Трафальгарское сражение

СОДЕРЖАНИЕ: Введение 1 Предпосылки 2 Соотношение сил флотов 3 Ход сражения 3.1 Вест Индия 3.2 Сигнал, поднятый Нельсоном 4 Интересные факты 5 Галерея Список литературы



План
Введение
1 Предпосылки
2 Соотношение сил флотов
3 Ход сражения
3.1 Вест Индия
3.2 Сигнал, поднятый Нельсоном

4 Интересные факты
5 Галерея
Список литературы
Трафальгарское сражение

Введение

Трафальгарское сражение (англ. Battle of Trafalgar , фр. bataille de Trafalgar , исп. batalla de Trafalgar ) — историческое морское сражение между английскими и франко-испанскими морскими силами. Произошло 21 октября 1805 года у мыса Трафальгар на Атлантическом побережье Испании около города Кадис.

В этой решающей морской битве времён Наполеоновских войн Франция и Испания потеряли двадцать два корабля, в то время, как Великобритания — ни одного. Во время сражения погиб командующий английским флотом вице-адмирал Горацио Нельсон. С этого времени его имя стало символом военно-морской мощи Великобритании.[1]

Объединённым флотом Франции и Испании командовал французский адмирал Пьер Вильнёв. Под его управлением находился испанский адмирал Фредерико Гравина, руководящий испанскими силами. Из-за ран, полученных во время сражения, Фредерико умер спустя несколько месяцев после его окончания.

Трафальгарская битва была частью Войны третьей коалиции и главным морским противостоянием XIX века.[2] Победа Великобритании подтвердила морское превосходство страны, установленное в XVIII веке. После поражения Наполеон оставил свой план нападения на южную часть Англии и начал войну против двух других главных сил Европы: России и Австрии.

1. Предпосылки

В 1805 году главной наземной силой Европы была армия первой французской империи под командованием Наполеона; на море такой силой был королевский военно-морской флот Великобритании. В ходе войны Великобритания ввела морскую блокаду Франции, что повлияло на торговлю и не позволило Франции мобилизовать все её морские силы. Несмотря на несколько удачных прорывов блокады, французским кораблям не удалось окончательно пресечь действия английского флота, который мог в одинаковой степени атаковать их как на своей территории, так и вне её.

Наполеон проводил схожую политику: им была основана континентальная блокада, воспрещающая всем подвластным и зависимым от Франции странам, а также её союзникам вести торговлю с Британскими островами. Таким образом была нарушена связь Великобритании с Европой, что привело к тому, что страна была вынуждена атаковать неприятеля на земле.

После того как Третья коалиция объявила Франции войну после непродолжительного Амьенского мира, Наполеон принял решение начать наступление на Великобританию.

Основная часть французского флота находилась в Бресте (в Бретани) и в Тулоне на побережье Средиземного моря. Также существовали и менее крупные эскадры, которые размещались в портах на Атлантическом побережье Франции. Помимо этого на стороне Франции был испанский флот, базирующийся в Кадисе и Ферроле.

Великобритания обладала хорошо обученным и опытным морским офицерским корпусом, в то время как лучшие офицеры французского флота были либо казнены, либо отстранены от службы ещё в начале Великой французской революции. Самым надёжным человеком, которому можно было доверить командование Средиземного флота Наполеона, был Пьер-Шарль Вильнёв.

Морской план Наполеона заключался в том, что французские силы в Средиземном море и испанские силы в Кадисе должны были прорвать блокаду и соединиться в Вест-Индии. После этого им предписывалось помочь французским силам в Бресте вырваться из блокады и очистить Ла-Манш от английских кораблей, чтобы обеспечить безопасность десантным кораблям.

2. Соотношение сил флотов

· Фрегаты и шлюпы не включены в указанное в статье число кораблей по причине их малой боевой мощи.

3. Ход сражения

Франко-испанская эскадра была заблокирована английской. Вильнёв получил приказ Наполеона прорваться в Средиземное море для соединения с испанским отрядом. Вопреки советам своих адмиралов Вильнёв придерживаясь старой линейной тактики, выстроил свой флот в одну линию. Ветер в тот день затруднял их движение. Нельсон воспользовался ситуацией и решил разорвать цепь судов неприятеля. Вперёд он направил несколько наиболее быстроходных судов, а за ними двумя колоннами следовал британский флот и французские корабли были рассеяны. Во время сражения Нельсон был убит шальной пулей.

Вест Индия Сигнал, поднятый Нельсоном

По легенде перед началом Трафальгарского сражения вице-адмирал Горацио Нельсон поднял на своём флагманском корабле «Виктория» флажковый сигнал «Англия ожидает, что каждый исполнит свой долг» (England expects that every man will do his duty). Хотя после окончания сражения в формулировке сигнала была неопределённость, значение победы и смерть Нельсона привели к тому, что фраза запечатлелась в сознании английского народа, часто цитировалась и перефразировалась.

4. Интересные факты

· В день 204-летнего юбилея битвы, 21 октября 2009, на аукционе в Лондоне был продан последний из сохранившихся флагов с английского корабля, участвовавшего в сражении (HMS Spartiate ). При начальной заявленной цене в 14,000 флаг был продан за 384,000[3].

5. Галерея

· Трафальгарское сражение, ситуация в 13:00

· Трафальгарское сражение, ситуация в 17:00

Список литературы:

1. «Хронос» - всемирная история в Интернете. Горацио Нельсон .

2. Сухоруков А.В. Трафальгарское сражение: 200 лет // Новая и новейшая история : ж.. — 2005. — № 5.

3. Trafalgar flag is sold for 384,000

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Трафальгарское_сражение

Скачать архив с текстом документа