Учебно-методическое пособие для руководителей предприятий малого и среднего бизнеса

СОДЕРЖАНИЕ: Сновы­вается на Конституции Российской Федерации и состоит из Феде­рального закона Об основах охраны труда в Российской Федера­ции и других Федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных и правовых актов субъектов Российской Федерации

Учебно-методическое пособие для руководителей предприятий малого и среднего бизнеса.

1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ И НОРМАТИВНАЯ БАЗА ОХРАНЫ ТРУДА

Законодательство Российской Федерации об охране труда основы­вается на Конституции Российской Федерации и состоит из Феде­рального закона Об основах охраны труда в Российской Федера­ции и других Федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных и правовых актов субъектов Российской Федерации.

В настоящее время основным законодательным актом, который ус­танавливает правовые основы регулирования отношений в области ох­раны труда между работодателем и работниками на предприятиях, в уч­реждениях и организациях всех форм собственности и ведомственной подчиненности, является Федеральный закон Об основах охраны тру­да в Российской Федерации от 17 июля 1999 года № 181-ФЗ (в даль­нейшем - Основы охраны труда).

Основы охраны труда устанавливают основные направления государственной политики в области охраны труда, право и гарантии права работ­ников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда, обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда, организацию государственного надзора и контроля за соблюдением зако­нодательства об охране труда, ответственность организаций и лиц за на­рушение требований охраны труда. Основы охраны труда направлены на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жиз­ни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

К нормативным и правовым актам по охране труда, которые ус­танавливают комплекс правовых, организационно-технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических и реабилитационных тре­бований, направленных на обеспечение безопасности, сохранения здо­ровья и работоспособности работников в процессе труда, относятся: Межотраслевые правила по охране труда (ПОТ РМ), межотраслевые типовые инструкции по охране труда (ТИ РМ); Отраслевые правила по охране труда (ПОТ РО), типовые инструкции по охране труда (ТИ РО);

Правила безопасности (ПБ), правила устройства и безопасной эксп­луатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ); Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТРССБТ);

Строительные нормы и правила (СНиП), своды правил по проектиро­ванию и строительству (СП);

Государственные санитарно-эпидемиологические правила и норма­тивы (санитарные правила (СП), гигиенические нормативы (ГН), са­нитарные правила и нормы (СанПиН), санитарные нормы (СН)). Приведённый перечень видов нормативных правовых актов, содер­жащих государственные нормативные требования по охране труда в Рос­сийской Федерации, утвержден постановлением Правительства Россий­ской Федерации от 23 мая 2000 г. № 399.

2. ОСНОВНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ РАБОТОДАТЕЛЯ

ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОХРАНЫ ТРУДА НА РАБОЧИХ МЕСТАХ В ОРГАНИЗАЦИИ

Одним из основных направлений государственной политики в облас­ти охраны труда, закрепленных Федеральным законом Об основах охраны труда в Российской Федерации, является обеспечение при­оритета жизни и здоровья работников.

Исходя из этого, с одной стороны, Федеральным законом предус­мотрено, что каждый работник имеет право на рабочее место, соответ­ствующее требованиям охраны труда. С другой стороны, согласно ста­тье 14 Федерального закона работодатель обязан обеспечить:

безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также при­меняемых в производстве сырья и материалов;

применение средств индивидуальной и коллективной защиты работ­ников;

соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каж­дом рабочем месте;

режим труда и отдыха работников в соответствии с законодатель­ством Российской Федерации и законодательством субъектов Российс­кой Федерации;

приобретение за счет собственных средств и выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установлен­ными нормами работникам, занятым на работах с вредными или опас­ными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых тем­пературных условиях или связанных с загрязнением;

обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инст­руктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах работников и про­верку их знаний требований охраны труда, недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке указанные обучение, инструктаж, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;

организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих ме­стах, а также за правильностью применения работниками средств инди­видуальной и коллективной защиты;

проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последу­ющей сертификацией работ по охране труда в организации;

проведение за счет собственных средств обязательных предвари­тельных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудо­вой деятельности) медицинских осмотров (обследований) работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований) работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохране­нием за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров;

недопущение работников к выполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, а также в случае медицинских противопоказаний;

информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;

предоставление органам государственного управления охраной тру­да, органам государственного надзора и контроля за соблюдением тре­бований охраны труда информации и документов, необходимых для осу­ществления ими своих полномочий;

принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;

расследование в установленном Правительством Российской Фе­дерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональ­ных заболеваний;

санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание ра­ботников в соответствии с требованиями охраны труда;

беспрепятственный допуск должностных лиц органов государствен­ного управления охраной труда, органов государственного надзора и кон­троля за соблюдением требований охраны труда, органов Фонда соци­ального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда в организации и расследования несчастных случаев на про­изводстве и профессиональных заболеваний;

выполнение предписаний должностных лиц органов государствен­ного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и рассмотрение представлений органов общественного контроля в уста­новленные законодательством сроки;

обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

ознакомление работников с требованиями охраны труда.

Согласно статье 19 Федерального закона Об основах охраны тру­да в Российской Федерации работодатель обязан обеспечить еже­годное финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организации в размере не менее 0,1 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, - в размере не менее 0,7 процента суммы эксплуатационных расходов.

Кроме того, работодатель, выступающий в роли заказчика, должен обес­печить приемку объекта в эксплуатацию от исполнителя работ согласно СНиП 3.01.04-87 Приемка в эксплуатацию законченных строитель­ством объектов. Основные положения или согласно Временному положению по приемке законченных строительством объектов (При­ложение к письму Госстроя России от 09.07.93 г. № БЕ-19-11/13).

Объект или оборудование могут быть приняты и введены в эксплуата­цию только после обеспечения на них условий труда в соответствии с требованиями нормативных и правовых актов по охране труда. Заказчик (пред­приниматель) в первую очередь наряду с исполнителем работ, проектной организацией и другими участниками инвестиционного процесса несут в установленном порядке ответственность за нарушение указанных требо­ваний и за ущерб, который может нанести объект охраняемым законом правам или интересам граждан, юридических лиц и государства.

Согласно Положению о расследовании несчастных случаев на производстве, утвержденному постановлением Правительства РФ от 11 марта 1999 г. № 279 (в ред. от 24.05.2000 г.), работодатель обязан обеспечить своевременное расследование несчастных случаев в своей организации, разрабатывать и реализовывать мероприятия по устране­нию причин этих несчастных случаев.

Каждый руководитель, специалисты организаций всех форм соб­ственности, а также лица, занимающиеся предпринимательской деятель­ностью, связанные с организацией и проведением работ на рабочих ме­стах и производственных участках, а также осуществляющих техничес­кий контроль за производством работ согласно Типовому Положению, утвержденному постановлением Министерства труда РФ от 12 октября 1994 г. № 65 (в ред. от 09.04.96 г.), Положению о порядке обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов организаций Свердловской области, утвержденному постановлени­ем Правительства Свердловской области от 19.05.99 г. № 594-ПП, и ГОСТ 12.0.004-90 ССБТ. Организация обучения безопасности труда, должны проходить обучение и проверку знаний по охране труда не по­зднее одного месяца после назначения на должность, а далее - периоди­чески, не реже одного раза в три года. Список учебных центров в г. Екате­ринбурге, имеющих разрешение на обучение и проверку знаний по охра­не труда руководителей, специалистов предприятий, учреждений и орга­низаций, приведен в приложении 1.

Нарушение работодателями, должностными лицами, лицами, выпол­няющими управленческие функции законодательства о труде и об охра­не труда согласно статьям 41, 42, 88, 89, 169 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях может повлечь наложение штрафа в размере до ста минимальных размеров оплаты труда. Установлена также уголовная ответственность должностных лиц за нарушение правил по охране труда, когда их невыполнение повлекло тяжкие последствия.

Основой реализации работодателем всех выше перечисленных обязанностей является должная организация работы по охране тру­да на предприятии.

На любом малом предприятии основными критериями его деятель­ности по охране труда является наличие внутренних распорядительных документов, регламентирующих работу по охране труда на предприятии, четкая организация обучения и проверки знаний по безопасности труда и поддержание должных условий труда на рабочих местах. Данные органи­зационные мероприятия, являясь наиболее важными, не требуют значи­тельных экономических затрат для своей реализации. Из этого вытекает, что данные организационные направления работы по охране труда дол­жны быть приоритетными для любого работодателя.

3. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

3.1. Организационная работа по охране труда на предприятии пред­ставляет собой систему подготовки, принятия, и реализации решении по осуществлению организационных, технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на обес­печение безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности в организации.

Нормативной основой работы по охране труда в организации явля­ются законодательные и нормативные правовые акты, приведенные в главе 1, а также законы и иные нормативные правовые акты Свердловс­кой области.

3.2. Организационная работа по охране труда на предприятии включает в себя следующие направления:

- координация работ по охране труда

- планирование работ в области охраны труда;

- контроль за состоянием охраны труда и организацией работы по охране труда;

- учет, анализ и оценка состояния охраны труда и организации рабо­ты по охране труда;

- стимулирование за работу по охране труда.

3.3. Работа по охране труда в организации должна быть направ­лена на решение следующих основных задач:

- обучение работающих безопасности труда и пропаганда вопросов охраны труда;

- обеспечение безопасности производственного оборудования;

- обеспечение безопасности производственных процессов;

- обеспечение безопасности зданий и сооружений;

- нормализация санитарно-гигиенических условий труда;

- обеспечение работающих средствами индивидуальной защиты;

- обеспечение специальных режимов труда и отдыха работающих;

- организация лечебно-профилактического обслуживания работаю­щих;

- санитарно-бытовое обслуживание работающих;

- профессиональный отбор работающих по отдельным специально­стям.

4. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ РАБОТЫ

ПО ОХРАНЕ ТРУДА НА РАБОЧИХ МЕСТАХ

4.1, Координация работ в области охраны Труда должна. предусматривать формирование органов управления охраной труда путем установ­ления функциональных обязанностей подразделений и служб (или отдельных руководителей) в области охраны труда, включая создание служ­бы охраны труда и осуществление ими возложенных обязанностей.

Общее руководство работой по охране труда на предприятии в целом должен осуществлять его руководитель (генеральный директор, директор, управляющий), а в структурных подразделениях и службах (при их нали­чии) - их руководители.

Всю практическую организационно-методическую работу по охране труда, контроль за соблюдения требований охраны труда в организации, подготовку вышеуказанных управленческих решений и контроль за их реализацией должна осуществлять служба охраны труда.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона Об основах охраны труда в Российской Федерации в организации с численнос­тью 100 и менее работников решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимается ра­ботодателем с учетом специфики деятельности данной организации.

Под спецификой деятельности организации следует понимать в пер­вую очередь наличие работ повышенной опасности, уровень травматиз­ма и профессиональной заболеваемости, наличие производственных рисков и в конечном счете класс производственного риска, к которому отнесена организация при определении страховых тарифов.

На должность специалиста по охране труда назначаются, как прави­ло, лица, имеющие квалификацию инженера по охране труда, либо спе­циалисты, имеющие высшее профессиональное (техническое) образо­вание без предъявления требований к стажу работы или среднее про­фессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника 1 категории не менее 3 лет либо в других должностях, замещае­мых специалистами со средним профессиональным (техническим) об­разованием, не менее 5 лет. Все категории указанных лиц должны пройти специальное обучение по охране труда.

При принятии решения не создавать службу охраны труда (вводить должность специалиста по охране труда) в организациях с численностью 100 и менее человек, руководитель организации обязан возложить обя­занности По охране труда на другого специалиста или иное лицо (с его согласия), которое после соответствующего обучения и проверки знаний наряду с основной работой будет выполнять должностные обязанности специалиста по охране труда.

При отсутствии в организации службы охраны труда (специалиста по охране труда) работодатель вправе заключить договор со специалиста­ми или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда.

Во всех случаях руководитель предприятия должен:

- издать распорядительный документ о возложении обязанностей инженера (специалиста) по охране труда на определенного работника предприятия после прохождения им предварительной переподготовки или повышения квалификации на специальных курсах;

- организовать разработку и утвердить должностную инструкцию ин­женера по охране труда, руководствуясь Рекомендациями по органи­зации работы службы охраны труда в организации (приложение к постановлению Минтруда РФ от 08.02.2000 г. № 14), и ознакомить данно­го работника с ней под роспись.

В обязанности инженера (специалиста) по охране труда входит:

вести учет и анализировать состояние и причины производственно­го Травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обус­ловленных производственными факторами;

- участвовать в организации и проведении измерений параметров опасных и вредных производственных факторов, в оценке травмобезопасности оборудования, технологических процессов;

- участвовать в организации, методически руководить аттестацией рабочих мест по условиям труда, сертификацией работ по охране труда и контролировать их проведение.

- проводить совместно с представителями соответствующих подраз­делении и с участием уполномоченных {доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками пред­ставительных органов проверки, обследования технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов, приспособле­ний, средств коллективной и индивидуальной защиты работников, состо­яния санитарно-технических устройств, работы вентиляционных систем на соответствие требованиям охраны труда

- участвовать в работе комиссий по приемке в эксплуатацию закон­ченных строительством или реконструированных объектов производ­ственного назначения, а также в работе комиссий по приемке из ремонта установок, агрегатов, станков и другого оборудования в части соблюде­ния требований охраны труда;

- согласовывать разрабатываемую в организации проектную, конст­рукторскую, технологическую и другую документацию в части требова­ний охраны труда;

-разрабатывать совместно с другими подразделениями планы, программы по улучшению условий и охраны труда, предупреждению произ­водственного травматизма, профессиональных заболеваний, заболева­ний, обусловленных производственными факторами; оказывать организационно-методическую помощь по выполнению запланированных ме­роприятий; участвовать в составлении разделов коллективного договора, касающихся условии и охраны труда, соглашения по охране труда организации;

-участвовать в составлении списков профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, а также списков про­фессий и должностей, в соответствии с которыми на основании действую­щего законодательства работникам предоставляются компенсации за тя­желую работу и работу с вредными или опасными условиями труда;

- организовывать расследование несчастных случаев на производ­стве в соответствии с положением о расследовании и учете несчаст­ных случаев на производстве, утвержденным постановлением Прави­тельства Российской Федерации от 11 марта 1999 г. № 279, и участво­вать в работе комиссии по расследованию несчастного случая;

- обеспечивать хранение документов, касающихся требований охраны труда (актов по форме Н-1 и других документов по расследованию несчастных случаев на производстве, протоколов измерений парамет­ров опасных и вредных производственных факторов, оценки оборудова­ния по фактору травмобезопасности, материалов аттестации рабочих мест по условиям труда, сертификации работ по охране труда и др.), в соответствии с установленными сроками;

- участвовать в подготовке документов для назначения выплат по страхованию в связи с несчастными случаями на производстве или про­фессиональными заболеваниями.

- составлять отчетность о травматизме и условиях труда по формам, установленным Госкомстатом России;

- разрабатывать программы обучения по охране труда работников организации, в том числе ее руководителя, проводить вводный инструктаж по охране труда, Со всеми лицами, поступающими на работу (в том числе временно), командированными, а также учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику;

- организовывать своевременное обучение по охране труда работни­ков организации, в том числе ее руководителя, и участвовать в работе комиссий по проверке знаний требований охраны труда;

- составлять (при участии руководителей подразделений) перечни профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инст­рукции по охране труда;

- оказывать методическую помощь руководителям подразделений при разработке и пересмотре инструкций по охране труда, стандартов организации Системы стандартов безопасности труда (ССБТ);

- обеспечивать подразделения локальными нормативными правовыми актами организации (правилами, нормами, инструкциями по охра­не труда), наглядными пособиями и учебными материалами по охране труда;

-вести пропаганду по вопросам охраны труда, участвовать в подго­товке информационных стендов, уголков по охране труда в подразделе­ниях;

-организация совещаний по охране труда;

- доводить до сведения работников действующие законы и иные правовые акты по охране труда Российской Федерации и ответствующего субъекта Российской Федерации, коллективные дого­воры, соглашения по охране труда в организации.

-рассматривать письма, заявления, жалобы работников, касающиеся вопросов условий и охраны труда, подготавливать предложения руководи­телю организации (руководителям подразделений) по устранению выявлен­ных недостатков;

- осуществлять контроль за:

соблюдением работниками требований законов и иных нормативных правовых актов об охране труда Российской Федерации и Свердловской области, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов организации;

обеспечением и правильным применением средств индивидуальной и коллективной защиты;

соблюдением Положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, утвержденного постановлением Правитель­ства Российской Федерации от 11 марта 1999 г. № 279;

выполнением мероприятий, предусмотренных программами, планами по улучшению условий и охраны труда, разделом коллективного договора, касающимся вопросов охраны труда, соглашением по охране труда, а также за принятием мер по устранению причин, вызвавших несчастный случай на производстве (информация из акта по форме Н-1).

выполнением предписаний органов государственного надзора и контро­ля за соблюдением требований охраны труда, других мероприятий по созданию безопасных условий труда;

наличием в подразделениях инструкций по охране труда для работ­ников согласью перечню профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда, своевременным их пере­смотром;

проведением аттестации рабочих мест по условиям труда и подго­товкой к сертификации работ по охране труда

своевременным проведением соответствующими службами необходимых испытаний и технических освидетельствований оборудования, машин и механизмов;

эффективностью работы аспирационных и вентиляционных систем;

состоянием предохранительных приспособлений и защитных устройств

своевременным проведением обучения по охране труда, проверки

знаний требований охраны труда и всех видов инструктажа по охране

организацией хранения, выдачи, стирки, химической чистки, сушки, обеспыливания, обезжиривания и ремонта специальной одежды, специ­альной обуви и других средств индивидуальной и коллективной защиты;

санитарно-гигиеническим состоянием производственных и вспомо­гательных помещений;

организацией рабочих мест в соответствии с требованиями охраны труда;

правильным расходованием средств, выделенных на выполнение ме­роприятий по улучшению условий и охраны труда;

своевременным и правильным предоставлением работникам ком­пенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными услови­ями труда, бесплатной выдачей лечебно-профилактического питания, молока и других равноценных пищевых продуктов;

использованием труда женщин и лиц моложе 18 лет в соответствии с законодательством.

Руководитель предприятия (работодатель) вправе делегиро­вать часть своих обязанностей по охране труда на своего замести­теля по технической части, если таковой в штате предприятия име­ется.

На предприятиях с численностью работников более 10 человек со­здаются совместные комитеты (комиссии) по охране труда. Они форми­руются на паритетной основе из представителей работодателя, профсо­юзного комитета или иных уполномоченных работников представитель­ного органа (собрания) и осуществляют свою деятельность в целях орга­низации сотрудничества и регулирования отношений работодателя и работников предприятия в области охраны труда.

На комитет (комиссию) по охране труда в соответствии с рекомен­дациями, утвержденными постановлением Минтруда РФ от 12.10.94 г. № 64, возлагаются следующие основные обязанности:

- разработка на основе предложений сторон программы совместных действий работодателя, профсоюзного комитета или иных уполномочен­ных работников представительного органа (собрания) по улучшению ус­ловий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

- рассмотрение предложений по разработке организационно-техни­ческих и санитарно-оздоровительных мероприятий для подготовки про­екта соответствующего раздела коллективного договора и соглашения по охране труда;

- анализ существующего состояния условий и охраны труда на пред­приятии и подготовка соответствующих предложений в пределах своей компетенции по решению проблем охраны труда;

- информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья и пола­гающихся средствах индивидуальной защиты, компенсациях и льготах.

На предприятиях е численностью работающих белее 10 человек необходимо разработать, утвердить и ввести в действие Положение об организации работы по охране труда на предприятии, которое должно являться организационно-нормативной базой построения и функцио­нирования всей работы по охране труда на предприятии, руководствуясь Рекомендациями по разработке положения об организации рабо­ты по охране труда на малом предприятии.

В данном положении отдельным разделом закрепляются обязанности и ответственность должностных лиц и работников предприятия за состояние охраны труда. При разработке этого раздела необходимо рас­пределить все без исключения обязанности работодателя по обеспече­нию охраны труда между соответствующими руководителями и специа­листами предприятия.

На предприятиях с численностью работников менее 10 человек разработка вышауказанного положения не требуется, но в обязательном порядке необходимо разработать и ввести в действие приказом по пред­приятию Положение об обязанностях и ответственности руководи­телей, специалистов и работников предприятия за состояние охра­ны труда.

В том и другом случае необходимо ознакомить весь персонал пред­приятия с вышеуказанными положениями под роспись. Вновь принимае­мые на работу должны также знакомиться с данными положениями под роспись.

В случае аренды производственных помещений, обслуживания, на­ладки и ремонта технологического и установочного оборудования служ­бами арендодателя или другой организации, в договорах на аренду или обслуживание оборудования необходимо вносить взаимные требования (обязательства) арендатора и арендодателя (или другой организации) по обеспечению здоровых и безопасных условий труда работникам обеих организаций и соответственно учитывать данный момент при разработ­ке соответствующих разделов Положения.

При наличии на предприятии объектов и работ повышенной опасно­сти (лифтов, паровых и водогрейных котлов, аммиачных и фреоновых холодильных установок, сосудов, работающих под давлением, компрес­соров, грузоподъемных механизмов, газового хозяйства, тепловых се­тей, электроустановок, проведение электро- и газосварочных работ, при­менении в производстве веществ 1 класса опасности и т.п.) необходимо выпустить распорядительные документы о назначении лиц, ответствен­ных за безопасную эксплуатацию данных объектов и производство работ. Подготовка данных документов ведется в соответствии с требованиями действующих Правил, утвержденных органами государственного надзо­ра и контроля, межотраслевых и отраслевых Правил по охране труда и ГОСТов системы безопасности труда.

4.2. Планирование работ по охране труда должно включать в себя определение заданий подразделениям, службам или отдельным специа­листам (при простой одноуровневой структуре управления малым пред­приятием), участвующим в работе по охране труда.

Мероприятия по охране труда разрабатываются на основе анализа причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний, по результатам контроля соответствия технического состояния про­изводственного оборудования требованиям конструкторской и эксплуа­тационной документации инструкций, а также требованиям стандартов ССБТ и Правил по охране труда, контроля соблюдения требований бе­зопасности при организации технологических процессов, контроля со­ответствия установленным требованиям технического состояния помещений, зданий в целом и сооружений, по результатам аттестации рабо­чих мест по условиям труда и инструментального контроля уровней опас­ных и вредных производственных факторов на рабочих местах (произ­водственного контроля). Мероприятия по охране труда разрабатываются с учетом предписаний Государственной инспекции труда и других фе­деральных органов надзора и предложений работников организации и иных уполномоченных работниками представительных органов (проф­союзного комитета, органа избранного на общем собрании работников организации).

При разработке мероприятий по охране труда необходимо руковод­ствоваться Рекомендациями по планированию мероприятий по охране труда, утвержденными постановлением Министерства труда РФ от 27.02.95г. № 11.

Планирование работ (мероприятий) по охране труда в органи­зации осуществляется на основе:

- перспективных (на 3 -5 лет) планов (программ), разрабатываемых по результатам аттестации рабочих мест и в порядке подготовки к серти­фикации организации по охране труда;

- текущих (годовых) планов мероприятий по охране труда, оформляе­мых разделом в коллективном договоре и соглашении по охране труда (при отсутствии коллективного договора составляются самостоятельно);

- оперативных (квартальных, месячных) целевых планов по отдель­ным структурным подразделениям или направлениям охраны труда.

4.3. Контроль за состоянием охраны труда и организацией ра­боты по охране труда должен включать в себя проверку состояния условий труда работающих, выявление отклонений от требований стандар­тов ССБТ, норм и правил по охране и производственной санитарии, про­верку выполнения руководителями подразделений и служб своих обя­занностей в области охраны труда и принятие эффективных своевре­менных мер, по устранению выявленных недостатков.

На предприятии необходимо организовать два вида контроля:

-оперативный постоянный контроль руководителя работ и других должностных лиц;

-административно-общественный контроль за состоянием охраны труда, являющийся основной формой контроля администрации и проф­союзного комитета (или иного уполномоченного работниками предста­вительного органа). Примерное положение о проведении администра­тивно-общественный контроля за состоянием охраны труда на малом предприятии приведено в приложении 2.

Согласно статье 22 Федерального закона Об основах охраны тру­да в Российской Федерации на предприятии должен быть организо­ван общественный контроль за охраной труда уполномоченными (дове­ренными) лицами по охране труда профсоюзного комитета или трудово­го коллектива.

Профсоюзный комитет или трудовые коллективы организуют выборы уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда. В зависимости от кон­кретных условий производства и наличия структурных подразделений на предприятии может быть избрано несколько уполномоченных (доверен­ных) лиц по охране труда. Свою работу уполномоченные (доверенные) лица строят согласно положения, разработанного на основе Рекомендаций по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллекти­ва, утвержденных постановлением Минтруда РФ от 08.04.94 г. № 30.

4.4. Учет, анализ и оценка состояния охраны труда и организации работы по охране труда направлен на разработку и принятие управленческих решений на основе поступающей информации, а также на подго­товку статистической отчетности по формам 1т - условия труда и 7 -травматизм.

В качестве анализируемых используются материалы о несчастных случаях и профессиональных заболеваниях; данные аттестации рабочих мест по условиям труда, данные заболеваемости с временной утратой трудоспособности, предписания органов государственного надзора, дан­ные инструментальных замеров опасных и вредных производственных факторов. По результатам анализа состояния охраны труда ежегодно выпускается итоговый приказ по предприятию.

4.5. Стимулирование за работу по охране труда направлено на создание заинтересованности работающих в обеспечении безопасных и здоровых условий труда на рабочих местах, в подразделениях и в органи­зации в целом и реализуется путем включения соответствующих требо­ваний в контракты.

5. РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАДАЧ ОХРАНЫ ТРУДА НА РАБОЧИХ МЕСТАХ В ОРГАНИЗАЦИИ

5.1. Обучение работающих безопасности труда проводится в со­ответствии с требованиями ГОСТ 12.0.004-90, Положения о поряд­ке обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов организаций Свердловской области, утвержденное постановлением Правительства Свердловской области от 19.05.99 г. № 594-ПП, Правил безопасности, Правил устройства и безопасной эксплуатации, утвержденных федеральными органами надзора, межот­раслевыми и отраслевыми Правилами по охране труда и ГОСТами системы стандартов безопасности труда (ССБТ):

5.1.1. Руководителю предприятия, его заместителю, отвечающему за состояние охране труда, главным специалистам, инженеру по охране труда пройти обучение и проверку знаний по охране труда в одном из учебных центров города. В дальнейшем проходить переаттестацию раз в три года.

На малых предприятиях, не имеющих развернутого штата руководи­телей и специалистов, обучение и проверку знаний должно пройти не менее двух руководителей - работодатель и лицо его замещающее на период отсутствия.

5.1.2. Организовать обучение и проверку знаний по охране

руководящего состава в постоянно действующей комиссии организа­ции (при наличии многоуровневой структуры управления предприяти­ем), для чего:

- издать распорядительный документ о ^создании постоянно действу­ющей комиссии по проверке знаний по охране в организации из лиц ука­занных в пункте 5.1.1., указать перечень руководящего состава, который должен пройти обучение и проверку знаний по охране труда в комиссии и сроки проведения обучения и проверки знаний;

- разработать и согласовать с государственным инспектором по ох­ране труда перечень вопросов для проверки знаний по охране труда в организации;

- провести обучение работников с привлечением специалистов по охране труда, проверку знаний в постоянно действующей комиссии, офор­мить протокол и выдать удостоверения.

5.1.3. Организовать проведение вводного инструктажа по бе­зопасности труда со всеми вновь принимаемыми на работу в организа­цию независимо от их образования, должности, стажа работы по про­фессии или должности, с временными работниками и командированны­ми, руководствуясь разделом 7.1 ГОСТ 12.0.004-90, для чего:

- разработать и утвердить программу (инструкцию) для проведения вводного инструктажа, придерживаясь примерного перечня вопросов, со­держащихся в приложении 3 ГОСТ 12.0.004-90;

- вводный инструктаж проводит инженер по охране труда по вышеука­занной инструкции с записью в журнале регистрации вводного инструкта­жа с обязательной подписью инструктирующего и инструктируемого.

5.1.4. Составить и утвердить перечень профессий и должностей работников администрации, освобожденных от первичного и повторно­го инструктажа по безопасности труда на рабочем, месте. В данный пе­речень включить профессии и должности, которые не связаны с рабо­той на оборудовании, с его обслуживанием испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием инструмента, электроприбо­ров, хранением и применением материалов, т.е. те профессии и долж­ности, где на рабочих местах отсутствуют опасные и вредные производственные факторы.

5.1.5. Организовать проведение инструктажей по безопаснос­ти труда на рабочем месте в строгом соответствии с требованиями раздела 7 ГОСТ 12.0.004-90, для чего:

- составить перечень должностей, профессий и видов работ на пред­приятии, руководствуясь штатным расписанием и имеющимися вспомо­гательными работами (профессий указывать в соответствии с записью в трудовой книжке, которая должна соответствовать ЕТКС, ОК 016-94);

- в соответствии с вышеуказанным перечнем составить перечень ин­струкций по охране труда для каждой профессии и на все виды работ и утвердить его;

- для подготовки к разработке инструкций по охране труда приобре­сти согласно перечню профессий и работ Правила по охране труда, са­нитарные нормы и правила, типовые инструкции по охране труда (допус­кается использовать инструкции по охране труда других организаций по аналогичным профессиям и видам работ с соответствующей доработкой с учетом специфики выполняемой работы и имеющегося оборудования), а также подготовить эксплуатационную документацию на имеющееся оборудование;

- на основе этих документов разработать и утвердить инструкции по охране труда в объеме перечня, руководствуясь Методическими ука­заниями по разработке правил и инструкций по охране труда (при­ложение № 2 к постановлению Минтруда РФ от 01.07.93 г. № 129 в редак­ции постановления Минтруда РФ от 28.03.94 г. № 27);

- завести журнал инструктажа на рабочем месте, прошнуровать его страницы и опечатать печатью организации;

- разработать и утвердить программу проведения инструктажа на рабочем месте на основе примерного перечня основных вопросов дан­ного в приложении 5 ГОСТ 12.0.004-90;

- организовать проведение инструктажа на рабочем месте лицами руководящего состава организации (прошедшими обучение и проверку знаний охраны труда) по утвержденной программе с использованием инструкций по охране труда;

- проведение инструктажа на рабочем месте фиксировать в журнале с обязательной записью обозначения инструкции по охране труда, по которой был проведен инструктаж.

5.1.6. Организовать обучение и проверку знаний безопасности труда персонала, занятого работами или обслуживанием объектов по­вышенной опасности, согласно Правил по охране труда и Правил уст­ройства и безопасной эксплуатации:

- разработать и утвердить Перечень профессий и должнос­тей, связанных с выполнение работ повышенной опасности, для которых установлено обязательное обучение, аттестация и пе­риодическая проверка знаний безопасности труда согласно п.п. 4.1, 4.2, 4.5 ГОСТ 12.0.004-90 (например: лицо, ответствен­ное за эксплуатацию лифтов и грузовых подъемников; персонал до­пущенный к управлению грузовыми подъемниками; слесари-сантех­ники, обслуживающие систему отопления здания; плотник, выполня­ющий работы на деревообрабатывающих станках, электро- и газо­сварщик; электрик и т.п.);

- обеспечить прохождение обучения и проверки знаний лиц, ответ­ственных за безопасную эксплуатацию объектов повышенной опасности (лифтов, паровых и водогрейных котлов, аммиачных и фреоновых холо­дильных установок, сосудов, работающих под давлением, компрессо­ров, грузоподъемных механизмов, газового хозяйства, тепловых сетей, электроустановок) в государственных органах надзора;

- разработать и утвердить программу обучения и перечень конт­рольных вопросов для персонала, выполняющего работы повышенной опасности, согласно Правил по охране труда (плотника, слесаря-сан­техника, электро- и газосварщика, сварщика и т.п.);

- провести обучение по утвержденной программе;

- издать приказ о составе аттестационной комиссии и сроках ее ра­боты;

- провести аттестацию, оформить протокол и выдать удостоверение * на право самостоятельной работы (п.п. 4.3, 4.4, 4.5 ГОСТ 12.0.004-90).

Пропаганда вопросов охраны труда осуществляется с использова­нием наглядной агитации и лекций.

5.2. Обеспечение безопасности эксплуатируемого оборудова­ния достигается приведением производственного оборудования, его эк­сплуатацией и техническим обслуживанием в соответствии с требовани­ями государственных стандартов, правил по охране труда, гигиеничес­ких требований к производственному оборудованию, нормативно-техни­ческой документации заводов-изготовителей.

В процессе приобретения оборудования необходимо проверять на­личие в сопроводительной документации гарантий его соответствия стан­дартам безопасности (сертификата соответствия) и фактическое уком­плектование оборудования защитными и предохранительными устрой­ствами, предусмотренными эксплуатационной документацией.

Монтаж оборудования должен выполняться в соответствии с проектно-сметной документацией, разработанной в установленном порядке, и требованиями завода-изготовителя.

На все оборудование должна быть техническая документация (пас­порт, инструкция по эксплуатации и т.п.).

В соответствии с указаниями завода-изготовителя должно быть орга­низовано текущее техническое обслуживание и ремонт оборудования с регистрацией в имеющейся эксплуатационной документации.

В ходе проведения ремонта необходимо уделять особое внимание проверке и восстановлению работоспособности предохранительных и защитных устройств.

Персонал, допущенный к работе на оборудовании, должен быть обес­печен и ознакомлен под роспись с инструкцией по эксплуатации данного вида оборудования в объеме выполняемой работы.

С целью организации безопасной эксплуатации автотранспорта соглас­но Правил по охране труда на автомобильном транспорте ПОТ РО-200-01-95 и Федеральным законом от 10.12.95 г. № 196-ФЗ О безопасности дорожного движения (в ред. от 02.03.99 г.) необходимо:

- организовать проведение предрейсового и послерейсового меди­цинского осмотра водителей;

- проводить предрейсовый техосмотр и плановый ремонт автотранс­порта;

- проводить ежегодные технические осмотры автотранспорта;

- обеспечить разработку и внедрение мероприятий по предупрежде­нию ДТП (проведение занятий по ПДД, обслуживанию автотранспорта, разбор ДТП и т.п.);

- обеспечить безопасную организацию хранения и ремонта автотран­спорта согласно требованиям Правил;

- обеспечить проведение предварительных и периодических меди­цинских осмотров водителей автомобилей и автотракторной техники.

5,3. Обеспечение безопасности производственных процессов

должно достигаться организацией новых и приведением действующих технологических процессов в соответствии с требованиями стандартов ССБТ, норм и правил органов государственного надзора, правил по охра­не труда и другой нормативной документации по безопасности труда, а также внедрением новых безопасных технологий, средств механизации и автоматизации.

Производственные процессы на предприятии должны организовы­ваться на основе технологической документации, наличие и комплект­ность которой регламентируется ГОСТами ЕСТД.

В технологической документации должны быть отражены требова­ния безопасности труда согласно ГОСТ 3.1120-83 ЕСТД. Общие пра­вила отражения и оформления требований безопасности труда в технологической документации.

Технологическое оборудование на производственных площадях дол­жно размещаться согласно утвержденному плану (планировке), разрабо­танной с учетом требований межотраслевых и отраслевых норм техно­логического проектирования (ОНТП), правил по охране труда, санитар­ных норм и правил и нормативных документов по охране труда.

5.4. Обеспечение безопасности зданий и сооружений достига­ется организаций их должной эксплуатации с соблюдением требований проекта по внутренним эксплуатационным средам и нагрузкам, своев­ременным выявлением и правильной оценкой повреждений строитель­ных конструкций, своевременным ремонтом неисправных строительных конструкций и коммуникаций, очисткой крыш и прилегающей к стенам территории от снега.

Для организации эксплуатации и ремонта здания в соответствии с требованиями Положения о проведении планово-предупредитель­ного ремонта производственных зданий и Положения о проведе­нии планово-предупредительного ремонта жилых и общественных зданий необходимо:

- назначить ответственное за проведение систематического наблю­дения за техническим состоянием здания лицо;

- кроме систематического наблюдения, запланировать и проводить весенние и осенние общие комиссионные осмотры с оформлением акта с планом мероприятий по устранению выявленных неисправностей стро­ительных конструкций;

-обеспечить наличие и ведение необходимой эксплуатационной до­кументации на здание, в т.ч. технического паспорта на здание и техни­ческого журнала по его эксплуатации;

- осуществлять планирование предупредительного ремонта здания и его своевременное проведение;

- проводить своевременную очистку крыш от снега и пылевидных вен­тиляционных выбросов, а также непосредственно прилегающей к стенам территории.

5.5. Нормализация санитарно-гигиенических условий труда до­стигается правильной организацией рабочих мест, организацией перио­дических замеров параметров освещенности рабочих мест, микрокли­мата, концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны и т.п., уст­ранением причин возникновения опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах и применением средств коллективной за­щиты.

5.6. Обеспечение персонала средствами индивидуальной за­щиты должно осуществляться в соответствии с Правилами обеспече­ния рабочих и служащих специальной одеждой, специальной обу­вью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденны­ми постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 18.12.98 г. № 51, и Типовыми отраслевыми нормами бесплатной вы­дачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (утв. Постановлениями Мини­стерства труда и социального развития №№61, 63, 66, 67, 68, 69, 70, принятыми в декабре 1997 года). С этой целью необходимо:

5.6.1. Назначить ответственное лицо за данную работу.

5.6.2. Организовать регулярное приобретение, выдачу и замену СИЗ работающим, а также вести учет выдачи, сдачи и списания СИЗ согласно вышеуказанным документам с регистрацией в карточках формы МБ-6.

5.6.3. Обеспечить своевременную стирку, химчистку, ремонт спе­цодежды и восстановление защитных пропиток.

5.7. Обеспечение специальных режимов труда и отдыха пре­дусматривается для работающих в условиях превышения гигиенических нормативов, в том числе с повышенными физическими и нервно-психи­ческими нагрузками, в условиях монотонности и воздействия опасных и вредных производственных факторов.

Для снижения воздействия опасных и вредных производственных факторов должна обеспечиваться защита временем при работе во вред­ных условиях труда. Режим труда и отдыха организуется в соответствии с приложением 1 к Гигиеническим критериям оценки и классифика­ция условий труда по показателям вредности и опасности факто­ров производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса Р2.2.755-99 .

5.8. Организация лечебно-профилактического обслуживания работающих предусматривает проведение предварительных (при по­ступлении на работу) и периодических медицинских осмотров работаю­щих предприятия и проведение лечебно-профилактических мероприя­тий по предупреждению заболеваний работающих.

Предварительные при поступлении на работу и периодические ме­дицинские осмотры проводятся с целью динамического наблюдения за состоянием здоровья работников в условиях воздействия профессио­нальных вредностей, профилактики и своевременного установления на­чальных признаков профессиональных заболеваний, выявления общих заболеваний, препятствующих продолжению работы с вредными, опас­ными веществами и производственными факторами, а также предупреж­дения несчастных случаев согласно временным перечням вредных ве­ществ, опасных веществ и производственных факторов, а также отдель­ных видов работ, утвержденных приказом Минздравмедпрома России от 14 марта 1996 г. № 90 (в ред. от 06.02.2001 г.).

Контингенту работников организации, подлежащие предваритель­ным и периодическим осмотрам, определяет центр Госсанэпиднадзора совместно с работодателем по подразделениям, профессиям и видам работ не позднее 1 декабря осмотрам предшествующего года.

Сроки проведения осмотров должны соответствовать установлен­ной периодичности.

Если вновь поступающий работник подпадает под действие указан­ных выше перечней, то работодатель обязан направить его на предварительный медицинский осмотр в медицинское учреждение за счет своих средств, выдав направление с указанием профессии; перечня вредных, опасных веществ и производственных факторов, оказывающих воздей­ствие на работника.

Порядок проведения медицинских осмотров определен Положени­ем о проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров работников, ут­вержденным приказом Минздравмедпрома России от 14 марта 1996 г. № 90 (в ред. от 06.02.2001 г.).

Запрещается допускать работников к выполнению ими трудовых обя­занностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, а так­же в случае медицинских противопоказаний.

5.9. Санитарно-бытовое обслуживание достигается наличием санитарно-бытовых помещений и устройств по составу и сантехническому оборудованию, соответствующих СНиП 2.09.04-87 Административ­ные и бытовые здания, и поддержанием помещений и устройств в ис­правном состоянии, качественной их уборкой и дезинфекцией.

5.10. Профессиональный отбор проводится для установления фи­зиологической и психофизиологической пригодности работающих по от­дельным специальностям и выполнению опасных работ.

Приложение 2

Организация двухступенчатого административно-общественного контроля за состоянием охраны труда на предприятии

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Общественно-административный контроль в общей системе работы по охране труда на предприятии является основной формой кон­троля работодателем и комитетом профсоюза предприятия (или иным уполномоченным работниками представительным органом) за состоя­нием условий и безопасности труда на рабочих местах, в структурных подразделения и в целом на предприятии, а также соблюдением всеми работающими требований законодательства об охране труда, стандар­тов безопасности труда, правил, норм, инструкций и других нормативно-технических документов по охране труда.

Общественно-административный контроль не исключает проведе­ние чисто административного контроля в соответствии с должностными обязанностями руководителей и ИТР предприятия, а также обществен­ного контроля.

1.2. Объектами административно-общественного контроля являются все структурные подразделения и службы предприятия (или все пред­приятие при одноуровневом его управлении),

2. ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ КОНТРОЛЯ

2.1. Первая ступень контроля проводится комиссией, возглавляе­мой руководителем структурного подразделения и уполномоченным (до­веренным) лицом по охране труда подразделения еженедельно. В состав комиссии входят руководители технических служб структурного подраз­деления (если таковые имеются).

2.2. График проверки устанавливается начальником подразделения по согласованию с уполномоченным (доверенным) лицом по охране тру­да и выдается руководителям структур низшего звена,

2.3. На первой ступени контроля комиссия проверяет:

- выполнение мероприятий, намеченных по результатам предыду­щих проверок;

- выполнение приказов и распоряжений руководителя предприятия и начальника структурного подразделения, решений совместного ко­митета (комиссии) по охране труда, представлений уполномоченно­го (доверенного) лица по охране труда;

- выполнение мероприятий по материалам расследования несчаст­ных случаев;

- исправность и соответствие производственного оборудования, транспортных средств и технологического оборудования требова­ниям стандартов безопасности труда, правилам по охране труда и другой нормативно-технической документации по охране труда;

- состояние и правильность организации рабочих мест (расположение и наличие необходимого инструмента, приспособлений, заготовок и др.);

- состояние проходов, переходов, проездов;

- соблюдение правил складирования заготовок, готовой продукции, товаров и т.п.;

- исправность приточной и вытяжной вентиляции, местных отсосов, пыле - и газоулавливающих устройств;

- соблюдении работающими правил электробезопасности при рабо­те на электроустановках, с электроприборами и инструментом;

- соблюдение графиков планово-предупредительного ремонта про­изводственного оборудования, вентиляционных и аспирационных систем и установок, технологических режимов и инструкций;

- техническое состояние строительных конструкций производственных помещений (или в целом здания), где дислоцируется подразделение;

- наличие и состояние плакатов по охране труда, сигнальной цвето­вой окраски и знаков безопасности;

- наличие и состояние защитных, предохранительных, сигнальных и противопожарных средств и устройств, контрольно-измерительных приборов;

- соблюдение правил безопасности при работе с вредными и пожаровзрывоопасными веществами и материалами;

- наличие и правильность использования работающими средств ин­дивидуальной защиты;

- обеспечение работающих лечебно-профилактическим питанием, молоком и другими профилактическими средствами;

- состояние санитарно-бытовых помещений и устройств;

- соблюдение установленных режимов труда и отдыха, трудовой дис­циплины;

- наличие и соблюдение работающими инструкций по охране труда;

- наличие у работающих удостоверений о проверке знаний безопасно­сти труда, нарядов на выполнение работ с повышенной опасности;

2.4. Результаты проверки записываются в журнале первой ступени, контроля, который должен храниться у руководителя структурного под­разделения. При этом ко­миссия намечает мероприятия, а начальник подразделения назначает исполнителей и сроки исполнения.

Если намеченные мероприятия не могут быть выполнены силами подразделения, то начальник подразделения по окончании работы ко­миссии обязан доложить об этом вышестоящему начальнику (указать должность) для принятия соответствующих мер.

В случае если нарушение правил и норм охраны труда может причи­нить ущерб здоровью работающих или привести к аварии, работа приос­танавливается комиссией до устранения этого нарушения.

2.5. Начальник подразделения должен организовать выполнение ме­роприятий по устранению недостатков и нарушений по охране труда, выявленных комиссией первой ступени контроля.

Контроль за выполнение этих мероприятий осуществляет инженер по охране труда и уполномоченный (доверенное) лицо по охране труда.

2.6. Ежемесячно руководитель подразделения и уполномоченное (до­веренное) лицо по охране труда информирует свой коллектив о состоя­нии охраны труда в подразделении и о ходе выполнения мероприятий, намеченных комиссией второй ступени контроля.

2.7. Один раз в месяц руководитель структурного подразделения должен отчитываться перед вышестоящим руководством о состоянии охраны труда в его подразделении.

3. ВТОРАЯ СТУПЕНЬ ДВУХСТУПЕНЧАТОГО КОНТРОЛЯ.

3.1. Вторая ступень контроля проводится комиссией, возглавляе­мой директором предприятия, техническим директором или главным ин­женером предприятия и председателем профсоюзного комитета (или уполномоченным лицом по охране труда предприятия в целом) один раз в квартал (или один раз в месяц).

В состав комиссии входят инженер по охране труда и руководители тех­нических служб предприятия (по принадлежности). Состав комиссии и гра­фик ее работы утверждается соответствующим приказом по предприятию.

Проверка производится в присутствии руководителя и уполномочен­ного (доверенного) лица по охране труда проверяемого подразделения.

3.2. Проверки комиссией второй ступени контроля организуются по графику, составленному с таким расчетом, чтобы в течение года было обследовано каждое подразделение предприятия не менее четырех раз. а подразделения с повышенной опасностью- не менее шести.

3.3. Комиссия второй ступени двухступенчатого контроля про­веряет:

- организацию и результаты работы первой ступени контроля;

- выполнение мероприятий, намеченных по результатам предыду­щих проверок;

- выполнение приказов руководителя предприятия и решений профсоюзного комитета (если таковой имеется) по вопросам охраны труда, пред­писаний и указаний органов государственного надзора и контроля;

- выполнение мероприятий, предусмотренных коллективными дого­ворами, соглашениями по охране труда, годовыми планами улучше­ния условий и охраны труда и другими документами;

- выполнение мероприятий по материалам расследования несчаст­ных случаев, профессиональных заболеваний и аварий;

- организацию внедрения стандартов безопасности труда;

- техническое состояние и содержание зданий, сооружений, поме­щений предприятия и прилегающей к ним территории в соответствии с требованиями СНиП, Положения о проведении

- ППР промышленных зданий и сооружений, утвержденного поста­новлением Госстроя СССР от 29.12.73г. № 73 (или Положения о про­ведении ППР жилых и общественных зданий, утвержденного Госстроем СССР 8.10.64 г.) и другой нормативно-технической документации по охране труда, состояние проезжей и пешеходной частей дорог, тоннелей, переходов и галерей;

- соответствие технологического, грузоподъемного, транспортного, энергетического и другого оборудования требованиям стандартов системы безопасности труда, правил по охране труда и другой нор­мативно-технической документации по охране труда;

- эффективности работы приточной и вытяжной вентиляции, пыле- и газоулавливающих устройств;

- выполнение графиков планово-предупредительного ремонта про­изводственного оборудования, наличие схем коммуникаций и под­ключения энергетического оборудования;

- обеспеченность работающих спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты, правильность их выдачи, хра­нения, организации стирки, чистки и ремонта;

- обеспеченность работающих санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, их техническое и санитарное состояние;

- организацию лечебно-профилактического обслуживания работающих;

- организацию пропаганды вопросов охраны труда на предприятии;

- организацию и качество проведения обучения, проверки знаний и инструктажа работающих по безопасности труда;

- соблюдение установленных режима труда и отдыха, трудовой и про­изводственной дисциплины.

3.4. Результаты проверки обобщаются инженером по охране труда и оформляются актом за подписью всех членов комиссии. В необходимых случаях результаты проверки оформляются приказом по предприятию с мерами дисциплинарного воздействия и планом мероприятий, по устра­нению выявленных нарушений. Итоги проверок комиссией второй ступе­ни контроля в недельных срок обсуждаются на совещании у директора предприятия или его заместителя по технической части (главного инже­нера) в присутствии всех руководителей подразделений и служб пред­приятия.

На совещании заслушиваются руководители тех подразделений, где выявлено неудовлетворительное состояние условий труда, допускаются нарушения требований стандартов ССБТ, правил и норм охраны труда.

Проведение совещаний оформляется протоколом.

Примечание.

При наличии на предприятии простой одноуровневой системы управления (нет структурных подразделений, самостоятельных участков производства и соответственно их руководителей, управление производством осуществ­ляет непосредственно его директор или технический директор) админист­ративно-общественный контроль за состоянием охраны труда организуется одноступенчатый и проводится этими лицами с участием уполномоченного (доверенного) лица по охране труда.

Приложение 3

Органы государственного управления охраной труда, контроля и надзора за соблюдением законодательства об охране труда

1. Департамент труда и социальных вопросов Министер­ства экономики и труда Свердловской области

г. Екатеринбург, ул. Малышева, 101, а/я 154. Тел. 61-79-10. Факс 61-79-10.

Отдел охраны труда Департамента труда и социальных вопросов

к. 579 тел. 61-63-72, к. 562 тел. 75-79-17

Отдел государственной экспертизы условий труда Департамента труда и социальных вопросов

к. 579 тел. 61-63-72, к. 554 тел. 61-66-03

Отдел по труду г. Екатеринбурга Департамента труда и социальных вопросов

к. 575 тел. 61-50-49, к. 577 тел. 61-78-1.8

2. Государственная инспекция труда в Свердловской области

г. Екатеринбург, ул. Малышева, 101, а/я 140. Тел. 62-65-30. Факс 62-56-05

3. Государственная инспекция труда г.Н-Тагил, ул.Огаркова 6(Северный Урал, каб. 409) тел.41-64-17

Скачать архив с текстом документа