Торговля людьми в Российской Федерации

СОДЕРЖАНИЕ: Реферат Тема: «Торговля людьми в Российской Федерации » . Научный руководитель: к.ю.н., доцент Закомолдин Р.В . Объектом исследования является «торговля людьми», как правовой институт и связанные с ним общественные отношения, регулируемые нормами уголовного права.

Реферат

Тема: «Торговля людьми в Российской Федерации » .

Научный руководитель: к.ю.н., доцент Закомолдин Р.В .

Объектом исследования является «торговля людьми», как правовой институт и связанные с ним общественные отношения, регулируемые нормами уголовного права.

Предмет исследования уголовно правовые нормы, регулирующие институт «торговли людьми» в уголовном праве.

Целью данной работы как можно подробнее изучить и понять, как функционирует данный институт в уголовном праве, какую роль он играет в жизни общества, чем вызвана необходимость данного института.

Для достижения данных целей необходимо решить некоторые задачи : во- первых, ознакомиться с учебными пособиями разных авторов по данной теме; посмотреть какие сходства и различия в них есть;

Во- вторых, просмотреть нормативные материалы, с помощью которых можно установить, что представляет собой данный институт, зачем он создан;

в- третьих, посмотреть публикации и статьи авторов, изучающих данную проблему, сравнить их мнения.

Выше указанное объединить с иными источниками воедино и определились что представляет данный институт, в чём его суть, цели и задачи, зачем он создан государством, какие отношения регулирует.

Полученные результаты в ходе исследования курсовой работы дали ответ на все поставленные вопросы, помогли определить какую роль играет данный институт уголовного права в жизни общества, и какие методы борьбы использует законодатель.

Источниками данной курсовой работы являться как нормативно правовые акты,так и специальная литература.

Содержание

Введение………………………………………………………………………стр.4

Глава 1. Понятие «торговли людьми»

1.1Объект преступления……………………………………………стр.7

1.2Субъект преступления………………………………………….стр.11

Глава 2. Виды составов «торговли людьми» и их классификация

2.1 Квалифицированный состав……………………………….......стр.12

2.2Особо квалифицированный состав……………………………стр.18

2.3Лица подлежащие освобождение от уголовной ответственности по ст. 127 «торговля людьми»………………………………………………..стр.21

Глава 3. Система российского права, направленного на борьбу с торговлей людьми и рабством

3.1 Дореволиционый период………………………………………стр.23

3.2Советский период………………………………………………стр.27

3.3Новейший период………………………………………………стр.28

Заключение…………………………………………………………………..стр.34

Список использованной литературы……………………………………....стр.35

Введение

Согласно ч. 1 ст.127 Уголовного кодекса Российской Федерации[1] , торговля людьми, есть купля- продажа человека, иные сделки в отношении человека, а равно совершенные в целях его эксплуатации вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение.

Наверняка, каждому ни раз попадалось на глаза объявление с приглашением на работу в ведущие фирмы за рубежом, сулящие баснословные суммы денег обыкновенному труженику за простенькую работёнку? Но, к сожалению, редко кто задается вопросом, в какой же все-таки мышеловке лежит заветный кусочек сыра…риск оказаться «товаром» для торговцев людьми, быть вовлеченным в занятие проституцией, стать рабом, и многое другое - вот что грозит и по сей день каждому откликнувшемуся на подобного рода объявление. Да, и в начале третьего тысячелетия человек не перестал быть вещью, прошли века, а эхо средневековья и по сей день доносится из глубины времен. В настоящее время подобного рода опасности можно встретить в самых безобидных на первый взгляд вещах, например, в объявлении о вакансиях за рубежом, в брошюрках с рекламой дешевых шоп-туров, в рекламах брачных агентств. Все перечисленное выше относится к средствам, которые используются лицами, занимающимися как торговлей людьми, так и преследующими смежные с ней цели, для привлечения жертв.

Торговля людьми явление неновое, а наоборот, имеющее вековую историю, казавшимся далеким забытым прошлым, возвратилось в социально-экономическую сферу общественной жизни, снискав преступный характер. Согласно Конвенции ООН о транснациональной организованной преступности от 15.11.2000 г., торговля людьми признается одним из основных направлений международной организованной преступности, мировые доходы от которой оцениваются миллиардами долларов США, что сравнимо лишь только с торговлей оружием и наркобизнесом.

Из вышеперечисленного видно, что торговля людьми сегодня, к глубочайшему сожалению, занимает одно из лидирующих мест в рейтинге латентной преступности в России и за рубежом.

Актуальность данной работы состоит в том, что торговля людьми на сегодняшний день, невидимо для простого обывателя, все больше и больше наращивает обороты, вырывая из общества по крупице, грозит поглотить его целиком, и без должного внимания к этой проблеме российское общество рискует быть порабощенным в буквальном смысле этого слова.

Данная курсовая работа посвящена защите основных Конституционных прав человека, как-то право на жизнь, здоровье и свободу во всех её проявлениях. Она состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы и заключения.

В первой главе рассматривается торговля людьми, как правовой институт.

Отягчающие последствия преступления связанного с торговлей людьми исследуется во второй главе данной работы.

В третий главе мы рассмотрим способы борьбы с торговлей людьми в дореволюционный советский и новейший периуд.

Целью данной курсовой работы является изучение уголовно-правовых аспектов торговли людьми, анализ нормативной базы по данной проблеме и борьбы с ней.

При написании данной курсовой работы, были поставлены следующие задачи:

Во-первых проанализировать международно- прававые акты данной проблематики.

Во-вторых детально рассмотреть признаки состава преступления, предусмотренные в ст. 127 (Торговля людьми).

Основными методами исследования являются: исторический, демографический, логический, системно- структурный.

Глава 1. Понятие «торговли людьми»

1.1 Объект преступления

В соответствии со ст. 3 Протокола от 15.11.2000 к Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности[2] О предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее понятие торговля людьми означает осуществляемые в целях эксплуатации вербовку, перевозку, передачу, укрывательство или получение людей путем угрозы силой или ее применения или других форм принуждения, похищения, мошенничества, обмана, злоупотребления властью или уязвимостью положения либо путем подкупа, в виде платежей или выгод, для получения согласия лица, контролирующего другое лицо.

Эксплуатация включает, как минимум, эксплуатацию проституции других лиц или другие формы сексуальной эксплуатации, принудительный труд или услуги, рабство или обычаи, сходные с рабством, подневольное состояние или извлечение органов. К ноябрю 2001 года Конвенцию подписали 100 государств, в том числе и Российская Федерация.

В российском уголовном законодательстве торговля людьми определяется как купля-продажа человека либо его вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение, совершенные в целях его эксплуатации (ст.127 УК РФ)[3] .

Как видим, трактовка термина торговля людьми в УК РФ по содержанию близка к международному определению, однако не охватывает всего многообразия сделок, которые могут быть совершены в отношении человека. Законодатель не учел, что в отношении человека помимо купли-продажи могут быть совершены и иные сделки, а именно: дарение, обмен, использование жертвы в качестве залога, обеспечивающего возвращение долга, предоставление человека во временное пользования. Данный факт следует признать пробелом в законе, и для его преодоления в диспозицию ч. 1 ст. 127 УК РФ необходимо, наряду с куплей-продажей включить и совершение иных сделок в отношении человека в качестве уголовно наказуемого деяния.

УК РФ относит торговлю людьми к преступлениям против лич­ности (ст. 127). В то же время следует заметить, что такие виды торгов­ли людьми, как вовлечение в занятие проституцией и организация за­нятия проституцией (ст. 240 и 241), отнесены в УК РФ к преступлени­ям против общественной безопасности и общественного порядка.

Между тем субъективная сторона как вовлечения в занятие прости­туцией, так и организации занятия проституцией заключается в совер­шении виновным активных действий, направленных на то, чтобы дру­гое втягиваемое в проституцию лицо могло быть использовано для за­нятия проституцией. Примечание 2 к ст. 1271 УК РФ квалифицирует использование занятия проституцией другими лицами как одну из форм сексуальной эксплуатации. В этом смысле с точки зрения цели действий виновного торговля людьми, осуществляемая с целью сексу­альной эксплуатации, и вовлечение в занятие проституцией другого лица, организация занятия проституцией другими лицами однородны по своему характеру. И в том, и в другом случае человек подвергается сексуальной эксплуатации, вовлекается в сексуальное рабство.

Уместно в связи с этим вспомнить, что впервые ст. 240 и 241 УК появились в УК РФ 1996 г. Их появление было связано со стремле­нием России исполнить взятые еще СССР международные обязатель­ства, содержащиеся в Конвенции ООН о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами[4] . Уже из наименова­ния данной конвенции следует прямая связь между торговлей людьми и иными преступлениями, связанными с сексуальной эксплуатацией. 11реамбула Конвенции начинается словами: «Проституция и сопрово­ждающее ее зло, каковым является торговля людьми, преследующая цели проституции, несовместимы с достоинством и ценностью челове­ческой личности и угрожают благосостоянию человека, семьи и обще­ства». Статьи 1 и 2 данной Конвенции рассматривают как однородные преступления, заключающиеся в склонении или совращении в целях проституции другого лица, даже с его согласия, в содержании дома тер­пимости или управлении им, финансировании или участии в финан­сировании дома терпимости, предоставлении помещения для занятия проституцией третьими лицами, с одной стороны, и эксплуатацию проституции другого лица, даже с согласия этого лица.

На наш взгляд, в УК РФ имеет место ошибочное разделение одно­родных преступлений на преступления, связанные с торговлей людь­ми, и на преступления, связанные с использованием человека для за­нятия проституцией. Налицо конкуренция норм и связанные с нею трудности квалификации деяний, предусмотренных ст. 1271 , 240 и 241 УК РФ, в правоприменительной практике.

Так, поданным анализа следственной и судебной практики, проведен­ного Б.Я. Гавриловым, А.В. Красновым и С.В. Чариковой, в декабре 2004г. по уголовному делу, расследованному следственным отделом при УВД рай­она «Вешняки» г. Москвы, Осилову и Захаровой было предъявлено обви­нение в совершении преступлений, связанных с вербовкой трех несовер­шеннолетних девушек (жительниц Чувашской Республики) и последую­щей переправкой их в г. Москву для занятия проституцией, по ч. 2 ст. 127, ч. 2 ст. 241 и ч. 3 ст. 240 УК РФ. Приговором Перовского районного суда указанные лица по ч. 2 ст. 127 У К был и оправданы за отсутствием в их дей­ствиях состава преступления. При этом в приговоре отсутствовала аргумен­тация оправдания подсудимых. В результате Осипов был признан винов­ным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 241 и ч. Зет. 240 УК РФ, и приговорен к 5 годам лишения свободы. Захаровой по ч. 1 ст. 241 УК РФ назначено наказание условно с испытательным сроком 2 года. В марте 2006 года. судебной коллегией по уголовным делам Московского го­родского суда этот приговор в части оправдания подсудимых в преступле­ниях, предусмотренных ч. 2 ст. 127 УКРФ, был отменен и дело направлено на новое рассмотрение[5] .

По мнению большинства ученых непосредственным объектом преступлений, связанных с торговлей людьми, является личная свобода человека[6] . Свобода личности — понятие достаточно широкое. Уголовный закон не дает определения этого понятия. В научной и учебной литературе понятие свободы личности определяется по-раз­ному[7] . При этом акцент делается на то, что преступления, связанные с торговлей людьми, посягают исключительно на физическую свободу человека[8] . Между тем, на наш взгляд, эти преступления лишают чело­века, ставшего жертвой торговли людьми, не только физической, но и экономической, и юридической, и духовной, и политической свободы. Если что у него и остается, то это лишь свобода мысли, которая вряд ли в данном случае может быть выражена устным или печатным спо­собом.

Философский подход к понятию свободы личности традиционно сводится к вопросу, обладает ли человек свободой воли. Независимо от происхождения своих целей и намерений человек обладает свободой постольку, поскольку он сохраняет реальную возможность выбора того или иного варианта поведения, объективно соответствующего его лич­ным интересам и потребностям[9] .

В случае совершения любого из преступлений, связанных с торгов­лей людьми, свобода человека, в смысле свободы выбора того или ино­го варианта поведения, существенно ограничивается, а вместе с этим ограничиваются и многие другие права и возможности человека.

1.2Субъект преступления

Субъект преступления — физическое лицо, достигшее 16 лет, которое совершает любое из действий, охватываемых понятием «тор­говля людьми», содержащимся в ч. 1 ст. 1271 УК РФ, или является со­участником совершения таких действий.

По данным анализа следственной практики, проведенного Б.Я. Гавриловым, А.В. Красновым и С.В. Чариковой, наибольшее чис­ло преступлений, связанных с торговлей людьми, совершают мужчины (70% всех обвиняемых). Как правило, лица, совершающие эти престу­пления, ранее не были судимы (96 % общего числа привлеченных к уголовной ответственности). В подавляющем большинстве случаев преступления этого вида совершаются лицами в возрасте до 40 лет (около 90%)[10] .

Глава 2. Виды составов «торговли людьми» и их классификация

2.1 Квалифицированный состав

Система квалифицирующих и особо квалифицирующих обстоя­тельств торговли людьми (ч. 2 ст. 1271 УК РФ) в целом повторяет тако­вую для похищения человека (ч. 2 ст. 126 УК РФ) и незаконного лише­ния свободы (ч. 2 ст. 127 УК РФ). Однако в ней есть специфические об­стоятельства, предусмотренные п. «в», «г», «д» и «ж» ч. 2 ст. 1271 УК РФ[11] .

Торговля людьми в отношении двух и более лиц (п. «а» ч. 2 ст. 1271 УК РФ) предполагает совершение действий, указанных в ч. 1 ст. 127 УК РФ, в отношении как минимум двух лиц. При этом не имеет значения, одновременно совершены эти действия или в разное время, был ли у виновного единый умысел. Однако важно, чтобы ни за один из этих случаев торговли лицо не было осуждено[12] .

Торговля в отношении заведомо несовершеннолетнего (п. «б» ч. 2 ст. 1271 УК РФ) означает, что виновный достоверно знал, что потерпев­шему не исполнилось 18 лет. Однако при этом следует иметь в виду, что наличие сомнений в отношении подлинного возраста жертвы не пре­пятствует началу уголовного расследования, включая расследование с целью установления возраста жертвы (п. 2 ст. 8 Факультативного прото­кола № 2 к Конвенции ООН о правах ребенка, касающегося торговли детьми, детской проституции и детской порнографии, от 25 мая 2000 г.).

Использование служебного положения (п. «в» ч. 2 ст. 1271 УК РФ) предполагает совершение действий, указанных в ч. 1 ст. 1271

УК РФ, государственным или муниципальным служащим[13] , либо долж­ностным лицом или лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации[14] .

Торговля с перемещением потерпевшего через Государственную границу РФ (п. «г» ч. 2 ст. 127 УК РФ) означает ее физическое пересе­чение потерпевшим. Возможны два случая торговли с перемещением через Государственную границу РФ, если одно из перечисленных в ч. 1 ст. 1271 УК РФ действий было сопряжено:

1) с въездом потерпевшего в Российскую Федерацию;

2) либо с выездом потерпевшего из Российской Федерации. При этом для квалификации по п. «г» ч. 2 ст. 127 УК РФ не имеет

значения, были ли въезд или выезд законными. Но в случае неза­конных въезда или выезда требуется дополнительная квалификация по ст. 322 или 322 УК РФ».

В Протоколе № 2 к Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности «незаконный въезд» означает пересече­ние границ без соблюдения необходимых требований для законного въезда в принимающее государство (п. «Ъ» ст. 3 Протокола № 1 против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху, дополняющего Конвенцию).

Поддельным документом на въезд или выезд или поддельным удо­стоверением личности является любой документ, который:

1) был подделан или изменен каким-либо материальным образом, любым лицом или учреждением, кроме тех, которые в закон­ном порядке уполномочены изготавливать или выдавать документ па въезд или выезд или удостоверение личности от имени государ­ства;

2) либо был ненадлежащим образом выдан или получен с помощью представления недостоверных данных, коррупции, принуждения или каким-либо иным незаконным образом;

3) либо используется лицом, не являющимся его законным вла­дельцем (п. «с» ст. 3 Протокола № 1 против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху, дополняющего Конвенцию).

Незаконными являются въезд или выезд, совершенные в наруше­ние требований, установленных Федеральным законом от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въез­да в Российскую Федерацию»[15] .

Незаконное удержание потерпевшего за границей означает проти­воправное лишение его возможности возвращения в Россию[16] .

Под использованием поддельных документов (п. «д» ч. 2 ст. 1271 УК РФ) понимается их официальное предъявление с целью сокрытия совершаемых действий по торговле людьми. Изъятие документов предполагает незаконное лишение потерпевшего его действительных документов, а их сокрытие — незаконное удержание, хранение. Унич­тожение документов, удостоверяющих личность потерпевшего, озна­чает их фактическую ликвидацию, делающую невозможным иденти­фикацию человека по ним[17] . Изъятие, сокрытие либо уничтожение до­кументов, удостоверяющих личность потерпевшего, рассматривается в судебной практике как один из опасных способов совершения торговли людьми, который ставит потерпевшего «в зависимое положение, превращает его в безвольный предмет торговли, лишает его возможно­сти разорвать кабальный контракт, возвратиться в страну по своему желанию»[18] .

Под торговлей людьми с применением насилия или угрозы его применения (п. «е» ч. 2 ст. 127) понимается:

1) фактическое причинение потерпевшему тяжкого вреда здоро­вью, предусмотренного ч. 1 или 2 ст. 111 УК РФ, иди средней тяжести, или легкого вреда здоровью,

2) насилие, которое не причинило фактического вреда здоровью,

3) либо угроза применения насилия.

Понятие «насилия» дано в Докладе подготовительной комиссии Международного уголовного суда[19] , в Пояснении к п. 1 ст. 7 Рим­ского статута Международного уголовного суда: «Термин «насильст­венно» не ограничивается применением физической силы и может включать в себя угрозу силой или принуждение, вызванное, например, страхом перед насилием, грубым принуждением, задержанием, психо­логическим давлением или злоупотреблением властью по отношению к такому лицу или лицам или другому лицу, либо использованием об­становки, характеризующейся принуждением».

Насилие всегда связано с принуждением, которое может быть:

1) физическим. В данном случае удержание человека происходит при помощи применения реального насилия, оказания какого-либо воздействия на его организм. Могут быть причинены телесные повре­ждения, побои, истязания.

Воздействие на организм человека возможно и путем невыполне­ния каких-либо действий, необходимых для нормального функциони­рования человека, например, ограничение в еде, неоказание медицин­ской помощи и т.п. Подобные ограничения вынуждают человека со­вершать требуемые от него действия, поскольку он лишается возмож­ности удовлетворения основных человеческих потребностей и при этом испытывает физические страдания;

2) с применением сильнодействующих препаратов. При таком виде воздействия у человека помимо его воли (т.е. с применением насилия или без ведома лица, когда препарат подается с пищей или под видом лекарства) происходит привыкание к наркотическим средствам и пси­хотропным веществам;

3) психическим. Психическое принуждение может быть применено как к самой жертве, так и к близким ей людям, и может быть выражено в любой форме. В зависимости от содержания методов психического воздействия можно выделить:

шантаж, в том числе угрозу распространения сведений, порочащих честь и достоинство жертвы либо близких ей лиц[20] .

Торговля людьми в целях изъятия у потерпевшего органов или тканей (п. «ж» ч. 2 ст. 1271 ) предполагает, что потерпевший будет ис­пользован в качестве донора[21] .

.

2.2Особо квалифицированный состав

Особо квалифицированный состав (ч. 3 ст. 1271 УК РФ) — это деяния, предусмотренные ч. 1 или 2 ст. 1271 УК РФ:

а) повлекшие по неосторожности смерть, причинение тяжкого вре­да здоровью потерпевшего или иные тяжкие последствия;

б) совершенные способом, опасным для жизни и здоровья многих людей;

в) совершенные организованной группой.

Под причинением смерти по неосторожности или тяжкого вреда здоровью потерпевшего понимаются случаи, когда при совершении виновным умышленных действий, указанных в ч. 1 или 2 ст. 1271 УК РФ, в результате его легкомыслия или небрежности наступает смерть потерпевшего, либо причиняется тяжкий вред его здоровью, либо наступают иные тяжкие последствия.

«Иные тяжкие последствия» — оценочное обстоятельство, которое должно устанавливаться и оцениваться в каждом конкретном случае. Представляется, что иными тяжкими последствиями могут быть при­знаны самоубийство как потерпевшего, так и близкого ему человека, при наличии причинной связи и неосторожной формы вины лиц, со­вершивших преступное деяние, предусмотренное ст. 1271 УК РФ. Если в отношении потерпевшего совершаются, например, такие преступле­ния, как убийство, изнасилование, заражение ВИЧ, венерическими заболеваниями, незаконное производство аборта, доведение до само­убийства, вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступле­ния, то требуется дополнительная квалификация по соответствующей статье УК РФ[22] .

Если тяжкий вред причиняется при совершении торговли людьми умышленно, то содеянное квалифицируется по совокупности ч. 2 ст. 127 УК РФ и ст. 105 или 111 УК РФ соответственно[23] .

Торговля людьми, совершенная способом, опасным для жизни здоровья многих людей (п. «б» ч. 3 ст. 1271 УК РФ), характеризуется применением виновным такого способа, при котором создается реаль­ная угроза в отношении двух и более лиц3 .

Понятие «организованная группа» дано в ст. 35 У К РФ и означа­ет устойчивую группу лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений.

Конвенция ООН против транснациональной организованной пре­ступности от 15 ноября 2000 г. определяет организованную преступную группу как структурно оформленную группу в составе трех или более лиц, существующую в течение определенного периода времени и дей­ствующую согласованно с целью совершения одного или нескольких серьезных преступлений или преступлений, признанных таковыми в

соответствии с указанной Конвенцией, с тем чтобы получить, прямо или косвенно, финансовую или иную материальную выгоду (п. «а» ст. 2). «Серьезное преступление» означает преступление, наказуемое лишением свободы на максимальный срок не менее четырех лет или более строгой мерой наказания (п. «о» ст. 2 Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности).

13. Как и в случае с обычными преступлениями, в преступных дея­ниях рассматриваемой категории довольно трудно выявить всех соуча­стников, ибо между преступниками существует система конспирации; есть лица, непосредственно связанные с совершением преступления, и есть — способствующие сокрытию его следов, а именно сотрудники посольств, органов пограничного контроля, полиции, компаний-пе­ревозчиков, таможенных органов и многие другие.[24]

Как показывается судебная практика, характерными признака­ми организованных преступных групп, которые специализируются на торговле женщинами с целью их сексуальной эксплуатации, яв­ляются:

1} четкое распределение ролей;

2) налаживание и поддержание транснациональных преступных связей;

3) маскировка преступной деятельности под видом какой-либо ле­гальной фирмы (массажного кабинета, сауны, брачного агентства, ту­ристической фирмы, агентства по трудоустройству и т.д.);

4) применение обмана, насилия, наркотических либо психотроп­ных веществ к потерпевшим с тем, чтобы сломить их волю;

5) наличие коррупционных связей;

6) использование современных технологий и средств связи, в част­ности сети Интернет[25] .

14. Сотрудникам правоохранительных органов известно примерное распределение ролей в организованных преступных группах.

Во-первых, это лица, рекламирующие «прекрасные места работы» за рубежом, обычно они принадлежат к той же национальности, что и жертвы. Подобные «завлекалы» преступного характера работают в тесной связи с содержателями притонов, организуют и оплачивают про­езд будущих жертв из их стран за рубеж.

Во-вторых, это «посредники», как правило, той же национально­сти, что и жертвы, выступающие в качестве перевозчиков, контрабан­дистов, изготовителей поддельных документов о браке, паспортов. Кроме того, следует упомянуть и лиц, занимающихся оформлением приглашений, получением либо продлением срока пребывания жерт­вы в данной стране. Перевозчики сопровождают женщин в прини­мающую страну и лично доставляют владельцам клубов и борделей, иногда они сами и вербуют женщин.

В-третьих, это покупатели, получатели, т.е. те, кто затем осуществ­ляет эксплуатацию жертвы.

2.3Лица подлежащие освобождение от уголовной ответственности по ст. 127 «торговля людьми»

Примечание 1 к ст. 127 УК РФ предусматривает освобождение от уголовной ответственности лица, впервые совершившего торговлю людьми, включая торговлю в отношении двух и более лиц (при отсутствии иных квалифицирующих признаков), если оно добровольно осво­бодило потерпевшего и способствовало раскрытию совершенного преступления, и если в его действиях не содержится иного состава пре­ступления, В настоящее время в 18 статьях УК РФ предусмотрено осво­бождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раская­нием. Это связано с тем, что большинство из таких преступлений отно­сятся к числу деяний с высокой степенью латентности. Вследствие это­го выявить их на практике представляет большую трудность. Если же они выявляются, возникают проблемы процессуального характера по доказыванию вины лиц, подозреваемых в совершении преступлений. Именно поэтому уголовный закон в целях раскрытия, пресечения дан­ных преступлений и спасения жизней жертв допускает компромисс с лицами, их совершившими[26] , связывая освобождение от уголовной от­ветственности с определенными видами позитивного постпреступно­го поведения, свидетельствующими о деятельном раскаянии лица. Во всех таких случаях освобождение от уголовной ответственности явля­ется обязательным для правоприменителя и не зависит от его усмотре­ния. Однако следует отметить, что законодатель сузил возможность применения этого примечания указанием на совершение торговли

людьми впервые. По мнению некоторых ученых, такое ограничение должно быть снято1 .

Освобождение от уголовной ответственности за торговлю людьми, предусмотренное в Примечании 1 к ст. 127 УК РФ, рассматривается как специальный вид освобождения от уголовной ответственности, в основе которого лежит деятельное раскаяние лица, совершившего преступление. Для его применения необходимо установить:

1) добровольность освобождения потерпевшего;

2) способствование раскрытию совершенного преступления. Добровольность освобождения потерпевшего не только означает

инициативный характер действий виновного по освобождению, но и подразумевает, что у него имелась возможность продолжить соверше­ние любого из указанных в ч. 1 ст. 127 УК РФ деяний. Верховный Суд РФ сформулировал правовую позицию по конкретным делам относи­тельно понимания добровольного характера освобождения, под кото­рым понимается «такое освобождение, которое последовало в ситуа­ции, когда виновный мог продолжить незаконно удерживать лицо, но предоставил ему свободу»-. Освобождение лица после удовлетворения требования виновного не может быть признано добровольным[27] . Моти­вы освобождения могут быть любыми (жалость, страх перед разоблаче­нием и уголовным преследованием, стремление спасти потерпевшего в случае его заболевания и проч.) и не могут влиять на юридическое при­знание освобождения добровольным.

Глава 3 . Система российского права, направленного на борьбу с торговлей людьми и рабством

3.1 Дореволиционый период

Дореволюционный период истории связан с появлением в Рос­сии первых законодательных актов, которые предусматривали наказа­ние за действия, связанные с торговлей людьми.

Следует заметить, что рабство и работорговля в классическом пони­мании, сформулированном в Конвенции 1926 г., в России не существо­вали. В то же время длительный период в ее истории существовали ин­ституты, сходные с рабством, в частности крепостное состояние, долго­вая кабала. Причем любопытно, что борьба за отмену крепостного права в России, завершившаяся его отменой в середине XIX в., по времени совпадает с началом борьбы за отмену рабства в Европе и США.

1. История создания системы российского законодательства

Сам термин «торговля людьми» в российском законодательстве того времени не использовался. В то же время ст. 1410и 1411Уложения о наказаниях уголовных и исправительных устанавливали ответствен­ность за продажу в рабство «азиятцам или другим иноплеменникам» подданных России или находящихся под покровительством ее зако­нов, а также за торг африканскими неграми. Уложением предусматри­валась также ответственность за похищение женщин в целях изнасило­вания (ст. 1529), обольщения (ст. 1530), с обещанием вступить в брак (ст. 1531), в целях вступления в брак против ее воли (ст. 1549), замуж­ней женщины (ст. 1580), с ее согласия (ст. 1582).

Эти положения сохранились и в Уголовном уложении 1903 г. Ста­тья 500 Уголовного уложения предусматривала такие составы преступ­лений, как продажа или передача в рабство или в неволю, торг неграми. За эти преступления могло назначаться наказание в виде каторги[28] на срок не свыше восьми лет. Судно, служившее для такого противоза­конного торга, а равно приспособленное или вооруженное для этой цели, подлежало конфискации. Состояние рабства или неволи рас­сматривалось как такое положение, в котором человек утрачивает воз­можность распоряжаться собою, например, продажа женщины против ее воли в гарем попадала под действие этой статьи[29] .

Однако эти составы в полной мере не отражали суть происходящих явлений. Для России конца XIX в., как и для других государств, весьма актуальной была проблема торговли женщинами в целях разврата (за­нятия проституцией). В проекте Уголовного уложения 1895 г. было предусмотрено наказание за неисполнение установленных правил для предупреждения непотребства[30] , принятие в дом разврата лица женско­го пола моложе определенного возраста. Непотребство существовало в двух видах: любодеяния[31] (наказуемый случай естественного совокуп­ления) и любострастия[32] .

Против торговли женщинами в целях проституции развернулось мощное общественное движение как внутри страны, так и на между­народном уровне. В июне 1899 г. в Лондоне состоялся Международ­ный конгресс по вопросу о торговле женщинами, который в числе по­ложений, им принятых, выразил пожелание о необходимости введе­ния таких случаев в уголовные кодексы всех стран в качестве наказуе­мых деяний[33] . Уже тогда его участники констатировали, что наряду с международной торговлей женщинами еще в больших размерах су­ществует возмутительный промысел торговли женщинами внутри каждого государства, в том числе и в России, где «содержатели и по­ставщики домов терпимости и других притонов разврата, будучи при­нуждены для успеха своего дела постоянно обновлять состав эксплуа­тируемых ими проституток, не довольствуются вербовкою тех из них, которые добровольно и по собственному желанию предаются раз­вратной жизни, но прибегают ко всяким, нередко преступным сред­ствам для вовлечения и удержания женщин в этих домах и притонах. С этой целью употребляются всякого рода обманы, а иногда и наси­лие и в особенности злоупотребление беспомощным положением женщины. Этот последний способ принуждения женщин к разврату нельзя не признать преступным, ибо в нем заключается порабощение свободной воли жертвы, принуждение ее к совершению такого шага, на который она никогда не решилась бы, если бы не чувствовала себя в безвыходном положении, и, следовательно, все признаки нравст­венного насилия, которое, как и физическое, должно быть караемо уголовным законом»[34] .

В проекте Уголовного уложения, подготовленного Особым сове­щанием при Государственном Совете 1901 г., рамки уголовно-наказуе­мых деяний были значительно расширены, ответственность преду­сматривалась также за:

1) склонение лица женского пола промышлять развратом, если оно совершено посредством насилия, угрозы, обмана или злоупотребления власти;

2) склонение женщины всеми способами к выезду из России с целью обратить ее на промысел развратом за границей;

3) занятие указанными преступными деяниями профессионально;

4) извлечение лицом мужского пола, также профессионально, иму­щественной выгоды, получение ее от промышляющей развратом женщины, находящейся под его влиянием или в его зависимости (суте­нерство)[35] .

Проект Уголовного уложения, подготовленный Особым присутст­вием Госсовета 1902 г., к этим деяниям добавил вербование в виде про­фессии, с целью получения имущественной выгоды, лиц женского пола для обращения ими разврата в промысел.

Все эти формы преступных деяний сохранились и в окончательной редакции Уголовного уложения 1903 г. (ст. 526—529).

Таким образом, можно констатировать, что торговля людьми, об­ращение в рабство, принудительный труд не являются чем-то принци­пиально новым для России

3.2Советский период

Советский период истории российского законодательства связан с непризнанием проблемы торговли людьми применительно к СССР. Ратифицируя международно-правовые акты, направленные на борьбу с торговлей людьми, СССР каждый раз делал специальные оговорки о том, что такого явления в стране не существует, ратификация осущест­вляется только из целей поддержки усилий других стран. Между тем, и в СССР все не было так однозначно. Принудительный труд, выходя­щий за рамки того, который дозволялся в соответствии с Конвенциями МОТ, в СССР процветал. Именно благодаря ему был построен Бело-моро-Балтийский канал, осуществлены многие другие грандиозные стройки века.

3.3Новейший период

Новейший период истории российского законодательства связан с введением уголовной ответственности непосредственно за торговлю людьми. При этом наблюдается устой­чивая тенденция расширения перечня составов преступлений, подпа­дающих под понятия торговли людьми

В соответствии с Конвенцией о правах ребенка в 1995 г. в УК РСФСР впервые была включена ст. 125, предусматривавшая уголов­ную ответственность за торговлю людьми, не достигшими совершен­нолетия, т.е. 18 лет. Эта статья была сохранена, но уже под номером 152, и в УК РФ 1996 г. В УК РФ были и другие статьи, предусматривав­шие уголовную ответственность за деяния, связанные или сходные с торговлей людьми, такие как похищение человека, незаконное лише­ние свободы. Однако эти статьи не покрывали всей сферы торговли людьми, ибо само явление сложнее, чем простая совокупность тех дея­ний, которые были определены УК РФ до 2003 г.

Переломным моментом в деле борьбы с торговлей людьми стало принятие Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ «О вне­сении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации», который предусмотрел уголовную ответственность за торговлю людьми (ст. 1271 ), вовлечение в занятие проституцией несовершеннолетних (ч. 3 ст. 240), организацию занятия проституцией (ст. 241).

Что дало принятие данного Федерального закона?

1.Понятия «торговля людьми» было введено в юридический оборот России. Торговля людьми была определена как купля-продажа человека либо его вербовка, перевозка, передача, ук­рывательство или получение, совершенные в целях его эксплуатации. Уголовная ответственность за торговлю людьми была дифференциро­вана. В зависимости от тяжести преступления (например, в отношении двух и более лиц, несовершеннолетних, с использованием служебного положения, перемещением потерпевшего через Государственную гра­ницу, с применением насилия или угрозой его применения и т.д.), за торговлю людьми может быть назначено наказание до 15 лет лишения свободы.

2.Существенно повышена уголовная ответственность за вовлече­ние несовершеннолетних в занятие проституцией (до восьми лет ли­шения свободы. Ранее ч. 1 ст. 151 УК предусматривала максимальное наказание до четырех лет лишения свободы). А это означает перевод в категорию тяжких преступлений.

3.Расширена уголовная ответственность за действия, связан­ные с организацией занятия проституцией. Исходя из содержания ч. 1 ст. 241, под уголовную ответственность отныне подпадают все действия, направленные на организацию занятия проституцией другими лицами, в том числе систематическое предоставление по­мещений для занятия проституцией (ранее преследовалось только содержание притонов) и др. К обстоятельствам, отягчающим нака­зание, отнесены: применение насилия или угрозы его применения, использование заведомо несовершеннолетних, использование слу­жебного положения и др.

5.С 1 января 2005 г. вступил в силу Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 139-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидете­лей и иных участников уголовного судопроизводства»[36] . Часть 2 ст. 2 этого Закона предусматривает, что «меры государственной защиты мо­гут быть также применены до возбуждения уголовного дела в отноше­нии заявителя, очевидца или жертвы преступления либо иных лиц, способствующих предупреждению или раскрытию преступления». Под мерами государственной защиты понимаются меры безопасности и меры социальной защиты (ст. 1). К мерам безопасности, которые мо­гут применяться одновременно, относятся:

1) личная охрана, охрана жилища и имущества;

2) выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности;

3) обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице;

4) переселение на другое место жительства;

5) замена документов;

6) изменение внешности; изменение места работы (службы) или учебы;

7) временное помещение в безопасное место;

8) применение дополнительных мер безопасности в отношении за­щищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в месте отбывания наказания, в том числе перевод из одного места со­держания под стражей или отбывания наказания в другое;

9) другие меры безопасности, предусмотренные законодательством РФ

6.Без предоставления соответствующего статуса жертве торговли людьми бороться с этими преступлениями практически невозможно. Информация, которую собрала Межведомственная рабочая группа в ходе мониторинга положений УК РФ, направленных на борьбу с тор­говлей людьми и рабством, свидетельствует, что шантаж, запугивание жертвы прежде всего угрозами причинить вред близким ей людям, — почти обязательное условие деятельности криминалитета в этой сфере. Изначально в качестве будущих жертв отбираются женщины, у кото­рых есть малолетние дети, малолетние братья или сестры, престарелые или больные родители.

7.Действующее в России законодательство не охватывает весь ком­плекс проблем, порождаемых торговлей людьми и рабством и требующих решения. Очевидно, что потребуется принятие базового закона, проект которого разработан Межведомственной рабочей группой, соз­данной при Комитете Государственной Думы по законодательству в 2002 г. История создания и деятельности этой Межведомственной ра­бочей группы на сегодняшний день является частью истории создания системы российское законодательства, направленного на борьбу с торговлей людьми, и безусловно заслуживает внимания.

8.Проект федерального закона «О противодействии торговле людь­ми» направлен на реализацию Россией взятых ею на себя международ­ных обязательств в сфере противодействия торговле людьми и рабству и определяет основные базовые принципы организации такого проти­водействия, в связи с чем его правомерно именовать базовым.

Так, данный законопроект:

1) устанавливает порядок координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, в компетенцию которых входят от­дельные направления противодействия торговле людьми, а также об­щественных объединений и организаций, прежде всего НПО, зани­мающихся противодействием торговле людьми;

2) вводит в юридический оборот категории, без определения поня­тия которых организация противодействия торговле людьми невоз­можна;

3) определяет правовое положение лиц, ставших жертвами торгов­ли людьми, и предоставляемые таким лицам государственные гаран­тии, в том числе меры социальной реабилитации и защиты жертв тор­говли людьми;

4) регламентирует порядок создания и функционирования специ­альных учреждений, оказывающих помощь жертвам торговли людьми, к которым относятся убежища для временного проживания жертв тор­говли людьми, а также центры поддержки и оказания помощи;

5) предусматривает в отдельной главе комплекс поправок в дейст­вующие федеральные законы, связанных с организацией единой сис­темы противодействия торговле людьми.

Применительно к НПО в законопроекте предусмотрена обязан­ность государства:

1) включать в состав координирующего органа по борьбе с торгов­лей людьми представителей общественных объединений и НПО;

2) включать в систему мер профилактики по противодействию тор­говле людьми вопросы, связанные с деятельностью НПО;

3) привлекать НПО к сотрудничеству, оказывать им организацион­ное, материальное и иное содействие;

4) проводить среди НПО открытый конкурс программ мероприя­тий по противодействию торговле людьми либо созданию убежищ или центров.

9.Противники принятия базового закона о противодействии тор­говле людьми утверждают, что у базового закона нет самостоятельного предмета правового регулирования, а значит, отсутствует и необходи­мость его принятия. Между тем, было бы ошибочно ограничивать сфе­ру противодействия торговле людьми только нормами уголовного за­конодательства. По меньшей мере, три проблемы, во-первых, пробле­ма координации усилий разных ведомств, в той или иной мере компе­тентных решать вопросы, связанные с противодействием торговле людьми, во-вторых, проблема статуса убежища и центра по оказанию помощи жертвам торговли людьми, и, в-третьих, проблема статуса НПО, механизма их взаимодействия с правоохранительными органа­ми, форм и способов финансовой и иной помощи государства, могут быть решены только в рамках специального базового закона, принятие которого, на наш взгляд, — дело ближайшего будущего.

Кстати, предложенный в законопроекте вариант координации также вызвал критику со стороны оппонентов, которые расценили механизм создания федеральной комиссии как серьезную угрозу рос­ту бюрократического аппарата, не заметив того факта, что комиссия будет действовать на общественных началах, стало быть, обеспечение ее работы не потребует существенных затрат, что без координации деятельности различных ведомств, общественных организаций, НПО в сфере борьбы с торговлей людьми добиться успеха невозмож­но. Пора вообще примириться с мыслью, что в век новых технологий межведомственные структуры более эффективны, ибо в них форми­руется атмосфера доверия, без которой невозможно обойтись. И хотя данный законопроект пока не принят, отдельные его положения и даже разделы, инкорпорированные в действующее отраслевое зако­нодательство, уже вступили в силу. Речь идет прежде всего о поправ­ках в УК РФ и о федеральном законе о государственной защите потер­певших и свидетелей.

Рыночная экономика в современном государстве представляет собой чрезвычайно сложную систему производства и распределения, не регулируемую взаимными соглашениями. Она охватывает миллио­ны добросовестных тружеников и может нормально функционировать лишь при условии, что они доверяют друг другу, как это свойственно людям, и знают, чего требуют от них честность, порядочность и истина. В обществе должна существовать по крайней мере элементарная степень взаимного доверия. Однако ничто не приведет к этой цеди быстрее, чем доверие к власти закона доверие, основанное главным образом на положительном опыте и потому вполне заслуженное, т.е. доверие к правовым институтам государства и к чиновникам, несущим ответст­венность за исполнение закона.

Заключение

Противодействие торговли людьми сегодня весьма актуальная проблема для России. Касается она, прежде всего вопросов обеспечения безопасности общества, что является непосредственной функцией государства. В последнее время наблюдается глобальные изменения в политике государств по отношению к решению данного вопроса. На международном уровне в 2000 г. принята Конвенция ООН о транснациональной организованной преступности и соответствующий протокол к ней, в новом российском уголовном кодексе появилась соответствующая статья (Ст. 1271 УК РФ), предусматривающая ответственность за торговлю людьми. В целом, на мой взгляд эти изменения носят позитивный характер, но все - же установление уголовной ответственности за торговлю людьми не следует рассматривать как финал борьбы с этим опаснейшим преступлением международного масштаба.

Исходя из содержания данной курсовой работы, можно сделать следующий вывод, что, цели и задачи, поставленные во введении, практически полностью достигнуты, т.к. проанализировав материалы, касающиеся как теории, так и (практически не существующей) практики по данному вопросу, все-таки удалось изложить несколько теоретических концепций по преодолению некоторых правовых пробелов данной тематики, ограничившись объемом данной работы, так как проблематика вопроса торговли людьми в уголовно праве (как Российском, так и международном) имеет, по сути, неисчерпаемый характер.

Торговля людьми - это современная форма рабства, возрожденная в результате социально-экономических проблем в обществе, направленная обеспечить финансовое благосостояние транснациональной организованной преступности. Начальная стадия международной борьбы с этим явлением практически завершена - создана система нормативно-правовых актов, регламентирующих ответственность за торговлю людьми (международных и национальных). На сколько она жизнеспособна покажет правоприменительная практика.

СПИСОК ИСПОЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Нормативно правовые акты

1.Конвенция ООН против транснациональной преступности ст.3 протокол от 15.11.2000

2. Конституция Российской Федериции.- М.: Проспект, 2009. – 32 с.

3. Уголовный кодекс Российской Федерации (по состоянию на 1 апреля 2009 года). — Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009.— 160 с.

4. Уголовно- процессуальный кодекс РФ. — М.: издательство «Омега- Л», 2009. – 116 с.

2. Специальная литература

5. Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть / Под ред. Л,И. Рарога. С. 369

6. См.: Кибалышк А., Соломенко И. Новые преступления против личной свободы // Российская юстиция. 2004. № 4. С. 44; Уголовное право Российской Федерации. Осо­бенная часть / Под ред. А.И. Рарога. С. 68.

7. Стандартные правозащитные принципы обращения с лицами, пострадав­шим от торговли людьми / Под ред. Ф.Л. Синицьша.

См.: Стокер С. Торговля людьми: проблемы выявления и расследования. С. 31-36

8. См.: Лебедев Д. В. Торговля женщинами с целью их сексуальной эксплуатации как вид организованной преступной деятельности// Права граждан, правоохранительная и правоприменительная деятельность с России и Украине: состояние и перспективы раз­вития: Материалы международной научно-практической конференции адъюнктов, ас­пирантов и магистров. Вып. 1. Белгород, 2003. С. 105.

9. См.: Лапунина Н.Н, Уголовно-правовая охрана свободы человека: реальность и перспективы. С. 150

10. Комментарий к: Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. В.М Ле­бедев. С. 352.

11. Любодеяние — блуд. См.: Даль В.И, Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т. 2. М., 1999. С. 283.

12. См.: Беляева Л.И. Проблемы уголовно-правовой оценки торговли людьми // Со­блюдение прав и свобод личности в деятельности органов внутренних дел; Материалы научно-практического семинара (19—21 марта 2001 г.). М., 2001. С. 171.

13. См.: Философский энциклопедический словарь/ Гл. ред. Л.Ф, Ильичей, П.Н. Фе­досеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. М., 1983. С. 595.


[1] Уголовный кодекс Российской Федерации (по состоянию на 1 апреля 2009 года). — Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009.— 160 с.

[2] Конвенция ООН против транснациональной преступности

[3] Уголовный кодекс Российской Федерации (по состоянию на 1 апреля 2009 года). — Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009.— 160 с

[4] См.: Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть / Под ред. Л,И. Рарога. С. 369

[5] См.: Доклад о состоянии борьбы с торговлей людьми в Российской Федерации (по материалам мониторинга уголовного законодательства, проведенного Межведомст­венной рабочей группой Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовно­му, арбитражному и процессуальному законодательству). Москва, 16 марта 2006 г. / Под ред. Е.Б. Мизулиной. М., 2006. С. 69.

[6] См.: Кибалышк А., Соломенко И. Новые преступления против личной свободы // Российская юстиция. 2004. № 4. С. 44; Уголовное право Российской Федерации. Осо­бенная часть / Под ред. А.И. Рарога. С. 68.

[7] См. : ЕвстифееваЕ.В. Теоретические проблемы уголовно-правовой ответстиенно-сти за торговлю людьми: Дисс. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2002. С. 34—35; Яапуии-на Н.Н. Уголовно-правовая охрана свободы человека: реальность и перспективы // «Черные дыры» в российском законодательстве, М., 2004. С. 147.

[8] См.: Лапунина Н.Н. Указ. соч. С. 147—148.

[9] См.: Философский энциклопедический словарь/ Гл. ред. Л.Ф, Ильичей, П.Н. Фе­досеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. М., 1983. С. 595.

[10] См.: Доклад о состоянии борьбы с торговлей людьми в Российской Федерации (по материалам мониторинга уголовного законодательства, проведенного Межведомст­венной рабочей группой Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовно­му, арбитражному и процессуальному законодательству) / Под ред. Е.Б. Мизулиной. С. 70.

[11] См.: Кибальник А., Соломенко И. Новые преступления против личной свободы // Российская юстиция. 2004. № 4. С. 45.

[12] См.: Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть / Под ред. А.И. Рарога. С. 78.

[13] См.: Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть / Под ред. Л II, 1арога. с. 78.

[14] См.: Долголснко Т. Указ. соч. С. 25.

[15] СЗ РФ. 1996. № 34. Ст. 4029; 1998. № 30. Ст. 3606; 1999. № 26. Ст. 3175; Российская газета. 2003. 14 янв

[16] См.: Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть / Под ред. А.И. Рарога. С. 78.

[17] См.: там же. С. 79.

[18] Комментарий к: Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. В.М Ле­бедев. С. 352.

[19] См.: Права человека: Сб. международных документов. Приложение I. Электрон­ная версия. Хельсинкский фонд по правам человека. Варшава, 2002.

[20] См.: Стандартные правозащитные принципы обращения с лицами, пострадав­шим от торговли людьми / Под ред. Ф.Л. Синицьша.

[21] См.: Уголовный кодекс Российской Федерации (официальный текст в последней редакции). Постатейный научно-практический комментарий профессорско-преподава­тельского коллектива кафедры уголовного права Московской государственной юриди­ческой академии под руководством А.И. Рарога. М., 2004. С. 190; Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть/ Под ред. А.И. Рарога. С. 79.

[22] См.: Долголе-ико Т. Указ. соч. С. 26.

[23] Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть / Под ред. А.И. Рарога. С. 79.

[24] См.: Стокер С. Торговля людьми: проблемы выявления и расследования. С. 31-36

[25] См .: Лебедев Д. В. Торговля женщинами с целью их сексуальной эксплуатации как вид организованной преступной деятельности// Права граждан, правоохранительная и правоприменительная деятельность с России и Украине: состояние и перспективы раз­вития: Материалы международной научно-практической конференции адъюнктов, ас­пирантов и магистров. Вып. 1. Белгород, 2003. С. 105.

[26] См.: Лапунина Н.Н, Уголовно-правовая охрана свободы человека: реальность и перспективы. С. 150.

[27] См.: Бюллетень Верховного Суда РФ. 1999. № 7. С. 12.

[28] Согласно ст. 16 каторга назначалась или без срока или на срок от 4 до 15 лет. ТТри-говоренные содержались в каторжных тюрьмах и подвергались принудительным тяжким работам, как в помещениях этих тюрем, так и сне их. По отбытии каторги преступники переводились на поселение в предназначенные для этого местности. См.: Уголовное уложение от 22 марта 1903 г. СПб., 1904. С. 29.

[29] См.: там же. С. 675.

[30] См.: там же. С. 697

[31] Любодеяние — блуд. См.: Даль В.И, Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т. 2. М., 1999. С. 283.

[32] Любострастие — предание себя на волю плотских побуждений; впадение в скот­ское состояние; любострастный—к сему состоянию относящийся. См.: Даль В.И. Указ. соч. С. 283.

[33] См.: Уголовное уложение от 22 марта 1903 г. С. 716.

[34] См.: Уголовное уложение от 22 марта 1903 г. С. 716.

[35] См.: Беляева Л.И. Проблемы уголовно-правовой оценки торговли людьми // Со­блюдение прав и свобод личности в деятельности органов внутренних дел; Материалы научно-практического семинара (19—21 марта 2001 г.). М., 2001. С. 171.

[36] СЗ РФ. 2004. № 34. Ст. 3534.

Скачать архив с текстом документа