Учебно-методические материалы по дисциплине «Муниципальное право» для студентов дневного отделения

СОДЕРЖАНИЕ: Поэтому чтобы дать понятие муниципального права, необходимо определить круг общественных отношений, составляющих его предмет. Это позволит, в свою очередь, отграничить муниципальное право от других отраслей российского права

Учебно-методические материалы по дисциплине

«Муниципальное право»

для студентов дневного отделения

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Семинарское занятие №1

Муниципальное право: отрасль права, наука, учебная дисциплина (2часа), самост.-8

1. Понятие и предмет муниципального права как комплексной отрасли права.

2. Муниципально-правовые нормы к муниципально-правовые институты.

3. Субъекты и источники муниципального права.

4. Место муниципального права в системе отраслей российского права.

5. Наука муниципального права.

Методические рекомендации к теме

При изучении первой темы следует учитывать, что муниципальное право - это формирующаяся отрасль права, тесно связанная со становлением и развитием местного самоуправления в России. Муниципальное право, как и любая другая отрасль права, представляет собой совокупность правовых норм, взаимосвязанных между собой, закрепляющих и регулирующих особый круг общественных отношений. Известно, что отрасли права различаются между собой прежде всего по предмету правового регулирования. Поэтому чтобы дать понятие муниципального права, необходимо определить круг общественных отношений, составляющих его предмет. Это позволит, в свою очередь, отграничить муниципальное право от других отраслей российского права.

Необходимо обратить внимание на характеристику муниципального права как комплексной отрасли права, которая формируется на стыке нескольких отраслей. Это обусловлено спецификой муниципально-правовых норм, которые по своему характеру и содержанию являются производными, вторичными, имеющими как бы двухадресную прописку. На этой основе необходимо раскрыть связь муниципального права с конституционным, финансовьм, земельным, экологическим, административным и другими отраслями российского права.

Комплексный характер муниципального права проявляется также в методе муниципального права, который представляет собой синтез публично-правовых и частноправовых методов правового регулирования.

В целях более глубокого уяснения особенностей и содержания муниципально-правовых норм, следует изучить классификацию норм муниципального права по видам, используя при этом различные критерии.

Необходимо дать характеристику каждого из видов субъектов муниципально-правовых отношений; привести примеры отношений, возникающих с этими субъектами.

При изучении вопроса об источниках муниципального права особое внимание важно уделить локальным (местным) нормативным актам, представляющим наиболее крупный правовой массив в данной отрасли права.

Муниципальное право, как и любая отрасль права, имеет свою систему, которая основывается на логическом, последовательном разделении норм муниципального права и их объединении в однородные правовые комплексы (институты) с учетом содержания и характера регулируемых ими отношений.

Понятие муниципальное право используется не только для обозначения соответствующей отрасли российского права, но и так называется научная дисциплина, имеющая своим предметом изучение муниципального права как отрасли права. Предмет этой научной дисциплины составляют не только нормы муниципального права и регулируемые этими нормами общественные отношения на их современном этапе, но и практика правового регулирования организации и деятельности местной власти на предшествующих этапах развития российской государственности. При изучении муниципального права как научной дисциплины исследуется также зарубежный муниципальный опыт.

Научная дисциплина муниципального права использует присущие правоведению научные методы познания (исторический, сравнительно-правовой, статистический, конкретно-социологический и др.). При изучении вопроса об источниках муниципального права как научной дисциплины следует учитывать, что их спектр шире, чем количество источников муниципального права как отрасли права.

Система научной дисциплины муниципального права имеет в своей основе структуру отрасли права, которую она изучает. Вместе с тем в ней выделяются разделы, которые отсутствуют в системе одноименной отрасли права.

Необходимо представлять соотношение муниципального права как научной дисциплины с другими юридическими науками, а также изучить эволюцию научной дисциплины муниципального права в России.

Вопросы для самопроверки

1 Объясните значение термина муниципалитет. Когда и как он появился?

2 Каковы отличительные признаки отношений, составляющих предмет муниципально-правового регулирования?

3 В чем заключаются особенности методов правового регулирования муниципального права?

4 Объясните своеобразие норм, составляющих в совокупности муниципальное право. Дайте их классификацию.

5 Приведите примеры сложных и простых муниципально-правовых институтов.

6 Дайте классификацию источников муниципального права. Какой вид источников муниципального права преобладает?

7 Чем вы объясните, что муниципальное право не относится к числу основных отраслей права?

8 Какие методы познания использует научная дисциплина муниципального права?

9 Как соотносятся источники науки и источники отрасли муниципального права?

10 Какие этапы эволюции научной дисциплины муниципального права в России можно выделить?

Семинарское занятие №2 (2 часа), самост.4

Историко-теоретические основы местного самоуправления. Системы местного самоуправления в зарубежных странах

1 Характеристика основных систем местного самоуправления: англосаксонской, континентальной, смешанной (гибридной).

2 Формы и способы контроля со стороны государства за деятельностью местного самоуправления.

Местное самоуправление в дореволюционной России и в постреволюционный период

1 Введение дворянского самоуправления в 1785 г.

2 Организация сельского и волостного крестьянского самоуправления после отмены крепостного права в 1861 г.

3 Система и компетенция земских учреждений в дореволюционной России.

4 Организация и компетенция городского самоуправления в дореволюционной России.

5 Административный надзор за деятельностью земских и городских органов самоуправления.

6 Система советов в постреволюционный период.

Методические рекомендации к теме

Развитие муниципального права, его институтов неразрывно связано с разработкой теоретических концепций местного самоуправления. Основы правовых муниципальных систем большинства стран были заложены в ходе муниципальных реформ в XIX веке, хотя традиции общинного, городского самоуправления уходят своими корнями в глубину веков к полисной демократии античного мира, городским и сельским общинам средневекового сословного государства.

Следует не только иметь представление об основных существовавших теориях, объясняющих сущность местного самоуправления: теории свободной (естественной) общины; хозяйственной теории; общественной теории, юридической теории, государственной теории и др., но и уметь показать какое влияние оказала та или иная теория на становление современного муниципального права, а также их отличия от имеющихся в настоящее время воззрений на развитие муниципального права. Существующие различные типы местного самоуправления предопределяют и особенности развития муниципального законодательства в различных странах мира. Следует обратить внимание на такие типы местного самоуправления, как англосаксонская система местного самоуправления, французская модель местного управления, местное (коммунальное) самоуправление Германии. При характеристике организации местного самоуправления в зарубежных странах следует учитывать, что специфика муниципальных организационных форм обусловлена историческими, географическими, демографическими особенностями той или иной страны, ее политическим режимом и правовой системой.

Развитие земского и городского самоуправления в дореволюционной России желательно рассматривать в два этапа: до и после проведения земской и городской реформы Александра второго. Следует показать цели реформы, ее значение для становления гражданского общества в России. Важно четко представлять направления деятельности земских учреждений, их роль в развитии местного хозяйства, медицинских, образовательных и других учреждений. Необходимо провести анализ соотношения компетенции губернских и уездных собраний.

В основу организации местной власти в советский период был положен принцип единства системы Советов как органов государственной власти. Местные Советы и их исполнительные комитеты выступали как местные органы государственной власти и управления, являясь частью единого централизованного государственного аппарата.

Основные направления развития местного самоуправления в современный период определяются, прежде всего, теми задачами, которые решаются муниципальными образованиями. При этом важнейшей задачей является развитие муниципальной демократии, создание эффективной системы местного самоуправления. Помимо этой, наиболее общей задачи, каждое муниципальное образование через самостоятельное решение вопросов местного значения реализует решение других, более конкретных задач.

Вопросы для самопроверки

1 Назовите основные существовавшие теории местного самоуправления.

2 Какое влияние на современную доктрину местного самоуправления они оказали?

3 Какие модели местного самоуправления в зарубежных странах вы знаете?

4 Объясните значение земской (1864г.) и городской (1870г.) реформы Александра П.

5 Каковы были взаимоотношения земских учреждений с административными органами? 6. В чем состояла суть контрреформ 1880-1890 гг.?

Семинарское занятие №3 (2 часа), 4 самост

Понятие и роль местного самоуправления в становлении гражданского общества

1 Понятие и природа местного самоуправления.

2 Местное самоуправление как одна из основ конституционного строя.

3 Местное самоуправление и государственное управление. Критерии местного самоуправления.

4 Принципы, лежащие в основе местного самоуправления.

5 Функции местного самоуправления.

Методические рекомендации к теме

При изучении этой темы следует учитывать, что понятие местное самоуправление отражает комплексное, многообразное явление, которое порождает различные подходы к его исследованию. Практика показала, что природа местного самоуправления также не может быть однозначно определена, так как затруднительно четко выделить собственные дела, отличные от общегосударственных; функции местного самоуправления отражают не только частноправовой, но и публичный характер.

Являясь одной из основ конституционного строя, местное самоуправление представляет собой основополагающий принцип организации и осуществления власти в обществе и государстве, который наряду с другими конституционными принципами определяет систему демократического управления в нашей стране.

Студентам необходимо определить - есть ли власть на уровне городов, районов, сельских поселений и других территории, т.е. на уровне местного самоуправления, и какова ее природа? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо прояснить соотношение понятий: управление и власть, государственная власть и местная власть.

Вопрос о принципах местного самоуправления помогает уяснить студентам сущность местного самоуправления, его отличительные черты и признаки. Следует учитывать при рассмотрении данного вопроса, что в принципах местного самоуправления находят отражение объективные закономерности и тенденции местной власти; в то же время принципы способствуют сохранению преемственности в развитии институтов местного самоуправления. Необходимо не только назвать принципы местного самоуправления, но и раскрыть содержание каждого из них.

В вопросе о функциях местного самоуправления следует знать определение функций, а также усвоить содержание основных функций, выделяемых с учетом роли местного самоуправления в организации и осуществлении власти народа.

Вопросы для самопроверки

1 Действует ли принцип разделения властей на местном уровне?

2 Назовите общие признаки, присущие как муниципальной, так и государственной власти.

3 Объясните содержание формулы местное самоуправление - институт гражданского общества.

4 В каких формах осуществляется наделение государственными полномочиями органов местного самоуправления?

5 Дайте определение принципов местного самоуправления.

6 Что представляют собой функции местного самоуправления?

Методические рекомендации к теме

Развитие муниципального права, его институтов неразрывно связано с разработкой теоретических концепций местного самоуправления. Основы правовых муниципальных систем большинства стран были заложены в ходе муниципальных реформ в XIX веке, хотя традиции общинного, городского самоуправления уходят своими корнями в глубину веков к полисной демократии античного мира, городским и сельским общинам средневекового сословного государства.

Следует не только иметь представление об основных существовавших теориях, объясняющих сущность местного самоуправления: теории свободной (естественной) общины; хозяйственной теории; общественной теории, юридической теории, государственной теории и др., но и уметь показать какое влияние оказала та или иная теория на становление современного муниципального права, а также их отличия от имеющихся в настоящее время воззрений на развитие муниципального права. Существующие различные типы местного самоуправления предопределяют и особенности развития муниципального законодательства в различных странах мира. Следует обратить внимание на такие типы местного самоуправления, как англосаксонская система местного самоуправления, французская модель местного управления, местное (коммунальное) самоуправление Германии. При характеристике организации местного самоуправления в зарубежных странах следует учитывать, что специфика муниципальных организационных форм обусловлена историческими, географическими, демографическими особенностями той или иной страны, ее политическим режимом и правовой системой.

Развитие земского и городского самоуправления в дореволюционной России желательно рассматривать в два этапа: до и после проведения земской и городской реформы Александра второго. Следует показать цели реформы, ее значение для становления гражданского общества в России. Важно четко представлять направления деятельности земских учреждений, их роль в развитии местного хозяйства, медицинских, образовательных и других учреждений. Необходимо провести анализ соотношения компетенции губернских и уездных собраний.

В основу организации местной власти в советский период был положен принцип единства системы Советов как органов государственной власти. Местные Советы и их исполнительные комитеты выступали как местные органы государственной власти и управления, являясь частью единого централизованного государственного аппарата.

Основные направления развития местного самоуправления в современный период определяются, прежде всего, теми задачами, которые решаются муниципальными образованиями. При этом важнейшей задачей является развитие муниципальной демократии, создание эффективной системы местного самоуправления. Помимо этой, наиболее общей задачи, каждое муниципальное образование через самостоятельное решение вопросов местного значения реализует решение других, более конкретных задач.

Вопросы для самопроверки

6 Назовите основные существовавшие теории местного самоуправления.

7 Какое влияние на современную доктрину местного самоуправления они оказали?

8 Какие модели местного самоуправления в зарубежных странах вы знаете?

9 Объясните значение земской (1864г.) и городской (1870г.) реформы Александра П.

10 Каковы были взаимоотношения земских учреждений с административными органами? 6. В чем состояла суть контрреформ 1880-1890 гг.?

Семинарское занятие №3

Понятие и роль местного самоуправления в становлении гражданского общества.

(2 часа), самост.4

6 Понятие и природа местного самоуправления.

7 Местное самоуправление как одна из основ конституционного строя.

8 Местное самоуправление и государственное управление. Критерии местного самоуправления.

9 Принципы, лежащие в основе местного самоуправления.

10 Функции местного самоуправления.

Методические рекомендации к теме

При изучении этой темы следует учитывать, что понятие местное самоуправление отражает комплексное, многообразное явление, которое порождает различные подходы к его исследованию. Практика показала, что природа местного самоуправления также не может быть однозначно определена, так как затруднительно четко выделить собственные дела, отличные от общегосударственных; функции местного самоуправления отражают не только частноправовой, но и публичный характер.

Являясь одной из основ конституционного строя, местное самоуправление представляет собой основополагающий принцип организации и осуществления власти в обществе и государстве, который наряду с другими конституционными принципами определяет систему демократического управления в нашей стране.

Студентам необходимо определить - есть ли власть на уровне городов, районов, сельских поселений и других территории, т.е. на уровне местного самоуправления, и какова ее природа? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо прояснить соотношение понятий: управление и власть, государственная власть и местная власть.

Вопрос о принципах местного самоуправления помогает уяснить студентам сущность местного самоуправления, его отличительные черты и признаки. Следует учитывать при рассмотрении данного вопроса, что в принципах местного самоуправления находят отражение объективные закономерности и тенденции местной власти; в то же время принципы способствуют сохранению преемственности в развитии институтов местного самоуправления. Необходимо не только назвать принципы местного самоуправления, но и раскрыть содержание каждого из них.

В вопросе о функциях местного самоуправления следует знать определение функций, а также усвоить содержание основных функций, выделяемых с учетом роли местного самоуправления в организации и осуществлении власти народа.

Вопросы для самопроверки

7 Действует ли принцип разделения властей на местном уровне?

8 Назовите общие признаки, присущие как муниципальной, так и государственной власти.

9 Объясните содержание формулы местное самоуправление - институт гражданского общества.

10 В каких формах осуществляется наделение государственными полномочиями органов местного самоуправления?

11 Дайте определение принципов местного самоуправления.

12 Что представляют собой функции местного самоуправления?

Семинарское занятие №4

Формы прямого волеизъявления граждан в осуществлении местного самоуправления

(2 часа), самост.-4

1 Общая характеристика правовых форм непосредственного волеизъявления граждан.

2 Местный референдум: порядок назначения и проведения.

3 Результаты местного референдума.

4 Муниципальные выборы. Стадии организации и проведения муниципальных выборов.

5 Собрания (сходы) граждан: условия их правомочия и компетенция.

6 Народная правотворческая инициатива.

7 Виды обращений граждан в органы местного самоуправления. Порядок и сроки их рассмотрения.

8 Консультативные опросы граждан.

9 Система и компетенция органов территориального общественного самоуправления.

Методические рекомендации к теме

При рассмотрении первого вопроса данной темы, прежде всего, следует обратить внимание на понятие системы местного самоуправления; определить, на чем основано ее единство. Одним из проявлений этого единства является то, что все организационные формы этой системы, посредством которых обеспечивается решение вопросов местного значения, местной жизни, находятся в тесной взаимосвязи, взаимодействии я взаимозависимости.

Федеральный Закон Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации закрепляет несколько групп организационных форм, посредством которых осуществляется местное самоуправление в Российской Федерации. Одна из этих групп включает формы непосредственной демократии, используемые в системе местного самоуправления. Следует не только перечислить каждую из форм непосредственной демократии, но и дать детальный анализ каждой из существующих форм, В обоснование своих рассуждений студентам необходимо опираться на нормы конкретных законодательных актов Российской Федерации и ее субъектов, действующие в данной области.

Одной из специфических форм участия населения в осуществлении местного самоуправления является территориальное общественное самоуправление. При рассмотрении данной формы необходимо показать взаимодействие органов территориального общественного самоуправления с органами местного самоуправления, а также отличие органов территориального общественного самоуправления от общественных объединений.

Вопросы для самопроверки

1 Назовите организационно-правовые формы осуществления местного самоуправления.

2 Каков порядок проведения референдум?

3 Какие вопросы могут быть, а какие не должны быть вынесены на местный референдум?

4 Назовите стадии процесса организации и проведения местных выборов.

5 В чем состоят особенности такой формы прямого волеизъявления, как собрания (сходы) граждан?

6 Каково предназначение таких форм непосредственного волеизъявления, как народная правотворческая инициатива, обращения граждан в органы местного самоуправления?

7 Укажите особенности территориального общественного самоуправления.

Семинарское занятие №5

Органы местного самоуправления. (2 часа), самост.4

1 Система органов местного самоуправления.

2 Порядок формирования и компетенция представительных органов местного самоуправления. Организация их работы.

3 Статус депутата представительного органа местного самоуправления.

4 Порядок выборов и правовой статус главы муниципального образования и иных выборных должностных лиц местного самоуправления,

5 Структура и компетенция исполнительных органов местного самоуправления.

6 Муниципальная служба: понятие, правовая регламентация.

Методические рекомендации к теме

Давая определение организационных основ местного самоуправления, следует указать, какие основные элементы ее характеризуют. Необходимо рассмотреть развитие организационных основ местного самоуправления, а также определить этапы такого развития.

При изучении первого вопроса следует уяснить, кто вправе устанавливать систему и структуру органов муниципального образования. Для этого необходимо обратиться к статьям 1, 8 и 14 Федерального закона Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, При исследовании вопроса об органах местного самоуправления, следует провести их сопоставление с органами государственной власти.

Рассмотрение вопроса о формах деятельности представительного органа местного самоуправления должно начинаться с анализа основной формы - сессий или заседаний. Важно указать: кто и когда созывает сессии, как они проводятся, какие вопросы на них рассматриваются, какие вспомогательные органы для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов на сессию образуются, и др. Исследование этого вопроса должно охватывать также и статус депутата представительного органа местного самоуправления.

Следует обратить внимание на то, какие факторы влияют на выбор организационной схемы построения исполнительных органов муниципальным образованием. Необходимо изучить, как формируется местная администрация, кто определяет структуру, численный состав аппарата и полномочия подразделений местной администрации; кто осуществляет над ней контроль.

Характеризуя правовой статус главы муниципального образования, необходимо раскрыть его взаимоотношения с представительными и иными органами местного самоуправления.

Для понимания природы муниципальной службы необходимо тщательно проанализировать определения муниципальная служба, муниципальный служащий, данные в статье 1 Федерального закона Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. Следует раскрыть основные задачи муниципальной службы, назвать важнейшие принципы, на которых она основана. При рассмотрении последнего вопроса важно также определить соотношение понятий муниципальная служба и государственная служба.

Вопросы для самопроверки

1 Каковы принципы организации и деятельности органов местного самоуправления?

2 В чем заключается демократический характер организации и деятельности органов местного самоуправления?

3 Назовите предметы исключительного ведения представительного органа местного самоуправления.

4 Что представляют собой депутатские группы и фракции депутатов?

5 Каков порядок и цели создания депутатских комиссий?

6 Как формируется местная администрация, кому она подотчетна?

7 Кто определяет структуру, численный состав аппарата и полномочия подразделений местной администрации?

8 Каковы гарантии обеспечения эффективной деятельности депутата представительного органа местного самоуправления?

Семинарское занятие №6

Правовые основы местного самоуправления 2час, самост.-2

1 Понятие и содержание правовых основ местного самоуправления.

2 Федеральное законодательство о местном самоуправлении.

3 Региональное (субъектов федерации) законодательство о местном самоуправлении.

4 Устав муниципального образования,

5 Иные нормативные правовые акты муниципальных образований.

Методические рекомендации к теме

Реализация местного самоуправления возможна при наличии таких предпосылок и условий, которые в совокупности составляют основы местного самоуправления: правовую, территориальные, организационную, финансово-экономическую.

По теме Правовая основа местного самоуправления студентам необходимо знать, какие правовые акты составляют правовую основу местного самоуправления, изучить содержание этих правовых актов. Необходимо установить, какие периоды можно выделить в развитии правовой основы местного самоуправления в Российской Федерации. Руководствуясь положениями ст. 72 Конституции Российской Федерации, студентам надлежит определить, какое место в формировании правовой основы местного самоуправления занимают Конституция Российской Федерации и федеральное законодательство, а также законодательство субъектов Российской Федерации.

Исследуя вопрос об уставе муниципального образования, студентам следует обосновать, в чем заключается его конституирующее значение для соответствующего муниципального образования; определить какие основные общественные отношения регулируются нормами уставов муниципальных образований.

Рассматривая иные акты местного самоуправления, которые можно разделить на две основные категории - акты, принимаемые населением муниципального образования и акты органов местного самоуправления - студент должен уяснить классификацию этих актов по видам и типам принимаемых решений. Такая классификация необходима в целях более полного и всестороннего их понимания.

Вопросы для самопроверки

1 Определите этапы в развитии правовой основы местного самоуправления в Российской Федерации.

2 Проведите сравнительный анализ Федерального закона Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации от 28 августа 1995г. и Закона Российской Федерации О местном самоуправлении в Российской Федерации от б июля 1991г.

3 Каков порядок разработки, принятия и регистрации устава муниципального образования?

4 Какие основные требования предъявляются к уставам муниципальных образований?

5 Дайте классификацию иных актов органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

Семинарское занятие №7

Территориальные основы местного самоуправления. (2 часа), самост.-4

1 Понятие муниципального образования, его основные признаки и виды.

2 Установление и изменение границ муниципальных образований. Территории, в границах которых осуществляется местное самоуправление,

3 Особенности осуществления местного самоуправления на отдельных территориях: районах, сельских поселениях, городах.

4 Особенности осуществления местного самоуправления в приграничных территориях и закрытых административно-территориальных образованиях.

5 Ассоциации и союзы муниципальных образований.

Методические рекомендации к теме

При изучении вопросов этой темы необходимо иметь в виду, что проблемы, связанные с территориальной основой чрезвычайно важны. Особое внимание следует уделить анализу статьи 131 Конституции Российской Федерации и статей 1 и 3 Федерального закона 06 общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. Важно рассмотреть связь административно-территориального деления с местным самоуправлением, обсудить проблемы изменения административно-территориального деления с целью создания наиболее благоприятных условий для эффективного развития местного самоуправления. Советуем также обратить внимание на проблемы одноуровневой и многоуровневой систем местного самоуправления.

При изучении второго вопроса следует уяснить: к полномочиям каких органов в соответствии с действующим законодательством отнесено установление и изменение границ муниципальных образований; кто при этом вправе выступать с соответствующей инициативой; каков порядок установления и изменения границ муниципального образования. Необходимо указать на существующие особенности в установлении или изменении границ территории внутригородских муниципальных образований. Студенты должны изучить, какие виды земель по их целевому назначению могут входить в состав территории муниципального образования.

При рассмотрении третьего и четвертого вопроса данной темы следует обратить внимание на имеющиеся варианты организации местного самоуправления на территории городов, в районах (уездах) и сельских поселениях. Указать, чем обусловлены особенности организации местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях и на приграничных территориях. На основании Федерального закона от 7 апреля 1999 г. № 70-ФЗ О статусе наукограда Российской Федерации раскрыть понятие градообразующей организации этого вида муниципального образования.

Заключительный вопрос данной темы касается права муниципальных образований вступать в добровольные объединения (ассоциации и союзы). Следует показать нормативное обоснование данного права, указать виды объединений муниципальных образований, определить их основные задачи и функции. По каждому из видов добровольных объединений желательно привести конкретные примеры таких ассоциаций и союзов.

Вопросы для самопроверки

1 Дайте перечень территориальных единиц, в пределах которых реализуется местное самоуправление.

2 К компетенции каких органов относится установление и изменение порядка образования, преобразования или упразднения муниципальных образований?

3 Назовите виды земель по целевому назначению, входящие в состав территории муниципального образования.

4 Каков порядок установления и изменения границ муниципальных образований?

5 Кто вправе выступать с инициативой об установлении и изменении границ муниципальных образований?

6 Что такое закрытое административно-территориальное образование? Назовите особенности в юрисдикции органов местного самоуправления на территории ЗАТО.

Семинарское занятие №8

Финансово-экономические основы местного самоуправления. 2 час, самост.-4

1 Понятие финансово-экономической основы местного самоуправления. Понятие и составные элементы местных финансов.

2 Местный бюджет, местные налоги и сборы.

3 Порядок образования, формирования и использования средств муниципальных внебюджетных фондов.

4 Участие органов местного самоуправления в финансово-кредитных отношениях.

5 Виды финансовой поддержки местного самоуправления со стороны федерации и ее субъектов.

6 Муниципальная собственность. Субъекты и объекты муниципальной собственности.

7 Особенности правового режима органов местного самоуправления как юридических лиц.

8 Особенности участия муниципальных образований в гражданском обороте.

Методические рекомендации к теме

Финансово-экономическая основа местного самоуправления определяет реальность и эффективность местного самоуправления. Именно это придает значимость изучения данной темы в курсе муниципального права.

Первый вопрос предполагает знание студентами понятия финансово-экономической основы как института муниципального права, а также основных ее элементов. Кроме того, следует рассмотреть формы содействия органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов развитию финансово-экономических основ местного самоуправления. Принцип финансово-экономической самостоятельности, провозглашенный в законодательстве о местном самоуправлении Российской Федерации, можно сравнить с аналогичным принципом материально-финансовой автономии местного самоуправления, действующим в законодательстве большинства европейских государств; проанализировать гарантии такой автономии.

Студентам необходимо изучить, какова Природа муниципальной собственности; дать понятие муниципальной собственности в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (ст. 215); указать, что входит в состав муниципальной собственности в соответствии с Федеральным законом Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации; как идет в настоящее время процесс формирования муниципальной собственности. Важно знать особенности органов местного самоуправления как юридических лиц.

Вопрос о финансовой основе местного самоуправления рассматривает местный бюджет и другие местные финансы.

Для раскрытия содержания данной темы необходимо обязательно обратиться к таким правовьм актам, как: Федеральный закон Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, Федеральный закон О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации № 126-ФЗ от 25 сентября 1997 г., Гражданскому, Налоговому и Бюджетному кодексам Российской Федерации и др.

Вопросы для самопроверки

1 Раскройте содержание финансово-экономических основ местного самоуправления.

2 Назовите объекты, входящие в состав муниципальной собственности.

3 Что зачисляется в доходы местных бюджетов?

4 Расскажите об административном и гражданско-правовом способе формирования муниципальной собственности. 5. Как осуществляется распоряжение муниципальной собственностью?

Семинарское занятие №9

Предметы ведения и полномочия местного самоуправления., (2 часа), самост.-4

1 Понятие и общая характеристика предметов ведения местного самоуправления.

2 Полномочия местного самоуправления, их виды. Принципы определения компетенции местного самоуправления.

3 Порядок и условия осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

4 Порядок реализации полномочий, переданных органам местного самоуправления другими органами местного самоуправления на договорной основе.

Методические рекомендации к теме

Закрепление за органами местного самоуправления полномочий является одним из важнейших способов правового регулирования общественных отношений, возникающих в процессе их деятельности. Оттого, насколько полно студенты исследуют полномочия органов местного самоуправления, будет зависеть в целом уровень их представлений о местном самоуправлении как самостоятельной форме осуществления народовластия.

По первому вопросу студентам предстоит выяснить, что представляют собой предметы ведения местного самоуправления. Для этого необходимо обратиться, прежде всего, к Конституции Российской Федерации (статье 130) и Федеральному закону Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (статье 6) в целях уяснения содержания понятия вопросы местного значения. Кроме того, следует знать, в каких формах происходит наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

Важно учитывать, что вопросы правового регулирования предметов ведения местного самоуправления, как свидетельствует зарубежный опыт, а также дореволюционная отечественная практика, могут решаться по-разному, в связи с чем возможно проведение сравнительного анализа в этой области.

Как известно, в юридической литературе существуют различные точки зрения относительно понятия полномочия органа. Объединяет их то, что посредством определения полномочий происходит правовое регулирование общественных отношений, при этом существование органа местного самоуправления немыслимо без наделения его властными полномочиями.

Студентам необходимо знать определение полномочий местного самоуправления; уметь выделять специфические черты полномочий органов местного самоуправления. Вопрос охватывает и необходимость изучения форм реализации полномочий местного самоуправления. Вторая часть вопроса посвящена изучению сложной правовой категории -компетенции органа местного самоуправления.

Для уяснения принципов определения компетенции органов местного самоуправления следует обратиться к Европейской Хартии о местном самоуправлении от 15 октября 1985г. (статья 4).

Вопрос о разграничении полномочий в системе органов местного самоуправления муниципального образования необходимо рассматривать в соответствии с Федеральным законом Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований и регламентов их представительных органов.

Вопросы для самопроверки

1 Какими специфическими чертами обладают полномочия органов местного самоуправления?

2 Дайте определение понятия компетенция органа местного самоуправления.

3 Какова роль населения муниципальных образований в реализации полномочий местного самоуправления?

4 На какие группы можно разделить полномочия местного самоуправления?

Семинарское занятие №10

Полномочия местного самоуправления в области планово-финансовой деятельности и социально-экономического развития территории. 2 час, самост.- 4

1 Полномочия органов местного самоуправления в области планирования.

2 Полномочия местного самоуправления в бюджетно-финансовой сфере.

3 Полномочия местного самоуправления по руководству муниципальным хозяйством.

4 Формирование муниципальной собственности.

5 Основные способы приватизации муниципальной собственности.

6 Взаимоотношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности.

Семинарское занятие 11

Полномочия местного самоуправления в области использования и охраны земли и других природных ресурсов. 2час, самост.- 4

1 Планирование и использование земель, находящихся в ведении муниципального образования. Организация работ по землеустройству.

2 Оформление прав на пользование землей собственниками, землепользователями и арендаторами.

3 Взимание платы за землю.

4 Контроль за использованием земель на территории муниципального образования.

5 Полномочия местного самоуправления в области охраны окружающей среды.

6 Полномочия местного самоуправления в области недропользования и водопользования.

Семинарское занятие №12

Полномочия местного самоуправления в жилищной сфере, в сфере коммунального, бытового и торгового обслуживания. , (2 часа), самост.-8

1 Полномочия местного самоуправления по распоряжению муниципальным жилым фондом и жилищно-коммунальным хозяйством.

2 Полномочия местного самоуправления в области строительства и транспорта.

3 Полномочия местного самоуправления а области торгового и бытового обслуживания населения.

Семинарское занятие №13

Полномочия местного самоуправления в социально-культурной сфере.

(2 часа), самост.-10

1 Полномочия местного самоуправления в области образования.

2 Полномочия местного самоуправления в сфере культуры.

3 Полномочия местного самоуправления в области охраны здоровья граждан.

4 Полномочия местного самоуправления в сфере социальной защиты населения.

5 Полномочия местного самоуправления по обеспечению законности и правопорядка на территории муниципального образования.

Краткие методические рекомендации к 10, 11, 12, 13 темам

Органам местного самоуправления принадлежит особая роль в решении задач хозяйственного строительства и социально-культурного строительства на собственной территории. Круг полномочий местного самоуправления в этой области чрезвычайно широк. Предстоит выбрать из законодательства и. .охарактеризовать вопросы местного хозяйства. Здесь же, помимо собственно хозяйственной деятельности, необходимо рассмотреть возникающие взаимоотношения по поводу местного хозяйства органов муниципальных образований с государственными органами, а также с предприятиями и организациями различных форм собственности.

Для осуществления органами местного самоуправления хозяйственного строительства используются средства местного бюджета. Необходимо изучить права органов местного самоуправления по формированию, утверждению и использованию местного бюджета. Предстоит также изучить круг задач, относящихся к сфере социально-культурного строительства местного самоуправления, рассмотреть, какие права и обязанности имеются у органов местного самоуправления в таких социальных сферах, как образование, здравоохранение, культура, спорт, физическая культура, досуг, отдых, социальное обеспечение, проблемы занятости, охрана семьи, детства и др.

Студентам необходимо знать полный перечень муниципальных органов, занимающихся правоохранительной деятельностью. Следует рассмотреть взаимоотношения этих органов с судами, прокуратурой, нотариатом, службами МВД. Необходимо выяснить, что такое муниципальная милиция, чем она отличается от других подразделений органов внутренних дел, какова специфика ее финансирования; порядок прохождения службы, подчиненности в муниципальной милиции.

Вопросы для самопроверки

1 Раскройте содержание полномочий органов местного самоуправления в области хозяйственного строительства.

2 Какова роль органов местного самоуправления в сфере социально-культурного строительства?

3 Назовите основные формы работы органов местного самоуправления в области обеспечения охраны общественного порядка.

4 Раскройте участие органов местного самоуправления в развитии предпринимательской деятельности на территории муниципального образования.

5 В чем заключаются регистрационно-разрешительные функции органов местного самоуправления?

6 Какова роль органов местного самоуправления в социальном обеспечении и социальной помощи населению, содействию занятости?

Семинарское занятие №14

Гарантии местного самоуправления. Ответственность местного самоуправления

2 час, самост.-8

1 Понятие и система гарантий местного самоуправления.

2 Специальные (юридические) гарантии местного самоуправления.

3 Судебная защита местного самоуправления.

4 Деятельность государственных органов по обеспечению прав местного самоуправления.

5 Федеральный реестр муниципальных образований.

6 Виды юридической ответственности в местном самоуправлении.

7 Основания и формы ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением.

8 Основания и формы ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством.

9 Основания и формы ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами.

Методические рекомендации к теме

Гарантированность прав местного самоуправления - важнейшее условие полного и эффективного решения стоящих перед ним задач и функций. Студентам необходимо дать понятие гарантий местного самоуправления, определить их систему, охарактеризовать виды гарантий местного самоуправления.

Следует проанализировать закрепленные в правовых актах, прежде всего в Федеральном законе Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, нормы, направленные на защиту организационной и финансово - экономической самостоятельности местного самоуправления. Особо следует выделить судебную и иные правовые формы защиты местного самоуправления. Важную роль здесь играет конституционное право местного самоуправления на судебную защиту. Судебная власть в Российской Федерации должна способствовать защите конституционного строя, одним из элементов которого является местное самоуправление. В связи с этим необходимо рассмотреть, кто и в какой форме вправе обращаться в суд или арбитражный суд за защитой прав местного самоуправления. Необходимо охарактеризовать и иные правовые формы защиты местного самоуправления.

По вопросу о федеральном реестре муниципальных образований необходимо пояс-

нить: на какой федеральный орган возложена ответственность ведения этого реестра, какие данные включаются в федеральный реестр, каков порядок его ведения.

Ответы на последующие поставленные в теме вопросы должны строиться на общем определении ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц, местного самоуправления. Классификация видов ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, на основании которой построены и вопросы данной темы, представлена в Федеральном законе Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (статья 47).

Необходимо детально охарактеризовать каждый из видов ответственности, отдельно, по возможности, выделяя в каждом виде ответственность как органов, так и должностных лиц местного самоуправления. Важно по каждому виду ответственности обратить внимание на органы, которые могут устанавливать ту или иную ответственность или конкретную санкцию в рамках определенного вида ответственности. Говоря об ответственности депутата представительного органа местного самоуправления перед населением, необходимо не только проанализировать основания такой ответственности, но и четко сформулировать и охарактеризовать стадии отзыва, формы его регламентации.

Раскрывая вопрос о формах государственного и общественного контроля деятельности местного самоуправления, обеспечивающих защиту интересов государства, населения, граждан, предприятий, учреждений и организаций, следует учитывать, что они являются в то же время и необходимым условием реализации норм муниципального права, устанавливающих ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления.

Вопросы для самопроверки

1 Что представляют собой экономические гарантии местного самоуправления?

2 Каковы политические гарантии местного самоуправления?

3 Раскройте содержание духовных гарантий местного самоуправления.

4 Каково целевое Назначение гарантий местного самоуправления?

5 Что такое специальные (юридические) гарантии?

6 Дайте определение ответственности в муниципальном праве.

7 Какова ответственность депутата представительного органа местного самоуправления?

8 В чем заключается ответственность главы муниципального образования?

9 Назовите формы реагирования прокурора на нарушения законности в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления.

Семинарское занятие №15

Организация местного самоуправления в городах федерального значения

2 час, самост.-8

1 Характеристика двойного статуса Москвы и Санкт-Петербурга как субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

2 Порядок формирования, состав и компетенция представительного органа местного самоуправления в городах федерального значения.

3 Порядок выборов и компетенция выборных должностных лиц местного самоуправления в городах федерального значения.

4 Структура и компетенция исполнительных органов местного самоуправления в городах федерального значения.

5 Правовой статус, структура и компетенция районной Управы.

6 Организация территориального общественного самоуправления в Москве, Санкт-Петербурге.

Методические рекомендации к теме

Особенности организации местного самоуправления в городах федерального значения обусловлены тем, что они является не только субъектом Российской Федерации, но и крупнейшими муниципальными образованиями. Наиболее показательным и отличительным является г. Москва. Формы осуществления местного самоуправления в Москве студентам необходимо раскрывать на основе, прежде всего Устава, а также законодательства города Москвы, соотношения его с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством.

Вопросы для самопроверки

1 Назовите основные организационные формы деятельности Московской городской Думы.

2 Укажите структуру мэрии г. Москвы.

3 Что представляет собой районная управа?

4 Как формируется районное собрание?

5 Как образуется районная администрация?

6 Как избирается глава районной управы?

7 Какие основные формы непосредственного волеизъявления, действующие на местном уровне, регламентируются законодательством города Москвы?

ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ

1 Природа и сущность местного самоуправления. Сопоставительный анализ теоретических взглядов.

2 Роль местного самоуправления в укреплении российской государственности и становлении гражданского общества.

3 Предметы ведения и полномочия местного самоуправления.

4 Отдельные государственные полномочия как предмет ведения местного самоуправления.

5 Формы и методы государственного регулирования и государственной поддержки местного самоуправления.

6 Особенности государственного регулирования местного самоуправления на уровне субъектов Российской Федерации (на примере муниципальных образований в Кемеровской области).

7 Формирование правовой базы местного самоуправления в Кемеровской области.

8 Устав муниципального образования как основной нормативно-правовой акт. Система нормативно-правовых актов Новокузнецка.

9 Проблема территориальной организации местного самоуправления и пути ее решения.

10 Территориальная организация местного самоуправления в субъекте РФ (на примере Кемеровской области).

11 Особенности и возможные формы территориальной организации местного самоуправления на урбанизированных территориях (на примере юга Кузбасса).

12 Прямая и представительная демократия в местном самоуправлении.

13 Формы и методы прямого волеизъявления граждан в местном самоуправлении (референдумы, опросы, сходы граждан и др. в Новокузнецке).

14 Муниципальная власть и общественные объединения граждан: проблемы взаимодействия в муниципальных образованиях Кемеровской области.

15 Организация работы муниципальной власти с гражданами в Новокузнецке.

16 Организация территориального общественного самоуправления в микрорайоне города Новокузнецка.

17 Организация территориального общественного самоуправления в крупных поселениях, не являющихся муниципальным образованиями.

18 Организация территориального общественного самоуправления в малых сообществах (многоквартирный жилой дом, дома частного сектора и др.).

19 Товарищества собственников жилья как форма самоуправления граждан в Новокузнецке.

20 Организационные формы местного самоуправления и проблема разграничения полномочий.

21 Полномочия и организация деятельности представительного органа местного самоуправления и депутата представительного органа.

22 Особенности организации местного самоуправления в крупном городе( в Кемерово, в Новокузнецке).

23 Союзы и ассоциации местных властей в России и за рубежом.

24 Организация муниципальной службы в городе.

25 Гарантии и формы защиты прав местного самоуправления.

26 Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления и формы контроля за их деятельностью.

Краткие методические указания к написанию курсовой работы

Курсовая работа является самостоятельной работой студента по исследованию одной из проблем организации местного самоуправления. Тема курсовой работы выбирается студентом из вышеприведенного перечня. По согласованию с преподавателем может быть выбрана тема, отсутствующая в перечне. Объем курсовой работы – около 25 страниц компьютерного текста шрифта 14, оформление текста согласно ГОСТ 7.1.

Примерное содержание курсовой работы (может видоизменяться в зависимости от выбранной темы):

Введение: характеристика и значимость исследуемой проблемы.

1 Теоретическая часть: произвести обзор и анализ теоретических взглядов, нормативных актов и литературных источников по данной проблеме, выработать по ней собственную позицию.

2 Практический опыт: изучить и проанализировать отечественный и зарубежный опыт решения данной проблемы.

3 Местный опыт: провести самостоятельное изучение местного опыта решения данной проблемы в своем городе или ином муниципальном образовании.

4 Практические предложения и выводы.

5 Список использованных нормативных актов и литературных источников (не менее трех основных источников), оформляется согласно ГОСТ 7.1

Конкретное содержание курсовой работы по выбранной согласовывается с преподавателем. Законченная курсовая работа сдается на проверку в указанный преподавателем срок.

Для студентов отделения курсовая работа подлежит публичной защите на одном из семинаров. Время для доклада – не более 7 минут. По результатам защиты ставится оценка по пятибалльной системе.

ПЕРЕЧЕНЬ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ВОПРОСОВ

Дидактические единицы, соответствующие государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по специальности 030501-«Юриспруденция»260ГУМ СП, утвержденного 27.03.2000

Вопросы к экзамену

Понятие муниципального права

1. Понятие и предмет муниципального права как комплексной отрасли права.

2. Метод муниципального права. Сочетание публично-правовых и частноправовых методов правового регулирования.

3. Муниципально-правовые нормы.

4. Муниципально-правовые институты.

5. Субъекты муниципального права.

6. Источники муниципального права как отрасли права.

7. Место муниципального права в системе отраслей российского права.

8. Система муниципального права как отрасли права.

9. Наука муниципального права. Развитие науки муниципального права в России.

10. Источники науки муниципального права.

11. Муниципальное право как учебная дисциплина.

12. 0сновные теории местного самоуправления.

13. Муниципальные системы зарубежных стран.

14. Земское и городское самоуправление в дореволюционной России.

15. Организация местной власти в советский период.

16. Развитие местного самоуправления в России на современном этапе.

представительные и исполнительные органы мест­ного самоуправления;

17. Сочетание форм непосредственной и представительной демократии в системе местного самоуправления.

18. 0рганизационно-правовые формы непосредственного волеизъявления населения.

местное самоуправление, его система;

19. Понятие местного самоуправления. Общественная и государственная сущности местного самоуправления.

20. Местное самоуправление как основа конституционного строя Российской Федерации.

21. Местное самоуправление и государственное управление.

22. Критерии местного самоуправления.

23. Понятие и содержание правовой основы местного самоуправления.

24. Конституция Российской Федерации, федеральное законодательство в системе нормативных правовых актов о местном самоуправлении.

25. Конституции, уставы и законодательство субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении.

26. Особенности организации местного самоуправления в субъекте федерации - городах федерального значения.

27. Устав муниципального образования.

28. Акты органов местного самоуправления (классификация актов по видам и по типам решений, на основании которых принимаются акты органов местного самоуправления).

29. Функции местного самоуправления.

территориальное общественное самоуправ­ление;

30. Территориальное общественное самоуправление населения.

31. Добровольные объединения (ассоциации) органов местного самоуправления.

32. Местный референдум как форма непосредственного волеизъявления граждан.

33. Выборы в органы местного самоуправления как форма непосредственного выражения воли населения.

институты прямой демократии в местном самоуправлении;

34. Функции местного самоуправления.

35. Сочетание форм непосредственной и представительной демократии в системе местного самоуправления.

36. 0рганизационно-правовые формы непосредственного волеизъявления населения.

материальные и финансовые основы местного самоуправления;

37. Понятие финансово-экономических основ местного самоуправления.

38. Муниципальная собственность как элемент финансово-экономической основы местного самоуправления.

39. Местный бюджет и другие местные финансы.

40. Взаимоотношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности.

полномочия местного самоуправления, организационные формы их осуществления

41. Полномочия местного самоуправления в области управления муниципальной собственности.

42. Взаимоотношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности.

43. Полномочия местного самоуправления в области использования и охраны земли и других природных ресурсов.

44. Полномочия местного самоуправления в области строительства, транспорта и связи.

45. Полномочия местного самоуправления в жилищной сфере, сфере коммунального, бытового и торгового обслуживания населения.

46. Полномочия местного самоуправления в социально-культурной области.

47. Полномочия местного самоуправления в области охраны общественного порядка.

порядок формирования и деятельности предста­вительных и исполнительных органов местного

самоуправления

48. Понятие и система гарантий местного самоуправления.

49. Гарантии, обеспечивающие организационную самостоятельность местного самоуправления.

50. Гарантии, обеспечивающие финансово-экономическую самостоятельность местного самоуправления.

51. Судебные и иные правовые формы защиты местного самоуправления.

52. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением и перед государством.

53. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами.

Скачать архив с текстом документа