Цивилизация и культура
СОДЕРЖАНИЕ: Противопоставление культуры и цивилизации стало возможным в результате осмысления германской наукой состояния культурного единства при одновременной политической раздробленности собственной нации.Противопоставление культуры и цивилизации возникло в Германии B XVIII-XIX вв. Социально-исторические корни этого понятия лежат положении Германии того периода. Она состояла из множества карликовых феодальных гос-в и не имела национально-политического самосознания, хотя ощущение единства национальной культуры было ярко выражено.
Противопоставление культуры и цивилизации стало возможным в результате осмысления германской наукой состояния культурного единства при одновременной политической раздробленности собственной нации.
Немецкий социолог Фердинанд Теннис в конце XIX века сформулировал представление о направлении эволюционирования социальной организации от общины (Gemeinschaft) к обществу (Geseftscnaft) и выделил соответственно 2 типа социальных отношений - общинные и общественные.
Отношения 1-ого типа коренятся в эмоциях - привязанностях душевной склонности - и сохраняют, сознательно (в силу следования традиции) или бессознательно (в силу эмоциональных уз и благодаря объединяющему влиянию общего языка) собственную самотождественность. Данные отношения характерны для таких общностей как семья, соседство, род, этнос и нация. Здесь главное - органичность конкретность отношений, их укорененность в традиции. Эти отношения - отношения в рамках общей культуры.
В основе отношений 2-ого типа или общественных отношении лежит рациональный обмен смена находящихся во владении вещей. Эти отношения имеют вещную природу и характеризуются противоположно направленными устремлениями участников. Они могут существовать между разделенными и чуждыми друг другу людьми между врагами благодаря сознательному решению участвующих в них индивидов. Отношения этого типа имеют целиком рациональную структуру. Их субъектами могут быть не только индивидуумы, но и разного рода группы, коллективы сообщества и государства, рассматриваемые как «формальные лица». Это отношения в рамках цивилизации.
Так как развитие социальной организации происходит от «общины» к «обществу», то по Теннису общественный прогресс связан с утратой культурного компонента отношений, разрывом традиционных связей, непрерывным снижением доли тепла родственности и душевной взаимной склонности в отношениях людей друг к другу. Их место занимают холодный расчет и рационализм.
Такие оценки обусловили идеализацию общинных отношений необратимо уходящих в прошлое и привели к возникновению концепции культурного пессимизма и к так называемому культурному кризису современности, ведущему к распаду и гибели культуры.
Основоположником критики эволюционно сложившейся к 19 веку и развивающейся этнической и социальной культуры был Фридрих Ницше, а неоромантическая традиция дала косвенные основания для реакционных выводов, совмещающихся с направлением нацистской пропаганды, активно развернувшейся в Германии после 1-ой мировой воины.
Освальд Шпенглер (1919 г. «Закат Европы») увидел в цивилизации свидетельство грядущей гибели Запада. Для Шпенглера, как для Тенниса и для многих других, противопоставление культуры и цивилизации - это противопоставление духовной идеалистической стороны существования технологической и утилитарно-материалистической. К культуре относится все созданное духом, органичное, творческое конкретное к цивилизации - нетворческое неорганичное всеобщее.
В наше время Г. Маркузе противопоставил цивилизацию культуре как холодную повседневность - вечному празднику, как реальность – утопии.
Учение о противостоянии культуры и цивилизации легло в основу обеих существовавших в XX в. версий о тоталитарной идеологии. Огромна связь критики культуры с нацистской пропагандой в культ «богоизбранной» нации. Легко прослеживаются ходы мысли, ведущие от критики культуры к шовинизму, расизму, сепаратизму и аннексии мигрантами методом «лисы-кукушонка» чужих территорий у принявших их к себе жить народов.
Далее шла критика загнивающего Запада: германская наука противопоставлялась западной, германское искусство (воспевающее романтические ценности семьи, народа, расы) ставилось бесконечно выше вырожденного абстрактного искусства Запада, которое подлежало «презрению и уничтожение (картины и книги - в огне, художники - в концлагерях).
В марксистской традиции тоже можно увидеть элементы критики цивилизации (торгашеской буржуазной цивилизации уничтожающей подлинность человеческих отношении). В Манифесте коммунистической партии пролетариату, как продукту безжалостной и рациональной технической цивилизации, необходимо было победить цивилизацию капиталистическую, совершив социалистическую революцию, а затем, обогатив себя всем культурным богатством, которое накопило человечество, воссоединить цивилизацию и культуру.
Это была программа возвращения потерянного рая культуры на новом витке исторического развития. Герберт Маркузе (неомарксист) - сторонник этой утопической идеи скачка из царства необходимости в царство свободы.
Критики культуры от Ницше и Тенниса до Шпенглера и более поздних не предполагали, что из их теорий будут сделаны такие радикальные выводы, какие делали нацисты и большевики. Практическая реализация культуркритических идей сопровождается вульгаризацией философских и культурологических положений. Поэтому надо с осторожностью относиться к утверждениям сегодняшних российских лидеров о том, что спасение от жестокости нашей новой реальности — в народе или в провинции, где отношения чище и лучше», теплее и эмоциональнее, что идея России - это идея соборности, коллективности.
Идеологи же патриотизма всех стран, сосредоточились на борьбе с пагубным влиянием процесса «глобализации мира», исполняемым безнациональным «мешком с горохом» под названием американская цивилизация (где все граждане и диаспоры вроде бы, как сограждане, вместе, но каждые из них сами по себе), с трупным запахом и последствий воняющей идеологией этой групповой узкоэтнической «глобализацией» мировой культуры на основе двойных стандартов оценки всех и каждого, агрессии, смертных казней, разгула преступности, пыток и порнографической пошлости, как якобы (считают они и их ближневосточные идеологи) главных показателей проявления свободы личности, на деле же разлагающей человеческие отношения, деградирующих мировую культуру, культуру многих стран и народов.
Идеологи патриотизма сосредоточили все средства пропаганды на том, чтобы противопоставить безликому, бесчувственному, пошлому и агрессивному космополитизму «богоизбранных» одноэтническо-религиозных конфессий и «наций» этническую и межэтническую (гражданскую) эмоциональную близость и массовое осознание взаимосвязи, взаимообусловленности благополучия и безопасности каждого гражданина, каждого члена рода, нации, расы, государства от наличия целостности, безопасности и благополучия, перечисленных и иных социумов, вне которых личная свобода, безопасность и благополучие гражданина, личности, субъекта культуры иллюзорны, утопичны.
Идеологи патриотизма сосредоточили все средства пропаганды и на том, чтобы осудить и уничтожить у любого народа или социума проявления фашизма и шовинизма, торгашеского и иного колониального или оккупационнного кровопийства и паразитирования какого-либо народа или его представителей за счёт эксплуатации или геноцида другого, других или приютившего(их) их народа(ов).