Творческое самостроительство личности и технология ее формирования в техническом вузе

СОДЕРЖАНИЕ: В современной отечественной педагогике можно выделить ряд концепций, каждая из которых рассматривает личностное образование с разных позиций. Эти позиции не противоречат друг другу, а фиксируют акценты на разных сторонах этого процесса.

Федорова Татьяна Семеновна, - старший преподаватель кафедры инженерной педагогики АлтГТУ

В современной отечественной педагогике можно выделить ряд концепций, каждая из которых рассматривает личностное образование с разных позиций. Эти позиции не противоречат друг другу, а фиксируют акценты на разных сторонах этого процесса. Необходимость в новой парадигме возникает по ряду причин, но главная из них - новый тип мышления, возникший вследствие новых социально-производственных условий. Педагогическая наука отвечает на запросы личности, общества, государства тем, что предлагает им новую модель (парадигму) образовательной системы.

В зависимости от понимания назначения образования (с какой целью воспитывать и обучать) парадигмальные модели бывают разными: традиционалистскими, рационалистическими, гуманистическими. Сравнительную характеристику моделей можно найти в работах Б. Битинаса, В.Я. Пилиповского, И.А. Колесниковой, И.Б. Котовой, Е.Н. Шиянова, Н.И. Алексеева, И.С. Якиманской, В.В. Серикова.

В.Я. Пилиповский следующим образом характеризует названные модели [1].

Традиционалистская модель основана на консервативной (в хорошем смысле слова) роли школы, цель которой - передать молодому поколению квинтэссенцию культурного наследия человеческой цивилизации: знания, умения, навыки, идеалы, ценности, способы производственной деятельности, все то, что способствует как индивидуальному развитию человека, так и сохранению порядка в социуме. Это направление принято считать академическим. При таком подходе человек ценен не сам по себе, а лишь как носитель определенных знаний, как образец определенного поведения.

Рационалистическая парадигма в центр ставит не содержание образования, а эффективные способы усвоения различных знаний учениками, способы умственных действий. Цель такого обучения - сформировать у учащихся адаптивный поведенческий репертуар, соответствующий нормам и стандартам западной культуры. Эта парадигма определяет цели обучения диагностично и однозначно: это перечень умений и навыков, которые можно измерить. Основными формами и методами такого обучения являются: научение, тренинг, тестовый контроль, коррекция.

И первая, и вторая модели при всех своих достоинствах не ставят обучаемого в центр учебного процесса, не считают его субъектом собственной жизни.

Гуманистическая парадигма ориентирована на развитие и окультуривание внешнего мира ученика, на межличностное общение, диалог, на помощь ему в личностном росте. Здесь ученик выступает как субъект жизни, имеющий и реализующий потребность в саморазвитии.

На наш взгляд, можно утверждать, что в современном образовании четко обозначены две основные парадигмы - формирующая (традиционная) и гуманистическая (личностно-ориентированная), суть которой в глубокой древности сформулировал Протагор: Человек есть мера всех вещей. В центре внимания личностно-ориентированного обучения стоит уникальная целостная личность, которая стремится к самоактуализации, открыта для нового опыта, умеет делать выбор в различных жизненных ситуациях и несет за этот выбор полную и осознанную ответственность. Содержание обучения и воспитания в этом случае рассматривается как средство развития личности, а не как цель.

Личностно-ориетированное обучение в настоящее время не является единой научной концепцией, оно складывается из различных направлений. Одно из таких направлений - развивающее обучение (точнее личностно-развивающее), целью которого является развитие личности. Общее звено всех развивающих теорий - понимание обучения личности как развития ее интеллектуально-мыслительных способностей. Все без исключения развивающие технологии работают в диапазоне двух уровней личности (по К.К. Платонову): уровня особенностей психических процессов (ощущения, восприятия, воображение, память, мышление, чувства, воля) и уровня опыта личности (знания, умения, навыки, которые человек приобретает в действенно-практической сфере). В центре внимания развивающего обучения находится мышление (как процесс познания человеком окружающего мира, как процесс решения жизненно важных проблем) и способы мышления [2].

Можно сказать, что личностно-ориентированное (в том числе и личностно-развивающее) обучение идет на смену объяснительно-иллюстративному. Вот почему современный этап развития образования в нашей стране может быть справедливо охарактеризован как переходный. Мы полагаем, что сущность и специфика личносто-ориентированного образования наиболее четко выявляются в его сравнении с традиционным.

Роль мышления существенно возрастает. При современном обучении студенту необходимо не просто приобрести знания, умения, навыки, освоить сложившиеся способы человеческой деятельности, но и овладеть творческим подходом к ее осуществлению, развить устойчивые познавательные интересы и мотивы учения, потребность в постоянном самообразовании. Таким образом, на первый план выдвигаются задачи умственного развития, формирования творческого мышления студентов.

На наш взгляд, наиболее соответствует современным требованиям подготовки специалиста система личностно-ориентированного образования. При такой системе образования личность студента находится в центре внимания педагога, а деятельность учения - познавательная деятельность - является ведущей. В основе личностно-ориентированного образования лежит признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого человека, его развития не как коллективного субъекта, но прежде всего как индивида, наделенного неповторимым субъектным опытом.

При проектировании такого образовательного процесса мы исходим из признания двух равноправных источников: обучения и учения. Последнее не есть производное от первого, а является самостоятельным, личностно значимым и притом очень действенным источником развития личности. Система личностно-ориентированного образования отражает гуманистическое направление в философии, психологии и педагогике.

Гуманистическая психология и педагогика связывают свои исследования, разработки, рекомендации с личностью ученика, ее индивидуальностью. В отличие от бихевиористов, которые также сосредоточивают свои усилия на развитии личности, представители гуманистического направления принципиально иначе понимают сущность отношения к человеческой индивидуальности. Разница между ними заключается в том, что бихевиористы рассматривали технологическое решение проблемы на основе биологической сущности человека. В несколько заостренной форме бихевиористы предлагали определенную педагогическую технологию, выполнение которой, по их утверждению, должно гарантированно привести к запланированным результатам. Гуманисты принципиально и вполне аргументированно возражали против такой технологизации, подчеркивая уникальность личности как обучаемого, так и преподавателя, которые не могут действовать по принципу механизмов. Однако это вовсе не означает, что гуманисты не признавали технологий обучения, а бихевиористы требовали действовать сугубо по разработанным алгоритмам.

В мировой практике неоднократно предпринимались попытки реализовать идеи личностно-ориентированного обучения, начиная с идей воспитания Жан Жака Руссо, И.Г. Песталоцци, Г.Д. Торей, М. Монтессори и др. При всем различии концепций этих педагогов их объединяло стремление воспитать свободную личность, сделать обучаемого центром внимания педагога, предоставить ученику возможность активной познавательной деятельности через творчество, самостоятельную целесообразную деятельность. Мои ученики, - писал И. Песталоцци, - будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача - помочь им раскрыться, развить собственные идеи [3].

Наиболее яркий представитель гуманистического направления в психологии Карл Роджерс выделял следующие принципы личностно-ориентированной педагогики:

- индивид находится в центре постоянно меняющегося мира, значит, для каждого индивида значим собственный мир восприятия окружающей действительности; этот внутренний мир не может быть до конца познан никем извне;

- человек относится к окружающей действительности сквозь призму собственного восприятия и понимания;

- человек стремится к самопризнанию и к самореализации; человек обладает внутренней потребностью к самосовершенствованию;

- взаимопонимание, столь необходимое для развития личности, может достигаться только в результате общения;

- самосовершенствование, развитие происходит на основе взаимодействия со средой, с другими людьми. Внешняя оценка весьма существенна для человека, для его самопознания, что достигается в результате прямых контактов или скрытых [4].

В условиях личностно-ориентированного обучения преподаватель приобретает иную роль и функцию в учебном процессе. Если при традиционной системе образования преподаватель вместе с учеником были основными и наиболее компетентными источниками знания, а преподаватель являлся к тому же и контролирующим субъектом познания, то при новой парадигме образования преподаватель выступает больше в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентным консультантом и помощником. Его профессиональные умения должны быть направлены не столько на контроль знаний и умений студентов, сколько на диагностику их деятельности, чтобы вовремя помочь, квалифицированными действиями устранить намечающиеся трудности в познании и применении знаний.

Личностно-ориентированное обучение предусматривает дифференцированный подход к обучению с учетом уровня интеллектуального развития студентов, их подготовки, способностей и возможностей.

Выделим те требования к технологиям личностно-ориентированного образования, которые мы считаем исключительно важными: диалогичность, деятельностно-творческий характер, направленность на поддержку индивидуального развития студента, предоставление ему необходимого пространства свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения.

Сравнительная таблица традиционного и личностно-ориентированного образования

Традиционное образование

Личностно-ориентированное образование

1. Сущность и назначение

Овладение знаниями, умениями, навыками и подготовка студентов к жизни.

Становление человека, обретение себя, своего образа: неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала.

2. Отношение педагога к студенту и его позиция в образовательном процессе

Педагог принуждает к учению строгими требованиями, императивами.

Педагог относится к студентам как к субъектам, способным учиться не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию и свободному выбору.

Педагог создает условия для целенаправленного воспитания, социализации, обогащения знаниями и опытом и управляет этим процессом с позиции интересов студента.

3. Функции

1. Общая, единая и обязательная для всех линия психического развития.

1. Гуманитарная - сохранение и восстановление телесного и духовного здоровья, поиск смысла жизни, обретение личной свободы, воспитание нравственности. Механизмы: понимание, взаимопонимание, общение, сотрудничество.

2. Культуросозидательная - обеспечивает сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования. Механизм: культурная идентификация.

3. Социализирующая - обеспечение усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта. Механизмы: адаптация, жизне-творчество, рефлексия, выживание, сохранение своей индивидуальности.

4. Содержание

Системообразующий компонент - когнитивный.

1. Аксиологический компонент - введение студентов в мир ценностей и оказание им помощи в выборе личностно-значимой системы ценностных ориентаций

2. Когнитивный компонент - обеспечение студентов научными знаниями о человеке, культуре, истории, природе, ноосфере как основе духовного развития.

3. Деятельно-творческий компонент - формирование и развитие у студентов разнообразных способов деятельности, творческих способностей, необходимых для самореализации личности в труде, научной, художественной и других видах деятельности.

4. Личностный компонент - самопознание, развитие рефлексивной способности, овладение способами саморегуляции, самосовершенствования, нравственного самоопределения, формирование жизненной позиции - системообразующий.

Развитие

Интеллекта, мышления.

Личностно-смысловой сферы, мышления.

Движущие силы образовательного процесса

Противоречие между знанием и незнанием.

Знания приобретают характер отношений.

5. Педагогические технологии

Основа технологии - объяснение.

Основа технологии - понимание и взаимопонимание.

Применение личностно-ориентированного образования в условиях высших учебных заведений создает наиболее благоприятные условия для соединения учебного процесса с научно-исследовательской работой студентов. Роль науки в образовании возрастает потому, что методы совершенствования учебного процесса, безусловно, дают свои положительные результаты. Но не могут устранить определенные потери времени, связанные с необходимостью обучать молодых людей тому, что уже получено учеными, но еще не опубликовано и не включено в учебники и учебные пособия. Последнее ведет к появлению своеобразной фазы запаздывания новой информации. Преодолению этой фазы и способствует активное участие студентов в научно-исследовательской работе. Исследовательская деятельность дает возможность преподавателю включать в учебный процесс самые последние достижения науки. Кроме того, широкое участие студентов в научной работе является в настоящее время адекватным и эффективным путем преодоления известного противоречия между массовым характером подготовки в вузе и потребности развития у каждого обучаемого самостоятельности и инициативы, индивидуального профессионального почерка и творческих способностей. В современных условиях значительно повысился интерес исследователей и практических работников высшей школы к проблемам творчества, творческой деятельности, развития у студента творческого мышления. В современной культуре творческое мышление представляет собой одну из общепризнанных ценностей. Поэтому его формирование и развитие являются одной из часто провозглашаемых задач современной высшей школы в разных странах мира.

Одной из педагогических технологий, отвечающих целям личностно-ориентированного образования, является технология учебного проектирования. В литературе нет единой точки зрения на технологию учебного проектирования (ТУП), нет и единого ее определения. В качестве рабочего примем следующее определение: ТУП - это технология, предполагающая совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути, которые в максимальной мере учитывают особенности и возможности каждого обучаемого и создают условия для развития его потенциальных возможностей [5]. Компонентами ТУП являются: учебные занятия, самостоятельная работа, индивидуальные занятия, научно-исследовательская работа, личность творчески работающего преподавателя.

Из всего многообразия инновационных направлений в развитии современной дидактики мы выбрали ТУП по нескольким причинам. Во-первых, потому что в условиях еще существующей у нас классно-урочной системы занятий она наиболее легко вписывается в учебный процесс, не затрагивая содержание обучения, которое определено образовательным стандартом для базового уровня. Вместе с тем, если речь идет о других типах учебных заведений, предусматривающих иное содержание, более углубленное, то данная технология легко вписывается и в эти образовательные системы. Эта технология позволяет достигать целей, поставленных любой программой или стандартом образования по каждому учебному предмету.

Во-вторых, это педагогическая технология, гуманистическая не только по своей философской и психологической сути, но и в нравственном аспекте обеспечивающая не только успешное усвоение учебного материала всеми студентами, но и способствующая интеллектуальному развитию молодых людей, их самостоятельности, доброжелательности по отношению к преподавателю, друг к другу.

В-третьих, эта технология увеличивает долю самостоятельной работы студентов, развивая самостоятельное критическое мышление.

В-четвертых, эта технология облегчит процесс подотовки студентов к будущей профессиональной деятельности.

В-пятых, ТУП лучше других способов и методов обучения приспособлена для развития мышления студентов и обеспечивает всем желающим выход к творческой деятельности.

Список литературы

1. Пилиповский В.Я. Традиционалистско-консервативная парадигма в теории обучения на Западе // Педагогика. 1992. © 9, 10.

2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.

3. Neef Josef. Sketch of a Plan and Method of Education. New York, 1969.

4. Guy R. Hetrancois. Psuchology For Teaching. 7-th edition. USA, 1991.

5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. М., 1999.

Скачать архив с текстом документа