Учет затрат и расходов на предприятии

СОДЕРЖАНИЕ: Выявление преимуществ и недостатков нормативных положений, регулирующих состав затрат, подлежащих включению в себестоимость, рассмотрение методов включения затрат в себестоимость продукции способом сравнительного анализа, определение тенденций и проблем.

КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему:

Учет затрат и расходов на предприятии

Введение

Одной из самых актуальных проблем методологии и практики отечественного бухгалтерского учета является в настоящее время проблема состава текущих издержек производства и обращения, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) и порядка формирования финансовых результатов деятельности организаций.

Несмотря на либерализацию на многих участках экономики в связи с переходом на рыночные отношения (установление свободных продажных цен, отмена плановых заданий и т.д.), принятие нового стандарта по бухгалтерскому учету о расходах коммерческой организации, государство продолжало регламентировать состав тех затрат, которые можно включать в себестоимость продукции, и тех, что включению в себестоимость продукции (работ, услуг) не подлежат. Если последние все же произведены, то должны быть отнесены в уменьшение собственных источников организации (например, прибыли, оставшейся в ее распоряжении) или не должны приниматься при налогообложении прибыли.

Поэтому, с одной стороны, достоверно исчисленный показатель себестоимости обеспечивает правильность формирования финансового результата деятельности организации – прибыли (убытка) от реализации продукции. Прибыль в условиях рыночной экономики – основная цель деятельности коммерческих организаций. По мере развития в экономике страны конкуренции, демонополизации, свободной системы ценообразования будет возрастать роль себестоимости как важнейшего фактора, влияющего на рост массы прибыли.

С другой стороны, фактическая прибыль организации, исчисляемая как разница между фактической выручкой от реализации и фактической себестоимостью, служит базой для формирования объекта обложения налогом на прибыль.

В настоящее время общая бухгалтерия подразделяется, как правило, на две подсистемы: внешнюю (финансовую) и внутреннюю (управленческую). Такое подразделение обусловлено различием в целях и задачах внешней и внутренней бухгалтерии. В финансовой бухгалтерии создается информация о текущих расходах в поэлементном разрезе и доходах предприятия, о состоянии дебиторской и кредиторской задолженности, о размерах финансовых инвестиций и доходов от них, состоянии источников финансирования и т.п. Одна из основных задач такой бухгалтерии – достоверность учета финансовых результатов деятельности предприятия, его имущественного и финансового состояния. Потребителями информации при этом являются в основном внешние по отношению к предприятию пользователи: государственные налоговые органы, биржи, банки, поставщики и покупатели, потенциальные инвесторы. Финансовая отчетность не представляет собой коммерческой тайны предприятия, она открыта к публикации и, как правило, заверяется независимой аудиторской организацией. Ведение финансовой бухгалтерии для предприятий является обязательным. Международные стандарты финансовой отчетности, основные принципы учета имеют отношение именно к системам финансового учета.

Основное направление развития производственного учета состоит в повышении его оперативности, аналитичности, ориентации на принятие управленческих решений в настоящем и будущем. Не случайно термин «производственный учет» часто заменяется термином «управленческий учет», что в большей мере отражает его сущность и задачи. Характерной чертой западного управленческого (производственного) учета, которая обусловлена его целями и задачами, является интеграция собственно учета затрат и результатов их анализа и, как следствие, принятия управленческих решений. Следовательно, в системе внутреннего учета создается, прежде всего, информация об издержках.

Издержки (затраты) производства группируются и учитываются по видам, местам их возникновения и носителям затрат. Места возникновения затрат – это структурные единицы и подразделения, в которых происходит первоначальное потребление производственных ресурсов (рабочие места, бригады, цеха и т.п.). Под носителями затрат понимают виды продукции данного предприятия, предназначенные для реализации на рынке.

Администрация организации решает сама, в каких разрезах классифицировать затраты, насколько детализировать места возникновения затрат.

Необходимым условием получения прибыли является определенная степень развития производства, обеспечивающая превышение выручки от реализации продукции над затратами (издержками) по ее производству и сбыту. Главная факторная цепочка, формирующая прибыль, может быть представлена схемой: «Затраты – объем производства – прибыль».

Составляющие этой схемы должны находиться под постоянным вниманием и контролем.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что учет затрат на производство и калькулирование себестоимости является одним из центральных участков работы бухгалтерии. При этом в отечественной практике соседствуют два вида учета – направленный на калькулирование себестоимости в соответствии с нормативным регулированием в целях налогообложения, и второй, выстраиваемый во взаимосвязи с управленческим учетом и дающий информацию о составе затрат и их анализе для принятия обоснованных управленческих решений.

Целью данной работы является выявление преимуществ и недостатков нормативных положений, регулирующих состав затрат, подлежащих включению в себестоимость, рассмотрение методов включения затрат в себестоимость продукции способом сравнительного анализа, в результате которого можно выявить наметившиеся тенденции и обозначить круг нерешенных проблем. Для описания применения данных бухгалтерского учета в управлении будет рассмотрен метод учета затрата и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) по системе «директ-костинг».

Деятельность«Fil. S POSTA MOLDOVE CP TaracliaI» рассматривается за период 2008 г. – 2009 г. При написании данной курсовой работы были использованы законодательные акты, нормативные документы освещающая данную тематику специальная литература, отчетность и первичные документы предприятия.

1. Определение и состав затрат и расходов предприятия

Учет затрат и расходов предприятия является одним из наиболее важных и трудоемких участков действующей системы бухгалтерского учета. На данном участке формируются показатели как управленческого (общая сумма производственных затрат, себестоимость выпущенной продукции, рентабельность производства и др.), так и финансового учета (себестоимость реализованных товаров, продукции, услуг, величина расходов периода и др.). В достоверности и своевременности расчета этих показателей заинтересованы как внутренние, так и внешние пользователи учетной информации.

До принятия новых НСБУ при ранее действовавшем порядке учета не было четкого разграничения между такими понятиями как «затраты» и «расходы». Эти термины считались синонимами.

В НСБУ содержание понятий «затраты» и «расходы» не совпадает.

Затраты представляют собой ресурсы, использованные для изготовления продукции и оказания услуг с целью получения дохода. Они непосредственно связаны с процессом производства, находят свое материальное воплощение в запасах незавершенного производства и продукции, в конце отчетного периода отражаются в бухгалтерском балансе как активы и не учитываются при определении финансового результата предприятия.

Расходы – это издержки и потери (убытки), возникающие в процессе финансово-хозяйственной деятельности и не имеющие непосредственного отношения к производственному процессу. В отличие от затрат, расходы не включаются в себестоимость продукции (услуг). Они отражаются в Отчете о финансовых результатах и вычитаются из доходов при определении прибыли (убытка) отчетного периода.

Состав затрат и расходов, порядок их измерения и признания определяются в соответствии с положением НСБУ 3 «Состав затрат и расходов предприятия».

В данном стандарте состав затрат приведен в разрезе предприятий трех основных сфер деятельности (производственная, торговая, сфера услуг), а состав расходов – по видам деятельности отдельного предприятия (операционная, инвестиционная, финансовая) и по чрезвычайным событиям.

1.1Состав затрат

В состав затрат, включаемых в себестоимость продукции (услуг) входят следующие статьи: материальные затраты, затраты на оплату труда, косвенные производственные затраты. В отдельных отраслях народного хозяйства могут быть предусмотрены и другие затраты, отражающие особенности их производственно-хозяйственной деятельности (например, в добывающих отраслях – истощение природных ресурсов, в энергетической промышленности – износ основных средств и др.).

К материальным затратам относятся: на производственных предприятиях – прямые материальные затраты, на предприятиях сферы услуг – затраты на материалы. На торговых предприятиях затраты на материалы не включаются в себестоимость товаров, а относятся на расходы периода.

Затраты на оплату труда включают: на производственных предприятиях – прямые затраты на оплату труда, на предприятиях сферы услуг – затраты на оплату труда. На торговых предприятиях затраты на оплату труда не включаются в себестоимость товара, а относятся на расходы периода.

Косвенные производственные затраты связанны с обслуживанием и управлением производственных подразделений (цехов, участков, производства). Они возникают на предприятиях производственной деятельности и сферы услуг и подразделяются на:

· Переменные затраты, величина которых зависит от изменения объемов производства (оплата труда вспомогательных рабочих, стоимость израсходованных материалов и др.);

По мере ее повышения растут и переменные затраты, и наоборот (например, заработная плата производственных рабочих, изготавливающих определенный вид продукции, относится к переменным затратам, и повышение производства данного вида продукции автоматически означает пропорциональный рост основной заработной платы на выпуск).

Поэтому даже такие постоянные затраты, как арендная плата, «со временем» изменяются. Изменения в объеме постоянных затрат происходят дискретно и могут быть подвержены воздействию со стороны уровня активности, но они не находятся в пропорциональной зависимости от него. Такие изменения происходят, как правило, нечасто.

Например, если экономическая деятельность предприятия расширяется, то на определенном этапе может возникнуть необходимость в дополнительных складских помещениях для хранения его продукции, которые, в свою очередь, вызовут увеличение расходов на арендную плату. Таким образом, постоянные затраты (арендная плата) изменятся вместе с изменением уровня активности.

· Постоянные затраты, величина которых относительно не зависит от объема производства (начисленный износ, расходы по содержанию и эксплуатации зданий и оборудования).

Одна их часть связана с производственной мощностью предприятия (амортизация, арендная плата, заработная плата управленческого персонала на повременной оплате и общехозяйственные расходы), другая – с управлением и организацией производства и сбыта продукции (затраты на исследовательские работы, рекламу, на повышение квалификации работников и т.д.). Можно также выделить индивидуальные постоянные затраты для каждого вида продукции и общие для предприятия в целом.

В конце каждого отчетного периода косвенные производственные затраты распределяются между себестоимостью запасов незавершенного производства и продукций и расходами периода. При этом переменные затраты включаются с себестоимость выпущенной продукции и остатков незавершенного производства в полной сумме, независимо от уровня фактического использования производственных мощностей.

По способу отнесения затрат на себестоимость продукции:

Прямые затраты

В противоположность косвенным затратам прямые затраты могут быть начислены на основе первичных документов (накладных, нарядов и т.д.) непосредственно на единицу затрат. Для увеличения величины прямых затрат между расходами и единицей затрат должна существовать непосредственная связь.

Расходы на исследования и разработки конкретного товара являются прямыми затратами, поскольку они относятся только к одному продукту (единице продукции).

Классификация затрат на постоянные / переменные и косвенные / прямые относится к одним и тем же данным о затратах, а не рассматривает две отдельные группы расходов.

В результате все затраты могут быть проанализированы в двух направлениях, то есть либо как постоянные или переменные, либо как косвенные или прямые. На практике понятия постоянные и косвенные затраты часто используются равнозначно, так же как понятия переменные и прямые затраты. Однако данный подход не является универсальным, так как существуют исключения из общего правила. Если на начальном этапе процесса калькуляции затрат расходы не будут правильно проанализированы, то принятые руководством решения, основанные на конечных данных о затратах, будут ошибочными и могут привести к финансовым потерям для предприятия.

Таким образом, классификация затрат на постоянные / переменные и косвенные / прямые зависит во многом от выбора объекта калькулирования – т.е. того объекта, себестоимость которого необходимо исчислить. Подчеркнем принципиальное положение: чем больше удельный вес прямых расходов в себестоимости конкретного объекта калькулирования, тем точнее величина его себестоимости.

Косвенные затраты

Косвенными являются такие затраты, которые не могут быть начислены непосредственно на единицу продукции, и, чтобы попасть в ее себестоимость, они должны быть предварительно собраны на определенном счете и затем расчетным путем включены в себестоимость изделия, работы, услуги и т.д. Таким образом, менеджменту предприятия необходимо найти какой-нибудь метод отнесения этих расходов на отдельные единицы затрат (с использованием оценок и допущений). Примером косвенных затрат могут быть полные затраты бухгалтерии предприятия. Эти расходы относятся ко всей произведенной в течение периода времени продукции, а не просто к одной единице затрат.

Косвенные расходы часто рассматриваются как накладные расходы, и поэтому общую сумму всех накладных расходов, понесенных в процессе производства, называют «производственными накладными расходами». Оставшаяся часть накладных расходов по ее назначению называется «непроизводственными накладными расходами».

Постоянные косвенные производственные затраты распределяются между себестоимости продукции и расходами периода на основе нормативной мощности производственного оборудования. Нормативная мощность – это уровень производства, который, как ожидается, может быть достигнутым в среднем в течение нескольких периодов или сезонов при нормальных обстоятельствах, принимая во внимание потери в мощностях, возникающие в результате проведения планово-технических работ. Если фактический объем производства равен или выше нормативной мощности, фактическая сумма постоянных косвенных производственных затрат полностью включаются в себестоимость. Когда фактический объем производства ниже нормативной мощности, постоянные косвенные производственные затраты включаются в себестоимость на основе нормативной ставки, рассчитанной путем деления фактической суммы этих затрат на нормативную мощность. Оставшаяся сумма постоянных косвенных производственных затрат признается как расход в том отчетном периоде, в течение которого они были понесены.

По технико-экономическому назначению:

Основные (технологические) расходы

Основные (технологические) расходы – непосредственно связаны с производством и оказанием услуг, к ним относятся первые шесть статей затрат: затраты на оплату труда, стоимость материалов, топлива, электроэнергии, другие расходы, связанные с конкретным объектом калькулирования.

Накладные

Накладные – связаны с обслуживанием отдельных подразделений (цехов, участков) или организации в целом и управлением ими.

По однородности состава затрат:

Одноэлементные

Одноэлементные – затраты, которые на данном предприятии не могут быть разложены на составляющие, которые состоят из однородных элементов.

Комплексные

Комплексные – затраты, состоящие из нескольких экономических элементов (общепроизводственные, общехозяйственные расходы).

По рациональности использования:

Производственные

Производственные затраты включают все расходы, которые связаны с процессом производства продукции (работ, услуг).

Внепроизводственные (коммерческие)

Внепроизводственные (коммерческие) – это расходы, связанные с реализацией продукции.

По целесообразности использования:

Производительные

Производительные – затраты на производство продукции (работ, услуг) надлежащего качества, затраты, целесообразные для данного производства.

Непроизводительные

К непроизводительным расходам относят те, которые являются следствием недостатков в технологии и организации производства (брак продукции, оплата простоев и сверхурочных работ и др.).

По отношению к отчетному периоду:

Затраты текущего периода

Связаны с производством и реализацией продукции в данном периоде, а также часть резервируемых расходов и затрат будущих отчетных периодов, включаемых в себестоимость продукции планового и отчетного периода (вознаграждение за выслугу лет и др.).

Затраты будущих периодов

К ним относятся затраты, возникающие в данном планируемом и отчетном периоде, но подлежащие отнесению на себестоимость конкретных видов продукции (в заранее определенном размере) в течение нормативного срока (затраты на подготовку и освоение производства и др.).

По времени возникновения:

Текущие – постоянно производимые затраты.

Единовременные – однократные или периодически производимые.

Отметим следующее. При настоящем состоянии нормативной базы по себестоимости очень большое количество видов расходов подвергается критике с точки зрения правомерности их включения в состав текущих издержек производства или обращения. Важным здесь является инструмент учетной политики, создание внутренних документов, которые подтвердят технологию производственного процесса и обоснованность включения в себестоимость понесенных расходов. Необходима дополнительная регламентация, дополнительная «бюрократизация» деятельности предприятия. Таким образом, порядок формирования себестоимости продукции (работ, услуг) должен определяться экономическими принципами и экономическим содержанием хозяйственных операций. Определять экономический смысл и содержание понесенных расходов должны службы самого предприятия: бухгалтерские, финансовые, экономические. Отсюда вытекает повышение роли бухгалтера как профессионала и, прежде всего, как экономиста и финансиста.

1.2 Состав расходов

Расходы имеют место на предприятиях всех видов деятельности. В зависимости от направлениях осуществления они подразделяются на три группы:

1. Расходы операционной деятельности.

2. Расходы не операционной деятельности.

3. Расходы по подоходному налогу.

Расходы операционной деятельности включают издержки, связанные с осуществлением основной деятельности предприятия. К ним относятся:

а) себестоимость продаж;

б) коммерческие расходы;

в) общие и административные расходы;

г) другие операционные расходы.

Себестоимость продаж представляет собой часть затрат, товаром и оказанным услугам. Она включает:

а) на производственных предприятиях – прямые материальные затраты, прямые затраты по оплате труда, включая отчисления на социальное страхование, косвенные производственные затраты, относящиеся к реализованной продукции;

б) на торговых предприятиях – балансовую стоимость проданных товаров (наименьшую сумму из фактической себестоимости приобретенных товаров и чистой стоимости реализации);

в) на предприятиях сферы услуг – затраты на материалы и оплату труда, относящиеся к реализованным услугам.

Коммерческими называются расходы, связанные со сбытом продукции, товаров и оказанием услуг, а именно: расходы по маркетинговым операциям, на тару и упаковку продукции и товаров, транспортные расходы по сбыту, расходы на рекламу, на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание проданной продукции и товаров; расходы, связанные с созданием резерва по сомнительным долгам; расходы по возврату и снижению цен проданных товаров; расходы на оплату труда работников предприятий торговли, которые включают основную и дополнительную заработную плату, различные надбавки, доплаты, премии продавцам, кассирам, грузчикам, а также поварам, официантам на предприятиях общественного питания и другому персоналу, не посредственно связанному с продажей товаров; комиссионные сборы (отчисления), уплачиваемые с бытовым, посредническим, внешнеторговым организациям, расходы на приобретение лицензии на экспорт продукции и товаров; расходы на оформление таможенных декларации на реализацию продукции за пределами республики и др.

Общие и административные расходы включают расходы на обслуживание и управление предприятием в целом. К ним относятся: расходы на износ, ремонт и содержание основных средств, амортизацию нематериальных активов общехозяйственного назначения, содержание административного и хозяйственного персонала; начисленные налоги, сборы и платежи согласно действующему законодательству (кроме подоходного налога), а также невозмущенные налоги на добавленную стоимость, акцизы, за исключением подоходного налога; расходы на благотворительные цели и спонсирование; расходы на охрану труда; представительские расходы; расходы на командировки управленческого персонала; расходы на мероприятия по охране здоровья, организации досуга и отдыха работников предприятия; организационные расходы, связанные с проведением собрании акционеров, на изобретательство и рационализацию производственного характера; расходы на подготовку кадров; оплата различных услуг, оказываемых предприятию в соответствии с заключенным договорами; расходы, связанные с набором рабочей силы, расходы на содержание обслуживающих производств и хозяйств и др.

Другие операционные расходы включают суммы расходов по реализации других текущих активов, по текущей аренду, в виде штрафов, пении, неустоек; от изменений методов оценки текущих активов; по процентам за кредиты и займы; нераспределенные косвенные производственные затраты; недостачи и потери от порчи ценностей; расходы, связанные с бракованной продукцией а также суммы расходов, связанных с аннулированием производственных заказов, с прекращением производства, не давшего продукцию, расходов будущих периодов, оказавшиеся не целесообразными и др.

Расходы не операционной деятельности включает издержки, понесенные предприятием при осуществлении других видов деятельности. К ним относятся:

а) расходы инвестиционной деятельности;

б) расходы финансовой деятельности;

в) чрезвычайные убытки.

Расходы инвестиционной деятельности возникают в результате выбытия долгосрочных активов и включают расходы и убытки по выбытию нематериальных активов, незавершенных материальных активов, природных ресурсов, долгосрочных финансовых активов, суммы уценки выбывших долгосрочных активов, убытки от долевого участия в других предприятиях и от операции со связанными сторонами.

Расходы финансовой деятельности возникают в результате изменения размера и структуры собственного капитала, займов и кредитов предприятия. К ним относятся расходы по операциям, связанным с арендой и выплатой роялти, финансируемой арендой долгосрочных материальных активов, по курсовым валютным ризницам и др.

Чрезвычайные убытки возникают в результате редких и не типичных событии или операции, не связанных с финансово – хозяйственной (обычной) деятельностью предприятия. Они включают убытки от стихийных бедствии, потери вследствие политических потрясении, изменения законодательства страны.

Расходы по подоходному налогу включают совокупную сумму расходов по подоходному налогу, учитываемую при расчете чистой прибыли (убытка) отчетного периода.

Порядок определение расходов по подоходному налогу установлен положениями НСБУ 12 «учет подоходного налога» и подробно изложен во II томе серии книг «Новая система бухгалтерского учета экономических агентов Республики Молдова».

2. Изменения и признания затрат и расходов

При учете затрат и расходов возникают два главных вопроса:

1. измерение затрат и расходов т.е. определение и сумм, которые должны быть отражены в бухгалтерском учете и финансовых отчетах;

2. признание затрат и расходов, т.е. установление отчетного периода, в котором они должны быть отражены в бухгалтерском учете и в финансовых отчетах.

2.1 Измерение затрат и расходов

В соответствие с требованиями НСБУ затраты и расходы измеряются размере балансовой стоимости выбывших долгосрочных и текущих активов, фактически начисленных сумм оплаты труда и отчислений на социальное страхование, износа основных средств и малоценных и быстроизнашивающихся предметов, амортизации нематериальных активов, созданных резервов предстоящих расходов и платежей, поправок на сомнительные долги и т.п.

2.2 Признание затрат и расходов

Затраты предприятия признаются и подлежат включению в себестоимость продукции (услуг) того периода, к которому они относятся независимо от времени их оплаты – предварительной (авансы по заработной плате, предварительная оплата за полученный и потребленные материалы и т.д.) или последующей (оплата за время отпусков рабочих за счет предварительного созданного резерва и т.п.)

Расходы признаются и отражаются в бухгалтерском учете на основе соблюдения следующих принципов:

· начисления;

· осмотрительности;

· соответствия;

· непогашения;

Принцип начисления предусматривает, что расходы признаются и отражаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, в котором они имели место независимо от момента фактической выплаты денежных средств или другой формы компенсации. Например, потребленная электроэнергия, полученная со стороны, относится на затраты или расходы в том отчетном периоде, когда она была использована, а не в момент ее оплаты; арендная плата, перечисленная авансом, списывается на затраты или расходы в те периоды, когда арендованный объект был использован и т.д.

Принцип осмотрительности устанавливает, что расходы признаются и отражаются в учете в момент их осуществления. Например, недостачи, выявленные при инвентаризации товарно-материальных ценностей, стоимость окончательно забракованной продукции, затраты по ее исправлению и другие отражаются в учете как расходы на дату их выявления независимо от причин и виновников. Сумма же их возмещения (доход) признается лишь тогда, когда у предприятия имеется обоснованная уверенность в их получении, т.е. соответствующее документальное подтверждение (письменно согласие работника на возмещение материального ущерба, решение суда и т.п.).

Принцип осмотрительности дает право предприятиям при необходимости создавать соответствующие резервы за счет расходов периода для возмещения предполагаемых убытков по сомнительным долгам, на возврат и уценку проданных товаров, на гарантийный ремонт и обслуживание проданной продукции и товаров и др. В то же время принцип осмотрительности не оправдывает создание скрытых резервов, что может привести к необоснованному завышению расходов и уменьшению финансового результата.

Принцип соответствия предусматривает одновременное отражение в учете и финансовых отчетах расходов и доходов, связанных с одним и теми же хозяйственными операциями. Например, себестоимость продаж (себестоимость реализованной продукции, товаров, оказанных услуг) признается и отражается на счетах бухгалтерского учета и финансовых отчетах одновременно с доходом от продаж, т.е. в одном отчете периоде.

Принцип непогашения не допускает изменения ранее признанных сумм доходов и расходов и не разрешает их взаимное списание в течение отчетного года. При этом, если возникают сомнения относительно получения причитающейся суммы, ранее включенной в доход, такая сумма относится на увеличение расходов, а не на уменьшение первоначально признанной суммы дохода. Данное положение применимо, в основном, для доходов и расходов, отраженных в годовом Отчете о финансовых результатах.

3 . Учет затрат и расходов предприятия

3.1 Учет затрат

нормативный затрата себестоимость продукция

Учет затрат ведется на синтетических счетах класса 8 «Счета управленческого учета» группы 81 «Счета производственных затрат»:

· 811 «Основное производство»

· 812 «Вспомогательные производства»

· 813 «Косвенные производственные затраты».

Особенность счетов производственных затрат заключается в том, что в конце каждого отчетного периода они закрываются счетами финансового учета и сальдо не имеют.

Счет 811 «Основное производство» предназначает для обобщения информации о затратах основного производства, т.е. производства продукции (услуг), которое явилось целью создания данного предприятия. В частности, этот счет используется для учета затрат:

· Промышленных и сельскохозяйственных предприятий по выпуску продукции;

· Подрядных, геологических и проектно – изыскательных предприятий по выполнению строительно-монтажных, геологоразведочных и проектно-изыскательных работ;

· Предприятий транспорта и связи по оказанию ими услуг;

· Предприятий общественного питания по выпуску собственной продукции (в части сырья и материалов);

· Дорожных хозяйств по содержанию и ремонту автомобильных дорог.

Счет 811 «Основное производство» является калькуляционным. В течение отчетного периода по его дебету отражаются материальные затраты, затраты на оплату труда, косвенно производственные затраты, а также балансовая стоимость забракованной продукции, возвращенная для исправления в цеха основного производства. При этом составляется запись:

Дт 811 «Основное производство»

КТ 211 «Материалы»

КТ 521 «Краткосрочные обязательства по торговым счетам»

КТ 522 «Краткосрочные обязательства связанным сторонами»

КТ 812 «Вспомогательные производства»

КТ 531 «Обязательства персоналу по оплате труда»

КТ 533 «Обязательства по страхованию»

КТ 813 «Косвенно производственные затраты»

КТ 217 «Товар»

По кредиту счета 811 «Основное производство» отражаются:

1. Фактическая себестоимость выпущенной готовой продукции и оказанных услуг:

ДТ 216 «Продукция»

ДТ 711 «Себестоимость продаж»

КТ 811 «Основное производство».

2. Фактическая себестоимость окончательного брака, выявленного в цехах основного производства:

ДТ 714 «Другие операционные расходы»

КТ 811 «Основное производство».

3. Стоимость оприходованных отходов и лома по ценам возможного использования, а также материалов, изготовленных в цехах предприятия:

ДТ 211 «Материалы»

КТ 811 «Основное производство».

В конце каждого отчетного периода Счет 811 «Основное производство» закрывается. При этом, остаток незавершенного производства переносится на счет 215 «Незавершенное производство» проводкой:

ДТ 215 «Незавершенное производство»

КТ 811 «Основное производство»

В начале следующего отчетного периода остаток незавершенного производства восстанавливается на счете 811 обратной записью:

ДТ 811 «Основное производство»

КТ 215 «Незавершенное производство».

Пример 3 : При этом в«Fil. S POSTA MOLDOVE CP TaracliaI» в соответствии с НСБУ составляются следующие бухгалтерские записи:

1. Отражается в бухгалтерском учете сумма израсходованного сырья и материала для производства основной продукции:

ДТ 811 «Основное производство» на сумму 4226896 лей

ДТ 713 «Расходы по НДС на приобретенные материалы» 845379 лей

КТ 211 «Материалы» на сумму 5072275 лей

2. Начисляется заработная плата работникам основного производства:

ДТ 811 «Основное производство» на сумму 287,96

КТ 531 «Обязательства персоналу по оплате труда» на сумму 252,60 лей КТ 533 «Обязательства по страхованию» 35,36 лей

3. Относятся косвенные производственные затраты основного производства:

ДТ 811 «Основное производство» на сумму 1073391 лей

КТ 813 «Косвенно производственные затраты» на сумму 1073391 лей

4. Относятся затраты вспомогательных производств на затраты основного производства.

ДТ 811 «Основное производство» на сумму 871256 лей

КТ 812 «Вспомогательные производства» на сумму 871256 лей

Счет 812 «Вспомогательные производства» предназначен для обобщения информации о затратах производств, которые являются вспомогательными (подсобными) для основного производства или основной деятельности предприятия. В частности, этот счет используется для учета затрат производств, обеспечивающих:

· Обслуживание или снабжение различными видами энергии (электро – и теплоэнергией, паром, газом, водой и др.)

· Тарное производство снабжение и хранение стеклотары для упаковки продукции;

· Транспортное обслуживание;

· Ремонт основных средств;

· Изготовление инструментов, спецприспособлений, спецоснастики, штампов, запасных частей;

· Изготовление строительных деталей, конструкции или обогащение строительных материалов (в основном на строительных предприятиях);

· Добычу камня, гравия, песка и других нерудных материалов;

По дебету счета 812 «вспомогательные производства » отражаются прямые затраты, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг, а также косвенные затраты, связанные с обслуживанием и управлением вспомогательных производств, и балансовая стоимость заблокированной продукции, возвращенной для исправления в цехах вспомогательных производств.

На основании составляется проводки:

ДТ 812 «Вспомогательные производства»

КТ 521 «Краткосрочные обязательства по торговым счетам»

КТ 522 «Краткосрочные обязательства связанным сторонам»

КТ 812 «Вспомогательные производства»

КТ 531 «Обязательства персоналу по оплате труда»

КТ 533 «Обязательства по страхованию»

КТ 538 «Резервы предстоящих расходов и платежей»

КТ 813 «Косвенные производственные затраты»

КТ 217 «Товар»

По кредиту счета 812 «вспомогательные производства» отражаются:

1. фактическая себестоимость услуг вспомогательных производств, оказанных:

а) при приобретение активов:

ДТ 112 «Незавершенные материальные активы»

ДТ 121 «Незавершенные материальные активы»

ДТ 122 «Земельные участки»

ДТ 123 «Основные средства»

ДТ 211 «Материалы»

ДТ 213 «МБП»

ДТ 217 «Товары»

КТ 812 «Вспомогательные производства»;

б) подразделения предприятия:

ДТ 712 «Коммерческие расходы»

ДТ 713 «Общие и административные расходы»

ДТ 723 «Чрезвычайные убытки»

ДТ 811 «Основное производство»

ДТ 812 «Вспомогательные производства»

ДТ 813 «Косвенные производственные затраты»

КТ 812 «Вспомогательные производства»;

в) сторонним юридическим и физическим лицам:

ДТ 711 «Себестоимость продаж»

КТ 812 «Вспомогательные производства».

2. Фактическая себестоимость материалов, инструментов, произведенной, продукции:

ДТ 211 «Материалы»

ДТ 213 «МБП»

ДТ 217 «Товары»

КТ 812 «Вспомогательные производства».

3. Оприходование лома и отходов по ценам возможного использования:

ДТ 211 «Материалы»

КТ 812 «Вспомогательное производства».

4. Себестоимость окончательного брака, выявленного в цехах вспомогательных производств:

ДТ 714 «Другие операционные расходы»

КТ 812 «Вспомогательное производство»

В начале следующего отчетного периода остаток незавершенного производства восстанавливается на счет 812 обратной записью:

ДТ 812 «Вспомогательное производство»

КТ 215 «Незавершенное производство».

Пример 4

В «Fil. S POSTA MOLDOVE CP TaracliaI» в бухгалтерском учете составляются записи. 1. Затраты вспомогательных производств:

ДТ 812 «Вспомогательные производства» на сумму 871256

КТ 522 «Краткосрочные обязательства связанным сторонами» на сумму 807318 лей

КТ 531 «Обязательства персоналу по оплате труда» на сумму 48808 лей

КТ 533 «Обязательства по страхованию» на сумму 15130 лей

2. Стоимость услуг оказанные сторонами организациями:

КТ 812 «Вспомогательные производства» не сумму 637556 лей

КТ 522 «Краткосрочные обязательства по торговым счетам» на сумму 637556 лей

По кредиту смета 812 отражается фактическая себестоимость услуг вспомогательного производства предприятия

ДТ 811 «Основное производство» на сумму 871256 лей

КТ 812 «Вспомогательные производства» на сумму 871256 лей

Счет 813 «Косвенные производственные затраты» предназначен для учета затрат, связанных с обслуживанием и управлением производственных подразделений предприятия.

Счет 813 «Косвенные производственные затраты» являетсясобирательно-распределительным. В течении отчетного периода по его дебету накапливается затраты по статьям, установленным каждым предприятием, исходя из требований НСБУ 3 «Состав затрат и расходов предприятия». При этом составляются проводки:

1. Начисление оплаты труда и отчислений на социальное страхованию административно-управленческому персоналу производительных подразделений:

ДТ 813 «Косвенно производственные затраты»

КТ 531 «Обязательства персоналу по оплате труда»

КТ 533 «Обязательства по страхованию».

2. Начисление амортизации нематериальных активов и износа основных средств производительного назначения и истощения природных ресурсов:

ДТ 813 «Косвенно производственные затраты»

КТ 113 «Амортизация нематериальных активов»

КТ 214 «Износ основных средств»

3. Отражение затрат не ремонт и содержание основных средств в рабочем состоянии:

А) использованных материалов:

ДТ 813 «Косвенно производственные затраты»

КТ 211 «Материалы»;

Б) потребленных электроэнергией, пара, воды:

ДТ 813 «Косвенные производственные затраты»

КТ 812 «Вспомогательные производства»

КТ 521 «Краткосрочные обязательства по торговым счетам»

КТ 522 «Краткосрочные обязательства связанные сторонами»;

В) начисленной оплаты труда вспомогательных рабочих и отчислений на социальное страхование:

ДТ 813 «Косвенно производственные затраты»

КТ 531 «Обязательства по оплате труда»

КТ 533 «Обязательства по страхованию».

4. Списание балансовой стоимости малоценных и быстроизнашивающихся предметов стоимостью до части установленного лимита за единицу (1500 леев), переданных в эксплуатацию:

ДТ 813 «Косвенно производственные затраты»

КТ 213 «МБП»

5. Начисления износа малоценных и быстроизнашивающихся предметов:

ДТ 813 «Косвенно производственные затраты»

КТ 214 «МБП»

6. Начисление оплаты за охрану производственных подразделений:

ДТ 813 «Косвенно производственные затраты»

КТ 539 «Прочие краткосрочные обязательства»

7. Списание затрат, осуществленных подотчетными лицами:

А) При выдачи им авансов:

ДТ 813 «Косвенно производственные затраты»

КТ 227 «Краткосрочная дебиторская задолженность персонала»;

Б) Без предварительной выдачи авансов:

ДТ 813 «Косвенно производственные затраты»

КТ 532 «Обязательства персоналу по прочим операциям»

8. Начисление страховых платежей

ДТ 813 «Косвенно производственные затраты»

КТ 533 «Обязательства по страхованию».

9. Отражение недостач и потерь от порчи товарно-материальных ценностей в пределах норм естественной убыли:

ДТ 813 «Косвенно производственные затраты»

КТ 211 «Материалы»

Кт 212 «Животные на выращивании и откорме»

КТ 213 «МБП»

КТ 215 «Незавершенное производство».

10. Создание резервов на оплату отпусков рабочих и ремонт основных средств:

ДТ 813 «Косвенно производственные затраты»

КТ 538 «Резервы предстоящих расходов и платежей».

11. Списание доли долгосрочных и текущих расходов будущих периодов на затраты отчетного периода:

ДТ 813 «Косвенно производственные затраты»

КТ 141 «Долгосрочные расходы будущих периодов»

КТ 251 «Текущие расходы будущих периодов».

В конце каждого отчетного периода (месяца) затраты, накопленные на дебете счета 813 «Косвенно производственные затраты», списываются и включаются в себестоимость продукции и услуг основных и вспомогательных производств, других активов или относятся на расходы периода. Распределение косвенных производственных затрат осуществляется в порядке, изложенном в примере 1 настоящей главы и отражается проводкой:

ДТ 811 «Основное производство»

ДТ 812 «Вспомогательное производство»

ДТ 714 «Другие операционные расходы»

ДТ 112 «Незавершенные нематериальные активы»

ДТ 121 «Незавершенные нематериальные активы»

ДТ 141 «Долгосрочные расходы будущих периодов»

КТ 813 «Косвенно производственные затраты».

Пример 5

При этом в «Fil. S POSTA MOLDOVE CP TaracliaI» в соответствии с НСБУ составляются следующие бухгалтерские записи:

Начисление износа основных средств производственного назначения:

ДТ 813 «Косвенно производственные затраты» на сумму 1058135

КТ 124 «Износ основных средств» на сумму 1058135 лей

Списание затрат, осуществленных подотчетными лицами при выдачи им авансов

ДТ 813 «Косвенно производственные затраты» на сумму 6117 лей

КТ 227 «Краткосрочная дебиторская задолженность персонала» на сумму 6117 лей

Списание доли текущих расходов будущих периодов на затраты на отчетные периоды

ДТ 813 «Косвенно производственные затраты» на сумму 9139 лей

КТ 251 «Текущие расходы будущих периодов» на сумму 9139 лей

Отнесение косвенно производственные затраты на затраты основного производства.

ДТ 811 «Основное производство» на сумму 1073391 лей

КТ 813 «Косвенно производственные затраты» на сумму 1073391 лей

Счета производственных затрат тесно взаимосвязаны между собой и его счет амии расходов.

3.2 Учет расходов

Для учета расходов предназначены синтетические счета класса7 «Расходы»:

· 711 «Себестоимость продаж»

· 712 «Коммерческие расходы»

· 713 «Общие и административные расходы»

· 714 «Другие операционные расходы»

· 721 «Расходы инвестиционной деятельности»

· 722 «Расходы финансовой деятельности»

· 723 «Чрезвычайные убытки»

· 731 «Расходы по подоходному налогу»

Классификация счетов класса 7 «Расходы» представлена в схеме 4.

Счета расходов являются активными. По их дебету в течение отчетного периода отражаются нарастающим итогом с начала года суммы расходов, а по кредиту – отнесение накопленных расходов в конце отчетного года на финансовый результат.

Счет 711 «Себестоимость продаж» предназначен для обобщения информации о фактической себестоимости реализованных продукций, товаров и оказанных. В течении отчетного периода на фактическую себестоимость проданных товаров, продукции, оказанных услуг составляется запись:

ДТ 711 «Себестоимость продаж»

КТ 217 «Товар»

КТ 217 «Продукция»

КТ 811 «Основное производство»

КТ 812 «Вспомогательные производства».

В конце каждого квартала дебетовый оборот счета 711 «Себестоимость продаж» отражается по строке 020 Отчета о финансовых результатах и вычитается из доходов от продаж при определении валовой прибыли предприятия.

Пример 6

В течение декабря 2008 г. В «Fil. S POSTA MOLDOVE CP TaracliaI» на фактическую себестоимость проданных товаров, продукции и оказанных услуг составлены следующие проводки:

ДТ 711 «Себестоимость продаж» на сумму 6517520 леев

КТ 211 «Материалы» на сумму 6517520 леев

ДТ 711 «Себестоимость продаж» на сумму 876514 леев

КТ 217 «Товары» на сумму 876514 леев

ДТ 711 «Себестоимость продаж» на сумму 637556 леев

КТ 811 «Основное производство» на сумму 637556 леев

Счет 712 «Коммерческие расходы» используются для учета расходов по реализации, товаров и оказанных услуг.

В течение отчетного периода на дебете данного счета накапливаются нарастающим итогом с начала года коммерческие расходы предприятия. При этом составляются следующие бухгалтерские проводки:

1. Отражение расходов по упаковке готовой продукции на складах производственных предприятий, включая стоимость тары и тарных материалов, заработную плату с отчислениями на социальное страхование рабочих, занятых упаковкой, а также услуги вспомогательных производств или сторонних организаций:

ДТ 712 «Коммерческие расходы»

КТ 211 «Материалы»

КТ 531 «Обязательства персоналу по оплате труда»

КТ 533 «Обязательства по страхованию»

КТ 812 «Вспомогательные производства»

КТ 521 «Краткосрочные обязательства по торговым счетам».

Если упаковка изделий осуществляется в цехах, где они изготавливаются, то стоимость тары и затраты по их упаковке отражаются непосредственно на дебете 811 «Основное производство» и включаются в себестоимость выпущенной продукции.

2 . Отражение по погрузке продукции и товаров в транспортные средства, осуществляемой рабочими склада, вспомогательными производствами или сторонними организациями:

ДТ 712 «Коммерческие расходы»

КТ 531 «Обязательства персонала по оплате труда»

КТ 533 «Обязательства по страхованию»

КТ 812 «Вспомогательное производство»

КТ 521 «Краткосрочные обязательства по торговым счетам».

3. Отражение стоимости перевозки продукции и товаров со склада предприятия до места сдачи покупателю или до станции (пристани, аэропорта) отправления собственным или привлеченным транспортом, при условии, что эти расходы несет поставщик (продавец):

ДТ 712 «Коммерческие расходы»

КТ 812 «Вспомогательные производства»

КТ 521 «Краткосрочные обязательства по торговым счетам».

4. Отражение расходов на оплату труда работников предприятий торговли, непосредственно связанных с продажей товаров, а также работников предприятий общественного питания, занятых изготовлением и реализацией продукции:

ДТ 712 «Коммерческие расходы»

КТ 531 «Обязательства персоналу по оплате труда»

КТ 533 «Обязательства по страхованию»

5. Отражение расходов по рекламе в прессе, по радио, на телевидении; печатание буклетов и др.

ДТ 712 «Коммерческие расходы»

КТ 241 «Касса»

КТ 242 «Расчетный счет»

КТ 243 «Валютный счет»

КТ 244 «Специальные счета в банках»

КТ 521 «Краткосрочные обязательства по торговым счетам»

КТ 227 «Краткосрочная дебиторская задолженность персонала»

КТ 532 «Обязательства персоналу по прочим операциям».

6. Списание балансовой стоимости образцов готовой продукции и товаров, переданных бесплатно согласно договорам, на выставках, ярмарках и т.п.:

ДТ 712 «Коммерческие расходы»

КТ 216 «Продукция»

КТ 217 «Товары»

7. Создание резервов:

А) для возмещения предлагаемых потерь по сомнительным долгам:

ДТ 712 «Коммерческие расходы»

КТ 222 «Поправка на сомнительные долги»

Б) по гарантийному ремонту и обслуживанию проданной продукции и товаров, на оплату отпусков и на возврат и снижение цен проданных товаров:

ДТ 712 «Коммерческие расходы»

КТ 538 «Резервы предстоящих расходов и платежей».

8. Списание балансовой стоимости МБП стоимостью не более части установленного лимита за единицу (500 леев):

ДТ 712 «Коммерческие расходы»

КТ 213 «МБП»

9. Начисление износа МБП стоимостью не более 50 леев, используемых при упаковке, погрузке реализуемой продукции и товаров:

ДТ 712 «Коммерческие расходы»

КТ 214 «Износ МБП».

В конце каждого отчетного периода оборот Счета 712 «Коммерческие расходы» отражаются нарастающим итогом с начала года в Отчете о финансовых результатах по одноименной строке 050 и вычитается из доходов при определении учетного финансового результата.

Пример 7

При этом в «Fil. S POSTA MOLDOVE CP TaracliaI» в соответствии с НСБУ составляются следующие бухгалтерские проводки:

Отражаются расходы по упаковке табака на складах, включая стоимость тарных материалов.

ДТ 712 «Коммерческие расходы» на сумму 75192 лей

ДТ 713 «Расходы по НДС на приобретенные материалы» 15038 лей

КТ 211 «Материалы» на сумму 90230 лей

Отражаются расходы по упаковке готовой продукции, включая заработную плату с отчислением на социальное страхование рабочим, занятых упаковкой.

ДТ 712 «Коммерческие расходы» на сумму 755368 леев

КТ 531 «Обязательства персоналу по оплате труда» на сумму 484220 лей

КТ 533 «Обязательства по страхованию» на сумму 150108 лей

КТ 521 «Краткосрочные обязательства по торговым счетам» на сумму 121040 лей

Отражение в учете расходов по погрузке продукции и товаров в транспортные средства, осуществляемой рабочими склада:

ДТ 712 «Коммерческие расходы» на сумму 325457 лей

КТ 531 «Обязательства персоналу по оплате труда» на сумму 224565 леев

КТ 533 «Обязательства по страхованию» на сумму 100892 лей

Списание балансовой стоимости МБП стоимостью до части установленного лимита за единицу.

ДТ 712 «Коммерческие расходы» на сумму 56,00 лей

КТ 213 «МБП» на сумму 56,00 лей

Начисление износа МБП, используемых при упаковке, погрузке и разгрузке реализуемой продукции

ДТ 712 «Коммерческие расходы» на сумму 65 лей

КТ 214 «Износ МБП» на сумму 65 лей

Счет 713 «Общие и административные расходы» применяются для учета расходов на обслуживание производства и управление предприятием в целом. В течение отчетного периода общие и административные расходы накапливаются нарастающим итогом с начала года на дебет счета 713 и отражаются следующими бухгалтерскими проводками:

1. Начисление оплаты труда, различных премий, пособий работникам управления, хозяйственному персоналу, рабочим за время простоев, гонораров авторам за рациональные предложения и изобретательство и отчисления на социальное страхование:

Дт 713 «Общие и административные расходы»

КТ 531 «Обязательства персоналу по оплате труда»

КТ 533 «Обязательства по страхованию»

2. Начисление амортизации нематериальных активов и основных средств, используемых в общехозяйственных целях:

Дт 713 «Общие и административные расходы»

КТ 113 «Амортизация нематериальных активов»

КТ 124 «Износ основных средств»

3. Отражение расходов на содержание и ремонт основных средств общехозяйственного назначения:

ДТ 713 «Общие и административные расходы»

КТ 211 «Материалы»

КТ 521 «Краткосрочные обязательства по торговым счетам»

КТ 522 «Краткосрочные обязательства, связанные сторонами»

КТ 531 «Обязательства персоналу по оплате труда»

КТ 533 «Обязательства по страхованию»

КТ 812 «Вспомогательное производство»

4. Списание балансовой стоимости МБП стоимостью не более части установленного лимита за единицу (1500 леев):

ДТ 713 «Общие и административные расходы»

КТ 213 «МБП»

5. Начисление износа МБП стоимостью больше 1500 леев, используемых для общехозяйственных нужд предприятия:

ДТ 713 «Общие и административные расходы»

КТ 214 «Износ МБП»

6. Принятие к оплате счетов вневедомственной охраны за обеспечение охраны объектов общехозяйственного назначения:

ДТ 713 «Общие и административные расходы»

КТ 539 «Прочие краткосрочные обязательства».

7. Отрежение расходов на командировки и другие цели, осуществляемых подотчетными лицами при выдаче авансов или без предварительной выдачи авансов в подотчет:

ДТ 713 «Общие и административные расходы»

КТ 227 «Краткосрочная дебиторская задолженность персонала»

КТ 532 «Обязательства персоналу по прочим операциям».

8. Оплата представительских расходов или принятие к оплате счетов различных организаций, авансовых отчетов за оказанные услуги, относимых к представительским расходам:

ДТ 713 «Общие и административные расходы»

КТ 241 «Касса»

КТ 242 «Расчетный счет»

КТ 244 «Специальные счета в банках»

КТ 227 «Краткосрочная дебиторская задолженность»

КТ 521 «Краткосрочные обязательства по торговым счетам»

КТ 532 «Обязательства персоналу по прочим обязательствам»

КТ 539 «Прочие краткосрочные обязательства»

9. Начисление платежей за страхование имущества административного и общехозяйственного назначения:

ДТ 713 «Общие и административные расходы»

КТ 533 «Обязательства по страхованию»

10. Начисление дополнительных выплат, пособий, надбавок и др. предусмотренных в п. 3 статьи 20 НСБУ 3:

ДТ 713 «Общие и административные расходы»

КТ 531 «Обязательства персоналу по оплате труда»

11. Отражение расходов на содержание служебного легкового транспорта:

ДТ 713 «Общие и административные расходы»

КТ 211 «Материалы»

КТ 124 «Износ основных средств»

КТ 531 «Обязательства персоналу по оплате труда»

КТ 533 «Обязательства по страхованию»

12. Отражение расходов на содержание обслуживающих производств и хозяйств (эксплуатацию жилых домов, общежитий, домов отдыха, санаториев, и др. учреждения стоящие на балансе предприятия):

ДТ 713 «Общие и административные расходы»

КТ 124 «Износ основных средств»

КТ 211 «Материалы»

КТ 213 «МБП»

КТ 214 «Износ МБП»

КТ 531 «Обязательства персоналу по оплате труда»

КТ 533 «Обязательства по страхованию»

КТ 521 «Краткосрочные обязательства по торговым счетам»

КТ 812 «Вспомогательное производство».

13. Оплата или начисление налогов и сборов (за исключением подоходного налога), судебных издержек и госпошлины:

ДТ 713 «Общие и административные расходы»

КТ 241 «Касса»

КТ 242 «Расчетный счет»

КТ 243 «Валютный счет»

КТ 534 «Обязательства по расчетам с бюджетом»

14. Списание стоимости продуктов питания и медикаментов с просроченным гарантийным сроком годности:

ДТ 713 «Общие и административные расходы»

КТ 211 «Материалы»

КТ 216 «Продукция»

КТ 217 «Товары».

В конце каждого квартала общие и административные расходы, накопленные на дебет счета 713, отражаются в Отчете о финансовых результатах по одноименной строке 060 вычитаются при определении учетного финансового результата.

Заключение

Управление предприятием представляет собой процесс обеспечения его деятельности для достижения поставленных целей. Целью нормально функционирующего предприятия является получение максимальной прибыли с наименьшими затратами для формирования источников последующего экономического развития предприятия, которое позволит вести инвестиционную политику, политику реконструкции и расширения производства; социальную политику развития коллектива, дающую базу для формирования кадровой политики, и т.д. Финансовый результат деятельности предприятия в свою очередь во многом зависит от правильно выбранной стратегии управления себестоимостью. Модели, основанные на изучении взаимоотношения затрат, объема производства и прибыли, дают возможность руководителям предприятия планировать и прогнозировать деятельность фирмы.

Одна из серьезных проблем руководителя предприятия сегодня – невозможность принятия управленческих решений на основании бухгалтерской информации, так как предложенные Минфином РМ методы классификации учета затрат, в рамках которых формируется информационная база для менеджеров молдавских фирм, не позволяют правильно и полноценно ее использовать для анализа и прогнозирования. Поэтому для финансово-экономического управления предприятием необходима разработка системы методов и рекомендаций по формированию более точной информации в нынешних условиях.

Одним из проверенных мировой практикой эффективных способов управления себестоимостью в рыночных условиях является управление через центры затрат. Эта форма управления стоимостью в различных вариантах применяется практически всеми крупными и средними компаниями.

Причем себестоимость может включать затраты как прямые, так и косвенные расходы. Она может калькулироваться на основе только произведенных расходов, связанных с изготовлением данного вида продукции. Все же другие виды затрат, которые также по своей экономической сущности составляют часть текущих издержек, либо включаются в калькуляцию, либо нет, то есть возмещаются единой суммой из выручки (или валовой прибыли).

Таким образом, для реализации задач оптимального финансового управления предприятием целесообразно выделять центры формирования затрат с делением затрат на косвенные и прямые.

Данный механизм формирования центров затрат для управления себестоимостью на предприятии позволит решить следующие задачи управления:

1. Получение оперативной информации по затратам каждого центра и его структурных единиц;

2. Анализ затрат в разрезе каждого центра;

3. Составление бюджета расходов на предприятии и прогнозирование затрат по центрам;

4. Получение оперативной информации для управления стоимостью, расчета объема продаж с заданной прибылью;

5. Согласование и увязка задач производства, управления и маркетинга на долгосрочной и краткосрочной основе;

Учитывая изложенное, можно сказать, что в дополнение к бухгалтерскому учету, который главным образом удовлетворяет нужды внешних органов и органов общегосударственной статистики и данные которого используются на уровне управления народным хозяйством в целом, на предприятиях должна быть создана эффективная система интегрированного внутризаводского учета, всесторонне и комплексно характеризующего протекание и результаты производственно-хозяйственной деятельности на различных уровнях, вплоть до отдельных рабочих мест. В результате появится качественно новый вид учета – производственный учет, который в основном на базе бухгалтерского учета должен синтезировать элементы всех видов хозяйственного учета, а также элементы экономического анализа, что обеспечит возможность активного наблюдения за величиной, направлением, целесообразностью и эффективностью расходования производственных ресурсов.

Развитие рыночных отношений и связанные с этим потребности экономической практики будут стимулировать дальнейшие исследования в направлении управленческого (производственного) учета и путей его организации на предприятиях Молдовы

Список литературы

1. Налоговый кодекс – утвержден 24.04.1997 г. «Закон об администрировании подоходного налога» и введение вдействие первого, второго налогового кодекса, утвержденного 24.04.1997 г.

2. Приказ Министра финансов РМ «Об утверждении и введении в действии НСБУ и плана счетов» (№174 от 25.12.1997)

3. А.Д. Недерица «Корреспонденция счетов бухгалтерского учета» Кишинэу 2006

4. Постановления о применении Международных стандартов финансовой отчетности на территории РМ №238 от 29.02.2008 г. Официальный Монитор Р.М. 2008 г. №47–48.

5. Инструкция о порядке исчисления и уплаты подоходного налога лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, Мин.фин. Р.М №3 от 29.01.2001 г.

6. Недерица А.С. Учебник «Финансовый учет», Кишинэу: ACAP, 2004 г.

7. Закон о бухгалтерском учете №113-XVI от 27.04.2007 г.

Скачать архив с текстом документа