Цивилизация и исторический процесс. Понятия сознания, познания, истины и науки. Антропосоциогенез

СОДЕРЖАНИЕ: Понятие и структура сознания, общественное сознание. Понятие истины, ее характеристики. Познаваемость мира как философская проблема. Ступени процесса познания. Специфика научного познания. Антропосоциогенез. Личность и общество: проблемы взаимоотношений.

30. ПОНЯТИЕ И СТ-РА ОБЩ. ФОРМАЦИИ. ФОРМАЦ ПОДХОД К АНАЛИЗУ ИСТОР. ПРОЦЕССА

Три подхода к истории общества:

Культурологический подход: Н.Данилевский, Шпенглер, П.Сорокин. НИЦШЕ. ГЕРДЕР. Исторический процесс есть смена культур, социальных отношений и совокупности личностей. Личности взаимодействуют в области культуры в соответствии с принятыми нормами. Но приходит новая личность и начинает новую культуру – вводится мода на новую культуру. Вслед за культурой происходит широкая трансформация социальных отношений.

Формационный подход: Маркс: периодизация истории человечества на основе смены способов производства и общественно-экономических формаций. Формация – социально-экономическая форма общественно-производственной деятельности. Общеcтвенно-экономичеcкая формация - это конкретно-исторический тип общества, взятого в его целостности, функционирующий и развивающийся в соответствии с присущими ему объективными законами.

Формация фиксирует тип об-ва, то общее и сущ-ое, что присуще разным странам и народам с одинаковым уровнем развития. Наиболее существенными эл-ми в формации явл.:

-способ пр-ва;

-базис и надстройка

Кроме того

-формы соц. общности

Основа каждой формации - ПС, т.к. они – начальный момент становления соц.организма. Их саморазвитие обусловлено всеми изменениями, кот. происх. с его структ.составляющими. Целостность об-ва, своебр. связей, черт, его структ. Эл-ов опред. ступень его разв.

С-ма ПО – эк.базис об-ва. Процесс смены Сарой сис-мы ПО новой ведет к переходу от одной формации к другой. Это связано с тем, что именно сис-ма этих отношений, т.е.эк. базис придает формации х-р конкр истор типа об-ва. Основу членения истор.процесса можно видеть и в господств. форме ПО, кот.находит свое отражение в опред. форме собств. В рез-те истории чел-во предстаетв виде 3 формаций, каждая их которых имеет опред форму собственности: общинная, частная, общественная.

Не каждый народ проходит через все формации. В ист. челов-а смена формации ведет к более развитому типу общ-ва. Однако прогресс челов-а состоит не столько в ступенчатом переходе, сколько в накоплении ценностей цивилизации на каждом витке прогресса

Социально-политические формации: 1. первобытно-общинный строй, 2. рабовладельческий, 3. феодальный, 4. капиталистический, 5. социалистический. Человек не может производить в одиночку (в историческом плане).

Достоинства формац подхода:

-позв раскрыть диалкт общ жизн, выражающуюся в закономерностях истор. процесса

-позв выявить эти закономерности

- охарактеризовать ступени этого процесса в виде смены формаций

- выявить соц-эк сущность той или иной страны или народа

- выявить специфику этапа развития

- подойти к пониманию многообразию чел.истории

Цивилизационный подход: Сен-Симон, О.Конт, М.Вебер, А.Тойнби.

Цивилизационный подход предполагает право каждого народа на социальный эксперимент – не проходят «график развития». Реализация своей культурной программы. Учет исторических обобенностей и условий.


31. ПОНЯТИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ. ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ ИСТОР. ПРОЦЕССА

Три подхода к истории общества:

Культурологический подход: Н.Данилевский, Шпенглер, П.Сорокин. НИЦШЕ. ГЕРДЕР. Исторический процесс есть смена культур, социальных отношений и совокупности личностей. Личности взаимодействуют в области культуры в соответствии с принятыми нормами. Но приходит новая личность и начинает новую культуру – вводится мода на новую культуру. Вслед за культурой происходит широкая трансформация социальных отношений.

Формационный подход: Маркс: периодизация истории человечества на основе смены способов производства и общественно-экономических формаций. Формация – социально-экономическая форма общественно-производственной деятельности.

Цивилизационный подход: Сен-Симон, О.Конт, М.Вебер, А.Тойнби.

Цивилизация (термин просветителей)-высокий разумный уровень развития общества. Цивилизация=культура (сообщество воспитанных и образованных людей, гражданские законы, моральные правила, жизнь зависит от общества, религиозное благочестие).

Цивилизация – религия (Тойнби) – Западная, Восточно-православная, Исламская, Индуистская, Дальневосточная. Африка

Цивилизация – программа развития общества с целями, закрепленная в социальных институтах, материальном совершенстве. Цивилизация есть овеществление культуры, совокупность инструментов для развития общества.

Шпенглер – цивилизация – закат культуры. Духовная деятельность омертвляется и подавляется техническими альтернативами.

Энгельс: Цивилизация – историческая ступень развития. Цивилизации в этом контексте предшествуют дикость и варварство.

Цивилизационный подход предполагает право каждого народа на социальный эксперимент – не проходят «график развития». Реализация своей культурной программы. Учет исторических особенностей и условий.

более Гибкий способ, чем формационный.

Цивилизационный метод не знает жестких детерминаций. Цивилизация – это движение, а не состояние. Отсутствует необходимость в навязывании формы цивилизации.

Технический прогресс не рассматривается как общественная ценность. Общ ценность – мораль поколений, предки, община, традиция.

В рез-те отнош.людей к предметам труда, между собой складываются технологические отношения.

Индивид – всего лишь член сообщества, не самостоятельная единица. Нет индивидуального выбора места жительства, карьерного пути.

Подходы:

-локальн-истор;

-истор.-стадиальн

-всем-истор

Каждый подход – своя классификация цивилизаций

Выделение в понятии ц. техн.-технол. базиса как опред. компонента позв-ет пок-ть существ. черты цив:

-цив. хар-ет соц.организации об-ва

-ц – соц организация об-ва со всеобщ связью индивидов и базисн. соц.образований

-цель ц – воспр-вои приумножение общ.пр-ва

Достоинства цив.подхода:

-позв. выделить конкр истор формы общ хоз-ва и понять их роль в разв. об-ва

-позв понять хар-е черты и тенденции развития разл соц и этн об-в

-позв обогаить предстваления о соц-псих облике конкр об-ва

-позв наращивать интеграц процессы в об-ве
32. СУЩНОСТЬ ДИАЛЕКТИКО-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОГО ПОНИМАНИЯ ИСТОРИИ

Диалектико-материалистическое понимание истории начинается с решения основного вопроса философии в применении к обществу. “Сознание людей зависит от их бытия”. Это утверждение вытекает из простого факта, что “люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой, искусством, религией...” А для этого нужно трудиться, производить материальные блага.

Итак, сущность материалистического понимания истории состоит в том, что:

1. Производство и вслед за ним обмен его продуктов составляют основу всякого общественного строя.

2.Исторический процесс, общественное бытие носят объективный характер.

3. Главной движущей силой, преобразовывающие жизнь общества, являются народные массы.

4. Средства для изменения существующего положения вещей нужно открывать в наличных материальных факторах производства.


33. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА СОЗНАНИЯ. СОЗНАТЕЛЬНОЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

Сознание - специфически человеческая форма идеального отражения и духовного освоения действительности. Идеалистическая философия истолковывает сознание как нечто не зависящее от объективного мира и созидающее его.

Объективный идеализм (Платон, Гегель и др.) превращает сознание в божественную, таинственную сущность, оторванную и от человека, и от природы, видя в нем первооснову всего сущего.

Субъективный идеализм (Беркли, Мах и др.) рассматривает сознание индивида, вырванного из всех общественных связей, как единственную реальность, а все предметы - как совокупность представлений отдельного человека.

Материализм понимает сознание как отражение действительности и связывает его с механизмами высшей нервной деятельности.

Воззрения домарксовских материалистов были ограниченными: они истолковывали человека как природное, биологическое существо, игнорировали его общественную природу, практическую деятельность, превращали сознание в пассивное созерцание мира (Созерцательность).

Специфические особенности марксистского понимания сознания заключаются в следующем:

1) Сознание общественно по своей природе. Оно возникает, функционирует и развивается как компонент практической деятельности общественного человека.

2) Человек мыслит с помощью мозга. Деятельность высокоорганизованной нервной системы мозга является условием возникновения и развития человеческого сознания.

3) Сознание предметно, т.е. направлено на бытие. Познать, освоить предмет, раскрыть его сущность - в этом заключается смысл сознания.

4) Сознание включает в себя не только отражение объективного мира, но и осознание человеком своей психической деятельности (Самосознание).

5) Вместе с тем сознание не сводимо ни к мышлению, ни к актам самосознания, а охватывает как абстрагирующую деятельность мышления, так и продуктивное воображение. Кроме того, сознание включает в себя интуицию и человеческие эмоции, волю, совесть и т.д. Итак, сознание есть совокупность, средоточие психических функций человека.

6) Сознание тесно связано с языком. В нем оно находит свое материальное воплощение. Материализуясь в языке, продукты деятельности сознания могут быть переданы последующим поколениям. Язык есть лишь одна из форм материализации сознания, оно воплощается и в предметах культуры - продуктах труда, произведениях искусства и пр.

7) Наряду с теоретическим отражением действительности сознание включает в себя ценностные установки личности, её социальные ориентации и пр.

8) Существуют различия между обыденным сознанием (им люди руководствуются в повседневной жизни) и научным сознанием, между индивидуальным сознанием и общественным сознанием, выражающем интересы классов, групп, общества в целом. Формы общественного сознания - наука, искусство, мораль и т.д. - несводимы к индивидуальному сознанию.

9) Функция сознания заключается не только в том, чтобы верно ориентировать человека в окружающей действительности, но и в том, чтобы через отображение способствовать преобразованию реального мира.

Ощущения, понятия, восприятия, мышление образуют ядро сознания. Но они не исчерпывают всей структурной полноты сознания: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Именно благодаря сосредоточености внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания.

Св-ва созн:

-универсальность – в с. могут быть отражены любые явления

-избирательность – с. избирает 1 эл-т своим объектом

-объктивность – отражает так, как надо

-целеполагание-прежде мыслить, чем думать

-активность;

-тв-во

В широком смысле понятие бессознательное представляет собой совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта. В ряде психологических теорий бессознательное - особая сфера психического или система процессов, качественно отличных от явлений сознания. Термин бессознательное используется также для характеристики индивидуального и группового поведения, действительной цели, последствия которого не осознаются.

Громадная роль в теории бс принадлежит ЗФ. В общем плане психика человека представляется Фрейду расщепленной на две противостоящие друг другу сферы сознательного и бессознательного, которые представляют собой существенные характеристики личности. Но во Фрейдовской структуре личности обе эти сферы представлены не равнозначно: бессознательное он считал центральным компонентом, составляющим суть человеческой психики, а сознательное - лишь особой инстанцией, надстраивающейся над бессознательным. Своим происхождением сознательное, по Фрейду, обязано бессознательному и выкристаллизовывается из него в процессе развития психики. Поэтому, согласно Фрейду, сознательное не есть суть психики, а лишь такое ее качество, которое может присоединяться или не присоединяться к другим его качествам Фрейд, подобно своим великим предшественникам Лейбницу и Канту, строит свою систему анализа - психоанализ в целом - на одном только отрицательном понятии, понятии бессознательного, понимая таковое как психика минус сознание.

Само бессознательное Фрейд также подвергает аналитическому расчленению. Здесь Фрейд высказывает важную мысль о существовании двух форм бессознательного. Это - во-первых, скрытое, латентное бессознательное, т.е. то, что ушло из сознания, но может в дальнейшем всплыть в сознании; во-вторых, это вытесненное бессознательное, т.е. те психические образования, которые не могут стать сознательными потому, что им противодействует какая-то мощная незримая сила. Первый вид бессознательного в дальнейших работах Фрейд называет предсознательным (ПСЗ), а второй - собственно бессознательным (БСЗ, или Оно, или Id).


34. ПРИРОДНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗНАНИЯ. ОТРАЖЕНИЕ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ

Сознание - высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности. Сознание представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. С самого рождения человек попадает в мир предметов, созданных предыдущими поколениями и формируется как таковой лишь в процессе обучения целенаправленному их использованию, которое происходит лишь в процессе общения. Именно потому, что человек относится к объектам с пониманием, со знанием, способ его отношения к миру называется сознанием. Любое ощущение или чувство является частью сознания, так как обладает значением и смыслом. Однако сознание не есть только знание или языковое мышление. С др. стороны нельзя отождествлять сознание и психику, т.к. не все психические процессы включаются в данный момент в сознание. Таким образом сознание формируется деятельностью чтобы затем влиять на эту деятельность, определяя и регулируя ее.

Отpaжение кaк генетичеcкaя пpедпоcылкa cознaния

Отражение - всеобщие свойство материи воспроизводить в своих свойствах особенности других объектов, с которыми произошло взаимодействие. Основные свойства отражения:

неживая природа:

а) в результате отражения свойства отражаемого объекта передаются отражающему в виде следа, копии или отпечатка

б) воздействие одного объекта на другой не стимулирует активности этих объектов.

живая природа:

а) отражение активно; б)оно всегда целенаправленно; в)оно может носить опережающий характер; г)оно несет функциональный характер.

Общие свойства отражения

а) оно воспроизводит свойства отражаемого объекта лишь частично; б)упорядоченность отражаемого объекта воспроизводится с большими или меньшими искажениями.

Формы отражения: Раздражимость – первичная форма саморегул. живой природы. Лежит в основе всех уровней. Здесь реакция орг-ма проявл. целиком за счет энергии самого организма. Чувствительность – более высокая форма. Проявл. простейшие рефлексы и ощущения псих формы отражения. Рефлекс – законом реакция орг-ма на внешнее раздражение (осущ-ся с задержкой). Нейрофизиол – орг-м активно исп-ет свою внутр программу, строит свое поведение. Психика – необх приспс-е животн. к среде и главный рез-т мозга.

ОщущениеВоспритиеПредставление


35. СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ СОЗНАНИЯ. ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ

Сознание - высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности. Сознание представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. С самого рождения человек попадает в мир предметов, созданных предыдущими поколениями и формируется как таковой лишь в процессе обучения целенаправленному их использованию, которое происходит лишь в процессе общения. Именно потому, что человек относится к объектам с пониманием, со знанием, способ его отношения к миру называется сознанием. (пример со слепо глухонемым ребенком) Любое ощущение или чувство является частью сознания так как обладает значением и смыслом. Однако сознание не есть только знание или языковое мышление. Человеческое сознание зависит не от биологических факторов, телесной организации, хотя зависит – пол, возраст, национальность, физическое самочувствие/, но от общения с людьми, через приобретения навыков, предметных действий. Тем не менее, нельзя отождествлять сознание и психику, т.к. не все психические процессы включаются в данный момент в сознание (речь идет о бессознательном).

Сознание возникло в процессе общественно-производственной деятельности человека и неразрывно связанно с языком. Основными подходами к происхождению сознания были следующие: Платон:тело человека - вместилище бессмертной души и ее раб, бестелесная душа управляет всем во вселенной. Христианство: разум человека,его мышление- искорка божественного разума. Именно он мыслит, желает, чувствует в человеческом сознании.

Декарт: сознание- внепространственная субстанция, впервые рассматривает проблему самосознания. Гегель:С. - одно из воплощений всемирного разума. Впервые рассматривает социально - историческую природу сознания, говорит о принципе историзма. В ХХ веке возникает теория отражения. Согласно этой теории сознание это высщая форма отражения.


36. ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ. ОБЩЕСТВЕННОЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ, ИХ ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ

О.С. - осознание о-вом самого себя, своего обществ. бытия и окр. дейст-сти. Это целостное духовное образование, включающее в себя идеи, чувства, взгляды, теории, в кот. общество не только осознает себя и свое общ. бытие в реальном существовании, но и его активно преобразующую роль, кот. начинает свое преломление в поступательном развитии об-ва и его бытия. О.с. порождается о. бытием, но может обратно влиять на него, сл. бытие - фундамент. закономерности общ. созн-я - вторичность и его отн. самостоятельность. О.с. формируется с учетом вида мат. пр-ва. М.пр. - основа, прридающая цельность, связь и непрерывность мир. истории. Знач. м.п. не только в том, что оно необх. условие сущ-я о-ва и ч-ка, но и в том, что весь строй жизнедеят-сти людей зависит от способа производств мат. благ в кажд. эпоху, обусл. соц., полит., духовн. процессы жизни.

Индивидуальное созн-продукт деятельности отд.индивида в предметном мире.(Это не значит, что в становлении инд.с. не должны учитываться матер. и дух. ф-ры)

Общ и инд с. не сводимы друг друга:

-о.с. не есть сумма инд.с.

-о.с. вбирает в себя не каждое инд созн.

Общ и инд. с. отличаются друг от друга носителем, ролью, способом существования, временными рамками, степенью обобщенности

Фомы о.с. предст. собой разл. способы духовного освоения дейст-сти. Классификация: 1) по предмету отражения: полит. созн. отраж. отн-я между классами, нациями, гос-вами, к пробл. власти. 2) по формам отражения: наука отр. дейст-сть в форме понятий, гипотез, теорий, моделей. 3) по особ-стям своего р-я, сопоставляя науку и иск-во. 4) по выполн. ими соц. F. Различие F, прежде всего, выявл. своебразие каждой формы о.с. Наука - познават. и практич. F, моральн. созн. - основа формир. нравств. личности, отн-я ч-ка другим людям. По этому пр-ку все формы о.с. делятся на 2 гр.: 1) регулир. чел. отн-й: Политическое - совокупность полит.доктрин, концепций, программ, взглядов и представлений. Возникает вместе с появлением классов, но оказывает сильнейшее влияние на др. формы общественного сознания, в т.ч. и на экономику. Особенность: она выражает коренные интересы различных больших соц.групп. Право - совокупность норм и правил поведения людей, утвержденных гос-вом. Мораль - совокупность норм поведения,не установленных гос-вом.(обеспечиваются традициями, общественным мнением, авторитетом всего общества) 2) Наука, иск-во, философия - формы дух. и дух.-практич. освоения всей окр. ч-ка дейст-сти. Плюс религия - промежут. полож. Анализ форм о.с. и разраб. критерия их разгран-я имеют методологич. знач-е для иссл-я о.с. конкр. о-в.


38. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

Проявляющиеся в связи общ.с. и общ.бытия

1) абс.независимость общ.с. от общ.бытия как проявления безусловн. ценности общ.сознания

2) абс. зависимость общ.созн от общ бытия, определяющаяся соответствием содержания общ.с. общ. бытию;

3) относ. зависимость о.с. от общ бытия, обусловленная наличием границ возможного выбора

4) относительная независимость общ. с. от общ. бытия, определенная промежутками в границах возможного выбора

5) абс. незави-ь о.б. от о.с., вытекающая существоваия общ.б до и вне о.с.

6) абс. зави-ь о.б. от о.с., обусловленная пределами, в кот цель как закономерность определяет способ и характер действий человека

7) относ. независимость о.б. от о.с., определенная невозможностью нарушения о.с. законов о.б.

8) относ. зависимость о.б. от о.с., обуславливающаяся возм-ю воздейств о.с. в пределах объект законов о.б.

Характеризующие связь с явлениями дух.порядка

1) обусловленность уровня развтия о.с. уровнем разв. дух культуры, но зависимость от ест-науч, общих, гуман знаний

2) постоянное возрастание роли общ.с. в дух. жизни об-ва, превращающее его в важнейший ф-р дух. развития людей

Собственно внутренние закономерности

1) преемственность в ходе смены представлений взглядов, теорий, идей в истор. разв. об-ва

2) опережение общ.с. реального процесса жизни или отставания от него

3) неравномерность развития о.с. (уровней,сфер, форм)

4) взаимосвязь различных уровней, сфер,форм общ.с.

5) активность воздейстивя о.с. на процессы жизнедеятельности об-ва


39. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ: ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ (ЭМПИРИЗМ, РАЦИОНАЛИЗМ, ИРРАЦИОНАЛИЗМ)

Познание есть специфический вид духовной деятельности человека, процесс постижения окружающего мира.

Большинство философских систем нового времени выделяли 2 основных этапа: чувственное (эмпирическое) и рациональное. Их роль и значение в процессе познания определялись разными философиями по-разному. Рационалисты (Декарт, Спиноза, Лейбниц, Кант, Гегель) приписывали решающее значение рациональному познанию, не отрицая и значения чувств познания в качестве механизма связи разума с внешним миром. Сторонники эмпиризма считали чувственное познание главным и даже единственным источником знаний (Гоббс, Локк).

Кроме того, существует еще и иррациональное познание.

Чувственное познание является начальным этапом познания. Во-первых в историческом плане. Во-вторых, такая деятельность является начальной в том смысле, что на ее основе осуществлялся контакт человека с миром материальных объектов. Она -предпосылка без которой другие формы познавательной деятельности не могут существовать.

Для познания объектов данного типа необходимо функционирование органов чувств, нервной системы, мозга, благодаря чему возникает ощущение, восприятие материальных объектов. Такая форма деятельности называется чувственной деятельностью или чувственным познанием. Необходимо подчеркнуть зависимость чувственного познания от непосредственной чувственно- практической деятельности и, во-вторых, целостность чувственного освоения материального объекта.

Рационализм - учение в теории познания, согласно которому всеобщность и необходимость - логические признаки всеобщего знания - не могут быть выведены из опыта и его обобщений. Они могут быть почерпнуты из самого ума либо из понятий, присущих уму от рождения (Декарт), либо из понятий, существующих только в виде задатков, предрасположений ума. Опыт стимулирует и проявление (Спиноза, Лейбниц, Кант, Гегель, Фихте, Шеллинг).

Рациональное познание занимается идеализированными объектами. Главное – математика и логика. Вера в разум, в очевидность рационального рассмотрения.

Недостатки рационализма – в недоверии к опытным фактах и переоценка достоверности умозрительных конструкций. Логические принципы часто опровергаются жизненной практикой. Рационализм не знает диалектику – знание всегда стоит на месте. Нет синтеза. Ничем не обогащается и кристаллизовывается. Познание должно соприкасаться с практикой.

Рационализм проявляется в психологии (отсутствие бессознательного, иррационального), искусстве (реализм, немистическая картина мира, рациональный характер творчества), этике (рациональные стороны поведения, страх уголовного наказания).

Иррационализм (Бергсон, Дильтей, Ницше) - философское учение, настаивающее на ограниченных возможностях разума, мышления и признающее основным родом познания интуицию, чувство, инстинкт... Считает действительность хаотичной, лишенной закономерностей, подчиненной игре слусая, слепой воле (иррациональностью в частности является экзистенциализм).

Тактика иррационализма: человека объемлет реальность, но она дана ему не в полной мере и постигнута вся быть не может.


40. ПОЗНАВАЕМОСТЬ МИРА КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА И ОСНОВНЫЕ ВАРИАНТЫ ЕЕ РЕШЕНИЯ

Познаваемость мира - это предпосылка человеческой деятельности. Познаваемым может быть лишь мир, обладающий универсальными законами существования и развития (Если бы мир был только изменяющимся, то существование в нем каких бы то ни было устойчивых структур было бы невозможным; если бы он был только неизменным, то для существования в нем живому существу было бы достаточно рефлекса).

Вопрос, над которым веками билась неуемная мысль человека - как возможно познание, познаваем ли мир в принципе.

В самом деле, Вселенная бесконечна, а человек конечен, и в границах его конечного опыта невозможно познание того, что бесконечно. Этот вопрос неотвязно преследовал философскую мысль в самых различных формах. В попытке ответить на него четко обозначились три основных линии: оптимизм, скептицизм и агностицизм. Оптимисты утверждают принципиальную познаваемость мира, агностики, напротив, ее отрицают. Скептики же отрицают принципиальную познаваемость мира, но выражают сомнение в достоверности знания.

В современной немарксистской философии выдвигаются различные доводы в защиту невозможности познания тех или иных явлений и сторон действительности. Натуралистические доводы ссылаются на специфику органов чувств человека, сводятся к утверждению невозможности преодолеть ограниченность условий познания.

Основная проблема, с которой столкнулся агностицизм, заключается в том, что предмет в процессе его познания неизбежно преломляется сквозь призму наших органов чувств и мышления.

Однако логика агностицизма на каждом шагу опровергается развитием науки, познания.

Сегодня ряд тенденций современной философии склоняется на позиции агностицизма в вопросе о познаваемости сущности мира, а в особенности человека и общества. Диапазон таких доктрин довольно широк - от неопозитивизма до феноменологии, экзистенционализм, прагматизма и др.

Догматизм - антиисторический, недиалектический схематически - окостеневший тип мышления, при котором анализ и оценка теоретических и практических проблем и положений производиться без учета конкретной реальности условий места и времени.

Гносеологическая основа догматизма - одностороннее отношение к истине, признание в ней абсолютного момента при одновременном игнорировании ее относительности. Психолог.догматизм покоится на слепой приверженности к однажды выработанным приемам и способам познания и деятельности.


41. ОСН. СТУПЕНИ ПРОЦЕССА ПОЗНАНИЯ. ЕДИНСТВО ЧУВСТВ., РАЦ. И ИНТУИТ. В ПОЗН-И

В поиске истины человек проходит чнрнз опред. ступени – именно они выступают условиями процесса познания:

-чувственная (ощущения, восприятия, представления)

-рациональная(понятие – сущность предмета, суждение – отказ от второстепенных признаков, умозаключение – без обращения к органам чувств)

- интуитивная (нерациональная)

Познание, начинаясь с ощущений, восприятий, продолжаясь в виде представлений, и поднимаясь на высшие этажи теоретического мышления, представляет собой единый процесс, тесно связанный с волей и чувствами. Диалектика чувственного и рационального в познании преодолевает метафизическую ограниченность сенсуализма и эмпиризма, преувеличивающих роль чувственной формы познания с одной стороны, и рационализма, умаляющего роль ощущений и восприятий. Рационализм, сильно гипертрофирующий рациональное в ущерб реальной значимости чувственного может служить дорогой к идеализму.

Логическое мышление невозможно в отрыве от чувственного; из него оно исходит и на любом уровне абстрагирования заключает в себе его компоненты в виде наглядных схем, символов, моделей. Вместе с тем чувственная форма познания вбирает в себя опыт мыслительной деятельности. Единство чувственного и рационального предстает в процессе познания в виде бесконечной спирали: за каждым удалением от исходной мысли следует все новый и новый возврат к ним и их обогащение. Здесь важнейшую роль играет и интуитивное познание, служащее связующим звеном между чувственным и рациональным. С каждым понятием если не актуально, то потенциально связанны наглядные представления, которые выступают не только начальным, но и конечным пунктом абстрактного мышления, когда оно воплощается в конкретное дело.

Подчеркивая единство чувственной, рациональной и интуитивной ступеней познания, мы должны иметь в виду, что они обладают и относительной самостоятельностью:

мышление есть качественно самостоятельное целое со своей специфической структурой, отличной от структуры чувственного и нерационального познания.


42. ПОНЯТИЕ ИСТИНЫ. ИСТИНА И ЗАБЛУЖДЕНИЕ. ОСНОВНЫЕ ХАР-КИ ИСТИНЫ

Наука не может довольствоваться любым знанием, ее интересует лишь истинное знание. В оценке качества знания ученый, прежде всего, и использует категории истины и заблуждения.

Истина достигается в противоречивом взаимодействии субъекта (тот, кто познает) и объекта (то, что познается). В истине необходимым образом отражается единство объективной и субъективной составляющих познавательного процесса: без объекта знание теряет свою содержательность, а без субъекта нет самого знания.

Истина и действительность - совершенно разные вещи. Действительность существует независимо от познающего субъекта. В самой объективной реальности никаких истин нет, в ней существуют лишь предметы со своими свойствами. Истина появляется в результате познания людьми этой реальности.

Истина - это единство объективного и субъективного, субъективный образ объективной реальности.

По своему источнику и содержанию истина объективна. Источником познания является объект, и оно - отражение его. Под объективной истиной понимают такое содержание знаний, которое целиком и полностью продиктовано объектом, и не зависит ни от человека, ни от человечества. Но истина не существует без человека и человечества. Если реальность существует независимо от сознания субъекта, то истина всегда существует в сознании человека. Истина есть человеческое знание, а не сама реальность.

Для характеристики процесса постепенного уточнения и углубления истины, насыщения ее объективного содержания вводятся понятия абсолютной и относительной истин.

Абсолютная истина - знание, абсолютно совпадающее по своему содержанию с отображаемым объектом, т.е. это полное, точное, исчерпывающее знание об объекте. Абсолютная истина в познании скорее идеал, к которому стремятся ученые, чем реальный результат.

Относительная истина - знание, достигаемое в конкретно-исторических условиях познания и характеризующееся относительным соответствием своему объекту, т.е. это частично верная истина, она лишь приближенно и неполно соответствует действительности.

Об относительной истине как раз и можно сказать, что она представляет собой более или менее истинное знание. В реальном познании путь к абсолютной истине, как к своему пределу, лежит через серию уточняющих и обогащающих друг друга относительных истин.

Конкретность - это свойство истины, основанное на знании реальных связей, взаимодействия всех сторон объекта, главных, существенных свойств, тенденций его развития.

Заблуждение - это содержание сознания, соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. Заблуждения тоже отражают, правда, односторонне, объективную действительность, имеют реальный источник. В любом вымысле содержатся нити реальности. Заблуждения обусловлены и относительной свободой выбора путей познания, сложностью решаемых проблем, стремлением к реализации замыслов в ситуации неполной информации.


43. ПРОБ-А КР-ИЯ ИСТИНЫ В ИСТ-И ФИЛ-И. ПРАК-А И ЕЕ РОЛЬ В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАНИЯ

Фома Аквинский подразделяет истины откровения на два рода: истины, доступные разуму, и истины, выходящие за пределы его познавательных возможностей. Фома утверждает, что высказывание Бог существует, с одной стороны является очевидным, с другой стороны, не зная, что такое Бог, мы не можем принять его существование за что-то очевидное.

Каждая вещь, - утверждает Фома, - постольку называется истинной, поскольку приближается к сходству с Богом...»»

Гегель приходит к выводу, что истина лишь постольку есть истина, поскольку содержит в себе в единстве различные, в том числе и противоположные, стороны реального. В этом смысле Гегель утверждает: абстрактной истины нет, истина всегда конкретна.

В новоевропейской философии принят критерий истины, при котором истина объявлялась вечной и общезначимой. Истинное знание ( уже потому, что оно истинно ) никак не связано со временем и местом его возникновения и не зависит от возможностей его практического осуществления. Истина, по определению, едина, тогда как история многообразна.

Критерий истинности – человеческое сообщество. Достоверность – во всеобщности впечатлений. (Фейербах)

В качестве критерия истины всегда выступает практика, которая не только проверяет действие истины, но и прогрессирует, подходит к идеалу, к абсолютной истине. Люди посредством практики изменяют вещи, по мере продвижения к истине. Практика зависит от знаний – с появлением новых и устареванием старых изменяется и практика. Практика всегда носит продуманный, осознанный характер. Практика является движущей силой познания. Практика - это материальная, предметно-чувственная деятельность людей, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природных и социальных объектов и составляющая всеобщую основу и движущую силу развития человеческого общества и познания. По отношению к познанию она играет троякую роль. Во-первых, является источником, основой познания, его движущей силой, дает ему необходимый фактический материал.

Во-вторых, практика является способом приложения знаний, и в этом смысле она цель познания. В-третьих, она служит мерилом, критерием истинности результатов.

Практика постоянно развивается, поэтому расширяются и границы той или иной истинны. Практика многогранна - от эмпирического опыта до строжайшего научного эксперимента.

В процессе развития истинного знания, наука и практика все больше выступают в неразрывном единстве.


44. ПОНЯТИЕ НАУКИ. СПЕЦИФИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

Наука не агрегат, а система, в которой целое (четкая взаимосвязь соотв. знаний) - важнее частей (Кант). Наука явл. осн. формой чел. познания. Наука, создавая законы, приносит их в природу.

Вып. социальные функции: 1)культурно-мировоззр., 2)наука как непоср. производ. сила, 3)как социальн. сила (использ. при реш. разл. проблем, возник. в ходе общ. разв-я). В этом историч. порядке функции возникали и расширялись. Снач. в эпоху Возрожд-я - борьба между теол. и наукой за право определ. мировоз-е. Процесс превр-я науки в произв. силу - созд-е и упрочение постоянных каналов для практ. использ-я науч. знаний, появл. прикладных иссл-й. В совр. эпоху наука выступ. тж. в кач. социальн. силы. След., многообразие наук об о-ве : 1) Этнография изучает быт и культуру народов земного шара, их происхожд., расселение и культурно-исторические связи. 2) Юридическая наука рассм. сущность и историю гос-ва и права 3) Языкознание изучает язык, его культуру, законы функционирования и развития. 4) Педагогика имеет своим предметом вопросы воспитания, образования и обучения подрастающих поколений в соответствии с целями и задачами общества. 5) Литературоведение изучает художественную литературу, специфику лит. творчества, общественное значение худож. лит-ры. 6) Экономика изучает экон. отношения людей, законы, управляющие производством, распределением и обменом материальных благ. Для науч. знания хар-но наличие 2 уровней: эмпирич. и теоретич. Для эмпирич. знания хар-на фактофиксирующая деятельность. Теор. знание - это сущностное знание, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков. Теория - это обобщение практики, опыта или наблюдений. Наблюдение и эксперимент - важнейш. методы иссл-я в науч. знании. Эмпир. и теор. уровни связаны, предполагают друг друга, хотя исторически эмпирическое предшествовало теоретическому. В процессе науч. познания применяется мысленный эксперимент, когда ученый в уме оперирует образами и понятиями, мысленно создает нужные условия. Теория - это высшая, обоснованная, логически непротиворечивая система научного знания, дающая целостный взгляд на существенные свойства, закономерности, и.т.д. Теория - развивающаяся система верных, проверенных практикой научных знаний. Сердцевину научной теории составляют входящие в нее законы. Многообразию форм современного теоретического знания соответствует и многообразие типов теорий, а также многообразие их классификаций.


45. МЕТОДЫ И ФОРМЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

Эмпирическое и теоретическое. В науке различают эмпирические и теоретические уровни исследования. Это различие имеет своим основанием:

1. Методы познавательной активности.

2. Характер достигаемых результатов.

Эмпирическое исследование предполагает выработку программы исследований, организацию наблюдения и экспериментов, описание и обобщение экспериментальных данных, их классификацию, первичное обобщение. Для эмпирического познания характерна фактофиксирующая активность. Теоретическое познание - это сущностное познание, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков. Здесь орудием выступают понятия, категории, законы, гипотезы... Исторически эмпирическое познание предшествует теоретическому, но только этим путем нельзя достигнуть полного и истинного знания.

Эмпирическое исследование, выявляет все новые данные наблюдений и экспериментов, ставит перед теоретическим мышлением новые задачи, стимулирует его к дальнейшему совершенствованию. Однако и обогащающееся теоретическое знание ставит перед наблюдеием и экспериментом все более сложные задачи.

Структура познавательного процесса:

- эмпирические методы

- наблюдение - это преднамеренное, направленное восприятие, имеющее целью выявление существующих свойств и отношений объекта познания. Наблюдение приобретает научное значение, когда оно в соответствии с исследовательской программой позволяет отобразить объекты с наибольшей точностью и может быть многократно повторено при варьировании условий.

- сравнение

- эксперимент, с помощью которого объект или воспроизводится искусственно, или ставится в определенным образом заданные условия, отвечающие целям иссследования.

- измерение

-теоретические методы (напр., формализация)

Часто говорят, что теория - это обобщение практики, опыта или наблюдений. Научные обобщения часто используют ряд осбых логических приемов:

1)прием универсализации, который состоит в том, что общие моменты и свойства наблюдаемые в ограниченном множестве экспериментов, распространяются на все возм. случаи.

2)прием идеализации, состоящий в том, что указываются условия, при которых описываемые в законах процессы происходят в чистом виде, т.е. так, как в самой действительности они происходить не могут.

3)прием концептуализации, состоящий в том, что в формулировку законов вводятся понятия, заимствованные из других теорий, и получившие в них достаточно точный смысл и значение.

-кроме того, используются такие общенаучные методы, как анализ и синтез, индукция и дедукция, научная абстракция (выделение сущностных характеристик), гипотеза (предположение, исходящее из фактов, умозаключение, пытающееся проникнуть в сущность еще недостаточно изученной области мира) и др.


46. ПРОБЛЕМА СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ

Человека современная ф. понимает как целостность. Сущность ч. связана с обществ.условиями его функционирования и развития, с деят-тью, в ходе к-рой он оказывается и предпосылкой и продуктом истории. Ч. - совокупность всех обществ. отношений.

Сократ видел задачу философии в исследовании этико-познавательной сферы человеческой жизни и деятельности. Он считал, что человек более всего нуждается в познании самого себя и своих дел, определении программы и цели своей деят-и, ясном осознании того , что есть добро и зло, прекрасное и безобразное, истины и заблуждения. Для Сократа смысл человеческой жизни заключается в философствовании, в пост. самопознании, вечном поиске самого себя путем испытания. Он считал, что поступки ч-а опр-ся степенью его осведомленности.

Фома Аквинский считал, что в человеке нет никакой другой субстанциальной формы, кроме одной лишь мыслительной души, и что она как виртуально содержит в себе чувствующую и пита тельную души, и содержит в себе все неизменные.. формы, и од на производит все, что производят в других видах более несовершенные формы.

Маккиавели, он считал, так как желания человека ненасытны и так как природа наделила человека способностью все мочь и ко всему стремится, а фортуна позволяет ему достигать лишь немногого, то следствием оказывается постоянная духовная неудовлетворенность и пресыщенность людей тем, чем они владеют. Именно это заставляет их хулить современность, хвалить прошлое и жадно стремится к будущему даже тогда, когда у них нет для этого разумного основания.

К. Маркс придерживался следующего определения личности. Человек - есть ансамбль общественных отношений. Все, чем живет человек, имеет значение в свете его общения с другими людьми. Человек - разумное начало.

С конца XIX века в философии выдвигаются сомнения разум ности деятельности человека. Человек на подсознательном уровне может поступать неразумно, иррационально. Это было подхвачено Ф. Ницше, который говорил, что в человеке живет не только творец, но и тварь. Чтобы уничтожить тварь, Ницше предлагал освободиться от морали. Он придерживался идеи сильной личности.

Н. Бердяев понимал личность как существо, подч-ое сверхчеловеческому началу. Это начало творческое и в этом смысле божественное. творческая энергия человека делает его подобным богу. Такой точки зрения придерживались и другие русские философы (Соловьев, Булгаков и др.).

З. Фрейд. Личность - подсознательное. Человеком управляют ряд инстинктов, пришедшие к нам из животного мира.


47. АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Антропосоциогенез – параллельный процесс возникновения человека и человеческого общества; процесс перехода биологической формы движения материи к социальной, являющийся неразрывным единством превращения человека животного в человека и объединения животных в человеческое общество.

Человеческое общество - это высшая ступень развития живых систем, главные элементы которой - люди, формы их совместной деятельности, прежде всего труд, продукты труда, различные формы собственности и вековая борьба за нее, политика и государство, совокупность различных институтов, утонченная сфера духа.

Аристотель называл человека политическим животным, то есть живущем в государ¬стве (политике), в обществе.

Фергюсон писал, что «Человечество следует рассмат¬ривать в группах, в которых оно все¬гда существовало. История отдельного человека–лишь единичное проявление чувств и мыслей приобре¬тенных им в связи с его родом и каждое иссле¬дование, относящееся к этому предмету, должно исходить из целых обществ, а не от¬дель¬ных людей» - позитивизм

В антропосоциогенезе центральная роль отводилась и до сих пор отводится трудовой гипотезе Ф.Энгельса, утверждающего, что человек был создан трудом. Являясь частью природы человек постепенно, в процессе труда и общения формируется как социальное существо. Этот процесс имеет своим началом выделение человека из животного мира, формирования у него социальных побудительных мотивов в поведении.

Труд есть процесс, совершающийся между человеком и природой, та главная материальная сила, которая вела к возникнов. и формированию собственно человеческой жизни - общества.

Основная задача антропосоциогенеза - показать отличие человека от ост. природы:

1) способность производить орудия труда

2) развитие языка. Язык- результат аккумуляции, обобщения предшествующего человеческого опыта, средство передачи знаний, мыслей, образов. Язык – система дифференцированных знаков, передающих информацию. Мысль – это внутренняя речь

3) практика - это материальная, предметно-чувственная деятельность людей, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природных и социальных объектов и составляющая всеобщую основу и движущую силу развития человеческого общества и познания.


48. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО ПОНИМАНИЯ ЧЕЛОВЕКА. ПОНЯТИЯ: «ЧЕЛОВЕК», «ИНДИВИД», «ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ», «ЛИЧНОСТЬ»

В философии нет единого решения о месте ч-а.

Субъкт. ид-м:место чел-ка опр-ся рамками внутри мира чел-ка, отрвавшегося от объект основ бытия. Жизнь – произведение упорядоч. комплексов ощущений. Общего, упорядоченного идеала быть не может. Поведение в об-ве опр-ся общ. нормами (конвенционализм)

Объект.ид-м рассматривает ч-а как главное творение бога. Направления:

-волюнтаризм: основа чел.жизни – иррациональное устремление воли

-панлогизм (Гегель): в общ.жизни реализуются замыслы мирового духа. Ч-к – ср-во воплощения этой идеи

-религ.антропологизм ведет назначение ч-ка в свободное совершенство мира на путях приближения к идеалу, замысленному самим богом

Мат-м: назначения чел-ка из примата реальности. направления:

-натурализм – не видит соц.специфики чел-ка. Жизнь полность обеспечена биол. законами

-социологизм – полностью игнорируется природа человека – только ф-я общ. жизни

-антропол.мат-м видит сущность чел-ка в его естестве, отсутствует истор. взгляд на ч-ка

Дуализм: двойственность человека: параллельное сущ-е в мире природы (матер сущ-е) и свободы (ид. сущ-е). Направления:

-натур.дуализм – чел-к сост из ряда уровней, обесп. его сущ-е в разл. мирах

-соц.дуализм(фрейд) – чел-к от природы порочен,

-спиритуализм указ-ет, что природа чел-ка регулируется ид. началом (высший божественный источник).Душа – ид.регулятор

Человека ф. понимает как целостность. Сущность ч. связана с обществ. условиями его функционирования и развития, с деят-тью, в ходе к-рой он оказывается и предпосылкой и продуктом истории.

Ч. - совокупность всех обществ. отношений.

Индивид (от лат. individuum - неделимое) - единичный представитель человеческого рода, родовая биологическая характеристика человека; обозначение единичного в отличие от совокупности, массы; отд. живое существо, особь, отд.

человек - в отличие от коллектива, социальной группы, общества в целом.

Индивидуальность - неповторимый способ жизни, индивидуальная форма общественного существования; неповторимое своеобразие какого-л. явления, отд. существа,

человека. В самом общем плане И. в качестве особенного, характеризующего данную единичность в ее качественных отличиях, противопоставляется типичному общему,

присущему всем элементам данного класса или значительной части их. Развитая индивидуальность-многообразие соц. качеств

Личность - общежитейский и науч. термин, обозначающий:

- человеческого индивида как субъекта отношений и сознат. деятельности в аспекте его социальных качеств, формировавшихся в процессе конкретных видов деятельности и общественных отношений (лицо, в широком смысле слова)

- динамическую, целостную и устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности; интеллектуальных социально-культурных и морально-волевых качеств, выраженных в его сознании и деятельности.

Человек как индивидуальность выражает себя в продуктивных действиях, и поступки его интересуют нас лишь в той мере, в какой они получают органичное предметное воплощение. О личности можно сказать обратное: в ней интересны именно поступки.


49. ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО: ПРОБЛЕМА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

Аристотель называл человека политическим животным, то есть живущем в государ¬стве (политике), в обществе.

Фергюсон писал, что «Человечество следует рассмат¬ривать в группах, в которых оно все¬гда существовало. История отдельного человека–лишь единичное проявление чувств и мыслей, приобре¬тенных им в связи с его родом и каждое иссле¬дование, относящееся к этому предмету, должно исходить из целых обществ, а не от¬дель¬ных людей» - позитивизм

Иcторичеcкие типы взаимоотношений человека и общества.

К.Маркс выделял три основные исторические типа социальности: отношения личной зависимости (1), отношения вещной зависимости при личной независимости (2), отношения свободных индивидуальностей (3).

1. Отношения личной зависимости характерны для всех докапиталистических обществ, как доклассовых, так и для классово-антагонистических. Общим для них явл. включение индивида в жестко регламентированную локализованную систему общественных связей (род, община, сословие, каста, цех и т.д.). И эта система явл. весьма устойчивой, замкнутой и довлеющей над человеком, определяет существенные особенности его поведения. Личная зависимость проявляется как непосредственная зависимость человека от первобытного коллектива. Индивид и реально, и в своем созн-и не выдел-тся из коллектива и осознает себя принадлежащим роду.

2. С развитием капиталистического товарного производства ломаются костные социальные структуры; сословные и прочие перегородки рушатся. Произошло разделение общества на множество индивидов - частных лиц, уже не связанных отношениями личной зависимости. Это обусловлено осуществляющимися при переходе к капитализму глубокими изменениями в характере труда. Ликвидируется система внешнеэкономического принуждения к труду, что и означает освобождение трудящегося от личной зависимости. С развитием капитализма перед индивидом открывается возможность присвоения накопленных человечеством богатств материальной и духовной культуры. Если в условиях натурального хоз-ва человек производил продукт, нужный для потребления ему, его семье или его господину, то в условиях товарного производства вещь эта производится для продажи. Таким образом, становление личности в рамках вещных отношений представляет собой противоречивый процесс: наряду с освобождением человека от сословных и прочих уз, формированием предприимчивости, самостоятельности индивидов, развитием форм и ростом масштабов общения нарастают многообразные формы отчуждения личностей от общества и друг от друга.

3. На основе общественной собственности складывается новый, коллективный тип личности. Этот тип взаимоотношений отличается как от примитивных форм первобытной коллективности, где человек был слит с коллективом, так и от тех обществ, в которых преобладают антагонизм личных и общественных интересов, различные формы отчуждения, иллюзорные формы коллективности. Социалистический тип коллективности призван не подавлять личность, а быть основой ее свободного и всестороннего развития, не нивелировать людей, а способствовать проявлению богатства индивидуальностей, не ставить личность в зависимое положение от коллектива, а сочетать интересы личности и коллектива. При таком гармоническом сочетании личность становится столь же заинтересованной в развитии коллектива, как и коллектив в развитии личности.

Скачать архив с текстом документа