Транспортный налог 14

СОДЕРЖАНИЕ: Вариант №10 Транспортный налог: характеристика элементов налогообложения элементов налогообложения, исчисление суммы налога. Налог на имущества организаций: характеристика элементов налогообложения, порядок исчисления и уплаты.

Вариант №10

1. Транспортный налог: характеристика элементов налогообложения элементов налогообложения, исчисление суммы налога.

2. Налог на имущества организаций: характеристика элементов налогообложения, порядок исчисления и уплаты.


2. Транспортный налог

Порядок исчисления и уплаты транспортного налога определяется главой 28 «Транспортный налог» Налогового кодекса Российской Федера­ции (НК РФ), введенной в действие Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налого­вого кодекса Российской Федерации и некото­рые другие акты законодательства Российской Федерации» с 1 января 2003 года.[1]

Объектом налогообложения транспортного налога являются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Не являются объектом налогообложения:

1) весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;

2) автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;

3) промысловые морские и речные суда.

Плательщиками являются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК.

Для исчисления транспортного налога нало­говые органы должны обеспечивать получение сведений от органов, регистрирующих транспорт­ные средства, создавать базу данных о налого­плательщиках и транспортных средствах, исчис­лять налог и направлять налогоплательщику на­логовое уведомление на его уплату.

Согласно ст. 362 НК РФ налоговые органы должны исчислять физическим лицам, на кото­рых зарегистрированы транспортные средства, транспортный налог на основании сведений, представленных органами, занимающимися го­сударственной регистрацией транспортных средств.

Для целей налогообложения транспортным налогом не имеет значения основание владения, пользования или распоряжения транспортным средством (право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления или иные вещные права), а также момент начала фактического использования транспортного средства. Ключевым моментом для налогообложения в данном случае является регистрация транспортных средств, так как облагаются транспортным налогом только зарегистрированные транспортные средства. Таким образом, если автомобиль был зарегистрирован в 2003 г., то транспортный налог должен быть исчислен с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц.

Для примера рассмотрим такую ситуацию. У вас был автомобиль и какое-то время назад вы его продали. Но заключить договор купли-продажи вы поленились и поступили так, как вам показалось проще - подписали у нотариуса генеральную доверенность. Такой вариант, конечно же, устроил и вашего покупателя. Но! Юридически владельцем автомобиля остались именно вы. Поэтому не удивляйтесь, если однажды вы получите бумагу из налоговой инспекции с требованием уплатить транспортный налог. Плюс пени и штраф за уклонение. И доказывайте потом, что у вас давным-давно нет машины. Дабы избежать подобной головной боли, не поленитесь уведомить налоговые органы о смене владельца и впредь поступайте не так как проще, а так, как правильнее.

Или вот такой пример. Вы - владелец старого Запорожца, давным-давно сгнившего под вашими окнами. Вы даже не помните, когда вы к нему последний раз прикасались, и уж тем более, когда эта груда металлолома была способна вращать собственные колеса. Но автомобиль все еще зарегистрирован в ГИБДД, потому что вы до сих пор не сняли его с учета. Следовательно, вы так же рискуете получить требовательный документ от налоговиков.[2]

Транспортные средства регистрируются сле­дующими органами:

· автотранспортные средства — подразде­лениями Госавтоинспекции МВД России;

· тракторы и другие самоходные машины — органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники;

· воздушные суда — Департаментом воз­душного транспорта Минтранса России;

· спортивные и прогулочные суда — Госкомспортом России;

· суда внутреннего плавания — Государ­ственными речными судоходными инспекциями Минтранса России;

· морские суда, суда смешанного плава­ния — морскими администрациями портов (ка­питанами морского торгового порта) Минтран­са России;

· моторные лодки, парусные суда — Госу­дарственными инспекциями по маломерным су­дам Минприроды России;

· транспортные средства, зарегистрирован­ные в других странах и временно находящиеся на территории Российской Федерации сроком до 6 месяцев, — таможенными органами Рос­сийской Федерации.[3]

Согласно ст. 14 НК РФ транспортный налог является региональным налогом и уплачивает­ся на территории тех субъектов Российской Фе­дерации, которые ввели его своими законода­тельными актами.

В соответствии со ст. 356 НК РФ при введении транспортного налога законом субъекта Россий­ской Федерации должны быть определены:

— ставка налога в пределах, указанных в ст. 361 НК РФ;

— порядок и сроки уплаты налога;

— форма отчетности по налогу;

— налоговые льготы, если они предоставля­ются, и основания для их использования нало­гоплательщиками.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства. (См. Приложение)

Налоговые ставки могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в пять раз. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока полезного использования транспортных средств.

Т.е. для налоговых ставок определили только минимум и максимум, предоставив регионам самостоятельно устанавливать тарифы в пределах вилки. Поэтому Тверские законодатели пришли к выводу, что для их области идеальным станет трехкратное увеличение минимальной ставки. Таким образом, для тверских владельцев Жигулей прежний налог увеличится более, чем в три раза - по червонцу за каждую машину.

Однако при принятии законодательных актов субъектами Российской Федерации должны учитываться нормы ст. 56-58 НК РФ, в частности о том, что льготы не могут носить индивидуального характера, а также не могут быть установлены с дискриминацией категорий плательщиков.

Налоговый период транспортного налога – календарный год. Срок уплаты – устанавливается законами субъектов РФ. Т.е. уплата налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в срок не позднее 20 января года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Пример . Срок уплаты налога за 2004 год — не позднее 20 января 2005 года.

Обязанности по уплате налога возникают с момента получения налогового уведомления от налогового органа.

Пример . Организация приобрела автомобиль мощностью 200 лошадиных сил в августе 2003 года (эта дата указана в договоре купли-продажи, справке-счете и документе о государственной регистрации транспортного средства). Налоговая ставка транспортного налога в год с 1 л.с. для такого автомобиля составляет 10 рублей за 1 л.с.

Организация (покупатель) должна исчислить и уплатить транспортный налог в сумме 833,33 рублей = 200 л.с. х 10 руб./л.с. х 5 мес./12 мес., где:

5 месяцев — срок, в течение которого автомобиль зарегистрирован на организацию (август-декабрь 2003 года); 12 месяцев — количество месяцев в налоговом периоде (в 2003 году).[4]

Согласно ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах, в том числе субъектов Российской Фе­дерации, вступают в силу не ранее чем по исте­чении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очеред­ного налогового периода.

Налоговое уведомление направляется налогоплательщику в срок не позднее 1 июня года налогового периода и не позднее 30 дней до наступления срока платежа.

Налоговое уведомление на уплату налога пе­редается физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. Если физическое лицо уклоняется от получения налогового уве­домления, данное уведомление направляется по почте заказным письмом.

Налоговое уведомление считается получен­ным по истечении шести дней с даты направле­ния заказного письма.

В налоговом уведомлении должны быть ука­заны сумма налога, подлежащая уплате за на­логовый период, расчет налоговой базы, а так­же срок уплаты налога.

Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, уста­навливаемым актами законодательства о нало­ге субъектов Российской Федерации.

Законом о налоге субъекта Российской Фе­дерации может быть предусмотрена уплата транспортного налога по одному сроку после окончания налогового периода, а также могут быть предусмотрены сроки уплаты авансовых платежей.

В случае изменения данных в сведениях о государственной регистрации транспортных средств и о налогоплательщике (лице, на кото­рое зарегистрировано это транспортное средство в течение налогового периода налоговый орган должен произвести перерасчет суммы налога по итогам налогового периода и напра­вить физическому лицу уточненное налоговое уведомление для доплаты налога или сообщить о сумме переплаченного налога.

Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогопла­тельщика по решению налогового органа. Такое решение выносится в течение пяти дней после получения заявления при условии, что эта сум­ма направляется в тот же бюджет, в который направлена излишнеуплаченная сумма.

По заявлению налогоплательщика и по реше­нию налогового органа сумма излишне уплачен­ного налога может быть направлена на испол-нение обязанностей ПО уПЛсНе najmlu», .._ ,

лату пеней, погашение недоимки, если эта сум­ма направляется в тот же бюджет, в который быяа^направлена излишне уплаченная сумма налога.__

Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недо­имка по другим налогам.

Налоговый орган обязан проинформировать налогоплательщика о вынесенном решении о за­чете сумм излишне уплаченного налога не позднее двух недель со дня подачи заявления о зачете.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогопла­тельщика. В случае наличия у налогоплательщи­ка недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным для уп­латы в тот же бюджет, возврат налогоплатель­щику излишне уплаченной суммы производит­ся только после зачета вышеуказанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).

Заявление о возврате либо зачете суммы из­лишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты вышеуказан­ной суммы.

Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств того бюджета, в который произошла переплата, в течение одно­го месяца со дня подачи заявления о возврате.

Если граждане своевременно не были при­влечены к уплате налога, налог исчисляется не более чем за три предшествующих года. За та­кой же период допускается пересмотр плате­жей и направление на погашение задолженно­сти сумм излишне уплаченных (налогоплатель­щиком самостоятельно по ошибке или по при­чинам, связанным с действующим механизмом уплаты налога) и излишне взысканных (нало­говым органом в принудительном порядке) сумм налога по сравнению с подлежащими к уплате в соответствии с налоговым законода­тельством.

Обязанность по уплате транспортного налога возникает у физического лица после получения налогово­го уведомления на уплату и прекращается с уп­латой этого налога.[5]

Обязанность по уплате транспортного налога должна быть выполнена в срок, указанный в налоговом уведомлении.

За просрочку гражданами платежей по нало­гу начисляется пеня (которая рассматривается как компенсация потерь государства в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налогов) в процентах от неуплаченной суммы налога в размере одной трехсотой действующей в это время ставки ре­финансирования Банка России за каждый день просрочки.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в пол­ном объеме. Пени могут быть взысканы прину­дительно за счет денежных средств налогопла­тельщика на счетах в банке, а также за счет ино­го имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном НК РФ.

Принудительное взыскание пеней с физичес­ких лиц производится в судебном порядке. Сум­ма соответствующих пеней уплачивается поми­мо причитающихся к уплате сумм налога и не­зависимо от применения других мер обеспече­ния исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение за­конодательства о налогах и сборах.

При неуплате налога в срок налогоплатель­щику направляется требование об уплате на­лога.

Требование об уплате налога — это направленное налого­плательщику письменное извещение о неупла­ченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.[6] Требо­вание об уплате налога направляется налогопла­тельщику при наличии у него недоимки незави­симо от его привлечения к ответственности за нарушение законодательства о налогах.

Требование об уплате налога должно содер­жать сведения о сумме задолженности по нало­гу, размере пеней, начисленных на момент на­правления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах, сроке исполнения требования и мерах по взыс­канию налога и обеспечению исполнения обя­занности по уплате налога, которые применяют­ся в случае неисполнения требования налого­плательщика.

Требование об уплате налога может быть пе­редано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования.

Если физическое лицо уклоняется от получе­ния требования, оно направляется по почте за­казным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления за­казного письма. Требование об уплате налогов рассматрива­ется как информирование налогоплательщика о начале официальных процедур по взысканию налога и пеней, при неисполнении которого на­логовые органы получают основания для при­нятия более жестких мер по взысканию с физи­ческих лиц недоимки в судебном порядке.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога.

Если обязанность налогоплательщика по уп­лате налога изменилась после направления тре­бования об уплате налога, налоговый орган обя­зан направить налогоплательщику уточненное требование.

Заключение

Российская Федерация является страной с интенсивно развивающимся налоговым законодательством, но с утраченным опытом и неординарными условиями его использования.

С 1992 года в России действует система финансовых взаимоотношений юридических и физических лиц с государством, основанная на законах о налогах. Они обязательны для всех независимо от отраслей специфики и организационно-правовой формы предприятий, вводят единые (по замыслу) правила конкуренции и равную финансовую зависимость перед государством.

Налоговая система России является одной из самых “молодых” в мировой практике. При ее начальном формировании активно изучался опыт многих западных стран (особенно Германии, Канады, США, Швеции). Были введены прямые налоги: налог на прибыль, прогрессивный подоходный налог с физических лиц, платежи за использование природных ресурсов, налоги на имущество. В соответствии с рекомендациями налоговой теории, в честности кривой А.Лаффера, ставки налогообложения по налогу на прибыль были установлены на оптимальном уровне - 35% налогооблагаемой прибыли. Относительно невысоки ставки подоходного налога с физических лиц. Пока еще достаточно умеренные платежи за использование природных ресурсов. Роль налогов на имущество в налоговой системе также пока незначительна.

Косвенное налогообложение внешне отражает западный опыт: в России введены налоги на добавленную стоимость, совокупность акцизов, посредством которых государство аккумулирует в бюджет рентные доходы, особенно по таким товарам, как нефть и газ. Но в отличие от западной практики, косвенное налогообложение выступает основным источником доходных поступлений.

С введением единого социального налога большинство задач было решено на уровне законодательного обеспечения, хотя следует признать, что снижение налоговой нагрузки будет мало заметным для большинства организаций и само по себе не слишком повлияет на их политику в отношении заработной платы. Конечно, было бы предпочтительнее сразу снизить базовую налоговую ставку не на 2,9 процентных пункта, как это сделано в 2001 г., а в два - три раза больше, но правительство не может сегодня пойти на риски, связанные с такими серьезными преобразованиями.

Однако с 1 января 2005 года вступает в силу новая редакция главы 24 Налогового кодекса, посвященной ЕСН. Изменений масса. Во-первых, уменьшится максимальная ставка налога – с 35,6 до 26 процентов. Во-вторых, изменится регрессивная шкала. В частности, пониженную ставку можно начать использовать, когда выплаты на одного сотрудника превысят 280 000 руб. (а не 100 000 руб. сейчас). В-третьих, саму регрессивную шкалу смогут использовать любые фирмы. Сейчас же регресс доступен лишь тем организациям, которые выполняют определенные ограничения по величине средней заработной платы[7] . А также распределение средств между федеральным и территориальными фондами обязательного медицинского страхования, согласно документу, будет осуществляться в пропорции 0,8% к 2% от ставки ЕСН.[8]

На сегодняшний день работа по принятию законов о введении транспортного налога в субъектах Российской Федерации давно завершена. Большинство субъектов Российской Федера­ции приняло и опубликовало в 2002 году зако­ны о транспортном налоге, которые вступили в действие с 1 января 2003 года.

Вполне возможно, что на первом этапе - как это практически всегда бывает при введении новых налогов и новых поправок в старых - возникают технические трудности с практической реализацией новых правил налогообложения. Они вполне могут быть решены как корректировкой отдельных норм гл.24 НК, так и в рамках методических указаний и разъяснений со стороны налоговых органов в отношении сложных вопросов. Конечно, налоговые органы не вправе расширительно толковать или дополнять закон, однако они могут определить свою официальную позицию по многим вопросам, связанным с практической реализацией отдельных положений главы, потребовать единообразного применения сложных норм налоговыми органами и довести свою позицию до общественности.

Литература

1. Федеральный закон от 24.07.2002 № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налого­вого кодекса Российской Федерации и некото­рые другие акты законодательства Российской Федерации» / Справочно-правовая система «Консультант-Плюс».

2. Федеральный закон “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении измене­ний в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах” от 5.08.2000 № 118-ФЗ / Справочно-правовая система «Консультант-Плюс».

3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Официальный сайт Министерства Российской Федерации по налогам и сборам / http: // www.nalog.ru.

4. Д. Колесов. Дорожный налог отменен. // http://press.21.ru

5. Крыканова Л. Н. Налогообложение транспортным налогом транспортных средств, зарегистрированных на физические лица // Налоговый вестник № 6, 2003.

6. Крыканова Л. Н. Создание базы данных по транспортному налогу с физических лиц // Налоговый вестник № 3, 2003.

7. Официальный сайт Министерства Российской Федерации по налогам и сборам / http: // www.nalog.ru

8. С. Долгалев. Транспортный налог. Порядок исчисления и уплаты / http://www.buhgalteria.ru.

9. Н. Свистунова. ЕСН без белых пятен // Журнал «Московский бухгалтер». № 11. 2004. http://www.audit-it.ru/account4/mosbuh


10. Приложение

Налоговые ставки транспортного налога

Наименование объекта налогообложения Налоговая ставка
(в рублях)
Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 5
свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно 7
свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно 10
свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно 15
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) 30
Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно 2
свыше 20 л.с. до 35 л.с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт) включительно 4
свыше 35 л.с. (свыше 25,74 кВт) 10
Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно 10
свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт) 20
Грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 5
свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно 8
свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно 10
свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно 13
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) 17
Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы) 5
Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 50 л.с. (до 36,77 кВт) включительно 5
свыше 50 л.с. (свыше 36,77 кВт) 10
Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 10
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) 20
Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 20
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) 40
Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 25
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) 50
Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость (с каждой регистровой тонны валовой вместимости) 20
Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели (с каждой лошадиной силы) 25
Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (с единицы транспортного средства) 200

[1] Федеральный закон от 24.07.2002 № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налого­вого кодекса Российской Федерации и некото­рые другие акты законодательства Российской Федерации» / Справочно-правовая система «Консультант-Плюс».

[2] Д. Колесов. Дорожный налог отменен. // http://press.21.ru.

[3] Крыканова Л. Н. Создание базы данных по транспортному налогу с физических лиц // Налоговый вестник № 3, 2003. С. 70 - 71.

[4] С. Долгалев. Транспортный налог. Порядок исчисления и уплаты / http://www.buhgalteria.ru.

[5] Ст. 44. НК РФ,

[6] Ст. 69. НК РФ.

[7] П. 2. Ст. 241. НК РФ.

[8] Н. Свистунова. ЕСН без белых пятен // Журнал «Московский бухгалтер». № 11. 2004. http://www.audit-it.ru/account4/mosbuh

Скачать архив с текстом документа