Тоталитаризм и его разновидности

СОДЕРЖАНИЕ: Сибирская Академия Государственной Службы (СибАГС) Кафедра политических наук и технологий Реферат на тему Тоталитаризм и его разновидности По дисциплине: Политология

Сибирская Академия Государственной Службы

(СибАГС)

Кафедра политических наук и технологий

Реферат на тему

Тоталитаризм и его разновидности

По дисциплине: Политология

Выполнила: студентка гр. № 07115, Саая Е. Ю.

Проверила: к.и.н., доцент Плясуля Г.И.

Новосибирск, 2008

Содержание

[1]

Термин «тоталитаризм» (от лат. «totalitas» - цельность, полнота и «totalis» - весь, полный, целый) отличается от всех других известных истории форм государственно-организованного насилия – деспотии, тирании, монархии, авторитаризма, диктатуры, военного режима и т.п. Этот термин ввел в оборот в 20-е гг. Б.Муссолини для характеристики своего движения. Он считал, что первостепенной ролью государства в обществе является претворение в жизнь судьбы нации, и потому оно должно обладать абсолютной, неограниченной властью. Термин тоталитаризм стал употребляться для обозначения фашистского режима в Италии и германского национал-социалистического движения. С 1929 года, начиная с публикации в газете Таймс, его стали применять и к политическому режиму Советского Союза.

Тоталитаризм, как и любой другой политический строй, следует рассматривать как социальную систему и политический режим. В широком смысле, как социальная система, охватывающая все сферы общественной жизни, тоталитаризм – это определенный общественно-политический и социально-экономический строй, идеология. В узком смысле слова, как политический режим, это один из компонентов политической системы, способ ее функционирования, совокупность элементов идеологического и социального порядка, способствующих формированию политической власти. В то же время политический режим выступает ядром социальной системы. Отражающим все многообразие проявлений тоталитаризма. Для определения сущности и основных форм тоталитаризма необходимо рассмотреть его идейные истоки. Уходящие в глубь истории, и предпосылки его возникновения.[2]

Цель данной работы состоит в рассмотрении сущности, характерных черт и разновидностей тоталитарного режима.


1. Идейные истоки тоталитаризма

Хотя тоталитаризм становится реальностью лишь в XX в., его идейные истоки уходят в глубокую древность. Тоталитарные взгляды и, прежде всего идеи необходимости полного подчинения части целому, индивида государству, а также тотальной управляемости обществом существуют свыше двух тысячелетий. Так, еще в V в. до н.э. Гераклит считал, что, обладая мудростью, совершенным знанием, «можно управлять решительно всеми вещами».[3]

В античную эпоху при рассмотрении тирании, деспотии как традиционных форм государства древнегреческие философы характеризовали их жесткие, тоталитарные тенденции. Достаточно детальный анализ этих тенденций содержится в произведениях Платона , особенно в его последнем диалоге «Законы». Совершенному государству Платона присущи такие черты, как безусловное подчинение индивида и сословия государству – реальному воплощению всего общества; государственная собственность на землю, дома и даже обобществление жен и детей; всеобщее насаждение единомыслия и коллективизма; государственное регламентирование законами не только общественной, но и частной жизни; единая обязательная для всех граждан религия и т.п.

Значительно обогатил тоталитарную идею Ж.Ж.Руссо . Он исходил из патерналистского желания вывести народ к новой, счастливой жизни, из необходимости глубокого преобразования общества на началах разума, справедливости, равенства и свободы. Носителем непосредственно выражаемой гражданами общей воли выступает государство. Лишь оно обладает абсолютной властью, неделимым суверенитетом. В случае неподчинения отдельных граждан государство имеет право принудить их к этому силой и тем самым заставить «быть свободными». Ибо свобода проявляется в соответствии с общей волей.[4]

В средние века, а особенно в Новое время, многие тоталитарные идеи были воплощены в проектах будущего государства социалистов-утопистов Т.Мора, Т.Кампанеллы, Г.Бабёфа и др. Одна из наиболее ярких отличительных черт этого направления тоталитарной мысли – требование всеобщего равенства. Так, Г.Бабёф призывает «навсегда отнять у каждого надежду стать более богатым, более влиятельным, превосходящим своими знаниями кого-либо из сограждан».

Тоталитарные идеи получают развитие в творчестве и ряда более поздних мыслителей: Фихте, Гегеля, Маркса, Ницше и др. Тоталитарные черты К.Маркс находил в абсолютной монархии в Европе, и особенно в бонапартических режимах XVIII – XIX вв. во Франции.

2. Предпосылки возникновения тоталитаризма

Переплетение традиционных и современных форм политических режимов в определенной степени искажало исторические рамки возникновения тоталитаризма. Некоторые ученые полагали, что тоталитаризм – результат развития всей человеческой истории, начиная с появления деспотических режимов древности, другие же утверждают, что он продукт только капиталистической формации промышленной эпохи. Первая точка зрения наименее доказательна, т.к. специфическое отличие тоталитаризма от деспотизма и абсолютизма состоит в том, что он строится на признании равенства всех «сынов нации» и активном участии каждого через партийно-бюрократическую власть в строительстве общества светлого будущего. Что касается деспотизма и абсолютизма, то они всегда исходили из иерархической структуры и отстранения народа от политики, являющейся привилегией избранных.

Только в начале XX в. с развитием производительных сил и научно-технической революцией появились реальные условия формирования тоталитарных режимов.

Тоталитаризм — это принятие большинством индивидов власти как абсолютной ценности и высшего смысла человеческого существования. Для того чтобы возник и существовал тоталитаризм, нужен был не только диктатор, но и масса индивидов, отравленных ядом абсолютной власти — власти над историческими закономерностями, временем, пространством над собой и другими людьми. Эта власть зачастую не давала материальных благ, напротив, она требовала величайшей самоотдачи, самопожертвования.[5]

Появление такого тоталитарного индивида — первая предпосылка формирования тоталитаризма, без которой он не мог возникнуть даже в том случае, если бы были налицо остальные.

Главной общей предпосылкой тоталитаризма стала индустриальная стадия развития общества . Она привела к созданию системы массовых коммуникаций, усложнила общественные связи и организацию, сделав технически возможной систематическую идеологическую обработку, тотальное «промывание мозгов» и всеобъемлющий контроль за личностью.

Социальными основами тоталитаризма стали углубление социально-классовых противоречий и социального неравенства между буржуазией и трудящимися массами, люмпенизация населения, их социальная аморфность, дезориентированность, ненависть ко всем состоятельным классам и социальным слоям буржуазного общества и т.д.

Одной из важнейших субъективных предпосылок тоталитаризма является психологическая неудовлетворенность человека в индустриальную эпоху, разрушением традиционных коллективистских общинных и религиозных связей и ценностей, нарастанием социального отчуждения. Тоталитаризм имеет для социально отчужденной, одинокой личности психологическую привлекательность. Он дает надежду с помощью новой веры и организации утвердить себя в чем-то «вечном», несравненно более значительном во времени и пространстве, чем отдельный индивид, - в классе, нации, государстве, партии и т.п.

Психологическая неудовлетворенность существующим строем, а также привлекательность тоталитаризма резко возрастают в периоды острых социально-экономических кризисов. Кризис резко усиливает бедствия и недовольство населения, ускоряет созревание необходимых для тоталитаризма социальных предпосылок – появления значительных по численности и влиянию социальных слоев, непосредственно участвующих в тоталитарной революции или поддерживающих ее. Это достигается в первую очередь через резко усиливающиеся в кризисные времена маргинализацию и люмпенизацию общества. Наиболее решительными сторонниками тоталитаризма выступают маргинальные группы – промежуточные слои, не имеющие устойчивого положения в социальной структуре, стабильной среды обитания, утратившие культурную и социально-этническую идентификацию. Маргиналы обычно нигилистически настроены по отношению к прошлому и настоящему, не дорожат им и склонны к различным политическим и социальным авантюрам. Они больше, чем кто-либо, связывают свои надежды с идеологическими утопиями, тоталитарным коллективистским мировоззрением.

Перечисленные выше факторы, благоприятные для рождения тоталитаризма как государственного строя, могут сыграть роль лишь при наличии соответствующих политических условий . К ним относятся прежде всего этатизация общества (резкое расширение государственного влияния), а также появление тоталитарных движений и партий нового типа – предельно идеологизированных, достаточно массовых организаций с жесткой полувоенной структурой, претендующих на полное подчинение своих членов новым символам веры и непосредственно их выразителям – вождям. Именно эти веры организации и движения, использующие благоприятные социальные условия, и явились главным непосредственным творцом тоталитаризма как политического и общественного строя.

3. Сущность, характерные черты и основные формы тоталитарного режима

В современной зарубежной политологии явление тоталитаризма изучено сравнительно глубоко. Для нас же, выросших и воспитанных в условиях тоталитаризма, представляет еще большую трудность увидеть в привычном, «естественном» способе политического существования жесткие черты, объединяющие его с фашистскими системами Германии, Италии, Испании, репрессивными государствами Южной Америки.

Исторический опыт и практика показывают, что тоталитарную систему нельзя изменить, реконструировать, ее можно только разрушить. Вслед за конструктивным преодолением тоталитаризма общество неизбежно должно прийти к демократизации всех сфер общественной жизни.

3.1. Характерные черты тоталитаризма

Известные западные политологи К. Фридрих и З. Бжезинский в работе Тоталитарная диктатура и автократия (1956г.) выделили следующие признаки тоталитаризма:

-официальная идеология, которая должна признаваться всеми;

-монополия на средства массовой информации;

-монополия на все средства вооруженной борьбы;

-система террористического полицейского контроля;

-централизованная система контроля и управления экономикой.[6]

Можно дополнить предложенный список следующими видовыми чертами, присущими тоталитарному режиму:

-чрезмерное огосударствление общественной жизни;

-правовое закрепление руководящей роли одной партии;

-осуществление насильственного господства власти над человеком во всех сферах жизни с помощью партийно-государственных институтов.

Теперь следует более подробно охарактеризовать черты, присущие тоталитарным режимам.

Тоталитаризм есть качественно иное явление, нежели любая другая власть, сколь бы суровой она ни была. Это феномен идеологический , и тоталитарные режимы, прежде всего — режимы идеологические. Они рождены идеологией и существуют ради нее. Если в традиционном деспотическом обществе политическая власть самоценна и ее носители используют идеологию как средство для поддержания этой власти, то для носителей тоталитарного начала самоценна идеология, а политическая власть завоевывается с целью утверждения этой идеологии. Закономерно, что целью уже установившегося режима является распространение своей идеологии в максимальном масштабе. Внешняя экспансия таких режимов вызывается не столько территориальными притязаниями и экономическими стимулами (как, например, приобретение рынков сбыта, рабочей силы и т.д.), но главным образом идеей мирового господства своей идеологии.

Ядром тоталитарной политической системы выступает предельно централизованное политическое движение за новый порядок во главе с партией нового, тоталитарного типа . Эта руководящая партия срастается с государством, концентрирует в себе реальную власть в обществе. Запрещается всякая политическая оппозиция и создание без санкций властей любых организаций. В то же время тоталитарная политическая система претендует на выражение народной воли, воплощение народности или демократии высшего типа.

Господство идеологии и политики проявляется также и в экономике. Здесь отличительными чертами тоталитаризма являются этатизация хозяйственной жизни, социальное ограничение, а в идеале полное устранение частной собственности, рыночных отношений, конкуренции, планирование и командно-административные методы управления. Устанавливается монополия государства на распоряжение всеми важнейшими общественными ресурсами и самим человеком.

Для тоталитарного режима характерна монополия на информацию, полный контроль за СМИ, крайняя нетерпимость ко всякому инакомыслию, взгляд на идейных оппонентов как на политических противников . Этот строй устраняет общественное мнение, заменяя его официальными оценками. Отрицаются общечеловеческие основы морали, а сама она подчиняется политической целесообразности и по существу разрушается. Всячески подавляются индивидуальность, оригинальность в мыслях, одежде, поведении и т.п.

Согласно Х.Арендт , тоталитаризм – это, прежде всего система массового террора, обеспечивающая в стране атмосферу всеобщего страха. Страха тотального, пронизывающего все поры общества, оказавшегося под властью «вдохновителей и организаторов» системы террора. Карательные органы в этой системе - материализация повсеместного страха, своего рода арбитр в споре, столкновении индивидуальных властей. Но их существование в большей степени вызвано необходимостью искоренять инакомыслящих - тех, кто не принял условия тоталитаризма, правила его игры.[7]

«Тоталитарные средства управления обеспечивают не только монополию на абсолютную власть, но и беспримерную достоверность того, что все команды будут всегда выполнены; тоталитаризм знаменит запутанной иерархией, множеством приводных ремней, которые обеспечивают полную независимость диктатора от всех подчиненных и делают возможными быстрые и непредсказуемые политические изменения»[8] .

3.2. Основные формы тоталитаризма

При исследовании сущности тоталитарного режима необходимо рассмотреть и его исторические формы. В нашей и зарубежной социально-политической литературе по данному вопросу имеются различные мнения. В одних учебных пособиях приводятся «три важнейшие разновидности тоталитаризма: «коммунистический», «фашизм» и «национал-социализм». В других – две: «советский социализм» и «германский национал-социализм».[9] Есть и такие учебные пособия и монографии, где ничего не говорится ни о «тоталитарных», ни о «политических режимах», а рассматривается лишь категория «политические системы».

Западные социологи и политологи различают два варианта тоталитаризма: праворадикальный (фашистский и национал-социалистический) и левоэкстремистский , возникший в результате переворота, произведенного в революционной России Сталиным.

Праворадикальная (фашистская) форма тоталитаризма возникла в период общего кризиса капитализма. Характерными чертами фашизма являются открытая террористическая диктатура, опирающаяся на милитаризацию всех сфер жизни, подавление демократических свобод и прогрессивных общественных движений. Фашистский государственный аппарат проникнут духом вождизма. В основу идеологической концепции фашизма положены воинствующий антикоммунизм, шовинизм и расизм, а также спекуляция на нуждах масс, страдающих от последствий экономического кризиса. Впервые фашистский режим был установлен в Италии (1922), затем в Германии (1933), а впоследствии в ряде стран Европы и Японии.

Особым изуверством отличался германский фашизм, который, придя к власти, быстро превратился в главную силу мирового фашизма, пытаясь навязать свое господство всему человечеству.

Левоэкстремистский (коммунистический) тоталитарный режим, который в западной социологии называют «сталинским», является советским вариантом тоталитарного строя. Необходимо различать разные социальные образования, имеющие ряд «социалистических признаков»: «государственный социализм» , получивший распространение в СССР, странах Восточной Европы, Азии, на Кубе, и противоположный ему социал-демократический вариант «демократического социализма», существующий в частности, в Швеции. Если первый вариант социализма непосредственно связан с левоэкстремистским тоталитаризмом, то второй ничего общего с ним не имеет, являясь вариантом буржуазного демократического общества. Суть государственного социализма заключается в наличии социальной отчужденности человека. В политической сфере отчуждение проявляется в отстранении трудящихся от власти и установлении всевластия бюрократического партийно-государственного аппарата, спаянного с охранно-репрессивной системой. В экономической сфере речь идет об отчуждении человека от средств производства путем чрезмерного огосударствления промышленного производства, природных богатств, земли, милитаризации экономики и установления бюрократических методов управления производством, обменом и распределением материальных благ. В духовной сфере – установление соответствующей идеологии в качестве господствующего государственного мировоззрения.[10]

4. Характеристика сталинской тоталитарной модели политической системы

Советский вариант тоталитарного режима стал складываться в период гражданской войны и политики «военного коммунизма». Характеризуя этот этап, А.М.Горький еще в 1918 г. писал: «Можем ли мы по совести сказать, что за годы революции русский народ, освободившийся от насилия и гнета полицейско-чиновничьего строя, стал лучше, добрее, умнее, честнее? Нет, ни один правдивый человек не скажет этого. Мы продолжаем жить так же, как жили при монархии, среди тех обычаев, привычек и предрассудков: так же глупо и грязно: своекорыстие, жадность и злоба, воспитанные старым строем, остались с нами…Именно наша некультурность мешает нам удержать за собой те завоевания, которые нам дала революция 17-го года»[11] .

Октябрьская революция ввела у нас существенно новую систему высших идеалов: мировую социалистическую революцию, ведущую к коммунизму — царству социальной справедливости, и идеальный рабочий класс. Народ воспитывался в духе преклонения перед именем вождя, в духе безграничной веры в справедливость каждого его слова. Под влиянием феномена «образ врага» распространялась подозрительность и поощрялось доносительство, что вело к разобщению людей, росту недоверия между ними и возникновению синдрома страха.

Любая тоталитарная система создает культ. Но подлинным и главным объектом его выступает не человек, а власть как таковая.Культ власти — в этом состоит сущность тоталитарной системы. Власть оказывается сверхценностью — ценностью абсолютного, высшего порядка. Кто имеет власть — имеет все: роскошную жизнь, подобострастие окружающих, возможность высказывать суждения по любому поводу, удовлетворять каждую свою причуду и т.д. Кто не имеет власти, не имеет ничего — ни денег, ни безопасности, ни уважения, ни права на свое мнение, вкусы, чувства.

Основнойсоциальной силой, на которую опирался тоталитаризм в период его формирования, был не какой-то определенный класс, а люмпенство в широком смысле слова, люди разного социального происхождения, выбитые из своих традиционных социальных «луз» мощными экономическими и военными потрясениями, люди с маргинальной психологией. В России именно эти люди с энтузиазмом ринулись в партию во время «ленинских призывов», не утруждая себя необходимостью разобраться в основных идеях марксистской теории.

В целях сохранения позиций новая власть зачастую была вынуждена самым суровым образом расправляться и с рабочим классом, от имени которого она управляла. Но наибольший урон нашему народу нанес тоталитаризм духовный. Практически всю российскую интеллигенцию, воплощавшую дух народа, тоталитарному режиму пришлось уничтожить, и она либо эмигрировала, либо закончила свой путь более трагично на родной земле. Тоталитарное общество не может позволить себе такой роскоши, как свобода мысли.

Второй этап тоталитаризма – от середины 20-х до середины 50-х, характеризуется тем, что формируется армия бюрократии, способная с помощью карательных органов дать отпор всем, кто поднимется на уровень «рассудка» и заявит о своих правах. Господство централизованно-административных форм управления всеми сферами общественной жизни - необходимая черта бюрократизации. Здоровая конкуренция альтернативных управленческих решений подменяется аппаратной интригой, а соперничество специалистов — карьерно-клиентными отношениями.

В ходе третьего этапа – с середины 50-х и до середины 80-х гг., окончательно формируется «номенклатура», привилегированная прослойка, войти в которую было не просто, но «выпасть» из нее можно было лишь за особо одиозные прегрешения. Границы между разными слоями общества становятся менее подвижными. И все это происходит под лозунгами равенства и воцарившейся справедливости. Этот период называют так же «хрущевской оттепелью», т.к. происходит смягчение тоталитарной системы, постепенный переход к авторитаризму.[12]

С 1985 г. тоталитарная система стала разрушаться: была ликвидирована монополия КПСС в политической и общественной жизни страны и той идеологии, которая носила догматический характер; стали появляться альтернативные формы собственности, политическая система начала характеризоваться плюрализмом и многопартийностью, начался постепенный отход от идеологических догм.

Заключение

История показала, что тоталитарная система обладает достаточно высокой способностью мобилизации ресурсов и концентрации средств для достижения ограниченных целей, например победы в войне, оборонного строительства, индустриализации общества и т.д. Некоторые авторы рассматривают тоталитаризм даже как одну из политических форм модернизации слаборазвитых стран.

Коммунистический тоталитаризм приобрел значительную популярность в мире благодаря своей связи с социалистической идеологией. Привлекательности тоталитаризма способствовал и страх еще не оторвавшегося от общинно-коллективистской пуповины индивида переел отчуждением, конкуренцией и ответственностью, свойственных рыночному обществу. Живучесть тоталитарной системы объясняется также наличием огромного аппарата социального контроля и принуждения, жестоким подавлением всякой оппозиции.

И все же тоталитаризм - исторически обреченный строй. Это общество - самоед, не способное к эффективному созиданию, рачительному, инициативному хозяйствованию и существующее главным образом за счет богатых природных ресурсов, эксплуатации, ограничения потребления большинства населения. Тоталитаризм - закрытое общество, не приспособленное к современному качественному обновлению, учету новых требований непрерывно изменяющегося мира.[13]


Список использованной литературы

1. Белов Г.А. Политология. Курс лекций. М.: ЧеРо, 1996.

2. Горький А.М. Революция и культура // Культура и свобода. СПб., 1918.

3. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М.: Аспект Пресс, 1996.

4. Работяжев Н.В. Феномен тоталитаризма: политические теории и исторические метаморфозы. М.: Наука, 1994.

5. Сумбатян Ю.Г. Тоталитаризм – политический феномен XX века. // Соц.-гуманит. знания.- 1999.-№1.

6. Трукан Г.А. Путь к тоталитаризму, 1917-1929 гг. М.: Наука, 1994.

7. Х. Арендт. Истоки тоталитаризма. М. ЦентрКом, 1956.


[1] Сумбатян Ю.Г. Тоталитаризм – политический феномен XX века. // Соц.-гуманит. знания.- 1999.-№1.С. 84.

[2] там же, С.85.

[3] Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1996. С. 186.

[4] История политических и правовых учений. М., 1991, .С.164.

[5] Работяжев Н.В. Феномен тоталитаризма: политические теории и исторические метаморфозы. М., 2005.

[6] Fridrich C. J., Brzezinski Z. K. Totalitarian Dictatorship and Autocracy. Cambridge, Mass, 1956, p. 58.

[7] Х.Арендт. Истоки тоталитаризма. М., 1956. С. 624.

[8] там же, С.532.

[9] Белов Г.А. Политология. Курс лекций. М., 1996, с. 140.

[10] Сумбатян Ю.Г. Тоталитаризм – политический феномен XX века. // С. 95-96.

[11] Горький А.М. Революция и культура // Культура и свобода. СПб., 1918. С.5.

[12] Трукан Г.А. Путь к тоталитаризму, 1917-1929 гг. М., 1998. С. 164.

[13] Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1996. С. 196.

Скачать архив с текстом документа