Трансформационная экономика и ее особенности в РБ
СОДЕРЖАНИЕ: СОДЕРЖАНИЕ Введение … .. 1. Сущность, необходимость и основные черты трансформационной экономики
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………...................... |
3 |
1. Сущность, необходимость и основные черты трансформационной экономики………………………………………………………………........................ |
4 |
2. Основные направления трансформационных преобразований в современных условиях………………………………………………………………………………... | 8 |
3. Роль государства в трансформационной экономике……………………………… |
13 |
4. Особенности белорусской модели экономического развития…………………… |
16 |
Заключение…………………………………………………………………………….. |
23 |
Список литературы………………………………..…………………………………... |
25 |
ВВЕДЕНИЕ
Трансформационный период характерен для стран СНГ. Этот период представляет собой переходную ступень от одной экономической системы к другой, т.е. от командно-административной к рыночной. Трансформация осуществляется в экономике, в институтах, функциях государства, затрагивает организационные и социальные изменения. Экономическая трансформация является частью глубоких, обычно принципиальных изменений в обществе: в политическом и государственно-административном устройстве, в социальной сфере, в идеологии, во внутренней и внешней политике. Теоретическими вопросами реформ занимается наука о переходном периоде, которая называется транзитологией.
Переходный период, его теоретическое осмысление и изучение является относительно новой и сложной проблемой. Это делает актуальным выбранную тематику.
Целью данной работы является изучение трансформационной экономики и ее особенностей в Республике Беларусь.
Для достижения цели в работе последовательно решались следующие задачи:
- рассмотрение сущности, необходимости и основных черт трансформационной экономики;
- изучение основных направлений трансформационных преобразований в современных условиях;
- исследование роли государства в трансформационной экономике;
- анализ особенностей белорусской модели экономического развития.
Предметом исследования является трансформационная экономика.
В ходе выполнения курсовой работы был использован широкий перечень литературных источников, среди которых учебная, научная, периодическая литература, электронные каталоги. Наиболее развернуто и подробно в литературе Республики Беларусь описана данная проблема в книгах по мировой экономике.
1. СУЩНОСТЬ, НЕОБХОДИМОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ТРАНСФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ
Экономическая трансформация по самой логике термина означает перевод экономической системы в новое состояние, позволяющее лучше удовлетворять потребности общества. Этот процесс, как показала жизнь, длительный, поэтому понадобилось выработать стратегию трансформации, т. е. четко определить ее цели, а также средства и механизмы их достижения. Необходимо было еще и внятное представление об имеющихся ограничениях.
Ключевой вопрос в том, как сформулированы цели трансформации. Самое главное условие — цели должны соответствовать потребностям конкретного развития. Они также должны быть понятны обществу и разделяться подавляющим большинством его членов. Такие цели обязаны быть критериальными, т. е. поддаваться количественной и качественной оценке. Их следует четко выстроить во времени и увязать с имеющимися средствами. Достижение же целей стратегии должно опираться на ясную привязку к пространственным характеристикам, т. е. проработано в регионально-территориальном разрезе [1, с. 256].
Экономические системы развитых стран мира прошли через следующие исторические этапы.
1. Эпоха свободной конкуренции.
2. Эпоха массового производства. Это был период, когда тон во всей системе экономических отношений задавала фаза производства. Продукция была лишена значительных внутривидовых различий, и каждая новинка длительное время по своим потребительским и конструктивным качествам соответствовала нуждам потребителей. Главным оружием против конкурента было снижение издержек производства. В США эпоха массового производства берет начало примерно с 20—30-х гг. XIX в. Важные импульсы ее становлению дало формирование сначала системы каналов, а затем общенациональной системы железных дорог. Считается, что к 80—90-м гг. в этой стране была сформирована инфраструктура для массового производства. Именно с этим периодом связывается появление фирмы (корпорации) как типичной формы организации капитала.
3. Эпоха сбыта пришла на смену массовому производству примерно с начала 30-х гг. XX в. Для этого периода характерна быстрая дифференциация продукции, активизация борьбы за потребителя. Наступил звездный час фаз воспроизводства, непосредственно связанных с рынком. Считается, что корпорация Дженерал Моторс в США первой переключила внимание с фазы производства на фазу сбыта, на изучение рынка. От характерной для прошлого работы на устойчивого потребителя пришлось перейти к системе постоянного поиска новых потребителей и формирования своих ниш на рынке. Отсюда берет начало новая концепция и функция бизнеса, получившая название маркетинга.
4. Постиндустриальная эпоха охватывает экономику и социальные процессы в развитых странах примерно с середины 50-х гг. Главным фактором, меняющим системную ориентацию экономики, стала научно-техническая революция середины века, вызвавшая активную смену используемых в производстве технологий. Несомненно, цели трансформации экономической системы России должны тяготеть к параметрам постиндустриальной модели рынка. Но и такая конкретизация цели недостаточна. Она остается размытой по связи с потребностями общества и может служить лишь рамочным, фоновым ориентиром.
Как видим, цели трансформации экономической системы страны не могут быть исчерпывающе выражены с помощью характеристик преобразования экономических институтов. Одни и те же институты, формы хозяйствования и управления могут быть весьма эффективными в одних условиях и совершенно бесполезными и даже вредными в иных. Поэтому при осуществлении экономических реформ никак нельзя ориентироваться на прямое копирование моделей, сложившихся в других странах.
Цели экономической трансформации должны нести в себе компоненты результативности преобразуемой экономической системы в аспекте ее способностей эффективно отвечать на потребности общества.
Поэтому критерии трансформации экономики должны совпадать с критериями социально-экономического развития страны.
В странах с развитой рыночной экономикой правительства в своей экономической политике стремятся к достижению в том или ином сочетании следующего набора целей:
а) экономический рост;
б) полная занятость;
в) экономическая эффективность;
г) стабильный уровень цен;
д) экономическая свобода;
е) справедливое распределение доходов;
ж) экономическая обеспеченность;
з) торговый баланс [1, с. 258].
Переходный период представляет собой промежуточный этап между различными состояниями в рамках одной экономической системы (возникновение, зрелость и умирание) или между различными экономическими системами.
Переходное состояние может быть обусловлено различными причинами: изменением взаимоотношений факторов производства, интеграционными процессами, глобализацией и т.п.
Переходная экономика отдельной страны является частью переходного состояния мировой экономики, поэтому ей присущи черты как обусловленные национальными особенностями, так и являющиеся общими для различных стран, включенных в мировой трансформационный процесс.
Переходный период - относительно короткий исторический отрезок времени. Большинство ученых оценивает его продолжительность в 10-15 лет. Начало периода связано со сменой политического строя, которая служит необходимым условием для осуществления рыночных преобразований.
Основные черты переходного периода:
- неустойчивость и нестабильность экономического развития;
- альтернативный характер развития переходной экономики;
- наличие элементов двух разных экономических систем, существование особых переходных экономических форм;
- обострение экономических отношений (борьба элементов отмирающей и нарождающейся систем);
- инерционность старых форм и отношений;
- интенсивное развитие новых форм и отношений;
- рост социального неравенства [18, с. 5].
Выделяют следующие типы переходных периодов:
- технико-экономический, т.е. переход от одного способа производства к другому;
- экономико-организационный, т.е. переход от одного типа организации и управления экономикой к другому;
- аксиолого-мотивационный, при котором, одна система ценностей и мотивов экономической активности сменяется другой;
- системно-экономический, связанный с переходом от одной экономической системы к другой;
- цивилизационный как переход от одного типа цивилизации к другому.
Трансформационная экономика представляет собой особый тип переходного периода, когда переход осуществляется от плановой экономической модели к рыночной.
Плановая экономика обладает рядом положительных сторон: высоким уровнем концентрации ресурсов, преимуществами централизованного управления, возможностями планирования и прогнозирования.
Сущность кризиса плановой экономики заключается в недостаточно эффективном функционировании экономики, обусловленном невосприимчивостью к достижениям научно-технического прогресса, отсутствием стимулов, мотивации к труду и частной инициативы, неконкурентоспособностью товаров на мировом рынке.
Рыночная система имеет иные механизмы экономического развития по сравнению с административно-командной, поэтому сформировать ее в сжатые сроки невозможно. Преобразования должны касаться и отношений собственности, и создания рыночной структуры, и инфраструктуры, и даже нового мировоззрения субъектов хозяйствования, поэтому переход от одной социально-экономической системы к другой - это сложный процесс реформирования, трансформации и развития.
Для стран с плановой экономикой характерен индустриальный тип хозяйства. Для этого типа свойственны два вида связей: во-первых, прямые директивные и, во-вторых, косвенные рыночные. Прямые директивные связи оказались недостаточно эффективны (плановая экономика), поэтому они должны были быть заменены косвенными рыночными.
Особенности трансформационной экономики:
1) необходимость создания рыночных субъектов экономики (домашних хозяйств, фирм, государства);
2) изменение целей и приоритетов субъектов экономики (для домашних хозяйств - адаптация к рыночным условиям, для фирм - максимизация прибыли в условиях конкуренции, для государства - достижение экономического роста, стабильности, создание равных условий хозяйствования всем экономическим субъектам);
3) изменение структуры собственности (частные предприятия возникают путем разгосударствления или создания новых предприятий);
4) изменение роли и функций государства;
5) современные экономические системы - это смешанные системы, т.е. создается трансформационная экономика смешанного типа, которая сочетает рыночную и нерыночную форму организации производства;
6) усиление социальной ориентации экономики [18, с. 6].
Таким образом, переходный период представляет собой относительно короткий исторический отрезок времени приблизительно 10-15 лет. Основные закономерности переходного периода это утрата государством функций единоличного распоряжения экономическими ресурсами, а так же бюджетный кризис (дефицит государственного бюджета) и трансформационный спад. Процесс трансформации состоит в создании условий для развития новых форм рыночной экономики: частного бизнеса, конкуренции, свободного ценообразования, рыночной финансовой системы.
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ТРАНСФОРМАЦИОННЫХ
ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Основные этапы переходного периода:
I - скрытый (латентный);
II - системный кризис, который выражается в снижении эффективности производства, сокращении объема производства, нарастании массовых неплатежей, усилении инфляции, увеличении безработицы, росте бедности населения;
III - стабилизация, когда складываются новые элементы системы;
IY - создание основ новой (рыночной) системы.
Основные факторы трансформационного спада (кризиса): изменение цели деятельности каждого производителя, структурная перестройка, неразвитость рыночной инфраструктуры, низкая конкурентоспособность товаров.
По своей природе кризис является не циклическим и не структурным, а трансформационным.
Трансформационный кризис затронул все бывшие социалистические страны Центральной и Восточной Европы.
Особенности инфляции в трансформационной экономике:
- переход подавленной формы инфляции в открытую форму;
- спад производства дает дополнительный толчок инфляционному процессу;
- большие инфляционные ожидания;
- большой дефицит государственного бюджета вызывает дополнительную потребность в росте денежной массы, не обеспеченной товарами;
- мягкая кредитно-денежная политика;
- инфляция издержек, возникающая из-за заниженных цен на ресурсы в плановой экономике.
Антиинфляционная политика состоит в осуществлении государством политики регулирования цен и доходов.
Этап стабилизации во временном аспекте зависит от глубины и остроты кризиса.
В Республике Беларусь падение объема промышленного производства к 1995 г. по сравнению с 1989 г. составило 39 %, что сопоставимо с периодом войны. Индекс цен в 1993г.- 2500 %.
Этап макроэкономической стабилизации включает:
1) финансовую стабилизацию, которая выражается в виде сокращения инфляции;
2) производственную стабилизацию (прекращение спада производства);
3) социальную стабилизацию (преодоление безработицы и обнищания).
Существует три модели макроэкономической стабилизации, которые различаются сроками проведения системных преобразований и стабилизационных мер и объемом регулирующих функций государства:
1 - ортодоксальная («шоковая терапия»);
«Шоковая терапия» - это экономическая концепция, которая считает инструментом формирования рынка и антиинфляционной политики одномоментную либерализацию цен, резкое сокращение государственных расходов и достижение бездефицитного бюджета.
Модель предполагает жесткую фиксацию отдельных параметров: номинальной денежной массы, обменного курса валюты, номинальной заработной платы и основана на идеях монетаризма. На этот вариант ориентировались при проведении экономических реформ в России.
2 - гетеродоксная (разнородная);
Модель предполагает проведение жесткой денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики в сочетании с некоторым регулированием цен и доходов, т.е. осуществляется контроль над ценами и заработной платой, индексация доходов. Эта модель использовалась в большинстве стран Центральной и Восточной Европы.
3 - градуалистская модель, которая предполагает постепенные меры перехода к рынку, структурно-экономическую стабилизацию. Модель используется в Республике Беларусь.
Градуализм - это экономическая концепция, которая предполагает проведение медленных, последовательных реформ и отводит государству главную роль в формировании рынка.
Основные черты градуализма:
1) активная роль государства через регулирование финансовой сферы;
2) активная структурная и инвестиционная политика;
3) определение приоритетов в производственной сфере с поддержкой отечественных производителей;
4) поддержка научно-инновационного роста;
5) активизация инвестиционной деятельности через финансовое, налоговое стимулирование и участие государства в инвестиционных проектах;
6) расширение производства на основе мер, стимулирующих совокупный спрос [18, с.7].
Результат проведения градуалистской политики: рост конкурентоспособности продукции, антиинфляционный эффект, снижение безработицы. Финансовая стабилизация в данной модели не является основной, как при «шоковой терапии», а выступает как результат экономического роста и инновационного пути развития.
В трансформационный период происходит либерализация экономики, которая выступает одной из простых форм преобразования старой административно-командной системы и включает в себя:
- либерализацию цен, означающую право предприятий самостоятельно устанавливать цены на свою продукцию;
- либерализацию внешней торговли, т.е. отмену государственной монополии внешней торговли;
- перестройку производства на удовлетворение спроса.
Либерализация экономики приводит к обострению противоречий в производственной сфере, которые обусловлены перераспределением рынков сбыта, низкой конкурентоспособностью товаров на внешнем рынке, сложностями финансового характера, сокращением платежеспособного спроса населения, инерционностью мышления управленческого аппарата и др.
Внешнеэкономическая либерализация связана с изменением инвестиционной политики, либерализацией экспорта, снятием протекционистских ограничений на импорт, обеспечением конвертируемости национальной валюты. Упор делается на приток иностранных инвестиций и на обеспечение положительного сальдо торгового баланса. Чересчур быстрая внешнеэкономическая либерализация приводит к экономическим проблемам в виде финансового кризиса в России 1998 г.
Одной из важнейших задач трансформационного периода является создание институтов рыночной инфраструктуры.
Рыночная инфраструктура - это система экономических и правовых учреждений, обслуживающих движение товарных и денежных потоков, их распределение во временном и пространственном аспектах.
При переходе к рыночной системе наряду с образованием рынка капитала, рынка ценных бумаг, рынка труда, рынка земли возникают товарные биржи и биржи труда, фондовые и валютные биржи, инвестиционные и пенсионные фонды, коммерческие банки.
Формируется качественно новая двухуровневая банковская система.
Изменение отношений собственности связано с процессом разгосударствления, который может осуществляться в различных формах.
Это и устранение монополизма государственных предприятий, допущение частной и коллективной форм собственности и преобразование общественной формы собственности в частную, т.е. приватизация.
Приватизация связана с образованием коллективно-частной формы собственности в виде акционерных обществ. Приватизация может осуществляться на возмездной и безвозмездной основе. В Республике Беларусь применяются следующие способы приватизации: выкуп арендованного имущества; продажа имущества, принадлежащего государству; продажа имущества государственных предприятий по конкурсу и на аукционе; безвозмездная передача части государственной собственности гражданам.
Наиболее эффективным направлением считается не приватизация, а создание частных предприятий.
Важным для развития отношений конкуренции является демонополизация экономики. Она достигается различными способами: принятием антимонопольных законов, разукрупнением существующих монополий, поощрением создания конкурирующих предприятий и т.п. Структурными элементами конкурентнообразующей среды должны стать различные собственники.
Для рыночной экономики индустриально развитых стран характерна следующая структура отношений собственности:
1) ведущая роль принадлежит крупным акционерным компаниям с высокой концентрацией капитала;
2) большое количество средних и мелких хозяйств с акционерной или частной собственностью;
3) государственная и муниципальная собственность в тех секторах экономики, которые не могут руководствоваться только коммерческими интересами.
Обязательным условием постсоциалистической трансформации является интеграция национальной экономики в мировое хозяйство. Значение интеграции усиливается в связи с процессом глобализации хозяйственной жизни, повышением роли информации, интернационализацией науки.
Переходный период сопровождается и негативными тенденциями. Исходное состояние переходного периода характеризуется как макронеравновесное. Причем макроэкономическое неравновесное состояние является не временным, а постоянным явлением. Оно выражается в инфляции, безработице, спаде производства, снижении уровня жизни.
Особенность трансформационного периода по сравнению с переходным периодом другого типа - необходимость создания основ социальной рыночной экономики одновременно с задачей стабилизации экономики. В Республике Беларусь эта идея оформилась к 1995 г. с принятием документа «Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 гг.». Построение социально ориентированной рыночной (смешанной) экономики заложено в виде целевой установки и в «Национальную стратегию устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020г.».
Социальная переориентация экономики обеспечивается на основе активной структурно-инвестиционной политики в направлении опережающего развития производства потребительских товаров и услуг. Целью экономики становится достижение определенного уровня потребления населения [18, с.9].
Таким образом, существует четыре основных этапа переходного периода: скрытый (латентный); системный кризис, который выражается в снижении эффективности производства, сокращении объема производства, нарастании массовых неплатежей, усилении инфляции, увеличении безработицы, росте бедности населения; стабилизация, когда складываются новые элементы системы; создание основ новой (рыночной) системы. Особенность трансформационного периода по сравнению с переходным периодом другого типа - необходимость создания основ социальной рыночной экономики одновременно с задачей стабилизации экономики. Построение социально ориентированной рыночной (смешанной) экономики заложено в виде целевой установки и в «Национальную стратегию устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г.».
3. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ТРАНСФОРМАЦИОННОЙ
ЭКОНОМИКЕ
Современная рыночная экономическая система не имеет механизма саморегуляции в чистом виде. В ряде областей рыночная экономическая модель является несостоятельной.
Причины государственного регулирования в условиях рынка:
1) удовлетворение общественных потребностей не входит в сферу экономических интересов предпринимателей (охрана окружающей среды, национальная оборона, охрана правопорядка и т.п.);
2) существование отрицательных внешних эффектов предпринимательской деятельности;
3) деятельность монополий нарушает пропорции общественного производства;
4) затраты на фундаментальные научные исследования являются рискованными сферами вложения капитала;
5) кризисы перепроизводства, связанные с циклическим характером развития экономики, не преодолеваются автоматически;
6) отрицательное влияние инфляции;
7) колебания занятости.
Роль государства в трансформационной экономике возрастает, она более значима, чем в сложившемся рыночном хозяйстве. Усиление регулирующей роли государства предполагает, что сам рынок выступает объектом регулирования.
Особенностью переходной экономики является то, что ни один из механизмов координации хозяйственной деятельности не является доминирующим: централизованное планирование потеряло свой всеобъемлющий характер, а механизм рыночной саморегуляции еще не заработал в полной мере.
Изменяются функции государства. Можно выделить две группы регулирующих функций государства:
1) функции по созданию условий эффективной работы рынка;
2) функции по дополнению и корректировке действия рыночных регуляторов.
К первой группе относятся функции обеспечения правовой базы, стимулирования и защиты конкуренции, создания и развития рыночной инфраструктуры.
Рыночное поведение экономических агентов может опираться только на рыночные институты, поэтому институциональная трансформация первична по отношению к другим направлениям постсоциалистических реформ.
Институциональная трансформация в переходный период - это процесс возникновения, развития и укрепления рыночных правил экономического поведения и рыночных организаций, а также замена ими старых правил и организаций, присущих командно-административной системе.
Огромную роль в институциональной трансформации играет государство. Система законов, например, создается только государством. На нем же лежит и функция контроля выполнения законов.
Среди институциональных реформ ведущее место занимает приватизация, т.е. платная или бесплатная передача государственного имущества частным владельцам.
Ко второй группе функций относятся функции регулирования распределительных процессов и распределения доходов, корректировки результатов рыночных процессов, обеспечения экономической стабильности и стимулирования экономического роста.
Решение этих задач требует грамотного и активного использования инструментов фискальной и кредитно-денежной политики.
Регулирующие функции государство выполняет посредством административных или экономических методов. Административные, или прямые, методы преобладают в плановой экономике. Экономические ближе к природе рынка, оказывают косвенное воздействие на производителей и потребителей услуг.
Основной функцией становится создание условий по формированию новой экономической системы. Новые функции включают руководство процессами либерализации цен, формирование института рыночной инфраструктуры, проведение антимонопольной политики, руководство процессом приватизации, обеспечение правовой основы преобразований, проведение макроэкономической политики, расстановка приоритетов и т.д.
Причины усиления государственного регулирования в трансформационный период в Республике Беларусь:
1) разрушение централизованного механизма государственного регулирования;
2) традиции сильной государственной власти в Республике Беларусь;
3) высокий удельный вес государственного сектора в экономике;
4) рынок требует времени для становления;
5) государство выступает инициатором реформ;
6) государство обеспечивает привлечение иностранных инвестиций, социальную защиту населения и т.д.
Главное - определение границ государственного вмешательства. Границы государственного регулирования определяет степень огосударствления экономики, т.е. удельный вес государственной собственности.
Задачи государства, которые необходимо решать в переходный период, можно свести к трем группам:
- преодоление кризисного состояния экономики;
- переход от плановой экономики к рыночной;
- развитие в направлении создания социально-ориентированной экономики.
Первоочередное значение для решения второй группы задач имеет деятельность государства по разгосударствлению, развитию конкуренции, регулированию экономического цикла, борьба с монополизмом.
Принципы государственного регулирования:
1) финансирование только социально значимых сфер и отраслей, в которых не заинтересован частный бизнес;
2) государственные предприятия должны находиться в равных конкурентных условиях с частными предприятиями;
3) экономическая политика государства (бюджетно-налоговая, кредитно-денежная) должна способствовать экономическому росту и социальной стабильности;
4) в государственном регулировании должны использоваться преимущественно рыночные, а не административные методы;
5) внешнеэкономическая политика должна быть направлена на стабилизацию национальной экономики.
Инструменты государственного регулирования:
- субсидии, дотации;
- льготы в налогообложении;
- трансферты;
- инвестиции;
- воздействие на денежную базу (резервная норма, учетная ставка, операции с ценными бумагами на открытом рынке);
- создание приоритетов;
- управление социальными фондами и др.
Макроэкономическая политика государства в переходный период не может устранить макроэкономическое неравновесие, но может обеспечить оптимальный вариант трансформационных преобразований.
Таким образом, огромную роль в институциональной трансформации играет государство. Выделяют две группы регулирующих функций государства: функции по созданию условий эффективной работы рынка и функции по дополнению и корректировке действия рыночных регуляторов. Существуют следующие задачи государства, которые необходимо решать в переходный период, можно свести к трем группам: преодоление кризисного состояния экономики; переход от плановой экономики к рыночной; развитие в направлении создания социально-ориентированной экономики.
4. ОСОБЕННОСТИ БЕЛОРУССКОЙ МОДЕЛИ
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Необходимость структурной трансформации экономики страны существует практически постоянно. Другое дело, что ее настоятельность бывает разной, разнонаправленными могут быть и векторы реализации, определяемые многими факторами. Важнейшими среди них являются: место страны на карте международного разделения труда, глобализационные процессы и их основные тенденции, уровень развития технологической структуры национальной экономики, степень развитости человеческого капитала и образовательных систем, долговременные целевые установки общества, мотивированность населения на их выполнение и др.
Республика Беларусь сегодня находится на переломном этапе формирования национальной экономики, трансформации ее устоявшейся структуры. Обусловлено это, в первую очередь, серьезным отставанием научно-технологической составляющей производства. Его устранение требует незамедлительной системной модернизации экономики на основе долгосрочной научно-технической политики. Она должна опираться на глубокий анализ причин неразвитости технологической структуры, механизмы активизации инновационной деятельности и ориентироваться на траекторию быстрого и устойчивого экономического роста.
Именно в этом контексте попытаемся рассмотреть ключевые аспекты перспективной структурно-технологической модернизации экономики Беларуси [21, с.4].
Результаты функционирования экономики страны в 1996-2007 гг. достаточно впечатляющие. ВВП вырос в 2,3 раза, продукция промышленности - в 3,0, инвестиции в основной капитал - в 3,7, реальные денежные доходы населения - в 4,7 раза. Уровень производства промышленной продукции докризисного периода (1990 г.) был превышен в 2000 г., реальных денежных доходов населения - в 2001 г., ВВП - в 2003 г., инвестиций в основной капитал - в 2006 г. В итоге за 1991-2007 гг. рост ВВП составил 151%, продукции промышленности - 185, инвестиций в основной капитал - 142, реальных денежных доходов населения - 241%. Производство продукции сельского хозяйства вплотную приблизилось к уровню 1990 г. - 99%.
Для сравнения можно сказать, что в России в 2007 г. только один из названных показателей превысил уровень 1990 г. - ВВП (104%). Производство промышленной продукции составило лишь 81%, сельскохозяйственной - 77, а инвестиции в основной капитал - 56%. Из всех республик СНГ кроме Беларуси и России уровень производства ВВП 1990 г. превзошли Азербайджан, Армения, Казахстан и Узбекистан.
Для восстановления уровня ВВП 1990 г. странам понадобилось: Азербайджану - 15 лет, Армении и Казахстану - 14, Беларуси -13,-России - 17, Узбекистану - 11 лет. Очевидно, что этот процесс потребовал у названных стран СНГ времени практически в 2-5 раз больше, чем понадобилось для достижения нижней точки кризиса. В Азербайджане, Беларуси, Казахстане и Узбекистане снижение объемов производства ВВП продолжалось 5 лет, Армении - 3, России - 8, Украине - 9 лет.
В 2007 г. только 4 из 12 стран СНГ реализовали инвестиций больше, чем в 1990 г. И Беларуси принадлежит 2-е место после Азербайджана. Отстали как Казахстан (110%), так и Узбекистан (120%).
Очевидно, что значительная положительная динамика ВВП в рассматриваемом периоде сопровождалась в Беларуси и наращиванием объемов инвестиций, а это позволяет говорить о неплохих перспективах развития экономики страны в ближайшее время. Но, по моему мнению, при одном обязательном условии - существенном изменении отраслевой и технологической структуры капиталовложений.
Кроме отмеченных положительных тенденций, в рассматриваемом периоде в нашей стране были решены задачи обеспечения населения рабочими местами, минимизации уровня безработицы, стабилизации курса национальной валюты и ухода от его множественности, диверсификации внешнеэкономической деятельности, существенного снижения инфляции, роста благосостояния населения, улучшения положения в аграрном секторе и др.
Все это было достигнуто преимущественно за счет использования экстенсивных факторов экономического роста, усиления дисциплины труда, улучшения организации производства, мобилизации административных ресурсов. Страна купировала острейшие проблемы социально-экономического характера доступными ей методами [21, с.6].
Как видно, были достигнуты значительные положительные результаты в развитии национальной экономики, но это, в свою очередь, привело к определенной консервации хозяйственной структуры. На фоне исчерпаемости экстенсивных факторов экономического роста стали отчетливо проявляться структурные диспропорции.
В промышленном производстве доминируют технологии III и IV укладов (автомобиле-, тракторостроение, сельскохозяйственное машиностроение, органическая химия, переработка нефти и др.), степень износа активной части основных фондов высока (65-70%), доля инновационно продвинутых предприятий низка (14-16%), удельный вес новой продукции в общем объеме промышленного производства недопустимо мал (11-13%): У критической черты находятся затраты, производимые для развития научных исследований и разработок: в пределах 0,7-1,0% ВВП.
Следствием такого положения дел является чрезвычайно незначительная доля высокотехнологичной продукции в общем экспорте товаров Республики Беларусь -1,6%. Одна эта цифра свидетельствует о необходимости проведения серьезной структурно-технологической трансформации национальной экономики, ибо в противном случае трудно надеяться не только на повышение конкурентоспособности отечественного экспорта, но и на сохранение уже завоеванных на внешних рынках позиций.
В развитых странах доля высокотехнологичного экспорта в 2006 г. составляла: США - 50,4%, ЕС-25 - 45,3, Япония - 63,9%. Необходимо, однако, отметить, что в интервале 2000-2006 гг. в этих государствах наблюдалась тенденция снижения удельного веса высокотехнологичной продукции в экспорте. В Японии - на 5,5 п. п., в США - на 4, а в ЕС-25 - на 1 п. п.
Несколько иной тренд был присущ таким развивающимся странам поздней стадии индустриализации, как Китай и Индия. У них доля высокотехнологичного экспорта росла и составила в Китае 47,6%, в Индии -15,2%. Россия от них существенно отстает, и в ней имела место тенденция снижения веса высокотехнологичного экспорта с 5,0 до 3,9% [4, с. 34, 35].
Решить эти проблемы призвана, в определенной мере, «Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010 гг.». Однако большинство из них имеют глубокие корни, сильный инерционный потенциал, требуют существенных вложений инвестиций и могут быть успешно преодолены лишь на основе долговременной структурной трансформации, парадигма которой базируется на необходимости смены технологических укладов (ТУ), поддержании не всей действующей структуры, а лишь ее перспективных точек роста.
Среднесрочная инновационная программа развития экономики страны (2007-2010гг.)- это лишь первый шаг на пути вхождения в экономику, основанную на знаниях. Должна быть разработана система долго-, средне- и краткосрочных прогнозных документов, органично взаимосвязанных и определяющих стратегию и тактику врастания национальной экономики в новую экономку, основанная на принципах инновационного развития.
В настоящее время в научной литературе достаточно широко используются термины «новая экономика», «экономика знаний», «инновационная экономика», «национальная инновационная система». Не вдаваясь в терминологическую дискуссию, отметим лишь, что в данной работе они рассматриваются как синонимы, т. е. как тождественные, и характеризуют процесс формирования нового уклада, нового типа экономики, доминирование которого можно ожидать через 15-25 лет. Основу этого уклада составляют информационные технологии.
Понятно, что в этом укладе инновации должны занять в приросте ВВП подобающее им место. Уже сегодня ориентирами могут служить развитые в экономическом отношении страны. Так, например, в США инновационная составляющая в приросте ВВП в начале XXI веке равнялась примерно 35%, в Японии - 42, а в странах ЕС - 50% [5, С. 49]. Таким образом, необходима разработка стратегического документа, определяющего долговременную инновационную политику государства на 20-25 лет вперед.
Ключевые направления этой политики в развитых в экономическом отношении странах определены и представлены, например, в ЕС двумя крупными блоками. В первый включены приоритеты научно-технического развития, определяемые его взаимосвязанным характером, во второй - приоритеты научно-технического характера, обеспечивающие общественное развитие (науки о накоплении знаний, здравоохранение и технологии его обеспечения и др.) [20, с. 134].
Очевидно, что для нашей страны реализация всего многообразия этих приоритетов научно-технического развития является на современном этапе непосильной задачей. Но при их квалифицированном наложении на отечественную экономическую систему вполне могут быть определены реальные основные направления национального инновационного развития как в средне, так и долгосрочной перспективе. Но об этом несколько ниже.
Как уже говорилось, нельзя тотально поддерживать и далее развивать высокими темпами всю сложившуюся структуру экономики (материально- и энергоемкую). Это чревато рецессией, а в последующем и новым экономическим кризисом с существенным снижением объемов производств. Необходимо выборочно поддерживать наиболее перспективные производства, создавать новые, базирующиеся на технологических цепочках V и VI укладов. Это должны быть производства, имеющие корни в национальной экономике и подготовленные к интенсивному формированию всем ее предшествующим ходом развития. В первую очередь это касается электронной промышленности, вычислительной техники и программного обеспечения, телекоммуникаций, науки и образования.
Названные производства и приоритеты являются несущими для V (информационного) технологического уклада. У нас же он находится на начальной стадии и требует максимальной поддержки как административными, так и экономическими методами. К сожалению, в Беларуси не произошла структурная перестройка экономики, обусловленная замещением IV ТУ пятым, сопровождающаяся резким инновационным скачком.
Проблема усугубляется и тем, что в развитых в промышленном отношении странах мира уже начал развиваться VI ТУ – нано-технологии, генная инженерия, телекоммуникации, атомная промышленность и т. п. Следовательно, структурная трансформация в Беларуси должна одновременно решать две задачи: активно развивать производства V уклада и создавать предпосылки для формирования VI ТУ. Благо, что между ними существует мощное связующее звено - информационные технологии.
Только эти производства способны обеспечивать получение сверхприбыли, поддерживать достаточно длительное время (более 20 лет) рост ВВП высокими темпами (9-11%), а, следовательно, давать ресурсы, необходимые для технического и технологического переоснащения национальной экономики. И только так можно реализовать «догоняющую стратегию» развития экономики. Хорошие образчики в этом плане имеются - Япония, страны Юго-Восточной Азии и др. Иные варианты - это погоня за тенью.
Сегодня во многих странах, решающих задачу развития экономики высокими темпами, преодолеваются две основные проблемы:
- выявление основных факторов, повышающих темпы роста ВВП;
- устранение негативного влияния некоторых макроэкономических переменных на скорость (динамику) развития.
В качестве исследовательского полигона используют, как правило, страны Юго-Восточной Азии (ЮВА). Доминирует точка зрения, согласно которой быстрый рост ВВП в этом регионе был обеспечен благодаря высокому уровню накопления, увеличению численности занятых и повышению качества человеческого капитала Альтернативная позиция состоит в утверждении, что высокий рост ВВП обеспечен активным использованием иностранных технологий, повышением эффективности производства и производительности труда.
На основании проведенных исследований некоторые ученые пришли к достаточно обоснованному выводу, что в 1990-2004 гг. в странах быстрого развития ЮВА основными факторами роста стали высокая норма накопления, поддерживаемая государственной политикой формирования благоприятного инвестиционного климата, привлечение иностранных инвестиций и развитие фондового рынка. Это позволило им создать эффективную обрабатывающую промышленность с высокой долей наукоемких отраслей, что в сочетании с низкими издержками производства предопределило экспортную ориентацию индустрии, стимулирующую повышение темпов роста [17, с. 211].
Необходимо активнее развивать сферу услуг (как для населения, так и для производства, как для внутреннего, так и для внешнего рынков). Она эффективна, более восприимчива к малому и среднему бизнесу, частному капиталу, динамичным потребностям общества. В первую очередь следует обратить внимание на индустрию туризма, транспортные и информационные коммуникации и т. п. Ее долю в производстве ВВП нужно довести до 80-85%. Сегодня же она колеблется в пределах 42-45% ВВП.
В обозримой перспективе нам, вероятно, сложно будет добиться положительного сальдо внешней торговли товарами. Это обусловлено и мировой тарифной политикой на сырьевые ресурсы и энергоносители, и. международной конъюнктурой валютной политики, и российскими подходами к ценообразованию на нефть и газ по отношению к Республике Беларусь. Для этого, по большому счету, требуется и решение задач реального повышения конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей в контексте процессов глобализации и неизбежности вхождения в ВТО.
Нужно всемерно наращивать положительное сальдо торговли услугами, делать более весомым положительное сальдо платежного баланса за счет привлечения иностранных инвестиций. Потенциал последних может быть существенно увеличен на основе создания совместных предприятий и транснациональных корпораций по традиционным производствам (IV ТУ) с мировыми лидерами и производителями стран, являющимися основными потребителями этой продукции. Кроме того, следует активизировать наши альянсы с производителями из крупнейших развивающихся стран (Китай, Индия и др.). Мировые инвестиционные обзоры свидетельствуют о том, что они сегодня располагают значительными финансовыми ресурсами.
Интенсивное развитие инновационной системы страны предполагает и радикальное изменение структуры внутренних затрат на исследования и разработки. Тенденции ресурсного обеспечения НИОКР начала XXI в. в развитых странах свидетельствуют о росте расходов преимущественно за счет предпринимательского сектора, расширении кооперации частного бизнеса с университетами и государственными научно-исследовательскими организациями.
По мнению специалистов, соотношение частного и государственного секторов в финансировании НИОКР будет стремиться в ближайшие 10-15 лет к пропорции 70:30, но, естественно, с колебаниями, отражающими специфику этих стран [14, с. 92]. У нас сегодня это соотношение имеет обратную пропорцию. На долю бюджета приходится 65% внутренних затрат, а на все остальные источники (средства внебюджетных фондов, собственные средства научных организаций, иностранные источники, финансирование других организаций) - 35%. Более того, за период 2001-2006 гг. доля средств консолидированного бюджета выросла на 15 п. п.
Преломление этой негативной тенденции и формирование в перспективе вышеозначенной прогрессивной пропорции в соотношении источников финансирования НИОКР потребует достаточно серьезных изменений в подходах государства к стимулированию бизнеса, роли частного предпринимательства в развитии национальной экономики. Результатом явится получение национальным производителем столь необходимой сверхприбыли, источник которой - интеллектуальная рента.
Республика Беларусь избрала интеллектуально-инновационный путь развития. Конституция Республики Беларусь определяет нашу страну как «социальное государство».
Особенности белорусской модели социально ориентированной рыночной экономики:
- экологические проблемы, связанные с аварией на Чернобыльской АЭС;
- социально щадящий характер реформирования и развития;
- интеллектуально-инновационная основа развития экономики;
- последовательность и постепенность реформ;
- учет менталитета и ценностных приверженностей населения;
- смешанность экономической системы;
- приверженность социальной справедливости;
- опора на собственные силы.
Социально ориентированная экономическая модель предлагает сочетание преимуществ рыночного хозяйства с обеспечением социальной справедливости и эффективной защитой населения.
Модель социально ориентированной экономики базируется на принципах конституционных гарантий личных прав и свобод граждан, свободы предпринимательства, выбора профессии и места работы, равенства всех форм собственности, гарантии ее неприкосновенности, социальной защиты нетрудоспособных, социального партнерства.
Таким образом, динамичное поступательное развитие национальной экономики предполагает необходимость изменения структурной политики, понимаемой как осмысленное целенаправленное воздействие государства на технологическую составляющую хозяйства страны. В контексте сказанного перед национальной экономикой стоят задачи технологического и институционального плана. В технологической области - это, как уже отмечалось, формирование производств V и VI ТУ, обеспечивающих отечественному производителю прорыв на мировые рынки и получение сверхприбылей на принципиально новой по сравнению с III и IV ТУ основе — интеллектуальной ренте. И здесь необходимы всесторонняя поддержка фундаментальной и прикладной науки, развитие современной информационной инфраструктуры, подготовка высококвалифицированных кадров, адекватных требованиям экономики знаний.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, проблема создания социально ориентированной рыночной экономики не сводится к перераспределению доходов от богатых слоев к малоимущим. Необходимо, прежде всего, создание условий для обеспечения самостоятельно достигнутого высокого уровня жизни каждого трудоспособного члена общества. Трансформационный период должен обеспечить максимальную поддержку малоимущим, нетрудоспособным и тем, кто, в силу менталитета, не способен быстро психологически перестроиться и самореализоваться.
Социальная поддержка должна распространяться и на трудоспособных - защиту тех, кто работает по найму.
Основной предпосылкой практического перехода к социально ориентированной рыночной экономической модели могут служить только высокие темпы экономического роста.
Основные направления системы социальной зашиты:
- поддержка бедных;
- гарантия права на труд;
- регулирование занятости.
Объекты социальной защиты: доходы, жилье, услуги, образование, здравоохранение.
Социальная защита включает: социальное обеспечение (прямая форма) и социальную поддержку (косвенная форма). В свою очередь, социальное обеспечение состоит из системы страхования и системы помощи. Социальная поддержка касается гарантий и льгот.
Такая структура социальной защиты характерна для стран с переходной экономикой.
Государство защищает граждан от необоснованного увольнения, обеспечивает выплаты пособий по безработице, оказывает помощь по трудоустройству безработных, организует повышение квалификации и т.п. Таким образом, обеспечивается право на труд.
Социальные гарантии: 1) пенсии; 2) минимальная заработная плата; 3) пособия на детей; 4) стипендии; 5) индексация доходов в условиях инфляции; 6) компенсация потерь от стихийных бедствий; 7) пособия по безработице; 8) страхование, в том числе медицинское; 9) защита условий труда.
Рыночное распределение доходов вызывает необходимость защиты пенсионеров, инвалидов и других социально незащищенных слоев населения. Действует единая пенсионная система, оказывается адресная помощь, разрабатываются государственные программы помощи (молодежи, женщинам, имеющим детей, пенсионерам, многодетным семьям и т.п.), производится индексация пособий.
Финансирование программ социальной защиты идет из республиканского бюджета и специализированных внебюджетных фондов (пенсионного, фонда социального страхования и социальной защиты).
Проблему бедности в переходный период государство решает при помощи системы трансфертов, фискальной политики, стимулирования предпринимательства, реализацией программ социальной защиты, формированием фондов общественного потребления и др.
Приоритетные направления экономического развития Республики Беларусь в период 2006-2010 гг.:
- инновационное развитие, энерго- и ресурсосбережение;
- увеличение экспорта;
- развитие агропромышленного комплекса;
- развитие малых и средних городов;
- жилищное строительство.
Главная цель социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг. - дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности экономики, создания государства, удобного для людей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамов В.Л. Мировая экономика / В.Л. Абрамов. 5-е издание. М.: Дашков и К, 2008. 309с.
2. Базылев, Н. И., Экономическая теория / Н. И. Базылев, М. Н. Базылева, Мн.: Книжный дом, 2004.
3. Государственное регулирование экономики: Учебник / Под общей ред. В.В. Мищенко. М.: РАГС, 2003. 832с.
4. Григорьев Л., Плаксин С., Салихов М. Посткризисная структура экономики и формирование коалиций для инноваций // Вопросы экономики. 2007. № 4.
5. Глазьев С.Ю. О задачах структурной политики в условиях глобальных технологических сдвигов. Часть 1 // Экономическая наука современной России. 2007. № 3.
6. Корнейчук Б.В. Трансформационные модели микроэкономики / Б.В. Корнейчук СПб.: Издательство С.-П. государственного политехнического университета, 2003 87с.
7. Курс экономической теории / Под ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселевой. Киров: «АСА»» 2002.
8. Кушлин В.И. Траектории экономических трансформаций / В.И. Кушлин. М.: экономика, 204 309с.
9. Лутохина, Э. А. Макроэкономика: социально ориентированный подход / Э. А. Лутохина [и др.]. Мн.: УП «ИВЦ Минфина», 2005.
10. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2 Т., Т2. Баку «Азербайджан», 1992. 400с.
11. Мировая экономика: прогноз до 2020 года / Под ред. акад. А.А. Дынкина / ИМЭМО РАН. М.: Магистр, 2007.
12. Носова, С. С. Экономическая теория: Краткий курс / С. С. Носова. М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2001.
13. Основы экономической теории и практика рыночных реформ в России / Под ред. М. М. Загорулько, О. В. Иншакова, В. Н. Овчинникова. М. : Изд. Корпорация «Логос», 1997.
14. Россия в многообразии цивимыации. Часть II. Европа глазами России: [монографии/ Ю.И. Рубинский и др.]; [редкол.: Н.П. Шмелев, Т.Т. Тимофеев, В.П. Федоров, В.М. Кудров]. + М.: Ин-т Европы РАН: Рус. сувенир, 2007.
15. Селищев, А. С. Макроэкономика / А. С. Селищев. СПб : Питер, 2001.
16. Современная политическая экономия / Под ред. П. С. Лемещенко. Мн. : Книжный Дом «Мисанта», 2005
17. Тараканов Г. Мировой опыт ускорения экономического роста: ключевые факторы // Мировая экономика и международные отношения. 2007. № 2.
18. Трансформационная экономика / Министерство связи и информации Республики Беларусь, Учреждение образования «Высший государственный колледж связи». Минск: ВГСК, 2008. 17с.
19. Трансформационные преобразования стран Восточной Европы: опыт реформирования экономик региона / Под редакцией Л.П.Заико Мн.: «Стратегия». 2000. 163с.
20. Циренщиков B.C. Европа: тенденции инновационного развития. М., 2004
21. Шимов В.Н. Структурная трансформация экономики Беларуси: предпосылки и приоритеты // Белорусский экономический журнал, 2008. №2, С.4-11.
22. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2-х Т. Т.2. М. 1992. 290с.
23. Экономика переходного периода / Под ред. В. В. Радаева, А. В. Бузгалина. М:Изд-во МГУ, 1995.
24. Экономическая теория / Под ред. Л. Н. Давыденко. Мн. «Вышэйшая школа», 2004.
25. Экономическая теория / Под ред. В. Д. Камаева. М.: «ВЛАДОС ИМПЭ» им. А. С. Грибоедова, 2001.