Торговля людьми в Российской Федерации
СОДЕРЖАНИЕ: Реферат Тема: «Торговля людьми в Российской Федерации » . Научный руководитель: к.ю.н., доцент Закомолдин Р.В . Объектом исследования является «торговля людьми», как правовой институт и связанные с ним общественные отношения, регулируемые нормами уголовного права.Реферат
Тема: «Торговля людьми в Российской Федерации » .
Научный руководитель: к.ю.н., доцент Закомолдин Р.В .
Объектом исследования является «торговля людьми», как правовой институт и связанные с ним общественные отношения, регулируемые нормами уголовного права.
Предмет исследования уголовно правовые нормы, регулирующие институт «торговли людьми» в уголовном праве.
Целью данной работы как можно подробнее изучить и понять, как функционирует данный институт в уголовном праве, какую роль он играет в жизни общества, чем вызвана необходимость данного института.
Для достижения данных целей необходимо решить некоторые задачи : во- первых, ознакомиться с учебными пособиями разных авторов по данной теме; посмотреть какие сходства и различия в них есть;
Во- вторых, просмотреть нормативные материалы, с помощью которых можно установить, что представляет собой данный институт, зачем он создан;
в- третьих, посмотреть публикации и статьи авторов, изучающих данную проблему, сравнить их мнения.
Выше указанное объединить с иными источниками воедино и определились что представляет данный институт, в чём его суть, цели и задачи, зачем он создан государством, какие отношения регулирует.
Полученные результаты в ходе исследования курсовой работы дали ответ на все поставленные вопросы, помогли определить какую роль играет данный институт уголовного права в жизни общества, и какие методы борьбы использует законодатель.
Источниками данной курсовой работы являться как нормативно правовые акты,так и специальная литература.
Содержание
Введение………………………………………………………………………стр.4
Глава 1. Понятие «торговли людьми»
1.1Объект преступления……………………………………………стр.7
1.2Субъект преступления………………………………………….стр.11
Глава 2. Виды составов «торговли людьми» и их классификация
2.1 Квалифицированный состав……………………………….......стр.12
2.2Особо квалифицированный состав……………………………стр.18
2.3Лица подлежащие освобождение от уголовной ответственности по ст. 127 «торговля людьми»………………………………………………..стр.21
Глава 3. Система российского права, направленного на борьбу с торговлей людьми и рабством
3.1 Дореволиционый период………………………………………стр.23
3.2Советский период………………………………………………стр.27
3.3Новейший период………………………………………………стр.28
Заключение…………………………………………………………………..стр.34
Список использованной литературы……………………………………....стр.35
Введение
Согласно ч. 1 ст.127 Уголовного кодекса Российской Федерации[1] , торговля людьми, есть купля- продажа человека, иные сделки в отношении человека, а равно совершенные в целях его эксплуатации вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение.
Наверняка, каждому ни раз попадалось на глаза объявление с приглашением на работу в ведущие фирмы за рубежом, сулящие баснословные суммы денег обыкновенному труженику за простенькую работёнку? Но, к сожалению, редко кто задается вопросом, в какой же все-таки мышеловке лежит заветный кусочек сыра…риск оказаться «товаром» для торговцев людьми, быть вовлеченным в занятие проституцией, стать рабом, и многое другое - вот что грозит и по сей день каждому откликнувшемуся на подобного рода объявление. Да, и в начале третьего тысячелетия человек не перестал быть вещью, прошли века, а эхо средневековья и по сей день доносится из глубины времен. В настоящее время подобного рода опасности можно встретить в самых безобидных на первый взгляд вещах, например, в объявлении о вакансиях за рубежом, в брошюрках с рекламой дешевых шоп-туров, в рекламах брачных агентств. Все перечисленное выше относится к средствам, которые используются лицами, занимающимися как торговлей людьми, так и преследующими смежные с ней цели, для привлечения жертв.
Торговля людьми явление неновое, а наоборот, имеющее вековую историю, казавшимся далеким забытым прошлым, возвратилось в социально-экономическую сферу общественной жизни, снискав преступный характер. Согласно Конвенции ООН о транснациональной организованной преступности от 15.11.2000 г., торговля людьми признается одним из основных направлений международной организованной преступности, мировые доходы от которой оцениваются миллиардами долларов США, что сравнимо лишь только с торговлей оружием и наркобизнесом.
Из вышеперечисленного видно, что торговля людьми сегодня, к глубочайшему сожалению, занимает одно из лидирующих мест в рейтинге латентной преступности в России и за рубежом.
Актуальность данной работы состоит в том, что торговля людьми на сегодняшний день, невидимо для простого обывателя, все больше и больше наращивает обороты, вырывая из общества по крупице, грозит поглотить его целиком, и без должного внимания к этой проблеме российское общество рискует быть порабощенным в буквальном смысле этого слова.
Данная курсовая работа посвящена защите основных Конституционных прав человека, как-то право на жизнь, здоровье и свободу во всех её проявлениях. Она состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы и заключения.
В первой главе рассматривается торговля людьми, как правовой институт.
Отягчающие последствия преступления связанного с торговлей людьми исследуется во второй главе данной работы.
В третий главе мы рассмотрим способы борьбы с торговлей людьми в дореволюционный советский и новейший периуд.
Целью данной курсовой работы является изучение уголовно-правовых аспектов торговли людьми, анализ нормативной базы по данной проблеме и борьбы с ней.
При написании данной курсовой работы, были поставлены следующие задачи:
Во-первых проанализировать международно- прававые акты данной проблематики.
Во-вторых детально рассмотреть признаки состава преступления, предусмотренные в ст. 127 (Торговля людьми).
Основными методами исследования являются: исторический, демографический, логический, системно- структурный.
Глава 1. Понятие «торговли людьми»
1.1 Объект преступления
В соответствии со ст. 3 Протокола от 15.11.2000 к Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности[2] О предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее понятие торговля людьми означает осуществляемые в целях эксплуатации вербовку, перевозку, передачу, укрывательство или получение людей путем угрозы силой или ее применения или других форм принуждения, похищения, мошенничества, обмана, злоупотребления властью или уязвимостью положения либо путем подкупа, в виде платежей или выгод, для получения согласия лица, контролирующего другое лицо.
Эксплуатация включает, как минимум, эксплуатацию проституции других лиц или другие формы сексуальной эксплуатации, принудительный труд или услуги, рабство или обычаи, сходные с рабством, подневольное состояние или извлечение органов. К ноябрю 2001 года Конвенцию подписали 100 государств, в том числе и Российская Федерация.
В российском уголовном законодательстве торговля людьми определяется как купля-продажа человека либо его вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение, совершенные в целях его эксплуатации (ст.127 УК РФ)[3] .
Как видим, трактовка термина торговля людьми в УК РФ по содержанию близка к международному определению, однако не охватывает всего многообразия сделок, которые могут быть совершены в отношении человека. Законодатель не учел, что в отношении человека помимо купли-продажи могут быть совершены и иные сделки, а именно: дарение, обмен, использование жертвы в качестве залога, обеспечивающего возвращение долга, предоставление человека во временное пользования. Данный факт следует признать пробелом в законе, и для его преодоления в диспозицию ч. 1 ст. 127 УК РФ необходимо, наряду с куплей-продажей включить и совершение иных сделок в отношении человека в качестве уголовно наказуемого деяния.
УК РФ относит торговлю людьми к преступлениям против личности (ст. 127). В то же время следует заметить, что такие виды торговли людьми, как вовлечение в занятие проституцией и организация занятия проституцией (ст. 240 и 241), отнесены в УК РФ к преступлениям против общественной безопасности и общественного порядка.
Между тем субъективная сторона как вовлечения в занятие проституцией, так и организации занятия проституцией заключается в совершении виновным активных действий, направленных на то, чтобы другое втягиваемое в проституцию лицо могло быть использовано для занятия проституцией. Примечание 2 к ст. 1271 УК РФ квалифицирует использование занятия проституцией другими лицами как одну из форм сексуальной эксплуатации. В этом смысле с точки зрения цели действий виновного торговля людьми, осуществляемая с целью сексуальной эксплуатации, и вовлечение в занятие проституцией другого лица, организация занятия проституцией другими лицами однородны по своему характеру. И в том, и в другом случае человек подвергается сексуальной эксплуатации, вовлекается в сексуальное рабство.
Уместно в связи с этим вспомнить, что впервые ст. 240 и 241 УК появились в УК РФ 1996 г. Их появление было связано со стремлением России исполнить взятые еще СССР международные обязательства, содержащиеся в Конвенции ООН о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами[4] . Уже из наименования данной конвенции следует прямая связь между торговлей людьми и иными преступлениями, связанными с сексуальной эксплуатацией. 11реамбула Конвенции начинается словами: «Проституция и сопровождающее ее зло, каковым является торговля людьми, преследующая цели проституции, несовместимы с достоинством и ценностью человеческой личности и угрожают благосостоянию человека, семьи и общества». Статьи 1 и 2 данной Конвенции рассматривают как однородные преступления, заключающиеся в склонении или совращении в целях проституции другого лица, даже с его согласия, в содержании дома терпимости или управлении им, финансировании или участии в финансировании дома терпимости, предоставлении помещения для занятия проституцией третьими лицами, с одной стороны, и эксплуатацию проституции другого лица, даже с согласия этого лица.
На наш взгляд, в УК РФ имеет место ошибочное разделение однородных преступлений на преступления, связанные с торговлей людьми, и на преступления, связанные с использованием человека для занятия проституцией. Налицо конкуренция норм и связанные с нею трудности квалификации деяний, предусмотренных ст. 1271 , 240 и 241 УК РФ, в правоприменительной практике.
Так, поданным анализа следственной и судебной практики, проведенного Б.Я. Гавриловым, А.В. Красновым и С.В. Чариковой, в декабре 2004г. по уголовному делу, расследованному следственным отделом при УВД района «Вешняки» г. Москвы, Осилову и Захаровой было предъявлено обвинение в совершении преступлений, связанных с вербовкой трех несовершеннолетних девушек (жительниц Чувашской Республики) и последующей переправкой их в г. Москву для занятия проституцией, по ч. 2 ст. 127, ч. 2 ст. 241 и ч. 3 ст. 240 УК РФ. Приговором Перовского районного суда указанные лица по ч. 2 ст. 127 У К был и оправданы за отсутствием в их действиях состава преступления. При этом в приговоре отсутствовала аргументация оправдания подсудимых. В результате Осипов был признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 241 и ч. Зет. 240 УК РФ, и приговорен к 5 годам лишения свободы. Захаровой по ч. 1 ст. 241 УК РФ назначено наказание условно с испытательным сроком 2 года. В марте 2006 года. судебной коллегией по уголовным делам Московского городского суда этот приговор в части оправдания подсудимых в преступлениях, предусмотренных ч. 2 ст. 127 УКРФ, был отменен и дело направлено на новое рассмотрение[5] .
По мнению большинства ученых непосредственным объектом преступлений, связанных с торговлей людьми, является личная свобода человека[6] . Свобода личности — понятие достаточно широкое. Уголовный закон не дает определения этого понятия. В научной и учебной литературе понятие свободы личности определяется по-разному[7] . При этом акцент делается на то, что преступления, связанные с торговлей людьми, посягают исключительно на физическую свободу человека[8] . Между тем, на наш взгляд, эти преступления лишают человека, ставшего жертвой торговли людьми, не только физической, но и экономической, и юридической, и духовной, и политической свободы. Если что у него и остается, то это лишь свобода мысли, которая вряд ли в данном случае может быть выражена устным или печатным способом.
Философский подход к понятию свободы личности традиционно сводится к вопросу, обладает ли человек свободой воли. Независимо от происхождения своих целей и намерений человек обладает свободой постольку, поскольку он сохраняет реальную возможность выбора того или иного варианта поведения, объективно соответствующего его личным интересам и потребностям[9] .
В случае совершения любого из преступлений, связанных с торговлей людьми, свобода человека, в смысле свободы выбора того или иного варианта поведения, существенно ограничивается, а вместе с этим ограничиваются и многие другие права и возможности человека.
1.2Субъект преступления
Субъект преступления — физическое лицо, достигшее 16 лет, которое совершает любое из действий, охватываемых понятием «торговля людьми», содержащимся в ч. 1 ст. 1271 УК РФ, или является соучастником совершения таких действий.
По данным анализа следственной практики, проведенного Б.Я. Гавриловым, А.В. Красновым и С.В. Чариковой, наибольшее число преступлений, связанных с торговлей людьми, совершают мужчины (70% всех обвиняемых). Как правило, лица, совершающие эти преступления, ранее не были судимы (96 % общего числа привлеченных к уголовной ответственности). В подавляющем большинстве случаев преступления этого вида совершаются лицами в возрасте до 40 лет (около 90%)[10] .
Глава 2. Виды составов «торговли людьми» и их классификация
2.1 Квалифицированный состав
Система квалифицирующих и особо квалифицирующих обстоятельств торговли людьми (ч. 2 ст. 1271 УК РФ) в целом повторяет таковую для похищения человека (ч. 2 ст. 126 УК РФ) и незаконного лишения свободы (ч. 2 ст. 127 УК РФ). Однако в ней есть специфические обстоятельства, предусмотренные п. «в», «г», «д» и «ж» ч. 2 ст. 1271 УК РФ[11] .
Торговля людьми в отношении двух и более лиц (п. «а» ч. 2 ст. 1271 УК РФ) предполагает совершение действий, указанных в ч. 1 ст. 127 УК РФ, в отношении как минимум двух лиц. При этом не имеет значения, одновременно совершены эти действия или в разное время, был ли у виновного единый умысел. Однако важно, чтобы ни за один из этих случаев торговли лицо не было осуждено[12] .
Торговля в отношении заведомо несовершеннолетнего (п. «б» ч. 2 ст. 1271 УК РФ) означает, что виновный достоверно знал, что потерпевшему не исполнилось 18 лет. Однако при этом следует иметь в виду, что наличие сомнений в отношении подлинного возраста жертвы не препятствует началу уголовного расследования, включая расследование с целью установления возраста жертвы (п. 2 ст. 8 Факультативного протокола № 2 к Конвенции ООН о правах ребенка, касающегося торговли детьми, детской проституции и детской порнографии, от 25 мая 2000 г.).
Использование служебного положения (п. «в» ч. 2 ст. 1271 УК РФ) предполагает совершение действий, указанных в ч. 1 ст. 1271
УК РФ, государственным или муниципальным служащим[13] , либо должностным лицом или лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации[14] .
Торговля с перемещением потерпевшего через Государственную границу РФ (п. «г» ч. 2 ст. 127 УК РФ) означает ее физическое пересечение потерпевшим. Возможны два случая торговли с перемещением через Государственную границу РФ, если одно из перечисленных в ч. 1 ст. 1271 УК РФ действий было сопряжено:
1) с въездом потерпевшего в Российскую Федерацию;
2) либо с выездом потерпевшего из Российской Федерации. При этом для квалификации по п. «г» ч. 2 ст. 127 УК РФ не имеет
значения, были ли въезд или выезд законными. Но в случае незаконных въезда или выезда требуется дополнительная квалификация по ст. 322 или 322 УК РФ».
В Протоколе № 2 к Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности «незаконный въезд» означает пересечение границ без соблюдения необходимых требований для законного въезда в принимающее государство (п. «Ъ» ст. 3 Протокола № 1 против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху, дополняющего Конвенцию).
Поддельным документом на въезд или выезд или поддельным удостоверением личности является любой документ, который:
1) был подделан или изменен каким-либо материальным образом, любым лицом или учреждением, кроме тех, которые в законном порядке уполномочены изготавливать или выдавать документ па въезд или выезд или удостоверение личности от имени государства;
2) либо был ненадлежащим образом выдан или получен с помощью представления недостоверных данных, коррупции, принуждения или каким-либо иным незаконным образом;
3) либо используется лицом, не являющимся его законным владельцем (п. «с» ст. 3 Протокола № 1 против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху, дополняющего Конвенцию).
Незаконными являются въезд или выезд, совершенные в нарушение требований, установленных Федеральным законом от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»[15] .
Незаконное удержание потерпевшего за границей означает противоправное лишение его возможности возвращения в Россию[16] .
Под использованием поддельных документов (п. «д» ч. 2 ст. 1271 УК РФ) понимается их официальное предъявление с целью сокрытия совершаемых действий по торговле людьми. Изъятие документов предполагает незаконное лишение потерпевшего его действительных документов, а их сокрытие — незаконное удержание, хранение. Уничтожение документов, удостоверяющих личность потерпевшего, означает их фактическую ликвидацию, делающую невозможным идентификацию человека по ним[17] . Изъятие, сокрытие либо уничтожение документов, удостоверяющих личность потерпевшего, рассматривается в судебной практике как один из опасных способов совершения торговли людьми, который ставит потерпевшего «в зависимое положение, превращает его в безвольный предмет торговли, лишает его возможности разорвать кабальный контракт, возвратиться в страну по своему желанию»[18] .
Под торговлей людьми с применением насилия или угрозы его применения (п. «е» ч. 2 ст. 127) понимается:
1) фактическое причинение потерпевшему тяжкого вреда здоровью, предусмотренного ч. 1 или 2 ст. 111 УК РФ, иди средней тяжести, или легкого вреда здоровью,
2) насилие, которое не причинило фактического вреда здоровью,
3) либо угроза применения насилия.
Понятие «насилия» дано в Докладе подготовительной комиссии Международного уголовного суда[19] , в Пояснении к п. 1 ст. 7 Римского статута Международного уголовного суда: «Термин «насильственно» не ограничивается применением физической силы и может включать в себя угрозу силой или принуждение, вызванное, например, страхом перед насилием, грубым принуждением, задержанием, психологическим давлением или злоупотреблением властью по отношению к такому лицу или лицам или другому лицу, либо использованием обстановки, характеризующейся принуждением».
Насилие всегда связано с принуждением, которое может быть:
1) физическим. В данном случае удержание человека происходит при помощи применения реального насилия, оказания какого-либо воздействия на его организм. Могут быть причинены телесные повреждения, побои, истязания.
Воздействие на организм человека возможно и путем невыполнения каких-либо действий, необходимых для нормального функционирования человека, например, ограничение в еде, неоказание медицинской помощи и т.п. Подобные ограничения вынуждают человека совершать требуемые от него действия, поскольку он лишается возможности удовлетворения основных человеческих потребностей и при этом испытывает физические страдания;
2) с применением сильнодействующих препаратов. При таком виде воздействия у человека помимо его воли (т.е. с применением насилия или без ведома лица, когда препарат подается с пищей или под видом лекарства) происходит привыкание к наркотическим средствам и психотропным веществам;
3) психическим. Психическое принуждение может быть применено как к самой жертве, так и к близким ей людям, и может быть выражено в любой форме. В зависимости от содержания методов психического воздействия можно выделить:
шантаж, в том числе угрозу распространения сведений, порочащих честь и достоинство жертвы либо близких ей лиц[20] .
Торговля людьми в целях изъятия у потерпевшего органов или тканей (п. «ж» ч. 2 ст. 1271 ) предполагает, что потерпевший будет использован в качестве донора[21] .
.
2.2Особо квалифицированный состав
Особо квалифицированный состав (ч. 3 ст. 1271 УК РФ) — это деяния, предусмотренные ч. 1 или 2 ст. 1271 УК РФ:
а) повлекшие по неосторожности смерть, причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего или иные тяжкие последствия;
б) совершенные способом, опасным для жизни и здоровья многих людей;
в) совершенные организованной группой.
Под причинением смерти по неосторожности или тяжкого вреда здоровью потерпевшего понимаются случаи, когда при совершении виновным умышленных действий, указанных в ч. 1 или 2 ст. 1271 УК РФ, в результате его легкомыслия или небрежности наступает смерть потерпевшего, либо причиняется тяжкий вред его здоровью, либо наступают иные тяжкие последствия.
«Иные тяжкие последствия» — оценочное обстоятельство, которое должно устанавливаться и оцениваться в каждом конкретном случае. Представляется, что иными тяжкими последствиями могут быть признаны самоубийство как потерпевшего, так и близкого ему человека, при наличии причинной связи и неосторожной формы вины лиц, совершивших преступное деяние, предусмотренное ст. 1271 УК РФ. Если в отношении потерпевшего совершаются, например, такие преступления, как убийство, изнасилование, заражение ВИЧ, венерическими заболеваниями, незаконное производство аборта, доведение до самоубийства, вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления, то требуется дополнительная квалификация по соответствующей статье УК РФ[22] .
Если тяжкий вред причиняется при совершении торговли людьми умышленно, то содеянное квалифицируется по совокупности ч. 2 ст. 127 УК РФ и ст. 105 или 111 УК РФ соответственно[23] .
Торговля людьми, совершенная способом, опасным для жизни здоровья многих людей (п. «б» ч. 3 ст. 1271 УК РФ), характеризуется применением виновным такого способа, при котором создается реальная угроза в отношении двух и более лиц3 .
Понятие «организованная группа» дано в ст. 35 У К РФ и означает устойчивую группу лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений.
Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г. определяет организованную преступную группу как структурно оформленную группу в составе трех или более лиц, существующую в течение определенного периода времени и действующую согласованно с целью совершения одного или нескольких серьезных преступлений или преступлений, признанных таковыми в
соответствии с указанной Конвенцией, с тем чтобы получить, прямо или косвенно, финансовую или иную материальную выгоду (п. «а» ст. 2). «Серьезное преступление» означает преступление, наказуемое лишением свободы на максимальный срок не менее четырех лет или более строгой мерой наказания (п. «о» ст. 2 Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности).
13. Как и в случае с обычными преступлениями, в преступных деяниях рассматриваемой категории довольно трудно выявить всех соучастников, ибо между преступниками существует система конспирации; есть лица, непосредственно связанные с совершением преступления, и есть — способствующие сокрытию его следов, а именно сотрудники посольств, органов пограничного контроля, полиции, компаний-перевозчиков, таможенных органов и многие другие.[24]
Как показывается судебная практика, характерными признаками организованных преступных групп, которые специализируются на торговле женщинами с целью их сексуальной эксплуатации, являются:
1} четкое распределение ролей;
2) налаживание и поддержание транснациональных преступных связей;
3) маскировка преступной деятельности под видом какой-либо легальной фирмы (массажного кабинета, сауны, брачного агентства, туристической фирмы, агентства по трудоустройству и т.д.);
4) применение обмана, насилия, наркотических либо психотропных веществ к потерпевшим с тем, чтобы сломить их волю;
5) наличие коррупционных связей;
6) использование современных технологий и средств связи, в частности сети Интернет[25] .
14. Сотрудникам правоохранительных органов известно примерное распределение ролей в организованных преступных группах.
Во-первых, это лица, рекламирующие «прекрасные места работы» за рубежом, обычно они принадлежат к той же национальности, что и жертвы. Подобные «завлекалы» преступного характера работают в тесной связи с содержателями притонов, организуют и оплачивают проезд будущих жертв из их стран за рубеж.
Во-вторых, это «посредники», как правило, той же национальности, что и жертвы, выступающие в качестве перевозчиков, контрабандистов, изготовителей поддельных документов о браке, паспортов. Кроме того, следует упомянуть и лиц, занимающихся оформлением приглашений, получением либо продлением срока пребывания жертвы в данной стране. Перевозчики сопровождают женщин в принимающую страну и лично доставляют владельцам клубов и борделей, иногда они сами и вербуют женщин.
В-третьих, это покупатели, получатели, т.е. те, кто затем осуществляет эксплуатацию жертвы.
2.3Лица подлежащие освобождение от уголовной ответственности по ст. 127 «торговля людьми»
Примечание 1 к ст. 127 УК РФ предусматривает освобождение от уголовной ответственности лица, впервые совершившего торговлю людьми, включая торговлю в отношении двух и более лиц (при отсутствии иных квалифицирующих признаков), если оно добровольно освободило потерпевшего и способствовало раскрытию совершенного преступления, и если в его действиях не содержится иного состава преступления, В настоящее время в 18 статьях УК РФ предусмотрено освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием. Это связано с тем, что большинство из таких преступлений относятся к числу деяний с высокой степенью латентности. Вследствие этого выявить их на практике представляет большую трудность. Если же они выявляются, возникают проблемы процессуального характера по доказыванию вины лиц, подозреваемых в совершении преступлений. Именно поэтому уголовный закон в целях раскрытия, пресечения данных преступлений и спасения жизней жертв допускает компромисс с лицами, их совершившими[26] , связывая освобождение от уголовной ответственности с определенными видами позитивного постпреступного поведения, свидетельствующими о деятельном раскаянии лица. Во всех таких случаях освобождение от уголовной ответственности является обязательным для правоприменителя и не зависит от его усмотрения. Однако следует отметить, что законодатель сузил возможность применения этого примечания указанием на совершение торговли
людьми впервые. По мнению некоторых ученых, такое ограничение должно быть снято1 .
Освобождение от уголовной ответственности за торговлю людьми, предусмотренное в Примечании 1 к ст. 127 УК РФ, рассматривается как специальный вид освобождения от уголовной ответственности, в основе которого лежит деятельное раскаяние лица, совершившего преступление. Для его применения необходимо установить:
1) добровольность освобождения потерпевшего;
2) способствование раскрытию совершенного преступления. Добровольность освобождения потерпевшего не только означает
инициативный характер действий виновного по освобождению, но и подразумевает, что у него имелась возможность продолжить совершение любого из указанных в ч. 1 ст. 127 УК РФ деяний. Верховный Суд РФ сформулировал правовую позицию по конкретным делам относительно понимания добровольного характера освобождения, под которым понимается «такое освобождение, которое последовало в ситуации, когда виновный мог продолжить незаконно удерживать лицо, но предоставил ему свободу»-. Освобождение лица после удовлетворения требования виновного не может быть признано добровольным[27] . Мотивы освобождения могут быть любыми (жалость, страх перед разоблачением и уголовным преследованием, стремление спасти потерпевшего в случае его заболевания и проч.) и не могут влиять на юридическое признание освобождения добровольным.
Глава 3 . Система российского права, направленного на борьбу с торговлей людьми и рабством
3.1 Дореволиционый период
Дореволюционный период истории связан с появлением в России первых законодательных актов, которые предусматривали наказание за действия, связанные с торговлей людьми.
Следует заметить, что рабство и работорговля в классическом понимании, сформулированном в Конвенции 1926 г., в России не существовали. В то же время длительный период в ее истории существовали институты, сходные с рабством, в частности крепостное состояние, долговая кабала. Причем любопытно, что борьба за отмену крепостного права в России, завершившаяся его отменой в середине XIX в., по времени совпадает с началом борьбы за отмену рабства в Европе и США.
1. История создания системы российского законодательства
Сам термин «торговля людьми» в российском законодательстве того времени не использовался. В то же время ст. 1410и 1411Уложения о наказаниях уголовных и исправительных устанавливали ответственность за продажу в рабство «азиятцам или другим иноплеменникам» подданных России или находящихся под покровительством ее законов, а также за торг африканскими неграми. Уложением предусматривалась также ответственность за похищение женщин в целях изнасилования (ст. 1529), обольщения (ст. 1530), с обещанием вступить в брак (ст. 1531), в целях вступления в брак против ее воли (ст. 1549), замужней женщины (ст. 1580), с ее согласия (ст. 1582).
Эти положения сохранились и в Уголовном уложении 1903 г. Статья 500 Уголовного уложения предусматривала такие составы преступлений, как продажа или передача в рабство или в неволю, торг неграми. За эти преступления могло назначаться наказание в виде каторги[28] на срок не свыше восьми лет. Судно, служившее для такого противозаконного торга, а равно приспособленное или вооруженное для этой цели, подлежало конфискации. Состояние рабства или неволи рассматривалось как такое положение, в котором человек утрачивает возможность распоряжаться собою, например, продажа женщины против ее воли в гарем попадала под действие этой статьи[29] .
Однако эти составы в полной мере не отражали суть происходящих явлений. Для России конца XIX в., как и для других государств, весьма актуальной была проблема торговли женщинами в целях разврата (занятия проституцией). В проекте Уголовного уложения 1895 г. было предусмотрено наказание за неисполнение установленных правил для предупреждения непотребства[30] , принятие в дом разврата лица женского пола моложе определенного возраста. Непотребство существовало в двух видах: любодеяния[31] (наказуемый случай естественного совокупления) и любострастия[32] .
Против торговли женщинами в целях проституции развернулось мощное общественное движение как внутри страны, так и на международном уровне. В июне 1899 г. в Лондоне состоялся Международный конгресс по вопросу о торговле женщинами, который в числе положений, им принятых, выразил пожелание о необходимости введения таких случаев в уголовные кодексы всех стран в качестве наказуемых деяний[33] . Уже тогда его участники констатировали, что наряду с международной торговлей женщинами еще в больших размерах существует возмутительный промысел торговли женщинами внутри каждого государства, в том числе и в России, где «содержатели и поставщики домов терпимости и других притонов разврата, будучи принуждены для успеха своего дела постоянно обновлять состав эксплуатируемых ими проституток, не довольствуются вербовкою тех из них, которые добровольно и по собственному желанию предаются развратной жизни, но прибегают ко всяким, нередко преступным средствам для вовлечения и удержания женщин в этих домах и притонах. С этой целью употребляются всякого рода обманы, а иногда и насилие и в особенности злоупотребление беспомощным положением женщины. Этот последний способ принуждения женщин к разврату нельзя не признать преступным, ибо в нем заключается порабощение свободной воли жертвы, принуждение ее к совершению такого шага, на который она никогда не решилась бы, если бы не чувствовала себя в безвыходном положении, и, следовательно, все признаки нравственного насилия, которое, как и физическое, должно быть караемо уголовным законом»[34] .
В проекте Уголовного уложения, подготовленного Особым совещанием при Государственном Совете 1901 г., рамки уголовно-наказуемых деяний были значительно расширены, ответственность предусматривалась также за:
1) склонение лица женского пола промышлять развратом, если оно совершено посредством насилия, угрозы, обмана или злоупотребления власти;
2) склонение женщины всеми способами к выезду из России с целью обратить ее на промысел развратом за границей;
3) занятие указанными преступными деяниями профессионально;
4) извлечение лицом мужского пола, также профессионально, имущественной выгоды, получение ее от промышляющей развратом женщины, находящейся под его влиянием или в его зависимости (сутенерство)[35] .
Проект Уголовного уложения, подготовленный Особым присутствием Госсовета 1902 г., к этим деяниям добавил вербование в виде профессии, с целью получения имущественной выгоды, лиц женского пола для обращения ими разврата в промысел.
Все эти формы преступных деяний сохранились и в окончательной редакции Уголовного уложения 1903 г. (ст. 526—529).
Таким образом, можно констатировать, что торговля людьми, обращение в рабство, принудительный труд не являются чем-то принципиально новым для России
3.2Советский период
Советский период истории российского законодательства связан с непризнанием проблемы торговли людьми применительно к СССР. Ратифицируя международно-правовые акты, направленные на борьбу с торговлей людьми, СССР каждый раз делал специальные оговорки о том, что такого явления в стране не существует, ратификация осуществляется только из целей поддержки усилий других стран. Между тем, и в СССР все не было так однозначно. Принудительный труд, выходящий за рамки того, который дозволялся в соответствии с Конвенциями МОТ, в СССР процветал. Именно благодаря ему был построен Бело-моро-Балтийский канал, осуществлены многие другие грандиозные стройки века.
3.3Новейший период
Новейший период истории российского законодательства связан с введением уголовной ответственности непосредственно за торговлю людьми. При этом наблюдается устойчивая тенденция расширения перечня составов преступлений, подпадающих под понятия торговли людьми
В соответствии с Конвенцией о правах ребенка в 1995 г. в УК РСФСР впервые была включена ст. 125, предусматривавшая уголовную ответственность за торговлю людьми, не достигшими совершеннолетия, т.е. 18 лет. Эта статья была сохранена, но уже под номером 152, и в УК РФ 1996 г. В УК РФ были и другие статьи, предусматривавшие уголовную ответственность за деяния, связанные или сходные с торговлей людьми, такие как похищение человека, незаконное лишение свободы. Однако эти статьи не покрывали всей сферы торговли людьми, ибо само явление сложнее, чем простая совокупность тех деяний, которые были определены УК РФ до 2003 г.
Переломным моментом в деле борьбы с торговлей людьми стало принятие Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации», который предусмотрел уголовную ответственность за торговлю людьми (ст. 1271 ), вовлечение в занятие проституцией несовершеннолетних (ч. 3 ст. 240), организацию занятия проституцией (ст. 241).
Что дало принятие данного Федерального закона?
1.Понятия «торговля людьми» было введено в юридический оборот России. Торговля людьми была определена как купля-продажа человека либо его вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение, совершенные в целях его эксплуатации. Уголовная ответственность за торговлю людьми была дифференцирована. В зависимости от тяжести преступления (например, в отношении двух и более лиц, несовершеннолетних, с использованием служебного положения, перемещением потерпевшего через Государственную границу, с применением насилия или угрозой его применения и т.д.), за торговлю людьми может быть назначено наказание до 15 лет лишения свободы.
2.Существенно повышена уголовная ответственность за вовлечение несовершеннолетних в занятие проституцией (до восьми лет лишения свободы. Ранее ч. 1 ст. 151 УК предусматривала максимальное наказание до четырех лет лишения свободы). А это означает перевод в категорию тяжких преступлений.
3.Расширена уголовная ответственность за действия, связанные с организацией занятия проституцией. Исходя из содержания ч. 1 ст. 241, под уголовную ответственность отныне подпадают все действия, направленные на организацию занятия проституцией другими лицами, в том числе систематическое предоставление помещений для занятия проституцией (ранее преследовалось только содержание притонов) и др. К обстоятельствам, отягчающим наказание, отнесены: применение насилия или угрозы его применения, использование заведомо несовершеннолетних, использование служебного положения и др.
5.С 1 января 2005 г. вступил в силу Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 139-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»[36] . Часть 2 ст. 2 этого Закона предусматривает, что «меры государственной защиты могут быть также применены до возбуждения уголовного дела в отношении заявителя, очевидца или жертвы преступления либо иных лиц, способствующих предупреждению или раскрытию преступления». Под мерами государственной защиты понимаются меры безопасности и меры социальной защиты (ст. 1). К мерам безопасности, которые могут применяться одновременно, относятся:
1) личная охрана, охрана жилища и имущества;
2) выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности;
3) обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице;
4) переселение на другое место жительства;
5) замена документов;
6) изменение внешности; изменение места работы (службы) или учебы;
7) временное помещение в безопасное место;
8) применение дополнительных мер безопасности в отношении защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в месте отбывания наказания, в том числе перевод из одного места содержания под стражей или отбывания наказания в другое;
9) другие меры безопасности, предусмотренные законодательством РФ
6.Без предоставления соответствующего статуса жертве торговли людьми бороться с этими преступлениями практически невозможно. Информация, которую собрала Межведомственная рабочая группа в ходе мониторинга положений УК РФ, направленных на борьбу с торговлей людьми и рабством, свидетельствует, что шантаж, запугивание жертвы прежде всего угрозами причинить вред близким ей людям, — почти обязательное условие деятельности криминалитета в этой сфере. Изначально в качестве будущих жертв отбираются женщины, у которых есть малолетние дети, малолетние братья или сестры, престарелые или больные родители.
7.Действующее в России законодательство не охватывает весь комплекс проблем, порождаемых торговлей людьми и рабством и требующих решения. Очевидно, что потребуется принятие базового закона, проект которого разработан Межведомственной рабочей группой, созданной при Комитете Государственной Думы по законодательству в 2002 г. История создания и деятельности этой Межведомственной рабочей группы на сегодняшний день является частью истории создания системы российское законодательства, направленного на борьбу с торговлей людьми, и безусловно заслуживает внимания.
8.Проект федерального закона «О противодействии торговле людьми» направлен на реализацию Россией взятых ею на себя международных обязательств в сфере противодействия торговле людьми и рабству и определяет основные базовые принципы организации такого противодействия, в связи с чем его правомерно именовать базовым.
Так, данный законопроект:
1) устанавливает порядок координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, в компетенцию которых входят отдельные направления противодействия торговле людьми, а также общественных объединений и организаций, прежде всего НПО, занимающихся противодействием торговле людьми;
2) вводит в юридический оборот категории, без определения понятия которых организация противодействия торговле людьми невозможна;
3) определяет правовое положение лиц, ставших жертвами торговли людьми, и предоставляемые таким лицам государственные гарантии, в том числе меры социальной реабилитации и защиты жертв торговли людьми;
4) регламентирует порядок создания и функционирования специальных учреждений, оказывающих помощь жертвам торговли людьми, к которым относятся убежища для временного проживания жертв торговли людьми, а также центры поддержки и оказания помощи;
5) предусматривает в отдельной главе комплекс поправок в действующие федеральные законы, связанных с организацией единой системы противодействия торговле людьми.
Применительно к НПО в законопроекте предусмотрена обязанность государства:
1) включать в состав координирующего органа по борьбе с торговлей людьми представителей общественных объединений и НПО;
2) включать в систему мер профилактики по противодействию торговле людьми вопросы, связанные с деятельностью НПО;
3) привлекать НПО к сотрудничеству, оказывать им организационное, материальное и иное содействие;
4) проводить среди НПО открытый конкурс программ мероприятий по противодействию торговле людьми либо созданию убежищ или центров.
9.Противники принятия базового закона о противодействии торговле людьми утверждают, что у базового закона нет самостоятельного предмета правового регулирования, а значит, отсутствует и необходимость его принятия. Между тем, было бы ошибочно ограничивать сферу противодействия торговле людьми только нормами уголовного законодательства. По меньшей мере, три проблемы, во-первых, проблема координации усилий разных ведомств, в той или иной мере компетентных решать вопросы, связанные с противодействием торговле людьми, во-вторых, проблема статуса убежища и центра по оказанию помощи жертвам торговли людьми, и, в-третьих, проблема статуса НПО, механизма их взаимодействия с правоохранительными органами, форм и способов финансовой и иной помощи государства, могут быть решены только в рамках специального базового закона, принятие которого, на наш взгляд, — дело ближайшего будущего.
Кстати, предложенный в законопроекте вариант координации также вызвал критику со стороны оппонентов, которые расценили механизм создания федеральной комиссии как серьезную угрозу росту бюрократического аппарата, не заметив того факта, что комиссия будет действовать на общественных началах, стало быть, обеспечение ее работы не потребует существенных затрат, что без координации деятельности различных ведомств, общественных организаций, НПО в сфере борьбы с торговлей людьми добиться успеха невозможно. Пора вообще примириться с мыслью, что в век новых технологий межведомственные структуры более эффективны, ибо в них формируется атмосфера доверия, без которой невозможно обойтись. И хотя данный законопроект пока не принят, отдельные его положения и даже разделы, инкорпорированные в действующее отраслевое законодательство, уже вступили в силу. Речь идет прежде всего о поправках в УК РФ и о федеральном законе о государственной защите потерпевших и свидетелей.
Рыночная экономика в современном государстве представляет собой чрезвычайно сложную систему производства и распределения, не регулируемую взаимными соглашениями. Она охватывает миллионы добросовестных тружеников и может нормально функционировать лишь при условии, что они доверяют друг другу, как это свойственно людям, и знают, чего требуют от них честность, порядочность и истина. В обществе должна существовать по крайней мере элементарная степень взаимного доверия. Однако ничто не приведет к этой цеди быстрее, чем доверие к власти закона — доверие, основанное главным образом на положительном опыте и потому вполне заслуженное, т.е. доверие к правовым институтам государства и к чиновникам, несущим ответственность за исполнение закона.
Заключение
Противодействие торговли людьми сегодня весьма актуальная проблема для России. Касается она, прежде всего вопросов обеспечения безопасности общества, что является непосредственной функцией государства. В последнее время наблюдается глобальные изменения в политике государств по отношению к решению данного вопроса. На международном уровне в 2000 г. принята Конвенция ООН о транснациональной организованной преступности и соответствующий протокол к ней, в новом российском уголовном кодексе появилась соответствующая статья (Ст. 1271 УК РФ), предусматривающая ответственность за торговлю людьми. В целом, на мой взгляд эти изменения носят позитивный характер, но все - же установление уголовной ответственности за торговлю людьми не следует рассматривать как финал борьбы с этим опаснейшим преступлением международного масштаба.
Исходя из содержания данной курсовой работы, можно сделать следующий вывод, что, цели и задачи, поставленные во введении, практически полностью достигнуты, т.к. проанализировав материалы, касающиеся как теории, так и (практически не существующей) практики по данному вопросу, все-таки удалось изложить несколько теоретических концепций по преодолению некоторых правовых пробелов данной тематики, ограничившись объемом данной работы, так как проблематика вопроса торговли людьми в уголовно праве (как Российском, так и международном) имеет, по сути, неисчерпаемый характер.
Торговля людьми - это современная форма рабства, возрожденная в результате социально-экономических проблем в обществе, направленная обеспечить финансовое благосостояние транснациональной организованной преступности. Начальная стадия международной борьбы с этим явлением практически завершена - создана система нормативно-правовых актов, регламентирующих ответственность за торговлю людьми (международных и национальных). На сколько она жизнеспособна покажет правоприменительная практика.
СПИСОК ИСПОЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Нормативно правовые акты
1.Конвенция ООН против транснациональной преступности ст.3 протокол от 15.11.2000
2. Конституция Российской Федериции.- М.: Проспект, 2009. – 32 с.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации (по состоянию на 1 апреля 2009 года). — Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009.— 160 с.
4. Уголовно- процессуальный кодекс РФ. — М.: издательство «Омега- Л», 2009. – 116 с.
2. Специальная литература
5. Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть / Под ред. Л,И. Рарога. С. 369
6. См.: Кибалышк А., Соломенко И. Новые преступления против личной свободы // Российская юстиция. 2004. № 4. С. 44; Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть / Под ред. А.И. Рарога. С. 68.
7. Стандартные правозащитные принципы обращения с лицами, пострадавшим от торговли людьми / Под ред. Ф.Л. Синицьша.
См.: Стокер С. Торговля людьми: проблемы выявления и расследования. С. 31-36
8. См.: Лебедев Д. В. Торговля женщинами с целью их сексуальной эксплуатации как вид организованной преступной деятельности// Права граждан, правоохранительная и правоприменительная деятельность с России и Украине: состояние и перспективы развития: Материалы международной научно-практической конференции адъюнктов, аспирантов и магистров. Вып. 1. Белгород, 2003. С. 105.
9. См.: Лапунина Н.Н, Уголовно-правовая охрана свободы человека: реальность и перспективы. С. 150
10. Комментарий к: Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. В.М Лебедев. С. 352.
11. Любодеяние — блуд. См.: Даль В.И, Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т. 2. М., 1999. С. 283.
12. См.: Беляева Л.И. Проблемы уголовно-правовой оценки торговли людьми // Соблюдение прав и свобод личности в деятельности органов внутренних дел; Материалы научно-практического семинара (19—21 марта 2001 г.). М., 2001. С. 171.
13. См.: Философский энциклопедический словарь/ Гл. ред. Л.Ф, Ильичей, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. М., 1983. С. 595.
[1] Уголовный кодекс Российской Федерации (по состоянию на 1 апреля 2009 года). — Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009.— 160 с.
[2] Конвенция ООН против транснациональной преступности
[3] Уголовный кодекс Российской Федерации (по состоянию на 1 апреля 2009 года). — Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009.— 160 с
[4] См.: Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть / Под ред. Л,И. Рарога. С. 369
[5] См.: Доклад о состоянии борьбы с торговлей людьми в Российской Федерации (по материалам мониторинга уголовного законодательства, проведенного Межведомственной рабочей группой Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству). Москва, 16 марта 2006 г. / Под ред. Е.Б. Мизулиной. М., 2006. С. 69.
[6] См.: Кибалышк А., Соломенко И. Новые преступления против личной свободы // Российская юстиция. 2004. № 4. С. 44; Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть / Под ред. А.И. Рарога. С. 68.
[7] См. : ЕвстифееваЕ.В. Теоретические проблемы уголовно-правовой ответстиенно-сти за торговлю людьми: Дисс. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2002. С. 34—35; Яапуии-на Н.Н. Уголовно-правовая охрана свободы человека: реальность и перспективы // «Черные дыры» в российском законодательстве, М., 2004. С. 147.
[8] См.: Лапунина Н.Н. Указ. соч. С. 147—148.
[9] См.: Философский энциклопедический словарь/ Гл. ред. Л.Ф, Ильичей, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. М., 1983. С. 595.
[10] См.: Доклад о состоянии борьбы с торговлей людьми в Российской Федерации (по материалам мониторинга уголовного законодательства, проведенного Межведомственной рабочей группой Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству) / Под ред. Е.Б. Мизулиной. С. 70.
[11] См.: Кибальник А., Соломенко И. Новые преступления против личной свободы // Российская юстиция. 2004. № 4. С. 45.
[12] См.: Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть / Под ред. А.И. Рарога. С. 78.
[13] См.: Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть / Под ред. Л II, 1арога. с. 78.
[14] См.: Долголснко Т. Указ. соч. С. 25.
[15] СЗ РФ. 1996. № 34. Ст. 4029; 1998. № 30. Ст. 3606; 1999. № 26. Ст. 3175; Российская газета. 2003. 14 янв
[16] См.: Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть / Под ред. А.И. Рарога. С. 78.
[17] См.: там же. С. 79.
[18] Комментарий к: Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. В.М Лебедев. С. 352.
[19] См.: Права человека: Сб. международных документов. Приложение I. Электронная версия. Хельсинкский фонд по правам человека. Варшава, 2002.
[20] См.: Стандартные правозащитные принципы обращения с лицами, пострадавшим от торговли людьми / Под ред. Ф.Л. Синицьша.
[21] См.: Уголовный кодекс Российской Федерации (официальный текст в последней редакции). Постатейный научно-практический комментарий профессорско-преподавательского коллектива кафедры уголовного права Московской государственной юридической академии под руководством А.И. Рарога. М., 2004. С. 190; Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть/ Под ред. А.И. Рарога. С. 79.
[22] См.: Долголе-ико Т. Указ. соч. С. 26.
[23] Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть / Под ред. А.И. Рарога. С. 79.
[24] См.: Стокер С. Торговля людьми: проблемы выявления и расследования. С. 31-36
[25] См .: Лебедев Д. В. Торговля женщинами с целью их сексуальной эксплуатации как вид организованной преступной деятельности// Права граждан, правоохранительная и правоприменительная деятельность с России и Украине: состояние и перспективы развития: Материалы международной научно-практической конференции адъюнктов, аспирантов и магистров. Вып. 1. Белгород, 2003. С. 105.
[26] См.: Лапунина Н.Н, Уголовно-правовая охрана свободы человека: реальность и перспективы. С. 150.
[27] См.: Бюллетень Верховного Суда РФ. 1999. № 7. С. 12.
[28] Согласно ст. 16 каторга назначалась или без срока или на срок от 4 до 15 лет. ТТри-говоренные содержались в каторжных тюрьмах и подвергались принудительным тяжким работам, как в помещениях этих тюрем, так и сне их. По отбытии каторги преступники переводились на поселение в предназначенные для этого местности. См.: Уголовное уложение от 22 марта 1903 г. СПб., 1904. С. 29.
[29] См.: там же. С. 675.
[30] См.: там же. С. 697
[31] Любодеяние — блуд. См.: Даль В.И, Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т. 2. М., 1999. С. 283.
[32] Любострастие — предание себя на волю плотских побуждений; впадение в скотское состояние; любострастный—к сему состоянию относящийся. См.: Даль В.И. Указ. соч. С. 283.
[33] См.: Уголовное уложение от 22 марта 1903 г. С. 716.
[34] См.: Уголовное уложение от 22 марта 1903 г. С. 716.
[35] См.: Беляева Л.И. Проблемы уголовно-правовой оценки торговли людьми // Соблюдение прав и свобод личности в деятельности органов внутренних дел; Материалы научно-практического семинара (19—21 марта 2001 г.). М., 2001. С. 171.
[36] СЗ РФ. 2004. № 34. Ст. 3534.