социальных дисциплин социализация часто рассматривается как процесс, формирующий или ограничивающий индивида таким образом, чтобы он мог вписаться в общество, к которому принадлежит. Социализация видится чем-то, что «надо делать» с податливым материалом или, наоборот, с потенциальной угрозой, чтобы добиться приемлемого поведения. Исследования в области социальной психологии развития самым серьезным образом ставят такое толкование под сомнение.
Обсуждая некоторые концептуальные моменты, Шаффер (Schaffer, 1984) указывает на то, что традиционные модели представляют социализацию как в значительной степени однонаправленный процесс, когда стимул к изменению и регуляции дается индивиду, подвергающемуся социализации, извне. Как мы уже говорили, ранний американский бихевиоризм приводит наиболее весомые примеры такого подхода (например, Watson, 1928), но с другой стороны, существуют теории социализации, которые рассматривают ребенка как субъекта, входящего в общество с набором инстинктов и желаний, которые он расположен проявлять или удовлетворять, первоначально мало считаясь с чувствами и желаниями окружающих (А. Фрейд). Обе эти теории обладают известной притягательностью на интуитивном уровне. В начале жизни дети недостаточно информированы о шкале ценностей, существующей в данной культуре, их учат этому другие. Мы знаем, что люди, выросшие в различных сообществах, приобретают совершенно разные ценности и особенности поведения (Shweder, 1991; Triandis, 1994). С другой стороны, если вы когда-нибудь пробовали справиться с двухлетним малышом, находящимся в непосредственной близости от шоколадки, конфет или их эквивалента, вы согласитесь с тем, что юные представители вида Homo sapiens имеют собственную волю и при необходимости могут яростно сопротивляться любым воздействиям, если те стоят на пути немедленного удовлетворения желания. В конце концов, мы можем переломить ребенка, но, может быть, люди действительно изначально импульсивны, склонны к гедонизму и нуждаются в ограничении? - Получилось, что мы столкнулись с двумя прямо противоположным понятиями социализации.
Как уже говорилось выше, в развитии и проверке наших теорий многое зависит от выбора предмета наблюдения. Технологии исследования начала социализации (первые взаимодействия между детьми и теми, кто за ними ухаживает), обрели почву новые представления, которые Шаффер (Schaffer, 1984) назвал моделью взаимозависимости. В отличие от обеих теорий однонаправленной социализации, модель взаимозависимости представляет ребенка активным участником процесса собственного социального развития и подчеркивает взаимную зависимость в социальных взаимодействиях родителей и детей. «Многие родители могут найти, что это утверждение противоречит повседневной реальности, а многие исследователи обнаружили, что оно противоречит поспешно получаемым свидетельствам» (цит. по Rijt-Plooj and Plooj, 1993). Эта модель не отрицает влияния взрослого на ребенка, но она подчеркивает, что разносторонние процессы, вовлеченные в социальное развитие, первоначально приводятся в движение посредством взаимного исследования и взаимостимуляции. Давайте рассмотрим начало этих процессов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социализация — многогранный процесс усвоения человеком опыта общественной жизни, превращения его из природного существа в общественное. В результате социализации человек усваивает стереотипы поведения, нормы и ценностные ориентации социальной среды, в которой он функционирует. Социализацию можно рассматривать как тройственный процесс адаптации, развития личности и отказ от наивных детских представлений.
Социализация личности на индивидуальном уровне включает ряд процессов.
Личности людей формируются, взаимодействуя друг с другом. На характер этих взаимодействий оказывают влияние такие факторы, как возраст, интеллектуальный уровень, пол и т.п.
Окружающая среда также может воздействовать на личность ребенка.
Личность формируется на основе собственного индивидуального опыта.
Важным аспектом формирования личности является культура (Н. Смелзер, 1994 С. 101).
К ведущим феноменам социализации следует отнести усвоение стереотипов поведения, действующих социальных норм, обычаев, интересов, ценностных ориентации и т.п. Стереотипы поведения формируются путем сигнальной наследственности, т.е. через подражание взрослым в раннем детстве. Они очень устойчивы и могут быть основой психической несовместимости (например, в семье, этносе).
Факторами социализации могут выступать взаимоотношения в семье, детском саду, школе, трудовом коллективе, вузе, дружеских компаниях, а также знакомые и малознакомые люди, книги, кинофильмы, теле- и радиопередачи и т.д.
Основными институтами социализации являются: семья, дошкольные учреждения, школа, неформальные объединения, вуз, производственные коллективы и т.п. Такие институты представляют собой общности людей, в которых протекает процесс социализации человека.
Существует несколько социально-психологических механизмов социализации: идентификация, подражание, внушение, социальная фасилитация, конформность, имитация, идентификация, стыд, чувство вины.
Несмотря на широкое употребление, термин «Социализация» не имеет однозначного толкования, сближаясь в одних случаях с воспитанием, а в других – с формированием личности (Л.С. Выготский, 1960). В разных концепциях социализации на одном полюсе стоят авторы, рассматривающие человека как биологическое существо, которое лишь приспосабливает врождённые формы поведения и инстинкты к условиям существования в обществе (З. Фрейд), на другом – видят в личности пассивный продукт социальных влияний (А. Бандура).
Однако, с точки зрения эклектической (или холономной) психологии, социализация, это не просто сумма внешних влияний, регулирующих проявление имманентных индивиду биопсихологических импульсов и влечений, а процесс формирования целостной личности. Содержание стадий социализации и конкретные ее механизмы имеют психо-исторический (генетический) характер, существенно варьируются от одного общества к другому и определяются социально-экономической структурой этих обществ (И.С. Кон, 1988).
При этом процесс социализации не сводится к непосредственному взаимодействию индивидов, но включает всю совокупность общественных отношений, вплоть до самых глубоких и опосредованных. Ergo, социализацию нельзя рассматривать, как механическое наложение на индивида готовой социальной «формы». Индивид, выступающий как «объект» социализации, является в то же время субъектом общественной активности, инициатором и творцом новых обществ, форм. Поэтому социализация тем успешнее, чем активнее участие индивида в творческо-преобразовательной деятельности сообщества, в ходе которой преодолеваются и устарелые нормы, нравы и привычки (Л.П. Буева, 1968). Различные аспекты социализации изучаются психологией (механизмы деятельности и освоения нового опыта), социальной психологией (социализирующие функции непосредственного окружения и межличностных отношений), социологией (соотношение процессов и институтов социализации в макросистеме), историей и этнографией (сравнительно-историческое изучение социализации в разных обществах и культурах), педагогикой (воспитание), а в наиболее общем виде – психологией, социологией и философией.
Литература:
- Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1989
- Андреенкова Н.В. Проблемы социализации личности // Социальные исследования. Вып. 3. М., 1970;
- Берне Э. Я. Концепция и воспитание. Пер. с англ. М., 1968.
- Бронфенбреннер У. Два мира детства. Дети США и СССР. Пер. с англ. М., 1976.
- Гилинский Я.И. Стадии социализации индивида // Человек и общество. Выл. 9. Л., 1971.
- Коломинский Я.Л. Психология межличностных отношений в коллективе школьников. - Минск, 1972.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.
- Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - Пенза, 1994.
- Немов Р.С. Психология. М., 1994 – Том 1.
- Перспективы социальной психологии. М., 2001.
- Смелзер Н. Социология. – М., 1994.
- Столин В.В. Самосознание личности. - М., 1984.
- Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. - М., 1993.
- Хьелл Л. Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 2000.
- Шабанов Л.В. Социально-психологические характеристики молодежных субкультур: социальный протест или вынужденная маргинальность? – Томск: изд-во ТГУ, 2005.
- Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. – М., 1995.
- Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте //Вопросы психологии – 1971. - №4. – С.6-20.
[1] Отличия корпорации и коллектива см. в авторском метод. пособии «Психология малых групп».
[2] Подробнее о референтных группах см. в авторских метод. пособиях «Психология малых групп» и «Групповая динамика»