Транспортный налог 15
СОДЕРЖАНИЕ: Введение Одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги. Особенно наглядно это проявляется в период перехода от командно – административных методов управления к рыночным отношениям, когда в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие на экономические процессы налоги становятся реальными рычагами государственного регулирования экономики.Введение
Одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги. Особенно наглядно это проявляется в период перехода от командно – административных методов управления к рыночным отношениям, когда в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие на экономические процессы налоги становятся реальными рычагами государственного регулирования экономики. Вместе с тем государство только в том случае может реально использовать налоги через присуще им функции, и прежде всего фискальную и стимулирующую, если в обществе создана атмосфера уважения к налогу, обоснованная на понимании, как экономической необходимости существования налоговой системы, так и установление государством правил взимания конкретных налогов.
Актуальность исследования обусловлена тем, что плательщиками налога являются как физические, так и юридические лица. Платить его должны владельцы практически всех транспортных средств, будь то автомобиль, самолет или баржа. А так как мало кто из организаций обходится без транспорта, то данный налог касается почти всех. Кроме того, в некоторых случаях налог приходится платить и тем фирмам, у которых транспортного средства нет, и они пользуются им по доверенности.
Особенности темы и ее проблематика исследования заключается в определении сложностей и ошибок, возникающих при исчисления транспортного налога, его роли в формирования доходной части регионального бюджета бюджета.
Целью курсовой работы является исследование основных элементов налогообложения транспортного налога, а также роль транспортного налога в формировании доходной части регионального бюджета.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- изучить сущность транспортного налога;
- проанализировать нормативно-правовую базу, регулирующую исчисление и уплату транспортного налога;
- исследовать основные элементы транспортного налога;
- определить место транспортного налога в формировании доходной части бюджета Орловской области;
- выявить основные проблемы, возникающие при исчислении транспортного налога, и пути их решения.
- проанализировать изменения, вносимые в налоговое законодательство Российской Федерации по исчислению транспортного налога.
Объектом исследования являются отношения по установлению, ведению и взиманию транспортного налога.
Предметом исследования выступают теоретические, методические и практические закономерности, связанные с организацией.
Практическая и научная значимость в курсовой работе заключается в том, что данный материал можно использовать при подготовке к экзамену по дисциплине, при подготовке к выпускной квалификационной работе, использовать на семинарских занятиях, а также в качестве докладов и сообщений.
Методы исследования: комплексный анализ, конкретизация, аналогия, наблюдение, оценка и др.
Теоретической базой является работа с основными нормативно-правовыми актами, определение теоретических основ по уплате транспортного налога.
Информационной базой исследования является изучение нормативных и законодательных актов, внутренние положения и разъяснительные письма Министерства финансов, статистические данные, налоговые и финансовые отчетности, учебные пособия и периодические издания.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, библиографического списка и приложений.
Раздел 1 раскрывает теоретическое содержание исследуемой темы, где рассматривается экономическое содержание транспортного налога.
В разделе 2 раскрывается практическое содержание темы исследования, которое выражается в рассмотрении конкретных практических ситуаций по исчислению транспортного налога на примере ОАО «Виста».
Содержание 3 раздела заключается в проведении анализа проблем, возникающих при исчислении транспортного налога, обобщении типичных ошибок, рассмотрении путей их решения, возможности оптимизации налогообложения, дополнения и изменения, которые внесены в законодательные и нормативные акты, регулирующие налогообложение в части транспортного налога. Изучение перспектив направления развития контрольной деятельности налоговых органов, определения роли транспортного налога в формировании доходной части регионального бюджета.
Общий объем работы 52 машинописных листа, из них 26 страниц составляют приложения.
1. Понятие транспортного налога, порядок его взимания
1.1 Сущность транспортного налога, история его развития
Понятие транспортный налог не является новым для законодательства Российской Федерации. Впервые транспортный налог был введен указом Президента РФ от 22.12.93 N 2270 О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней. Налог взимался с предприятий. При этом объектом данного налога не были транспортные средства. В подпункте б п. 25 Указа было установлено, что транспортный налог взимается с предприятий, учреждений и организаций (кроме бюджетных) в размере 1 процента от их фонда оплаты труда, с включением уплаченных сумм в себестоимость продукции (работ, услуг).
Средства от взимания данного налога направлялись в бюджеты субъектов РФ для финансовой поддержки и развития пассажирского автомобильного транспорта, городского электротранспорта, пригородного пассажирского железнодорожного транспорта. Транспортный налог взимался наряду с налогами, поступающими в дорожные фонды, до 15 ноября 1997 г. и был отменен в связи с приведением указов Президента РФ в соответствие с законодательством (Указ Президента РФ от 15.11.97 N 1233).
Однако налоговые платежи владельцев транспортных средств введением в действие данного налога не ограничивались. Так, Законом «О дорожных фондах в РСФСР» был предусмотрен налог на пользователей автомобильных дорог, который уплачивали предприятия, объединения, учреждения и организации (кроме заготовительных, торгующих и снабженческо - сбытовых организаций) независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности в размере 0,4 процента объема производства продукции, выполняемых работ и предоставляемых услуг. Заготовительные, торгующие (в том числе организации оптовой торговли) и снабженческо - сбытовые организации уплачивали данный налог в размере 0,03% годового оборота.
Помимо этого, ст. 6 данного закона был предусмотрен налог с владельцев транспортных средств. Статья 6. Налог с владельцев транспортных средств, который ежегодно уплачивали предприятия, объединения, учреждения и организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также граждане РСФСР, иностранные юридические лица и граждане, лица без гражданства, имевшие транспортные средства и другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу, в размере, который зависел от количества лошадиных сил транспортного средства. [11]
Таким образом, согласно ранее действовавшего законодательства был предусмотрен ряд «транспортных» налогов, отличавшихся порядком налогообложения, объектами и субъектами налогообложения, размерами ставок налогов, порядком исчисления и другими необходимыми атрибутами налогов. В совокупности такая разрозненность вносила путаницу налогообложения как в отношении субъектов налогов, так и в отношении налоговых органов.
В отличие от прежнего, современный транспортный налог относится к так называемым поимущественным налогам. Его объектом являются транспортные средства, зарегистрированные за гражданами и организациями.
С введением транспортного налога из числа налогов, взимаемых на территории Российской Федерации, были исключены:
1) налог на пользователей автодорог;
2) налог с владельцев транспортных средств;
3) акцизы с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан;
4) налог на водно-воздушные транспортные средства, ранее уплачиваемый физическими лицами в соответствии с Законом РФ от 19.12.91 N 2003-1 О налогах на имущество физических лиц (ст. 3 Закона N 110-ФЗ).
1.2 Основные элементы транспортного налога
Транспортный налог является региональным и регулируется главой 28 НК РФ (Приложение 1,2).
В соответствии со ст.357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения (Приложение 3).
Не признаются налогоплательщиками лица, являющиеся организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр в соответствии со статьей 3 Федерального закона Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в отношении транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности и используемых в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитием города Сочи как горноклиматического курорта.
В соответствии со ст.358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (Приложение 4).
Не являются объектом налогообложения:
1) весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;
2) автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;
3) промысловые морские и речные суда;
4) пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;
5) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;
6) транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;
7) транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;
8) самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;
9) суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов. (Приложение 5,6)
В соответствии со ст.359 НК РФ налоговая база определяется:
- в отношении транспортных средств, имеющих двигатели – как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;
- в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, - как паспортная статическая тяга реактивного двигателя воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы;
- в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, - как валовая вместимость в регистровых тоннах;
- в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных в пунктах 1-3 – как единица транспортного средства (Приложение 7).
Налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.[2]
В соответствии со ст.360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год; отчетными периодами для налогоплательщиков, являющихся организациями, признаются первый квартал, второй квартал, третий квартал (Приложение 8). При установлении налога законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе не устанавливать отчетные периоды.[13]
В соответствии со ст.361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в следующих размерах (Приложение 9)
Налоговые ставки могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока полезного использования транспортных средств (Приложение 10)
В соответствии со ст.362 НК РФ налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися организациями, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода.
Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.[14]
В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.
Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации.
Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о транспортных средствах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года, а также обо всех связанных с ними изменениях, произошедших за предыдущий календарный год (Приложение 11).
Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода (Приложение 12).
В соответствии со ст.363 НК РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств (Приложение 13).
В течение налогового периода налогоплательщики, являющиеся организациями, уплачивают авансовые платежи по налогу.
В соответствии со ст.363.1 НК РФ налогоплательщики, являющиеся организациями, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию по налогу, форма которой утверждается Министерством финансов Российской Федерации.[6]
Налогоплательщики, являющиеся организациями и уплачивающие в течение налогового периода авансовые платежи по налогу, по истечении каждого отчетного периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговый расчет по авансовым платежам по налогу, форма которого утверждается Министерством финансов Российской Федерации.
Налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу представляются налогоплательщиками, за исключением налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Таким образом, исходя из вышеизложенного анализа изменений налогового законодательства, касающегося транспортного налога, появление в налоговом кодексе РФ соответствующей главы оправдано и соответствует концепции реформы налоговой системы РФ. Основной чертой, характеризующей положения норм о транспортном налоге, является то, что обновленный вариант налога на транспортные средства представляет собой упрощенную и унифицированную систему налогообложения владельцев транспортных средств.
Если по ранее действовавшему законодательству рассматриваемый вид налога был рассредоточен по четырем разным налогам (налог на пользователей автодорог; налог с владельцев транспортных средств; акцизы с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан; налог на водно-воздушные транспортные средства), то теперь это единый налог с достаточно четко регламентированной структурой.
2. Порядок исчисления и уплаты транспортного налога на примере ОАО «Виста», расположенного в г.Орле
2.1 Общая характеристика организации, являющейся налогоплательщиком транспортного налога
Открытое акционерное общество «Виста», именуемое в дальнейшем
Общество, учреждено в соответствии с Законом РФ «О приватизации государственных и
муниципальных предприятий в РФ», положениями Государственной программы
приватизации, Указом Президента РФ «Об организационных мерах по преобразованию
государственных предприятий, добровольных объединений в акционерные общества» от
1 июля 1992 года № 721 и от 29 января 1992 года № 66.
Учредителем общества является Комитет по управлению государственным имуществом Орловской области.
Полное фирменное наименование общества на русском языке: Открытое
акционерное общество «Виста».
Местонахождение общества: г. Орел, ул. Комсомольская, д. 207.
Почтовый адрес: Россия, 302030, г. Орел, ул. Комсомольская, д. 207.
ИНН Общества – 5751005830, КПП-575101001.
Код вида экономической деятельности согласно ОКВЭД (по основному виду деятельности) – 50.33.1.
Руководитель организации – Степанов Александр Сергеевич.
Контактный телефон организации – 8(4862)72-24-76.
ОАО «Виста» состоит на налоговом учете по месту нахождения в ИФНС №2 по Заводскому району г.Орла.
Общество является коммерческой организацией и действует на основании
Гражданского кодекса РФ, Федерального закона «Об акционерных обществах» и других
законодательных актов с целью получения прибыли и удовлетворения различных
законных интересов субъектов хозяйствования и граждан.
Целями деятельности Общества является получение прибыли путем
производства и реализации продукции, товаров, работ и услуг.
Высшим органом управления Общества является общее собрание
акционеров. Руководство текущей деятельностью Общества осуществляется единоличным исполнительным органом Общества - генеральным директором.
ОАО «Виста» занимается производством и реализацией мебели, а также доставкой продукции частным лицам.
На 13 января 2009 года на балансе организации числилось три транспортных средства: легковая машина «ГАЗ-Волга- 3102-101»; легковая машина «ВАЗ Нива 21212Б» и грузовой автомобиль ЗИЛ-133. Так как данное предприятие не нуждалось в легковом автомобиле «ГАЗ-Волга- 3102-101», 26 февраля 2009 года оно было продано и снято с учета в органах ГИБДД. В связи с ростом производства, ОАО «Виста» потребовалось приобрести дополнительный грузовой автомобиль МАЗ-5335.
Таблица 1
Транспортные средства, принадлежащие ОАО «Виста»
Показатели | «ГАЗ-Волга- 3102-101» | «ВАЗ Нива 21212Б» | ЗИЛ-133 | КАМАЗ-5320 |
Вид транспортного средства | Автомобиль легковой | Автомобиль легковой | Автомобиль грузовой | Автомобиль грузовой |
Код вида транспортного средства | 51000 | 59016 | 520 01 |
520 01 |
Идентификационный номер (VIN) | XTL31021031122337 | XTA21218037654321 | XTU240357772151322 | XTW21167232110031 |
Регистрационный знак | в011кв 57RUS | в012кв 57RUS | а017кв 57RUS | а019кв 57RUS |
Мощность, л.с. | 140 | 90 | 210 | 210 |
Дата приобретения (регистрации) транспортного средства | 09.01.2009г. | 05.04.2007г. | 17.04.2007г. | 22.03.2009г. |
Дата продажи (снятия с регистрации) транспортного средства | 26.02.2009г. | - | - | - |
2.2 Порядок исчисления и уплаты транспортного налога на примере ОАО «Виста»
В соответствии со ст. 362 НК РФ ОАО «Виста» исчисляет сумму налога и сумму авансового платежа по транспортному налогу самостоятельно (Приложение 14).
Сумма транспортного налога исчисляется по формуле:
тп = НБ * НС,
где НБ – налоговая база, НС – налоговая ставка.
Сумма авансовых платежей исчисляется по формуле:
ап = НБ * НС / 4
тп к уплате за год = тп – ( АП за 1 кв. + АП за 2 кв. + АП за 3 кв.)
Коэффициент использования можно найти по следующей формуле:
К исп. = число полных месяцев в налоговом (отчетном) периоде / число календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.
Автомобиль «ГАЗ-Волга- 3102-101» числится на балансе организации с 09.01.2009 года.
К исп. = 2 / 3 = 0,67
АП за 1 кв. = 140 * 26 * 0,67 / 4 = 610 (руб.)
Так как данный автомобиль был продан 26 февраля, то авансовые платежи за второй и третий кварталы организация не рассчитывала.
тп за 2009 год = 140 * 26 * 0,17 = 619 (руб.)
К исп. = 2 / 12 = 0,17
тп к уплате за год = 619 – 610 = 9 (руб.)
Автомобиль «ВАЗ Нива 21212Б» числится на балансе организации с 05.04.2007 года.
К исп. = 3 / 3 = 1
АП за 1 кв. = 90 * 15 * 1 / 4 = 338 (руб.)
Авансовые платежи за второй и третий кварталы рассчитываются аналогично первому, следовательно они также будут равны 338 рублей.
тп за 2009 год = 90 * 15 * 1 = 1350 (руб.)
К исп. = 12 / 12 = 1
тп к уплате за год = 1350 – (338 + 338 + 338) = 336 (руб.)
Автомобиль «ЗИЛ-133» числится на балансе ОАО «Виста» также с апреля 2007 года.
К исп. = 3 / 3 = 1
АП за 1 кв. = 210 * 60 * 1 / 4 = 3150 (руб.)
Авансовые платежи за второй и третий кварталы рассчитываются аналогично первому, следовательно они также будут равны 3150 рублей.
тп за 2009 год = 210 * 60 * 1 = 12600 (руб.)
К исп. = 12 / 12 = 1
тп к уплате за год = 12600 – (3150 + 3150 + 3150) = 3150 (руб.)
Автомобиль «КАМАЗ-5320» был приобретен организацией 22.03.2009 года.
К исп. = 1 / 3 = 0,33 (в 1 кв.)
К исп. = 3 / 3 = 1 (в 2 кв. и 3 кв.)
АП за 1 кв. = 210 * 60 * 0,33 / 4 = 1040 (руб.)
АП за 2 кв. = 210 * 60 *1 / 4 = 3150 (руб.)
Авансовый платеж за третий квартал рассчитывается аналогично второму, следовательно он будет также равен 3150 рублей.
тп за 2009 год = 210 * 60 * 0,83 = 10458 (руб.)
К исп. = 10 / 12 = 0,83
тп к уплате за год = 10458 – (1040 + 3150 + 3150) = 3118 (руб.)
В соответствии со ст. 363 НК РФуплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.[4]
Уплата авансовых платежей в Орловской области производится в конкретные сроки.
ОАО «Виста» уплачивало авансовые платежи по истечении каждого отчетного периода по месту нахождения транспортных средств в сроки не позднее 15 мая, 15 августа и 15 ноября авансовые платежи по налогу в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки (Приложение 15).
По истечении налогового периода, 28 января 2009 года организация уплатила сумму налога, которая равна 6 613 рублей.
2.3 Порядок оформления налоговой декларации на примере ОАО «Виста»
Налоговая декларация по транспортному налогу заполняется налогоплательщиками, осуществляющими уплату транспортного налога в соответствии с главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
При представлении Декларации лично налогоплательщиком или его представителем по их просьбе налоговый орган проставляет на копии Декларации отметку о принятии и дату ее представления. При отправке Декларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче Декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.
Декларация может быть представлена в электронном виде в соответствии с Порядком представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденным Приказом МНС России от 2 апреля 2002 г. N БГ-3-32/169 Об утверждении Порядка представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.[7]
В соответствии со ст.363.1 НК РФ налогоплательщики, являющиеся организациями, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств, если иное не предусмотрено настоящей статьей, налоговую декларацию по налогу. Декларация представляется не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В Орловской области по истечении налогового периода налогоплательщики-организации уплачивают транспортный налог за истекший налоговый период с учетом уплаченных ранее авансовых платежей не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным налоговым периодом. [4]
Данная декларация была представлена в ИФНС №2 по Заводскому району г.Орла 28.01.2010 года (Приложение 16).
Декларация по транспортному налогу состоит из трех страниц: титульный лист, раздел 1 и раздел 2. В верхней части каждой страницы Декларации указан идентификационный номер налогоплательщика (далее - ИНН) и код причины постановки на учет (КПП) организации, а также указывается порядковый номер страницы.
Налоговая декларация заполняется с Раздела 2, так как в нем производится расчет суммы налога по каждому транспортному средству.
Так, в ОАО «Виста» исчисленная сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по автомобилю «ГАЗ-Волга- 3102-101» составила 619 рублей; по автомобилю «ВАЗ Нива 21212Б» - 1350 рублей; по автомобилю «ЗИЛ-133» - 12600 рублей; по автомобилю «КАМАЗ-5320» - 10458 рублей. Общая сумма, подлежащая уплате в бюджет, составила 25027 рублей и была отражена по строке 030 Раздела 1. По строке 040 отражена сумма всех авансовых платежей, подлежащих уплате в бюджет в течение всего налогового периода, которая составила 18414 рублей.
Строка 050 Раздела 1 находится как разность исчисленной суммы налога, подлежащей уплате в бюджет и суммы авансовых платежей, подлежащих уплате в бюджет в течение всего налогового периода. Таким образом,
строка 050 = строка 030 – строка 040, т.е.
строка 050 = 25027 – 18414 = 6613 рублей.
Исходя из расчетов, можно увидеть, что ОАО «Виста» в 2009 году уплатила налог в сумме 6613 рублей.
По коду строки 010 указан код бюджетной классификации (КБК) в соответствии с законодательством Российской Федерации о бюджетной классификации.
На титульном листе указано следующее:
1. вид документа (1 – первичный);
2. отчетный год, за который представляется Декларация (2009 год);
3. полное наименование налогового органа, в который представляется Декларация, и его код (Открытое акционерное общество «Виста»)
4. номер контактного телефона налогоплательщика ((4862)72-24-76);
5. количество страниц, на которых составлена Декларация (003).[4]
Таким образом, налоговая декларация является важной формой финансовой отчетности по транспортному налогу.
2.4 Значение транспортного налога в формировании доходов регионального бюджета Орловской области
Сумма транспортного налога полностью поступает в территориальный бюджет, это прослеживается в динамике поступлений доходов в территориальный бюджет Орловской области (Приложение 17).
Поступления налогов, сборов и неналоговых доходов в бюджет Орловской области за период с января по сентябрь 2007 года составили 5 972 400 рублей, из них налоговые доходы составили 5 968 100 рублей или 99,9% от всех поступлений, администрируемых налоговыми органами. Самая прибыльная статья налоговых доходов бюджета Орловской области – налог на доходы физических лиц, которая составила 2 564 000 рублей или 44.6% от общей суммы поступлений. Транспортный налог, в свою очередь, составил всего 99 700 рублей, т.е. 1,7% от общей суммы поступлений.
По итогам за период с января по сентябрь 2008 года поступления налогов, сборов и неналоговых доходов в бюджет Орловской области составили 8 461 400 рублей, что на 2 489 000 рублей больше, чем за такой же период 2007 года. Налоговые доходы увеличились на 2 487 100 рублей по сравнению с предыдущим годом и составили 8 455 200 рублей или 99,9% от всех поступлений, администрируемых налоговыми органами. Сумма поступлений по транспортному налогу также возросла и составила 223 500 рублей, т.е. 2,6% от общей суммы поступлений.
За период с января по сентябрь 2009 года поступления налогов, сборов и неналоговых доходов в бюджет Орловской области сократились на 1 764 800 рублей и составили 6 696 600 рублей. Налоговые доходы составили 6 691 800 рублей, что на 1 763 400 рублей меньше, чем в предыдущем году. Тем не менее, сумма поступлений транспортного налога увеличилась на 49 800 рублей и составила 273 300 рублей, т.е. 4,1% от общей суммы поступлений, администрируемых налоговыми органами (Приложение 18).[15]
Таким образом, можно сделать вывод о том, что с конца 2008 года началось существенное снижение поступлений во все уровни бюджетной системы. Причиной тому послужили такие объективные факторы, как снижение объемов производства, инвестиций, ухудшение финансового состояния организаций различных секторов экономики. Произошло сжатие финансовых ресурсов в экономике, резко снизилась ликвидность многих предприятий. На этом фоне выросла безработица, упали доходы населения. Привычная тенденция повышения поступлений доходов, администрируемых налоговыми органами, была подорвана международным экономическим кризисом. Тем не менее, поступления транспортного налога, в свою очередь, продолжают увеличиваться, несмотря на уменьшение налоговых и других доходов Орловской области.
Итак, транспортный налог является прогрессирующей статьей в поступлении доходов в территориальный бюджет. Это говорит о том, что владельцев (налогоплательщиков) транспортных средств становится больше. Учитывая, что депутаты Орловского областного Совета выдвигали предложения об увеличении налоговых ставок по транспортному налогу, поступления в бюджет Орловской области будут увеличиваться.
3. Проблемы и перспективы развития исчисления и уплаты транспортного налога
3.1 Проблемы уплаты транспортного налога в Российской Федерации, в том числе в Орловской области
Особенности определения налогоплательщика.
Как следует из ст. 357 НК РФ, к налогоплательщикам транспортного налога относятся организации и физические лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Однако на практике, в ситуациях, когда транспортное средство оформляется в аренду, приобретается в лизинг, временно не используется, находится в розыске, утилизировано или конфисковано по решению суда, возникают трудности с определением налогоплательщика.
При заключении договора аренды плательщиком транспортного налога является арендодатель, который должен рассчитать арендную плату так, чтобы в нее была включена сумма транспортного налога.
В случае получения транспортного средства по лизингу плательщиком налога может выступать как лизингодатель, так и лизингополучатель. Все зависит от того, на кого зарегистрировано транспортное средство (п. 2 ст. 20 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ О финансовой аренде (лизинге).
Если по договору лизинга транспортное средство, зарегистрированное на лизингодателя, временно передано по месту нахождения лизингополучателя и временно поставлено на учет в ГИБДД по местонахождению последнего, то плательщиком транспортного налога остается лизингодатель. В случае регистрации предмета лизинга лизингополучателем по поручению лизингодателя на имя последнего в регистрационных документах указываются сведения о собственнике и владельце (пользователе) имущества.
Лизингополучатель (организация, владеющая транспортным средством по договору лизинга) выступает плательщиком транспортного налога, если по взаимному согласию данное транспортное средство зарегистрировано на него.
При условии регистрации транспортного средства в ГИБДД его владелец - организация или физическое лицо - будет являться плательщиком транспортного налога, даже если он временно не использует данное транспортное средство.
В случае конфискации транспортного средства по решению суда (без возврата собственнику) транспортный налог не взимается с момента вынесения указанного решения. Заинтересованному лицу необходимо представить соответствующее решение суда в налоговый орган.
Если транспортное средство подлежит утилизации, то транспортный налог уплачивается до момента снятия его с учета (представления в ГИБДД документа, подтверждающего утилизацию транспортного средства).
Налоговый кодекс РФ (подп. 7 п. 2 ст. 358) не признает объектом налогообложения транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения уполномоченными органами факта угона (кражи). Предъявление в налоговый орган справки из органов милиции, подтверждающей факт угона (кражи) транспортного средства, - гарантия того, что транспортный налог в период, пока оно находится в розыске, взиматься не будет.
При этом справка должна представляться в налоговый орган до окончания розыскных мероприятий, т.е. ежегодно на начало налогового периода.
Отнесение транспортных средств к определенной категории.
От категории транспортного средства зависит ставка налога и соответственно его сумма. Из-за отсутствия в Налоговом кодексе РФ ссылки на документ, которым необходимо руководствоваться при отнесении транспорта к той или иной категории, между налоговыми органами, налогоплательщиками и судами постоянно возникают разногласия - все они ссылаются на совершенно разные документы, которые даже не являются нормативными.
Так, многие налогоплательщики относят автомобили УАЗ-3962, УАЗ-3303, УАЗ-3909 к легковым, опираясь на их технические паспорта. Но некоторые арбитражные суды автомобиль УАЗ-3962 относят к автобусам, руководствуясь Отраслевой нормалью автомобильной промышленности и письмами завода-изготовителя, а автомобили УАЗ-3303 и УАЗ-3909 - относятся к категории грузовых, поскольку об этом также свидетельствует заключение завода-изготовителя.
Попытка разрешить данную ситуацию была предпринята Минфином России. В частности, было определено приоритетное значение Конвенции о дорожном движении по сравнению с Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, так как последний не содержит критериев, достаточных для отнесения перечисленных в нем транспортных средств к соответствующим категориям, предусмотренным главой 28 НК РФ, и потому может применяться для целей исчисления транспортного налога только в части, не противоречащей Конвенции. Чтобы избежать дальнейших разногласий, в главу 28 НК РФ необходимо внести изменения, а именно указать документ, на который следует ссылаться при определении категории транспортного средства.[12]
О понижающем коэффициенте к налоговым ставкам.
Согласно ст. 14 НК РФ транспортный налог относится к региональным, он поступает в бюджет субъекта Федерации. Однако поступления данного налога, как правило, невелики.
При установлении ставок налога нужно обратить особое внимание на транспортные предприятия, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и осуществляющие пассажирские перевозки. Не секрет, что большая часть транспортных средств в регионах используется свыше установленного срока их эксплуатации. Автобусный парк обновляется редко.
В связи с этим для транспортных предприятий, находящихся в государственной или муниципальной собственности и осуществляющих пассажирские перевозки, предлагается установить понижающий коэффициент при исчислении транспортного налога с пассажирского транспорта, срок эксплуатации которого превышает установленный уровень. Размер коэффициента должен зависеть от того, на сколько лет превышен срок эксплуатации. Необходимым условием применения коэффициента должно стать целевое использование сэкономленных транспортным предприятием средств - для обновления подвижного состава. Применение понижающего коэффициента позволит не только снизить себестоимость пассажирских перевозок, но и ускорить процесс обновления автобусного парка.
В целях более точного учета транспортных средств для расчета транспортного налога с применением понижающего коэффициента предлагается ввести специализированные формы учетных регистров.
В регистре, который заводится на каждое транспортное средство, будет содержаться следующая информация: идентификационный номер транспортного средства, регистрационный знак, модель, год изготовления, мощность двигателя, фактический срок эксплуатации, превышение фактического срока эксплуатации над установленным уровнем, размер понижающего коэффициента, количество владельцев, ставка налога, сумма перечисленного авансового платежа по транспортному налогу.
Наиболее оптимальным было бы автоматизированное ведение и формирование указанных регистров. Это позволило бы облегчить труд бухгалтера при расчете транспортного налога по каждому транспортному средству с учетом срока его полезного использования.[10]
Об обязанности организации уплачивать авансовые платежи и представлять расчет в случаях, когда законом субъекта РФ такая обязанность не установлена
По вопросу об обязанности организаций уплачивать авансовые платежи по транспортному налогу и представлять соответствующий расчет по этому налогу по окончании отчетных периодов, в случаях, когда субъектами РФ в региональных законах такая обязанность (а также вообще, отчетные периоды) не установлена, возникла некоторая неопределенность.
Так, из письма Минфина РФ от 13.02.2006 г. N 03-06-04-02/02 следует, что обязанность исчислять и уплачивать авансовые платежи по транспортному налогу и обязанность представлять соответствующий расчет по этому налогу по окончании отчетных периодов установлена непосредственно положениями НК РФ, т.е. федеральным законодательством о налогах и сборах. Поэтому данные обязанности должны исполняться независимо даже от того, что региональный законодатель данные обязательства не установил. Кроме того, по мнению Минфина РФ, исходя из положений п. 6 ст. 362 НК РФ, региональный законодатель должен прямо указать отдельные категории налогоплательщиков, имеющие право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода. Если же в региональном законе такого положения не содержится, необходимо считать, что действуют нормы федерального законодательства.
Таким образом, Минфин РФ, указывая в своем письме о необходимости представлять расчеты по транспортному налогу и уплачивать авансовые платежи по нему, фактически утверждает, что порядок уплаты авансовых платежей является категорией отличной от категорий порядок уплаты налога и сроки уплаты налога. В связи с этим делается вывод, что поскольку данные элементы установлены положениями НК РФ, то они должны применяться независимо от того, установил ли соответствующие обязанности региональный законодатель на своей территории или не установил.
Однако, вышеуказанная позиция Минфина РФ, является неправомерной по следующим основаниям.
Во-первых, в соответствии со ст. 356 Налогового кодекса РФ транспортный налог вводится в действие законами субъектов РФ, при этом законодательные (представительные) органы субъекта РФ определяют ставку налога в пределах, установленных Кодексом, порядок и сроки его уплаты.
Во-вторых, вышеуказанный вывод подтверждается и положениями п. 2 ст. 363 НК РФ, согласно которому налогоплательщики, являющиеся организациями, уплачивают авансовые платежи по налогу :если законами субъектов РФ не предусмотрено иное.
В-третьих, в соответствии с п. 3 ст. 57 НК РФ сроки уплаты налогов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти.
В-четвертых, основным аргументом сторонников иной точки зрения, являются положения п. 6 ст. 363 НК РФ в соответствии с которой, субъекты РФ должны активно, а не пассивно, определиться по вопросам введения отчетных периодов и уплате авансовых платежей по транспортному налогу.
3.2 Совершенствование уплаты транспортного налога в Российской Федерации
В целях повышения налоговой автономии органов власти субъектов Российской Федерации, а также создания возможностей для повышения доходов региональных бюджетов, с 2010 года внесены следующие изменения в главу 28 НК РФ:
1) предоставить право органам власти субъектов Российской Федерации устанавливать ставки транспортного налога также в зависимости от года выпуска транспортного средства, а также его экологического класса;
2) увеличить средние ставки транспортного налога, установленные статьей 361 Кодекса в два раза, при этом сохранив действующий в настоящее время минимальный уровень налоговых ставок, разрешив органам власти субъектов Российской Федерации уменьшать данные ставки не в пять, а в десять раз. Такой порядок позволит региональным властям, при желании, не повышать налоговую нагрузку на владельцев транспортных средств, либо увеличить ставки транспортного налога на отдельные категории с целью пополнения бюджетных доходов. [14]
Несмотря на простоту исчисления транспортного налога, значительно отличающуюся от порядка исчисления налога на прибыль, НДС, страховых взносов во внебюджетные фонды, в процессе администрирования налога, как было описано выше, существуют серьезные недоработки, препятствующие его наиболее полной собираемости. Эти пробелы, в основном касаются обмена информацией о наличие транспортных средств у физических лиц, о налоговой базе по транспортным средствам и т.д. между органами, вовлеченными в процесс администрирования транспортного налога. Также полной собираемости налога препятствует, во многом, отношение к нему большинства налогоплательщиков как к несправедливому, поводом к чему являются показатели налоговой базы прописанные в ст. 359 НК РФ.
Подытоживая, следует отметить, что дальнейшие пути совершенствования должны заключаться не только в изменении законодательной базы в этой области на основе выявления наиболее значимых ошибок, но также в радикальном повсеместном изменении отношения налоговых органов к своей работе, что является одним из приоритетов налоговой политики.
К сожалению, транспортный налог в настоящее время не является целевым. Дороги в Орловской области желают лучшего.
Заключение
Исходя из анализа изменений налогового законодательства, касающегося транспортного налога, появление в налоговом кодексе РФ соответствующей главы оправдано и соответствует концепции реформы налоговой системы РФ. Основной чертой, характеризующей положения норм о транспортном налоге, является то, что обновленный вариант налога на транспортные средства представляет собой упрощенную и унифицированную систему налогообложения владельцев транспортных средств.
Если по ранее действовавшему законодательству рассматриваемый вид налога был рассредоточен по четырем разным налогам (налог на пользователей автодорог; налог с владельцев транспортных средств; акцизы с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан; налог на водно-воздушные транспортные средства), то теперь это единый налог с достаточно четко регламентированной структурой.
Несмотря на простоту исчисления транспортного налога, значительно отличающуюся от порядка исчисления налога на прибыль организаций, НДС, страховых взносов во внебюджетные фонды, в процессе администрирования налога, как было описано выше, существуют серьезные недоработки, препятствующие его наиболее полной собираемости. Эти пробелы, в основном касаются обмена информацией о наличие транспортных средств у физических лиц, о налоговой базе по транспортным средствам и т.д. между органами, вовлеченными в процесс администрирования транспортного налога. Также полной собираемости налога препятствует, во многом, отношение к нему большинства налогоплательщиков как к несправедливому, поводом к чему являются показатели налоговой базы прописанные в ст.359 НК РФ.
Также транспортный налог является прогрессирующей статьей в поступлении доходов в территориальный бюджет. Это говорит о том, что владельцев (налогоплательщиков) транспортных средств становится больше. Учитывая, что депутаты Орловского областного Совета выдвигали предложения об увеличении налоговых ставок по транспортному налогу, поступления в бюджет Орловской области будут увеличиваться.
Подытоживая, следует отметить, что дальнейшие пути совершенствования должны заключаться не только в изменении законодательной базы в этой области на основе выявления наиболее значимых ошибок, но также в радикальном повсеместном изменении отношения налоговых органов к своей работе, что является одним из приоритетов налоговой политики.
В ходе написания курсовой работы, были решены следующие задачи:
- изучена сущность транспортного налога;
- проанализирована нормативно-правовая база, регулирующая исчисление и уплату транспортного налога;
- исследованы основные элементы;
- определено место транспортного налога в формировании доходной части федерального бюджета;
- выявлены основные проблемы, возникающие при исчислении транспортного налога, и пути их решения.
- проанализированы изменения, вносимые в налоговое законодательство Российской Федерации по исчислению транспортного налога.
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации от 30.12.2008 №6 – ФКЗ.
2. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Ч. 1, 2 от 05.08.2009 № 118 – ФЗ.
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Текст]: официальный документ.-М.: Издательство Омега-Л, 2009.
4. Закон Орловской области от 26 ноября 2002 г. N 289-ОЗ
О транспортном налоге (с изменениями и дополнениями).
5. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов (Одобрено Правительством Российской Федерации 25 мая 2009 г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.akdi.ru/nalog/pr_news07/644.htm
6. Приказ Министерства финансов РФ от 13 апреля 2006 г. N 65н «Об утверждении формы налоговой декларации по транспортному налогу и порядка ее заполнения».
7. Приказ МНС России от 2 апреля 2002 г. N БГ-3-32/169 Об утверждении Порядка представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
8. Кустова М.В. НогинаО.А. Налоговое право России. [Текст] / Кустова М.В М.Эксмо, 2009. -394с.
9. Александров И.М. Налоги и налогообложение [Текст] / Александров И.М..- М Издательско-торговая корпорация Дашков и К, 2007.-293с.
10. Поляк Т.Б. Налоги и налогообложение.– [Текст] / Поляк Т.Б. М ЮНИТИ Закон и право. 2008 – 345с.
11. Пансков В.Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации: Учебник ддя вузов - М: Финансы и статистика, 2008. - 412 с.
12. Рюмин С. М. Индивидуальный предприниматель. Как платить налоги. – М.: Налог Инфо, Статус-Кво 97, 2007. – 213 с.
13. Харченко Г.П. Викторова Н.Г. Налоговое право: Элементы налогообложения; Основы международного налогового права; Налоговое производство; Организация налогового контроля Краткий курс . – СПб.: Питер, 2008. – 192 с.
14. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Справочно-правовая система Консультант
15. [Электронный ресурс]. – Режим доступа www.nalog.ru