Туристические потенциал и продукт национальных парков
СОДЕРЖАНИЕ: Потенциал и ресурсы. Оценка потенциала. Туристский продукт парка. Некоторые рекомендации по построению эколого-туристских маршрутов.Туристические потенциал и продукт национальных парков
Выявление и оценка туристского потенциала и доступных туристских ресурсов национальных парков - это одна из важнейших задач для организаторов их туристской деятельности. Для того, чтобы решать эту задачу корректно и профессионально необходимо достаточно четко различать содержание этих понятий, владеть методами оценки потенциала и принципами формирования эколого-туристского продукта.
2.1. Потенциал и ресурсы
Словосочетания, в которых “потенциал” используется как терминообразующее слово (“рекреационный потенциал”, “разность туристских потенциалов” и др.), стали достаточно часто употребляться и в популярной, и в специальной туристской литературе. Однако выяснить конкретное содержание, которым различные авторы нагружают термин “потенциал”, нередко оказывается весьма сложно, поскольку широкоизвестных, общепринятых профессиональных трактовок этого термина применительно к туристике не существует и используют его чаще всего как термин общеупотребительный, очевидный. Вместе с тем содержание этого термина далеко не элементарно и в туристике должно быть ограничено более или менее отчетливыми рамками.
В общих толковых, а также в энциклопедических словарях термином “потенциал” (от латинского potentia - сила) обозначаются “возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи” (Советский энциклопедический словарь, 1989, стр.1058). Это достаточно емкое и вместе с тем универсальное определение, безусловно, может быть принято за основу и в туристике. Необходимо только наполнять его конкретным содержанием в зависимости от:
· объекта, потенциал которого характеризуется,
· задачи, для решения которой может быть использован этот потенциал.
Сферу использования потенциала или задачу, для решения которой он будет использоваться, целесообразно обозначать через соответствующее прилагательное (например, рекреационный или туристский потенциал), а объект через соответствующее дополнение (например, потенциал Подмосковья).
Определение рекреационного потенциала, а точнее “рекреационного потенциала ландшафта” дано в толковом словаре по охране ландшафтов. Определение гласит: “Рекреационный потенциал ландшафта - совокупность природных и культурных условий, оказывающих положительное влияние на человеческий организм и обеспечивающих путем сочетания физических и психических факторов восстановление работоспособности человека” (Охрана ландшафтов, 1982, стр.164).
Одним из весьма существенных в этом определении служит слово совокупность. Именно поэтому термин “потенциал”, при всей его близости термину “ресурс”, отличается от последнего тем, что хотя и применяется в форме единственного числа, но всегда подразумевает совокупность характеристик, предметов, явлений.
Еще одно отличие потенциала от ресурса состоит в том, что потенциал достаточно четко связан с конкретной задачей, для решения которой он определяется, в то время как ресурс хотя и рассматривается в контексте своего назначения, но его связь с конкретным пользователем не столь определенна. Так, например, водный ресурс или водные ресурсы территории могут использоваться и туристами, и промышленностью, и сельским хозяйством. То же самое относится и к лесным ресурсам. Если же мы говорим о туристском потенциале территории и оцениваем при этом его водный компонент, то сразу подразумеваем именно те свойства водоема или реки, которые существенны для их туристского использования.
Наконец, описание потенциала какого-либо объекта, как правило, предполагает и оценку этого потенциала в сравнении с потенциалом другого объекта.
Итак, туристским потенциалом какого-либо объекта (или территории) именуется совокупность приуроченных к данному объекту (территории) природных и рукотворных тел и явлений, а также условий, возможностей и средств, пригодных для формирования туристского продукта и осуществления соответствующих туров, экскурсий, программ.
Таким образом, понятие “туристский потенциал” по отношению к понятию “туристский ресурс” выступает как более широкое, в некотором смысле как собирательное.
Разумеется, несмотря на показанные различия, оба эти понятия можно употреблять с достаточной степенью свободы, поскольку контекст все же часто позволяет понять какое в них вкладывается содержание. Однако далее оба эти понятия будут употребляться не как синонимы, а именно так, как они определены выше.
2.2. Оценка потенциала
Прежде, чем кратко описать схему оценки туристского потенциала парков и сравнения потенциалов различных объектов, необходимо определить из каких основных компонентов складывается этот потенциал. Все множество этих компонентов целесообразно разделить на две основные группы:
· природные и культурные ландшафты и их компоненты;
· средства и условия осуществления туров (программ, экскурсий).
К группе “Природные и культурные ландшафты и их компоненты” следует относить:
· собственно территории и акватории парков, а также памятники природы, ботанические и зоологические сады, океанариумы и тому подобные объекты в окрестностях парков;
· в эту же группу включаются естественноисторические (особенно краеведческие) музеи и т.п., а также объекты, интересные и поучительные для демонстрации экологических принципов природопользования, например экотехнологичные хозяйства и предприятия, угодья аборигенных (традиционных) обществ и объекты культурного наследия;
· сами культурные ландшафты с их эстетическими достоинствами, территории с особой культурно-исторической ценностью ( например, левитановские или поленовские пейзажи, усадебно-парковые комплексы и образцы ландшафтной архитектуры и т.п.), безусловно, должны быть включены в эту же группу.
В группу “Средства и условия” очевидным образом включаются:
· экотехнологичные виды транспорта (поезда и автобусы, а не автомобили; велосипеды, а не мотоциклы и т.п. ), а также экотехнологичные объекты размещения туристов, и экотехнологичное туристское снаряжение;
· экологически чистые и преимущественно местные продукты питания;
· и что особенно важно, квалифицированные гиды-экологи, а также дидактические и вообще информационные материалы;
· экологическая благоприятность местности, в том числе в аспектах загрязнения, санитарно-эпидемиологической обстановки, риска стихийных бедствий;
· пригодность (соответствие) территории для целей тура (ботанического, зоологического, спелеологического, фитотерапевтического и т.д.) и ее доступность;
· допустимые рекреационные нагрузки, объемы использования водных, энергетических и иных ресурсов, сроки посещения и формы контактов с объектами наблюдений.
Таков далеко не исчерпывающий, но ориентирующий перечень важнейших компонентов туристского потенциала, совокупность которых необходимо охарактеризовать в целях его выявления и оценки. Здесь необходимо подчеркнуть, что речь идет не о туристском потенциале вообще, а о потенциале природно- и экологически ориентированного туризма, хотя принципиальных методических различий в оценке того и другого потенциалов нет - различия между ними содержательные.
Анализу, оценке, бонитировке рекреационных территорий и ресурсов посвящена обширная литература. Разработаны многочисленные методы оценки рекреационных ресурсов (их обзор дан, например, в монографии “География рекреационных систем СССР”, 1980). Отчасти эти методы пригодны и для оценки туристского потенциала территории, что подтверждается, в частности, опытом работ коллектива географов МГУ в нескольких регионах России (Евсеев и др., 1996; Шабалина, 1997) и специалистов Российской международной академии туризма.
Оценка рекреационных ресурсов всегда осуществляется в нескольких аспектах или по нескольким блокам параметров. Эти параметры различны (и специально подбираются) для основных видов рекреационной деятельности. Обычно ресурсы рекомендуется оценивать в аспектах функциональном, гигиеническом, эстетическом, технико-экономическом и природоохранном. Эти же аспекты можно иметь в виду, оценивая и туристский потенциал территории.
Очевидно, оценки в каждом из названных аспектов могут и должны основываться на различающихся принципах и критериях, наиболее адекватных каждому конкретному аспекту оценивания. Однако эколого-туристский потенциал целесообразно оценивать раздельно, прежде всего по основным группам перечисленных выше компонентов или слагаемых потенциала, подбирая для каждой группы различные способы и критерии, а также выбирая тот или иной из вышеназванных пяти аспектов оценки.
Так, критериями оценки для элементов природных и культурных ландшафтов и для самих этих ландшафтов в первую очередь должны служить их происхождение и история, уникальность, сохранность (нарушенность), аттрактивность и различные характеристики разнообразия, включая видовое богатство флоры и фауны.
Для подгруппы “Средства” весьма подходящими критериями являются показатели экотехнологичности этих средств - такие как расход топлива (энергии) и эмиссия вредных веществ (в тонно-километрах, на одного пассажира и т.п.), уровень шума и вообще гигиенические нормы безопасности, рассчитанные как по отношению к людям, так и биотическим компонентам ландшафтов в целом.
Подгруппу “Условия” следует оценивать, опираясь в первую очередь тоже на существующие нормативы - экологические и иные нормы безопасности, допустимые рекреационные нагрузки и нормы неистощительного ресурсопользования.
Многие, но далеко не все компоненты потенциала удается оценить количественно. Поэтому для получения итоговой, суммарной оценки целесообразно переводить все количественные оценки в качественные. Обычные градации качественной шкалы таковы: “очень низкий, низкий, средний, высокий, очень высокий”. Качественная шкала может содержать и дополнительные градации, например “весьма низкий” и “весьма высокий”. Применять еще более детальные шкалы не всегда разумно, поскольку в таких случаях повышение точности оценок зачастую оказывается мнимым. Превращать количественные шкалы оценок в качественные удобно, разбивая ранжированные ряды оценок с равномерными интервалами на естественные классы по частоте попадания оценок в соответствующий класс и проводя границы между классами по интервалам ряда с минимальными частотами.
Затем ту или иную качественную шкалу следует превратить в пяти - или, соответственно, в семибалльную. Далее осуществляется простое суммирование баллов. Оценивая подгруппу компонентов “Условия”, например, таких как благоприятность и пригодность территории (объекта) для осуществления тура по конкретным характеристикам, необходимо разделить их на способствующие и препятствующие осуществлению тура. Последним надлежит присваивать баллы с отрицательными значениями, вычитая их из общей суммы итоговой оценки.
Интегральная оценка туристского потенциала любого объекта или территории конвенциональна, поскольку она неизбежно включает качественные показатели и может получить осмысленную трактовку только в сравнении с оценкой потенциала другого объекта. Это означает, во-первых, что в зависимости от детальности принятой шкалы необходимо при оценивании (сравнении) иметь в поле зрения как минимум пять или семь объектов (по числу градаций шкалы) и, во-вторых, что следует всегда четко определять в пределах какого региона выполняются оценка и сравнение потенциалов. Ведь от этого обстоятельства очевидным образом зависит расстановка высших и низших оценочных баллов. Действительно, флора Приокско-Террасного государственного заповедника может получить высший балл по богатству среди флор охраняемых территорий Московской области, но только средний или даже более низкий среди флор всех охраняемых территорий Европейской России.
Итак, выявление и оценку эколого-туристского потенциала какой-либо территории имеет смысл проводить как оценку сравнительную:
· оценивая фиксированный набор компонентов потенциала,
· используя для расчета итоговой оценки качественные шкалы в их балльной форме,
· вовлекая в сравнительную оценку необходимое число объектов оценки,
· четко обозначая территориальные рамки сравнения.
2.3. Туристский продукт парка
Термином “туристский продукт” обозначаются три достаточно различных понятия. Во-первых, согласно федеральному закону “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации” турпродукт это “право на тур, предназначенный для реализации туристу”. Такое определение не всегда продуктивно, оно искажает общепринятый смысл слова “продукт”, хотя и подчеркивает правовой характер отношений между продавцом и покупателем.
Во-вторых, в соответствии с общепринятым словоупотреблением, туристский продукт это потребительский комплекс, включающий тур, туристско-экскурсионные услуги и товары. Здесь будет уместно подчеркнуть невещественный характер части турпродукта, а именно - туристских услуг.
В-третьих, турпродуктом именуют также совокупность потребительских стоимостей этого комплекса.
В практике туристской деятельности национальных парков термин может употребляться во всех вышеозначенных смыслах, поскольку парки могут предлагать все компоненты турпродукта и обладают правом продавать их.
Как указывалось выше, определение собственного продукта представляет собой одну из важнейших задач туристского маркетинга. Для национальных парков эта задача тем более существенна, что они обладают потенциальными возможностями предлагать на туристский рынок весьма разнообразный спектр как отдельных услуг, так и их сочетаний, составляющих целостные туры, а также немало “сопутствующих” товаров.
В значительной мере определение и формирование своего продукта парки должны основывать на оценках их туристского потенциала, но как это с очевидностью следует из смысла самого понятия потенциала, далеко не все его компоненты могут оказаться - на данный период времени - реальным продуктом, пользующимся достаточным спросом. Таким образом, определение реализуемого продукта зависит от результатов анализа рынка, от его сегментации и выявления целевых групп покупателей. Поэтому ниже речь пойдет только о некоторых типичных видах и компонентах туристского продукта парков. Конкретную же работу по определению своего продукта каждый парк должен вести сообразно своим особенностям, привлекая к этой работе опытных туроператоров, но не передавая в руки какой-либо фирмы всех нитей и возможностей формировать “независимый” продукт, целиком или в значительной мере “замкнутый” на ресурсы парка, а также продавать его без ведома парка.
Последнее условие весьма важно потому, что парк должен обеспечивать инвестирование достаточной части прибыли от туристской деятельности в сохранение своих ресурсов и развитие туристской инфраструктуры. Отчасти этого можно добиваться через введение - по согласованию с местными властями - так называемой туристской ренты, представляющей собой аналог дифференциальной ренты (Козырев, 1998). Туристскую ренту можно определить, например, как часть от налогов, которые туристскими предприятиями региона выплачиваются в местный бюджет с условием, что местные власти направляют эту часть полученных средств непосредственно на развитие туризма в данном регионе.
Другой рекомендуемый путь - создать региональную ассоциацию туроператоров, которая будет заинтересована в развитии инфраструктуры туризма, сохранении и воспроизводстве туристских ресурсов и потому будет стремиться оптимизировать взаимоотношения между парком и турбизнесом, будет влиять на политику “внешних” партнеров парка. Разумеется, администрация парка должна быть одним из ведущих членов или одним из учредителей такой ассоциации. В этой ассоциации вполне уместно и необходимо также участие представителей местной (муниципальной, районной) исполнительной власти.
Прежде, чем выделить компоненты турпродукта, специфичные для национальных парков, целесообразно обратиться к общим представлениям о компонентах турпродукта, а также к представлениям о способах построения из “элементарных” компонентов целостных туристских программ.
Такие базовые представления охарактеризованы, например в “Азбуке для туроператора” (И.Зорин, А.Зорин, 1999). Эти авторы рекомендуют различать элементарные рекреационные занятия или действия туриста (сбор ягод, грибов, орехов, трав и т.п. или прогулки пешие, велосипедные, конные, лыжные и т.п.), которые могут быть обобщены в основные типы занятий (действий) - в приводимом примере это будут заготовки даров леса и прогулки. Названные авторы предлагают все элементарные занятия объединить в 17 типов, указанных ниже в алфавитном порядке:
· альпийский,
· альпинистский,
· активно-оздоровительный,
· водный,
· коммерчески-деловой,
· курортный,
· культурно-оздоровительный,
· охотничье-рыболовный,
· паломнический,
· приключенческий,
· приморский,
· развлекательный,
· спортивно-туристский,
· фестивально-конгрессный,
· экологический,
· экзотический,
· этнографический.
Понятно, что разнообразие занятий и их типов можно описать и иначе. Но важен сам подход - от элементарных “кирпичиков” к типам, а далее - и это наиболее конструктивный путь - к циклам, модулям и программам туристской деятельности, формируемым или “внутри” ведущего типа занятий, или путем соединения типов по двум принципам, обеспечивающим насыщенность и привлекательность программы - по принципу совместимости-взаимозаменяемости элементарных занятий и принципу их дополнительности. По сути дела, приблизительно таким способом опытный туропреатор или бывалый турист интуитивно и формирует туристскую программу. Однако именно четкость и системность упомянутой “Азбуки”, а также возможность рассчитывать длительность, аттрактивность и рекреационную эффективность построенных с ее помощью программ делает ее одним из полезных инструментов туроператорской работы.
Очевидно, основными характерными видами туристских услуг и товаров для национальных парков могут являться:
· разработанные, обустроенные и контролируемые парком постоянные маршруты;
· образовательные и консультационные услуги самых разных типов;
· организация спортивного, приключенческого, зеленого сельского, лечебного и реабилитационного туризма;
· специальные экологические и эколого-культурные туры;
· экскурсионные услуги, в том числе - экскурсии по окрестностям парка;
· проведение специальных мероприятий и акций (ярмарок, аукционов, фестивалей, конкурсов, выставок и т.п.);
· контролируемая заготовка туристами “даров природы”;
· продажа экологически чистых местных продуктов питания;
· экотехнологичные услуги размещения и транспортные услуги;
· прокат туристского снаряжения;
· изготовление и продажа сувениров, в том числе и почтовых марок;
· продажа торговых знаков с экологической символикой парка, рекламные услуги;
· изготовление и продажа специальной аудио-, видео-, фото- и кинопродукции.
В этом списке каждая из первых шести позиций представляют собой основу для построения вариантов вполне целостного туристского продукта парков, остальные семь позиций могут и должны выступать как существенными компонентами любого из целостных туров, так и самостоятельными туристскими услугами или товарами. Впрочем и специальная видеопродукция парка со временем может стать основой для формирования так называемых виртуальных туров, то есть для вполне целостного турпродукта. Поэтому все виды съемок в парке имеет смысл с самого начала проводить по заранее намеченной программе и планомерно создавать свои видеоархивы, получая в обязательном порядке копии видеоматериалов от всех съемщиков.
Задача специалистов каждого национального парка - после выявления и оценки своих туристских ресурсов и потенциала, а также определения целевых групп (об этом этапе работы будет сказано ниже) - построить свои собственные туристские программы, осуществление которых “по плечу” парку, заняться их продвижением и предложить подходящим партнерам (туроператорам, турагентствам, экскурсионным бюро, образовательным учреждениям и т.д.) сотрудничество в освоении остальных ресурсов.
2.4. Некоторые рекомендации по построению эколого-туристских маршрутов
Наиболее типичный и сравнительно легко формируемый турпродукт национальных парков это многодневные экологические маршруты и непродолжительные экскурсии по постоянным экологическим тропам. Однако далеко не всегда предлагаемые парками маршруты оказываются достаточно интересными и содержательными. Поэтому ниже предлагаются некоторые самые общие рекомендации по построению эколого-туристских маршрутов для горожан, а также конкретный пример, иллюстрирующий разработку содержания эколого-туристского маршрута по территории национального парка Мещера.
К содержанию экологических экскурсий
1. Необходимо специально выделить основную тему каждой экскурсии, рассказать о конкретных экологических проблемах посещаемой территории, их причинах и обязательно о возможных способах решения этих проблем.
2. Рекомендуется вписывать в ткань экскурсий в умеренных дозах ( избегая навязчивости и используя конкретный предъявляемый материал ) “смежные” сюжеты, например:
· о связях города с его пригородами, сельской местностью, с “девственными” ландшафтами;
· об истории отношения людей к среде их жизни, к ландшафту, об исторических формах природопользования;
· о динамике ландшафта и его вероятном будущем, которое уже предопределено действиями людей;
· о доступных ныне способах влиять на судьбу ландшафта, а тем самым и судьбу нашего общества, о возможном личном участии и простейших экологических правилах поведения (не забывайте о проблеме экологического эгоизма!);
· о типах охраняемых территорий ( заповедниках, национальных и природных парках ) и их назначении;
· о роли экотуризма в формировании мировоззрения туристов, в охране природы и в улучшении жизни местного населения.
К описанию экологической тропы
· Строить описание на ландшафтной основе, включая в рассказ сведения о рельефе, почвах и материнских породах, о водах и микроклимате, о взаимосвязях этих компонентов природы, не ограничиваясь, как это часто бывает, исключительно ботаническими характеристиками.
· Объяснять причины, обусловливающие экосистемное разнообразие, переход одного типа леса в другой и т.п.
· Показывать динамику экосистем, в том числе естественные сукцессии и изменения, вызванные деятельностью людей.
· Разъяснять экологические функции основных экосистем (например, леса и луга), значение рек (особенно, малых) и речных пойм, демонстрировать конкретные проявления экологических проблем.
· Рассказывать о природоохранной работе, выполняющейся в заповеднике или парке, и по возможности показывать ее результаты.
· Учить правилам посещения охраняемых территорий и вообще правилам поведения в природе.
Объекты и темы, рекомендуемые для включения в программы экологических экскурсий для школьников старших классов
1. Город и пригороды
· Что растет на пустырях? Все ли сорняки вредны? Придорожные яблоки и грибы, наполненные свинцом.
· Родники, ручьи, реки и пруды - чистая вода уже дороже золота?
· Сады, парки, музеи.
· Поля фильтрации и сельские поля.
· Городская свалка, завод по переработке мусора - покажите нам безотходное производство!
2. Сельская местность
· Деревенский дом и деревня, хутор, барская усадьба.
· Садовый участок, дача, коттеджи “новых русских”.
· Теплица, животноводческая ферма, орошаемое и неорошаемое поле.
· Культурный ландшафт как зеркало культуры.
3. Рекреационные и охраняемые территории
· “В лесу родилась елочка...” (лесные экосистемы и земная атмосфера - украшать ли живую елочку к Новому году?).
· “Черт вас возьми степи, да чего ж вы хороши!” (неужели всадник мог во времена Тараса Бульбы с головой скрыться в степных травах? - вымысел и правда, история и будущее степных экосистем - необходимо ли “поднимать целину”?).
· Зона отдыха (горожане на пикниках и многое другое).
· Ботанический сад и “аптекарский огород” - где и как собирать (если это разрешено!) лекарственные травы.
· Национальный парк, заповедник (национальные и личные интересы, заповеди).
Можно придумать бесконечное множество подобных тем. Главное - как исполнить каждую из них, чем насытить, как построить конкретный маршрут и что показать, как “задеть за живое” стопроцентного (и особенно молодого!) горожанина, все более утрачивающего органичную связь с живой и вольной природой, привыкшего к своей как ему кажется комфортной и благополучной асфальтово-автомобильно-электронной среде обитания? Но что делать горожанину, если в его доме (не дай Бог во всем городе) всего лишь на сутки отключится электричество? В этом случае лучшее для него - это отправиться в одну из предлагаемых нами экскурсий, разгрузивши холодильник, поливши цветы, если они у него еще живут, правильно одевшись и взявши на поводок собаку или посадивши кошку в лукошко. О`кей, шутки в сторону. И все же, разрабатывая интересный маршрут, полезно подумать если не о буквально таком мотиве для “экологической вылазки”, так уж непременно о мотиве выживания человека и человечества в современном мире, вплетая этот мотив в содержание каждой экскурсии.
Сюжет, подготовленный для национального парка “Мещера”
Мещера это край лесов, рек и озер, болот и лугов - край, издавна богатый дичью и ягодами, грибами и рыбой. Два столетия тому назад там стала развиваться стекольная промышленность и недаром один из центров края носит имя Гусь-Хрустальный. Потом здесь в промышленных масштабах стали добывать торф и с именем другого мещерского города - Шатуры - связана история создания первых наших тепловых электростанций и электрификации страны. Сдержанную, неброскую красоту мещерских ландшафтов, столь близкую русскому сердцу, характеры и судьбы обитателей этого края прославили повести и рассказы Константина Паустовского. Мещера стала популярным местом отдыха горожан, оценивших ее и полюбивших.
Однако постепенно природные богатства края стали оскудевать, а жители здешних сел, поселков и городов терять рабочие места и источники доходов. В начале 90-х годов здесь были созданы национальные парки “Мещера” и “Мещерский”, предназначенные как для сохранения природы Мещеры, так и для отдыха приезжающих сюда россиян. И конечно же для того, чтобы обеспечить жителей края возможностями найти работу в новой отрасли хозяйства - в природно-ориентированном туризме, опирающемся на природные ресурсы Мещеры, ее красоту и привлекательность. Тем не менее до последнего времени такой туризм все еще не получил здесь достаточного развития.
Поэтому в 1998 году, после участия в акции “Марш парков”, организованной Центром охраны дикой природы и администрацией парка “Мещера”, Факультет экологического туризма Российской международной академии туризма направил в парк своих студентов на практику с целью разработки и реализации эколого-туристских программ. В дальнейшем эту работу вместе с Московской диабетической ассоциацией стал проводить Молодежный эколого-туристский центр “Ойкумена”, созданный по инициативе преподавателей и студентов факультета. В эти же годы, а отчасти и ранее в парке начали работать и другие организации и инициативные группы - “Центр экологических путешествий” и привлеченные им студенты МГУ, краеведы школы №3 города Гусь-Хрустальный под руководством А.Лыкова, школьники села Палищи под руководством Н.Скулова и другие.
Резюме общей оценки потенциала парка и возможностей его использования
Национальный парк “Мещера”, созданный в 1992 году, расположен в юго-западной части Владимирской области, в ее Гусь-Хрустальном районе. Парк граничит с Шатурским районом Московской области. Для территории парка характерны все виды мещерских ландшафтов и экологические проблемы, связанные прежде всего с торфодобычей, вырубкой лесов и стекольной промышленностью. С Владимиром, Рязанью и Москвой, а также с городами и поселками этих областей парк связан сетью железных и шоссейных дорог.
Современный эколого-туристский потенциал парка и всего этого района Мещеры определяется с одной стороны наличием широкого спектра характерных, ценных и аттрактивных экосистем, а также сравнительной близостью к достаточно крупным городским центрам и к крупнейшей Московской агломерации как к источнику рекреационного спроса, а с другой - чрезвычайно слабым развитием рекреационной инфраструктуры и неразработанностью адекватного природному потенциалу набора природно-ориентированных туристских программ.
Это обстоятельство создает предпосылки для продуманного планирования рекреации на более или менее свободном поле потенциальных возможностей, ограниченном однако на данном этапе социально-экономического развития региона прежде всего финансовым дефицитом.
Тем не менее, можно наметить ряд направлений первоочередного развития здесь природно-ориентированных и экологичных форм туризма. В их числе: сравнительно дешевые одно-двухдневные эколого-образовательные экскурсии для школьников близлежащих городских центров; эколого - культурные экскурсионные программы для жителей Москвы; традиционные для региона водные походы по рекам и озерам парка в сопровождении гидов-экологов; сельский туризм.
Последнюю из названных и перспективных форм развития природно-ориентированной рекреации следует планировать особенно тщательно - учитывая природоохранные требования к размещению участков освоения, используя экологичные технологии в строительстве или реконструции жилья, активно привлекая к этому процессу местное население и формируя механизм специального (например, ипотечного) кредитования.
Краткое содержание двухдневного эколого-туристского маршрута “Мещерский лес”
(в разработке участвовала С.И.Чумакова, консультант В.А.Немченко)
Друзья! Приглашаем вас в пеший двухдневный поход по мещерским лесам. Маршрут кольцевой, протяженностью около 20 км. Его осью является долина реки Бужи. Рассчитан на группу из 15-20 школьников старших классов, однако участвовать в нем могут люди почти всех возрастов - от 14 до 65 лет. Ночлег в палатках. Пищу вы должны будете готовить в основном на костре. Продукты (их необходимо запасти и взять с собой), посуду и снаряжение туристы несут сами. Период проведения - со второй половины мая по сентябрь. Начало и окончание маршрута - в деревне Тихоново, куда туристов можно доставить автобусом или легковыми автомобилями. В походе вас сопровождают опытный гид-эколог и егерь национального парка “Мещера”. Рекомендуем заранее ознакомиться с памяткой “Как подготовиться к эколого-туристскому походу?” (прилагается к описанию маршрута).
Основные объекты и темы (по ходу движения).
1. Родник в обнажении у правого берега р.Бужи чуть севернее деревни Тихоново - здесь можно запасти воду для похода, желательно взять пробы воды для анализа в учебной лаборатории.
2. Поля на правобережье Бужи между деревнями Тихоново и Избищи. Сельское хозяйство края прежде и теперь. Что выращивали, каковы были урожаи, последствия мелиорации. Население деревень и его занятия (крестьяне и дачники). Освоенная пойма Бужи - прежние сенокосы и выпасы, нынешние стоянки автотуристов.
3. Участок сложного смешанного хвойно-лиственного леса как пример конечной стадии сукцессии в Мещерских лесах, представляющих собой мозаику южно-таежных, широколиственных и мелколиственных лесных экосистем. Основные породы 1-го и 2-го ярусов леса, кустарниковый и травяной покров, характерные виды и их экологические ниши (ель, сосна, дуб, береза, осина; шиповник, жимолость и можжевельник; майник, брусника и ландыш).
4. Родник “Свиной” - выложенное бревнышками углубление на пологом влажном приречном склоне в зарослях ольхи - буроватая вода, насыщенная органикой. Желательно взять пробы для анализа в учебной лаборатории.
5. Вырубка в березово-сосновом лесу. Плотный злаковый травяной покров с обильной ветошью и подстилкой, местами с брусникой; куртины молодых экземпляров (5-10 лет) березок, осин, ивы. Возможно, это вырубка по пожарищу: формирование устойчивых вторичных экосистем из пирофитов. Экологические ниши березы и сосны. Лесные сукцессии. Скоро ли на вырубке вырастет новый полноценный лес?
6. Следы низового пожара в сосняке у лесной дороги - опад прошлого года не сохранился, стволы сосен обожжены со стороны дороги. Человек и лесные пожары. Древесный уголь был ценным товаром. Роль пожаров в жизни лесных и травяных экосистем.
7. Кротовины в лесу: характер и состав выброшенной песчаной почвы - от более светлых кучек в окнах между деревьями до более темных возле древесных стволов. Лес и почвы Мещеры. Роль субстрата.
8. Лесное болото смешанного типа: участки верхового болота со сфагнумом по периферии и участки низинного злаково-осокового болота в центральной пониженной части. Типы болот, их питание атмосферными осадками и грунтовыми водами.
9. Гидроморфный луг у железнодорожной насыпи (разъезд Тасино), которая препятствует стоку поверхностных и грунтовых вод. Грунтовые воды в Мещере - их роль в жизни лесных и луговых экосистем, динамика, состав (вспомнить родники “Свиной” и возле деревни Тихоново).
10. Лесная и луговая поймы реки Бужи. Низкая, высокая поймы и террасы. Дубравы на суглинистых, гумусированных почвах. Пойменные луга. Типы лугов Мещеры.
11. Как устроить экологичный туристский бивак (где и как поставить палатки, конструкция кострища, куда девать отходы и мусор, проблема туалета) - учимся на своем собственном опыте. И заботимся о тех, кто придет сюда после нас.
12. Вечерние, ночные и утренние голоса и жизнь леса и реки. Скрипучая песенка коростеля и нежный посвист перепела. “Страшное” фырканье и шумная ночная возня ежей, доедающих выброшенную туристами кашу. Не стоит сидеть у вечернего костра и ночевать в палатке, чтобы слушать только радиоприемник или магнитофон! Лучше послушайте рассказы опытного егеря, прислушайтесь к голосам ветра, воды, птиц и зверей.
13. Вдоль Бужи. Заколы на реке и подъемные сетки; плотины с сетями в протоках, соединяющих реку со старицами - зимой рыба устремляется туда, где вода еще насыщена кислородом. Можно ли сейчас ловить рыбу такими традиционными способами? Спиленные бобрами деревья и бобровые плотины. Река кормила и людей, и зверей.
14. Перекат на Буже и обнажившиеся слои плотного торфа. Сколько ему лет? Когда он превратится и превратится ли в каменный уголь? Геологические обнажения - зандровые пески, моренные суглинки. Оледенения и межледниковья.
15. Через пойму Бужи со старицами разного возраста - вверх через террасы Бужи на речные междуречья. От дубрав, зарослей ольхи и ивы, березняков - к соснякам брусничникам и черничникам, соснякам зеленомошникам и соснякам беломошникам. Участки ельников на моренных отложениях. Рельеф Мещеры, ее геологическое строение, грунтовые воды и мозаика лесных экосистем.
16. Валуны. Языческое капище в лесу. Лес и человек. Функции лесных экосистем. Лес и биосфера.
Вернувшись домой, раскройте томик Паустовского, послушайте “Весну священную” Стравинского, загляните в книги краеведов, посвященные Мещере. И расскажите о вашем походе друзьям.
Таким или похожим может быть не только сам план предлагаемого эколого-туристского маршрута, но и его описание, выполненное в разной форме. В виде небольшого буклета или даже брошюры с фотографиями, карто-схемой, справочными сведениями, списком рекомендуемых литературных источников. Или в виде рабочего конспекта, предназначенного для руководителя похода. “Линейная” схема рассказа (последовательно от первой остановки на маршруте до последней) в данном случае предпочтительнее других, поскольку непосредственно связывает основную тему и “побочные” сюжеты этого рассказа с объектами, которые руководитель похода показывает его участникам. Тематические повторы при этом неизбежны, но и полезны, они помогают развить сюжет, оживить его ассоциациями, обогатить другими аспектами основной темы.
Этот маршрут уже был реализован при участии егерей национального парка. Участниками походов были школьники из Москвы, Иркутска, Калуги, других городов. Для многих из них это был первый такой поход и, судя по полученным в центре “Ойкумена” отзывам, ребята не забудут эти два дня, проведенные в мещерских лесах.
Список литературы :
Туристские ресурсы и туристский продукт национальных парков России. Автор: А. В. Дроздов