Учебно-контрольные соревнования по туристской технике: содержание соревнований и принципы планирования дистанции

СОДЕРЖАНИЕ: Понятие и содержание учебно-контрольных соревнований по туристской технике. Принципы планирования и оборудования комплексной дистанции учебно-контрольных соревнований. Организация, судейство и определение результатов учебно-контрольных соревнований.

Учебно-контрольные соревнования по туристской технике: содержание соревнований и принципы планирования дистанции.


Содержание лекции:

1. Понятие учебно-контрольных соревнований по туристской технике.

2. Содержание учебно-контрольных соревнований на начальном этапе обучения туризму.

3. Принципы планирования и оборудования комплексной дистанции учебно-контрольных соревнований.

4. Организация, судейство и определение результатов учебно-контрольных соревнований.


1. Понятие учебно-контрольных соревнований по туристской технике.

До сих пор мы вели разговор в основном о походах, как одной из важнейших форм спортивных и рекреационных туристских мероприятий. Но существует еще одна не менее, если не более массовая форма проведения активных туристских мероприятий – это соревнования туристов. Соревновательная деятельность в туризме весьма разнообразна. Чтобы охарактеризовать ее в данной и в следующих лекциях, нам следует классифицировать систему туристских соревнований, точно так же, как мы классифицировали ранее туристскую деятельность в целом. Существенными основаниями для классификации служат при этом: цели проведения соревнований; социально-демографический состав участников соревнований, форма проведения соревнований, масштаб соревнований, техника видов туризма по способу передвижения.

Каким образом можно классифицировать систему туристских соревнований на основании их целей? Подчеркнем, что, как и в случае классификации туристской деятельности в целом, системообразующим, важнейшим основанием для классификации туристских соревнований являются их цель (это очевидно, так как туристские соревнования являются содержательной частью туристской деятельности). Общую систему туристских соревнований можно разделить на две подсистемы: спортивно-туристские соревнования (СТС) и рекреационно-туристские соревнования (РТС). Главной целью участников спортивно-туристских соревнований является совершенствование их мастерства в технике туризма и рост их спортивной квалификации (выполнение требований для присуждения очередных спортивных разрядов и званий). Главной целью рекреационных туристских соревнований является активный отдых участников, максимально полное восстановление их физических, духовных, интеллектуальных сил и возможностей. Обращаем Ваше внимание на тот факт, что когда речь идет о соревнованиях туристов (независимо от их главной цели), то спортивная компонента в том или ином объеме присутствует в данных мероприятиях всегда. Таким образом, даже когда мы рассматриваем рекреационные соревнования туристов, направленные на развлечение и активный отдых участников, по сути, мы обсуждаем рекреационно-спортивные или спортивно-рекреационные соревнования (смотря по тому, превалирует в соревнованиях рекреационная или спортивная составляющая).

Детализируя подсистему спортивно-туристских соревнований, выделим в ней соревнования туристов в виде спорта «спортивный туризм» и соревнования в виде спорта «туристско-прикладное многоборье», а так же учебно-спортивные соревнования школьников и студентов, изучающих дисциплину «Туризм» (которые и составляют предмет данной лекции). Детализируя подсистему рекреационных туристских соревнований, выделим в ней спортивно-рекреационные соревнования (например, соревнования в рамках туристских слетов разного масштаба, туристские марафоны и пр.) и рекреационно-спортивные (развлекательные) соревнования (корпоративные туристские слеты, тренинги по командообразованию «веревочные курсы» и пр.).

На какие разновидности подразделяют туристские соревнования на основании состава их участников, формы проведения и масштаба? Исходя из социально-демографического состава участников, выделяют, например, туристские соревнования школьников, туристские студенческие соревнования. В рамках вида спорта туристско-прикладное многоборье (ТПМ) проводят «молодежные» и «взрослые» чемпионаты разного масштаба. Согласно форме проведения , среди туристских соревнований можно выделить очные (чемпионаты, первенства, кубковые встречи, состязания в рамках туристских слетов)и заочные (походы) соревнования. По масштабу (региональному представительству участников) соревнования туристов можно подразделять на соревнования районные, городские, областные, республиканские, международные. В дальнейшем материале лекции мы уделяем внимание лишь одной особой разновидности соревнований – учебно-контрольным соревнованиям. Условно мы относим их к спортивным туристским соревнованиям, хотя данные соревнования не относятся к официальным (указанным в спортивном календаре) соревнованиям по спортивному туризму и туристско-прикладному многоборью. В то же время данные соревнования являются непременным компонентом обучения основам туристской техники и тактики, которую в дальнейшем будут использовать туристы при преодолении дистанций спортивных состязаний.

Какие цели и задачи характерны для учебно-контрольных соревнований в туристской технике? Итак, мы уже упомянули выше, что кроме официальных соревнований (чемпионатов, первенств, кубковых встреч и т.д.) в спортивном туризме выделяют и так называемые учебно-контрольные соревнования . Определим, что учебно-контрольные соревнования – непременный компонент обучения предмету «Туризм» в средней школе и ВУЗе. Они предусмотрены программой начального и базового этапов подготовки туристов (уровень новичков, спортсменов массовых разрядов). Прежде всего, такие соревнования призваны определить достигнутый школьниками, студентами уровень технико-тактической специальной подготовки на момент их проведения. В меньшей степени, данные соревнования оценивают уровень физической подготовки учащихся, который определяется при сдаче специальных контрольных нормативов. Учебно-контрольные соревнования обычно завершают определенный этап обучения предмету «туризм», или же они могут быть предусмотрены планом подготовки спортсменов разного уровня мастерства (завершать определенный период тренировочного цикла, моделировать основные соревнования и пр.).

Все вышесказанное означает, что главная цель учебно-контрольных соревнований – контролировать и совершенствовать достигнутый туристами в процессе тренировок и обучения предмету «Туризм» уровень специальной туристской подготовки . Одновременно такие соревнования являются и эффективным средством обучения туристской технике и тактике, так как заставляют «работать» учащихся в обстановке приближенной к настоящим походным условиям: с преодолением характерных для данного вида похода естественных препятствий в условиях «дефицита» времени. Таким образом, учебно-контрольные соревнования не являются официальными стартами; их результаты не служат основанием для присвоения очередных разрядов и званий участникам. В то же время они важны для самих туристов, и, особенно, для педагогов и тренеров, с точки зрения оценки промежуточных результатов туристской подготовки учащихся и корректировки ее планов.

Контрольные соревнования обычно проводятся после освоения учащимися определенных учебных разделов предмета «Туризм» (в конце отдельных микроциклов тренировки). В таком случае – это соревнования по ориентированию на местности, по технике преодоления склона и иных естественных препятствий с организацией страховки, по спасательным работам и т. д., которые способствуют закреплению знаний, умений и навыков (ЗУН) владения отдельными компонентами туристской техники. Отсюда задачами учебно-контрольных соревнований являются, соответственно, закрепление и оценка полученных учащимися знаний, умений и навыков в различных компонентах туристской техники. А именно:

· оценка ЗУН в индивидуальной технике передвижения по естественным препятствиям с обеспечением страховки и самостраховки;

· оценка ЗУН в индивидуальной технике ориентирования;

· оценка ЗУН в командной технике туристского бивака;

· оценка ЗУН в командной технике транспортировки «пострадавшего» подручными средствами.

2. Содержание учебно-контрольных соревнований на начальном этапе обучения туризму.

В настоящей лекции и на методических занятиях мы рассматриваем содержание учебно-контрольных соревнований и принципы планирования комплексной дистанции соревнований (как наиболее сложной для постановки и наиболее эффективной с точки зрения процесса обучения). Прежде всего, определимся в терминологии. Дистанция – это оборудованный для проведения соревнований, обозначенный на естественном рельефе, искусственных сооружениях маршрут или система маршрутов с установленными техническими этапами. По условиям соревнований, в случае, если дистанция достаточно протяженная, ее маршрут наносится на карту местности, которую выдают участникам на старте. Технический этап основной элемент дистанции, на котором соревнующиеся участники выполняют заданное условиями соревнований определённое технико-тактическое задание . Название этапа обычно соответствует типу препятствия, характеру рельефа на котором он установлен, с указанием специфики действия (Траверс склона; Транспортировка пострадавшего на вязаных носилках; Навесная переправа через реку и др.). Ниже мы рассмотрим содержание учебно-контрольных соревнований по туристской технике на комплексной дистанции, включающей упражнения (технические этапы) направленные на контроль и совершенствование разнообразных компонентов туристской техники.

Какие упражнения по технике туризма (технические этапы) рекомендуется включать в состав комплексной дистанции учебно-контрольных соревнований? Программа обучения туризму в школе (В.И. Ганопольский, 2000) предусматривает поэтапное обучение школьников разного возраста всем компонентам туристской техники в объеме, соответствующем начальному или базовому уровню туристского образования. Учащиеся постигают основы ориентирования на местности : учатся читать карту и двигаться в заданном направлении с чтением карты; осваивают технику измерения азимутов и движения по азимуту и т.д. Они получают первичные умения и навыки в технике преодоления характерных для походов естественных препятствий : «горных» склонов, водных преград, заболоченных участков местности и т.д. При этом особое внимание на начальном этапе обучения уделяется технике самостраховки туристов на склонах и переправах с использованием веревочных перил, альпенштока, лыжных палок. Кроме того, программа начального этапа туристской подготовки предусматривает освоение учащимися элементарных командных навыков организации лагеря в полевых условиях : навыков сборки, установки и демонтажа палаток, разжигания костра, приготовления горячего питания. Наконец, определенное внимание уделяется и технике спасательных работ : учащиеся приобретают умения и навыки транспортировки пострадавших с помощью разнообразных подручных средств.

В соответствие с программой, для каждой возрастной группы школьников предусмотрены контрольные упражнения разной сложности в вышеперечисленных компонентах техники туризма. По существу каждое упражнение в определенной технике туризма можно рассматривать, как технический этап, а совокупность всех упражнений в различных «техниках» – является по существу комплексной дистанцией учебно-контрольных соревнований. Например, содержание контрольных упражнений и комплексной дистанции учебно-контрольных соревнований школьников 4-5 и 8-9 классов представлено в таблице 1.

Таблица 1.

Содержание контрольных упражнений по туристско-прикладным навыкам (По В.И. Ганопольскому, 2000).

Группа учащихся Упражнения в технике ориентирования

Упражнения в технике передвижения и

страховки

Упражнения в технике транспортировки пострадавшего Упражнения в технике туристского бивака

Суммарная исходная оценка

(баллы)

Учащиеся 4-5 классов. Азимутальное ориентирование – 2КП, длина этапа 0.3-0.4 км. Исходная оценка – 2 балла.

Вязка узлов – узлы прямой и проводник. Исходная оценка – 2 балла.

Переправа по бревну с перилами (над условным ручьем), 3м; исходная оценка – 2 балла.

Транспортировка «пострадавшего» на носилках из двух шестов и двух курток; ровный участок местности протяженностью 0.2 км. Исходная оценка – 2 балла. Установка палатки. Исходная оценка – 2 балла. 10
Учащиеся 8-9 классов.

Ориентирование в заданном направлении (4 КП, длина этапа 1.5-1.8 км). Исходная оценка – 4 балла.

Или ориентирование по выбору – 4 КП, длина этапа 1.0-1.5 км.

Вязка узлов – узлы встречный, брамшкотовый, восьмерка (одним концом), двойной проводник, схватывающий (одним концом). Исходная оценка – 6 баллов.

Подъем и спуск по склону с перепадом высот 10-15м, с использованием перильных веревок с самостраховкой схватывающими узлами, с перестежкой.

Исходная оценка – 4 балла.

Переправа по бревну через реку с самостраховкой скользящим карабином на перилах. Исходная оценка – 3 балла.

Транспортировка «пострадавшего» на вязаных носилках; ровный участок местности – 0.3 км; участок подъема с перепадом высот 10-15м и протяженностью 0.1 км. Исходная оценка – 4 балла.

Установка, снятие и упаковка палатки; разведение костра.

Исходная оценка – 4 балла.

25

Какие особенности характерны для комплексной дистанции учебно-контрольных соревнований в туристской технике? Постановка и проведение соревнований на комплексной дистанции – оптимальный метод организации учебно-контрольных соревнований и контроля достигнутого уровня владения туристской техникой. Почему? Дело в том, что при планировании комплексной дистанции педагог учитывает ряд важнейших принципов, которые позволяют достичь главную цель соревнований – эффективно контролировать достигнутый учащимися уровень владения элементами туристской техники. Во-первых , контрольные упражнения комплексной дистанции, так или иначе, оценивают все компоненты туристской техники (см. таблицу 1). Во-вторых , выбор педагогом контрольных упражнений для постановки дистанции прямо зависит от возраста и уровня подготовленности (туристского опыта) учащихся. Упражнения дистанции должны быть доступны для выполнения «среднему» подготовленному учащемуся в каждой возрастной категории и должны усложнятся в соответствие с увеличением срока обучения и возраста школьников. Например, упражнения (этапы) в технике ориентирования могут быть представлены в комплексной дистанции тремя видами: азимутальное ориентирование, ориентирование по выбору, ориентирование в заданном направлении . В азимутальном ориентировании учащиеся младших классов проходят этап с компасом по заданным им направлениям (азимутам) и расстояниям. Такое упражнение способствует закреплению элементарных навыков движения по заданному азимуту. В ориентировании по выбору участники проходят маршрут, выбранный ими самостоятельно, и «берут» заданное по условию соревнований количество контрольных пунктов (КП) (при этом число установленных на местности КП в 1.5-2 раза превышает их заданное число). Здесь участники ориентируются с чтением карты и сами определяют оптимальный путь и технику движения к контрольным пунктам. При этом, однако, у них имеется возможность выбора наиболее «легких» для поиска с их точки зрения КП. Этап ориентирования в заданном направлении жестко определен поставленными на местности контрольными пунктами. Он наиболее сложен. Каждый участник должен обнаружить все установленные на этапе КП в заданной последовательности. Упражнения в ориентировании по выбору и в заданном направлении направлены на оценку и закрепление комплекса умений и навыков использования различных приемов ориентирования: от движения по азимуту – до движения с чтением карты. В данных случаях участник соревнований сам выбирает оптимальные с его точки зрения приемы ориентирования для преодоления технического этапа. Содержание контрольных упражнений по технике ориентирования на местности на учебных соревнованиях школьников (студентов) различного возраста и туристской подготовки представлено в таблице 2.

Таблица 2.

Содержание контрольных упражнений по технике ориентирования на местности (По Ганопольскому, 2000).

Группы школьников, сдающих нормативы Содержание упражнения Исходная оценка (баллы)
Учащиеся 4-5 классов Азимутальное ориентирование (2 КП). Длина дистанции 0.3-0.4 км. 2
Учащиеся 6-7 классов Азимутальное ориентирование (3 КП). Длина дистанции 0.4-0.5 км или ориентирование по выбору – 3 КП, длина дистанции 0.6-0.8 км. 3
Учащиеся 8-9 классов Ориентирование в заданном направлении (4 КП), длина дистанции 1.5-1.8 км. 4
Учащиеся 10-11 классов Ориентирование в заданном направлении (5 КП), длина дистанции 1.8-2 км. 5

Тот же принцип соответствия содержания упражнений туристскому опыту и подготовке участников применяется и при планировании других упражнений. Так в технике передвижения и страховки этапы контрольных соревнований на самых ранних этапах обучения оценивают лишь технику передвижения по простейшим препятствиям (например технику движения по бревну через условный ручей). В старшем школьном возрасте для преодоления естественных препятствий на дистанции учащиеся применяют уже не только технику передвижения, но и технику самостраховки на веревочных перилах и т.д.

В-третьих , комплексная дистанция оценивает уровень владения участниками как индивидуальной, так и командной туристской техникой. В частности у учащихся разных классов контроль над владением индивидуальной техникой осуществляется в рамках упражнений по ориентированию на местности, преодолению склонов и переправ. Напротив, в упражнениях по транспортировке пострадавшего подручными средствами, организации бивака (установка и демонтаж палатки, разжигание костра, кипячение воды на костре) оцениваются соответствующие командные умения и навыки туристов.

3. Принципы планирования и оборудования комплексной дистанции учебно-контрольных соревнований.

Комплексная дистанция контрольных соревнований – это в обычном случае маршрут определенной протяженности, проведенный на местности с естественными (искусственными) препятствиями, включающий вышеуказанный ряд технических этапов (упражнений).

По каким критериям выбирают район проведения учебно-контрольных соревнований и каковы основные принципы планирования комплексной дистанции соревнований? При выборе местности для постановки дистанции, преподаватель (тренер) руководствуется в общем случае следующим.

· Выбор местности определяется наличием на данный район цветной спортивной карты масштаба 1: 10 000-1:20 000 (для постановки этапа ориентирования).

· Местность должна содержать, необходимый «набор» естественных препятствий: склоны, водные препятствия.

· Местность (параметры естественных препятствий, сложность ориентирования и, соответственно, карты соревнований) должна соответствовать начальным навыкам и умениям участников в технике туризма.

· Район постановки дистанции (особенно в район этапа ориентирования) не должен включать потенциально опасных участков: железнодорожных путей, автомагистралей, труднопроходимых болот и пр.

Непосредственно при планировании дистанции учебно-контрольных соревнований надо стремиться к следующему.

· Содержание дистанции (технических этапов) должно соответствовать вышеуказанным (таблицы 1,2) параметрам и требованиям по оценке туристской техники у школьников разных возрастных групп. Все ее этапы по определению должны быть преодолимыми для прошедших соответствующуютуристскую подготовку участников.

· Дистанция должна быть предельно безопасной.

· Дистанция должна обслуживаться минимумом судей (преподавателем и судьями, выбранными из числа учащихся).

Дадим некоторые комментарии к вышеназванным принципам планирования дистанции.

Какова обычная структура комплексной дистанции учебно-контрольных соревнований? Подчеркнем, что дистанция учебно-контрольных соревнований не является цельной в принятом на других туристских соревнованиях смысле. Фактически группы учащихся последовательно выполняют заданные упражнения на местности, при этом они же по очереди выступают или в качестве участников, или в качестве судей. Время прохождения дистанции в целом никак не оценивается; учитывается лишь время преодоления участниками и командами отдельных этапов дистанции. Соответственно дистанция не содержит общепринятых участков старта, финиша для дистанции в целом. Старт и финиш осуществляется на месте выполнения каждого отдельного упражнения.

Сама схема расположения этапов на дистанции диктуется местонахождением подходящих естественных препятствий и подходящих участков для постановки этапов ориентирования. Контрольные соревнования направлены, прежде всего, на оценку технической, а не физической подготовленности учащихся. Поэтому протяженность дистанции не играет существенной роли (четко должны соблюдаться лишь параметры протяженности этапов ориентирования). Остальные упражнения могут выполняться на ограниченном участке местности, если соответствующие естественные препятствия располагаются вблизи друг от друга. В целом, не следует увеличивать протяженность дистанции свыше трех километров для детей старшего школьного возраста и свыше полутора километров для младших школьников. Обычно для оценки туристской техники достаточно простой последовательности заданных технических этапов, компактно расположенных на местности (полоса препятствий). Последовательность выполнения упражнений может быть произвольной. В принципе, не исключается работа команд одновременно на различных этапах дистанции, если есть возможность организации соответствующего судейства.

Как правильно спланировать и поставить на местности технические этапы учебно-контрольных соревнований? Технические этапы располагаются на естественных или искусственных препятствиях в соответствии с техническими заданиями. Например, этап преодоления склона – на склоне оврага, на искусственной скальной стенке; этап преодоления водного препятствия – на ручье, на реке и т.д. Важно, чтобы параметры выбранных для установки этапа препятствий соответствовали подготовке тестируемых участников (их потенциальным умениям и навыкам) и целям соревнований. Для этого каждой возрастной группе тестируемых определены средние параметры различных технических этапов (протяженность этапа, количество КП, крутизна и протяженность склона, примерная длина бревна при переходе через реку и т.д.). Важно, чтобы и сами технические задания соответствовали возрасту и уровню готовности участников соревнований (таблицы 1,2).

Технические этапы планируются с обязательным учетом требований по безопасности . С этой точки зрения, важно, как мы уже подчеркивали выше, во-первых, удачно выбрать место постановки этапа и соблюсти принятые параметры соответствующих естественных препятствий (таблицы 1,2). Во-вторых, следует провести тщательную предварительную подготовку этапов с точки зрения их безопасности. Особое внимание следует обратить на выбор местности для постановки этапов ориентирования . В данном случае участники с разным уровнем начальной подготовки работают на протяженном участке дистанции «безнадзорно» со стороны преподавателя и могут элементарно заблудиться. Чтобы этого избежать для установки КП следует выбрать район с очевидными ориентирами-ограничителями движения на этапе, и довести соответствующую информацию до участников. Перед стартом этапа участникам следует так же указать «аварийное» направление движения, пользуясь которым они неминуемо выйдут на ясный линейный ориентир (дорогу, просеку и пр.), ведущий до места старта этапа. На этапах преодоления склона судьями (преподавателем) проводиться предварительная подготовка: удаляются «живые» камни со склонов, опасные сучья и пр. Бревно, уложенное через водное препятствие, надежно закрепляется. Если на этапе навесной переправы (для учащихся 10-11 класса) натянутые, перильные веревки расположены высоко от поверхности земли (1.5-2м и более), следует на опоры для закрепления перил повесить вспомогательные петли, чтобы облегчить участникам процесс «водружения» на транспортную веревку, и обеспечение самостраховки. Любое лазанье по сучьям на достаточно большую высоту таит опасность!

До начала соревнований этапы маркируются : обозначаются точки начала и окончания этапа; опасные, безопасные и рабочие зоны; коридоры движения; опоры, необходимые для организации страховки и пр. Не следует пренебрегать маркировкой, во избежание ненужных конфликтов с участниками соревнований и субъективизма в судейских решениях. Особенно тщательно следует обозначить границы опасной зоны (в пределах которой участнику требуется страховка). Хорошо, если эти границы будут естественными и, соответственно, понятными для участников (например, берег реки при преодолении навесной переправы). Однако сама конфигурация препятствий на учебных соревнованиях «новичков» (например, пологий склон) далеко не всегда позволяет определить естественные границы опасной зоны. Тогда необходимо применить и надежно закрепить маркировочную ленту («волчатник»).

При непосредственной постановке этапов на местности следует учитывать все возможности для оптимизации дистанции – добиться наиболее быстрого движения участников и команд по дистанции без потери качества оценки их техники. Примером такой оптимизации является организация движения на этапах по параллельным, равноценным маршрутам, что позволяет одновременно преодолевать этап двум командам (участникам). Так относительно просто сделать равноценные спуски со склона с самостраховкой спортивным способом, навесные переправы через водные препятствия, маршруты движения через ручей по бревну. Примером оптимизации дистанции является так же известный метод постановки «кругового этапа» азимутального ориентирования (Ганопольский, 2000). Контрольные пункты на этапе ориентирования по азимуту устанавливаются таким образом, чтобы они располагались по кругу, с единой точкой старта и финиша, размещенной в условном центре этого круга. Тогда старт могут принимать одновременно несколько участников (в том числе, участники из разных команд). Они преодолевают одну и ту же дистанцию, начиная с разных контрольных пунктов (Старт – 1 КП – 2 КП – 3 КП – 4 КП – Финиш; Старт – 2 КП – 3 КП – 4 КП – 1КП – Финиш и т.д.), что позволяет ускорить преподавателем оценку данного упражнения.

4. Организация, судейство и определение результатов учебно-контрольных соревнований.

Каковы особенности организации учебно-контрольных соревнований по технике туризма? Статус учебных соревнований не предполагает разработки положения о соревнованиях, их финансирования. В обычном случае состав участников соревнований ограничен составом учебной группы или класса (нескольких групп, классов) одного учебного заведения. Соревнования проводятся в течение одного дня, не требуют размещения команд в палатках, гостиницах. Преподаватель сам определяет принцип формирования команд. При этом он исходит из того, чтобы команды формировались из состава участников с одинаковым уровнем подготовки (освоившим одинаковый объем учебного материала), примерно одного возраста, с одним соотношением юношей и девушек в командах. Преподаватель, долго работающий с определенным контингентом учащихся, может назначить капитанами команд наиболее подготовленных учеников (развести их по разным командам, и тем самым, уравнять их шансы на старте). Если контрольные соревнования проводятся как этап подготовки к официальным соревнованиям – здесь ситуация в корне иная. В таком случае «наигрывается» постоянный состав команды с известной пропорцией юношей и девушек.

Все необходимые сведенья о дистанции (последовательность преодоления этапов, порядок и условия их преодоления, порядок маркировки этапов и пр.) преподаватель сообщает участникам до начала соревнований. Последовательность старта команд (участников) на этапах определяется жеребьевкой. В протокол каждого технического этапа заносится название команды (ФИО участников команды) и соответствующий стартовый номер; отмечается общее время, затраченное на преодоление командой (участниками) этапа; фиксируются технические ошибки (соответствующие штрафные баллы). Образец протокола отдельного технического этапа представлен в таблице 3.

Как построен процесс судейства при проведении учебно-контрольных соревнований? Специфика учебных соревнований состоит в том, что участники не только демонстрируют свой уровень технической туристской подготовки, но и обучаются судейству туристских соревнований. Идеально организованные учебные соревнования те, когда каждый выступает как в роли участника, так и в роли судьи. На официальных соревнованиях судейство осуществляет коллегия судей в следующем составе: главный судья соревнований и заместители главного судьи, судьи начальники дистанций, главный секретарь и его помощники, врач соревнований, комендант, судьи старта-финиша, судьи на технических этапах. Понятно, что для проведения учебно-контрольных соревнований такой коллегии не требуется. В данном случае для успешного их проведения необходима работа «главного судьи» (преподавателя), судьи-секретаря и судей на технических этапах. Преподаватель планирует дистанцию (определяет расположение и последовательность этапов, находит подходящие естественные препятствия и определяет их сложность (исходную оценку в баллах)). Он же в целом отвечает за проведение соревнований и определение их результатов (проверяет проведенные расчеты и утверждает результаты соревнований). Судья-секретарь, исходя из представленных судейских протоколов отдельных этапов, рассчитывает окончательные результаты соревнований. Судьи на этапах соревнований фиксируют время преодоления этапа участниками, отмечают технические ошибки участников в виде штрафных баллов. После преодоления этапа всеми участниками (командами) они предоставляют итоговый протокол преодоления этапа судье-секретарю.


Таблица 3.

Образец протокола технического этапа соревнований по ТПМ.

ЭТАП «ПРЕОДОЛЕНИЕ СУХОГО ОВРАГА ПО БРЕВНУ»

КОМАНДА _________________СТАРТОВЫЙ №_______

№ п/п Нарушения и ошибки Штраф в баллах* Иванов Петров Сидоров Иванова Петрова Сидорова
1. Потеря (отсутствие) самостраховки 1.0
2. Неполная самостраховка (не завинчена муфта карабина) 0.5
3. Узел завязан неправильно (при организации самостраховки) 1.0
4. Падение участника в воду при переправе 0.7
5. Потеря равновесия при переправе по клади, по жердям (заступ в воду одной ногой) 0.5
6. Узел не расправлен 0.25
СУММА ШТРАФОВ
ВРЕМЯ НА ЭТАПЕ
ПРИМЕЧАНИЯ

* – в графе каждого участника, напротив названия определенного штрафа ставятся отметки за каждый случай его назначения данному участнику.

Секретарь соревнований может быть выбран из числа учащихся. Точно так же сами учащиеся могут выполнять функции судей на этапах: организуется учебное судейство «по круговой системе», когда на этапах участники «судят друг друга» под общим руководством преподавателя. Все участники соревнований при этом вместе переходят с этапа на этап после того, как «отработали в разных качествах» (как мы уже отмечали выше, при этом общее время прохождения всей дистанции не учитывается, маршрута, как такового нет, а есть простой набор упражнений или технических этапов).

Как определяют результаты учебно-контрольных соревнований и оценивают учащихся? Для определения результатов учебно-контрольных соревнований предложен следующий метод (Ганопольский, 2000). Всем упражнениям (этапам) в порядке возрастания их сложности установлены бальные оценки (см. табл.1,2). Эти оценки являются исходными, так как на окончательную оценку участника соревнований (команды) влияет как правильность (безошибочность) преодоления этапа (оценка за технику ), так и величина затраченного на это времени (оценка скорости ). Оценка за технику выставляется следующим образом. Судьи на этапах оценивают технику выполнения упражнения. В случае допущенных ошибок в технике передвижения и страховки на склонах, в технике переправ, транспортировки «пострадавших», а так же в технике туристского бивака, участники соревнований получают соответствующие штрафы (в баллах). Виды штрафов контрольных соревнований и их величины в баллах представлены в таблице 4. Тогда оценка за технику равна исходной оценке упражнения за вычетом полученных командой (участниками) штрафных баллов .

Таблица 4.

Оценка техники выполнения контрольных упражнений по туристско-прикладным навыкам (По В.И. Ганопольскому, 2000).

Штрафуемые ошибки Величина штрафа (баллы)
Узел завязан неправильно. 1.0
Потеря самостраховки при перестежках на страховочных перилах 1.0
Узел не расправлен (не виден рисунок узла), отсутствуют контрольные узлы (контрольный узел) 0.5
Узел плохо расправлен, отсутствует один из контрольных узлов. 0.25
Не завинчена муфта страховочного карабина. 0.25
Схватывающий узел зажат в руке при движении по перилам 0.25
Небрежная транспортировка пострадавшего (касание носилками земли, деревьев и пр.) 0.5
Морщины на ткани установленной палатки (по одной на двух скатах, боковых стенках или на торцах). 0.3

Заметим, что в упражнении по ориентированию не взятых контрольных пунктов (КП) быть не может (штрафов нет). Каждый участник должен найти и сделать отметку на всех установленных на дистанции КП. Если кто-либо из стартовавших КП не обнаружил, он вообще не получает баллов за данное упражнение. Исходные оценки за технику бивака в соревнованиях учащихся разных возрастных групп следует рассматривать дифференцированно. Оценки в 3 и 4 балла включают по баллу за разведение костра; оценка в 5 баллов (старшеклассники) включает 2 балла за разведение костра и кипячение заданного объема воды. Оценка за установку палатки (2 балла) или за установку, снятие и упаковку палатки в рюкзак (3 балла) начисляются команде при безупречной постановке палатки (без морщин). За каждую морщину (по одной на двух скатах палатки, двух боковых стенках и торце) команде начисляется штраф 0.3 балла. При транспортировке «пострадавшего» команда получает штраф в размере 0.5 балла за небрежную транспортировку – касание носилками земли, деревьев (за каждое). Нормативы в технике транспортировки «пострадавшего» и в технике туристского бивака можно рассматривать в комплексе, как задачу быстрой организации спасательных работ (объединять в один технический этап). Такая организация включает по возможности быструю транспортировку «пострадавшего» и обеспечение ему необходимого покоя (комфортного размещения на биваке, горячего питья).

Кроме оценки техники, судьи фиксируют время выполнения каждого индивидуального и командного упражнения. Далее для каждого участника (команды) определяется коэффициент времени как отношение лучшего времени, показанного при выполнении упражнения участниками соревнований (командами) к показателю времени выполнения упражнения данным участником (данной командой). Коэффициент времени, по сути, является оценкой скорости выполнения упражнения участниками или командами.

Для учебно-контрольных соревнований особенно важна индивидуальная оценка техники участников. Результат каждого участника соревнований определяется суммой набранных им баллов за выполнение индивидуальных упражнений и набранных им баллов за командные упражнения (каждый участник командных упражнений получает тот балл, который получен командой). Балльная оценка за каждое упражнение (кроме ориентирования на местности) рассчитывается как: An = KT, где An – оценка n-го упражнения (в баллах); T – индивидуальная (командная) оценка за технику этого упражнения в баллах; K – коэффициент времени участников (команды). Напомним, что показатель Tравен исходной оценке упражнения за вычетом штрафных баллов. Оценка за ориентирование на местности: An = KB, где B – исходная (табличная) оценка упражнения. Соответственно общий результат участника A = An . Общая контрольная оценка участника определяется процентом полученных баллов от установленной суммарной исходной оценки дистанции (СИО). При пятибалльной системе оценок шкала имеет вид (таблица 5).

Таблица 5.

Пятибалльная шкала контрольных оценок по результатам учебных соревнований.

% от СИО Ниже 30 Выше 30 - 45 Выше 45 - 60 Выше 60 - 75 Выше 75
Оценка в баллах 1 2 3 4 5
Оценка качественная Плохо Удовлетворительно Хорошо Очень хорошо отлично

При подведении командных результатов суммируются результаты командных упражнений с результатами, показанными участниками команды в индивидуальных упражнениях. Оценки пятибалльной шкалы позволяют преподавателю выполнить статистическую обработку результатов контрольного тестирования и оценить эффективность проведенной учебной работы.


Литература по теме лекции.

1. Ганопольский В.И. Уроки туризма / Пособие для учителей. – Мн.: НМЦентр, 1998. – 216с. – (Туризм в школе).

2. Кодыш Э.М. Туристские слеты и соревнования.- М., Профиздат, 1984.—111 с.

3. Кодыш Э.Н. Соревнования туристов: Пешеходный туризм, М.: ФиС 1990 г. – 175 с.

4. Константинов Ю.С. Туристские слеты и соревнования учащихся. – М.: ЦДЮТиК, 2003. – 228с.

5. Федотов Ю.Н., Востоков И.Е. Спортивно-оздоровительный туризм: Учебник/ Под общ. Ред. Ю.Н. Федотова. – М.: Советский спорт, 2002. – 364с.

Скачать архив с текстом документа