Трудный подросток - проблемы воспитания или диагноз

СОДЕРЖАНИЕ: Трудный подросток - проблемы воспитания или диагноз? 28 ноября 2000 Положительный опыт применения иппотерапии в работе с трудными подростками. Автор: Владислав Самарский, ОКЦ Солнечный остров

Трудный подросток - проблемы воспитания или диагноз?

28 ноября 2000

Положительный опыт применения иппотерапии в работе с трудными подростками.

Автор: Владислав Самарский, ОКЦ Солнечный остров

Трудный подросток - проблемы воспитания или диагноз ?

Отправной точкой занятий с трудными подростками в Конном центре Солнечный Остров можно считать встречу в мае с Маргаритой фон дер Борх из организации Перспективы и Верой Кравчик из Лазарета. Они несколько лет занимаются этой проблемой и пришли посоветоваться, смогут ли лошади помочь в работе с их подопечных.

Подростки, ставшие участниками нашей программы, имеют целый комплекс проблем. Они обладают способностями и потенциалом, но не могут себя реализовать в тех условиях, в которых они растут дома и которые им предлагает существующая система образования. Встречая непонимание в семье и негативное отношение учителей в школе, ребята замыкаются в себе, начинают уходить из дома ища поддержки и понимания на улице и в итоге могут стать уличными детьми оказавшись либо жертвами преступления, либо преступниками.

Мы часто употребляем термин трудный подросток не очень задумываясь о его значении. Еще реже думаем о причинах такого поведения ребят. Если родители пьют, ссорятся или очень много работают и не замечают своего ребенка (побои и ругань - не проявление внимания), то агрессивное поведение, неуспеваемость в школе и уходы из дома весьма логичны. Но почему мы встречаем трудных подростков из благополучных семей родители которых тратят много сил и времени на воспитание своего ребенка?

Дети с гиперактивностью и нарушением внимания - термин, который за рубежом применяется в случаях, когда проблемы ребенка лежат не в области воспитания, а в области психологии и психиатрии. Однако, наличие этого диагноза не снимает ответственности с родителей за воспитание своих детей. Гиперактивность и нарушение внимания (ГиНВ) означает необходимость специального подхода к обучению, воспитанию и развитию ребенка дома, в школе и на улице. Это необходимо учитывать родителям, учителям, тренерам, участковым милиционерам и представителям социальных служб.

Чтобы понять методологию работы с гиперактивными детьми и возможность использования лошадей для работы с ними, необходимо понять особенности их поведения, обучения и общения. Предлагаю вашему вниманию выдержки из материалов Аниты Шкеди (Израиль) - педагога, инструктора по лечебной верховой езде, которая давно занимается этой проблемой и является признанным специалистом в данной области. В сентябре 2000 года Анита провела в Москве семинар для специалистов лечебной верховой езды.

Материалы представлены в форме тезисов. С полным текстом статьи Аниты Шкеди можно ознакомиться в Оздоровительном конном центре Солнечный остров.

Анита Шкеди

Особая роль инструктора по лечебной верховой езде при обучении детей с гиперактивностью и нарушением внимания

Особенности учащихся с гиперактивностью и нарушением внимания

неспособны удерживать в памяти какое-либо событие. У них отсутствует чувство прошлого, и вследствие этого они не способны сравнивать разные элементы прошлого опыта. Они не в состоянии давать оценку событиям.

неспособны использовать прошлый опыт в настоящем. Если бы они осознавали прошлое, они смогли бы лучше предугадывать будущее. Они не осознают будущего.

не обладают чувством времени и в следствии этого у них нет понимания того, что произойдет в следующий момент. Принцип перенесения опыта прошлого на будущее помогает развитию самосознания у больных с ГиНВ. Они не обладают самосознанием.

обладают другим чувством времени: они не способны строить планы, составлять расписания, что создает трудности в попытках организовать, спланировать будущее. Кроме того, неспособность обдумывать действия означает, что такие пациенты не способны запоминать информацию. Они живут данным моментом.

не способны анализировать информацию, отделять факты от ощущений. Они не объективны и не проницательны. Они не способны овладевать своими эмоциями ради достижения цели.

нуждаются в определенной среде, в чем-то извне, что бы стимулировало их энтузиазм и внутренние порывы. Им необходима некая форма поощрения извне, чтобы пробудить их к действию.

не усваивают язык; не рефлексируют; не видят проблем, требующих решения; не прибегают к самоанализу. Они не способны достичь самоконтроля.

Проблемы на уроках в школе

беспокойство, неловкость, чрезмерная подвижность;

неусидчивость;

большая подверженность внешним отвлекающим факторам;

трудности в выполнении заданий по заданным условиям;

с трудом фиксирует внимание при выполнении задания или во время игры;

не редко, не выполнив одного задания, переключается на другое;

с трудом сохраняет тишину во время игр;

многословен;

перебивает других, назойлив;

слушает невнимательно;

теряет снаряжение для занятий или игр;

часто подвергает себя или окружающих физическому риску, не думая о последствиях.

Некоторые родители и специалисты могут сказать, что школьный учитель не в состоянии справиться с учащимся, страдающим ГиНВ, скорректировать его поведение на уроке. ГиНВ мешает усвоению таким учеником элементарных навыков.

Это момент спорный: очевидно, что школьный учитель может определить проблемы учащегося, но он не может определить их природы. Школьному учителю нужно оказать поддержку.

Мнение родителей детей с ГиНВ, которые занимались лечебной верховой ездой

1-й родитель

В сущности проблемы начались еще в детском саду. Если кто-то из детей прикасался к нему, он взрывался... он очень агрессивный. Он не давал покоя другим детям и был очень шумным. Меня попросили забрать его из сада. Когда он пошел в первый класс, учительница сказала, что он подает большие надежды, но справится с этими симптомами она не может.

Единственное, что предлагала учительница, было использование медикаментов. Мальчик ежедневно возвращался домой в слезах, говоря, что в школе ему нравятся только перемены.

Основные изменения, наступившие после того, как ребенок стал посещать занятия Лечебной Верховой Ездой (ЛВЕ):

Он нашел занятие себе по душе;

Во время верховой езды, он слушается указаний инструктора;

Возвращается с занятий спокойным, поведение его изменилось;

Воспринимает верховую езду как награду;

Мама считает, что инструктор ЛВЕ многому научил ее в подходе к ГиНВ.

2-й родитель

В начале интервью мама сказала, что ее ребенок был очень зажатым, легко раздражимым, нуждался в немедленном поощрении. Он мог учится, но поведение было его главной проблемой: он дрался и ссорился с одноклассниками. Мама считает, что ее сын хорошо развит для своего возраста. Но он не был в состоянии построить отношения с другими детьми. Учитель не мог справится с ним, видя выход в приеме медикаментов.

С начала занятий ЛВЕ у него появился мотивирующий фактор. По словам его матери, он стал совершенно другим ребенком. Если бы в школе учитель попросил бы его поднять руку, он не за что бы не сделал этого, но на занятиях ЛВЕ его реакция мгновенна. Он говорит маме, что она должна поговорить с Богом, чтобы не было дождя. Даже если он приезжает на занятие в возбужденном состоянии, он всегда возвращается домой спокойным. Ему нравится лошадь, его мама считает, что животное понимает ее сына. По мнению мамы, ее ребенок стал чувствовать себя гораздо лучше.

У него по-прежнему остаются проблемы, но лошадь, как считает его мама, поможет ему понять самого себя. Она никогда не видела, что он плохо себя ведет на занятиях. Других учеников он не беспокоит.

3-й родитель

У ее сына ГиНВ и серьезный трудности с учебой, он посещает специальную школу, персонал которой, по мнению его мамы, способен справиться с проблемами его обучения, но ничего не знает о специфике ГиНВ. Ребенок не принимает никаких специальных препаратов, мама работает дома и имеет возможность самостоятельно заниматься развитием сына.

ЛВЕ стала одной из важнейших вещей в его жизни. Он изменился физически, в особенности координация движений. У него появилось чувство собственной защищенности и веры в свои силы. В процессе обучения приемам верховой езды он смог развить навыки учебы вообще.

У него появилось чувство времени: неделя, день недели. Его настроение портится, если на улице дождь, и занятие приходится пропустить. Верховая езда помогла ему осознать последовательную смену событий и необходимость этому соответствовать.

Он впервые попал в ситуацию, в которой все происходит по доступным для него правилами, и он понимает их. Он знает, что во время верховой езды его команды должны быть четкими.

В основном у мальчика все те же проблемы с учебой, но верховая езда развила у него восприимчивость.

Особая роль инструктора ЛВЕ

Инструктор ЛВЕ играет особую роль в обучении детей с ГиНВ. Первая причина этого состоит в тон, что за короткое время индивидуальной работ с каждым из учеников инструктор имеет возможность понять основу всего процесса специального обучения. Инструктор предлагает программу обучения, основанную на индивидуальных целях, достижение которых подразделено на кратковременные и долговременные этапы.

Специальный метод обучения детей с ГиНВ в рамках программы верховой езды может применяться как в малых группах, так и на индивидуальных занятиях. Это означает, что учитель может точно фиксировать, что данный ученик должен изучать в тот или иной момент.

Вторая причина, по которой инструктор ЛВЕ играет особую роль в обучении детей с ГиНВ, заключается в том, что в настоящее время учителя стеснены правилами и целями, преследуемыми современными школами. Тенденции социокультурной среды стали сказываться на национальных образовательных программах, в связи с этим учителю все труднее творчески подходить к образовательному процессу, импровизировать на занятиях. В новой системе большое количество упущений, в частности, априорно был сделан акцент на том, что все учащиеся одинаковы и требуют к себе одинакового отношения. Последнее в особенности ущемляет права учащихся с ГиНВ, поскольку они очевидно не соответствуют общим требованиям и в связи с этим лишены возможности получить должное образование.

Инструктор ЛВЕ по-прежнему свободен от рамок национальных программы для средних школ. Он по-прежнему в состоянии играть роль учителя, воспитателя и друга, передавая учащимся свой собственный опыт в том или ином стиле, используя те или иные методические приемы.

Инструктор ЛВЕ ведет индивидуальные занятия, учитывая индивидуальные нужды каждого ученика.

Для всадников, с трудом воспринимающих практические указания, верховая езда предлагает ряд очень простых правил и руководящих принципов. Переходя от одного типа активности к другому, всадник учится на преступать к новому заданию, прежде чем не выполнит предыдущее. Например, завершить езду шагом, прежде, чем пустить лошадь рысью (более быстрый аллюр).

Учащиеся с ГиНВ часто много разговаривают и не могут играть тихо, но разговорчивый всадник не беспокоит и не провоцирует лошадь. Лошадь как основной инструмент инструктора ЛВЕ не дает сбоев, не отключается, - у нее есть удивительная особенность - она все время слушает всадника.

В ЛВЕ существует целый ряд парадигм для учащихся с ГиНВ: обучение выездке, прыжкам, верховой езде в сельской местности. Каждое задание имеет свои правила и стратегии, идет ли речь об удержании животного внутри определенного пространства или об уходе за ним. Это в высшей степени мотивирующий метод индивидуального обучения. Один час занятий подобного рода целиком задействуют внимание учащегося и его способность к концентрации.

Кроме того инструктор использует ЛВЕ и как поощрение, столь необходимое многим учащимся с ГиНВ.

И наконец, лошадь не может критиковать ученика, - его самооценка возрастает наравне с удовольствием и радостью от верховой езды.

Материалы предоставлены Русским иппотерапевтическим сообществом

Скачать архив с текстом документа