Тверские храмы и монастыри XVIII века
СОДЕРЖАНИЕ: Включение краеведческого материала в учебный процесс. Формирование у учащихся определенной системы знаний о родном крае. Разработка урока Родной край в XVIII веке. Тверские храмы и монастыри, его цели и задачи. Материально-техническое обеспечение урока.Министерство образования и науки Российской Федерации
Управление образования администрации города Твери
МОУ СОШ №40
Городской педагогический конкурс уроков
Направление работы: Русская культура XVIII века
По теме: Тверские храмы и монастыри XVIII века
Выполнила:
Быстрова Людмила
Владимировна
Должность:
Преподаватель истории
Тверь, 2008
Пояснительная записка
Краеведческая работа начинается заранее и заканчивается на уроке. Однако если на начальном этапе учащиеся используют материал, который добыли сами, то в дальнейшем получают краеведческие знания в готовом виде.
Практика свидетельствует о том, что использование местного материала на уроках как средство конкретизации не только не вызывает перегрузки учащихся, а, наоборот, значительно облегчает усвоение систематического курса истории, делает знания учащихся более прочными и более глубокими.
Местный материал может составлять содержание целого краеведческого урока или же являться его элементом. В первом случае урок полностью посвящается изучению истории края, во втором - лишь частично. Причем на уроке с элементами краеведения местный материал используется в виде отдельных вопросов или фактов, эпизодов, его рассмотрение может иметь место на любом этапе урока. Краеведческий материал может излагаться на уроке как учителем, так и учащимися.
Учитель истории должен стремиться к тому, чтобы в результате систематического включения краеведческого материала в учебный процесс у учащихся сформировалась определенная система знаний о родном крае: о главных этапах его развития, отличительных особенностях, месте и значении в историческом развитии нашего Отечества.
Требования к качеству речи
1. Содержательность, т.е. правильное, глубокое, полное, конкретное освещение темы.
2. Логичность: последовательность изложения, его пропорциональность, обоснование теоретических положений фактами или обобщение фактов и формулирование выводов.
3. Богатство речи: образное и яркое выражение мыслей и чувств путем использования различных языковых средств, выбора точных слов, эпитетов и т.д.
4. Правильность речи, чистота речи.
5. Овладение стилем изложения, исторической терминологией.
6. Использование лексики, позволяющей характеризовать историческую эпоху.
Тема урока:
Родной край в XVIIIвеке. Тверские храмы и монастыри
Цели и задачи урока:
- Ознакомить учащихся с основными достижениями Тверской архитектуры XVIII века
- Ознакомить с формированием и развитием идеологии Российского православия XVIII века
- Продолжить формирование общего понятия о культуре как одной из важных составных частей материальной и духовной жизни общества
Материально-техническое обеспечение урока:
- Интерактивная доска или мультимедийный проектор, подключенные к ПК
Ход урока
Проверка выполнения д/з. Подготовка учащихся к восприятию нового материала.
10 мин. Работа по карточкам
К-1. Отметьте правильный ответ:
1. Инициатором открытия Московского университета является:
а) Е.Р. Данилова
б) М.В. Ломоносов
в) В.Н. Татищев
г) Г.Р. Державин
д) Г. Миллер
2. Соотнесите имя исторического деятеля и его достижение:
Имя | Достижение |
1. Беринг | а) отливка Царь-колокола |
2. С.П. Крашенинников | б) организатор и участник экспедиций на Камчатку |
3.А.К. Нартов | в) создатель первой паровой машины |
4. И.Ф. и М.И. Моторины | г) создатель первого токарного станка с суппортом |
5.И. И. Ползунов | д) автор Описания земли Камчатки |
Ответ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Буква |
К-2.
1. Новым явлением в системе образования в XVIIIвеке стало:
а) приглашение специалистов из других стран
б) зарождение общеобразовательной школы
в) переход к светскому образованию
г) переход ко всеобщему начальному образованию
2. Соотнесите событие и его дату:
Дата | Событие |
1.1745г. | а) отливка Царь-колокола |
2.1725-1729г. | б) открытие Российской академии |
3.1735г. | в) создание первой паровой машины |
4.1783г. | г) М.В. Ломоносов становится академиком по отделению химии |
5.1765г. | д) первая камчатская экспедиция |
Ответ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Буква |
К-3. Какой вклад в развитие русской науки и техники внесли нижеперечисленные исторические деятели:
Е.Р. Дашкова ______________________________________________
М.В. Ломоносов _____________________________________________
Л. Эйлер __________________________________________________
И.П. Кулибин ______________________________________________
К-4. Отметьте правильный ответ:
1. Особенностями развития художественной культуры в XVIIIвеке являлось:
а) подражание западным образцам культуры, копирование их
б) возврат к традициям русской старины
в) достижение единства европеизма и национального своеобразия
г) заимствование образцов культуры Востока, копирование их
2. Заполните пропуски в тексте:
Основоположником новой системы стихосложения в русской поэзии был ____________________
Автором первых трагедий и комедий, директором Российского театра в Петербурге являлся ____________________.
Первыми авторами, посвятившими свои работы острым социальным и политическим проблемам, стали ________________________________.
Родоначальником течения сентиментализма в русской литературе был _______________________.
О необходимости ликвидации самодержавия и крепостничества первым в русской литературе заявил __________________________ в своем произведении _____________________________.
Блестящий журналист и сатирик ______________________ в своих произведениях ___________________________ бичевал пороки ________________________.
Работа с классом (в это время). Фронтальный опрос.
Вспомним основные понятия и термины:
- рационализм
- фольклор
- классицизм
- реализм
- барокко
- сентиментализм
Отвечает по карточкам один ученик и получает оценку. Класс в это время слушает, дополняет, исправляет.
5 мин. Вопросы к классу:
1. Назовите достижение культуры России в XVIIIвеке
2. Перечислите выдающиеся памятники культуры России XVIIIвека (показать картинки)
3. Каковы были отношения государства и церкви в XVIIIвеке
Заканчивается опрос, собираются карточки, проверяются классом = оценки.
Объяснение нового материала
Вступительное слово учителя
На прошлом уроке мы изучили с вами культуру Русского государства в XVIIIвеке. А на этом уроке мы обратимся с вами к архитектуре нашего родного края.
И тема нашего урока звучит так: Тверские храмы и монастыри.
урок краеведческий тверской храм
О Твери и Тверском крае написано много книг, стихов, песен, научных трудов. Прославляли Тверь и Тверскую землю Пушкин, Радищев, Салтыков-Щедрин. Многие крупнейшие государственные деятели принимали участие в строительстве Твери, и ее борьбе за независимость. Это и Михаил Тверской и Екатерина IIВеликая.
Архитектурное наследие тверского края велико. Много славных имен миру архитектуры дала наша земля: по преданию, тверитянином был легендарный зодчий Древней Руси Федор Конь, известно имя Г.Д. Макова, строившего в середине XVIвека прекрасный соборный храм Свенского монастыря под Брянском. В историю мировой архитектуры вошли имена новоторжцев, знаменитых зодчих XVIIIвека Н.А. Львова и С.И. Чевакинского.
В создании городских и усадебных ансамблей, храмов на Тверской земле участвовала целая плеяда русских зодчих. Это П.Р. Никитин и М.Ф. Казаков, Д. Кваренги и К.И. Росси, В.И. Стасов и И. Мичурин, Ю.М. Фельтен.
А теперь давайте совершим путешествие по храмам нашего города.
Детские сообщения - 8 чел (см. приложение)
Итог урока, выставление оценок, д/з.
Многие памятники старины возвращены к жизни нелегким трудом реставраторов. Прекрасное сооружение вновь служит людям, во многих из них открыты музеи, концертные залы. Какая это красота!
Ведь давно подмечено: архитектурный облик любого города или села в известной степени формирует мировоззрение его жителей, участвует в художественном, нравственном воспитании молодого поколения. Так будем же знать и бережно хранить Тверскую старину. Это наши корни, наше наследие.
Д/з: найти материал о храмах города Твери, построенных до XVIIIвека. Принести фотографии.